Мф.5:33 .  Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. Заповедь изложена в Лев.19:12 ; Числ.30:3 ; Втор.23:21, 23 . И здесь опять Спаситель передает кратко только сущность ветхозаветного закона. В Лев.19:12 запрещается не вообще всякая клятва, а только ложная. Перевод Семидесяти почти соответствует еврейскому тексту. В последних двух указанных местах говорится об обетах. Русский и латинский переводы: «не преступай клятвы», Vulgatä: non perjurabis, – не точны; славянский: «не во лжу кленешися»; в еврейском тексте Лев.19:12 к «не клянись» прибавлено слово «лашакер» – «для лжи», что выражается греческим глаголом πιορκω, который в отличие от простого ρκω означает «клянусь ложно». Поэтому смысл слов Спасителя, по-видимому, таков: не клянись ложно, а когда клянешься (не ложно), то исполняй пред Господом (в славянском переводе точнее – «воздаси же Господеви») клятвы твои. Так приблизительно Златоуст: «Что значит: «исполняй пред Господом клятвы твои»? Это значит: когда клянешься, ты должен говорить истину ( ληθεεις μνς)». О клятвопреступлении здесь речи нет. Мф.5:34 .  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; Мф.5:35 .  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; Мф.5:36 .  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Мф.5:37 .  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Учение Христа о клятвах. Глагол πιορκω (клянусь ложно) предыдущего стиха заменен здесь μνυμι. ρκω, ρκος соответствует еврейскому «шаба», который производят от «шеба» – семь – священное число у евреев и на Востоке употреблявшееся при клятвах ( Быт.21:28 сл.) и проклятиях ( Числ.23:1 ), и «шебуйя» – клятва. μνυμι соответствует еврейскому «нишба», т.е. тому же глаголу, но в форме «нифал», имеющей возвратное значение в отличие от «кал». «Нишба», следовательно, – «он клялся», в отличие «он клял» или «проклинал». Таким образом, предполагая, что Христос говорил на арамейском языке, можем допустить, что слова Его отличались только по форме и были, следовательно, по значению одинаковы; переводчик же выразил их по-гречески двумя разными глаголами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

33:6). — При наступлении того времени, когда сам Моисей должен был отыти к отцам своим, он возмутился духом и опечалился; а потому просил и молил Господа своего, чтобы Он позволил ему идти далее и видеть землю обетованную. Почему, возлюбленный, опечалился муж праведный? — Не потому, что не мог итти далее и видеть землю, кипящую медом и млеком; но потому, что не мог войти в сию землю и сподобиться погребения с отцами своими, а должен был положить кости свои в земле врагов, — в земле Моавитян. Ибо Моавитяне подкупили Валаама, сына Веорова, чтобы он злословил и проклинал Израиля. Моисей не желал быть погребенным в сей земле для того, чтобы не пришли Моавитяне, не открыли гроба его, не вынули оттуда костей и не разсеяли бы их по полю. Но Бог оказал Моисею великую милость. Он возвел его на гору Навав (Числ. 27:12; Втор. 34:2), и показал ему всю землю обетованную, представив ее, так сказать, пред самый его взор. И когда Моисей объял своим взором всю ту землю, тогда увидел гору Иевусеев и предназначенное ему место успокоения. Скорбь стеснила сердце его, — и он залился слезами, когда увидел гробницу в городе Хевроне, в которой погребены праотцы его: Авраам, Исаак и Иаков, потому что ему не суждено лечь возле них, и что кости его не приложатся к костям их, дабы в день воскресения воскреснуть вместе с ними. Но после того, как он обозрел всю землю, Господь утешил его, как бы так говоря: «Я погребу тебя, сокрою от всех, никому не будет известно место твоей могилы». — «И скончался тамо Моисей раб Господень, в земли Моавли словом Господним. И погребоша его в земли Моавли близ дому Фогорова, и не уведа никтоже погребения его даже до сего дне» (Втор. 34:5—6). Господь, сокрывши место погребения Моисея, оказал ему чрез сие две милости: первую ту, что враги не могли найти его, извлечь из гроба кости его и разсеять их; — вторую ту, что и самые Израильтяне не узнали гробницы его и не соделали её местом поклонения, потому что народ смотрел на него, как на некоего Бога. Отселе можно понять, возлюбленный, почему Израильтяне, когда Моисей оставил их и взошел на гору Синайскую, говорили: «Моисей бо сей человек, иже изведе нас из земли Египетския, не вемы, что бысть ему» (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3149...

Как только израильтяне отправились в путь, фараон изменил свое решение и пустился за ними в погоню со всей своей армией, он догнал их на берегу «тростникового моря». Здесь М. совершил еще чудо, приносящее освобождение израильтянам: он занес свой жезл над морем и оно расступилось, пропуская израильтян, а затем, вернувшись, М. уничтожил погнавшихся за евреями египтян (Исх 14-15). Синайский завет Дальнейшее действие в Пятикнижии разворачивается в пустыне во время 40-летнего пути израильтян под предводительством М. от «тростникового моря» (переход через него ознаменовал завершение егип. рабства) к Иордану (переход через реку ознаменует начало завоевания земли обетованной ). Центральное место на этом пути занимает пребывание израильтян у горы Синай (оно описано в т. н. Синайской перикопе - Исх 19 - Числ 10); именно в то время израильтяне заключают завет с Господом и получают от Него важнейшие предписания в качестве условий завета. Бог заключает завет с израильтянами на той же горе, где некогда явился М. (в Исх 17. 6; 33. 6 и регулярно во Второзаконии она именуется Хорив; в Исх 19. 1-23; 24. 16; 31. 18; 34. 2, 4, 29, а также постоянно в книгах Левит и Числа - Синай). Классическая «гипотеза четырех источников» связывает наименование Синай с Яхвистом и со Священническим документом, а наименование Хорив - с Элохистом и со Второзаконием. ВЗ не содержит ясных указаний на местонахождение Синая (Хорива). Отождествление этой горы с пиком Гебель-Муса на юге Синайского п-ова возникло уже в визант. эпоху (см. в ст. Синай ). Господь в виде огня сходит на вершину горы (Исх 19. 18; 24. 17). Он являет евреям Славу Свою и дает им указания для дальнейшей жизни: Десять заповедей , законы, ритуальные правила и нравственные наставления. М. выступает как посредник между народом и Богом. Народ, боясь страшной близости Бога, сам просит его быть посредником: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх 20. 18-19). Исх 20 и Втор 5 подразумевают, что Десять заповедей Бог провозгласил вслух так, что их слышал весь народ: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно» (Втор 5. 22). Однако все остальные предписания - гражданского, уголовного, нравственного и ритуального порядка, изложенные в книгах Исход-Второзаконие, Бог сообщает израильтянам уже не непосредственно, а через М.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Ветхозаветный закон предписывал иудеям давать десятину от стяжаний в пользу храма ( Числ. 18:26 ; Втор. 12:6, 14:28 ), но при этом, конечно, не имелось в виду доводить дело до той крайности, какую встречает Христос у лицемеров. По выражению древнего учителя церкви, фарисеи со своими скрупулезными десятинами казались просто «безумными: презирая важнейшие заповеди, они старались об исполнении неважных, являлись людьми мелочными» 12 . Фарисеи заботливо отчисляли десятину с таких произведений своих огородов, которые, даже взятые в своей совокупности, почти не имели никакой ценности в земледельческой стране, какой была Палестина. Дальнейшую часть обличений книжников и фарисеев составляют следующие речи Господа. «Горе вам, лицемеры, что очищаете внешность чаши (т. е. стаканов) и блюда, между тем как внутри они (эти сосуды) полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф. 23 ). Нельзя позабывать того, что ветхозаветный закон много обращал внимания на внешнюю чистоту израильского народа, но фарисеи до последней степени утрировали предписания этого рода, почему Христос и восстал на этих мнимых законников. Он обличает их за то, что «они обмывали стаканы, блюда и столы, на которых кладется пища, но в тоже время пили вино и ели пищу, добытые неправдой (это-то Христос и называет «внутренностью чаши и блюда»), что собственно и осквернило их сосуды» (Феофилакт) 13 . Вообще фарисеи, вроде наших раскольников, если дело касалось принятия пищи, придавали чуть не сакраментальное значение пустым обычаям. Они удивлялись на Христа, видя, что Он садился за стол, не умыв рук ( Лук. 11:38 ); осуждали за тоже и Его учеников ( Мф. 15:2 и дал.). Да и вообще они были безмерно требовательны в вопросах о пище и питании. Угодить на них в этом отношении было просто невозможно. Вот что говорил о них Сам Христос: «Пришел Иоанн Креститель ни хлеба не ест, ни вина не пьет, и вы (книжники и фарисеи) говорите: в нем бес. Пришел Сын человеческий: ест и пьет, и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, Он – друг мытарей и грешников» ( Лук. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Здесь впервые в Священном Писании звучит пророчество о Помазаннике. Если прежде пророчества о Христе называли Его прикровенно как семя жены, чаяние народов, жезл крепости, то здесь впервые Он называется Помазанником, по-еврейски – Мессией, по-гречески Христом. Рог – символ могущества, благосостояния и победы. Когда говорится о том, что Господь «взыде на небеса и возгреме», то пророчествуется о вознесении Господнем. 12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3) Своего сына Анна оставляет в доме Илия, чтобы он служил при скинии, а у нее рождаются еще трое сыновей и две дочери. Если Илий был человеком праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана прежде, чем совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Писание говорит о сыновьях Илия: «они не знали Господа» ( 1Цар. 2:12 ). Через человека Божия, не названного по имени, Илий получает откровение о том, что дом его не устоит и что сам он хотя и не будет отлучен от священства, но все его потомки не будут доживать до старости. А оба его нечестивых сына погибнут в один день ( 1Цар. 2:33–34 ). «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» ( 1Цар. 2:35 ). Самуил призывается Богом к служению ночью и сначала первые два раза прибегает к Илию, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илия не загладится вовек ( 1Цар. 3:1–14 ). «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар. 3:19–20 ). Таково начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам ( Быт. 20:3–7 ), Моисей ( Втор. 18:15; 34:10 ), Аарон ( Исх. 7:1 ), старцы, пророчествовавшие в стане ( Числ. 11:25–26 ), и неизвестный пророк во времена Гедеона ( Суд. 6:7–10 ). 12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Я постараюсь объяснить вам, девы, и следующие за тем предписания, так как и они касаются ваших обязанностей, составляя законоположения о девстве и требования, научающие, от чего дева должна воздерживаться и удаляться. Там написано так: и сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым, и скажи им: если мужчина или женщина даст великий обет соблюдать чистоту пред Господом, то он должен воздержаться от вина, и крепкаго напитка (ε), и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленнаго из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод во все дни обета своею (Числ.6:1-4) Это значит: кто обрек и посвятил себя Господу, тот не должен срывать плодов с дерева нечестия, потому что они всегда производят опьянение и исступление. Ибо мы знаем из Писаний, что есть два рода винограда, которые растут отдельно друг от друга и различны между собою. Один доставляет бессмертие и правду, а другой бывает причиною неистовства и безумия. Виноград, отрезвляющий и веселящий (Зах.9:1.7; Пс.103:15), радостно производящий из глаголов своих, как бы из ветвей, грозды дарований, источающие любовь, есть Господь наш, Иисус Христос, который ясно говорит Апостолам: я есть истинная виноградная лоза, вы ветви, а Отец Мой виноградарь (Ин.15:1.5). Дикий же и смертоносный виноград, источающий неистовство, яд и гнев, есть диавол, как говорит Моисей, описывая его так: виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморских; ягоды их ягоды ядовитыя, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:32.33). Им насыщаясь, жители Содома дошли до такого неистовства, что предались противоестественному бесплодному мужеложеству (Быт.18:20; 19:4). Им упиваясь, современники Ноя впали в неверие, и погибли под водами потопа (Быт.6:7). Отсюда почерпая, Каин обагрил братоубийственные руки и осквернил землю родственною кровью (Быт.4:8). Им упиваясь, народы возбуждают ярость свою к убийственным войнам друг против друга. Не в такое приходит человек исступление и умопомешательство от вина, как от зависти и гнева; не столько пьянеют и неистовствуют от вина, сколько от скуки, от любовной страсти, от невоздержности. От этого винограда запрещено вкушать деве, чтобы она, оставаясь трезвенною и неусыпляемою от житейских забот, возжигала Слову светильник, сияющий светом правды. Смотрите же за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас, как сеть (Лк.21:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Ограничения на использование земельного участка. Право давности. Продажа недвижимого и движимого имущества. Обязанность продавца предоставлять гарантию. Право наследования. Раздел имущества. Подготовка и интерпретация документов (Числ 26. 52-56; 27. 1-11; 36. 1-10; Втор 21. 16-17; 25. 13-17). Сангедрин (   от греч. συνδριον - Суд). В тексте перечислены 3 вида судов: состоящий из 3 чел., малый сангедрин из 23 чел. и великий сангедрин из 71 члена. Выбор третейского судьи. Свидетельство в суде. Уточняется, кто не способен быть ни судьей, ни свидетелем. Различие между гражданским и уголовным процессом. Виды смертной казни. «Упрямый и непокорный сын» (Втор 21. 18 слл.). Кто не имеет удела в буд. мире (Исх 23. 2; Лев 21. 10-12; Числ 35. 30; Втор 13. 13-18; 16. 18-20; 17. 6-7, 8-20; 21. 22-23). Маккот (   - Удары). О телесных наказаниях (Втор 25. 1-3). Наказание лжесвидетелей (Втор 19. 16-20). Непреднамеренное убийство и города-убежища (Втор 19. 1-13; Числ 35. 10-32). Кого подвергают телесному наказанию. Число ударов и способ исполнения наказания. Бичевание освобождает от истребления (божественной кары - далее в трактате «Истребление» в разд. «Святыни»). Шевуот (   - Клятвы) (Исх 22. 6-10; Лев 5. 4, 21). Перечислены главные виды клятв: необдуманная и напрасная, свидетельская, судебная. В каких случаях не приносят клятву. Четыре рода хранителей (кому что-либо отдавать на хранение). Эдуйот (   - Свидетельства позднего поколения таннаев о высказываниях авторитетных учителей прошлого; так же называется   - избранное). Предметы обсуждения (менструация, ритуальное очищение, брачные законы, десятины, нек-рые календарные проблемы и проч.), не связанные единой темой, многие повторяются в соответствующих частях М. Всего в тексте речь идет о 100 темах, причем в 40 случаях шаммаиты предлагают более мягкое решение, а гиллелиты - более строгое. (Библейский источник отсутствует.) Авода Зара (       - Чужое служение) (Исх 23. 13; 24, 32-33; 34. 12-16; Втор 7. 1-5; 25, 26; 16. 21-22; Числ 33.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

А откуда она известна? Ответ дается лишь в книге Числ, где читаем: в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца умер Аарон (Числ.33:38). На промежуточные пять месяцев, до даты Второзакония, падают, по повествованию книги Числ, путешествие израильтян от горы Ор до равнин моавитских (Числ.33:40—48), сообщение здесь Моисеем законов о границах владений в обетованной земле, о владениях заиорданских колен, о городах убежища и о земельном наследстве (33:51—36 гл.). Очевидно, при этом сопоставлении двух книг вполне понятна и естественна хронологическая дата Второзакония. Упоминаемое в книге Числ (33:48—51; 36:13) прибытие на моавитские равнины и пребывание на них израильтян объединяют и по месту обе эти книги, так как во Второзаконии, в первых двух стихах первой главы, упоминаются те же самые равнины (Втор.1:1—2). Итак, начало Второзакония немыслимо без предыдущих книг Пятикнижия: вне связи с последними никто его не мог написать. Кроме того, указанные хронологическая и географическая даты, объединяют, неоднократно повторяясь, содержание всего Второзакония (4:46; 29:1; 34:1) и таким образом неразрывно соединяют не только начало его, а и все дальнейшее содержание с предыдущими книгами. Здесь полный ответ на новейшие гипотезы эволюционистов о Второзаконии, как более древней части Пятикнижия. Очевидно их Второзаконие должно быть «иное,» чем известное ныне в ветхозаветном каноне.    Такое же тесное единство видно, при ближайшем беспристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятикнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанскаго.» Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Числ (21:21—35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Указание на совершившееся завоевание обетованной земли видят во Втор.2:12 и Лев.18:27 . Во Втор.2:12 – а на Сеире жили прежде Хореи, но сыны Исаврвы прогнали их и истребили их от лица своего так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь. Но и Моисей, при котором Евреи завоевали и разделили заиорданскую область, изгнав и истребив Хананеев ( Числ.21:1–3 ), Аммореев ( Числ. 23:33 ), Васанитян (34–35 ст.) и воспользовавшись их землею (Числ.26гл.), мог сказать о завоевании Евреями земли своего наследия. Об этом завоевании и разделении и действительно Моисей говорит далее в той же главе ( Втор.2:24–26 ) и в следующей главе (3:1–17). – Также не состоятельна ссылка на Лев. 18, 27 : ибо все сии мерзости делали люди земли сей (Ханаанской), что пред вами (), и осквернилась земля, чтобы и вас не свергнула земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула () народы, что пред вами (). Это выражение относится к народам, жившим в Палестине до Евреев. А таковых народов и свержений их землею могло быть много и до Моисея, например, обитатели Содома и Гоморры были «свергнуты» ( Быт.19 ). Современная история востока, опирающаяся на данные ассириологии и египтологии, предсьавляет немало и других примеров подобных «свержений», бывших в глубокой до-Моисеевой древности в Палестине. Приморская ровная полоса Палестины была как бы мостом из Азии в Африку, по коему двигались разные народы с одного материка на другой, мало на ней оседая и часто сменяя, а иногда и «поедая» друг друга (ср. Быт. 14гл.). В соответствие, может быть, этой смене жителей, во время 40-летнего странствования Евреев была уже поговорка о Палестине: «земля поядающая жителей своих» ( Числ.13:33 ), сохранившаяся до Иезекииля (36:13). А затем, начало той же ( Лев.18 ) главы, излагающей мерзости Хананейские, несомненно свидетельствует времени Моисея: «по делам земли Египетской, из которой вы вышли, и по делам земли Хананейской, в которую Я веду вас, не поступайте» ( Лев.18:3 ). Наконец, перевод: «свергнула», евр. , может быть по еврейской грамматике заменен настоящим временем: свергает, при понимании пророческого перфекта настоящим временем, понимании, часто допускаемом еврейской грамматикой. Да такой перевод и необходим и во всяком случае сообразнее с контекстом, чем перевод: «свергнула», потому что Ханаанская земля в речи Моисея даже настоящего стиха представляется еще незанятою Евреями: она вместе со своими народами находится «пред лицом Евреев – » (ср. Быт.25:18,34 ), а не занята ими, они смотрят на нее, а не обладают ею. Такой перевод вполне примиряется и с 3-м стихом, в котором говорится, что в Ханаанскую землю Господь еще только ведет Израиля, и с 24 стихом: «ибо всем этим оскверняли себя народы, которых Я прогоняю ( – причастие чаще всего переводится настоящим временем) от вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010