50 В Слав. от севера до восток . 51 Цитата приведена не дословно, а по мысли. 52 διαστρο — собственно: искалечение, вывихание, порча. 53 Евр. . По Евсевию долина получила название от побитого здесь Ахара (χρ — по Ватик., другие: Ахор — χρ). Место это показывали еще во времена Евсевия близ Иерихона, рядом с Галгалою. Но Иероним толкует: vallis tumultus atque turbarum, как и св. Кирилл. Иероним не соглашается с теми, которые производят название долины от имени побитого здесь камнями лица, ибо в Еврейском оно называется Ахан — , а не Ахор или Ахар (См. Onomasticon Evsebii cum interpretatione latina Hieronymi ed. Larsow et Parthey, Berol. 1862, pag. 186–187) 54 Хорив и Синай, по свидетельству Иеронима, суть названия (общее и частное) одной и той же горы (Onomast. pag. 375). Хорив, как место законодательства. называется во Втор.1:6, 4:10, 15, 5:2, 18:16, — а Синай в Исх.3:1, 17:6. 55 Слав.: и вселю я , согласно еврейскому и всем другим переводам. 56 Т. е. время призвания к вере во Христа, или Новый Завет. 57 В Греческом тексте стоит: ις νθρπους, а в латинском: in coelos; Последнее представляется более сообразным с течением мыслей и составляет перевод греческого ις υρανυς. 58 В слав. кровь согласно Италийскому переводу (sanguinem), Вульгате, Сирскому и чтению Комплютенской Библии: αμα; у св. Кирилла: τ αματα, как и в Евр., Араб. и древних греческих списках. 59 В слав. согласно с Комплютенским изданием: к гортани твоему , как и в Евр. Вульг. Сир. Халд. Феодот. Но в Александ. и некоторых др. списках, как у Св. Кирилла; ср. Араб. 60 Св. Кирилл приводит два известных разночтения 26 стиха: εθνοντα и λγχοντα. 61 μαρτα, см. напр. Чис.6:14: προσξει... μνδα... ες μαρταν. 62 В слав.: приведут . 63 Следует заметить вариант πρξει вм. обычного προςτξει. 64 В слав.: возмутся . 65 В парижском издании творений св. Кирилла, 1638 года и у Миня вместо приведенной второй половины 9-го стиха ошибочно помещено начало 10-го, почему оно и повторено в тексте два раза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3527...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Втор.1:38, 3:28, 31:7 ). Иисус не должен бояться этих задач; он должен быть твердым и мужественным (1:6, 7, 9; ср. Втор.31:7, 23 ), ибо Яхве будет с ним, как он был с Моисеем (1:5; ср. Втор.31:8 ). Параллелизм образов Иисуса Навина и Моисея особенно отчетливо проявляется в рассказе о переходе через Иордан, где присутствуют два прямых указания на эту черту (3:7; 4:14). Отождествление Иисус Навин=Моисей заметно прежде всего в коротком рассказе о явлении «вождя воинства Яхве» (Ис Нав.5:13–15 ); этот рассказ вплоть до частностей подражает рассказу о явлении Моисею Яхве или Его вестника в горящем терновом кусте ( Ис.3:1–6 ). Образ Иисуса Навина имеет в Пятикнижии, особенно в его поздних пластах, и другие нюансы. Так, Иисус Навин находится вместе с Моисеем на горе Синай в тот момент, когда внизу начинается пляска вокруг золотого тельца ( Исх.24:13, 32:17, 18 ). По этой причине он совершенно непричастен заблуждению народа. Согласно Исх.33:7–11 , Иисус Навин – слуга Моисея – «не отлучался от скинии» откровения, находящейся за пределами лагеря израильтян. Подводя итоги, можно сказать, что для образа Иисуса характерно подчеркивание «религиозной чистоты» (С. Schäfer-Lichtenberger). Только один раз Моисей выражает ему: это происходит после требования Иисуса запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в лагере ( Чис.11:28, 29 ). В рассказе о лазутчиках Иисус, как и Халев, выступает за то, чтобы вступить в пределы земли ( Чис.14:6–9 ). Поэтому только они остаются в живых «из тех мужей, которые ходили осматривать землю» ( Чис.14:38 ; ср. 26:65). Иисус назначается преемником Моисея в ходе вполне определенного ритуала ( Чис.27:15–23 ): на это место его выбирает сам Яхве, и Моисей возлагает на него руки. Это происходит не тайно, но перед всем обществом и в присутствии священника Елеазара, преемника Аарона. Иисус Навин должен вступать в битву только после того, как он спросит священника о решении «посредством урима». Этот образ, отмеченный влиянием жреческого произведения, указывает читателю на то, что Книгу Иисуса Навина следует рассматривать не изолированно от других книг, но в качестве продолжения Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

На эти времена падает происхождение великого синедриона ( sanhedrin gdolah). Как уже показывает образованное талмудистами, по образцу греческого συνδριον, имя sanhedrin, это учреждение явилось только во времена греческого владычества, хотя раввины производят его от коллегиума семидесяти старейшин, устроенного Моисеем, Чис.11:16 во время странствования по пустыне. 1148 Первый исторический след о нем встречается, кажется, в γερουσα των ’Ιουδαων 2Мак.1:10; 4:44; 11:27 ; 3Мак.1:8 (слич. Иосифа Antiq. 3, 3. 5, 8) при владычестве Селевкидов, а имя το συνδριον в первый раз во времена Антипатра и Ирода у Иосифа (Antiq. XIV, 9, 4). Это, устроенное в Иерусалиме, высшее юридическое и административное присутственное место состояло из обер-священников (αρχιερες, т. е. настоятелей или начальников 24 священнических чред вместе с первосвященником), старейшин (πρεσβτεροι главы колен и семейств) и специалистов в св. Писании книжников (γραμματες. Слич. Мк.15:1 ; Лк.22:66 ; Мф.26:57,59; Деян.5:21; 22:30 ), также фарисеев и саддукеев ( Деян.5:34; 23:6 ). По талмудическим и раввиническим показаниям этот суд состоял из семидесяти членов с президентом (rosch или nasi), обыкновенно только первосвященником, вице-президентом (ab beth din) и слугами суда (πηρται, Ин.18:22 ; Мк.14:65 . Слич. Деян.23:2 ). 1149 Свои заседания синедрион имел в судебной палате во дворе храма; 1150 но в случаях, не терпевших отлагательства, он собирался также в доме первосвященника ( Мф.26:3 ); по Sanhedrin 1,5, он произносил приговоры о судебных делах, которые относились к целому роду, или колену, также к ложным пророкам, произвольной войне; вероятно также насчет государственных преступлений, хотя под римским владычеством у него было отнято право на жизнь и смерть (jus gladii), так что произносимые им смертные приговоры должен был утверждать римский прокуратор. 1151 В религиозных делах его влияние простиралось далеко за границы Иерусалима и Иудеи, даже за пределы Палестины до Сирии ( Деян.9:2 ). Кажется даже, что он продолжал существовать и по разрушении Иерусалима. 1152 Глава вторая. – Феократическое уголовное право

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ясно, что здесь идет речь о разузнавании судьбы чрез вопрошания Бога. Из многочисленных мест ( Исх. 28:26 ; Лев. 8:8 ; Чис. 27:21 ; Втор. 33:8 ; 1Цар. 28:6 ; Ис. 24:14 ; Ездр. 2:63 ; Неем. 7:65 ) мы знаем, что вопрошание Бога происходило чрез посредство двух предметов, которые назывались «Урим и Туммим». Смотря потому, какой из этих предметов был указуем провидением, получался ответ или утвердительный, или отрицательный, или оправдывающий или обвиняющий. Есть основание думать, что и в данном случае вопрошание Бога происходило посредством этих двух таинственных предметов. Правда, ни в масоретском, ни в греческом тексте здесь нет слов Урим и Туммим. Но более или менее ясные следы этих слов можно находить в том и другом. Слова Урим и Туммим, как нарицательные, означают собственно: первое – светы (от свет), метафорически – откровение; второе – совершенства (от ). Принимая эти слова за нарицательные, перевод LXX передает их разными словами: вм. Урим он употребляет δλωσις (извещение Лев. 8:8 ; Исх. 28:26 ) или δλοι (известные – Втор. 32:42 ; 1Цар. 28:6 ) и τ θωτζοντα (освещающая – 2Ездр. 2:63 ); вм. Туммим –  λθεια (истина – Исх. 28:26 ; Лев. 8:8 и др.) и τ τλεια (совершенные – 2Ездр. 2:63 ). Стоящие в греческом переводе рассматриваемого места слова δλοι и σιτης (известные и святость) суть ничто иное как более или менее буквальный перевод еврейских слов Урим и Туммим. Итак, греческий переводчик несомненно имел пред глазами оба слова Урим и Туммим и только вместо того, чтобы оставить их без перевода, как собственные имена, он перевел их, как нарицательные. Если теперь вместо греческих слов нарицательных поставить собственный имена еврейские, то 41 стих будет иметь такой вид: «и сказал Саул: Господи Боже Израилев! Отчего не отвечал Ты ныне рабу твоему? Моя ли в том вина или сына моего, Ионафана? Господи Боже Израилев, дай Урим. Если же вина в народе Твоем Израиле, дай Туммим. И получили жребий Ионафан и Саул, а народ вышел» (так как дан был Урим, а не Туммим).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Глава 26 Перепись народа. – Повеление о разделе земли в Ханаане. Чис.26:1 .  После сего поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: Чис.26:2 .  исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля. На пороге Ханаана делается новый подсчет народа. В результате этого подсчета оказалось, что колено Рувима имело – 43 730 чел. Симеона – 22 200 чел. Иуды – 76 500 чел. Дана – 64 400 чел. Неффалима – 45 400 чел. Гада – 40 500 чел. Асира – 53 400 чел. Иссахара – 64 300 чел. Завулона – 60 500 чел. Ефрема – 32 500 чел Манассии – 52 700 чел. Вениамина – 45 600 чел. Итого – 601 730 чел. Чис.26:11 .  но сыны Кореевы не умерли. Известно, что потомки Корея служили впоследствии при скинии в качестве певцов ( ( 1Пар 6.33 ); надписания псалмов 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 83, 84, 86, 87). Чис.26:55 .  по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; Жребий должен был указать местность оседлости колена. Определение же ее количества должно было обусловливаться численностью людей, вошедших в коленное исчисление ( Чис.26:54 ). Чис.26:62 .  И было исчислено двадцать три тысячи всех мужеского пола, от одного месяца и выше; ибо они не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых. Левитам «не дано (земельного) удела среди сынов Израилевых», потому что «сам Господь удел их» ( Чис 18.20 ; Втор 10.9, 18.2 ; Иез 44.28 ). Чис.26:64 .  в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; Чис.26:65 .  ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, – и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. По указанию кн. Втор.2:14 , отмеченное обстоятельство стало выясняться по выходе из долины Заред ( Чис 21.12 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.26:67–68 . Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Как уже над осужденным преступником, они начали ругаться и издеваться над Христом. – «Плевали Ему в лицо»: выражениие крайнего презрения и уничижения ( Чис.12:14 ; Иов.30:10 ). – «Заушали Его»: били по главе, или точнее по устам, как бы заставляя Его молчать; «ударяли руками с пригнутыми пальцами, или проще – били кулаками» (Феофил.). – «Прореки нам» и пр.: прорекать не значит только открывать будущее, и объявлять о чем-либо тайном, сокровенном, неведомом. Били его люди, может быть, неизвестные лично Ему, и били, по свидетельству ев. Марка ( Мк.14:65 ), закрыв Ему глаза, и, издеваясь, спрашивали – пусть Он, если Мессия всеведущий, назовет по имени, кто Его ударил, не видя его. – «Что может сравниться с сим оскорблением? На то самое лицо, которого море, видя, устыдилось, от которого солнце, узревши на кресте, сокрыло лучи свои, – на то самое лицо плевали, то самое лицо заушали, били по главе, порываемые своим неистовством» (Злат.). Мф.26:69–70 . Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. «Вне на дворе»: вне судилищной палаты, на дворе или внутри двора (ср. прим. к Мф.26:58 ) – «Отрекся» и пр.: пред всеми находившимися около Петр отрекся не только от того, что он ученик Иисуса Христа, но и от того, что он знает Иисуса, даже представился непонимающим того, о чем говорит ему служанка. Это была неправда, и Петр сознавал, что он говорит неправду. Мф.26:71–72 . Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. «Выходил за ворота»: смущенный вопросом и ответом своим, Петр удалился из внутреннего двора во внешний ( προαυ’λιον), может быть, в надежде, что там не будет он замечен, но – слово Господа должно было исполниться. – «Отрекся с клятвою»: что усиливало еще виновность его отречения, ибо он Бога призвал во свидетели сказанной им неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Земля Божия, сказано в Библии, твердят теперь по поводу аграрной реформы, и верующие в Бога и неверующие, при чем нередко прямо ссылаются на книгу Лев.25:23 и друг., и это делается, очевидно, с целью найти в Библии оправдание для проведения закона о принудительном отчуждении земель не только часто о владельческих, но даже и церковных. Однако, уж если ссылаться на Библию и прислушиваться к ее указаниям, то нельзя же довольствоваться выхваченными в ней из общей связи отдельными выражениями, да еще вычитанными из разных брошюрок и газет, а нужно уяснить себе по возможности все отношение Библии к вопросу о распределении земли. Библия действительно неоднократно напоминает людям, что «Господня-земля» и не только земля, но «и что наполняет ее, вселенная и все живующее в ней ( Пс.23:1 ; 1Кор.10:26 ; Лев.25:23 ; Исх.9:29 ). Что же отсюда должно следовать по дальнейшему указанию самой же Библии относительно земель церковных, которые только мы здесь и имеем в виду? А вот что! Для лучшего запечатления этого библейского сознания в людях и вообще более частого и реального напоминания им о Боге часть земли, на которой проживает данный народ, должна быть посвящена Богу, т. е. определена на удовлетворение потребностей, связанных с Богопочитанием, богослужением, распространением истинного ведения о Боге, с содержанием духовенства как людей предназначенных для этих целей и т. д., при чем посвящаемая таким образом Богу земля должна находиться в особом положении и быть изъята из общего гражданского оборота, при разделе земли участок ее в известных размерах должен был быть отделен для посвящения его Богу. Он предназначался для храма и проживания священников и не мог быть отчуждаем левитами ни продажей, ни обменом ( Иез. 45:1, 4 и 48:9, 10:14). Ветхозаветный закон категорически повелевал сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали левитам города для жительства и поля для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их ( Чис. 35:2–3 ; Нав. 21 ; 1Пар. 6:64–65 ). Поля левитов в законе названы вечным их владением и они не могли быть продаваемы ( Лев.25:34 ). Кроме того, закон Моисея предоставлял посвящать Богу между прочим и поле из своего владения. В известных случаях поле это становилось святыней Господу, как бы заклятым, и должно было переходить во владение священника ( Лев.27:16:21 ). Вообще же все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности и в том числе поле своего владения, закон воспрещал продавать или выкупать. Все заклятое, по его разъяснению, есть великая святыня Господня ( Лев.27:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Левиты опять исчисляются особо, от одного месяца и выше; им не дано наследия среди сыно Израилевых и они не были вместе с ними подвергнуты пересмотру: потому что род более священный всегда есть и более святой; поэтому-то и перепись его отделена от переписи других и наследие его не с другими; но он подвергается отдельному пересмотру. Удел и наследие этого рода людей есть Сам Бог всяческих, по слову Писания: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Тогда как так называемые нищие духом наследуют Царство Небесное, избравшие плач утешатся, милостивые помилованы будут: чистые сердцем, сказано, блаженны потому, что узрят Бога. Это и суть священнейшие и святейшие преимущественно пред всеми другими, и их наследие и удел — точное богозрение, то есть ведение о Божестве. Это именно и обещал Христос даровать святым Апостолам, когда сказал: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25). Перепись людей более священных совершается от одного месяца, как я сказал недавно: это потому, что из святых мужей вносятся в перепись и в книгу Божию не только те, которые славятся духовною силою и мудростью, но и те, которые пребывают в простоте о Христе и по отношению к злобе младенчествуют (1Кор.14:20). Итак, в священном роде переписываются все, как мудрецы, так и простецы; такое различие ты можешь усмотреть, Палладий, между душами святых в их образе мыслей и жизни. Прибавлено еще, что в «в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, — и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина» (Чис.26:64-65), чем ясно показывается, что не неуверовавшим назначено наследие и вписание в книгу Божию, напротив, это приличествует принявшим веру, конечно, во Христа: потому что о неуверовавших божественный Давид сказал: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс.68:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010