Ибо Бог напитает нас «хлебом слезным» и напоит «слезами», но «в мере» (ср. Пс.79:6 ). И эту меру каждый определяет для себя своей жизнью, согрешая больше или меньше. Ибо, как сказано, «чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» ( Пс.74:9 ). Без сомнения, каждый смешивает его, и оно становится его осуждением, которое определяется не только сотворенным им злом, но и добром. И когда они смешиваются, «осадок ее 18 », который, как мне думается, относится к совершённому злу, до конца не будет «выжат» (ср. Пс.74:9 ). 1.9. Но, как мы сказали, все это «в руке Господа», и должно нам поспешить к исправлению, без притворства обратиться к покаянию, скорбеть о прошлом, быть бдительным в будущем, призывать помощь Бога; ибо как только обратишься и восскорбишь, тотчас будешь спасен, ибо обрящешь «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (ср. 1Ин.2:1 ; Рим.8:34 ), а Он намного выше Моисея, который, однако, молился за этот народ (ср. Чис.21:7 ) и был услышан. И, возможно, потому и написано, что Моисей просит за грехи прежнего народа и вымаливает прощение, чтобы у нас было намного больше доверия, так как ходатай наш Иисус, вне всякого сомнения, вымолит нам прощение у Отца; если только мы обратимся к Нему, если «не отступит назад сердце наше» (ср. Пс.43:19 ), как и Иоанн говорит в своем послании: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия IX. О кадильницах Корея, о том, как народ восстал на Моисея, и о жезлах, среди которых расцвел жезл Аарона. 1.1. У Бога, как это дано понять, нет ничего бесполезного, ничего излишнего, но даже то, что, как кажется, людям нужно удалить и отвергнуть, оказывается необходимым. Это позволяет нам понять сегодняшнее чтение, которое рассказывает о кадильницах Корея и об остальных, согрешивших вместе с ним. И даже эти кадильницы Бог повелевает не выбрасывать, но разбить «их в листы для покрытия жертвенника» ( Чис.16:38 (17:3)).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Из этого следует заключить, что хотя текст священных книг только рассказывает совершившееся преступление, не присовокупляя к нему нравственной оценки, но, внимательно изучая глубокий смысл священных книг, мы увидим, что преступление всегда несёт кару Божию, останавливаемую только Его долготерпением и ожиданием покаяния. [на которую] взошел. Быт. 49:5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; Митрополит Филарет переводит: Симеон и Левий (точно) братья, сосуды жестокости в ухищрениях своих. Англ. Библия и Остервальд – орудия жестокости в жилищах их. М. Филарет, впрочем, указывает на перевод, принятый нашим текстом; этот же перевод находим у О. Герлаха и на полях Англ. Библии, которая в примечании считает его правильным, хотя слово, переводимое словами «жилища», «ухищрения» и наконец «мечи», весьма сомнительного происхождения. Быт. 49:6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, Слава употреблена вместо душа, чему пример мы находим в Псалмах ( Пс. 7:6; 56:9; 107:2 ). Вся речь Иакова есть поэтическое произведение по форме своей, ибо в нём одна мысль отвечает другой, образуя тот параллелизм, который всегда составлял основание еврейской поэзии. Иаков двумя образами выражает мысль, что душа его не одобряла и не могла простить беззаконного замысла их и преступления, совершённого по взаимному их согласию. ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; Здесь рисутеся убийство и уничтожение стад неприятелей посредством перерезания жил задних ног, когда нельзя было угнать их. Естественно, что скот с перерезанными задними ногами погибает. Этот обычай мщения существует и теперь на востоке. Он был известен и в Европе, таким образом нанятые убийцы нападают и на людей, отсюда название убийцы: coupe jarret. Быт. 49:7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. С одной стороны, это пророчество Иакова исполнилось буквально, с другой – заслуги колена Левиина, несмотря на рассеяние его по городам Израиля ( Нав. 21:1–40 ), доставили ему особое высокое положение посреди Израиля – служителей Бога Вышнего, Который соблаговолил быть их «частию и наследием» ( Чис. 18:20 ). Что же касается Симеона, то племя его было малочисленно ( Чис. 26:14 ) и получило свой удел «среди удела» сынов Иудиных ( Нав. 19:1 ) и по недостатку места должно было высылать свои поселения или колонии в Герар и Сеир ( 1Пар. 4:38–43 ). О. Герлах и Англ. Библия замечают, что это место ясно доказывает, как истинны сказания священных книг, которые рядом с благословением законодателя Моисея на колено Левиино ( Втор. 33:8–11 ) не скрывают и не уничтожают пророческого сказания Иакова о рассеянии племени за преступление родоначальника. С одной стороны, исполнена кара, но она не исключала особого благословения, данного впоследствии этому племени за заслуги его пред Богом и за ревность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Например, гнев и вожделение суть порождения телесные. Плоды их, то есть действия, являются общими и для нас – разумных существ, и для зверей земных, ибо когда мы впадаем в праведный гнев, иначе говоря, упрекаем согрешившего ради его спасительного исправления, мы употребляем эти земные плоды, и тот вещественный гнев, которым мы сдерживаем грех и восстанавливаем справедливость, становится нашей пищей. А чтобы не показалось тебе, что мы делаем подобные выводы, исходя из своего собственного понимания, а не черпаем их из глубин Священного Писания , обратимся к книге Чисел и вспомним, что сделал священник Финеес, когда увидел, как мадианитянка и израильтянин у всех на глазах заключили друг друга в нечестивые объятия. Исполнившись гнева Божественной ревности, он вынул меч и пронзил их обоих ( Чис.25:7–8 ). Это действие вменил ему Бог в праведность, когда сказал Господь: «Финеес отвратил ярость Мою в ревности Моей» ( Чис.25:11–12 ) «и это вменилось ему в праведность» ( Пс.105:31 ). Таким образом, эта земная пища гнева становится нашей пищей, когда мы используем ее разумно ради праведности. Но если гнев воспламеняется неразумно и от него страдает невинный и обрушивается он на того, кто не сделал ничего плохого, то становится он пищей зверей полевых и змей земных и птиц небесных. Ибо и бесы, которые побуждают нас совершать дурные поступки и питаются ими, вскормлены этой пищей. Свидетельством этого является Каин, обманувший своего брата в гневе зависти. Подобным же образом мы должны думать о вожделении и личных привязанностях этого рода. Ибо когда «сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ), вожделение – наша пища. Но когда мы возгораемся похотью к чужой жене или жаждем чего-то, принадлежащего нашему ближнему, вожделение становится пищей зверей. Примером этому могут служить страсть Ахава и поступок его жены Иезавели в отношении виноградника Навуфея Изреелитянина ( 3Цар.21 ). Следует обратить внимание на то, в каких словах Писание предостерегает нас. И хотя говорится, что Господь сказал о человеке: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ), о зверях не сказано, что «Я дал им это в пищу», но «будет им в пищу» ( Быт.1:30 ), так что согласно духовному пониманию, которое мы объяснили, эти предпочтения даны человеку Богом, но Бог говорит, что они также будут пищей и зверям земным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так или иначе, но для нас здесь важно отметить, что слова земля и вода, которые обычно воспринимаются нами как антонимы, в данном повествовании не противопоставляются друг другу, но напротив, указывают на одну и ту же реальность. Эта реальность — начальные пылинки вселенной (см. Притч 8:26), необразное вещество, из которого всемогущая рука Божия создает мир (см. Прем 11:18), — выходит за рамки человеческого опыта, она непостижима, на что, вероятно, и желал указать автор книги Бытия, прибегая к различным и даже откровенно противоположным образам. По мысли все того же блаженного Августина, чередование образов — это лишь средство, позволяющее раскрыть различные свойства первоматерии: наименованием “не­бо и земля” автор хотел указать на универсальность первой материи, “затем именем невидимой и неустроенной земли и бездны дать понятие о [ее] бесформенности наконец, именем воды обозначить материю, подлежащую действию Творца…” 4 . Шестоднев, как и все Пятикнижие, традиция относит к авторству пророка Моисея. Обычно слово пророк передается еврейским нави — дословно ‘призванный (Богом)’, от аккадского набу ‘звать’. Но это не единственное и, возможно, не изначальное обозначение пророка. Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: “пойдем к прозорливцу”; ибо тот, кого называют ныне пророком (нави), прежде назывался прозорливцем (роэ) (1 Цар 9:9). Два исконно еврейских слова обозначающих пророка, роэ и хозэ — синонимы со значением ‘видящий, зрячий’ (в Синодальном переводе “прозорливец”). Таким образом, пророк — это не тот, кто нечто предрекает, предсказывает, — пророк видит, зрит тайну Божию, он прежде всего избранный Богом тайнозритель. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко (Чис 24:17). Так начинает свою пророческую песнь Валаам — муж с открытым оком который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его (Чис 24:15–16). В книге пророка Иеремии есть одно интересное для нас место, где пророк возвещает грядущее опустошение Иудеи. Это опустошение представляется ему в образе мирового катаклизма, причем картина бедствий усиливается за счет очевидных аллюзий на Быт 1, это как бы творение “наоборот”, творение со знаком минус: Смотрю на землю, и вот, безвидна и пуста, на небо, и нет на нем света. Смотрю на горы, и вот, они затряслись, и все холмы заколебались. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, плодоносный край стал пустыней, и города его разрушились от лица Господа, от пламени гнева Его” (Иер 4:23–26) 5 .

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неем.11:4 .  в Иерусалиме жили из сыновей Иуды и из сыновей Вениамина. Из сыновей Иуды: Афаия, сын Уззии, сын Захарии, сын Амарии, сын Сафатии, сын Малелеила, из сыновей Фареса, Список начинается с колена Иудина, представители которого распадались на два рода – Афаии из линии Фареса и Маасеи из линии Шелы. Линия третьего сына Иуды Зары, по-видимому, ко времени Неемии прекратилась. Неем.11:5 .  и Маасея, сын Варуха, сын Колхозея, сын Хазаии, сын Адаии, сын Иоиарива, сын Захарии, сын Шилония. Вместо «Шилония», имени невозможного в колене Иудином (от города Ефремова Салома), Риссель предлагает читать Шелания (от Шелы – ср. ( Чис. 26:20 ) ). Неем.11:7 .  И вот сыновья Вениамина: Саллу, сын Мешуллама, сын Иоеда, сын Федаии, сын Колаии, сын Маасеи, сын Ифиила, сын Исаии, Неем.11:8 .  и за ним Габбай, Саллай – девятьсот двадцать восемь. В ст. 7–8 называются жившие в Иерусалиме два рода колена Вениаминова – род Саллу и род Габбая Саллая. В ( 1Пар. 9:7–8 ) называются четыре линии колена Вениаминова, причем вместо Габбая поименован Ивния. Берто и Риссель предлагают и в ст. 8 читать это имя, предполагая, что Габбай-Саллай возникло по ошибке. Указанная в ст. 8 цифра 928, вероятно, относится только к роду Габбая. Неем.11:9 .  Иоиль, сын Зихри, был начальником над ними, а Иуда, сын Сенуи, был вторым над городом. В ст. 9 называются отдельно начальники колен Иудина и Вениаминова ( «над ними», т.е. над упомянутыми выше): Иоиль, сын Зихри, и Иуда, сын Сенуи. Вероятно, Иоиль принадлежал к колену Иудину, а Иуда был вениамитянином ( 1Пар. 9:7–8 ). О Иуде замечается, что он был al hair mishne. Это замечание некоторые экзегеты понимают в том смысле, что Иуда был начальником над городом вторым в Иерусалиме, т.е. над частью города к западу от храмовой площади и к северу от среднего города ( 4Цар. 22:14 ; Соф. 1:10 ; 2Пар. 34:22 ); Ср. Иуд. Древн. XV, 11, 5). Но в таком значении mischne имело бы член (как в ( 4Цар. 22:14 ) и ( Соф. 1:10 ) ), кроме того, оно обыкновенно употребляется о лицах второго ранга ( 4Цар. 23:4 ; 1Цар. 8:2, 17:13 ; 1Пар. 15:18 ). В виду этого и указанное замечание о Иуде правильнее понимать в том смысле, что он был в городе начальником второго ранга (LXX и слав.: «от града, вторый»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Беды Давида. 11 я беременна. По израильским законам за прелюбодеяние оба согрешивших наказывались смертью ( Лев. 20,10 ; Втор. 22,22 ). 11 омой ноги свои. Если, как то можно было бы заключить из 1Цар. 21,5 (ср. Втор. 23,10 ), воздержание от женщин во время войны было обязательным для воинов, предложение Давида можно рассматривать как попытку побудить Урию к нарушению этого запрета, чтобы беременность Вирсавии приобрела законный характер. 11 ковчег... и Израиль и Иуда. Упорное нежелание Урии наслаждаться отдыхом в то время, когда другие подвергают себя походным тяготам, и даже Сам Бог (чье присутствие символизируется ковчегом завета) находится в лагере среди воинов, еще более оттеняет предосудительность поведения Давида, живущего в свое удовольствие в Иерусалиме (ст. 1,2). спать со своею женою. См. ком. к ст. 8. 11 поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение... чтоб он был поражен и умер. Давиду, благодаря стойкости Урии, не удалось уладить ситуацию с беременностью Вирсавии хитростью (ст. 8–13), поэтому приходится теперь действовать прямолинейно. При этом Давид рассчитывает, что Иоав с готовностью поможет исполнению его плана (см. 2,18; 3,26.27; 20,10 и ком.). 11 рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) данный стих несколько длиннее, поскольку его завершает гневный ответ Давида посланнику, близкий к тому, который предвидит Иоав (ст. 20,21). 11 пусть не смущает тебя это дело. Дословно: «пусть не будет это дело злом в глазах твоих». В конце главы содеянному Давидом дается однозначная оценка: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (ст. 27). 11 Когда кончилось время плача. Об истинных чувствах Вирсавии к Урии можно только догадываться, но, тем не менее, в течение положенного времени (возможно, семь дней; Быт. 50,10 ; 1Цар. 31,13 ) она оплакивала своего убитого мужа. Оплакивание вождей народа могло продолжаться дольше: например, Аарона ( Чис. 20,29 ) и Моисея ( Втор. 34,8 ) Израиль оплакивал тридцать дней (ср. семидесятидневный плач египтян по Иакову, Быт. 50,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010