2) он называет Синай Хоребом, а хананеев — аморитами, 3) он говорит о брате Моисея Аароне, о котором сказание Ягвиста молчит, 4) он выделяет роль Рувима и северных колен. Излагая историю патриархов, Элогист обнаруживает более строгие нравственные понятия. Он старается смягчить или объяснить те поступки праотцев, которые ему кажутся неблаговидными. Так, когда Авраам, живя в чужой земле, выдает свою жену за сестру, Элогист поясняет, что это не было обманом, так как у них действительно был общий отец (Быт 20, 12). Таким образом, как замечает Анри Казелль, «в элогистической редакции можно уже различить отзвуки начинающегося профетического движения» ( Н. Caze11es. — RFIB, I, р. 363). Основные тексты, принадлежащие Элогисту: БЫТ 15 + J; 20; 21, 6-32, 34; 22, 1-14, 19; 28, 11, 12, 17, 18, 20-22; 29, 1,15, 23, 25-28, 30;30, 1-3а, 6, 8,17, 23;31, 2,4-18а,19-45, 51-55;32, 1-2, 13б-21, 23;33, 18б-20; 35, 1-8, 16-20; 37, 2в, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 236-24, 28а, 28в-30, 31б-32а, 34, 36; 40, 1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-20; 41; 42, 1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43, 14-23б,45 + J; 46, 1-5а; 47, 12; 48, 1-2, 8-22; 50, 15-26. ИСХ 1, 15-22; 2, 1-15; 3, 1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4, 17-18, 20б-21; 7, 20б-21а,24; 9, 22-23а,35;10, 8-13а, 20-27;11, 1-3; 12, 31-36, 376-39; 13, 17-19; 15, 1-21; 17, 3-6, 8-16; 18; 19, 26-19; 20, 1-21; 21; 22; 23; 24, 3-8, 12-15а, 186; 31, 186; 32, 1-8, 15-35, 33. ЧИСЛ 10, 29-36; 11; 12; 13, 17-33 (+ Р); 14(+ Р); 16, 1-34(+Р); 20, 1-9, 12-35; 22; 23; 24; 25, 1-5; 32; 1-17, 20-27, 34-42. ВТОР 10, 6-7; 27, 5-7а; 31, 14-15; 23; 33; 34, 5-6. См. сводную таблицу в книге: Р. Ellis. Тне Меп and тне Message of the Old Tesmamenm. Collegeville, 1963, р. 57-72. 5.  К. Корниль. Пророки, с. 60. О тождественности блудницы и Гомерь, дочери Дивлаима, см. исследование В. Яворского «Символические действия пророка Осии» (Сергиев Посад, 1902, с. 204 сл.), где дана сводка толкований первых трех глав Книги Осии. За истекшие с того времени годы вопрос о событиях жизни пророка решен не был. См. обзор современных мнений: Н. Row1ey. Тне Marriage of Hosea. — «Bullemin of the John Rylands Library», 1956, 39, р. 200.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1. c. 57–60s.). Далее критики ссылаются на «повторения и противоречия в повествованиях и законах Пятокнижия» и на этом основании считают себя в праве различать разных писателей. Это возражение и поражденное им сомнение высказывалось издавна. Насколько же оно основательно? Что касается повторений исторического характера, то указания на них выражают очень неисполнимые требования критиков. Так, по их мнению, Бог не мог несколько раз являться Аврааму и давать свои обетования ( ). Сарру не могли дважды похищать сначала фараон, а потом Авимелех; или если Сарру похищали, то не могли того же делать с Реввекой ( Быт.12:10–20;20:1–18;26:1–10 ). Так, например, Де-Ветте и Шрадер утверждают, что первое и третье повествование о похищениях принадлежат иеговисту, второе елогисту и «ошибку» во всем возлагают на иеговиста, а себе приписывают честь открытия этой фантастической ошибки. Также, по их мнению, Ангел не мог дважды являться Агари ( Быт.16:7 и 21:9). Если Авраам заключал завет с Авимелехом, то не мог этого делать через 70–80 лет Исаак ( Быт. 21:22–33 и 26:27–31). Господь не мог дважды утолять жажду Евреев, в период 40 лет, водою из камня ( Исх. 17:1–7 ; Числ.20:1–13 ). Но при повторениях, говорят, есть и разности. Так, Ною дана была сначала заповедь ввести в ковчег по паре животных, а потом пояснено, что по паре нечистых и по семи пар чистых животных (6:19;7:2). Иаков сначала купил у Исава первородство, в потом приобрел его у Исаака (25:29–34; 27:1–30). Иаков приписывал свои богатства Божию благоволению, а между тем и сам много трудился (31:6;30:35). Имя его изменено и подтверждено новое имя (32:22;33:10). Неужели так могло все происходить на самом деле? Конечно могло! Имена некоторых лиц изменяются, например, жен Исава и тестя Моисея ( Быт.26:34;28:9;30:2 ; Исх.2:18,21;3:1;4:18,18:1 ). Но ношение нескольких имен у древних было в обычае (да и ныне у немцев это есть). Кроме того, родство Моисея с Иофором и Рагуилом, при неясности еврейского термина , могло быть неодинаково 37 , например, Рагуил мог быть дедом, а Иофор отцем Сепфоры. Двоякое наименование народности лиц, купивших Иосифа: Измаильтяне ( Быт.37:25,27 и 39:1) и Мадианитяне ( Быт.37:28,36 ), объясняется тем, что первое наименование общее, синонис «сынов степей и пустынь», кочевников, странствующих от Египта до Ассирии, а второе, более частное. Мадиамского народа, жившего близ Синайского полуострова и на юге Палестины (Gesenius. Herb. Worterb, 364, 441 s.). Поэтому в книге Судей оба народа также отождествляются: «дайте мне по серьге из добычи своей, ибо у неприятелей (Мадианитяне – 7:12 и 8:22) много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне» ( Суд.8:24 ). Поэтому же и в книге Бытия они попеременно называются то Мадианитянами, то Измаильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

31. Благословен Бог, Который посредством материальных56 предметов на всякое время таинственно приводит нас к знанию невидимости Своей; Он сеет и напечатлевает в разуме нашем память о заботе Его о нас во всех поколениях, посредством видимых форм связывая разум наш любовью к сокровенности Его. 32. Да возвеселятся сердца наши в тайнах веры, которыми мы обладаем; возликуем о Боге, Который так много заботится о нас. Войдем созерцанием разума нашего в это восхитительное дело, которое Он предпринял ради нас. Возрадуемся в надежде, которая открылась нам, чадам Христовым, в тайне Нового Завета, который мы получили через Него. 33. Достопоклоняем Бог, Который ради нашего спасения делает все в мире, чтобы приблизить нас к Себе прежде, чем откроется то будущее , в котором мы получим блага, достойные сынов Божиих. 34. Достопоклоняема тайна силы Креста, даровавшего нам все это. Ангельского знания удостоились мы через него благодаря силе, посредством которой всякая тварь была сотворена - как видимая, так и невидимая. 35. Всяких хвалений, прославлений и славословий достойно божественное Естество, Которое сотворило нас, дало нам все эти вещи и даст нам другие: Ему да будет поклонение, честь и прославление во веки веков. Аминь. 1 Букв. " телесных " . 2 Ср. 1 Кор.15:28. 3 Т.е. в Ветхом Завете и в Новом Завете. 4 Букв. " знания всех " . 5 Сир. qibota (ср. греч. kibotos). Тема ковчега завета (ср. Исх.26:10-22) играет важную роль в восточно-христианской анти-иудейской литературе VI-VII вв. 6 Т.е. народ израильский. 7 Ср. Числ.10:35-36. 8 Ср. 1 Цар.4:7. 9 Букв. " в великом знании о Боге " . 10 Ср. Ис.Нав.7:6. 11 Или " откровения страха Божия " . 12 Букв. " что совершались тогда " . 13 Иными словами, без веры в события, описанные в новом Завете, невозможно полноценно воспринять и то, о чем говорит Ветхий Завет: эта мысль является отголоском анти-иудейской полемики. 14 Букв. " по морям " (т.е. по поверхности моря). 15 Или " крестного знамения " . 16 Т.е. вышеупомянутые предметы ветхозаветного богослужебного обихода (ковчег, скрижали завета и пр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Иов 5:23; Иез 34:25; Ос 2:18). 719 11:13 Или: кузнецу; друг. чтение: в сокровищницу. 720 11:16 Букв.: и копыта их отрывать. 721 12:1 См. примеч. к 9:1. 722 12:9 Ср. с подобным выражением в Исх 4:24. 723 а 12:10 Букв.: дух (или: Дух) милосердия и молитвы. 724 б 12:10 Так по друг. чтению; букв.: на Меня. 725 12:11 «Хадад-Риммон» было либо названием места трагедии, скорбь о которой всё еще была жива в памяти людей, либо это место связывалось с религиозным обрядом, включавшим в себя оплакивание. 726 12:13 См. Числ 3:18, 21. 727 13:1 Покаяние, описанное в конце предыдущей главы, принесло свой «достойный плод» (см. ст. 1–6). В Иер 31:33, 34 Бог обещает Израилю силу Духа Святого способную осуществить подлинное внутреннее преобразование и привести к добровольному повиновению Закону, идущему от сердца, к живому общению с Богом, спасительному познанию Его и прощению грехов (ср. Иез 36:25; Зах 3:4, 9). НЗ (Лк 22:20; 1 Кор 11:25) ясно свидетельствует о том, что благословения, некогда обещанные Израилю в ВЗ, становятся достоянием Церкви Нового Завета, в которой объединены в одну семью и язычники, принявшие Евангельскую весть, и духовный остаток Израиля (Рим 11:1–16). 728 13:2 Букв.: пророков; то же в ст. 4 . 729 13:3 См. Втор 13:6–10. 730 13:5 Пер. по друг. чтению; масоретский текст: я землепашец, с юных лет человек меня приобрел. 731 13:6 Букв.: между руками; или: на руках. 732 13:7 Смертельный удар, пророчески предсказанный здесь, нанесен доброму Пастырю во исполнение Божественного замысла (Ис 53:10; Деян 2:23). 733 14:2 Здесь Богу приписывается действие, которое Он лишь допускает. Для достижения Своей вечной цели в борьбе со злом Он являет Свою верховную власть и тогда, когда использует враждебные Ему силы, позволяя им проявиться в полной мере. 734 а 14:5 Букв.: Моих гор. 735 б 14:5 Так в LXX и друг. пер.; букв.: с тобой, или иные переводят: к тебе. 736 14:6–7 Букв.: ослепительно яркие (звезды) застынут/заледенеют; друг. переводы: в тот день не будет ни холода, ни льда; масоретский текст неясен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

исшествии их от сего жития во аде бесконечно будет казнить ( Ис. 66:24 ; Дан. 12:2 ). §38. Там будет столь жестокая болезнь неослабно, какой больше представить нельзя. Печаль несказанная сокрушит душу ( Мф. 8:12 ), жесточайшее чувствование гнева Божия ( 2Фес. 1:9 ), угрызение совести ( Притч. 5:4 ), при чем помрачение и повреждение тела, отчаяние и преспеяние в злости, лютое обитание с диаволом, теснота, смрад, огнь неугасимый и прочее адское зло несказанно приумножат болезнь. §39. Причины, заслуживающие мучение бесконечное, суть все грехи неочищенные и неверствие конечное ( Быт. 2:17 ; Рим. 5:12 ; Ин. 3:18 ; Иак. 1:15 ; Мк. 16:16 ; Откр. 20:15 ; 2Кор. 6:9, 10 ). §40. Грешники осужденные не единою токмо душею, но и телом будут мучимы. Поскольку душа и тело вместе грешили, то вместе будут и мучиться ( Рим. 6:13 ; 1Кор. 6:12 ; 2Кор. 5:10 ), что явственно и Христос объявляет: убойтеся, говорит, могущего и душу и тело погубити в геенне ( Мф. 10:28 ). А притом доказывается и тем, что некие во ад живыми с душею и телом сошли ( Числ. 16:33 ; Откр. 19:20 ). §41. Будут же грешники мучимы неослабно и беспрестанно так, что никогда мукам их конца не будет: и идут сии в муку вечную( Мф. 25:46 ); червь их не скончается, и огнь их не угаснет ( Ис. 66:24 ); а онии во укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12:2 ); также Мк. 9:48 ; Ин. 3:36 ; 2Фес. 1:9 ; Откр. 14:11 . Противники говорят, что несообразно с Божиим правосудием за минутные преступления осуждать немощных тварей на бесконечное мучение, ибо правосудие хранит праведную соразмерность между преступлениями и наказаниями. Ответствую: 1) Минуты преступления, но не долговременность составляет меру, величие и гнусность преступлений, не продолжительность придает важность беззакониям, но впадение наше из одного греха в другой намеренное, обращающееся в навык и как бы в самую природу.2) Качество озлобления всегда должно быть судимо по отношению к лицу, которое озлоблено. Посему если раздраженное лицо бесконечно велико, то и преступники, раздражаюшие его, заслуживают бесконечное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Медное море также служило изображением необходимости очищения от греха для соединения с Богом. Освящение, вторая ступень пути, который ведет к Богу, имело символом своим святилище. Фимиам, сжигаемый на жертвеннике, служит символом освящения, отдачи всего себя Богу чрез постепенное усовершенствование в добре. Свет и сверхъестественная пища, в которых человек имеет нужду для освящения, прообразованы семисвещником и хлебами предложения. Внутреннее единение с Богом осуществлялось лишь малым числом, ибо оно есть сверхъестественное состояние, в котором человек, в таинственном обращении с Богом, забывая себя самого, как и внешний мир, предается всецело Богу, так сказать, облекается в Него; вход первосвященника во Святое Святых, таинственность и глубокий мрак, здесь царившие, имели целью обозначить высоту этой степени единения с Богом. Ковчег завета Ковчег был ящик из дерева sittim, или акации, покрытый внутри и снаружи золотыми пластинками; он имел около 1 m 30 длины, m 80 ширины и высоты. Вокруг верхней части был род золотого венца. К четырем углам были прикреплены четыре золотых кольца, в которые продевались шесты из позолоченного дерева акации, для более свободного переношения его впереди Израиля из одного стана в другой ( Числ.10:33–36 ). Два золотых херувима, расположенные друг против друга на двух концах крышки, называвшейся очистилищем, покрывали ее своими распростертыми крыльями ( Исх.25:17–22 ). Очистилище было как бы престолом, на котором имело пребывание величие Божие, а самый ковчег завета видимым знаком Его присутствия среди Своего народа. Господь дал его потомству Иакова для удовлетворения законной потребности, какую испытывает человек в желании иметь пред глазами материальный предмет, способный символизовать культ и возбуждать благочестие. Помещенный во Святом Святых, в самом священном месте святилища, и обыкновенно сокрытый от взора всех, как и Божество, им представляемое, он, таким образом, решительно устранял всякого кумира из центра Моисеевой религии. Ковчег назывался ковчегом завета, потому что в нем сохранялись скрижали завета ( Исх.25:16,21; 34:29; 40:18 ; Βтор.31:26; Евр.9:4 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Идея всеобщей греховности и вытекающая отсюда всеобщая потребность очищения греха и примирения с Богом выражаются во всём ветхозаветном обрядовом культе. Жизнь Израиля, по закону Моисея, обставляется омовениями, очищениями, кровавыми умилостивительными жертвами ( Лев.17:11 . ср. Евр.9:22 ; Лев.1:4, 4:24–26 ); считаются нечистыми рождение и смерть или прикосновение к трупу ( Лев.12:6–8 ; Числ.19 ; ср. 31:19): в день очищения за всех сынов Израилевых приносится жертва для очищения грехов их ( Лев.16:17, 30–34 ); даже самый храм, святое жилище Иеговы, через грех Израиля делался нечистым и нуждался в повторявшемся очищении и освящении. Из всеобщности греха совесть Израиля делала заключение: «никто не может увидеть Бога и остаться живым» ( Исх.33:20 ; Втор.5:24 ; Суд.6:22–23, 13:22 ; Ис.6:5 . ср. Быт.16:13, 32:30 ). Прочие народы ходили своими путями и были ещё более греховны, чем Израиль. Таким образом, вся человеческая история от первого Адама до второго, т. е. Иисуса Христа, не знает никаких исключений из всеобщего закона греха. В священных книгах Ветхого Завета находятся многочисленные изречения, содержащие в себе прямое, категорическое указание на безусловную всеобщность греха в роде человеческом. Соломон в молитве, произнесённой им при освящении храма, говорит: «несть человек, иже не согрешит» – « » ( 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ). Среди людей нет, и не может быть человека безгрешного. Грех, в смысле наследственного внутреннего влечения человека ко злу, неизбежен для всех 93 . Ту же истину о безусловной всеобщности греха выражают друзья Иова и сам праведный Иов. «Кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:4–5, 15:14, 25:4 ). Псалмопевец Давид исповедует всеобщую греховность и виновность людей пред Богом во многих своих псалмах. Так в Пс.13 читаем: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» ( Пс.13:2–3 ; ср. Рим.3:10–12 ). При первом взгляде может показаться, что этот псалом изображает исключительно порчу язычников или людей «заведомо» преступных, в противоположность роду праведному ( Пс.13:4 ), и к догмату о наследственном грехе не применим 94 . Но, при внимательном рассмотрении его содержания, выражение «мой народ» следует относить к истинному народу Иеговы, «нищим» ( Пс.13:6 ), противополагаемым беззаконной, нечестивой массе вообще, безотносительно к её национальности. В характеристике таких людей много общечеловеческих черт, свойственных всем людям, но только в различной степени. Все люди без исключения уклонились от Бога, как истинной своей цели, все испорчены (alach) и неспособны на духовное добро, даже все в известной степени враждебны Богу и Его бытию. Таким образом, это место заключает в себе изображение нравственного характера естественного человека вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Из них, наиболее сообразное с библейским воззрением и состоятельное по своим основаниям состоят в том, что еврейское слово (кецеф), от понимания которого зависит во многом смысл этого места кн. Царств, нужно понимать здесь в обычном его значенни: «гнев», и что под последним нужно разуметь гнев Бога Израилева на израильтян. Важнейшие основания для такого понимания состоят в следующем. Во-первых, читаемые в данном месте библейского текста слова: и был великий гнев на Израиля употребляются в таком же или подобном этому составе слов неоднократно и всегда исключительно в приложении к Богу Израилеву, напр., Числ.18:5 ; и не будет еще гнева на сынов Израилевых; 1Пар.27:24 : и был за это гнев 32 на Израиля; тоже 2Пар.19:2,10 ; 2Пар.24:18 33 ; 2Пар.32:25 34 ; 1Езд.7:23 35  и др. м. Исключительное употребление данного выражения в приложении к Богу откровения тем более знаменательно, что при этом самое имя Божие весьма часто не включается в состав слов, как отсутствует оно в данном выражении и в 4Цар.3:27 . Причина такой неполноты выражения, не уменьшающей его ясности в большинстве мест, где оно встречается, заключается, конечно, в том, что для израильтян, помимо земного, видимого, был мыслим и действительно страшен один только гнев, – гнев Господа Бога. Указанное особливое употребление выражения: «и был гнев на Израиля», служит само по себе вполне надежным основанием для того, чтобы в рассматриваемом месте 4-й книги Царств с уверенностью признать постигший Израиля великий гнев выражением воли Бога Израилева, а не какого либо другого божества. Важное значение приведенного доказательства стараются однако ослабить указанием на то, во 1-ых, что в непосредственно предшествующем рассматриваемым словам рассказ 3-й гл. 4-й кн. Царств «совершенно не упомянуто имя Господа», и, во 2-ых – на то, что «по всем правилам разумного толкования, гнев», о котором здесь говорится, «если он вообще божественный, может исходить только от божества, которому была принесена» (моавитским царем) жертва, а этим божеством, как признано, были бог моавитян 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1992. P. 973; Kraemer. 2015. P. 14sq.). В то время в Петру прибыли известные философы-софисты и риторы ( Bowersock. 1994. P. 135). В помещении, примыкающем к раскопанной близ «храма крылатого льва» визант. церкви в Петре, в 1993 г. был обнаружен корпус папирусных документов (ок. 140 обгоревших свитков), написанных на визант. греческом и датируемых 537-594 гг. по Р. Х. Эти документы, публикация к-рых продолжается (см.: The Petra Papyri I-IV. Vol. 1-4. Amman, 2002-2012; т. V - в печати), представляют собой деловой архив семьи Теодора, сына Ободиана, церковного диакона, в основном связанный с имущественными вопросами. В одном из папирусов упоминается «дом Аарона». К свидетельству Иосифа Флавия восходит традиция, согласно к-рой гора Ор (  ), на к-рой умер брат Моисея Аарон (Числ 20. 25-29, 33. 38, Втор 32. 50; ср.: Втор 10. 6), считается одной из гор близ набатейской столицы Петры (ср.: Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 Исламская традиция идентифицирует ее с Джебель-Харун. На этой расположенной близ Петры горе обнаружена базилика визант. периода; среди артефактов сохранилось и написанное по-гречески имя Аарон ( Frosen, Fiema. 1999. P. 81). Согласно ислам. преданию, в долине Вади-Муса близ Петры Моисей добыл воду из скалы и возник действующий до наст. времени источник Айн-Муса ( Шифман. 2007. C. 175). Лит.: Clermont-Ganneau Gh. Recueil d " archéologie orientale. P., 1906. Vol. 7; Brockelmann G. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. B., 1907. Bd. 1; Dalman G. Petra und ihre Felsheiligtümer. Lpz., 1908; Levy J. Wörterbuch über die Talmudim und Midraschim. B.; W., 1924. Bd. 3; Eissfeldt O. Das Alte Testament im Lichte der safatenischen Inschriften//ZDMG. 1954. Bd. 104. N 1. S. 88-118; Cantineau J. Cours de phonétique arabe. P., 1960; Negev A. Inscription from Avdat (Oboda)//IEJ. 1963. Vol. 13. P. 113-124; idem. The Chronology of the Middle Nabataean Period//PEQ. 1969. Vol. 101. P. 5-14; idem. Obodas the God//IEJ. 1986. Vol. 36. P. 56-60; idem. Personal Names in the Nabatean Realm.

http://pravenc.ru/text/2564566.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010