Святейший Патриарх совершил молебен у частицы Животворящего Креста Господня, мощей равноапостольной Марии Магдалины и мученика Кирика Москва, 13 сентября 2006 г . 13 сентября – в последний день пребывания в Москве частицы Животворящего Креста Господня, частиц святых мощей равноапостольной Марии Магдалины и мученика Кирика, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен в Храме Христа Спасителя у реликвария, в котором покоятся святыни, сообщает Патриархия.Ru. Поклонение святыням православными верующими Москвы и многочисленными паломниками продолжалось в течение последних дней и сегодняшнего утра. Доступ был прекращен по прибытии Святейшего Патриарха Алексия, который возглавил прощальное богослужение у ковчега с частицей Животворящего Креста Господня, честной руки святой равноапостольной Марии Магдалины и частицей мощей мученика Кирика. Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий. После чтения молитв к Животворящему Кресту Господню и святой равноапостольной Марии Магдалине Предстоятель Русской Православной Церкви с пением тропарей перенес реликварий со святынями к вратам Храма Христа Спасителя. Святейший Патриарх передал ковчег настоятелю монастыря Симонопетра на Афоне архимандриту Елисею, который возглавляет делегацию, сопровождающую святыни в поездке в Россию. От врат Храма архимандрит Елисей с ковчегом в сопровождении десяти афонских монахов, насельников монастыря Симонопетра, направился к автомобилю, который доставит реликварий со святынями в аэропорт. Сегодня, специальным авиарейсом Частица Животворящего Креста Господня, честная рука равноапостольной Марии Магдалины и частица мощей мученика Кирика будут доставлены в Санкт-Петербург. 13 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18484.html

Во все время года в седмичные дни, когда нет Владычних или Богородичных праздников, дней предпразднства и попразднства или праздников бденным и полиелейным святым, служба рядовому святому совершается в соединении со службой Октоиха. В этом случае, вне зависимости от того, какова степень употребления Октоиха – заимствуются ли оттуда стихиры и каноны или же только каноны, как это бывает на богослужении святому «с великим славословием», святому «шестеричному» или двум святым, со стихирами каждому из них, наконец, даже в том случае, когда пение Октоиха ограничивается употреблением Троичнов и седальнов, по великопостному чину, – на вечерне, утрени и на Литургии положены «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве». Для этого вида отпустов характерно призывание во все дни седмицы кроме имени Господа Иисуса Христа и Богородицы еще «святых славных и всехвальных апостол», затем в понедельник – «честных Небесных Сил безплотных», во вторник – «честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», в среду и пятницу – «силою Честнаго и Животворящаго Креста», в четверг – кроме святых апостолов еще «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», а в субботу – «святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших...» Затем также во все дни седмицы после призывания имени святителя, «егоже есть Литургия», и «святаго, егоже есть храм», и «святаго, егоже есть день», перед призыванием всех святых полагается призывание «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». Призывание последних составляет, таким образом, особенность вседневного отпуста. Следует заметить, что воспоминовение Честного и Животворящего Креста, кроме среды и пятницы тех дней, когда поется Октоих, совершается также и в тех случаях, когда бывает служба Святому Кресту, а именно – в праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня 14 сентября (и в период его попразднства), в Крестопоклонную Неделю Великого поста и в следующие за ним дни четвертой седмицы поста (по пятницу включительно), в день «на небеси явльшагося знамения Честнаго Креста» 7 мая и в день Происхождения (изнесения) Древ Честного и Животворящего Креста 1 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В. Чернов Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня События праздника Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе. Обнаружение Креста Христова Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры. Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского , место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана. Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

84. Поучение в неделю по Воздвижении честнаго Креста Господня. Животворящий Крест Христов еще посредине церкви, пред нашими очами, потому, что праздник в честь креста продолжается до двадцать второго числа настоящего месяца – отдание его или окончание совершается 21 сентября; но сколь прискорбно, что приходящих христиан в церковь для поклонения кресту по будням – мы почти никого не видим; а кийждо из них «ходит на дело свое мирское и на делание даже до вечера» ( Пс.103:23 ). Неужели труд большой – зайти утром и вечером и поклониться Животворящему Кресту Господню? Ах! К несчастию встречаются, напротив, безумцы, которые дерзают как и кресту, так и святым иконам – наносит бесчестие и поругание: я не говорю о тех, которые без всякого уважения в своем доме обращаются с этою святынею, которые держат в доме старые, запылённые и покрытые разными нечистотами иконы и кресты, или которые подкуривают дымом сии святости, или бесчестно ведут жизнь и грешат пред лицем тех святых, которые изображены на иконах, тогда, как честь, равно и бесчестие переходят на лицо живописуемых лиц святых, или Божией Матери, или самого Господа нашего Иисуса Христа: я напоминаю о дерзости и бесчувственности тех, которые за деньги или за пойло – и святые иконы и кресты отдают под залог или на время или навсегда евреям – врагам Христовым. В обличение таких нечестивцев, расскажу вам об одном событии, недавно случившемся, дабы вы знали: как строго наказывает Бог того, кто врагам креста – евреям, отдаёт на поругание сию святыню. Киевской губернии, Таращанскаго уезда, в деревне Лихачихе, в прошедшем месяце, случилось следующее событие: в западных губерниях есть обычай ставить большой величины кресты, преимущественно на перекрёстках въездов и выездов из селений. Один такой крест стоял около деревни Лихачихе, вблизи корчмы. Начальство повсюду предписало, чтоб такие кресты были снимаемы и переносимы на кладбища, или в какое-либо другое при церквах приличное место. Сотский деревни Лихачихе, видя, что жители той деревни, не слушают его приказания и не принимают креста при корчме, сам срубил его, и отдал жиду той корчмы на дрова, а поперечник креста, как полусгнивший и не годный на дрова, оставил на месте, где был крест. Случилось же так, что за два месяца пред этим, один молодой извозчик, был укушен бешеным волком, и во время проезда его около корчмы, с ним случился припадок бешенства, и в припадке этом он схватил тот поперечник креста – разбил корчму и разогнал всех жидов; сам по выбил окна, двери, всю посуду с водкою, разметал пух из жидовских перин, и когда сотский прибежал к корчме для спасения ее и жидов; то бешеный извозчик поперечником креста избил и изуродовал, растрощил ему всю голову – убил на смерть сотского, и потом бегал по деревне и всякого бил и все разбивал – и сказал, придя к памяти, что он видел на месте креста самое распятие Христа Спасителя; впрочем убийца и сам на третий день умер 48 . Так-то Бог наказывает и карает тех, которые наносят бесчестие кресту Христову!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

После сего справедливо страдать тебе за свои дела! Ты забыл Бога, и Бог забудет тебя! И как Он призывал тебя к Себе, но ты не хотел идти, – так и ты будешь Его просить, но Он уже не захочет тебя слушать. Во грехе ты жил, во грехе и умрешь. «И во гресе вашем умрете!» ( Ин.8:24 ). – так говорит Господь в Святом Своем Евангелии подобным тебе грешникам. Итак, СПАСАЯ, СПАСАЙ ТВОЮ ДУШУ! Аминь. (Из «Поучительных слов» святителя Илии Минятия ) 329. Первое августа Праздник 1 августа в церковных месяцесловах именуется Происхождением Честного и Животворящего Креста Господня. Слово «происхождение» здесь должно понимать в смысле исхождения: в этот день в древности исходили в крестный ход с частями животворящего древа Господня из царских палат греческих императоров, где обычно хранились сии святыни; в сей день положено и теперь исходить со Святым Крестом из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания его, исходить со Крестом на источники, озера и кладези для освящения воды, – вот почему сей день и называется днем происхождения или, проще сказать, исхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Обычай освящать воду первого числа каждого месяца – обычай очень древний. Он и по сие время соблюдается в Афонских и некоторых русских обителях. У греков в Царьграде сей обряд совершался в храме святой Софии. Но в первый день августа вошло в обычай соединять сие водоосвящение с крестным ходом на источники потому, что в этом месяце в теплых странах особенно много бывает разных болезней; чтобы оградить от сих болезней верующих силою Честнаго и Животворящего Креста и освятить воду и воздух благодатию Божиею, Святая Церковь и установила совершать в сей день водоосвящение на источниках водных, соединив его с крестным ходом. В первый раз празднование Святому Кресту в этот день было установлено после 1164 года вот по какому случаю. Греческий император Мануил и русский Великий князь Андрей Георгиевич (Юрьевич) Боголюбский в один и тот же день одержали победу над своими врагами: первый – над сарацинами, второй – над болгарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Храм Воздвижения Креста Господня посёлка Ленинский (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воздвижения Креста Господня посёлка Ленинский (Тула) – усадебный храм помещиков Мансуровых в стиле классицизма некогда являл великолепное зрелище. Сейчас храм в полуразрушенном состоянии нуждается в благотворителях. Содержание История [ править править код ] Село Яковлевское (ныне поселок Ленинский Тульской области) ранее относилось к Тульскому уезду Тульской губернии. В 16 верстах от губернского города Тулы, оно располагалось в северо-западной части Тульского уезда слева от старой дороги из Тулы в Алексин при слиянии речек Волоть и Нюховка. Небольшой деревянный храм во имя Казанской Пресвятой Богородицы в селе Яковлевское Тульского уезда со временем обветшал и пришел в негодность. В 1779 году по челобитной помещика Сергея Мансурова Преосвященным Епископом Коломенским Феодосием была выдана храмозданная грамота на сооружение вместо обветшавшего деревянного храма новой церкви из кирпича во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Строительство храма было на новом месте, более возвышенном, находящимся севернее от старого деревянного – в помещичьей усадьбе Мансуровых. Храм возводили дворовые люди помещика. Во вновь строящейся церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 16 декабря 1788 г. был освящен предел во имя Казанской иконы Богородицы. Причт состоял из священника, диакона и пономаря. Строительство кирпичного храма с декором в духе раннего классицизма во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня продолжалось 20 лет. Его строительство было завершено сыновьями помещика Сергея Мансурова, в 1808 году церковь освящена Преосвященным Амвросием Епископом Тульским. Храм имел три предела. Первый во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Второй, с южной стороны, во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Третий, с северной стороны, во имя святителя Алексия Московского. С северной стороны под храмом был устроен фамильный склеп, где был похоронен храмостроитель статский советник Алексей Мансуров, почивший 13 апреля 1829 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воздвижен...

В середине XIX века церковь была капитально перестроена в русско-византийском стиле, был изменён декор, сооружено завершение в виде декоративного пятиглавия, пристроены трапезная и шатровая колокольня. В начале 30-х годов XX века церковь была снесена. Сохранился церковный дом, в котором в 1939–1942 годах помещался штаб 53-й Саратовской стрелковой дивизии, в 1942–1946 годах – штаб 3-й Краснознамённой запасной истребительной революционной бригады. В настоящее время в здании расположено гарнизонное военное ателье. Церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня Церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня располагалась на Большой Сергиевской улице (ныне ул. Чернышевского, 148) и входила в архитектурный комплекс женского Крестовоздвиженского монастыря города Саратова. Вид на Покровскую улицу и Крестовоздвиженский женский монастырь Первое деревянное здание монастырского храма имело три придела: главный – в честь Честнаго и Животворящего во имя святого пророка Илии и третий – во имя мученицы Параскевы. Однако городские пожары несколько раз превращали монастырь в пепел, и каждый раз всё приходилось отстраивать заново, надеясь на помощь Бога и добрых людей. Лишь в 1740 году на средства майора Василия Суровцева было построено каменное здание Крестовоздвиженской церкви с приделом во имя пророка Илии. По всей видимости, эта церковь стала вторым по счёту каменным храмом, построенным в правобережном Саратове. В 1836 году игумения Анастасия устроила второй придел к главной монастырской церкви – в честь Смоленской иконы Божией Матери, который был освящён преосвященным Иаковом (Вечерковым). В период с 1854 по 1856 год на средства саратовского купца Полеводина главная церковь была вновь перестроена и освящена. В 1903 году на средства вдовы саратовского купца А.И. Семидетновой по проекту гражданского инженера Ю.Н. Терликова был построен новый храм – во имя святителя Николая Чудотворца с двумя приделами: во имя святых и праведных Симеона, пророчицы Анны и мученицы Параскевы и во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна, Устюжского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Что такое Честные Древа Креста Господня? 2 мин., 14.08.2020 Поделиться Содержание 14 августа — праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня 01 Что такое Крест Господень? Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. После того как тело Спасителя сняли, Его Крест сбросили в старый колодец для дождевой воды. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи станет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле — в честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.  02 Как узнали, что это тот самый крест? Были же и другие Верно, вместе с Христом распяли еще двух разбойников, и все три креста лежали в одном месте. Понять, какой из них принадлежал Спасителю, по внешним признакам было невозможно. Поэтому ко всем крестам приложили мертвеца и во время прикосновения к одному из них он воскрес (по другой версии, к крестам приложили тяжелобольную женщину, и та исцелилась). Поэтому Крест Господень и называют «Животворящим».  03 Что такое «Честные Древа Креста Господня»? Это часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице Константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «ЧестнЫми» они называются в честь особого почитания среди верующих. 04 Праздник называется «Изнесение Честных Древ». Их куда-то выносили? Да. В Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

http://foma.ru/chto-takoe-chestnye-dreva...

Ясенево. Церковь Знамения Честного Креста Господня в Коприно (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Знамения Креста Господня , Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:1787. Год утраты:1937 (частично; 25 декабря 2015 снесена экскаватором) Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, поселок Ясенево, улица Кузнецкий лес, д. 7. Координаты: 58.066571, 38.328677 Проезд:по автодороге 40 км на запад от Рыбинска либо на речном транспорте (прист. Петраково) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Перечисление сельских церквей и приходов и благотворительных учреждений в последних. Церковь с. Коприно (Крестознаменская). Церковь в селе Коприне. Основана в 1787 году, и заключает в себе три престола: Знамения Честнаго и Животворящего Креста Господня; Преподобнаго Сергия, Радонежскаго Чудотворца, и Святителя и Чудотворца Николая. Приход составляют 50 селений. Иллюстрированный Рыбинский календарь и справочная книга на 1903 год, глава III (141 стр.). Данный храм возводился не на пустом месте, в Писцовой книге 16 века читаем: " ...в Ярославском уезде... лета 7053 г. с. Коприно, на р. Волге, а в селе храм Знаменье честнаго креста, вверх, древян; а церковное строение, образы, и книги, и ризы, и свечи мирское, а колокола приклад троетцкого крестьянина с. Коприна дер. Мирятины Фетки Яковлева... " Т.е. уже в 1545 году существовала церковь с похожим названием. Главной достопримечательностью села Коприно была церковь, основанная в 1787 году. Размеры здания для волостного масштаба — поразительные. Храм пятиглавый, имел высокую колокольню, с " петербургским " шпилем, на ней семь колоколов. Главный колокол — " Большой благовест " (вес 332 пуда 32 фунта) - отливался в самом Коприно на Горюшкином поле приглашенным из Ярославля мастером. Звуки " Большого благовеста " в тихую погоду были слышны на восемь-десять километров. В храме было три престола, главный престол Честного Животворящего Креста Господня, во имя которого и освящена церковь.

http://sobory.ru/article/?object=05004

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010