В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Враги, вражда Библейский пример любви ко врагу Пример высшей степени любви ко врагам, не говоря о примере Христа Спасителя, мы находим в царе Давид. Известно, что после того, как он победил Голиафа, Саул из зависти стал злейшим его врагом и сперва тайно, а потом и открыто стал искать его смерти. То как будто в припадке безумия бросал в него копьем, то давал ему самые опасные поручения на войне, то однажды предложил сыну своему Ионафану и некоторым царедворцам убить его; а то, наконец, и сам лично покусился на это, предприняв против Давида поиски с вооруженною силою. Чем же Давид платил ему? Раз ему представился случай убить Саула. Однажды Саул вошел в пещеру, где был Давид со слугами. Давид отрезал у него край одежды и, когда Саул вышел из пещеры, закричал ему: «Господин мой, царь! зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят, что Давид умышляет зло на тебя? Посмотри, отец мой, вот у меня край твоей одежды; я отрезал его, а тебя не убил. Значит, у меня нет коварства против тебя». Саул сознался, что он напрасно подозревал его, – но ненадолго. Прошло немного времени, и Саул снова с войском пошел отыскивать Давида. Саул расположился станом в горах. Настала ночь. Давид прокрался в шатер Саула, взял копье, стоявшее у его изголовья, и сосуд с водою, взошел на противоположную гору и закричал: «Воины Саула! вы достойны смерти за то, что не бережете господина своего, помазанника Божия. Посмотрите, где копье царское и сосуд с водою, что были у изголовья его?» Саул проснулся, узнал голос Давида, увидел в его руках копье свое и опять раскаялся в том, что несправедливо преследовал Давида. Вот это, подлинно, высшая степень любви ко врагам и, как составляющая подвиг высокий, привлекает, конечно, на человека и особенную милость Божию. Для подтверждения этой истины, возьмем хоть бы того же Давида. За его незлобие Господь даровал ему царство, помог победить все соседние народы, восторжествовать над домашними врагами, обещал утвердить престол его до века. Прощение врагам Св. Ипатий возвращался из Царьграда в свою епископию. На пути его встретили еретики – новациане. Набросившись на святителя и нанеся ему множество ран, они свергнули его с откоса в болото. Св. Ипатий, полуживой, вперив взор свой в небо, молился о врагах своих: «Господи, не поставь им этого во грех!» («Четьи-Минеи», 31 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Демон, диавол Видение демонов Рассказывали о некотором старце, что он молил Бога о том, чтоб показаны были ему демоны. Ему последовало откровение: ты не нуждаешься в том, чтоб видеть их. Но старец продолжал просить о том же говоря: «Господи! Ты можешь покрыть благодатью Твоею от вреда при видении демонов!» Бог отверз очи старца: он увидел демонов, которые наподобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а ангелы Божии возбраняли им («Отечник епископа Игнатия»). С кем борется враг нашего спасения? Один пустынный старец, восстав ночью по обычаю на молитву, услыхал звук военной трубы, созывающий на битву, и удивлялся, откуда в такой бесплодной пустыне быть войскам? Тогда явился ему бес и сказал: «Да, это, конечно, война, потому что ты стоишь на молитве; ложись и спи, если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали; мы воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвою, а с ленивыми не боремся» («Пролог», 21 февраля). «Итак, трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Петр.5:8 ). Противостойте ему твердою верою, молитвою и обузданием своих плотских вожделений. «Сей род, – сказал Господь о диаволе, – изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Искушения от бесов В «Достопамятных сказаниях о подвигах св. отец» повествуется, что авва Моисей, искушаемый худыми помыслами, обратился однажды за советом к авве Исидору. Исидор возвел его на крышу своей келии и говорит ему: «Смотри на запад». Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: «Посмотри и на восток». Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему авва Исидор: «Вот те, которых посылает Господь на помощь святым, а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более». Тогда Моисей, возблагодарив Бога, ободрился (стр. 156, § 1). Также в житии пр. Нифонта говорится, что он видел пространное поле, на котором стояло множество бесов, идущих на брань против христиан. В это время Нифонт услышал голос, говорящий ему: «Посмотри на восток». Нифонт обратился и видит втрое больше ангелов в сравнении с бесовским полков, и муж светлее солнца говорит ангелам: «Господь Саваоф повелевает вам идти на землю помогать христианам и охранять их» («Четьи-Минеи», 23 декабря). Власть бесов

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Деян.8:3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Деян.8:4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.    Убийство Стефана не осталось единичным фактом: оно было началом великого гонения на Церковь во Иерусалиме, продолжавшегося и потом некоторое время, — как долго, в точности неизвестно. Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан (см. Четьи минеи 28 июля). Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим. Погребли Стефана, по-видимому, не христиане, которые не смели бы этого сделать, а «мужи благоговейные» из иудеев, тайно расположенных к христианству, имевшие мужество, подобно Иосифу Аримафейскому и Никодиму в свое время, придти и похоронить тело мученика. Этим мужам благоговейным Дееписатель противополагает фанатичных гонителей христианства, каковым был Савл, входивший в дома и влачивший мужей и жен в темницы. Видимо Савл был орудием синедриона и был уполномочен им на такой образ действий. В этом он сам признается в послании к Галатам (Гал.1:13). Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (Деян. 8:5—13) Деян.8:5. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Деян.8:6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Деян.8:7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. Деян.8:8. И была радость великая в том городе. Деян.8:9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Деян.8:10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Деян.8:11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Дочь моя беснуется. – Нехорошо взять хлеб у детей и бросить, дать его псам. Она поняла, кого Он псом обзывает: её и её народ. Она не оскорбилась этим и говорит: Господи, но ведь и псы питаются крохами, падающими со стола господ их. Вот за эти слова, что она услышала? – О, женщина, велика вера твоя, иди домой. И дочь её исцелилась от беснования в тот же час – никакого контакта, никакого прикосновения (см. Мф. 15:21–28 ). Центурион римский, сотник, говорит: я недостоин, чтобы Ты пришёл в дом мой и исцелил раба, скажи только слово – и исцелеет раб. Что сказано дальше? Иисус, сказано, удивился и сказал окружающим его, что и в народе-то Израильском не нашёл такой веры, какую выказал этот язычник (см. Мф. 8:1–13 ). Нам же самим сказал, что если бы мы имели веру с зерно горушично, то по нашему слову могли бы передвигаться горы (см. Мф. 17:20 ). И это не фигуральное выражение, а это действительно так. Открывайте жития святых, Четьи Минеи, и вы найдёте чудеса, которые сама комиссия . Когда готовили юбилейное издание Житий вот этих – 12-ть томов Димитрия Ростовского к юбилею 1913 года, к 300-летию дома Романовых, – то была созвана очень солидная такая комиссия, куда входили и стал вопрос: все ли чудеса помещать в текст? Некоторые чудеса даже, знаете, вызывают сомнение своей сказочностью. И вот, не кто иной, как Василий Осипович Ключевский – не священник, – сказал, что нужно помещать чудеса. Почему? – Потому что с уменьшением веры уменьшаются и чудеса. Вот тогда была такая вера, Господь и совершал чудеса. Они кажутся нам странными и невозможными по нашему маловерию. Откройте Матфея, 13-ю главу. В этой главе собраны прекрасные притчи о Царствии Небесном, но нам нужен конец главы – 53-й стих: «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы [вот замена слова чудо: откуда у Него такая премудрость и силы]? Не плотников ли Он сын? Не его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отчестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если и мы будем молиться, как подобает и как молилась Пресвятая Богородица, то и наши молитвы не останутся тщетны, а дойдут до Бога, будут услышаны, и мы получим то, чего просили у Бога. Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). в) Получив по молитве Своей исполнение желания, Богоматерь стала собираться в далекий загробный мир. Не следует ли и нам всю свою жизнь собираться в этот дальний, малоизвестный нам путь? Несомненно; но в чем же должны состоять эти приготовления? Пречистая Дева озаботилась одеть и украсить Свое тело и одр: она была безгрешна. Мы же грешники: нам некогда заботиться о теле, когда душа наша неукрашена и нага: нам должно одеть прежде душу свою, украсить ее добродетелями и тогда уже позаботиться об украшении тела. Но чем же одеть нам душу свою, какими добродетелями украсить ее? Все добродетели украшают душу, но более всех – милосердие к ближним. Какой высокий пример в этом подала нам Пресвятая Дева? Были у Нее две ризы, и Она отдала их нищим. Так Слово Божие и нам заповедует устами, св. Предтечи Иоанна: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ); «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ), завещает Спаситель и в награду обещает: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:7 ). Да не забудем же мы эти священные заветы Господа, – украсим душу нашу любовью к нищим и милосердием к ближним! Горе нам, если во грехах своих умрем: «Убьет грешника зло», – говорит пророк Давид ( Пс.33:22 ). Жить же надо так, чтобы всегда с чистой совестью мы могли сказать: «Готово сердце мое, Боже, готово» («Четьи-Минеи», стр. 68; Пс.107:2 ). Жить надо так, чтобы подобно Богоматери, по кончине услышать и нам на страшном суде Христовом Его божественные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.35:34 ). Надо заботиться о праведности, «ибо знает Господь путь праведных», и избегать всякого зла, потому что «путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Земля, вып. 2, 630 стр.). В Православной церкви память Анании 1 октября и 4 января, а в римской 25 января. (Подробнее о св. Анании: Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского под 1-м октября; архиепископа Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, 35–49 стр.). Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик О св. Стефане из Апостольских Деяний известно, что он, по отзывам самих апостолов, был «муж, исполненный веры и Духа Святого» ( Дeяh. VI, 5 ), а по тому был избран в первого (главного) диакона (архидиакона). Жизнь и деятельность его была слишком не продолжительна, но по энергической деятельности, по сильной речи – он был предшественник ап. Павла. Св. Стефан, как светлая звезда, (как яркий метеор) быстро пронеслась и скоро закатилась… Евсевий о кончине его так пишет: «Стефан, вскоре после Господа и тотчас после рукоположения своего (как будто для того и был рукоположен) побит от христоубийц камнями и таким образом он первый из победоносных Христовых мучеников принял означаемый его именем венец» (кн. 2, гл. I, стр. 54), а потому назван «первомучеником». Апостольские деяния подробно повествуют о мученической кончине св. Стефана. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемых либертинцев и киринейцев и александрийцев, и некоторые из киликийцев и асийцев вступали в спор с Стефаном. Но не могли противостоять Св. Духу, Которым он говорил. Тогда научили некоторые сказать: мы слышали, как он (Стефан) говорил хульные слова на Моисея и Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, нападши, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек говорит хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все сидящие в синедрионе, смотря на него (Стефана), видели лице его как лице ангела. Тогда сказал Первосвященник (Ионафан): Так ли это?» И Стефан, в оправдание свое, что он не противник Моисея, не хулил Бога, произнес пламенную речь, которая под конец обратилась в грозное обличение… «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

И в то мгновение действием Святого Духа совершилось в утробе Ее несказанное зачатие без услаждения плотского, но не без восторга духовного. Растаявало девическое сердце Ее Божественным желанием, и любовию Серафимскою горел дух Ее! Весь ум Ее, как бы вышед из самого себя, погружался в Бога, услаждаясь Его неизреченною благостью. В сем услаждении духа Боголюбием и ума Боговидением зачался Сын Божий, и «слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ) вочеловечиванием. Ангел, окончив по повелению Божию свое благовестие и трепетно, благоговейным поклонением почтив Воплощающегося в девической утробе и Деву, приявшую в себя Бога, отлетел к престолу Господа Саваофа, славя таинство вочеловечивания Божия со всеми небесными силами в радости неизреченной. (Четьи-Минеи, 25-го числа Марта) IV. Повествование о пришествии Божией Матери к Елисавете По отшествии Архангела, Пресвятая Дева Мария с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин Хеврон, и вошла в дом Священника Захарии, и приветствовала жену его, Елисавету. Как только Елисавета услышала приветствие Марии, тотчас взыгрался младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Духа Святого и воскликнула громким голосом: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо как скоро дошел голос приветствия Твоего до ушей моих, взыгрался младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая! Потому что исполнится сказанное ей от Господа». И сказала Мария: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне нарекут меня блаженною все племена; что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов боящимся Его; явил силы мышцы Своей; расточил гордых в помышлениях сердец их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; восприял Израиля, раба Своего, да помянет милость, (как говорил Он отцам нашим) к Аврааму и семени его до века».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010