Сергей Черняховский, российский политический философ, политолог и публицист, рассматривает в сборнике проблему соотношения традиции, модерна и сверхмодерна. Другой автор сборника - Евгений Бержеларский, постоянный автор журнала " Итоги " , в статье " Логика и смысл современного либерализма " подвергает тщательному и жесткому анализу современную либеральную идеологию, делая несколько очень интересных наблюдений. Он обращает внимание на то, что " Если отжать сопутствующую либеральному направлению мысли правозащитную риторику, то реальный, утилитарный смысл либерализма будет заключаться в решении одной задачи: ограничить любую власть, кроме денежной " . По наблюдению автора, " Борьба за права меньшинств реально необходима правящему классу для того, чтобы ограничить права большинства. Или чтобы расколоть это большинство " . Он говорит о таком явлении, как " Капитал в обмен на идеологию " : " Если речь идёт о вывозе капитала, то движение идёт от периферии к центру (скажем, из России в США). И никак не наоборот. Если о вывозе идеологии, то наоборот – из центра к периферии, в направлении остального мира " . Идейным центром сборника, задающим его тон, можно назвать статью Александра Щипкова " Левый консерватизм " . Статья поднимает очень важную проблему - соотношения консерватизма как приверженности ценностям веры, традиции, семьи и левого подхода к экономике. Он подробно рассматривает, что мы можем понимать под " консерватизмом " и где он пересекается с левой идеей как идеей социальной солидарности. В деятельности европейских левый мы видим связку между левыми воззрениями на экономическую жизнь и отвержением традиции - воинствующим антиклерикализмом, продвижением абортов, извращений и всего того, что один из римских пап справедливо называл " культурой смерти " . Автор показывает, что такая связка является полностью искусственной, и для России было бы органично сочетание левой идеи и консерватизма. Художник и публицист Максим Кантор выступает с искусствоведческой статьей " Перспективы авангарда " , причем ее присутствие в сборнике общественно-политической тематики оказывается более чем уместным.

http://radonezh.ru/analytics/sbornik-per...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Артефакты черняховцев, принадлежавших к разным этносам, дифференцируются по способам погребения. Славяне погреба­ли пепел кремированных покойников в урнах, которые полага­лись в неглубоких ямах, в отличие от готов, помещавших пепел в каменных ящиках, и сарматов, употреблявших ингумацию и зарывавших покойников в глубоких могилах. На обширной территории Черняховской культуры выявлено более 1000 посе­лений, которые различаются в зависимости от их этнической принадлежности. Так, вокруг днепровских порогов обнаружены поселения, состоящие из землянок и полуземлянок, в которых, вероятно, жили славяне. Контакты готов и славян оставили заметный след в славян­ском словаре, хотя некоторые из заимствований могли прийти к славянам от западных германцев: слово «князь» произошло от готского kuni (старейшина клана), «полк» от fulkaz (вооружен­ный отряд, народ), «витязь» от viking, «шлем» от hilms, «меч» от mekeis, «хлев» от hlaiv (могила), «хлеб» от hlebu, «блюдо» от biuls, «лихва» от leihve (заем), «долг» от dulgu, «купить» от kaupan с тем же значением, «пенязи» от pennings (кусок металла), «скот» от skattaz (скот, богатство), серьга от ausihrigg. Ареал расселения славян в канун великого переселения народов включал междуречье верховьев Вислы и Одера, а так­же их среднего течения, где они однако жили дисперсно в окру­жении господствовавших над ними восточных германцев, север Богемии, Моравии и Словакии, восточное Прикарпатье, Гали­цию, Волынь, южное Полесье, где они соседствовали с балтами, Подолье и Приднепровье к югу от Киева, берега Десны, Сейма и Сожа, а также северное Причерноморье, где они теснее всего соприкасались с господствовавшими над ними готами, и остав­ленная римлянами Дакия, где славяне постепенно ассимилиро­вали оставшихся в этой стране даков, или гетов, включая и тех, которые ранее подверглись романизации и где они зависели от гепидов. В степях Украины, в Дакии и Венгрии ближайшими сосе­дями славян были кочевые и полукочевые сарматские народы, среди которых преобладали аланы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Потому что миряне могут сделать из священника какого-то псевдостарца: он будет воображать, что он духовник, что он «ведет» и все знает. Я думаю, что должно быть сотрудничество, соработничество. Этому я научился за свою жизнь; я не хочу сказать, что я лучше кого бы то ни было, просто - я это знаю, и все это мне в суд и в осуждение больше, чем кому-то, кто не знает.  Лондон, 1993 г.         Христианство сегодня   11 июня 1990 г. Интервью записал Д.А. Черняховский   Считаете ли Вы, что влияние христианства в России возросло? Если да, то почему? Если можно говорить о возрождении христианства, то что именно возрождается: доктрина, культ с обрядностью, этическое учение Церкви или христианство как часть русской идентичности? Мне трудно судить о том, насколько христианство сейчас влияет на судьбы России. Впечатление у меня такое, что интерес и отзывчивость к духовным ценностям возросли, что люди гораздо больше, чем в какой-либо минувший период, воспринимают законность этих ценностей, понимают, что можно быть культурным человеком и современным человеком, не отрицая духовную область, что не обязательно быть материалистом для того, чтобы быть человеком нашего времени. С другой стороны, люди еще не обнаружили того, что, если уж говорить о материализме, христианство - единственный совершенный материализм в том смысле, что материалист рассматривает материю как строительный материал, тогда как для нас, из-за воплощения Христа, в Котором вся полнота Божества обитала телесно (Кол. 2, 9), материя получила какое-то абсолютное значение, это святыня. И в этом смысле мы могли бы перебросить мост между христианским, православным мировоззрением и неверующими, показав им, что образ человека слишком мелкий в материализме и что самая материя ими унижена, что она имеет громадный потенциал, о котором они даже не подозревают: обожение, пронизывание - как в таинствах - Божественным реальным присутствием. Я думаю, что причина, почему Россия открывается духовным ценностям, и в частности, христианству, в том, что за семьдесят лет люди изголодались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Много ли найдется на пространстве от Калининграда до Владивостока тех, кто прочел «Критику чистого разума» и две другие кантовские «Критики»? А в начале 90-х обсуждали переименование города в Кантоград. Почему-то Кант в качестве гения места Кенигсберга, ставшего Калининградом, усиливает никуда не девшееся за полвека ощущение военной трагедии, непреходящее чувство послевоенной драмы. Чудом избежавший бомб и снарядов, изысканно прусский Гердауэн потрясает одним лишь именем — Железнодорожный. Курхаус в Светлогорске (бывш. Раушене) нелеп, как полвека назад был бы нелеп в Раушене (буд. Светлогорске) курзал. Странно, но за десятилетия не исчезает историческая неловкость жизни на чужой, пусть и по праву, по атавистическому праву силы занятой земле. Не случайно потомки русско-белорусских переселенцев по всей области собирают восточнопрусскую старину. В любом месте с руинами тевтонских замков — общества с древними гербами и турнирами в доспехах. Достопримечательность Черняховска-Инстербурга — местный электрик по имени Рыцарь Гена. Поиски корней — но чьих? На земле, по карте которой пройдено ластиком, а по стертому написано заново: Зеленоградск, Светлогорск, Озерск, Славск, Правдинск. Страна Незнайки. Навечно временный русский Кенигсберг пребывает умонепостигаемой вещью в себе — как и учил здешний уроженец, четыре года бывший подданным России. Остается, повинуясь категорическому императиву, нанизывать множащиеся антиномии. Театр кукол в кирхе Святой Луизы. Крошечный Ленин в курортном Кранце. Бетонный гастроном поселка Рыбачий — Росситена, упомянутого в рассказе кенигсбергца Гофмана. Левитановски золотые березы, со вспышками красных кустов и штрихами нежелтеющей черной ольхи вдоль дороги на Куршскую косу. Выставка «Земные облака» — «творчество душевнобольных пос. Прибрежный и гор. Гамбург». В музее янтаря — кенигсбергские шкатулки, подсвечники, распятия, калининградские ледоколы, спутники, сталевары. Серый бетон над темно-серой брусчаткой. Собор на острове Кнайпхоф, который, с тех пор как совершенно опустел, обрел в виде компенсации прописную букву — Остров.

http://azbyka.ru/fiction/evropejskaja-ch...

А., 1989, с. 251–255). Жертвенные ямы известны на могильниках позднелатенского и римского времени на территории Польши, Скандинавии, характерны для могильников вельбарской культуры. Так, на могильнике Брест-Тришин открыто восемь таких ям, заполненных золой и забросанных камнями (Кухаренко Ю. В., 1980, с. 29). Ямы с углем, золой, костями животных встречаются на окраинах Черняховских могильников (Федоров Г. Б., 1958, с. 235). Жертвенная яма с прослойками угля и золы в заполнении и челюстью лошади открыта на могильнике в Риге (Цауне А.В., 1990, с. 126). Жертвенные ямы использовались повсеместно у разных народов с глубокой древности. Они являлись составной частью культовых мест в Финляндии (Мапкег Е., 1957, S. 290). В Дании известны жертвенные ямы, обставленные камнями и черепками (Behm-Blancke G., 1978, S. 366). На латенском святилище в Просне (Словакия) жертвенная яма была заполнена прослойками золы с пережженными костями человека и животных, содержала разнообразные вещи (Pieta Н., Moravcik J., 1980, S. 245–280). Широкое распространение культовых ям, явно жертвенный состав их заполнения (кости человека и животных, отдельно черепа и челюсти, остатки глиняной и деревянной посуды, зерно, имитации хлеба – каравая), применение огня, забрасывание ям камнями и расположение их на краю поселения или на могильнике свидетельствуют об определенной общности представлений и о закономерности в проведении обрядов. Магическая роль ям была связана, вероятно, с разными верованиями – с жертвами земле, культом плодородия, как земледельческого, так и скотоводческого, со стремлением обезопасить себя от злых сил потустороннего мира, задобрить предков. Славяне пользовались жертвенными ямами долгое время. На ранних поселениях V–VII вв. жертвенные ямы были небольшими и неглубокими, Устраивались по каким-то определенным случаям. Жертвы в них могли приносить отдельные семьи или жители небольших поселков. Позднее известны более крупные ямы со сложным и разнообразным заполнением, а на городищах-святилищах Звенигород на Збруче и, вероятно, в Арконе были распространены большие ямы с усложненным устройством.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ свидетельство Промысла, Попечения Божия о народе. Вспомним как в 1917 году в Питере расхристанная народная толпа буквально охотилась, терзала и убивала полицейских, представителей власти, как пьяная матросня сбрасывала в море адмиралов и офицеров, как по всей стране шли погромы помещичьих усадеб, уничтожение дворян, изнасилования детей, девушек и женщин, а потом разрушения церквей и убийства священников, страшно и оглянуться… И какой народ защищал страну в Великую Отечественную и одержал Победу… Совсем другой, хотя и тот же самый. На заре туманной юности, в предреволюционные годы, разочаровавшись в закосневшем состоянии духовенства РПЦ и современной ему царской власти, отойдя от веры и увлекшись учением о возможности построения совершенного, справедливого общества на земле, – Иосиф Джугашвили с возмужанием резко оборвал всё, что связывало его с детством и отрочеством, сделал свой решительный выбор и стал жестким сторонником и апостолом коммунистического учения в лице Ленина и Маркса. Из семинаристов, как известно, вышло немало революционеров, свято место пусто не бывает... Ещё совсем недавно юный поэт Иосиф Джугашвили писал: «Но люди, забывшие Бога, Хранящие в сердце тьму, Вместо вина отраву Налили в чашу ему…». «Он любил математику и великолепно ею владел, – пишет доктор политических наук Сергей Черняховский. – Он любил литературу и писал стихи, которые тогда, ещё в его юности, высоко ценились видными грузинскими поэтами, и которые сегодня переведены на ряд европейских языков. Его стихи ещё в 1895 году поразили знаменитого грузинского поэта Илью Чавчавадзе, который и опубликовал пять из них в издававшейся им газете «Иверия» в 1895 году (первое – было опубликовано 14 июня 1895 года, и оно же позже в 1912 году было включено в учебник " Родного языка " ( " Дэда эна " ) для начальных классов: «Ветер пахнет фиалками, Травы светятся росами, Все вокруг пробуждается, Озаряется розами. И певец из-под облака Всё живее и сладостней, Соловей нескончаемо С миром делится радостью: " Как ты радуешь, Родина, Красоты своей радугой, Так и каждый работою Должен Родину радовать " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/17/...

5 удар. Белорусская операция, кодовое название «Багратион» (23 июня – 29 августа). По масштабам она равновелика Днепровско-Карпатской операции, а по глубине стратегического замысла, тщательности подготовки и по безукоризненности воплощения является самой выдающейся наступательной операцией 1944 года. Она по праву входит в «золотой фонд» побед русского оружия, а немецкие военные историки считают её самой большой катастрофой за всю военную историю Германии и одной из крупнейших операций за всю историю человечества. Немцы не ожидали этого удара. По всем имеющимся у них разведывательным данным они считали, что Красная Армия летом нанесёт главный улар на юге и стягивали туда технику и наиболее мощные соединения. Переброска советских войск к «белорусскому балкону» была произведена столь скрытно, что немцы её не заметили, а тому, что заметили, значения не придали. Зато они заметили интенсивные «оборонительные» работы в полосе будущего наступления и успокоились окончательно. Четырём советским фронтам – 1-му (К. Рокоссовский), 2-му (Г. Захаров), 3-му (И. Черняховский) Белорусским и 1-му Прибалтийскому (И. Баграмян) противостояли группа армий «Центр» (Э. Буш, потом В. Модель), правое крыло группы армий «Север» (Г. Линдеман, потом Й. Фриснер, потом Ф. Шёрнер) и левое крыло группы армий «Северная Украина» (В. Модель, потом Й. Харле). Действия советских фронтов координировали и направляли маршалы Г. Жуков и А. Василевский. Всего с обеих сторон было задействовано около 3 млн. чел. Кроме того огромную помощь нашим войскам оказывали партизаны, действовавшие согласованно по заданиям командования. О ходе операции, об окружении и уничтожении вражеских войск в Витебске, Могилёве, Бобруйске, под Полоцком, Минском, Брестом и т. д. и т. д. написано много книг, статей и мемуаров. Отметим лишь, что только за один месяц у немцев погибли 8 генералов и 23 попали в плен. Такого в немецкой военной истории действительно никогда не было. А наши войска линию фронта шириной 1100 км продвинули на запад на 600 км, освободили всю Белоруссию, большую часть Литвы, часть Восточной Польши и вышли к Висле.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/de...

При имп. равноап. Константине Великом (306-337) рим. политика на дунайской границе вновь активизировалась. Между Эском и Суцидавой был сооружен каменный мост через Дунай (открыт в июле 328). Были отремонтированы укрепления на сев. берегу Дуная, самыми важными из к-рых были лагеря в Дробете и Сучаве; также была построена новая крепость - Константиана Дафна. В 332 г. имп. Константин разгромил на равнине Мунтении племена вестготов и тайфалов, напавших в зап. части Баната на союзников римлян - сарматов-аргарагантов. В результате политики имп. Константина в Дунайском регионе установился мир, не нарушавшийся на протяжении 30 лет, вслед. чего он носил титулы Gothicus Maximus (Готский величайший) и Dacicus Maximus (Дакийский величайший) ( Const. Magn . Epit. XIII 2// Popa-Lisseanu. 1943. P. 132). Период политического спокойствия в регионе, прерванный лишь непродолжительным вторжением герм. племен остготов, обусловил наивысший расцвет Сынтана-де-Мурешско-Черняховской культуры. Осенью 376 г., пользуясь разрешением восточнорим. имп. Валента (364-378), на территорию империи под началом Фритигерна и Алавива перешли отряды вестготов. На севере Дуная оставался Атанарих, к-рый в свою очередь под натиском гуннов перешел через Дунай на территорию Римской империи. Гунны опустошили земли Молдовы, юга Мунтении, Олтении, Баната и Кришаны. Основная масса гуннов поселилась в Ср. Подунавье, в сферу их господства входили территории Дакии и Добруджи. Своего могущества держава гуннов достигла в сер. V в. при вожде Аттиле. Но после его смерти (453) входившие в гуннскую державу гепиды во главе с королем Ардарихом захватили основные области гуннов по р. Тисе, земли Кришаны, Баната, Трансильвании и Олтении. Центром гепидов был Банат, но они контролировали и др. территории: некоторые античные авторы называют Дакию этого периода Гепидией. В то же время в этом регионе появились племена лангобардов, которые вели военные действия против гепидов ( Procop. De bello Gothico. III 33// Popa-Lisseanu. 1943. P. 87-88).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Моя жена и детвора усердно и с любовью Вам и многоуважаемой Анастасии Ивановне посылают свои поклоны, поцелуи и благожелания. И я к ним присоединяюсь тем с большим удовольствием, что – признаться – соскучился по Вам. Дим[итрий] Иванович 64 работает нашему (об.) делу усердно, а Черняховский не показывается уже месяца три: вероятно, имеет намерение бросить службу... Не сошелся с Дм[итрием] Ив[ановичем]. Удивительно, что они сами друг друга рекомендовали. Учительнице Клепиковой 65 прибавили жалования 120 р., т. что она теперь получает 240 р. из % с капитала П. А. К [расовского]. Училищ[ный] Совет (петербургский) не хочет ходатайствовать о наименовании нашей школы школой имени П. А. К [расовского] на том основании, что первые 5 000 р. израсходованы О[бще]ством... Не можете ли навести справочку, что же нам дальше делать? Мы пока возобновили ходатайство, представивши свои объяснения относительно 5 000 р. 66 С любовью, свящ. Н. Гроссу . Л. 3–4 об. 9 января 1909 г. (Л. 5) Дорогой Алексей Афанасьевич! Получили Вы мое длинное письмо с бесконечною жалобою на мое тяжелое положение в О[бще]стве? До того у меня накипело в груди, что я не выдержал и жаловался владыке митрополиту на обиды, причиняемые мне о. председателем нашим. Рассказал я владыке все, что могло так или иначе разъяснить положение дел в Обществе. Принял он меня любезно, выслушал внимательно, даже сочувственно, и все спрашивал: что же делать? Приближается время выборов, – нужно (об.) будет агитировать в пользу нового состава Совета. Чувствую, что в случае неудачи мне придется распрощаться с О[бще]ством и церковью, которым мы так много дали труда, энергии. Сейчас у нас в Академии было заседание Совета. А. В. Розов 67 подал в отставку. Отставка принята, и на освободившуюся кафедру экстра- орд[инарного] профессора] избран П. П. Кудрявцев 68 . Вслед за сим (уже в мое отсутствие) были сделаны представления о возбуждении ходатайства о возведении в сверхштатного] профессора] – меня и Четверикова 69 . После сильных дебатов (как только что повествовал Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010