11 У евреев эта страна была известна под именем Миираим от имени второго сына Хамова, который вероятно, с своим потомством был первым поселенцем этой страны. Еще во времена Авраама египтяне и евреи находились между собою в сношениях ( Быт.12:10–20 ). После возвращения евреев из египетского рабства, об отношениях этих двух народов история умалчивает. За 1000 лет до Р.Х., египетский царь дал в замужество Соломону дочь свою и в приданное город Газер отнятый им у хананеев ( 3Цар.3:1, 9:16 ). Преемник его Сисак разбил войско Ровоама, взял Иерусалим и наложил дань на Иудею ( 2Пар.12:1–14 ). Царь Осия искал союза с Сигором, царем египетским против Салманассара ( 4Цар.17:4 ). Пророки часто возвещали уничтожение Египту ( Пс.19 ; Иер.41 ; Иез.30:32 ; Дан.11:42 ). Угрозы их начали исполнятся при фараоне Нехао, который, после поражения, нанесенного им Иудее при царе Иосии, был побежден Навуходоносором при Кархемисе ( 2Пар.35:20, 36:1–4 ; Иер.46:2 ). Навуходоносор два раза опустошал Египет, который был наконец покорен при фараоне Хорре. Жители Египта, переселенные в Вавилон, оставались в плену в продолжении 40 лет, до времен Кира. После Египет перешел во власть персов, а затем подчинился Александру Македонскому. После смерти его, Египет достался в удел Птоломею Сотеру, одному из полководцев Александра Македонского; в это время иудеев так много было в Египте, что некоторые полагают это время началом исполнения пророчества Исаии об обращении Египта ко Господу. Незадолго пред Р.Х. римляне овладели Египтом. 12 Эдом или Идумея была страна, населенная потомками Исава ( Быт.25:30–34 ) и находившаяся между Мертвым и Красным морем, на юго-восток от Палестины. Идумеяне, не смотря на свое племенное родство с евреями, были в постоянной вражде друг с другом. Эта вражда уже высказалась при путешествии евреев из Египта в Палестину ( Чис.20:14–21 ). Саул вел с ними войну. Давид сделал их данниками, убил из них 18000 человек, a Иоав военачальник Давидов истребил все мужское население Идумеи. В это время Адад из царского идумейского рода, убежал в Египет. Господь воздвиг его против Соломона ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:15 ; 3Цар.11:14–17 ). Несмотря на это идумеяне были еще данниками во времена Иосафата, с которым они участвовали в воине против Моавитян; но они отложились при сыне его Иораме ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9–27, 8:16–22 ). Отселе они часто воевали с Иудеей. Амасия сильно поразил их ( 4Цар.14:7 ; 2Пар.25:11–15 ). При Ахазе они находили на Иудею и увели не мало пленников. ( 2Пар.28:17 ). Они возбуждали халдеев против Иерусалима, но и сами скоро подпали халдейскому игу. После плена вавилонского, идумеяне не переставали враждовать с иудеями; Иоанн Гиркан заставил их принять обрезание и совершенно подчиниться власти иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Стих 15. Вина и сикера не имать пити; иначе – он должен быть Назореем ( Чис.6:3 ), как Сампсон, Самуил, Рехавиты ( Иер.35:6–19 ). Сикер – водка из фиников и других фруктов, или вообще всякий опьяняющий напиток – не из винограда. Стих 17. Духом и силою Илииною. Илия отличался пламенною ревностью против нечестия и строгим образом жизни. Евангелисты сравнивают Иоанна с Илией ( Мф.3:1–4 ; Мк.1:2 ). Сам Иисус Христос называет его Илией ( Мф.11:14, 17:11–13 ). Изображение Илии у Сираха ( Сир.48:1–13 ). Оттуда ( Стих 10 ) взято и выражение: – обратите сердца Отцем на чада=сделать своими убеждениями так, что чада будут обращаться к Богу с таким же сердцем, как и отцы (Авраам, Исаак, Иаков); что подтверждается и синонимическим выражением: – и противные (обратит) в (=к) мудрости праведных. Стих 19. Аз есмь Гавриил. (Гавриил=крепост Божия). Объявление Ангелом своего имени должно было служить для Захария подтверждением того, что Бог силён совершить возвещаемое ему рождение сына в старости. – Сами имена Ангелов даются им, конечно, по должности или по значению действия их. Имена Ангелов сделались известны у Иудеев только со времени плена. Гавриил и Михаил у пророка Даниила ( Дан.8:16, 9:21, 10:13,21, 12:1 ). В книге Товита и 3-й Ездры встречаются другие имена, и число главных Ангелов определяется до семи ( Тов.12:15 ; 3Ездр.4:1,36, 5:20 ). В Новом Завете встречаются только имена Гавриила ( Лк.1:19,26 ) и Михаила ( Откр.12:7 ). Стих 20. Будеши молча. Немота от глухоты. Можно думать, что и Захария стал не только нем, но и глух: потому что с ним объясняются знаками (Стих Лк.1:62 -й). Впрочем, глухота служит причиной немоты только при первоначальном образовании языка в детстве: те же, которые уже говорили, хотя и делаются глухими, не теряют способности говорить; Захария же потерял: значит его немота особенная, чудесная. – Сомнение Захарии наказано немотой, а сомнение Авраама, Пресвятой Девы не наказывается, потому что оно отлично по внутреннему характеру, хотя внешне одинаково. Авраам сомневается, потому что ещё не знает примеров рождения детей в старости, и только как бы ищет средств увериться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Это значит, что как не по своей воле пр. Иеремия начал возвещать людям Слово Божие, так не в его же власти было и прекратить свою проповедь. – Что пр. Иеремия из желания избежать оскорблений, а может и опасности жизни (см. ниже 10 ст. и сравни 11:19–21), решается прекратить свою пророческую деятельность – это не должно казаться странным. По таким же побуждениям другой великий пророк Илия оставляет место служения своего – царство израильское и скрывается от преследований Ахава и Иезавели в пустыню на юг Палестины, а оттуда уходит еще далее к горе Хориву ( 3Цар. 19:3–8 ). Подобным образом пр. Иона, хотя и по другим побуждениям, уклонялся от исполнения своих пророческих обязанностей и вместо того, чтобы идти в Ниневию, куда посылал его Бог, направился в Фарсис ( Ион. 1:2–3 ). Все такие случаи свидетельствуют лишь о том, что все люди, без исключения, грешны ( Иов. 4:17–19; 14:4–5 ) и что даже великие праведники, избранники Божии, не чужды были некоторых, свойственных человеческой природе, слабостей: яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Екк. 7:21 ). Так, пр. Моисей, с которым Бог беседовал лицом к лицу как бы с другом Своим, дозволил себе такой поступок, за который лишен был возможности вступить в землю обетованную ( Чис. 20:11–12, 24 ; Втор. 32:48–52 ). Пророк и царь Давид, который называется в Писании мужем по сердцу Божию ( 1Цар. 13:14 ; Деян. 13:22 ) при всей праведности своей сделал тяжкий грех , убив Урию Хеттеянина ( 2Цар. 11:14–17 ). Сын и преемник его Соломон, возлюбленный Богом ( 2Цар. 14:15 ), при всей своей несравненной мудрости ( 3Цар. 3:12, 29–34 ) впал в тяжкий грех идолослужения ( 3Цар. 11:5–8 ). Первоверховный апостол Петр, который готов был положить душу свою за своего Божественного учителя ( Мф. 26:33–35 ), во избежание угрожавшей опасности трижды с клятвою отрекся от Него ( Мф. 26:69–75 ). Другой великий апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией ( Деян. 9:15 ), потрудившийся в деле благовестия более всех других апостолов, сам говорит о себе: еже бо хотети (доброе) приложит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим. 7:18–19 ). Такова сила греховной привычки в человеке и столь слабы собственные силы его для борьбы с нею? – Если же так близки к падению даже великие праведники, то сколько же удобоподвержены греху все прочие? Если по Слову Божию, мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ), то сколько же должны быть осмотрительными и осторожными в своих поступках все мы?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Евр.11:33 .   Братие! святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов. Верующие во Христа Евреи много пострадали от неверных своих соотечественников, которые их поносили, оскорбляли, всенародному подвергали позору, заключали во узы, и разграбляли имение их ( Евр.10:33–34). И так, дабы утешить их в таковом горестном положении, и дабы поддержать в них веру во Христа, святой Павел описывает как деяния и чудеса, каковые люди праведные верою совершали, так и мздовоздаяния, коих они удостоились от Бога. Таким образом он, начав с праведного Авеля, исчисляет их поименно: дошед же до блудницы Раав, которая верою своею, принявши к себе соглядателей, тем спаслась. На сей истории останавливается и говорит:  «не достанет ми повествующу времени, о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне, о Давиде же и Самуиле, и о других пророцех» ( Евр.11:32). И так, умолчав имена других святых, говорит потом:  «иже верою победиша царствия». Все сии святые, говорит он, о именах коих я упомянул, или умолчал,  «силою веры победили царствия». Какие же суть святые сии, победившие царствия? Авраам победил пять Царей, пленивших племянника его Лота, Моисей Фараона, Амалика, Хананеа, Сиона Царя Аморрейского и Ога Царя Васанского: а Иисус Навин Царя Иерихонского, Гайского и некоторых ( Быт.14:5;  Исх.14:28, 17:3;  Чис.21:3, 35) других, о коих упоминается в книге его ( Нав.6:1, 8:2). Сверх сих и другие благочестивые мужи силою веры преодолели царствия, как видеть можно в книгах Судей и Царств:  «содеяша правду», каковы суть, Деввора, Варак, Гедеон, Иефай и Самуил, которые, будучи водимы светом Божественной веры, судили со всякою справедливостью народ Израильский, оправдывая невинных и наказывая виновных.  «Получиша обетования». Всемогущий Бог обещал победу Вараку и Гедеону, первому устами пророчицы Девворы, а второму, устами Ангела, к нему посланного ( Суд.4:6, 6:14): и обещание сие сбылось, Варак преодолел силу Иавинову, а Гедеон победил Мадианитян. Обещал Он Давиду чрез Пророка Нафана успокоение от нашествия неприятелей ( 2Цар.7:11), и сей Царь, управлявши всеми Израильскими коленами, избавился напоследок от всех врагов своих, и расширивши пределы своего государства, опочил в мире.  «Заградиша уста львов» ( Суд.14:6). Каковы суть, Самсон, растерзавший львичища, яко козлище, Давид, умертвивший медведиц и львов, нападавших на овец стада его, и Пророк Даниил, заградивший уста львов ( 1Цар.17:34–35;  Дан.6:22).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

9) До каких пор будут существовать на земле храмы Божии, а следовательно и его святыни? 9) Храмы Божии будут на земле до скончания мира; это ясно видно из того, что антихрист пред вторым пришествием Христа «сядет в храме Божием и станет превозносить себя выше всего называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2:4 ), а этим именем, как мы уже знаем, называются в Писании священные изображения ( Чис. 10:35–36 , 1Цар. 6:19–21 ), почему и место, где они стояли, называлось «Святое Святых» ( Евр. 9:3 , Исх, 26:33–34). 10) Откуда еще видна необходимость почитания св. икон? 10) Из Священного Предания, то есть, – из устного учения св. Апостолов, записанного отцами Церкви и сохраняемого Ею, согласно повелению Апостола: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). 11) Что же св. Предание говорит об иконопочитании? 11) Оно учит, что св. иконы были в Церкви Христовой не только в 787 году, во время 7-го вселенского собора, как заблуждаются сектанты, но и гораздо раньше. Еще 6-й вселенский собор (в 691 году) имел суждение об изображении Спасителя и постановил изображать Его только по человеческому естеству, а не в виде агнца, как некоторые тогда Его изображали (правило 82-е). Иконы были в употреблении еще в 4 веке, о чем находим свидетельства у св. отцов Церкви 4-го же века. Так св. Григорий Богослов говорит: «ангелам свойственно быть светоносными и сияющими, когда изображают их в телесном виде, что почитаю символом (знаком) естественной их чистоты» (Твор. Гр. Бог . ч. 2 стр. 268). Св. Григорий Нисский говорит об изображении принесения в жертву Авраамом Исаака, каковая икона, при взгляде на нее, всегда вызывала в нем слезы умиления. Он же говорит об иконе великого мученика Феодора Тирона и об иконе Христа (Твор. Гр. Нис. ч. 4, стр. 393). Св. Амвросий Медиоланский , говоря о бывших ему видениях пред открытием мощей св. мучеников Гервасия и Протасия, свидетельствует, что при этом являлся ему ап. Павел так, «как он изображался на св. иконах» (Письмо 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

" Дух есть тонкое, невещественное и не имеющее образа исходящее бытие ... В Писании же о духе говорится четверояким образом: Дух Святой, дух-ангел, дух-душа и дух-ветер. Иногда и ум зовется духом " (Преподобный Анастасий Синаит) " Дух понимают многозначно: [Сам] Дух Святой разумеется [здесь], и силы Духа Святого суть духи. И ангел - дух ... и демон - дух, и душа - дух. Бывает, что и ум духом зовется. И ветер - дух, и воздух - дух " (Преподобный Иоанн Дамаскин) Очевидно, что для антропологии пригодны не все перечисленные отцами значения, но только те, которые имеют отношение к человеку. Среди них, как мы увидим далее, дух-добродетель, дух-ангел, дух-демон, дух-душа, дух-сила, дух-ум. 7.1. Понятие " дух " в Священном Писании 7.1.1. " Дух жизни " В Ветхом Завете часто используется термин " дух " , причем подразумевается " дух жизни " , т.е. дух, исходящий в акте творения от Бога, который не есть дух Божий, но благодать Духа. Этот дух есть в каждом отдельном бытии, он является источником этого бытия, иными словами - дух жизни. Быт.6:17: ...всякую плоть, в которой есть дух жизни...; 7:22: Все, что имело дыхание духа жизни...; Чис.16:22: ...Боже духов всякой плоти; 27:16: ...Бог духов всякой плоти,..; Иов.12:10: В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти; Прем.15:11: ...вдохнувшего в него дух жизни. Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии. 7.1.2. " Дух человека " Собственно антропологическим понятием является дух как понятие " дух человека " . Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, " дух Илии " ) или к человеку вообще. Быт.35:29: И испустил Исаак дух и умер...; 41:8: Утром смутился дух его; 2Пар.21:16: дух Филистимлян; 36:22: дух Кира; Иов.10:12: ...попечение Твое хранило дух мой...; 32:8: Но дух в человеке...; Пс.30:6: ...В Твою руку предаю дух мой...; Притч.18:15: Дух человека переносит его немощи...; Дан.7:15: Вострепетал дух мой во мне...; Мф.26:41: ...дух бодр, плоть немощна...; 1Кор.2:11: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Согласно святоотеческому толкованию, в помазании предвозвещалось Богоявление Отца, и Сына, и Святого Духа: Помазующий – Отец, елей помазания – Дух, Помазанник – Сын. «Помазанником является всякий верующий, помазующийся в святом крещении в христианина» (Свт. Иоанн Златоуст ). В общем (общеисторическом) собрании богопротивников, восставших на Яхве и Машиаха Его, было сказано: Пс.2:3             «Расторгнем узы Их,                         и свергнем с себя верви 35 Их». Какие узы и верви (веревки) от Господа и Помазанника Его нестерпимы для богопротивных язычников и иудеев? Бог через пророка Осию говорит: «узами 36 человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Когда Бог стал Человеком (адам), вполне открылся смысл того, что и до и после Боговоплощения весь смысл Божественного управления и удерживания (узы, путы, веревки, иго) есть любовь. Ее и должен принять на себя человек – как Божественное «иго» (ζυγς): «возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:29,30 ). Богопротивники суть богоненавистники: они ощущают на себе узы Божественной любви как противные, – Бога и Христа Его ненавидят. Богоненавистники знают, Чьи эти узы и веревки, и они «предстали, собрались», стали «заодно» (друг с другом и с язычниками Рима) и восстали на Самого Яхве и Машиаха Его – ведают, что творят. Псалом 2 начинается словом «Почему (почто)?». Откуда такая ненависть к Спасителю? Любовь, от Мессии-Христа исходящая, стала источником ненависти к Нему. Свт. Иоанн Златоуст прямо относит содержание стиха Пс.2:3 к евангельским событиям: «Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи и за неверие свое рассеяны по всей вселенной». Помазаннику и «Сыну» (см. Пс.2:7 ) Господь сказал о богопротивных: Пс.2:9             Ты сокрушишь их жезлом железным,                         как сосуд гончарный разобьешь 37 их. " Жезл» шевет – если он в руке Господа, то это один из символов Мессии: «восходит звезда от Иакова, и восстает (встает) жезл от Израиля» ( Чис.24:17 ). Жезл Мессии сокрушает, и он же приносит успокоение: «жезл Твой и посох Твой – они упокоят меня» ( Пс.23 /22:4). В руке Господней – жезл и посох: посох Господь дает для опоры ( Исх.21:19 ), «жезлом посещает беззакония» людские (см. Пс.89 /88:32). «Жезл железный» – железо в Писании является символом суровой и неодолимой крепости ( Лев.26:19 ; Втор.4:10 ; Втор.28:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Ибо Бог содержит в Себе Самом полноту бытия (λον т εναι) как некое бесконечное и безграничное море сущности». б) Неизменность (ναλλοωτον) – это Божие свойство, означающее, что Бог недоступен переменам и изменениям, ибо Он всегда один и Тот же во всесовершенной полноте Своей самобытности и всегда Себе подобен и равен во всех Своих свойствах и во всем Своем бытии. Несомненно, что неизменность как свойство Божия существа равносильна Божией самобытности. Бог неизменен, ибо Он – абсолютная полнота бытия, ибо Он независим бытием, ибо Он ничего не заимствует от кого-либо и от чего-либо для того, чтобы существовать вечно. «Богу свойственно не иметь нужды ни в чем и ничего не требовать ни от кого, но всем подавать все блага». Будучи всесовершенной полнотой бытия, Бог не переходит и не может переходить из одного вида бытия в другое, но Он всегда равен Себе во всем. Вечная неизменность – свойство не только Божией сущности, но и всех действ Его воли. В Боге невозможно никакое изменение, ибо Он – абсолютная полнота всех совершенств, в которой нет места для перехода из одного состояния в другое. " Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся», – возвещает Сам Бог через пророка Малахию ( Мал.3:6 ; ср.: Чис.23:19 ; 1Цар.15:29 ). Изменение свойственно существам несамобытным, имеющим начало и из мгновения в мгновение шествующим к своему концу, заимствуя опосредованно или непосредственно от Единственного Самобытного всё необходимое для бытия. Бог безначально и бесконечно самобытен и как Таковой не изменяется ни в существе, ни в свойствах, ни в действиях (см. Евр.6:17 ; Пс.32:11 ; Ис.46:4 ; Притч.19:21 ). У Него «несть пременение или преложения стень» 14 (προπς ποσασμα, Иак.1:17 ; ср.: Ис.46:10 ). Как самобытный Творец, Бог в отношении к созданной твари всегда Тот же и неизменен, посему псалмопевец обращается к Нему со словами: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:26–28 ; ср.: Евр.1:10–12 ; Ис.51:6 ; Мф.24:35 ; Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

35. λαν φωνε ‘Илию зовет’. В народном благочестии Илия считался помощником и заступником в час беды. 36. ξους ‘уксусом’, быть может, означает кислое вино posca, которым солдаты запасались для собственных нужд. 38. καταπτασμα ‘завеса’ используется у Семидесяти для обозначения завесы между Святым и Святая Святых (Исх 26:31–33; 27:21; 30:6; 2 Пар 3:14) и иногда означает завесу при входе в Святое (Исх 26:37; Чис 3:26). В другом месте НЗ упоминается первая завеса (Евр 6:19; 9:3; 10:20), и скорее всего здесь подразумевается именно она. 39. κεντυρων ‘сотник, центурион’. В Мф, Лк и Деян название этой должности переводится на греческий (κατνταρχος). Главная тема всего Евангелия от Марка, объявленная в самом его начале (1:1), находит здесь свою торжественную кульминацию, причем в устах язычника. 40. Μαρα Μαγδαλην ‘Мария Магдалина’. См. ст. 47; 16:1; Лк 8:2; Ин 19:25; 20:1,11–18. Магдала находилась к западу от Галилейского озера. Возможно, Иаков, упоминаемый в этом стихе — Иаков Алфеев (3:18). το μικρο ‘меньшего’ скорее означает возраст (‘младшего’), а не рост. 88. Погребение (15:42–47) (Мф 27:57–61; Лк 23:50–56) 42. Объяснение, необходимое для читателя из язычников. Παρασκευ ‘пятница’, букв. “приготовление”, означало день накануне субботы или праздника, в данном случае — субботы. ψας γενομνης, πε ν παρασκευ ‘настал вечер, — потому что была пятница’ — как верно отметил Иеремиас 63 , характерное для апостола Марка двойное обозначение времени, при котором вторая часть уточняет первую, ср. 1:32,35; 4:35; 13:24; 14:12; 14:30; 16:2; вечер приближался, но была еще пятница. Иосиф должен был успеть совершить погребение между девятым часом (то есть тремя часами пополудни) и закатом солнца, с момента которого начиналась суббота. Закон (Втор 21:23) требовал пре­давать тела казненных земле до наступления ночи. 43. ωσφ π ριμαθαας ‘Иосиф из Аримафеи’. См. Мф 27:57; Лк 23:50–51; Ин 19:38. Аримафею, как кажется, следует отождествлять с Рамафаимом (1 Цар 1:1), располагавшимся примерно в двадцати милях к северо-западу от Иерусалима.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

4 . Оценка: укоры и (или) похвалы. 5 . Обетование или предостережение. 6 . Обетование награды побеждающему. 7 . Призыв внимать: «Имеющий ухо да слышит». Шестой и седьмой компоненты послания иногда меняются местами, а пятый объединяется с четвертым. 2 сдвину светильник твой. Расположение города Ефеса пришлось перенести из-за смещения русла реки Каистры, на которой он стоял. Таким образом, он был «сдвинут» со своего прежнего места. По аналогии, Христос предостерегает, что сместит и перестроит Ефесскую церковь , если ее члены не покаются. 2 Николаитов. Еретическая группа, воззрения которой нигде не описаны. 2 побеждающему. Это и подобные ему обращения к другим церквам обещают святым, сохранившим верность, участие во всех аспектах жизни нового Иерусалима (2,11.17.26; 3,5.12.21; 21,1–22,5). вкушать от древа жизни. См. ком. к 22,2. 2 сборище сатанинское. Иудеи, принадлежавшие к синагоге в Смирне, отказались принять проповедь о пришествии Мессии. Хотя на словах они поклонялись Богу, их враждебность к христианам показала, что на самом деле они были во власти духовной тьмы ( 2Кор. 4,4 ). 10 Будь верен. Город Смирна гордился своей верностью Риму. венец жизни. Почитавшаяся в Смирне богиня Кибела изображалась на монетах с венцом в виде зубцов городской стены. По преданию, смирнские постройки на горе Пагос имели вид венца. В противоположность этому тленному венцу Иисус Христос обещает даровать верным истинный венец. 2 там, где престол сатаны. В Пергаме находился древнейший в Малой Азии храм, посвященный культу императора. 2 Валаама. Известно, что пророк Валаам ( Чис. 22,5 ) дал Валаку совет, приведший к событиям, описанным в книге Чисел (25,1–4). 2 учения Николаитов. См. ком. к 2,6. 2 вкушать сокровенную манну. Возможно, здесь содержится намек на манну, сохранявшуюся в Святом Святых храма ( Исх. 16,33–35 ; Евр. 9,4 ). Христос обещает питать верующих неисчерпаемой небесной духовной пищей ( Ин. 6,32–58 ). 2 халколивану. Этим словом обозначается какой-то ценный сплав металлов. Город Фиатира был известен своими мастерами, работавшими с бронзой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010