1449 Сосунцов Евгений Федорович (ок. 1870конец 1930-х). Окончил ДС, наст. Троицкой ц. в Казани. Член Собора 19171918 гг. по избранию как клирик Казанской епархии. До революции – монархист, затем – один из лидеров казанского обновленчества. Скончался в Крыму, куда уехал в 30-е годы по совету врачей (Обзор I. 384). 1450 Чельцов Михаил Павлович (18707.01.1931). Окончил Рязанскую ДС и КазДА (1894), препод. Калужской ДС, зав. миссионерскими курсами. 1898 – магистр богосл. 18991918 – противораскольнический миссионер в Санкт-Петербурге. 1902 – иерей. 19021918 – пом. ред. ж-ла «Миссионерское обозрение», препод. Закона Божия в ряде гимназий. 19171918 – пред. совета Всероссийского законо-учительского союза. Начиная с 1918, неоднократно арестовывался. 19181926 – проф. Петроградского богословского института, пред. Петроградского епарх. совета. 19191923 – наст. Троицкого собора в Петрограде, возглавлял действующее при соборе братство. 19241930 – прот. ц. архангела Михаила. В 1930 арестован, расстрелян (БД ПСТГУ). 1451 Дурылин Сергей Николаевич (14.09.188614.12.1954). В 1904 ушел из 5-го класса гимназии (см. его очерк: «В школьной тюрьме. (Исповедь ученика)» (1907); участвовал в рев. кружках, символистских лит. объединениях, занимался литературной деятельностью. 19121918 – секретарь Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьева . 1920 – священник ц. Николая в Кленниках, читал лекции по церковному искусству на богосл. курсах. В 1921 наст. Боголюбской часовни у Варварских ворот. В 1922 арестован; в ссылке в Кургане, Челябинске, Томске и Киржаче; находясь в ссылке, отказался от священнического служения. В 1933 г. возвратился в Москву. 1943 – д-р филологических наук, 1945 – проф. Автор многочисленных работ по литературе и театру, мемуаров (Русские писатели II. 198199; Афанасий. 703704). 1452 Никольский Владимир Александрович (годы жизни неизвестны). В 1895 окончил КазДА, канд. богосл., проф. стипендиат. 1896 – препод. Астраханской ДС. 1897 – магистр богосл. 1898 – препод. Харьковской ДС. 1899 – доц. КазДА. 1908 – экстраорд. проф. по кафедре нравственного богословия (ИС 1917. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Другим известным учеником Бердникова были профессор Томского университета Павел Александрович Прокошев (1868–?), защитивший магистерскую диссертацию «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского» (1895) и диссертацию на степень доктора церковного права «Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Постановлений Апостольских: Историко-критическое исследование из области источников церковного права». Из трудов Прокошева следует отметить также исследования «Церковное судопроизводство в период вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуалыюго права» (Казань, 1900) и «Прискиллиан и прискиллианисты» (Казань, 1900). Воспитанниками школы Бердникова были также: профессор Харьковского университета Евгений Николаевич Темниковский (1871 или 1872–1919), защитивший магистерскую диссертацию «Государственное положение религии во Франции с конца XVIII столетия в связи с общим учением об отношении нового государства к религии» (Казань, 1898); Вениамин Васильевич Колокóльцев (магистерская диссертация «Устройство управления Румынской Православной Церкви со времени ее автокефальности» (Казань, 1897)); протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1879–1931), профессор богословия гражданских инженеров (магистерская диссертация « Церковь Королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности, 1879–1896 годы» (СПб., 1899)); профессор Санкт-Петербургской академии архимандрит Михаил (Семенов) (1873–1916), «открыто называвший себя социалистом» и более известный как религиозно-социальный публицист, позднее – старообрядческий епископ (магистерская диссертация «Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви от 313 до 565 г.»; другое крупное исследование – «Очерк преобразования строя церковного управления в Константинопольском патриархате в 1858–1900 годах»); архимандрит, впоследствии архиепископ Владимир (Путята) (1869 1936 или 1941) (магистерская диссертация «Государственное положение Церкви и религии в Италии» (Казань, 1906)); Николай Павлович Руновский (1872–?) (магистерская диссертация «Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование Императора Александра II» (Казань, 1898); см. также: Сословная замкнутость белого духовенства в России//Странник. 1897; и др.); Ардалиóн Васильевич Ποпов (1878–?) (магистерская диссертация «Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву» (Казань, 1904) ); упоминавшийся Ф.А. Курганов («Устройство и управление в Церкви Королевства Греческого» (Казань, 1871)); и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же о. Феофан был арестован, то святитель предпринимал попытки вызволить его из застенков. Последний раз патриарх Сергий пытался это сделать уже в последние дни своей жизни, подав 27 октября 1943 г. заявление властям с просьбой об амнистии лицам, которых он «желал бы привлечь к церковной работе под моим ведением». К заявлению был приложен список – 24 архиерея, архимандрит Афанасий (Егоров) – видимо, келейник патриарха, и о. Феофан Адаменко . Патриарх не знал, что 25 из них были уже расстреляны. Ныне в лике новомучеников Российских есть священномученики Нижегородские Феофан и Василий – о. Василий (Феофан) Адаменко (прест. в 1937) и его помощник и преемник по руководству общиной о Василий Абоимов. В борьбе против церкви ее враги избрали (и доныне избирают!) прежде всего методы «разделяй и властвуй» и дискредитации самых насущных для церкви дел. Так возник обновленческий раскол, полностью, от начала до конца организованный большевистскими Политбюро и ЧК. Естественно, для обновленцев было важно доказать свою связь с движением церковного обновления начала века. Так и возник бытующий по сию пору миф о связи обновленцев с дореволюционным движением церковного обновления. Но ни одного члена знаменитого кружка 32х петербургских священников среди руководителей живоцерковной и обновленческой смуты не было! Например, такой видный член кружка 32х, как прот. Михаил Чельцов , автор его программы («Сущность церковного обновления»), выбранный в 1917 г. председателем Епархиального совета (тогда же избрали и митр. Петроградского Вениамина), первый раз приговоренный к смерти вместе с ним в 1922 г., был до своего расстрела в 1931 г. оплотом патриаршей церкви в Ленинграде, еще с того времени, когда верными патриарху Тихону там оставались два-три прихода. Еще один миф – о якобы предпринимавшихся обновленцами реформах в богослужении, в частности, использовании ими русского языка в нем. Историк Александр Кравецкий пишет: «Считается, что обновленцы были сторонниками перевода богослужения на русский язык и радикальных литургических реформ. Однако знакомство с официальными документами обновленцев показывает, что это миф».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

В больнице ему сказали, что его надо обрить; владыка ответил: «Делайте со мной теперь, что хотите…» В бреду он говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…» За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и теперь он может поправиться. Святитель в ответ едва слышно сказал: «Как хорошо! Теперь мы далеко от…» – и с этими словами тихо скончался. Священномученик Михаил Чельцов , пресвитер (†1930). Сохранилось свидетельство сокамерника о последних днях жизни отца Михаила: «В одну из набитых камер III корпуса дома предварительного заключения в Петрограде поздней осенью 1930 г. вводят седоватого священника в темных очках и лиловой рясе, прот. о. Михаила Чельцова … После допроса о. Михаил говорил, что следователь его предупредил, что его, бывшего «смертника», теперь, безусловно, ждет расстрел. Я был поражен, с каким спокойствием говорил маститый протоиерей о предстоящей казни: … прожита жизнь, не всегда легкая. Дети уже выросли и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем ». Приговор о расстреле был вынесен 2 января 1931 года на заседании тройки, расстрел произведен 7 января, в день Рождества Христова, в 23.30. Один из конвойных или из сторожей, присутствовавших при расстреле, потом рассказывал вдове отца Михаила: «…ну и старик был, его на смерть ведут, а он тропари Рождеству поет». Погребен священномученик, скорее всего, на Левашовской пустоши на Карельском перешейке. Священномученик Анатолий (Грисюк) , митрополит Одесский (†1938). 21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. Здоровье владыки, от природы слабое, все более ухудшалось. 23 января 1938 года митрополит Анатолий скончался. Перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, с которыми он был в тюрьме и в концлагере, – митрополит отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу.

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

Соч.: Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский//Божия Нива. 1918. 3-5. С. 37; Церковь и голод. Пг., 1922; Церковь и революция. Пг., 1922; Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви//За Христа. Пермь. 1922. 1-2. С. 22-24; Что нужно церкви?//Живая церковь. 1922. 2. С. 2-4; Что должен сделать грядущий собор?//Там же. С. 4-6; О социально-экон. вопросе с т. зр. церкви//Там же. С. 14-18; Кто пойдет путем обновления церкви?//Живая церковь. 1922. 3. С. 2-4. Ист.: Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922; Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве//ВМУ: Ист. 1989. 1. С. 54-66; Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.; Чельцов М. П. , прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг.//Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441; РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь. Лит.: Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922; Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923; Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923; он же. Церковь во время революции. Пг., 1924; Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924; Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р; Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977; Брушлинская О. Остался нераскаянным//Наука и религия. 1988. 6. С. 42-46; Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258; Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228; Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории//Нестор. 2000. 1. С. 207-231; «Обновленческий» раскол. М., 2002. Свящ. Георгий Ореханов, М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»

http://pravenc.ru/text/149989.html

Иоанн Кочуров, Царскосельский, прот., сщмч. (1917); Иоанн Кронштадтский, прав. (1908); Иоанн Сарв, прот., сщмч. (1937); Иоанн Стеблин-Каменский, иерей, сщмч. (1930); Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц. (1937); Карп Эльб, прот., сщмч. (1937); Киприан Стороженский, прп. (после 1598); Кира Оболенская, мц. (1937); Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, сщмч. (1937); Корнилий Паданский, прп. (после 1583); Ксения Петербургская, блж. (ок. 1803); Лев (Егоров), архим., прмч. (1937); Макарий Римлянин, Новгородский, прп. (XVI-XVII); Мария (Лелянова) Гатчинская, мон., прмц. (1932); Мария Николаевна, великая княжна, страст. (1918);Мартирий Зеленецкий, прп. (1603); Михаил Союзов, прот., исп. (1922); Михаил Чельцов, прот., сщмч. (1930); Никита Алмазов, протодиакон, сщмч. (1937); Николай Александрович, император Российский, страст. (1918); Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (1937); Николай Кулаков, иерей, сщмч. (1938); Николай Кулигин, прот., сщмч. (1937); Николай Орнатский, мч. (1918); Николай Покровский, прот., сщмч. (1937); Николай Розов, прот., сщмч. (1938); Николай Симо, прот., сщмч. (1931); Ольга Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Павел Брянцев, иерей, сщмч. (1938); Петр Скипетров, прот., сщмч. (1918); Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч. (1919); Серапион I, архиеп. Новгородский, свт. (1516); Серафим (Вавилов), архидиакон, прмч. (1938); Серафим Вырицкий, прп. (1949); Серафим (Чичагов), митр. Петроградский, сщмч. (1937); Сергий (Дружинин), еп. Нарвский, сщмч. (1937); Сергий и Варвара (Васса) Островские, схимонахи, прпп., родители прп. Александра Свирского (после 1474); Сергий (Шеин), архим., прмч. (1922); Симон (Шлеёв), еп. Уфимский, сщмч. (1921); Татиана Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Тихон, еп. Воронежский, Задонский, чудотворец, свт. (1783); Трифон Городецкий, Лужский, прмч. (ок. 1592); Феофил Омучский, прп. (ок. 1412); Философ Орнатский, прот., сщмч. (1918); Юрий Новицкий, мч. (1922). Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

С приветственным словом к собравшимся обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов. От имени инициаторов создания памятника участников церемонии приветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства. Первый проректор Свято-Филаретовского православного христианского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что необходимо проявить усилия для восстановления исторической памяти, но при этом следовать не столько букве, сколько духу: «Мы, в надежде следующие за Христом, должны не только оглядываться назад в прошлое, но и стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил братьев и сестер в православные братства на Руси в самые трудные времена». Анатолий Чельцов, внук священномученика протоиерея Михаила Чельцова, чье имя высечено на плитах памятника, рассказал о деде, который был настоятелем Троице-Измайловского собора и председателем епархиального совета. Он дважды приговаривался к смертной казни: по делу митрополита Вениамина, когда расстрел заменили пятью годами лагерей, и в 1931 году на Рождество Христово, когда приговор был приведен в исполнение. Место захоронения неизвестно. Пострадали от советского режима и трое сыновей священномученика. В 1935 году старший сын Павел с малолетними детьми и женой был выслан за Урал, воевал, погиб, похоронен в братской могиле в Белоруссии. Среднему сыну Семену в 1938 году, когда он был студентом, было предложено публично отречься от отца, и он отказался. Документы по его делу были обнаружены прошедшим летом: он был приговорен к десяти годам лагерей, но в 1942 годд скончался в Архангельске на лесоповале. Младший сын, Георгий, был арестован в 1945 году и приговорен к пятнадцати годам, отсидел весь срок и дождался реабилитации при жизни. Составитель «Ленинградского мартиролога» (серии книг памяти о репрессированных в советское время жителях Ленинграда), директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов отметил, что установка памятника совпала со 100-летием революции и 80-летием начала массового террора. «Левашовское кладбище — крупнейший могильник для расстрелянных: летом 1937 года здесь гуляли дети, затем одиннадцать гектаров обнесли высоким забором, и полвека никто не знал, что за ним творилось. Сейчас сюда снова пришли дети — значит, мы на верном пути, мы превращаем места ужаса в места памяти», — сказал также Анатолий Разумов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5051777...

Вице-губернатор Константин Серов отметил, что те, кого сегодня помянули, своими жизнью, подвигом противостояли злу, которое пришло на Русскую землю, и нужно извлечь урок из тех событий, избегать разделения и вражды. От имени инициаторов создания памятника участников церемонии приветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства. Первый проректор Свято-Филаретовского православного христианского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что необходимо проявить усилия для восстановления исторической памяти, но при этом следовать не столько букве, сколько духу: " Мы, в надежде следующие за Христом, должны не только оглядываться назад в прошлое, но и стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил братьев и сестер в православные братства на Руси в самые трудные времена " . Анатолий Чельцов, внук священномученика протоиерея Михаила Чельцова, чье имя высечено на плитах памятника, рассказал о деде, который был настоятелем Троице-Измайловского собора и председателем епархиального совета. Он дважды приговаривался к смертной казни, по делу митрополита Вениамина, когда расстрел заменили пятью годами лагерей, и в 1931 году на Рождество Христово, когда приговор был приведен в исполнение. Место захоронения не известно. Пострадали от советского режима и трое сыновей священномученика. В 1935 году старший сын Павел с малолетними детьми и женой был выслан за Урал, воевал, погиб, похоронен в братской могиле в Белоруссии. Среднему сыну Семену в 1938 году, когда он был студентом, было предложено публично отречься от отца, и он отказался. Документы по его делу были обнаружены прошедшим летом: он был приговорен к десяти годам лагерей, но в 1942-м скончался в Архангельске на лесоповале. Младший сын, Георгий, был арестован в 1945 году и приговорен к пятнадцати годам, отсидел весь срок и дождался реабилитации при жизни.   Составитель " Ленинградского мартиролога " , директор центра " Возвращенные имена " Анатолий Разумов отметил, что установка памятника совпала со 100-летием революции и 80-летием начала террора: " Левашовское кладбище - крупнейший могильник для расстрелянных: летом 1937 года здесь гуляли дети, затем одиннадцать гектаров обнесли высоким забором, и полвека никто не знал, что за ним творилось. Сейчас сюда снова пришли дети - значит, мы на верном пути, мы превращаем места ужаса в места памяти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=123...

Иеромонах Макарий (Чельцов) (†18 апреля/1 мая 1939) Начало своих трудов иеросхимонах Макарий полагал в Оптиной пустыни, где заведовал рухольной. После ее закрытия понес исповеднический подвиг. Вернувшись из ссылки в Архангельском крае, поселился в городе Белёве Тульской области, где вскоре скончался. Архимандрит Мартирий (Гришин) (†1/14 августа 1958) Один из последних насельников Оптиной пустыни, исповедник, благодатный старец, подвижник. Похоронен на местном кладбище в поселке Малаховка Московской области, где, видимо, проживал в последние годы жизни. Иеросхимонах Мелетий (Бармин) (†30 октября/12 ноября 1959) Иеросхимонах Мелетий был келейником архимандрита Ксенофонта (Клюкина), а затем — последним духовником Шамординской обители. Это был человек святой жизни, особый, исключительный. Он являлся последним пострижеником преподобного Амвросия Оптинского, который постриг его в 1891 году, в год своей кончины. Отец Мелетий был сильным молитвенником, отличался исключительным молчанием, был очень немногословным. Спросят его: " Батюшка, ну как жить? " , а он отвечает: " Всегда молитесь " . И все. Вокруг него царил особый благодатный мир, покой. Человек, пришедший к нему на исповедь расстроенным, умиротворялся. После разгона обители отец Мелетий жил в городе Козельске и имел духовное общение с преподобным Никоном, пока того не арестовали и не выслали. В 1930 году отец Мелетий был сослан в Архангельскую область и какое-то время провел в лагерях. После возвращения до конца дней своих жил близ разоренной Оптиной пустыни, общался и с отцом Рафаилом (Шейченко) и с другими священниками. У него продолжали окормляться шамординские сестры, которых в Козельске было очень много; люди приезжали к нему из других мест. К концу жизни он ослеп. Скончался отец Мелетий в возрасте 96 лет. Он был захоронен на городском кладбище города Козельска, а летом 2005 года останки иеросхимонаха Мелетия были перенесены в Оптину пустынь и погребены на братском кладбище монастыря. Епископ Михей (Алексеев) (†3/16 февраля 1931)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

ПЕТР Алексеевич Чельцов (1888-1972), прот., священноисп. (пам. 30 авг., в Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 651-652 ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в. - 1819), пустынножитель, прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых) 652-654 654-655 655-656 656-657 ПЕТР (Арихара Дзиро; 1931-2000), еп. Иокогамский, избранный предстоятель Японской Автономной Православной Церкви 657-660 660-661 ПЕТР (Каменский Павел Иванович; 1765-1765), архим., миссионер, начальник 10-й Русской духовной миссии в Пекине, ориенталист, гос. деятель 661-664 ПЕТР (Карпусюк Виктор Петрович;.1959-2020), схиеп. Дятловский, викарий Новогрудской и Слонимской епархии 664-665 ПЕТР (Ладыгин Потапий Трофимович, в монашестве Питирим; 1866-1957), схиеп., еп. бывш. Нижегородской слободы града Уфы «андреевского» течения Катакомбного движения 665-669 669-670 670-671 671-672 672-673 673-675 675-677 677-685 685-686 ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 686-689 689-690 ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле 690-692 ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 692-694 694-697 ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 697-698 ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 698-699 ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман

http://pravenc.ru/vol/lv.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010