Из слов Аввакума видно, что в доме Ртищева, любившего покровительствовать ученым, из которых, как известно, он образовал целое братство, собирались люди, сочувствовавшие начатым при Никоне церковным преобразованиям, которых Аввакум называет отступниками; по этому Аввакум и ходил сюда, когда являлось у него желание поспорить с ними о вере, или, выражаясь его языком, побраниться с ними, на что был он великий мастер; в других боярских домах он встречал только людей, которых мог учить и которые слушали его без противоречия. 23 Надобно заметить, что эти сношения Зюзина с патриархом Никоном , которые могли быть не безопасны для боярина, производились не без ведома Алексея Михайловича, как видно из следующих слов Зюзина (в его сказке): „а прежде сего, как я был у патриарха по твоему великого государя указу и я ему многажды говорил о дерзновении его высоком и что был без милости, – и он за то меня не взлюбил, и о том говорил, что де все делал по своей мере.» И странно было бы Никону поверить, что государь приглашает его в Москву чрез Зюзина, как писал ему этот последний в письме, о котором будем говорить сейчас, если б он не знал, что государю известны отношения к нему Зюзина и сношения с ним. 24 Опасения митрополита Ионы были не напрасны. Когда он передал государю известие о случившемся в Успенском соборе, то Алексей Михайловиче величайший знаток и ревнитель церковных чиноположений, спросил его прежде всего „у благословения у Никона патриарха он митрополит Иона был ли?“ Иона отвечал, что был. „И великий государь ему митрополиту говорил: что он, митрополит поставлен блюстителем соборныя и апостольския церкви, а ведая соборныя всех архиереев паложения, что Никон патриарх патриарший престол оставил самовольно и обещался, что ему паки не возвратится, и про то его самовольное отшествие по изложению освященного собора писано к вселенским патриархам, а до рассуждения вселенских патриархов и до большего собора сообщения с ним, не имети: а у того соборного изложения и его Ионы митрополита рука есть.“ Иона сказал на это, что „учинил то забвением, устрашась его Никона внезапным его пришествием.» Однако же царь не приняв от Ионы благословения и даже почел нужным предложить на решение освященного собора вопрос: „ходить ли ему, государю, впредь на благословение к Ионе митрополиту и может ли он митрополит Иона оставаться долее блюстителем соборныя апостольския церкви?» От архиереев, находившихся в своих епархиях, потребовала письменного ответа на этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  Сколько могу заметить, враг борет тебя, чтобы отлучить от места, на коем можешь иметь успеяние; но ты хочешь оное и видеть в себе. Полезно ли это будет для тебя? Не паче ли должна ты видеть свои немощи и страсти и чрез оные смиряться. И святые отцы чем ближе были к Богу, тем больше себя смиряли, взирая на высоту совершенства, и имели себя под всею тварию (V, 42, 80).   …Вижу, что при недостатке ваших исправлений в добродетели, скорбя, порабощаетесь смущению и лишаетесь спокойствия; а это знак самолюбия и гордости. Вы хотите видеть себя праведным и, не достигая этого, смущаетесь. А когда бы достигли, то тоже бы увлеклись в гордость и стали бы строгим судиею других порочных и больше бы погрешили пред Богом.     ИСТИНА   Истина — в учении Святой Соборной Апостольской Православной Христовой Церкви   Слава Богу, что познал ты или познаешь истину; а где оная находится? Господь сказал: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14, 6); так как Он и уполномочил Церковь, и Сам оной основание и глава, и потому св. Апостол пишет: Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15). Вот где надобно искать истины: в учении Святой Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви, свято чтить и повиноваться ее уставам и чиноположениям; ибо Господь утвердительно заповедал: аще кто преслушает Церковь, буди тебе, яко язычник и мытарь (Мф. 18, 17), учение же Церкви все основано на слове Божием, в Священном Писании находящемся, и Сам Дух Святой действовал в святых отцах, постановивших правила, законы и уставы Церкви (I, 173, 343–344). КАЗНАЧЕЙ   Казначей, и как он должен устроить свое послушание, чтобы оно было спасительно для него и для братии   Сотрудничество и должность казначея не в одном счете денег состоит; их можно и без тебя счесть; не советую входить в подробность счетов и никого не слушать, хоть кто что и говорит на сей счет: но помогать в соблюдении порядка и благоустройства в обители, что непременно соединено с чистотою нравственности; а к сему надобно, чтобы всякий, помня свое призвание, в свободное время от послушания занимался чтением отеческих книг и исполнением правил, нам положенных, дабы от праздности не вкрались разные страсти, а оные могут разрушить мир и благоустройство в обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Ответ. Не токмо патриархи, но ниже архиереи сами не проскомисают, а вынимают токмо частицы о живых и умерших в песнь Херувимскую и совершают литургию на Агнце, от священника уже уготованном: следовательно, не знают противницы сами про себя, что говорят. Что также до служебников патриарших, не ложь ли и в сем раскольническая, будто их Иеремия первый в России уставил? Ибо оные служебники ничем не разнятся от архиерейских, бывших уже в России до Иеремии. Впрочем, ежели в оных положено седьмопросфорие, то чти к сему ответ на III-e противоположение 416 . §16. О хождении посолонь Положение истины При крещении, венчании и при других церковных кругообращениях по солнцу или к западу ходить не заключает само по себе дальней противности; со всем тем к востоку солнца паче тое чинить приличествует. [Довод I, от неимения предписаний.] I.Noheжe ни Христос, ни апостолы, ни первенствующие отцы о хождении том не предписали; да апостолы и крестили веровавших в реках и источниках, где такому кругообращению быть нельзя: убо сие хождение, как бы ни совершалось, важности не составляет 417 . [Довод II, от древнего обычая.] II.B вспоминание однако ж рая, древле на востоце насаждённого, от времён апостольских и храмы алтарём на восток поставлять, и молиться, и хождение круговое чинить уставлено к востоку, как пишется о том в чиноположениях апостольских 418 . Ещё во всех старопечатных уставах и служебниках на вечерни с кадилом и на литургии со Евангелием; паки в уставах же в утреню на Пасху со кресты и иконы, августа 1-го, сентября 14 дня и в неделю третью Поста со крестом велено творить выход сопреди святой трапезы, окрест её в северные двери. Да в оных же уставах, как то: в ермогеновском 419 7118 года, в филаретовском 420 7141 и в иоасафовском 421 7149 годов напечатанных, указано кадить первее, став перед святой трапезой, так же от полуденные страны, посем от восточной и полунощной, а после исходить северными ж дверьми. А в требнике Феогностовом и на освящение церкви, исходя в западные двери, ход крестный совершать, и в крещении младенцев обходить купель, и в венчании около налоя водить брачующихся показано, идучи на полдень, на восток и на север. Следовательно, во всех таковых кругообращениях хождение будет на десно и противу солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

руководствуются одним и тем же законом в управлении и чиноположениях церковных» 28 . И все эти пастыри церкви в своих действиях не ограничивались пределами своих епископий, но в духе ревности о всеобщем благе церкви простирали свою деятельность на целые области, страны, даже из одной части света в другую. Так, мы знаем о такой деятельности святого Поликарпа, ученика апостольского, поставленного в епископы Смирнской церкви самими апостолами. Святой Ириней, называя этого святого пастыря истинным свидетелем апостольского предания, говорит о нем, что он, посещая церкви разных стран, повсюду поверял апостольское предание и везде передавал христианам то, что сам принял непосредственно от апостолов 29 . Притом положительно известно, что апостольские предания весьма рано начали быть заключаемы многими учителями церкви в письмена и таким образом со всею благонадежностию передаваться из рода в род в последующие века. Так, Евсевий свидетельствует о святом Игнатии Богоносце , что он писал свои послания к церквам Ефесской, Смирнской, Филадельфийской, Римской и во всех их убеждал христиан твердо держаться апостольских преданий, которые для безопасности счел нужным подтвердить собственным свидетельством и заключить в письмена 30 . Святой Ириней, умерший в 202 году, не переставал также свидетельствовать об истинном апостольском предании против вольномыслящих 31 . Современник Иринея Егезипп собирал апостольские предания и изложил их, по свидетельству Евсевия, в пяти книгах своих записок (εν τοις υπομνημασι) 32 , которые, к сожалению, не дошли до нас. Евсевий в своей истории сохранил слова Папия (жившего вскоре по кончине апостолов), который говорит о себе, что он, заботясь приобрести точнейшие сведения о догматах и правилах церковных, расспрашивал старцев, общавшихся с самими апостолами, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матвей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристон и пресвитер Иоанн, – ученики Господни. «Ибо я полагал, – продолжает Папий, – что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

5) После великого славословия, которое читается всегда пред книгою, возглашается три раза Господи помилуй. 6) Под именем послания (epístola) всегда бывают два чтения, – одно из ветхого Завета, а другое из нового, исключая Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу. 7) Пред Апостолом говорится: «пророческое или апостольское чтение да будет для нас учением спасения» (prophetica vel apostólica lectio sit nobis salutis eruditio), а, по произнесении надписания Апостола, возглашается: «апостольское учение да исполнит нас благодати божественной»; за Апостолом следует аллилуиа. 8) Пред чтением Евангелия восклицается троекратно Господи помилуй. 9) При влиянии вина и воды в чашу говорится: «из ребра Христова изыде кровь и вода», как и в греко-восточной Литургии. 10) Пред дароприносительными молитвами четыре женщины, именуемые диакониссами, приносят к дверям хора хлеб и вино для священнодействия 68 . 11) Молитвы, читаемые во время приношения Даров, несколько разнятся от чиноположения римского, но чин освящения и возношения Даров, весьма мало разнится от него. 12) При втором возношении Даров пред молитвою Господнею, священник открывает чашу, коленопреклоняется при словах: «и Тебе Богу Отцу всемогущему», и, изображая Гостиею крестное знамение над чашею, говорит «из Него и чрез Него и в Нем всякая честь, сила и слава», далее вставляет Гостию между перстами левой руки, и, взяв правою рукою дискос, изображает им три раза крестное знамение над Гостиею и над чашею, говоря: «держава, непрерывность и власть», и потом поставив дискос и подняв Гостию, возглашает: «чрез безконечные веки веков». 13) Раздробление Даров сопровождается молитвами, отличными от римскаго чина Литургии; тоже самое надобно сказать и о молитвах пред причащением и во время причащения. 14) После благодарных молитв по причащении, священник приветствует народ, возглашает трижды Господи помилуй, и потом говорит: «да благословит и услышит нас Бог , аминь; с миром изыдем; благословим Господа», и лик отвечает «о имени Христовом». вв) Чин Литургии Мозарабской

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В соборном послании англиканским епископам 1723 г. патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Афанасий III Даббас и Иерусалимский Хрисанф подтвердили отказ от воссоединения с ними при сохранении различий в вероучении, но признали, что после достижения единства в вере вопрос об обрядах будет легко решен, т. к. «из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения в различных местах и церквах были и бывают изменяемы» (Образцов. 1866. С. 45-52)» . В Послании, известном как «Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г.»Патриархи обращаются к англиканским епископам и архиепископам следующим образом: «Сущим в Великобритании, достославным и возлюбленным во Христе Архиепископам и Епископам и всему почтеннейшему их Клиру желаем всякого блага и спасения от Бога» . В послании в частности написано: «мы весьма порадовались, приняв, как должно, ваше благочестивое и благое намерение, ваше попечение и усердие о соединении Церквей... Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т.е. несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам... еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают... » Послание завершается подписями: «В Константинополе, 1723 года от Рождества Христова, месяца сентября. Иеремия, милостию Божиею Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх, собственной рукою подписал, и свидетельствую, и исповедую, что сия есть Православная Вера нашей Христовой, Апостольской, Кафолической и Восточной Церкви. Афанасий, милостью Божиею Патриарх великого града Божия Антиохии, собственной рукою подписал, и свидетельствую, и утверждаю и исповедую, что сия есть Православная Вера нашей Христовой, Апостольской, Кафолической и Восточной Церкви.

http://pravoslavie.ru/92453.html

4 . Приявши Тело и Кровь Христову, говорится в чиноположении церковном, с благоговением да поглотят и по утертии уст лобзают край Святой Чаши, как самое Христово ребро, из которого истекла кровь и вода. 5 . Соединившемуся со Христом и соделавшемуся причастником Божественного естества, ради благоговения к пречистым Тайнам, прилично поклониться, но по благоговению к Тайнам, напоминающим о воскресшем Христе, – поклониться не до земли, и после того принять теплоту. (В Требнике Петра Могилы) . 6 . Подходить к Святой Чаше нужно в известном порядке. В „Постановлениях апостольских“ говорится: „да приобщается епископ, потом пресвитеры, диаконы и иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, диаконисы, девы и вдовицы; потом дети и наконец народ, по порядку, с скромностию и благоговением, без шума. Епископ да подает просфору, говоря: „Тело Христово,“ а приемлющий скажет: „аминь;“ диакон держит Чашу и подавая произносит: „Кровь Христова – Чаша жизни“, а пиющий глаголет: „аминь“. (Lib. VII, cap. 14). 7 . Из литургии „Постановлений апостольских“ (Lib. 11, cap 57) видно, что некогда приобщение преподаваемо было всем верующим под раздельными видами Тела и Крови Христовой. О таком обычае упоминают также Иустин (в 1 апологии), Тертуллиан (в апологии), Ориген (в беседе XIII на Исход), Киприан (Epist. ad Caecilium de Sacramento Domini) и многие другие (Церковн. истор. Никифора кн. VI, гл. 9. Кн. XII, гл. 7). Но Церковь древняя и особенно, как известно, в IV веке за лучшее приняла приобщать мирян соединенными видами Тела и Крови Христовых, посредством лжицы из чаши прямо в уста. (См. „Камень веры“, о Ссвятейшей Евхаристии, часть 1, гл. 7 32 . 2. Беседа о том, что нужно для достойного Причащения Св. Тайн и как нужно вести себя после приобщения их? I. Кто достойно причащается Святых Тайн, тот получает совершенное избавление от всех грехов своих, тот может исцелиться от всяких болезней; кто достойно причащается Святых Тайн, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной; тот, кто достойно причащается Святых Тайн, соединяется крепкими узами со Иисусом Христом так, что он пребывает во Иисусе Христе, а Иисус Христос пребывает в нем: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем, сказал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сия Литургия ведет свое начало от времен апостольских. В одном древнейшем списке Литургии св. Василия Великого находим свидетельство, что египтяне совершали Литургию Преждеосвященных Даров, сохраненную по преданию от Евангелиста Марка 635 . Василий Великий определяет даже и время преимущественного отправления сей Литурии по средам и пятницам в Св. Четыредесятницу 636 . Церковный историк Сократ (V века), описывая священные обычаи разных Церквей, свидетельствует о совершении Литургии Преждеосвященных Даров в это время в Церкви Александрийской, и замечает, что сей обычай Церкви Александрийской есть древний 637 . Сие священное предание времен апостольских касательно совершения Преждеосвященной Литургии св. Отцы, учредители служб церковных, письменно сохранили и передали Церкви с известными молитвами и обрядами по чиноположению 638 . Когда Собор Лаодикийский (49-м правилом) постановил не совершать Литургии во Св. Четыредесятницу, поскольку во дни сетования и сокрушения о грехах неприлично и духовное торжество, выражаемое в Литургии, (совершенной) а между тем многие из христиан жаждали видеть хотя некоторое подобие совершения Литургии и причащаться Святых Таин в отраду своей души, то святые Отцы на 5–6-м Вселенском Соборе, именуемом Трулльским, определили (59-м правилом), чтобы во дни поста Св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, Литургия совершаема была не иная, как Преждеосвященных Даров. Примеч. В наших служебниках позднейшего времени Литургия Преждеосвященных Даров приписывается св. Григорию Двоеслову , папе Римскому, на основании сказания в конце жития его (12-го марта в греческих Минеях) 639 , что он между прочим постановил для римлян, чтобы в Великий пост совершаема была Литургия полная (τελεαν). – В греческих древних служебниках 640 , в сербском переводе его 641 и в наших древних служебниках, Литургия Преждеосвященных Даров носит на себе имя св. Василия Великого 642 . 4. Особенное назначение некоторых дней Святой Четыредесятницы § 199. Суббота первой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

„ Вселенские соборы, бывшие в Церкви для утверждения догматов или для постановления канонов имеют непререкаемую важность. Они суть для нас неоспоримые правила веры и деятельности и им непременно должно повиноваться. Ибо они представляют собою Вселенскую церковь святую, Апостольскую, непогрешимую, и их определения суть голос Вселенской церкви... Последний седьмой собор изрек о всех предшествовавших ему соборах, что начертанные ими правила и постановления пребывают не сокрушимы и непреодолимы. Ибо все они от единого и того же Духа быв просвещены полезное узаконили. Посему-то в Православной церкви произносится отлучение отвергающим соборы св. отцев и их предания, Божественному откровению согласные и Православною кафолическою церковью благочестно хранимые”. „Истинная Православная церковь Христова есть Церковь Восточная. Это ясно, между прочим, из того, что она устроена совершенно согласно с волею Иисуса Христа и Апостолов... Каждая поместная Церковь имеет своего епископа, а все вместе признают высшую власть во Вселенских соборах. Она имеет непрерывно продолжавшееся и продолжающееся учение веры и благочестия,... имеет управление посредством канонов, издревле постановленных”. „ Церковь есть святая по управлению, которое основано на канонах и древних постановлениях, которые суть теже самые, какие издревле были всегда в Церкви и утверждены соборами... Она есть Апостольская, потому что имеет и иерархию Апостольскую и учение, и учреждения Апостольские... Она есть единая, ибо у ней единое учение веры, единые таинства и богослужение, единые каноны, единая иерархия”. „ Православная российская церковь есть часть соборной – кафолической, истинная дщерь Восточно-кафолической, от которой получила и иерархию, и учение веры, и каноны, утвержденные Вселенскими соборами, которые все она приемлет в точности. Она есть Апостольская: ибо чрез Церковь восточную ведет свое начало от Апо столов, их держит учение и постановления и от них имеет иерархию... Она не погрешила доселе в своем учении и чиноположении: это показывает ее история и точное согласие во всем с древними символами, канонами и чиноположением Восточной церкви“ (Преосв. Антония, архиепископа казанского – „Догматическое Богословие Православной восточной церкви”, изд. 8, 1862, стр. 196–215).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«Третье обвинение, взводимое на нас в отменении принесения жертвы, сотворенной по установлению ап. Павла, за богопоставленных царей наших, – тоже несправедливо; ибо мы во всех наших молитвах и божественных службах приносим Господу Богу молитвы, моления, прошения (и жертву) благодарения, по апостольскому завещанию, за всех человек, и в особенности, по церковному преданию, пятую просфору за богопоставленного царя нашего... А что говорится в обвинении о изданной нами тетради, будто бы с насильственным превращением смысла некоторых текстов церковного чиноположения, для отменения оного апостольского устава, – то на это мы скажем, что хотя и действительно мы прежде давали некоторым священникам тетрадь под названием: – «о частицах, о киих следует сия приносити»; но только тетрадь оная не содержала никакового нашего произвольного учения, а состояла в буквальном собрании некоторых текстов божественного писания, и краткого замечания о разных чиноположениях святые церкви, без всякого превращения смысла, т. е. без всякого нашего о них рассуждения, и эта тетрадь нисколько ни в чем не разрушала апостольского установления». Разбор четвертого, пятого, шестого, седьмого и осьмого пунктов ничего важного не представляет; потому переходим к разбору пункта девятого. «Девятое обвинение взводится на нас о рукоположении на преждеосвященной литургии священника. В этом обвинении сознаемся мы, что действительно в сем случае неправильно поступили. Ибо в данном нам чиновнике из митрополии определяется на преждеосвященной поставлять одного диакона; а мы, по забвению, однажды священника рукоположили». «Десятое обвинение взводится на нас, что будто бы мы, сотворяемое в три погружения крещение в великороссийской церкви, признаем еретическим... Но мы совершенно не понимаем по какому отношению взведено на нас сие обвинение: по отношению к преданию, или по отношению к действователям. Если в отношении к преданию, то это совсем несправедливо; ибо мы, в отношении предания, трехпогружательное с троичным приглашением крещение великороссийской церкви – не еретическим, но...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010