И можно себе представить, какой трудной была моя жизнь в интернате, как нелегко давалось мне общение с товарищами. Наша гимназия была организована по типу старых дореволюционных классических гимназий. Главный упор в преподавании делали не на физике и математике, а на гуманитарных науках. Гимназия отличалась от соседних, чисто сербских. У нас учились не только русские, но и сербы, были сербские учителя, которые преподавали сербскую географию, сербскую историю, сербскую литературу, сербский эпос и, конечно, сербский язык. У нас сразу же установились контакты между русскими и сербскими детьми, хотя взрослые их немножко ограничивали: они боялись, что мы можем утратить нашу русскость. Но такое, конечно, про­исходило. Девушки выходили замуж за сербов, наши юноши женились на сербках. И действительно, они оказались как бы потерянными для русской эмиграции, которая бережно сохраняла традиции русской культуры в сербском окружении. В гимназии много внимания уделялось разного рода спортивным занятиям, играм, футболу. Я, десятилетний, увлёкся футболом. И мне подарили футбольный мяч. Для нашей семьи он был дороговат, так что это был очень хороший подарок. Но однажды во время игры мяч залетел в соседний двор и исчез. Я его так и не нашёл и очень переживал из-за этой потери – настолько, что вообще перестал интересоваться футболом. Всезаграничный собор РПЦЗ В Сремских Карловцах, севернее Белграда, в течение нескольких веков находилась резиденция Сербских патриархов. В 1922 году в Сербии был только митрополит, возглавлявший маленькую независимую Поместную Церковь . Недалеко от резиденции возвышается Фрушка Гора – своего рода сербский Афон. Она вся покрыта лесом и стоит на равнине с удивительно плодородной землёй, чернозёмом. На этой святой горе было свыше двадцати сербских монастырей. Они появились ещё в те далёкие времена, когда на патриаршем престоле был патриарх Арсений III Черноевич, или Црноевич по-сербски. Патриархия находилась в городе Печ, на границе с Грецией и Албанией, недалеко от Косовского поля, где в 1389 году произошла знаменитая битва между сербами и турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ I Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине (мирское имя Петрович-Негош Никола; 70-е гг. XVII в.; с. Негуши, Черногория - 4.01.1735, Будва, там же), митр. Черногорский. 1677 год как год рождения Д. обозначен на его могиле, но по др. данным, он род. ок. 1672 либо ок. 1680 г. Сын воеводы Стефана (Шчепаца) Петровича-Негоша, часто именовался с отчеством Шчепчевич. Его мать приняла монашество с именем Анна. В юном возрасте Д. ушел в Цетинский мон-рь и принял монашество. Был свидетелем разрушения обители 28 сент. 1692 г. скадарским пашой Сулейманом Бушатли. В 1697 г. Д., когда ему, по данным А. Стаматовича, было 25 лет (см.: С. 23), на черногорской скупщине избран митрополитом и правителем Черногории. Монах мон-ря Добрска-Челия, к-рый надеялся на свое избрание и был оскорблен решением скупщины, вызвал его на дуэль. Д. тяжело ранил соперника. Д. стал первым представителем династии Петровичей-Негошей , к-рая наследовала княжеский и митрополичий престолы Черногории до 1918 г. Д. до 1708 г. не признавал поставленного греками Печского патриарха Каллиника, поэтому с просьбой о хиротонии обратился к Сербскому патриарху Арсению III (Черноевичу) . В 1700 г. в венг. г. Сечуй Д. был хиротонисан во епископа патриархом Арсением III в сослужении 6 серб. епископов. В 1701-1704 гг. Д. обновил Цетинский мон-рь. В 1702 г. при освящении церкви в с. Српска (Черногория) Д. был захвачен в плен скадарским пашой Демиром. Ежедневно его заставляли носить кол, орудие возможной казни, из Подгорицы до крепости Спуж (ок. 10 км) и обратно, а по ночам вешали его под сводом городских ворот. Д. выкупили за собранные по всей Черногории 3 тыс. дукатов (в случае неуплаты выкупа его угрожали казнить). Накануне Рождества 1709 г. правосл. черногорцы по благословению Д. напали на «потурченцев» (черногорцев, принявших ислам и проводивших протур. политику) и заставляли принять крещение либо покинуть страну, оказавшие сопротивление были убиты. Эта акция (нек-рые исследователи считают, что она не была разовой) остановила процесс обращения населения в ислам.

http://pravenc.ru/text/171276.html

Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331-1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468г.). В 1453-1484гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг. Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником. В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.

http://pravoslavie.ru/40148.html

Монастыри Скадарского озера Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»). Первая обитель – Враньина – возникла в 1233г. В 14-15 веках Зетские господари Балшичи и Черноевичи на островах («горицах»), в городках, сёлах и укреплениях по скадарским берегам воздвигли многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица. Ныне в бассейне Скадарского озера находятся более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах находятся монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалёку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией находятся развалины монастыря Пречистая Краинская. В северо-западной части озера расположены монастыри Враньина и Ком. Здесь же впадает Река Черноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе т.н. Малого Блата, в местечке Каруч, находятся развалины зимнего дома Свт. Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю. К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово. Монастырь Враньина Монастырь Враньина Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро. Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.)

http://pravoslavie.ru/40148.html

Но в 1422 году они подпали под власть венецианской республики. В 1460 году, отложившись от вассальной зависимости венецианцев, они снова устроились в самостоятельное воеводство, но пользовались своею политическою свободою недолго: в 1514 году Черногория была присоединена к Турции и вошла в составь скадарского или скутарского пашалыка. Только в конце XVII века (в 1696 или 1697 г.), под предводительством владыки-митрополита Даниила Петровича Негуша, храбрые черногорские витязи отвоевали себе политическую свободу и независимость. Вскоре после этого они вступили в дружеские сношения с Россией и уже в 1711 году вместе с Петром I вели войну с Турцией, не принесшую, впрочем никакой пользы ни России, ни Черногории. Христианство черногорцы приняли вместе со всеми сербами вообще; а когда сербская церковь была объявлена автокефальною архиепископиею (в 1219 году), им дан был особый епископ, именовавшийся Зетским; а в 1346 году, когда сербская архиепископия была провозглашена патриархатом, зетский епископ был возведен в сан митрополита. Впрочем, с присоединением Черногории к Турции и с подчинением её в церковном отношении константинопольскому патриаршему престолу, зетские святители снова стали именоваться епископами. Освободившись от турецкого владычества, черногорцы объявили и свою церковь независимою от константинопольского патриарха. Неизвестно, была ли она официально признана автокефальною и со стороны священного синода константинопольского патриархата. Вернее всего, что константинопольский патриарх втихомолку примирился с совершившимся фактом. До присоединения Черногории к Турции черногорские владыки были рукополагаемы в Сербии сербскими епископами; затем-константинопольскими патриархами. Первый самостоятельный черногорский митрополит, освободитель своего отечества от турецкого владычества, Даниил Петрович Негуш, был рукоположен (в 1700 г.) в Венгрии, в Сечуе, где проживал тогда сербский патриарх Арсений IV Черноевич. Его дальнейший преемник, Петр I Петрович Негуш (1782– 1830), сменивший бездеятельного Савву Петровича (1735– 1782), хотел получить рукоположение в России, но он не был выпущен из Вены, и потому был рукоположен в Карловицах сербским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРГЕТЕГ Гргетег, жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на юж. склоне Фрушка-Горы близ г. Ириг (Воеводина). Согласно преданию, основан ок. 1471 г. деспотом Вуком Джурджевичем (Вук Огненный Змей; см. ст. Бранковичи ) в память отца Григория (Гргура). История В тур. источниках упоминается с 1619 г. В кон. XVI-XVII в. была построена церковь, 3-нефная, с полуокружной апсидой, припратой и 6-гранным кубом, перекрытым цилиндром. В кон. XVII в. был разорен и опустел. В 1691 г. имп. Свящ. Римской империи Леопольд I определил Г. с его владениями (с. Нерадин, пустоши и мельницы) местом жительства еп. Енопольского и Арадского Исаии (Джаковича) . Еп. Исаия обновил церковь, а когда в 1707 г. стал митрополитом Крушедольским, объявил Г. митрополичьим имуществом и подарил мон-рю драгоценности, оставшиеся после смерти патриарха Печского Арсения III (Черноевича) . В 1739 г., спасаясь от турок, в обитель перешли монахи из мон-ря Сланци под Белградом. В 40-60-х гг. XVIII в., при митр. Карловацком Павле (Ненадовиче) , была возведена высокая колокольня, монастырскую церковь с 4 сторон окружили братские корпуса. В этот период в мон-ре была богатая б-ка: согласно данным визитации Фрушкогорских мон-рей митр. Павлом в 1753 г., здесь хранилось 65 книг, из них 8 - древних сербских. В 1771 г., при митр. Карловацком Иоанне (Георгиевиче), вместо старой была возведена новая однонефная церковь с куполом над средней частью храма и звонницей на зап. фасаде. Иконостас для нее в стиле рококо с богатой резьбой сделали художники Я. Орфелин и Т. Крачун (1774). В 1780 г., при игум. Кирилле (Живковиче ; впосл. епископ Пакрацкий), была расписана трапезная. При пожаре 1841 г. сильно пострадал иконостас церкви, и его заменили иконостасом из колокольни (1836, работа Г. Бакаловича и Д. Джурковича, в 1901-1902 дополнен иконами У. Предича). При игум. Иларионе (Рувараце) в 1898 г. в мон-ре была освящена часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы, иконостас для к-рой в 1911 г. сделал худож. Петр Крижанич (сохр. 1 икона), а в 1899-1901 гг. весь монастырский комплекс был отреставрирован по проекту Г. Болеа. В нач. XX в. братство мон-ря насчитывало 5 чел.

http://pravenc.ru/text/166415.html

Мужской монастырь Станевичи Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Станевичи (серб. Манастир основан в XIV веке, находится на высоте 600 м над уровнем моря. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В XIV веке, при сербском деспоте Стефане Лазаревиче, его воевода Георгий Черноевич (дед Ивана Черноевича), господарь Грбаля и Светомихольской метохии, построил на месте нынешнего монастыря дворец, а неподалеку, на вершине холма Джурджевец, крепость с храмом св. Георгия. В 1714 году черногорский митрополит Данило Шчепчевич (Петрович Негош) переселился в Станевичи из разорённого тогда турками Цетинского монастыря . В 1718 году, по Пожаревацкому миру Венецианской республики и Османской империи территория адриатического Приморья с монастырями Станевичи и Подмаине официально отошла к Венеции. Митрополит Данило, совершив поездку в Россию, привёз оттуда средства на обновление Станевичей и основал там нынешний монастырь, ставший летней резиденцией и после его возвращения в Цетинье. Около 1724 года Данило I построил в Станевичах церковь Св. Троицы, а старое здание дворца Черноевича превратил в келейный корпус. Преемник митрополита Данило I, митрополит Савва Петрович, завершил строительство в монастыре и при нём он стал одним из политических и духовных центров Черногории, летней резиденцией митрополита, в которой он принимал и российских эмиссаров Степана Пучкова и Юрия Долгорукова. В 1780 году Савва Петрович основал в монастыре школу для будущих священников, которую посещал его племянник Пётр I Петрович . В 1798 года Пётр I Петрович и черногорские старшины в Станевичах представили народу первый (после сербского Законника Стефана Душана) писаный законник Черногории, который тут же был единогласно принят на народном собрании и впоследствии получил название «Законник святого Петра». Вторая часть Законника была принята в Цетинье в 1803 году. После Наполеоновских войн территория Венецианского Приморья отошла к Австрийской империи, но собственником монастыря по-прежнему оставался черногорский митрополит.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Монастырь Ораховица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ораховица — монастырь Славонской епархии Сербской православной церкви, находящийся на территории современной Хорватии, неподалеку от Вировитицы. Монастырь посвящен Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Содержание История [ править править код ] В исторических источниках монастырь неоднократно также называется Ремета. Своё имя монастырь получил по названию вершины горы Ораховица, которая ныне именуется Соколовина. Первое упоминание о монастыре датируется 1583 годом. В источниках говорится, что на этом месте была церковь в честь Святителя Николая. В 1594 году была построена новая церковь, тогда же расписанная, а в 1607 году был сделан новый иконостас. В монастыре активно переписывались и переплетались книги. В 1650 году церковь была обновлена. После разгрома турок под Веной началось освобождение Славонии, которое завершилось в 1687 году. Однако при отступлении турки оставляли за собой выжженную землю. В окрестностях монастыря были полностью уничтожены 28 сел, в 23 уцелевших осталось только 280 семей. Турки сожгли и сам монастырь, а монахов убили или увели в рабство. Спустя некоторое время в монастырь вернулись только двое выживших монахов — Исаия и Орест, которые начали его восстановление вместе с оставшейся братией разрушенных в Боснии монастырей Липле и Ступле. С 1688 года в крае началось распространение униатства. Первым на этот путь встал сремский епископ Лонгин (Райич). Распространить униатство в Ораховице пытался его брат, однако в ситуацию вмешался патриарх Арсений III Черноевич, который полностью искоренил униатство в этом районе. Дальнейшие попытки униатов проникнуть в район Ораховицы наталкивались на решительное сопротивление местных сербов. Нормальная жизнь в монастыре началась в 1705 году, когда прибыл епископ Софроний Подгоричанин. После полного вытеснения турок из Славонии началось и восстановление монастыря. В XVIII веке в монастыре жило множество монахов — 50 иеромонахов и 12 диаконов. Здесь также учили и молодых богословов. В 1757 и 1758 гг. было проведено обновление монастыря. Тогда неподалеку от монастыря жили и несколько монахинь, последняя из которых, Герасима Протич, умерла в 1839 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Орах...

У нас тоже построен небольшой храм в их честь в монастыре Рустово. И еще должен сказать, что в Охриде (Македония) была часовня, посвященная святым Царственным Страстотерпцам, которую в 1930-х годах построил святой владыка Николай Охридский и Жичский – намного раньше, чем в России произошло прославление. К сожалению, наши коммунисты после войны уничтожили часовню. Но это все-таки показывает любовь нашего народа и особое отношение к последнему русскому императору Николаю II. На личные средства русского царя Николая в Черногории сооружен храм Святого Василия Острожского, а недалеко от него стоит Царев мост, построенный в честь императора. Он собирался также возвести храм и в Цетинье, но начались войны, сначала Балканская, за ней Первая мировая, и строительство не состоялось. Мы очень любим святого царя Николая и за то, что он поддержал Сербию и Черногорию в борьбе против Германии и Австро-Венгрии, спас сербские войска от гибели. В Черногории хорошо знают и чтят русских святых, существует несколько храмов в их честь. В городе Герцег-Нови действует храм Святого Федора Ушакова, он стоит на русском кладбище, строится монастырь преподобной Матроны Московской. А в Будве уже определено место, где вскоре будет построена церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В сентябре 2013 года на острове Святого Стефана был освящен храм Святого Александра Невского. Мне очень близки слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И я очень хочу, чтобы сербы жили по этому завету. Цетинье – историческая и культурная столица Черногории, в настоящее время – административный центр одноименного муниципалитета. Здесь находятся резиденции Президента Черногории и Черногорско-Приморская Митрополия. Город расположен в горной долине у подножия горы Ловчен. Основан в 1482 г. князем Иваном Черноевичем, а в 1484 г. здесь создан монастырь, ставший резиденцией митрополитов. Арсений (Брадварович, 1883–1963) – с 1947 по 1961 гг. Митрополит Черногорско-Приморский. Управлял епархией до 1954 г., в который был арестован властями. Епархия к моменту его вступления на кафедру была полностью разорена, духовенство, в том числе предыдущий митрополит, репрессировано. В 1961 г. назначен Митрополитом Будимским.

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

Мужской монастырь Доволя Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Доволя (серб. Манастир был построен в Средние века, являлся духовным центром северной Черногории. Относится к Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Средневековый монастырь Доволя, вместе с другими монастырями этого региона, долгое время являлся духовным центром северной Черногории, и в XIX веке он был полностью разрушен в результате борьбы черногорского народа за независимость от власти Османской империи. Точных сведений о дате постройки монастыря Доволя не сохранилось. Некоторые народные сказания говорят о том, что он был возведен в Средние века для короля Милутина (1282-1321), есть и более ранняя версия, связанная с королем Владиславом (1234-1242). Однако, ученые придерживаются мнения, что монастырь был построен в XV веке. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1513 годом, когда митрополит Иоанн освободил обитель от податей и налогов. Наибольшее число исторических свидетельств о существовании монастыря приходится на XVII-XVIII века, в основном в них упоминаются ремонт церкви и странноприимного дома, а также расширение монастырских земель. Именно в этом монастыре принял монашеский постриг сербский патриарх Арсений III Черноевич . Впоследствии, в монастыре Доволя почти полтора века хранились святые мощи свт. Арсения Сремца , перенесенные сюда из Печской Патриархии , откуда позже были перенесены в монастырь Добриловина . Монастырская церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Ризница монастыря ранее содержала в себе большое количество сокровищ: редкие книги, ценные рукописи, украшения из золота и серебра, церковные облачения и иконы. Были здесь и ценные подарки от Петра II Петровича Негоша. Монастырь за свою историю несколько раз разрушали и восстанавливали вновь. В 1804 году монастырь ограбили и сожгли турецкие войска, через 10 лет монастырь был восстановлен, но в 1857 году турки вновь разрушили его. В 70-х годах XIX века монастырь Доволя отстроили заново. Окончательно разорили монастырь в 1875 году, это произошло во время восстания Герцеговины, усилиями турков он был почти стерт с лица земли, а крупный пожар 1886 года довершил уничтожение монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010