Эту то первую войну ангелов с диаволом имея в виду, пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол Мой и сяду на горе в сонме Богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12 – 14 ); имея в виду это свержение диавола, говорит Спаситель: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лук. 10:18 ). Сверженный посредством войны диавол, далекий от того невещественного неба, на котором обитает Господь сил, он все же пребывал в надзвездном воздушном пространстве, называемом нами небом, вплоть до страданий Христа Спасителя, и имел еще доступ к престолу Божию, как это видим из книги Иова ( Иов. 1:6 ), но потерпел крушение своей силы в крестных страданиях Господа, о чем Апокалипсис говорит: «Не нашлось уже для них (диавола и подчиненных ему сил) места на небе»; об этом изгнании диавола войною предсказывал и Сам Спаситель пред Своими страданиями, говоря; «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего будет выгнан вон» ( Иоан.12:31 ). Итак, если война, поднимаемая для отражения всяких посягательств неприятеля, стремящегося к захвату, к порабощению и уничтожению самого бытия нашего, – если такая война есть преступление, то оно имело начало на небе и, поэтому, сектанты должны бросать вызов порицания прежде всего небесам и Богу, не без воли Которого произошла война на небе!.. Таким образом, все приводимые сектантами места Св. Писания в защиту своего лжеучения о войне, нисколько не оправдывают их взгляда. Сектантские тексты: Исх. 20:13 ; Мф. 5:21–22 ; Мф. 5:38–41 ; Мф. 5:43–44 ; Лук. 9:54–56 ; Мф. 26:51–52 ; Откр. 13:10 . Православное объяснение: Господь научает людей смотреть на войну как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Числ. 33:22–23 ; ( Чис. 31:1–18 ). Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно и войну: Лук. 3:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Глава 12 Неудовольствие Аарона и Мариами против Моисея. – Подтверждение богоизбранничества пророка. – Проказа Мариами. – Исцеление. Чис.12:1 .  И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, – Под «эфиоплянкой», женой Моисея, одни разумеют Сепфору, дочь мадианитянина Иофора, так как-де земля мадианитян находилась в смежности с землей эфиопского племени омиритов или савеев ( 3Цар.10:1 ; Лк.11:31 ) и могла также называться эфиопской (блаж. Феодор., Толк. на кн. Чисел, вопр. 22). Другие, основываясь на данных Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 2:10, 2), разумеют дочь эфиопского царя, на которой будто бы женился Моисей еще будучи при фараоновом дворе, после одного блестящего похода против Эфиопии. Третьи разумеют кушитку, жительницу южной Аравии, взятую Моисеем после предполагаемой смерти Сепфоры во избежание родственных связей в Израиле. Чис.12:2 .  и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. Очевидно, что «эфиоплянка» послужила лишь поводом для Аарона и Мариами выразить Моисею чувства их оскорбленного честолюбия: последнее не могло мириться с исключительным положением в народе их брата. Требовалось особое подтверждение богоизбранности Моисея. Чис.12:3 .  Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. Существует мнение, что данный стих приписан И. Навином при окончательном пересмотре им рукописи кн. Числ, – подобно тому, как сделана им приписка в конце кн. Второзакония ( Втор.34 ). Чис.12:10 .  И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. «Так как прокаженный, – замечает блаж. Феодорит, – по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корнем и основанием священства, то, чтобы укоризна не пала на весь род, Бог не подверг его такому же наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры» (Толк. на кн. Чис., вопр. 23). Из следующего стиха видно, что Аарон действительно понял свой проступок. Чис.12:15 .  И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам. «Семь дней» – согласно установленному законом карантину для оскверненных прикосновением к трупу и только что очистившихся от проказы ( Лев.13:1, 14:8–10 ; Чис.19:16 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.12:11 .  Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Мф.12:12 .  Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Мф.12:13 .  Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. (Ср. стих 11 и Лк.14:5 ). У Луки сходная речь Христа помещена в рассказе об исцелении больного водяной болезнью, а в рассказе об исцелении сухорукого она пропущена. Вообще же, у Лк.6:8–9 подробности рассказа совершенно иные, чем у Матфея. У Луки говорится: «Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань, и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали». Судя по конструкции речи Матфея, в ней можно предположить два вопроса, буквально: «1) кто из вас есть человек, который будет иметь одну овцу? 2) и если она упадет в субботу в яму, не возьмет ли ее, и не вытащит (ли)?» Но некоторые принимают, что здесь только один вопрос, а три последние предложения поставлены в зависимость от ς (который). Смысл: кто из вас есть человек, который будет иметь одну овцу и который, если она упадет в яму в субботу, не возьмет ее и не вытащит? Последний перевод (буквальный) ближе к подлиннику. Спаситель резонирует не на основании каких-либо особенных, принятых тогда фарисеями и книжниками мнений, а на основании всеобщего обычая. Ни один человек, имеющий овцу, не скажет, что нужно вести себя иначе. Мф.12:14 .  Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. (Ср. Мк.2:6, 3:6–7 ; Лк.6:11, 17 ). В заграничных изданиях новозаветного текста и иностранных переводах вторая половина стиха (но Иисус, узнав...) относится к следующему 15-му стиху. В славянском так же, как и в русском. Согласно Марку, фарисеи имели совещание с иродианами, и притом тотчас ( εθς) же после события, а, согласно Луке, книжники и фарисеи пришли в бешенство и разговаривали между собою, что сделать Христу. Здесь первое упоминание о соглашении фарисеев с иродианами (пропущенном Матфеем и Лукой) – предать Спасителя смерти. Наказание, определенное в законе за нарушение субботы ( Исх.31:14 ; Числ.15:32–36 )- смерть через побиение камнями. Матфей не говорит, куда удалился Иисус Христос. Но Марк говорит, что «Он удалился к морю», и, может быть, сюда же относится и показание Луки ( Лк.6:17 ; ср. Мф.4:25 ), что Он стал на ровном месте и произнес Нагорную проповедь. Так как у Матфея Нагорная проповедь изложена была раньше, то он пропускает теперь эти подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мф.15:5 .  А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, Мф.15:6 .  тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. (Ср. Мк.7:11–12 ). У Матфея почти тождественно с Марком, но с пропуском слова «корван» и с заменой слов Марка: «тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей», другими выражениями, изложенными в первой половине 6-го стиха. Конструкция стиха у Матфея менее ясна, чем у Марка. Слово «корван» есть буквальный перевод часто употребляемой иудейской обетной формулы, подвергавшейся многим злоупотреблениям. Основания обетной практики были даны в Священном Писании Ветхого Завета (см. Быт.28:20–22 ; Лев.27:2–4, 27:9–12, 26–29 ; Числ.6:2–3, 6:13–15, 21, 21:2–3, 30:2–17 ; Втор.23:21–23 ; Суд.11:30–31 ; 1Цар.1:11 ). Впоследствии обеты сделались предметом иудейской казуис­тики. Слово «корван» было переиначено в «конам» «из благочестия». Стали говорить не только «данная вещь конам», но и «конам глаза мои, если они будут спать», «конам руки мои, если они будут работать» и даже просто «конам, что я не буду спать» и прочее (см. Талмуд. Пер. Переферковича, III, 183). Дар Богу по-еврейски назывался «корван» (как у Мк.7:11 ), и о нем часто упоминается в Лев.1–3 гл., где агнцы, козлы, тельцы, принесенные Богу во всесожжение, мирную жертву или в жертву за грех, называются «корван», т.е. «жертва». Газофилакия (казнохранилище) в храме, куда складывались приношения от народа, метонимически называется «корван» или «корвана» Мф.27:6 . Обеты могли и должны были часто отменяться, главная причина этого заключалась в том, что в них раскаивались («харата»), и в этом случае законники должны были их отменять. Обычай, который порицает Спаситель, заключался в том, что книжники дозволяли человеку этой формулой посвящать свою собственность храму и таким образом уклоняться от обязанности помогать своим родителям. Законническая формула, таким образом, была более священна, чем божественная заповедь, изложенная в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении международных отношений. Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом – описывается в Книге Бытия: " Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз " (Быт. 21. 22-24,27). Договоры снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7). Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза: " Вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз " (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22), территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Все члены Церкви разделяются на два состояния: священство (или клирики) и миряне (или паства). Быть священником может не каждый, но тот, кто получил особый дар в таинстве возложения рук священства, или хиротонии. Оно должно совершаться лишь над теми, кто призван Богом и обладает качествами, необходимыми для такого служения (см.: 1Тим.3:1–8 ). Чтобы вкратце представить учение Православной Церкви о священстве, обратимся сперва к ветхозаветной истории, а затем к Новому Завету и закону благодати. Бог обещал народу израильскому, что тот будет Ему царственным священством и Церковью Божией, если сохранит заключенный с Ним завет: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх.19:5–6 ); вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего ( Ис.61:6 ). При этом Он Сам еще в Ветхом Завете установил священство особого рода (см.: Исх.40:12–15 ). И ясно, что всеобщее священство, о котором говорят тексты, где все израильтяне названы царственным священством и народом святым (см.: Исх.19:5–6; 28:41–43 ; Ис.61:6 ; 1Пет.2:9 ), не то же, что священство, учрежденное Богом для духовного руководства народом и избранное Им только из рода Ааронова, откуда оно и поставлялось на служение до скончания Ветхого Завета. Это второе священство имело Божие призвание (см.: Исх.28:1–3 ); на него поставляли через освящающее богослужение и обряд, прямо заповеданные Богом: И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания... и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи... и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их ( Исх.40:12–15 ; ср.: Лев.8:12–13 ). Итак, через помазание и освящение Аарон был посвящен в первосвященника, а сыновья его в священники. Впоследствии, по Божию повелению, как помощники священникам за богослужением назначены были левиты ( Числ.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Жертвами ли удовлетворяется Господь? «Недостаточно ни ливана для жертвенного огня, ни животных его для всесожжения» – говорит тот же пророк ( Ис.40:16 ). «К чему Мне Ливан из Савы, и благовонный тростник, получаемый из далекой земли?», – говорит от лица Иеговы другой пророк. «Всесожжения ваши не в угоду Мне, и жертвы ваши не приятны Мне» ( Иер.6:20 ), «и когда вознесут всесожжения и дары, не буду благоволить к ним» ( Иер.14:12 ). «Приносите жертвы ваши каждое утро, – говорит третий пророк от лица Иеговы, – десятины ваши хоть каждые три дня» ( Амос.4:4 ), но «возненавидел Я, презираю праздники ваши, и не обоняю жертв во время ваших торжеств. Когда возносите Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не принимаю их, и на благодарственную жертву из откормленных тельцов ваших Я не обращаю внимания. Удали от меня гул песней твоих, и звуков гуслей твоих не стану слушать» ( Амос.5:21–23 ). «Можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или бесчисленными потоками елея», – спрашивает четвертый пророк ( Мих.6:7 ). И зачем Богу даже храмы? «Небо-престол Мой, и земля – подножие ногам Моим: где же вы построите Мне дом и где место для присутствия Моего» ( Ис.66:1 ). Пост ли Богу нужен? «Если они будут поститься, – говорит пророк от лица Иеговы, – Я не послушаю молитвенного вопля их» ( Иер.14:12 ). «Разве это пост угодный Мне, когда человек мучит самого себя, склоняет голову свою, как тростник и подстилает себе рубище и пепел? Это ли ты назовешь постом и временем угодным Богу» ( Ис.58:5–6 )? И это ли истинное благочестие, когда «народ приближается языком своим и чтит Меня устами своими, a сердце его далеко от Меня и благоговение их предо Мною – заученная человеческая заповедь», говорит еще пророк от лица Иеговы ( Ис.29:13 )? Таким образом, все внешнее богопочитание, начиная от всенародных праздников и кончая всякого рода жертвами, постами и молениями, оказывалось неблагоугодным Богу по проповеди пророков. А, между тем, не эта ли же внешне-законная исполнительность во всех постановлениях и обрядах так строго и последовательно внушалась народу, и не она ли же была пастырским долгом еврейского священства, так как чрез нее только было предположено создать особый народ, отличный от всех других народов?! He суббота ли и Пасха, не посты ли и священные собрания, не жертвы ли и все их обряды узаконялись и вводились в народную жизнь чрез страх даже смертной казни ( Исх.12:15–19 ; Лев.23:27–32 , Числ.15:35 )?! И если все эти постановления о внешне-законной праведности и религиозности отменялись, как неблагоугодные Господу, то что же оставалось делать еврейскому пастырству, когда ему именно и было заповедываемо «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея» ( Лев.10:11 )? Пророки давали и положительные наставления об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев 2. Дыхание. Наиболее очевидным примером употребления древнеевр.   в значении «дыхание» являются слова: «Дыхание его (  ) раскаляет угли» (Иов 41. 13; ср.: LXX 41. 13: ψυχ ατο νθρακες φλξ). То же значение подразумевается, когда речь идет о том, как   покидает умирающего. Об умирающей Рахили говорится: «выходила из нее душа (  )» (Быт 35. 18). Подобную ситуацию описывает прор. Иеремия: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» (   - Иер 15. 9). На основании этих примеров можно предположить, что и в рассказе о том, как прор. Илия вернул к жизни сына вдовы в Сарепте Сидонской, речь идет именно о возвращении дыхания: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего (  ) в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар 17. 21-22). В том же значении это слово используется и в составе выражения     (букв.- дыхание жизни), к-рое в синодальном переводе передается как «душа живая» (Быт 1. 20, 24, 30; 2. 7; 9. 10, 12, 15, 16), «душа животных» (Быт 1. 21), «живущее» (Лев 11. 10), «животные» (Лев 11. 46), «живущее существо» (Иез 47. 9). Представление о дыхании как об источнике жизни отражено в библейском повествовании о сотворении человека, где появление человека в качестве «души живой» (    ) описано как результат дарования ему Богом «дыхания жизни» (     - Быт 2. 7). На основе этого значения возникли метафорические выражения     букв.- «и сократилось дыхание», т. е. «терпение иссякло» (ср.: Числ 21. 4: «И стал малодушествовать народ»; Суд 10. 16: «И не потерпела душа Его»; Суд 16. 16: «душе его тяжело стало»; Зах 11. 8: «и отвратится душа Моя»), и     букв.- «продлю дыхание», т. е. «буду терпеть» (ср.: Иов 6. 11: «и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою»). Наконец, контексты, ставящие   в подчиненное положение по отношению к   (кровь), считаются отражением предания о том, что не дыхание, а кровь есть источник жизни («душа тела в крови» - Лев 17. 11; «кровь есть душа» - Втор 12. 23; Лев 17. 14; ср.: Иез 22. 27; Иона 1. 14; Пс 71(72). 14; 93(94). 21; Притч 1. 18), что, вероятно, и послужило основанием для запрета на употребление крови в пищу (Быт 9. 4).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010