При написании образов святых новомучеников есть вопросы иконографические, касающиеся атрибутики, одежды, похожести. Непохожесть лика может стать препятствием для соединения с первообразом. Трудно молиться перед неудачным, непохожим образом. Вспомните иконы святителя Николая. Они все разные. Тем не менее мы всегда узнаем его, даже без подписи. Потому что есть понимание личности святого, которое складывалось веками. В этом смысле удачно написать нового святого – непростая задача. XVIII и XIX века с их невниманием к богословию иконы, к смыслам в отношении одежд и атрибутов оказали влияние на современное иконописание. Иконы могут быть в определенном смысле непродуманные. Категорически неудачной мне кажется, например, икона «Чернобыльский Спас». Мне не нравится ни одна из икон Богородицы «Воскрешающая Русь». Не нравится не только потому, что у нее сомнительный источник, но само решение иконы вызывает вопросы: изображена Богородица и множество храмов внизу. И совсем нет людей. Для чего эти храмы? Для кого эти храмы? Ведь главное – воскресение души человеческой. В этом смысле образ – неудачный. Просмотр. 2015 г. Изображена Богородица и множество храмов внизу. И совсем нет людей. Для кого эти храмы? Начиная со второго, третьего курса, мы в Школе даем задания на самостоятельное решение иконы. Сегодня создаются новые иконописные произведения. Вдохновение иконописцы ищут в древних образцах, а создают что-то свое, новое в графике, рисунке, цветовом строе. Я не вижу, чтобы сейчас в искусстве вообще происходило принципиальное развитие. В ХХ веке дошли до отрицания, до «Черного квадрата», до экзальтирующих перформансов. Художник, пытаясь идти к жизнеутверждающей живописи, так или иначе опирается на предыдущий опыт. И если в художнике светском или церковном идет процесс переосмысления опыта, то это все равно держит его в рамках традиций. – Вы согласитесь, что «Черный квадрат» – переворот в мировом искусстве? – Я не очень хотел бы затрагивать эту тему. Если коротко, считаю, что это, в общем, разрушение искусства. Понятно, что какие-то смыслы там есть. Но вместо того, чтобы являть прекрасное, это полотно все же работает на разрушение. Мало кто это понимает. Слишком много эмоций.

http://pravoslavie.ru/135681.html

В Киеве открылся XIX Международный фестиваль православного кино «Покров» 12.10.2021 18:58:57 КИЕВ 11 октября 2021 года в киевском «Доме кино» начались показы фильмов-участников XIX Международного фестиваля православного кино «Покров». Также большинство лент, распределенных по четырем номинациям, — «Игровое кино» (всего будет представлено два фильма), «Короткометражное игровое кино» (16 лент), «Документальное кино» (40 работ) и «Анимационное кино» (27 фильмов) — стали доступны для свободного просмотра на сайте фестиваля pokrovkino.com . «Этот кинофестиваль является одной из попыток использовать кинематограф для того, чтобы поднять уровень духовного совершенствования человека. Я желаю организаторам, участникам фестиваля, режиссерам, которые снимают духовно положительные фильмы, стараются через них помочь людям познать Бога, понять волю Божию, найти тот путь, которым человек должен идти по жизни, Божией помощи, здоровья, успехов и Божиего благословения. Пусть Господь хранит всех нас!» — отметил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в приветственном слове, опубликованном на сайте фестиваля. Тема фестиваля «Покров» в этом году — «За все благодарите!» (Фес. 5:18). «Благодарность — самое важное качество для христианина, в ней заключается суть духовной жизни. Именно благодарение выстраивает правильные отношения человека с окружающим миром», — отмечают организаторы. О том, как сохранить благодарность в своем сердце в сложные времена, будут говорить гости церемонии открытия фестиваля, которая пройдет в формате телемоста в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Трансляцию можно будет увидеть на Уоитиве-канале фестиваля «Покров», Уоитиве-канале телеканала «Спас», сайте фестиваля и странице фестиваля в Facebook. Гостями открытия станут председатель Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент, наместник Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, заместитель председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, настоятель Успенского храма в пгт Коцюбинское Киевской области протоиерей Николай Могильный, его супруга, многодетная мать, автор-публицист Виктория Могильная, народная артистка Украины Нина Матвиенко и др. Начало телемоста — в 22.00.

http://radonezh.ru/2021/10/12/v-kieve-ot...

Новости Миссионерская секция XVII Рождественских чтений носила практический характер 19.02.2009 10:13 Москва, 19 февраля, Благовест-инфо . Миссионерскую секцию XVII Рождественских чтений ее ведущий -- глава Миссионерского отдела РПЦ, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) решил посвятить, в основном, миссионерской практике. На заседании секции, которое состоялось 17 февраля в конференц-зале Политехнического музея, было представлено несколько, по выражению архиепископа, «креативных» программ и миссионерских акций, которые возникли как ответ на «существующую ситуацию». Так, ситуация с епископом Диомидом потребовала участия сотрудников Миссионерского отдела, которым Архиерейский собор 2008 г. поручил отправиться на Чукотку, чтобы на месте потрудиться над преодолением раскольнических настроений. О своем участии в событиях на Чукотке, о встречах со сторонниками епископа Диомида, об особенностях миссии в этом северном крае рассказали белгородские священники Юлиан Гоголюк и Олег Гурьянов. Клирик Белгородской епархии Димитрий Лукьянов представил слайд-фильм, рассказывающий о беспрецедентной миссионерской акции – крестном ходе вокруг всей России. С мая по декабрь 2008 г. о. Димитрий вместе с двумя сподвижниками и Державной иконой Божьей Матери прошли 35 тыс. километров на лодке по морским границам, а сухопутные рубежи объехали на автомобиле и поезде. Имея переносной антиминс и походный престол, о. Димитрий совершал литургию на протяжении всей границы России. Миссионеры посещали места, особенно на северном побережье, где люди никогда не видели православного священника. По словам о. Димитрия, он крестил в общей сложности 150 человек и теперь намерен, по мере возможности, не оставлять их своим вниманием. Будучи заядлым путешественником, священник знаком со многими альпинистами и водными туристами – он считает, что таких людей непременно надо привлекать к работе в миссионерских молодежных лагерях. Тема крестных ходов получила развитие в видеопрезентации Юрия Болдырева (Украинская Православная Церковь). Он показал фильм о Всеукраинском крестном ходе, посвященном 1020-летию Крещения Руси. Организаторы молитвенной акции плыли по Днепру и шли по всем областям Украины с мощами святых и с иконами «Чернобыльский Спас» и специально написанными иконами «Крещение Руси».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Охранники говорят, что в Чернобыль лишь дважды в год — «на гробки» и «на Илью» пропускают почти все авто. Найти Ильинскую церковь можно только через GPS или ОБС (одна бабушка сказала): церковь — древняя, построенная еще при царе Александре II, поэтому ее адрес знают все. На престольный праздник возле храма — множество автомобилей и автобусов. Людей — несколько сотен: уважаемое духовенство и много паломников из разных концов Украины. Мы приехали как раз незадолго до крестного хода. В притворе, по народному — в «бабинке» встретились с коренными чернобыльцами. Анна, Роза, Мария и группа верующих бабушек, жительницы Чернобыля: — Знамение было над церковью три года назад, у облаков. И сейчас собирается, смотрите. Это не каждый год бывает — как сияние в виде круга над куполами. Наш храм — древний, его построили еще при царе Александре II Романове, деде царя Николая II — сейчас Царственного мученика. В 2003-м, когда храм ремонтировали, именно «в бабинке» под полом и нашли бюст царя Александра, теперь он в храме. У нас также есть чудотворные иконы: древняя святого Николая Чудотворца, поруганная коммунистами, и новые — это «Чернобыльский Спас» и икона Божьей Матери «Чернобыльская». Многие исцеляются здесь, у нас. Сразу была, конечно, радиация, может, и сейчас есть. Пусть Бог дает всем, кто приезжает к нам, здоровья, чтобы дожили до наших лет. Мы едим все свое: овощи, фрукты, ловим рыбу, собираем грибы, коров держим, молочком внуков поим — все, как всегда. И, видите, ничего, живем, хотя сразу после аварии нам говорил один американский ученый, мы проживем максимум 7 лет — у всех будет рак. Никакого рака у нас нет, Слава Господу. Хотя Ильинский храм и территория, где мы стоим — это вторая зона … Живая проповедь покаяния и сила пророка Илии — в Чернобыле 30-километровая зона вокруг ЧАЭС заражена, как утверждают ученые, до сих пор. Но на территории храма во имя святого пророка Илии дозиметр показывает 5-8 микрорентген в час, тогда как в Киеве, например, этот показатель — 18 мкрн. Чернобыльцы говорят, что их вера прошла испытание огнем, их охраняет Господь, небесные молитвы ревнителя веры пророка Илии. По Святому Писанию пророк Илия был взят Господом живым на небо в вихре на огненной колеснице (4 Цар. 2,11). Пророчество утверждает, что именно пророк Илия появится снова живым перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/chernobyl-voskresnet-i...

В 1873 году здесь проездом был Александр II, возмутившийся тому, что в Чернобыле вместо храма одно лишь пепелище - храм сгорел незадолго до этого очередной раз - и на строительство нового из казны было выделено 30 тысяч рублей. Строительство велось при прямом содействии царя. 5 лет спустя в Чернобыле был установлен бюст Царю-освободителю, который впоследствии без вести пропал в советские годы. Однако, при реставрации Свято-Ильинской церкви в 2003 году он был неожиданно найден под притвором, вероятно, закопанный там прихожанами. Сейчас бюст хранится в храме и доступен для осмотра. Дважды храм хотели взорвать: первый раз местные активисты-безбожники в 20-ые годы, но им помешали верующие чернобыльцы, которые легли в храме на пол и были готовы разделить приговор вместе со своей святыней, а второй раз – в 1941 году, когда советские войска посчитали храм стратегическим объектом для врага. При отступлении церковь заминировали, но простые верующие, снова ценой собственной жизни, спасли храм, собственноручно вынеся взрывчатку. С 1994 года, по просьбе вахтовиков и работников станции, храм был открыт, и с тех пор он функционирует как приходской. В 2003 году начались работы по возрождению храма. В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения, а также во здравие выживших для храма была написана икона " Чернобыльский Спас " . По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 2001 года в храме возобновлены богослужения. На 25-летие катастрофы, в 2011 году храм посетили Президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович, где их встретили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Чернобыль расположен в 18 км юго-восточнее Чернобыльской АЭС. В настоящее время в городе проживают только работники ЧАЭС, работающие на вахтовой основе, и самосёлы. В Ильинском храме, как и в некоторых местах Чернобыля, радиационный фон в пределах нормы. В настоящее время храм функционирует как обычный приход, единственный пока в Чернобыльской зоне. На территории храма находится «колокол скорби»: каждый год в ночь аварии, в 1 час 23 минуты в него звонят, причем количество ударов равняется числу лет, прошедших с момента катастрофы.

http://sobory.ru/article/?object=51718

Автором проекта комплекса является митрофорный протоиерей отец Анатолий (Товстогон). Большая церковь Рождества Христова освящена 6 января 2001 г. к празднику Рождества Христова. Храм основан на мощах св. Феодосия Черниговского. Он сооружен методом народной стройки: без привлечения подрядной строительной организации, на средства прихожан, спонсоров, которыми выступали предприятия города и области – они предоставляли или оплачивали материалы. Больше всего помогли материалами Чернобыльская атомная станция, кирпичный завод, ЗАО " Черниговская водка " и другие предприятия. В плане церковь представляет собой большой крест размерами 27,6x20,1 м, высота доверху бане составляет около 30 м. В архитектуре храма использованы элементы древнерусской архитектуры – фронтоны, напоминающие своды Пятницкой церкви в сочетании с раскрытой в интерьер большой украинской барочным куполом. Закомары двухуступчатые и использованы на трех фасадах: западном, южном и северном. Стены храма возведены красным кирпичом и не оштукатурены. Пространственно-планировочное решение храма можно считать довольно удачным образцом современной архитектуры постмодерна. Храм имеет настенная живопись, выполненная также протоиереем отцом Анатолием. В куполе изображен Христос Пантократор, а ниже сделана объемная конструкция в виде Вифлиемский звезды, на которой изображена Новозаветная Троица. Ниже идут изображения 8-и архангелов и 3-х ангелов. На северной стене изображены пророки, которые предвещали о Рождество Христово: Моисей, Илия, Исайя и другие. На восточной стене над алтарем изображение Пантократора, Девы Марии и ангелов. На южной стене изображены Иосиф Обручник, Мария Магдалина, апостолы Петр и Павел. На западной стене – Спас Нерукотворный и ангелы, на парусах – символы евангелистов и евангелисты, ниже святители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Двоеслов. Все изображения скомпонованы в единую композицию, единое целое. Проект иконостаса храма Рождества Христова также принадлежит отцу Анатолию.

http://sobory.ru/article/?object=06324

39. Осипов Алексей Ильич, заслуженный профессор Московской духовной академии   Комиссия по организации жизни монастырей и монашества 1. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий — председатель 2. игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга — секретарь 3. митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор 4. митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры 5. митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии 6. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству 7. архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий 8. епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря 9. епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата 10. схиархимандрит Илий (Ноздрин), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни 11. архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, московского подворья Введенской Оптиной пустыни 12. архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода 13. архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 14. архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 15. архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 16. архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спас-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря 17. игумен Варлаам (Дульский), настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Архангельской епархии 18. игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря 19. игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству

http://patriarchia.ru/db/text/5303446.ht...

Верующие Днепропетровска приложились к святыням чернобыльского крестного хода 19 апреля 2006 г. 12:06 Верующие Днепропетровска торжественно встретили крестный ход с иконами «Чернобыльский Спас», Успения Божией Матери «Киево-Печерская» и образом святителя и чудотворца Николая Мирликийского из Свято-Ильинского храма города Чернобыля, посвященный 20-летию Чернобыльской катастрофы. По благословению блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира эти три святыни на яхте «Мечта» шествуют по Черному морю, Днепровскому лиману, по рекам Днепр и Припять, с целью призвать жителей Украины к покаянию и усердной молитве о здравии выживших после аварии и упокоении тех, кто отдал свои жизни во дни страшной трагедии. В Вербное воскресенье святыни прибыли в Спасо-Преображенский кафедральный собор и были поставлены в храме для поклонения верующих. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в сослужении соборного духовенства совершил в соборе Божественную литургию, за которой обратился к молящимся с проповедью: «Сегодня эти иконы, — сказал митрополит, — это напоминание нам о страшной ошибке человека, о его преступлениях. И как раз они являются теми свидетелями, которые помогут нам сегодня исцелиться от невидимой смерти, продолжающей поражать нас и наших близких. Выход из этой смертельной ситуации есть — это искреннее покаяние. Бог хочет очистить свое творение. Он хозяин на земле! Он Владыка и Господь! Он ждет от нас одного — только покаяния и признания того, что мы немощны, что мы ничто без Него. И Он ждет нас, Он ждет нашего исправления и чистого сердца для того, чтобы войти и всегда пребывать с нами!». После богослужения владыка возглавил молебен и крестный ход к Свято-Троицкому кафедральному собору. Тысячи горожан с вербными ветвями приняли участие в шествии, во время которого город осенялся святыми образами, а улицы и жители областного центра окроплялись святой водой. После крестного хода иконы были водружены в главном храме города на всю ночь для всеобщего поклонения паломников. Ночью владыка отслужил молебен о здравии и прочитал три акафиста: Страстям Христовым, Успению Божьей Матери и Святителю Николаю. После молебного пения митрополит Ириней поблагодарил организаторов акции объединение граждан «Путь православных», приход Свято-Ильинского храма города Чернобыля и «Союз Чернобыль Украина» и призвал Божие благословение на их дальнейшие труды.

http://patriarchia.ru/db/text/106171.htm...

Память ликвидаторов аварии на ЧАЭС почтили в Санкт-Петербурге апреля 2022 Память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС почтили в Санкт-Петербурге в 36-ю годовщину трагического события. В сквере у памятного знака " Жертвам радиационных аварий и техногенных катастроф " Сестрорецка 25 апреля состоялся митинг, посвященный памятной дате. В нем приняли участие глава администрации Курортного района Александр Забайкин, председатель регионального отделения союза " Чернобыль России " Василий Найда, депутаты Заксобрания, другие представители органов власти, участники ликвидации аварии и члены их семей. Заупокойную литию по погибшим и усопшим отслужил настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Гавриил (Коневиченко) . Богослужение совершалось перед иконой " Чернобыльский Спас " . Образ был принесен в дар храму от одного из ликвидаторов. Отец Гавриил приветствовал участников митинга радостным пасхальным " Христос воскресе! " " Мы свято чтим великий подвиг тех, кто при ликвидации последствий техногенной катастрофы принес жертву за други своя и за Отечество, - сказал он. - Дата трагедии обычно выпадает на пасхальные дни и радость о воскресшем Спасителе, переполняющая наши сердца, напоминает, что у Бога нет мертвых " . В День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, 26 апреля, также состоялся митинг у стелы " Воинам-победителям на все времена " у Госпиталя для ветеранов войн на Народной улице. В тот же день ветераны-чернобыльцы собрались у памятника " Жертвам радиационных аварий и катастроф " в парке на Пискаревском проспекте. После митинга была отслужена лития в соседнем храме Благовещения Пресвятой Богородицы . В ночь на 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС при его плановой остановке и проведении испытания турбореактора произошел взрыв. Авария стала не только самой крупной техногенной катастрофой в истории, но и уроком всему человечеству. Благодаря героизму ликвидаторов за несколько месяцев аварийный блок был закрыт бетонным саркофагом, а радиоактивная зона локализована. ИА " Вода живая " , 26.04.22 Поделиться Упоминания в новостях 17 февраля 2024 14 января 2024 23 августа 2023 28 февраля 2023 2 декабря 2022 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Затем были созданы мемориальный памятный комплекс в Святошино на Чернобыльской улице и мемориал на самой ЧАЭС у центрального входа в станцию. Воцерковление чернобыльского движения тесно связано с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Андреев как-то сразу проникся глубоким уважением к Предстоятелю Православной Церкви, дорожил его мнением и советами. А Блаженнейший Митрополит по-особому относился к нуждам чернобыльцев и Союза Чернобыль, я не помню, чтобы он хоть раз отказал в каких-то просьбах: как правило, сам правил чернобыльские службы, посещал зону, открывал выставки и конференции. По благословению Блаженнейшего Владимира была написана икона «Чернобыльский Спас», которой Андреев более всего дорожил как святыней всех ликвидаторов. Блаженнейший Митрополит Владимир считал, что все, нужное Богу, непременно свершится, несмотря на сложности. Стабильной, постоянной помощи или содействия никогда не было, но всегда находись люди и организации, которые помогали чернобыльским церковным стройкам. Помню забавный случай. Я был в командировке, вернулся в Киев, и в редакции мне передали от нашей дарницкой общины текст анонса события о том, что в ночь на 26 апреля Блаженнейший Митрополит Владимир с первыми лицами державы откроют мемориальную могилу героев-чернобыльцев. Там было и ее описание – гранитные стелы, колокол, мраморные плиты. Я подписал материал в пятничный номер, а на следующий день где-то после обеда заехал посмотреть на мемориал, который через два дня должны открывать. Шел снег с дожем, дул пронизывающий холодный ветер, но самое неприятное заключалось в том, что и воскресная школа, и храм и огромная стройплощадка, обнесенная забором, были закрыты, нигде не было ни души. Как не было и самого мемориала. Тогда еще не изобрели мобилок, выяснить что-то было сложно, я достучался в окошко стройвагончика до заспанного сторожа, который ничего не знал, только пожимал плечами. Мы пошли по территории, недалеко от храма увидели кучу привезенного чернозема, а на заднем дворе стройки под запорошенными снегом бетонными столбами нашли длинные гранитные плиты. Было очевидно, что для сооружения мемориала, облагораживания территории нужны не дни, а недели, и, чтобы никого не подводить, открытие следует перенести по срокам.

http://radonezh.ru/analytics/yury-andree...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010