16 Достойно замечания то, что никто из членов семьи Руднева, у которого было 5 сыновей, не унаследовал усердия отца к храму и к обители. Только уже в 4 колене, правнучка Федора Иеремиевича, девица Ольга – из рода Рудневых, поступила в число сестер обители в 1903 году 21 ноября. Она первая словно откликнулась прадедушке своему. 18 В память бытности своей прихожанами соборного храма, по отчисление к Никитской церкви в 1836 г., они испросили через св. Синод разрешение на учреждение крестного хода на 20 июля, в их приходскую церковь из соборного храма, что исполняется и до сих пор. 20 В 1899 году 23 июля г. скончалась в Никитском монастыре монахиня Феофания (Чирочина), внучка старицы Фомаиды, жившая с нею раньше в Горицах и впоследствии поселившаяся при бабушке своей. Устными рассказами последней нам и пришлось много пользоваться при описании биографии старицы Фомаиды. 21 Так, в 1845 году из монахинь Горицкого монастыря была вызвана, на игуменство в Белевский Крестовоздвиженский монастырь монахиня Зосима из дворян. 23 Имена первых послушниц монахини Фомаиды были: одной Дария Васильева, другой Анастасия Дмитриева, после покинувшая общину. 24 Эта икона Божией матери «Смоленской – Одигитрии» получена монахиней Фомаидой в Москве от неизвестного лица; ею чтилась она, как чудотворная. Икона эта обложена ценною ризою, с жемчужным убрусом; хранится она в обители и составляет ее заветную святыню. 25 Земля эта, как равно и другая, пожертвованная коллежским асессором Иваном Ивановичем Раевским в размере 36 десятин, не, значатся в монастырских актах; вероятно, закрепить эти земли за общиной не сумели, или не хотели, и их нет. 26 Тоже случилось и с местом Бабаевой; его, не смотря на все хлопоты игуменьи Тихоны, тульские граждане, за давностью лет, не уступили монастырю (смотр. бумаги за 1907 год). 27 Как видно из памятной книжки Тульской губ. за 1898 год, в Каширском районе издревле храмы Божии во многих селах посвящались главным образом Преображению Господню. Вероятно, храмоздателей к тому располагала гористая и возвышенная каширская местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в. Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в. 13 марта 1862 г. указом Синода богадельня была обращена в «общежитие с наименованием онаго Каширскою Никитскою общиною», 27 июля 1862 г., в день рождения августейшей покровительницы всех «богоугодных заведений» имп. Марии Александровны, состоялось торжественное открытие, к-рое возглавил Тульский еп. Никандр. В этот день в Кашире прошел общегородской крестный ход с пением молебна вмч. Никите и отслужена Божественная литургия в Никитском храме обители. На следующий день по благословению епископа сестры единогласно избрали настоятельницей мон. прп. Макарию (Сомову ; † 13 февр. 1894), постриженицу белёвского Крестовоздвиженского монастыря и духовную дочь оптинского старца прп. Льва (Наголкина) . Архиерей утвердил выбор насельниц. В 1862 г. мон. Фомаида († 17 дек. 1868) удалилась в затвор, после кончины была похоронена слева от Никитского храма. Ее внучка мон. Феофания (Чирочина;23 июля 1899) проживала в Горицком мон-ре, а затем в К. м. Вместе с мон. Макарией в Каширу из Белёва переехала и одна из ее сестер, мон. Евфросиния (Сомова), а также ближайшая помощница мон. Митрофания († 1885), ставшая казначеей обители. В схиму ее постригал схиархим. Амвросий Балабановский (Иванов). Прп. Макария ввела в обители устав: ежедневное богослужение начиналось в 4 ч. утреней, каноны вычитывались полностью, причем после 6-й песни читался Пролог или поучения из творений св. отцов. Затем в 6 ч. служилась литургия с литией, в 16 ч.- вечерня с акафистом и каноном Ангелу-хранителю, в 18 ч.- Всенощное бдение. По воскресным дням и праздникам служились 2 литургии, ранняя с 6 ч. и поздняя с 9 ч., читался акафист перед чтимыми иконами Божией Матери «Скоропослушница и «Троеручица». Общее вечернее правило состояло из повечерия, вечерней молитвы, помянника. В общине было введено чтение «неусыпаемой» Псалтири. Заботясь о стройности богослужения, для организации церковного хора мон. Макария пригласила композитора и скрипача свящ. Алексия Зерцалова из с. Воскресенского Каширского у. Кружево, шитье и др. изделия каширских монахинь получили медаль и грамоты «Grand Prix» Парижской выставки 1900 г. Община сотрудничала с Красным Крестом, согласно рапорту мон. Макарии от 18 и 20 мая 1877 г., во время русско-тур. войны (1877-1878) насельницы сшили для солдат 25 холщовых сорочек, 19 теплых нагрудников, связали неск. пар чулок, передали 100 р.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Игуменство, как Вы полагаете, – закономерный этап в Вашей жизни? Сейчас, оглядываясь назад и анализируя, вижу, что Промысл Божий готовил меня к этому послушанию. Как-то один батюшка меня спросил: «Матушка, ты какие послушания проходила?» Я подумала – проще сказать, какие не проходила: водительское и казначейское, остальное всё прошла.      А что касается игуменства… во время заседания Священного Синода 9 июля 2019 года, где стоял вопрос о моем назначении, было такое состояние – никогда его не забуду: твоя судьба кардинально решается где-то там, а тебе остается только горячо молиться. Что Вас больше всего радует на месте, где Вы подвизаетесь? Могу сказать, что радует всё: древний город Кашира, Никитский монастырь с богатой историей, монахини-подвижницы, которые жили здесь: монахиня Фомаида (Чирочина) – основательница монастыря, игумения Макария (Сомова), схимонахиня Ольга (Ложкина). Все они молятся об этом святом месте, и мы чувствуем их помощь. Радует доброта и отзывчивость наших прихожан, готовых всегда потрудиться для святой обители. Глубоко благодарна администрации Каширы за понимание и поддержку, желание возродить монастырь как духовный центр Каширской земли.      Многие, с кем приходится общаться, гости монастыря говорят о трудности игуменского служения: «У Вас тяжелый крест, такая ответственность…» Конечно, и ответственность осознаешь, и трудностей хватает. Но ведь все дело в том, как к этому относиться. Я считаю, что трудности – это благо, проявление милости Божией. Только через них мы учимся, открываются наши возможности, мы приобретаем опыт, познаем и узнаем себя. А силы дает Господь. Действительно, с игуменством дается благодать – помощь Божия чувствуется во всем, и понимаешь, что Господь Сам все управляет… Ведь своими силами то, что уже сделано и сейчас делается, – просто невозможно совершить. Фото: Владимир Ходаков Рейтинг: 10 Голосов: 52 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 19 декабря 2022, 06:44 С днем рождения, милая матушка! От чистого сердца желаю Вам счастья и благодати, неугасаемой светлой надежды и неисчерпаемой доброты души. Пусть Господь всегда слышит Ваши молитвы, пусть небеса даруют силы на славные дела. Будьте здоровы, матушка, и любимы.

http://pravoslavie.ru/133663.html

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

В нач. 40-х гг. XIX в. при возводившемся Никитском храме была устроена жен. богадельня «для престарелых и безродных старух», на средства Руднева был построен отдельный корпус. К 1843 г. здесь проживало до 30 вдов и девиц. В дек. 1843 г. по благословению Тульского еп. Дамаскина в Каширу прибыла первая настоятельница богадельни прп. Фомаида (Чирочина (Чиротина)), постриженица Горицкого в честь Воскресения Господня мон-ря Новгородской губ., бывш. насельница тульского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Направляя в Каширу мон. Фомаиду, еп. Дамаскин писал старосте Рудневу: «Приими сию бесприютную монахиню Фомаиду, она будет вам полезна, у вас около церкви много места». Зимой 1843/44 г. при личной встрече с Рудневым Тульский архиерей так охарактеризовал монахиню: «По доброму свойству своего характера она может около себя собрать девиц с тем, чтобы положить начало иноческой жизни в обители, для к-рой весьма достаточно места около новой церкви». Действительно, мон. Фомаида, духовно окормлявшаяся у старца Белопесоцкого мон-ря иером. Виссариона, оказалась «полезна» молодой жен. общине, она ввела в богадельне келейное правило Горицкого монастыря: после уставного великого и малого повечерий читался акафист (под субботу - Божией Матери перед чтимой Смоленской иконой «Одигитрия», под воскресенье, среду и пятницу - Спасителю), вечерние молитвы, 100 раз Иисусову молитву с земными поклонами. Затем одна из чтиц оставалась читать неусыпаемую Псалтирь. Если утром не было церковного богослужения, сестры вычитывали полуночницу, 3 кафизмы с тропарями и 100 земными поклонами, 1, 3, 6 и 9-й часы с 50 земными поклонами после каждого часа. Насельницы занимались рукоделием, причем мон. Фомаида требовала, чтобы «сестра, взявшая у кого-либо по заказу выгодную работу, непременно приглашала бы в сотрудницы других сестер», желая «первую оградить от гордости и самохвальства, а последних от зависти»; заказов от мужчин не принимали. В 1845 г., когда в богадельне проживало более 30 сестер, Руднев вместе с состоятельными горожанами (102 чел.) просил еп. Дамаскина учредить в Кашире жен. монастырь, но преосвященный заметил, что «для открытия монастыря необходимо содержание сестер обеспечить более верными источниками» (Там же. С. 27-28, 37-39).

http://pravenc.ru/text/1683975.html

звершив Божественну в Кашири 22 липня 2019 р. 10:39 21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Никитского женского монастыря города Каширы Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , епископ Зарайский Константин , епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Каширского церковного округа Московской областной епархии священник Валерий Сосковец, благочинный Яхромского округа священник Сергий Бернацкий, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Чеховского района Московской области игумен Сергий (Куксов), а также духовенство Каширского благочиния Московской областной епархии. За богослужением молились игумении монастырей Московской епархии, прихожане и паломники. В храме присутствовал глава городского округа Кашира А.П. Спасский. На малом входе митрополит Ювеналий возвел монахиню Магдалину (Чекулаеву) в сан игумении. При вручении игуменского жезла владыка обратился к ней с напутственным словом. За богослужением Патриарший наместник Московской епархии рукоположил диакона Константина Черню в сан пресвитера и Андрея Алясова в сан диакона. По окончании Литургии владыка Ювеналий совершил литию у могилы основательницы Никитского монастыря монахини Фомаиды (Чирочиной). Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5478643...