Вы слышали, что сказано древним: не убивай! кто же убьет, подлежит суду ( Мф.5:21 ), сказал Христос. Из десяти заповедей, данных на горе Синай, шестая гласит: не убивай! По карательным законам Моисея, за умышленное убийство полагалась смертная казнь ( Чис.35:16–21 ), причем умертвить убийцу мог мститель за кровь. Совершивший же неумышленное убийство подлежал суду ( Чис. 35:24 ), состоявшему из судей, избиравшихся евреями из своей среды в каждом месте их пребывания ( Втор. 16:18 ). Высшим судилищем, судившим важнейшие дела и, главным образом, преступления против веры стал со временем Синедрион, заседавший в Иерусалиме и состоявший их 72 членов. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф.5:22 ). Давая эту новую заповедь, Иисус не отменил ветхозаветной заповеди не убей, основанной на вечном законе любви, так как, осуждая даже только гневающегося на брата, Он несомненно осуждал и убийцу. Кто достиг такого нравственного совершенства, что даже не гневается ни на кого, тот, конечно, и не убьет. В некоторых древних списках Евангелия нет слова напрасно, в них сказано, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду. Из древних толкователей Евангелия Иустин-философ и Тертулиан, по-видимому, руководствовались такими списками Евангелия, в которых не было слова напрасно. Св. Иустин-философ в первой апологии своей, представленной Императору Антонину, царствовавшему с 138 по 161 г. по Р. Х., говорит: «А о том, чтобы быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его (Иисуса) слова: ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй; кто рассердится, тот повинен огню (Соч. Иустина-философа, русск. перев, Преображенского, 1892 г., стр. 46). Тертулиан в своей апологии говорит: «Какой превосходнее, какой премудрее закон? Тот ли, который говорит только: «не убей, не прелюбодействуй, не делай зла, не обижай никого», или тот, которым предписывается еще не гневаться, не иметь вожделений даже глазами, не говорить ни о ком дурно, не противиться злу?» (Соч. Тертулиана, русск. перев. 1849 г., стр. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Дух пребывает на человеке (Суд. 3:10) и в человеке (Чис. 27:18), в его сердце (Ис. 63:11), Дух наполняет человека (Исх. 31:3) и обнимает его (Суд. 6:34), Дух находит на человека (1 Цар. 10:6, Иез. 11:5), говорит в нем (2 Цар. 23:2), Дух может телесно унести человека (4 Цар. 2:16). По анализу словоупотребления видно, что сошествия Духа на людей бывают различны как по своей продолжительности, так и по своему характеру: краткие и поверхностные, как у судей, или длительные и глубокие, как у пророков . Но о жизни в Духе, о которой нам известно из Нового Завета, говорить не приходится. Block справедливо проводит различие: если в Ветхом Завете Дух находил на избранных людей, чтобы они были исполнителями какой-либо специальной божественной воли, то в Новом Завете Дух постоянно обитает в верующих . Боговидец Моисей, в ответ на ревность Иисуса Навина, порожденную необычным увеличением пророчествующих, желает, чтобы Бог поместил бы Его Дух во всех людей так, чтобы они могли бы пророчествовать (Чис. 11:29). Из этого восклицания видно, что в те времена исполнение Духа Божия было редким уделом немногих даже среди праведников. Но и на удостоившихся принять Его, Он пребывает не постоянно: Дух находит на личности и оставляет их, иногда из-за их греха: не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс. 50:13), так, по толкованию свт. Афанасия, царь Давид " молится, чтобы Дух пророческий сошел на него, ибо Он оставил его по причине греха " , ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:5). В третьей книге Ездры содержится целая молитва о ниспослании Духа: если я приобрел милость у Тебя, ниспошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было соделано в мире от начала, что было написано в законе Твоем (3 Езд. 14:22). Таким образом, Святой Дух, передававший пророкам слова Божии, понимается как Божественный автор священных писаний. Действия Духа на личность человека многоразличны: Дух научает (Исх. 31:3), подает силу (Мих. 3:8), утверждает на дела благие (Пс. 50:14) и ведет по пути Господнем (Пс. 142:10). Kaiser отмечает, что " одним из наиболее важных, но вместе с тем наиболее трудных аспектов в Ветхом Завете является попытка точно описать действие Святого Духа в личном опыте обновления и освящения в этом Завете " . Сам Kaiser отвечает отрицательно на вопрос, было ли перерождение личности под воздействием Духа в Ветхом Завете, указывая при этом на то, что весть о рождении от Духа в Ин. 3:6 прозвучала новостью для ветхозаветного книжника Никодима. Но этому противоречит изречение Самуила: и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком (1 Цар. 10:6). Таким образом, Дух не просто управляет личностью, но Своим присутствием воздействует на все существо человека, изменяя его.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

Исаия же от имени Христа говорит: «так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, – и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (49:22). Сам Христос сравнивает Свое висение на кресте с вознесением на древо медного змея в пустыне Моисеем: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Иоан. 3:14 ). Медный же змей был повешен на дерево, которое называлось «знаменем»: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» ( Чис. 21:8–9 ). Следовательно, по словам Самого Христа, медный змей прообразовал собой распятого Христа, а знамя – Его честный крест, и, как всякий ужаленный змеей, «взглянув на медного змея, оставался жив» ( Чис. 21:9 ), ибо говорит премудрый Соломон, «обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем нашим» (Пр. С. 16:7), так и чествующий с верой крест Христов, получает исцеление своих телесных и душевных немощей не от самого креста, а от Того, Кто на нем пролил за нас пречистую Кровь Свою. Знамя Христово, или крест Христов явится на небе при кончине мира: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30); восплачутся тогда и все «враги креста Христова», но будет уже поздно. 5) Господь отверг почитание медного змея, уничтоженного царем Езекией: он «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:1–5 ). Следовательно, нельзя почитать и крест, которому кадят христиане. 5) Если медный змей, исцелявший Израильтян хранился при храме Божьем, то, следовательно, он считался святыней. Уничтожен же он был Езекией вместе с идолами потому, что евреи стали боготворить его, считать его за бога Нехуштана. Православные русские люди все свято чтут св. Крест Христа, поставляя его для воспоминания о нашем Спасителе даже при дорогах в глухой степи. Но когда, напр., во время польского восстания поляки ставили при дорогах кресты, как условные знаки о местах собраний мятежников, русские уничтожали эти кресты, ибо они являлись уже не «благословенным древом, через которое бывает правда», а древом, призывающим людей к мятежу, насилиям и убийству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисеяс Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: « Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его » (Чис.14:11–12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: « все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее » (Чис.14:22–23). В наказание за непослушание израильтянам теперь предстоит скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончит свою жизнь все старшее поколение. Сорокалетнее странствование по пустыне Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его карались беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и, особенно против закрепления власти священства за потомками Аарона и коленом Левиным (Числ., гл. 16). Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея. Возмущение приняло огромные размеры и не утихало, несмотря на увещания Моисея. Тогда народ постиг страшный суд Божий: под восставшими разверзлась земля и поглотила людей Кореевых и все дома их; затем вышел огонь и уничтожил двести пятьдесят мужей, самовольно притязавших на священство. Когда и после этого волнение не утихало, началась в народе болезнь, от которой умерло еще 14 700 человек. И, наконец, было дано особое знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии, но расцвел только жезл Аарона (Числ., гл. 17). По повелению Божию, чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег Завета – в память будущим родам. Это жезл стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Суд.1:33 .  И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками. Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав.16:10 , Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15 , Каттаф, Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15, 21:35 , Нагалал (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко – город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д " Акр, Сидон – лежавший на берегу моря (ср. Нав.19:28 ), Ахлав – называемый в Талмуде Гуш-Халаво, у И. Флавия – Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав.19:29 , Хелва, упоминаемый в Нав.19:29 под именем Хевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии ), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия) местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав.19:30 , Чис.13:22 , Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав.19:38 . Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны «языческой Галилеей» ( Мф. 4:15 ). Суд.1:34 .  И стеснили аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. Суд.1:35 .  И остались аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [аморреев], и сделались они данниками им. Суд.1:36 .  Пределы аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее. Если в северных коленах пассивность израильтян относительно прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова, занимая гору Херес, отождествляемую с Ир-Шемеш ( Нав. 19:41 ), Аиалон, Шаалвим (ср. Нав.19:42 ) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср. Чис.34:4 ) до Селы, т.е. Петры (ср. Нав.19:47–48 ), и стесняя данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Убедившись на собственном скорбном примере в том, что они ничего не могут без помощи Господа, евреи все же вынуждены были вернуться в пустыню и поселиться в оазисе Кадес-Варни, где они провели тридцать восемь лет. Сейчас это место расположено на границе между Египтом и Израилем. Восстание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16–17) Ко времени пребывания евреев в Кадесе относится одно из самых сильных восстаний против Моисея, которым руководили Корей, Дафан и Авирон. Главным лозунгом их было требование всеобщего священства. Они говорили: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» ( Чис. 16, 3 ). Как это ни удивительно, но лозунги мятежников с тех пор упорно продолжают возглашать и протестанты, и раскольники, и исламисты, которые отвергают богоустановленную иерархию под предлогом того, что «для Бога все равны». Недаром почти все революционеры и тираны пытаются обосновать свою правоту голосом народа, как будто народ в целом не может согрешать и воля его безошибочна. Абсурдность этой идеи очевидна. Ведь сколько ни складывай минусов, в сумме никогда не получится плюс, и сколько ни собирай вместе заблуждающихся, из их совместных заблуждений не получится истины. Для того чтобы узнать истину, необходимо не следование воле большинства, а послушание Откровению Бога. И вот в ответ на требование мятежников Господь показал Свою славу и силу. Заживо сошли они в ад, и покрыла их земля. И до сих пор пребывают там, находясь в вековечной тоске. Ад до Христа – это страна тьмы и сени смертной, страна мрака, где темно, как самая тьма ( Иов. 10, 21–22 ). И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неумирающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое. Как с печалью говорил Иов: «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою» ( Иов. 17, 13 ). Цари земель восседают в аду на призрачных престолах, древние чудовища – допотопные исполины – в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Храм, как место особенного приближения Бога к верующим: свидетельства о сем Св. Писания. Внешние посредства, как орудие дарования силы Божией человеку. Священные посредства суть святыня для человека. Благословение Божие и священные посредства. Достоинство приступающего к святыне Господней Что Господь Бог особенным благословением освящает известное место для проявления чрезвычайного Своего свидетельствования о Себе людям, сия истина в Св. Писании как Ветхого Завета, так и Нового во многих местах является выраженною ясно, определенно и положительно. «На всяком месте, говорит Господь народу израильскому, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе и благословлю тебя» ( Исх.20:24 ); токмо на месте, говорил Моисей народу своему, «идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племен ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете, и внидите тамо. И принесете тамо всесожжения ваша... И ясти будете тамо пред Господом Богом вашим, и возвеселитеся о всех, на неже возложите руки ваша вы, и домове ваши, якоже тя благословил есть Господь Бог твой» ( Втор.12:5–7 ). Говоря в частности о Скинии и ковчеге завета, Господь возвещает: «и освящу скинию собрания и жертвенник, где буду открываться вам... Там буду открываться сынам израилевым и освятится место сие славою Моею» ( Исх.29:42–43 ). «И вошли, говорится в Св. Писании, Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» ( Лев.9:23 ). «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх.40:34 ): «от вечера бяше над скиниею яки вид огнем до заутрия. Тако бяше всегда: облак покрываше ю в день, и вид огнем нощию» ( Чис.9:15–16 ). «И положи крышку, говорил Господь Моисею о ковчеге завета, на ковчег сверху... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам израилевым» ( Исх.25:21–22 ). Поэтому, при подъятии кивота, как освященного Богом места особенного Его присутствия в самой скинии, для следования в путь, Моисей говорил: «востани, Господи, и да разсыплются врази твои, и да бежат вси ненавидящии тебе!» и в поставлении кивота – говорил: «возвращай, Господи, тысящи тем во Израили!» ( Чис.10:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе, и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, благословляя детей, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную Ветхозаветной Церкви: «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии»; или другую, тоже имевшую литургический статус ( Чис.6:22–23 ) в ветхозаветные времена: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис.6:24–26 ). Господь Иисус Христос и богатый юноша Теперь мы переходим ко 2-й теме нашего сегодняшнего евангельского урока: Господь Иисус Христос и богатый юноша. И мы читаем далее: Мф.19:16 . «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать » 121 . Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы: «Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной» 122 . Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судиею того, чего мы не знаем, и особенно судиею-обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал об нем: “ подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его”; и еще: “Иисус, взглянув на него, полюбил его” ( Мк.10:17, 21 ) » 123 . То есть для юноши все складывалось более чем хорошо, но некая двойственность его души погубила его. Сказано: «Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Число семь в ветхозаветном культе Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры. Золотой семисвечник во Святой скинии ( Исх. 37:17–24 ). Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии Серповидца ( Зах. 4:2 ). И, наконец, семь светильников Апокалипсиса ( Откр. 1:20 ). Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля ( Иез. 40:22 ), а также дверь в семь локтей ( Иез. 41:4 ). Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища ( Лев. 4:6 ). Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы ( Лев. 14:16 ). Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы ( Лев. 14:49–53 ). Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в день Пятидесятницы ( Лев. 23:18 ). Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама ( Чис. 23:1 ). По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения ( Чис. 29:2,32 ; 1Пар. 15:26 ; 2Пар. 29:20–21 ). – Семь изречений Спасителя на Кресте На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения: – «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). – «Жено! се, сын твой». «Се, Матерь твоя!» ( Ин. 19:26–27 ). – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). – «Жажду» ( Ин. 19:28 ). – «Или, Или! лама савахфани?.. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). – «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). – Число семь в Церкви Семь – явление Троицы твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь . Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом ( Откр. 1:4; 4:5 ). Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. Дух Господень – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чтобы возбудить в Израильтянах чувство смирения и сознания собственного недостоинства, Моисей припоминает грехи их, сколько раз они погневляли Бога от самого исхода из Египта и до прихода на место сие; припоминает, как при Хориве они сделали себе литый истукан и тем расторгнули завет с Богом, и Господь в гневе хотел истребить их; только горячею, самоотверженною сорокодневною молитвою Моисей спас их тогда от гибели; также и в Тавере (ср. Чис.11:1–3 ), в Массе ( Исх.17:7 ), и в Киброт-Гаттааве ( Чис.11:4 и 34). и в Кадес-Варни ( Чuc.XIII и XIV) они раздражали Господа; только по молитве Моисея в то время у Синая Господь восстановил нарушенный завет и отделил колено Левиино на служение Себе вместо всех; и так Господь требует только послушания и исполнения заповедей Его, посему нужно «обрезать крайнюю плоть сердца своего и не быть впредь жестоковыйными» (гл.9:6–10, 22). Чтобы укрепить в сердцах своих слушателей любовь к Господу и решимость исполнять Его заповеди, Моисей приглашает их вспомнить чудеса Господа, крепкую и высокую руку Его, когда Он поражал Египет, Фараона и воинство его и когда покарал Дафана и Авирона; рисует перед ними преимущественную красоту и орошение земли Ханаанской в сравнении с землею Египетскою, предвещает в случае благочестия Евреев непрерывное плодородие земли обетованной и расширение пределов владения их до Ливана, реки Евфрата и Средиземного моря, и наконец внушительно говорит: «вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, а проклятие, если не послушаете и пойдете в след богов иных» (гл. XI). б) частные законы (повторительно и с разъяснением) о поведении Израиля пред Господом (гл.12–16:17). – Требуя исполнения прежде данного закона (см. Исх.34:13 ) об истреблении в Ханаане всех предметов идолопоклонства с уничтожением всех многочисленных мест языческого богослужения и самых языческих наименований этих мест, Моисей свидетельствует, что Господь изберет в земле обетованной одно место для пребывания Своего имени, куда Израильтяне и должны будут собираться для приношения своих жертв и для празднественных пиршеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010