С. Снессорева Сентябрь 1.09. Миасинская 96 Миасинская Во время гонения, воздвигнутого на св. иконы греческим императором Львом III Исавром (717–741), чудотворная икона, изображавшая Собор Пресвятой Богородицы и находившаяся в церкви Миасинского монастыря в Армении, близ города Мелетина, ввержена была в озеро. По прошествии более ста лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборство совсем прекратилось в 864 году на Востоке, эта чудотворная икона из глубины озера поднялась на поверхность воды и найдена верующими нимало не повреждённою от долговременного пребывания в воде. В воспоминание этого чудесного явления, бывшего в первый день сентября в Миасинах, установлено во всех христианских странах на востоке ежегодно совершать в этот день собрание верующих для поклонения чудотворной иконе. При этом праздновании в песнопениях своих Церковь скорбит о неистовстве иконоборства и молит Пресвятую Деву, как Небесную Предстательницу, даровать мир всей вселенной. Приводя грешников к покаянию, Пресвятая Богородица научала истинной вере рабов Своих, обличая заблуждения и открывая правильное исповедание веры. 1.09. Александрийская В сей день празднуется явление сей иконы. Время явления неизвестно. 1.09. Черниговская- Гефсиманская Черниговская- Гефсиманская Сия святая икона прославилась в 1860 году в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Она написана на полотне в прошедшем столетии и изображает верный список с чудотворной иконы Черниговской-Ильинской, но по размерам больше подлинника – в длину 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 5 верш- ков. Гефсиманская икона покрыта серебряною ризою, вызолоченною и эмалированною, с короною, украшенною драгоценными каменьями, бриллиантовым фермуаром и бриллиантового звездою. В скит икона поступила в 1842 году, за 17 лет до своего прославления в 1860 году. 2.09. Калужская Чудотворная Калужская икона находится на месте явления своего в селении Калужке Калужской губернии, а точный снимок с этой иконы – в городе Калуге, в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

13-е Св. священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского Артемон был шестнадцати лет от роду чтецом, 28 – диаконом и 33 – священником в Лаодикии Сирской (нын. Латакии). В гонение Диоклитианово мучен был в Кесарии Палестинской и обезглавлен 303 г. † Святой мученицы Фомаиды Авва Даниил, который 40 лет прожил в общежитии, потом с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне 162 , пришёл с учеником своим в Александрию, и при них случилось следующее: сын инока Окто декадского имел молодую жену Фомаиду. Отец, бывая у сына, разжигался похотью на сноху, обнимал и целовал её; та принимала эти ласки в простоте чистой души за выражение любви родительской. В одну ночь товарищи рыбаки вызвали сына-рыбака на рыбную ловлю. Отец стал приставать к снохе с явным грешным требованием. «Что с тобой, отец? Оградись знамением креста Господня и отойди», сказала Фомаида. Тот, распалившись похотью, не отходил, а приставал. Фомаида сопротивлялась твёрдо. Над кроватью сына висел меч. Схватив меч, отец стал грозить Фомаиде, что убьёт её, если не послушается его. Фомаида отвечала твёрдо: «хотя бы рассекали меня на части, никогда не соглашусь я на беззаконие». Распалённый гневом, несчастный преступник ударил Фомаиду мечом и убил. Приходят другие рыбаки звать сына и видят убийство. Отец говорит им: «ведите меня к князю, – я убийца». Авва Даниил, узнав о том, говорит ученику: «надобно с честью похоронить тело страдалицы». Он идёт в Октодекадский монастырь Александрийский; его встретил настоятель с братией. Старец сказал инокам: тело Фомаиды должно быть положено не иначе, как с отцами. Иные с ропотом отозвались: «вот велит положить тело жены вместе с отцами». Старец сказал: «эта отроковица – амма (мать) мне и вам, она умерла за чистоту». Тогда никто более не возражал старцу, и она погребена была с отцами. В одно время в скиту восстала блудная брань на брата, и он объявил о том авве Даниилу. «Иди, сказал ему старец, в Октодекадский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: «Боже, для молитв святой Фомаиды, помоги мне». Брат поступил так, как велел старец, и, возвратясь из Октодекадского монастыря, пал к ногам старца. «Бог, по молитвам твоим, избавил меня от блудной брани», говорил брат. «Не то говоришь ты; говори, как освободился ты?» сказал старец. Брат отвечал: «я сотворил только 12 поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: «прими сие благословение и иди с миром в келью свою». И я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю». Старец сказал: «благословение–дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

26-го числа Святого отца нашего Порфирия, епископа Газского Св. Порфирий был родом из Греческого города Фессалоники, родился около 346 года; имел богатых родителей, получил хорошее образование. С молодых лет чувствуя призвание к иноческой жизни, оставил на 25-м году своей жизни семью и родину, и отправился в Египет, где, поселившись в скиту на горе Нитрийской, несколько лет подвизался там под руководством великого подвижника Макария Египетского . Имел случай также пользоваться беседами блаженного Иеронима , который посещал в это время Египетские монастыри, и отчасти под влиянием их Порфирий решился отправиться в Палестину для поклонения святым местам, ознаменованным следами земной жизни Спасителя. Удовлетворив это стремление своей Боголюбивой души, он поселился в одной пустыне, в окрестностях Иордана; пять лет жил тут в пещере, проводя время в подвигах молитвы и строгого поста. В это время он тяжко заболел; для исцеления от болезни пожелал отправиться в Иерусалим, куда и прибыл с великим трудом, и поселился здесь. Не смотря на болезнь свою, Порфирий не пропускал ни одного дня, чтобы не побывать в храме Воскресения Спасителя, и неутомимо обходил места, напоминающие какое-либо из Евангельских событий; когда же не мог, по болезни, ходить, то ползал на коленах, с любовию припадая к заветной для христианина святыне... Однажды, когда он в полном расслаблении и забытье лежал у подножия Голгофы, Господь отозвался на усердие раба Своего спасительным сновидением. Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с креста и обратившегося к нему со словами: «приими это древо и храни его»... Проснувшись, он почувствовал себя здоровым; слова же Спасителя вскоре осуществились: Порфирий, давно уже обративший на себя внимание Иерусалимского патриарха подвижническою своею жизнью, был по_ священ им в сан пресвитера и поставлен хранителем Честного Древа Креста Господня, обретенного царицею Еленою. О сновидении этом, сообщенном самим Порфирием, известно от описателя жизни Порфирия – диакона Марка, который, будучи еще молодым иноком и видя труды Порфирия во время его пребывания в Иерусалиме, душевно привязался к нему и стал служить ему. – Этот же Марк, по поручению Порфирия, ездил в отечественный город его Фессалоники – для раздела между братьями Порфирия наследства, оставшегося им по смерти родителей, и часть, следуемую на долю Порфирию, привез ему в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Троице-Сергиевой лавре совершили молебен о здравии пострадавших при взрыве в Сергиевом Посаде 10.08.2023 09:11:50 СЕРГИЕВ ПОСАД 9 августа 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому о здравии пострадавших при взрыве на Загорском оптико-механическом заводе города Сергиева Посада. Молебное пение в Трапезном храме возглавил иеромонах Феодор (Силицкий). Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Сергея Сухарева. По благословению наместника Троице-Сергиевой лавры, управляющего Сергиево-Посадской епархией епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы молебны о здравии пострадавших совершили на подворьях лавры — в Гефсиманском Черниговском скиту и Воскресенском и Вознесенском подворьях, а также во всех храмах Сергиево-Посадской епархии. «В монастыре открыты и доступны жилые корпуса благотворительного паломнического дома. В случае необходимости комнаты будут предоставлены по запросу МЧС», — рассказали в пресс-службе Сергиево-Посадской епархии. Троице-Сергиева лавра оказывает помощь спасателям, пожарным и медикам на месте происшествия, обеспечивая их водой и едой. При первой возможности священники местных храмов навестят в больницах всех обратившихся за медицинской помощью. В своем обращении в связи с происшествием епископ Сергиево-Посадский Фома выразил слова поддержки всем пострадавшим и их семьям: «Дорогие братья и сестры! С глубокой скорбью узнал печальную весть о произошедшем сегодня трагическом событии на Загорском оптико-механическом заводе, потрясшем жителей нашего Сергиева Посада. В результате взрыва пострадали и получили ранения более 50 человек. Выражаю искренние слова поддержки пострадавшим и их семьям. Благодарю пожарных, медиков, спасателей и всех неравнодушных людей, которые трудятся на месте происшествия, и желаю им помощи Божией, мужества и терпения в исполнении высокого долга. Священнослужители Сергиево-Посадской епархии и насельники Троице-Сергиевой лавры молятся об исцелении пострадавших и готовы оказать пастырскую и душевную помощь всем нуждающимся.

http://radonezh.ru/2023/08/10/v-troice-s...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру В четверг 22 сентября 3 классы совершили паломническую поездку к преподобному Сергию. Сначала мы приехали в Гефсиманский Черниговский Скит, который является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавны прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова) в 1844 г.  В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов, но при большевиках был закрыт в 1928 г. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г. «Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада.  После мы побывали в самой Лавре, приложились к святыням обители, помолились у мощей Преподобного Сергия. Впечатлений от поездки очень много, вот - одно из них: Из сочинений учащихся 3 классов " Как я ездил к преподобному Сергию Радонежскому " Я очень давно хотел поехать к батюшке Сергию. И вот моя мечта сбылась. Мы всем классом собрались поехать в Троице-Сергиеву Лавру. Мы пришли на остановку, увидели автобус. Мне он так понравился! Он был чистый, красивый, удобный.   Перед путешествием мы помолились Богу, Сергию Радонежскому и Богородице – заступнице нашей. Наконец, мы поехали. Выехав из Москвы, я увидел луга…поя…леса… Нам стали рассказывать про Сергия Радонежского, потом нам стали читать Шмелева, про то, что ребята отправились в поход, как дошли до Троице-Сергиевой лавры…

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/330...

Пешком из Лавры в Иерусалим Чтобы не было, как у Лао Цзы: чем больше путешествуешь, тем меньше знаешь 5 октября, 2016 Чтобы не было, как у Лао Цзы: чем больше путешествуешь, тем меньше знаешь Куда, как и для чего ездить в паломничество? Отвечает наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин). Лао Цзы и паломничество игумен Зосима (Балин) Лао Цзы как-то сказал, что чем больше путешествуешь, тем меньше знаешь. Православная аскетика тоже предполагает, что неисходное пребывание в келлии может научить многому, а то и всему. Святая Земля была для Серафима Саровского прямо рядом с пустынькой, и у других подвижников так же. Патриарх Никон вообще построил Новый Иерусалим для русских — молитесь на здоровье! Если бы мы хоть немного были похожи на святых, вероятно, нам тоже не нужно было бы пускаться в паломничества. Но мы люди слабые и духовно незрелые, поэтому тяга к паломничеству в современном мире связана с состоянием нашей веры. А вера наша нуждается в подпитке… Первый раз в Лавру Мне было 14 лет, когда товарищ предложил совершить паломничество к святыням столицы и поклониться мощам преподобного Сергия. Это было моим первым серьезным паломничеством. Мы неделю жили в Черниговском скиту Лавры, молились, общались с братией. Навсегда останутся в памяти беседы с игуменом Борисом (Храмцовым), ныне отшедшим в «путь всея земли». Именно тогда я полюбил монашество, увидев в иноках горение Невечернего Света, делавшее их поистине “иными”. В моей судьбе то паломничество стало поворотным пунктом. Потом было много паломнических поездок, и практически все они составили тот запас светлой радости, к коему обращаешься в минуты уныния за утешительными воспоминаниями.     Пешком на Святую Землю Паломничества бывают разные… Меня очень впечатлила история нашей современницы, писательницы Наталии Сухининой. В 1990 году в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского она вышла из ворот Троице-Сергиевой Лавры по направлению к Иерусалиму и в конце XX века совершила пеший путь, каким ходили паломники времен царской России.

http://pravmir.ru/kogda-palomnichestvo-m...

Сентябрь 1 сентября Икона, именуемая Миасинской Эта икона изображает собор Пресвятой Богородицы. Она прославилась после иконоборческой ереси. Стояла сия икона в церкви Миасинского монастыря в Армении, близ города Мелетина, почему и называется Миасинской. Иконоборцы бросили её в озеро, но, по прошествию более ста лет, по прекращению иконоборства, в царствование Михаила III и Феодоры, в 864 году она появилась 1 сентября на поверхности озера, откуда была взята верующими и оказалась совершенно неповреждённой от долговременного пребывания в воде. Александрийская икона О времени явления сей иконы не сохранилось сведений. Икона, именуемая Черниговской-Гефсиманской Эта икона есть точный список Черниговской-Ильинской, коей празднуется 16 апреля. Находится она в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Прославилась сия икона в 1869 г. Первым чудом от неё было исцеление крестьянки Тульской губернии – Фёклы, более шести лет находившейся в расслаблении. Крестьянка эта отличалась благочестивой жизнью; заболев, шесть лет лежала она почти неподвижно на одном боку. Когда привезли её в скит и, внеся в церковь , поднесли к иконе, то она вдруг закричала: «Пустите меня, пустите!» В это время кости и суставы в теле её захрустели, и она почувствовала себя совершенно здоровой. От иконы затем последовало множество исцелений, особенно от умственного расстройства и беснования; много исцелений совершилось от списков с этой иконы и от масла, взятого из лампады пред ней. Икона эта написана на полотне. Она принадлежала священнику Хотькова монастыря о. Алексееву. Священник получил её от некоего монаха Троице-Сергиевой лавры и впоследствии благословил ею дочь чиновника А. Филиппову. В 1852 году Филиппова пожертвовала икону в нижнюю пещерную церковь Гефсиманского скита, сняв для себя с неё список, и украсила дорогой ризой. К чудотворной иконе притекает множество богомольцев. Молитва пред иконой, именуемой «Черниговская (Гефсиманская)» О Пресвятая Дево! Мати Христа Бога нашего. Царице Небесе и земли!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Луке (Волчкову), епископу Искитимскому и Черепановскому 10 марта 2012 г. 15:45 10 марта 2012 года за Божественной литургией в Гефсиманском Черниговском скиту Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Луки (Волчкова) во епископа Искитимского и Черепановского. По окончании Литургии Святейший Патриарх напутствовал епископа Луку на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Преосвященный епископ Лука! Премудрым Промыслом вседаровитого Бога через возложение рук Преосвященных архипастырей соделался ты ныне епископом Церкви Христовой, воспринял преизобильную благодать Духа Святого, наставляющего верных служителей Своих «на всякую истину» (Ин. 16:13). Выслушай же со вниманием и благоговением слова назидания, обращаемого в соответствии с устоявшимся обычаем к возведенному на высшую степень священства перед принятием в руки архиерейского жезла. Господь одному Ему ведомыми путями вел тебя к настоящему дню. Ныне явным становится предуготовительное значение ключевых событий твоей жизни. Ты родился, получил образование и вошел в церковную ограду на земле Подмосковья, однако принял обеты отречения от мира в Михаило-Архангельском монастыре Новосибирской епархии. Там же, в Сибирском крае, ты был посвящен сначала в диаконский, а затем и в пресвитерский сан. Тебе довелось потрудиться при строительстве нескольких храмов, быть благочинным иноческой обители, организовывать внутренний уклад, литургическую жизнь и хозяйственную деятельность монастыря. Пусть же приобретенный тобой опыт послужит прочным основанием для дальнейших усердных трудов на благо Русской Православной Церкви. Ты возрастал духовно под водительством опытного иерарха — Преосвященного Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, участвовавшего ныне в твоей архиерейской хиротонии. Постарайся же и впредь во всем быть единомысленным с ним как с главой митрополии, являя словом и делом «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2065826.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ «Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны». Литография Троице-Сергиевой лавры. 1865 г. (Частное собрание) «Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны». Литография Троице-Сергиевой лавры. 1865 г. (Частное собрание) Троице-Сергиевой лавры , в г. Сергиевом Посаде Московской обл. Основан в 1844 г. архим. прп. Антонием (Медведевым) в 3 км к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в урочище Корбуха, на юж. берегу Корбушинского пруда. Официально утвержден как скит указом имп. Николая I от 30 мая 1851 г. По преданию, устроение в Корбухе обители предсказал в кон. XVIII в. митр. Московский Платон (Левшин) . В сент. 1841 г. архим. Антоний (Медведев) предложил митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) основать здесь скит, но святитель отклонил его инициативу: рядом с Корбухой пролегала дорога, к-рая «не благоприятствовала безмолвию... особенно когда едут по ней после торга и винопития». Вскоре территорию буд. Г. с. оградили валом и рвом. В сент. 1843 г. свт. Филарет посетил Корбуху и одобрил начинание архимандрита: «Добре было бы, если бы Матерь Божия благословила быть Гефсиманскому скиту». Одновременно поводом к устроению Г. с. послужила необходимость сохранить от разрушения 2 деревянных храма из с. Подсосенье (Подсосино), один из к-рых, в честь Успения Пресв. Богородицы, по преданию, был построен в 1616-1619 гг. архим. лавры прп. Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным) . В окт. 1843 г. обе церкви были перевезены в Корбуху, где из них в янв. 1844 г. сложили Успенский храм, в к-ром установили кипарисовый иконостас. Убранство отличалось «простотой», к-рая, по словам свт. Филарета, «есть надежда скита». Он советовал архим. Антонию «не иметь в Гефсиманском ските ничего богатого... сохранить» его «в скромности и нестяжании». 28 сент. 1844 г., в день памяти прп. Кирилла и Марии Радонежских, состоялось освящение Успенской ц., во время к-рого свт. Филарет облачился в ризы прп. Сергия и митру прп. Дионисия (Зобниновского), при богослужении использовались деревянные потир и дискос прп. Сергия. К кон. 1844 г. здесь были построены покои митрополита, наместника и дом на 12 чел. братии.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским) , к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» . Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский . К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова) , Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст.

http://pravenc.ru/text/154329.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010