На первых страницах Библии Бог представляется ходящим в раю; Он говорит с людьми лицом к лицу. Затем несчастные обстоятельства заставили Адама и жену его скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8); между Богом и людьми поставлен был Херувим и пламенный меч обращающийся (Быт. 3, 24). Далее, Сам Бог говорит, что человек необходимо должен умереть, если увидит лице Божие; наконец, евреи избегают употреблять имя Божие, которым Бог Сам назвал Себя Моисею при Хориве, — создается искусственная тетраграмма: иод+ге+вав+ге, которую неизвестно как читали и под которой навеки погребается подлинное имя Божие: наше чтение «Иегова» или западное «Ягве» — ведь только догадки. Позднее даже и тетраграмма изображается символически, тремя буквами «иод», расположенными треугольником, и подобное. Так Бог удалялся от человека! Хотя и весь народ еврейский, как народ избранный, как собственность Иеговы, был народом священническим, святым — kodecsch в смысле выделенности (см.: Исх. 19, 5, 6; Чис. 16, 3 и под.), — но в действительности он не соответствовал своему назначению быть народом Божиим. Избранный народ всей своей историей разве только доказывал, что сила Божия в немощи совершается. Весь народ был недостоин непосредственнаго общения с Богом (см.: Исх. 19, 21–25). Поэтому из племен еврейских было выбрано племя Левиино, которое и было в религиозном отношении поставлено впереди всего народа. Библия, говоря об учреждении левитского священства, ясно отмечает, что священники должны предстоять пред Богом, и предстоять именно от лица народа. Господь говорил Моисею: возьми... Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне (Исх. 28, 1) — именно из среды народа. Священники — заместители народа, его представители в религиозном взаимоотношении Бога и людей. Аарона избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом Богом твоим, служил и благословлял имя Господа Бога, сам и сыны его во все дни (Втор. 18, 5). В религиозном отношении левитское священство стояло впереди народа и облегчало ему сношения с Богом (см.: Исх. 28, 38; Лев. 10, 17; 21, 8; Чис. 1, 53; 8, 19; 16, 5; 17, 5; 18, 23). Священство — для благоволения Господа к народу еврейскому (см.: Исх. 28, 38); левиты и священники отправляли службы за сынов Израилевых... чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили ко святилищу (Чис. 8, 19). От лица Божия священники преподают народу благословение (см.: Лев. 9, 22–24; Чис. 6, 22–27 и под.).

http://pravoslavie.ru/5840.html

1Пар.7:13 .  Сыновья Неффалима: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем, дети Валлы. Из колена Неффалимова обозначаются только его сыновья. Данное явление объясняется, как думают, тем, что автор не мог найти родословных списков этого колена и дал столько имен, сколько имел ( Быт.46:24 ; Чис.26:48 ). 1Пар.7:14 .  Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова. 1Пар.7:15 .  Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, – имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери. 1Пар.7:16 .  Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем. 1Пар.7:17 .  Сын Улама: Бедан. Вот сыновья Галаада, сына Махира, сына Манассиина. 1Пар.7:18 .  Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу. 1Пар.7:19 .  Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам. Генеалогия полуколена Манассиина, жившего на западно-иорданской стороне; о полуколене, обитавшем на восточной стороне, шла речь в ( 1Пар.5:23–26 ). Из отмеченных в ( Чис.26:29,34 ) и ( Нав.17:2 ) шести поколений Манассии, автор упоминает только о двух – Асриила и Шемиды. 1Пар.7:14 .  Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова. По указанию ( Чис.26:29–31 ), Асриил не сын Манассии, а его правнук, – сын его внука Галаада. В качестве дальнейшего потомка Манассии, но не сына, он выставляется и в данном стихе через замечание, что его мать арамеянка родила Манассии Махира. 1Пар.7:15 .  Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, – имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери. Стих 15 в еврейском тексте настолько темен и непонятен, что порча его, по общему мнению экзегетов, не подлежит никакому сомнению. Буквальный перевод еврейского чтения имеем у блаж. Иеронима и в славянской Библии : «Махир же поят жену Офирови и Сафинови, и имя сестре его Мооха». Мооха (Мааха), называемая в настоящем случае сестрою Махира, по ( 1Пар.7:16 ) оказывается его женою, из чего заключают, что местоимение «его» ошибочно поставлено в единственном числе вместо множественного «их», т.е. Офира и Сафина (Хупима и Шупима). Далее, частицу «ле», стоящую перед последними именами, понимают при глаголе «взял» не в смысле частицы дательного падежа, а винительного, и в зависимости от этого читают: «Махир взял жену у Хупима и Шупима (двух вениамитян – 1Пар.7:12 ); имя сестры их Мааха». «А имя другой – Салпаад». После слова «другой» пропущено, очевидно, какое-то существительное имя. Михаэлис данное место читает так: «а имя второго сына Манассии Салпаад» (ср. Чис.26:33 ; Нав.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 Перечисление ханаанских царей, побежденных при Моисее и Иисусе Навине. Нав.12:1 .  Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку: Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства ( Чис.21:13 ) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион ( Втор.4:48 ). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана, называемая в настоящее время Ель-Гор. Нав.12:2 .  Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян, Об Есевоне (по-еврейски Хешбон) см. к Чис.21:25 . Город Ароер, принадлежавший потом Рувимову колену ( Нав.13:9,16 ), находился на северной стороне потока Арнона, где сохранились от него развалины, носящие название Араар. «И от средины потока». Последнему из этих слов в еврейском тексте соответствует «ганнахал», что значит не только «поток», но и «долина», или так называемая у жителей Палестины «вади», служащая руслом потока в дождливое время года и затем высыхающая; такое значение дано этому слову и в греко-славянском переводе: κατ μρος τς φραγγος – «от страны дебри». В этой средине долины, как видно из Нав.13:9,16 , Втор.2:36 (где употреблено то же выражение с дополнением к нему еврейского «гаир», переданного у LXX словом πλις – «град»), находился город, носивший название Ар-Моав ( Чис.21:15–28 ), служивший вместе с Арофом обозначением южной границы царства Сигона. О потоке Иавоке см. Чис.21:24 . О Хиннерофском море см. Нав.11:2 . Нав.12:3 .  и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги; Город Беф-Иешимоф расположен был на восточной стороне северной оконечности «моря равнины», т.е. Мертвого; по Евсевию, Βηθασυμουθ, как он назван здесь, находился от Иерихона на расстоянии 10 римских миль (около 14 верст); место его указывается в развалинах Сувеме. К югу от него возвышается гора Фасги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2.4. Но думаю, что повод для порочения Моисея предоставляют и те, кто, когда, например, читают книгу Левит или совершается чтение из книги Чисел, не показывают, как написанное «в загадках» должно понимать «явно» (ср. Чис.12:8 ), то есть не объясняют духовно то, что сказано в законе. Ибо те, кто слышат, как в церкви читают об обрядах жертвоприношений или о соблюдении суббот или о чем другом подобном, неизбежно раздражаются и говорят: «Зачем читать это в церкви? Что проку нам от иудейских наставлений и соблюдения предписаний отверженного народа? Все это относится к иудеям, и пусть они им и следуют!» И чтобы слушателям не случались подобные препятствия, нужно потрудиться и постараться обрести знание закона, чтобы понимать и объяснять читаемое согласно тому, что «закон духовен» (ср. Рим.7:14 ), дабы не дать повода неискушенным и неопытным через их ученость, а, вернее, праздность и нерадение, укорять Моисея; но обратимся к Господу, чтобы Он снял для нас «покрывало» (ср. 2Кор.3:16 ) буквы, дабы предстал перед нами Моисей не в искаженном обличье, но в славном и достойном, и тогда мы не только не станем укорять Моисея, но восхвалим и прославим его за величие его суждений. 2.5. «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» ( Чис.12:9–10 ). Гнев Господа воспламеняется на тех, кто клевещет и злословит. Однако в сказанном «И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» следует обратить внимание на то, что сначала «отошло облако», а затем «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). Этим показано, что если в ком-то есть благодать Духа Святого и он клевещет и укоряет, то после этого осуждения она отходит от него, и душа его покрывается проказой. Ведь и эти первоначальные люди имели в себе благодать Божью, но когда отверзли они свои злоречивые уста на истинного Моисея, Господа нашего Иисуса Христа, «облако отошло» от них и перешло к нам, «на гору высокую», где Спаситель наш «преобразился», и «облако светлое осенило» учеников Его, «и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.17:5 ). Так вот, после этого «Мариам покрылась проказою». Мариам стала прокаженной не тогда, когда облако присутствовало, но когда оно «отошло» (ср. Чис.12:10 ). Ибо пока Бог был с этими людьми, они не были прокаженными; но когда оно отошло, бесчестье покрыло лицо их. Так устрашимся же, как бы это облако не оставило нас из-за нашего злоречия, злодеяния и зломыслия; ибо когда благодать Божья отойдет от нас, явится в нас проказа греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.1. «И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее!» ( Чис.12:13 ). Кому же просить Господа исцелить этих людей, если не Моисею? Моисей молится за них. И, возможно, об этом он говорил в своей беседе с Господом Иисусом Христом, когда Он «преобразился» на горе (ср. Мф.17:2 ), и просил Его, чтобы «весь Израиль» спасся, когда «войдет полное число язычников» (ср. Рим.11:25–26 ). 4.2. «И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится» ( Чис.12:14 ). Что значит: «Если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней?»? Мы поставили Мариам на место синагоги, и «отец ее плюнул ей в лице». Плевать в лицо есть знак отвержения. Закон повелевает, чтобы на женщине, оставшейся вдовой, женился ближайший родственник, и написано, что если он хочет отказаться взять ее в жену, то она разует его «и плюнет в лице его» (ср. Втор.25:5 и далее), и это будет знаком отвержения. Поэтому и сказано, что Мариам, то есть этому народу, когда он отвержен Богом, плюют в лицо. 4.3. И в другом месте Писания мы находим значение плевка, когда Исайя говорит: «Вот народы – как капля из ведра взвешены, и считаются как плевок 16 » ( Ис.40:15 ). Этим показано, что эти люди отвержены, как прочие народы, которые «считаются как плевок». И действительно, если примешь во внимание их прежнюю честь, когда среди них процветало первосвященство, достоинство священства, левитское служение, величие храма, сияние пророчества, когда, будучи на земле, имели они общение с небесным, – какая это была честь, какая слава! И опять же, если посмотришь на них сейчас, какое ужасное бесчестье постигло их: остались они без храма, без жертвенника, без жертвоприношений, без пророков, без священства, без общения с небом; они рассеяны по всей земле и живут как изгнанники. Разве может кто-то не увидеть, что «отец ее плюнул ей в лице» и позор покрыл лицо их? 4.4. Итак, находится «она в заключении семь дней вне стана» (ср. Чис.12:15 ). Мы уже говорили выше, что эти семь дней обозначают седмицу этого мира; ибо в семь дней была создана сущность всего видимого творения; тогда стало существовать то, чего не было. И в эту неделю всего мира сокрытым и известным одному только Богу замыслом будет объяснен смысл всего тогда сотворенного. Между тем, в эти семь дней, пока Мариам пребывает «в заключении», станы сынов Израилевых не двигаются, но остаются на том же месте, и никто не отправляется в путь, пока Мариам не очистилась от проказы (ср. Чис.12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Святой пророк Моисей, получив отрицательный опыт в проявлении гнева, ни о чем более так не заботился, как о постоянном подавлении в себе этой страсти. Для преодоления упорства фараонова ему пришлось десять раз безрезультатно приходить к нему на прием, но мы не видим, чтобы он прогневался на фараона или проклял его жестокосердие. Сам Господь научал его кротости и терпению (Мф.11:29) и делом показывал Свое «отмщение». Впоследствии Моисею пришлось столкнуться с жестоковыйностью собственного народа и терпеть упреки в свой адрес не меньшее количество раз (Чис.14:22). В пустыне Сур на него роптали, страдая от жажды (Исх.15:24), а в пустыне Син упрекали в намерении уморить их голодом (Исх.16:3). Подобные упреки он выслушивал неоднократно и впоследствии. Даже ближайшие его родственники высказывали свои недовольства прямо ему в лицо (Чис.12:1). И все это Моисей терпеливо сносил. И даже, когда Господь гневно сказал ему: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис.14:11-12). Он все же не перестал ходатайствовать за свой народ и просить прощения за их неразумие (Чис.14:13-19). И вообще, несмотря на то, что народ израильский постоянно проявлял свою непокорность в отношении Бога и его верного раба Моисея с первых дней их знакомства (Втор.9:24), мы не можем назвать практически ни одного случая, когда бы Моисей разгневался или хотя бы проявил свое раздражение и нетерпение, если не считать случая с золотым тельцом, где проявления гнева было жизненно необходимым для вразумления неразумного народа (Исх.32:19). И то, как можно предположить, Моисей здесь выступил как поборник истины и не против людей как таковых, а против их неразумия и глупости. Во всяком случае, гневаясь, он гневался не из самолюбивых побуждений, а в духе истины и любви. И хотя Моисей, так и не достиг обетованной земли Палестинской, однако смог унаследовать землю естества своего (Мф.5:5), достигнув такого состояния души, «при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4031...

Мал.3:8 . Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя? Яко десятины и начатцы с вами суть. С Евр.: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите: чем обкрадываем мы Тебя? десятиною и приношениями». Господь Бог Сам отвечает на предложенный от лица народа вопрос, показывая, что Иудеи виновны противу Него Самого в том, что они думают обмануть Его Всеведущаго. Скажите, – говорит Господь Иудеям, – можно ли обмануть Бога ( «обольстить») 45 , можно ли у Него похитить что либо? А вы обманываете Меня, похищаете у Меня то, что по преимуществу Мне принадлежит. Вы скажете, чем Тебя обманываем, что похищаем? Вы похищаете, – отвечает Господь, – Мои десятины и приношения, которые вы обязаны, по закону, приносить Мне, в храм. Закон повелевал начатки и первые десятины приносить Богу, а потом уже остающееся брать себе. Всё первородное от человека мужского пола до скота принадлежало Иегове и Ему посвящалось ( Исх. 13:2, 15 ; Чис. 8:17 ). Первенцы из людей заменялись Левитами, и в 40-й день по рождении в храме выкупались ( Чис. 18:16 ); первенцы из крупного рогатого скота, также овцы, козы приносились в храм, как бладарственная жертва ( Втор. 12:17 ). Также приносились Иегове первые плоды всех произведений земли (святыня Иегове): жито, овощи или в сыром виде, или как приготовляются в пищу человеку (масло, мука, каша, тесто) ( Исх. 23:19 ). Кроме сего, всё общество ежегодно перед началом жатвы хлеба, в Пасху, приносило в жертву Иегове первый сноп, а в Пятидесятницу первые два хлеба в благодарность за благословение жатвы. Все эти приношения не сожигались на жертвеннике, а отдавались Левитам ( Чис. 18:12 ; Втор. 18:4 ). Равным образом Иегове посвящались " десятины», т. е. десятая часть от всех семян земли, или полевых плодов, от плодов древесных и от скота крупного и мелкого. И эти десятины отдавались в пользу Левитов ( Чис. 18:20 ). Все такие приношения и десятины, посвящавшиеся Господу Богу, Иудеи брали и употребляли в свою пользу, таким образом и Богу не отдавали, похищали у Него, что Ему принадлежит, и Левитов лишали средств в содержании, а между тем считали себя правыми, ссылаясь на бедность, голод, лгали, обманывали других и Самого Господа Бога. Так Иудеи думали обмануть Бога при Неемии. " Я узнал, – пишет Неемия, – что части Левитам не отдаются, и что Левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле... я собрал их и поставил... на места их. И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовыя» ( Неем. 13:10–12 ). Значить, могли приносить, только не хотели, обманывали, ссылаясь на бедность, утаивали, обольщали Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Он забыл все и свои планы, и надежды, и желанный, недалекий торжественный прием у Валака. Узкий проход и упавшая ослица озарились для него особым, небесным светом. «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже в третий раз» ( Чис.22:28 ). Такое чудесное действие ослицы напоминает речь змия, обращенную в раю к проматери Еве? ( Быт.3:1–5 ). Тогда Сатана избрал наиболее подходящим для своей пагубной беседы с Евой уста змия, как внешний орган и орудие выражения своей губительной мысли; здесь, в данном случае, Господь нашел наиболее спасительным привести Валаама в сознание неправоты пути его посредством влагания в уста ослицы соответственных слов, посредством чудесного разговора бессловесного животного, как такого явления, которое было ощутительно и вместе необычайно! В звуках человеческой речи ослица выразила то, что смутно ощущала в данный момент – именно свою жалобу на незаслуженное жестокое обращение с ней господина. Однако Валаам не содрогнулся и не удивился. Своей вещей от природы душою он явственно чуял таинственное и верил в возможность чудес; он и прежде не раз слышал слова Бога, видел видения Всемогущего ( Чис.24:4:16 ); с своей халдейской точки зрения он мог признать необычайные обнаружения ослицы мановениями высшей воли. Поэтому в ответ на такую неожиданную по форме жалобу ослицы Валаам без всякого смущения, точно своему рабу, сказал ослице: «я бил тебя за то, что ты поругалась надо мною; если б у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя» ( Чис.22:29 ) 200 . И опять в его сердце произошло необычайное движение, и поразительно яркая мысль, что все это не без высшей причины, пронеслась у него в голове. Между тем в ответ на раздраженную речь мага, как бы для окончательного и полного погружения Валаама в экстатическое состояние полузабытья, ослица в свое оправдание сказала: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой? Он сказал: нет» ( Чис.22:30 ) 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

3.2. Если же когда-нибудь мы вызовем негодование Бога и суровая кара постигнет нас за наши грехи и сердце наше ожесточится и мы не обратимся «к Господу» (ср. 2Кор.3:16 ) и не смиримся «пред Господом» (ср. Иак.4:10 ), чтобы признанием и молитвой умерить Его возмущение и ярость, но, напротив, скажем: «Бога не интересует жизнь смертных, и все это не имеет для Него значения, Он уже давно оставил нас, и это все не доходит до Его сознания»; если мы размышляем так в своем сердце и если подобные рассуждения исходят из уст наших, то, определенно, среди нас нет Моисея и Аарона, то есть знания закона и плодов покаяния, через которые мы могли бы избежать неминуемой погибели (ср. Мф.3:7 и далее). Я думаю, что это случалось и с людьми, жившими прежде нас, когда они «все уклонились, сделались равно непотребными; и не было никого, делающего добро» ( Пс.13:3 ). Ибо если бы таковые были, то Бог никогда бы не оставил их. Так убоимся же, как бы и в нас не обнаружилось нечто подобное; страшусь я фразы, в которой Господь наш и Спаситель, все предвидящий, говорит как бы в сомнении: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). 3.3. Итак, Моисею и Аарону повелевается: «Отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение» ( Чис.16:45 (17:10)). Посмотрим, что они делают; они святы, они совершенны, и, что еще важнее, они научены больше Евангелием, чем законом, и потому любят врагов своих и молятся за «обижающих и гонящих» (ср. Мф.5:44 ). Ибо эти два мужа, когда пришли убить их, «пали на лица свои» на землю ( Чис.16:45 (17:10)). 4.1. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение» ( Чис.16:47 (17:11)). Раз уж мы дошли до этого отрывка, то я хотел бы напомнить ученикам Христа о благости Бога, дабы кого-то из вас не смущали еретики, если когда-либо возникнет спор и они станут уверять вас, что Бог закона не благ, но справедлив, и что в законе Моисея заключается не благость, но справедливость. Пусть те, кто очерняет и Бога, и закон, увидят, как сам Моисей и Аарон сделали то, чему впоследствии учит Евангелие. Смотри: Моисей любит врагов своих и молится за гонящих его (ср. Мф.5:44 ), то есть поступает так, как учит нас в Евангелии Христос. Ибо посмотрите, как пали они на землю «на лица свои» и молятся за тех, кто восстал на них, чтобы их убить. Таким образом, евангельская сила обнаруживается в законе, и надо так понимать, что Евангелия зиждутся на основании закона; и если я понимаю закон духовно, то не называю его Ветхим Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

21 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля ( Нав. 13,6 21,45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков ( Лев. 25,23 ; Чис. 27,1–11; 36,1–12 ). 21 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле. 21 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом ( Суд. 20,26 ; Шар. 7,5.6; 14,24; 2Пар. 20,3 ; Иона 3,5.7–9 ). 21 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей ( Чис. 35,30 ; Втор. 17,5.6; 19,15 ). которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога ( Исх. 22,28 ; Лев. 24,10–16 ). 21 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев. 24,14 ; Чис. 15,35.36 . В 4Цар. 9,26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник. 21 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14,10; 15,29. и с домом Ваасы. См. 16,1–4.11–13. 21 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14,11. 21 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16,30–33. 21 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт. 15,16 ; Втор. 1,7 ; 2Цар. 21,2 ). 21 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния ( Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ; 4Цар. 6,30 ; Плач. 2,10 ; Иоил. 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010