Быт.17:21 Завет же мой поставлю Исааку, которого родит тебе Сарра, в сие самое время на другой год. Быт.17:22 И кончил разговор с ним и вознесся Бог от Авраама. Быт.17:23 И взял Авраам Исмаила сына своего, и всех рожденных в доме его, и всех купленных за серебро, и весь мужеский пол людей в доме Авраама, и обрезал плоть, закрывающую край их, во время дня онаго, как сказал ему Бог . Быт.17:24 Аврааму же было девяносто девять лет, когда (он) обрезал плоть, закрывающую край его. Быт.17:25 А Исмаилу сыну его лет тринадцать было, когда обрезана была плоть, закрывающая край его. Быт.17:26 Во время дня оного обрезан Авраам, и Исмаил сын его, и все мужчины дома его, и рожденные в доме, и купленные за серебро у инородных племен: (он) обрезал их. Глава 18 Быт.18:1 Явился же ему Бог у дуба Мамври, когда сидел он у двери кущи своей, в полдень. Быт.18:2 Воззрев же очами своими, увидел: и вот три мужа остановились выше его [[На таком месте, которое было выше того места, где стояла куща Авраама.]]; и видя, пошел на встречу им от двери кущи своей, и поклонился до земли. Быт.18:3 И сказал: Господи, уж если нашел я милость пред тобою, не пройди мимо слуги твоего. Быт.18:4 Пусть принесется вода, и омойте ноги ваши, и отдохните под деревом; Быт.18:5 И принесу хлеб, и вкусите, и потом пойдете (в путь ваш); Для этого уклонились (вы) к слуге вашему. И сказали: так сделай, как сказал. Быт.18:6 И поспешил Авраам в кущу к Сарре и сказал ей: поспеши и замеси три мерки лучшей муки, и сделай опресноки. Быт.18:7 И к коровам побежал Авраам, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал домочадцу, который и поспешил приготовить его. Быт.18:8 И взял масла и молока и теленка, которого приготовил, и предложил им, и ели: сам же стоял пред ними под деревом. Быт.18:9 И сказали ему: где Сарра жена твоя? Он же отвечая сказал: вот в куще. Быт.18:10 И сказал (гость): возвращаясь я зайду к тебе в это же время, час в час, и будет иметь сына Сарра, жена твоя. Сарра же слышала за дверью кущи, будучи позади (гостя). Быт.18:11 Авраам же и Сарра 6ыли стары, в преклонных летах: прекратилось у Сарры и бываемое женское.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

16 В оньже – в который (день). 17 Комуждо – каждому. 18 Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем – в греческом оригинале молитвы: ... в делание обрящемся, и готови в радость... В этом случае перевод указанного фрагмента следующий: да будем найдены (Господом) не лежащими и сонными, но бодрствующими, и (букв. поднявшимися в делании заповедей Его) усердно исполняющими заповеди Его, и готовыми (подготовленными) войти с Ним в радость и божественный чертог славы Его. Ср. Мф. 24, 42: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Рим. 13, 11–12: Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Еф. 5, 14: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ср. также тропарь 8-го гласа из Полунощницы (кроме этого он поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы): Се Жени€х гряде€т в полу€нощи, и блаже€н раб, его€же обря€щет бдя€ща, недосто€ин же па€ки, его€же обря€щет уныва€юща... 19 Идеже празднующих – где торжествующих. 20 Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную – невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица. 21 Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая – ибо ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий; ср. Ин. 1, 9: Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Молитва 6-я, того же святого Тя благослови€м 1 , вы€шний 2 Бо€же и Го€споди ми€лости, творя€щаго при€сно с на€ми вели€кая же и неизсле€дованная, сла€вная же и ужа€сная, и€хже несть числа€ 3 , пода€вшаго нам сон во упокое€ние не€мощи на€шея 4 , и ослабле€ние трудо€в многотру€дныя пло€ти 5 . Благодари€м Тя, я€ко не погуби€л еси€ нас со беззако€ньми на€шими, но человеколю€бствовал еси€ обы€чно 6 , и в неча€янии лежа€щия ны воздви€гл еси€ 7 , во е€же славосло€вити держа€ву Твою€ 8 . Те€мже 9 мо€лим безме€рную Твою€ бла€гость, просвети€ на€ша мы€сли, очеса€ 10 , и ум наш от тя€жкаго сна ле€ности возста€ви 11 : отве€рзи на€ша уста€, и испо€лни я Твоего€ хвале€ния 12 , я€ко да возмо€жем непоколе€блемо пе€ти же и испове€датися Тебе€ 13 , во всех, и от всех 14 сла€вимому Бо€гу, Безнача€льному Отцу€, со Единоро€дным Твои€м Сы€ном, и Всесвяты€м и Благи€м и Животворя€щим Твои€м Ду€хом, ны€не и при€сно и во ве€ки веко€в. Ами€нь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

11 Сия глаголах вам, да радость моя в вас будет и радость ваша исполнится. 12 Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: 13 болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. 14 Вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам: 15 не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. 16 Не вы мене избрасте, но аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да, егоже аще просите от Отца во имя мое, даст вам. 17 Сия заповедаю вам, да любите друг друга. 18 Аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде: 19 аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. 20 Поминайте слово, еже аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще мене изгнаша, и вас изженут: аще слово мое соблюдоша, и ваше соблюдут: 21 но сия вся творят вам за имя мое, яко не ведят пославшаго мя. 22 Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем: 23 ненавидяй мене, и Отца моего ненавидит: 24 аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не быша имели: ныне же и видеша, и возненавидеша мене и Отца моего: 25 но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша мя туне. 26 Егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетелствует о мне: 27 и вы же свидетелствуете, яко искони со мною есте. Глава 16 1 Сия глаголах вам, да не соблазнитеся. 2 От сонмищ ижденут вы: но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу: 3 и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни мене. 4 Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия, яко аз рех вам: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. 5 Ныне же иду к пославшему мя, и никтоже от вас вопрошает мене: камо идеши? 6 Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. 7 Но аз истину вам глаголю: уне есть вам, да аз иду: аще бо не иду аз, утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю его к вам,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

И кто не восплачет из преданных миру сему, когда увидит кончину его? Кто не возрыдает и не возопиет в болезни сердца при страшных знамениях, кои будут пред пришествием Христовым в солнце, луне и звездах? Ибо солнце, как сказано в пророчестве, обратится в тьму и луна в кровь, прежде нежели приити дню Господню великому и просвещенному (Ср. Иоил.2:31 ). Звезды бо и все украшение небесное тогда света своего не дадят; и воззрят люди на землю и се тьма жестока ( Ис.13:10; 5:30 ) – и на небо, и нигде не увидят света. И будет время скорби, яково не бысть даже до времени онаго ( Дан.12:1 ). Можем мы ныне испытать лишь то, как грустно бывает без огня во тьме, особенно одному где-либо в пустынном месте, когда такая бывает темнота, что не различить и неба от земли! Во сколько же раз печальнее будет тогда, когда уничтожится во всей вселенной всякий свет? О, тогда у всех будет сердце изнывать от скорби! Все люди сделаются, как и слепые, будет у всех недоумение и всеобщий плач; будут все только слышать голоса других, и по ним различать своих, а видеть никого не будут. Горе, горе будет тогда всем живущим на земле! Горе великое! Но и это будет только начало тем болезням, которые постигнут грешников при кончине мира. Ибо вслед за тем, как страшная мгла распространится по всей земле, поднимется великая буря, от которой восшумит море и до дна возмутится, а на суше все леса, и всякая стена, как сказано, падает – ибо произойдет тогда еще страшное землетрясение. И земля потрясется от оснований своих за ярость гнева Господня в день, в он же приидет ярость Его. И свиется небо, аки свиток, и все звезды спадут, аки листвие смоковницы. Се, крепка и жестока ярость Господня! И кто стерпит день пришествия Его? От лица гнева Его кто устоит ( Ис.13:7; 34:4; 28:2 ; Мал.3:2 ; Наум.1:6 )? Этот грозный час был в откровении показан Иоанну Богослову и потому он говорит в Писании: и видел я Ангела, который летел посреди неба... и говорил он громким голосом: убойтесь Бога, пойте Ему славу; ибо наступил час суда Его ( Откр.14:6 ). Среди всеобщего смятения и страшной бури будет еще архангельский трубный звук издаваться по всей земле. И вслед за тем, – как гласи прогласишася, по слову Писания, на поли судебном, яко близ день Господень (Иол.3:11), – явится на небесах знамение Сына человеческого, как Сам Господь возвестил, и тогда (более прежнего) восплачутся все племена земные ( Мф.24:30 ). Среди ужасной темноты вдруг явится на высоте сияющий Крест Христов, и будет это знамение предвестником скорого пришествия Господня, потому и будут все не желавшие видеть явления Его, горько рыдать, как никто никогда не рыдал на земле. И вот, сходясь в этой смертной муке, все увидят наконец и самого Господа, грядущего на облаках небесных (светлых-пресветлых), с силою и славою великою ( Мф.24:30 ), как Сам Господь возвестил о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр.3:3 ). Господь говорит, что христианам нужно вспомнить то откровение, которое получила Церковь , и поменять всю свою жизнь, посредством жизни церковной. Бог испытывает все Церкви, ведь Он смотрит, в первую очередь, на христиан, потому что для Него важнее всего они, Его дети. Для них Он бодрствует и следит, чтобы христиане не заснули. А если не будем бодрствовать, то Господь обещает прийти внезапно – как тать. Как Христос говорил, так и случилось: история христианских монархий кончилась чудовищной кровавой судорогой великих войн и революций, которые охватили всю вселенную. Но это предостережение касается не только Церкви Нового времени, но и нас: если мы не раскаемся, то Господь внезапно придет и к нам в день, в который не ожидаем, и в час, в который не думаем (Ср.: Мф.24:50 ). «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» ( Откр.3:4 ). Неправильно говорить, будто все Церкви загнивают и нет в среде их праведников. Некоторые сохранили себя в первозданной чистоте, потому что были верны Господу, хотя в сумме таких гораздо меньше, чем в предыдущую эпоху. Однако будет неверно утверждать, что происходит постепенное затухание духовности. Господь иногда гасит некоторые светильники, а другие зажигает, но Он не говорил, что XXI век будет менее благочестив, чем век XIX. Это зависит от того, кто ходит между золотыми светильниками, а не от человеческих расчетов. И эпоха в этом вопросе не играет никакой роли. Главное – это верность христиан и любовь Христа. Взаимоотношения любящего Господа и любящих христиан меняют судьбы вселенной, потому что ради них и существуют небеса и звезды. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр.3:5–6 ). Белые одежды – это знак абсолютной чистоты, великой награды, будущей славы, которую дает Господь. Они сделаны не из ткани, а из света. Господь говорит, что не изгладит имен побеждающих из Книги Жизни. А для записи в Книгу Жизни существует специальный обряд – это Таинство Крещения. 36 Но Господь может и стереть имя крестившегося из Книги, если этот человек злодействует и ходит путем нечестивцев. А имя того, кто победит, не будет стерто никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Солнце превратится в тьму и луна – в кровь» (Поил. 2:31). Да вразумятся же обратившиеся из манихеев и да не боготворят более светил, и да оставят злочестивое мнение, будто бы это солнце, которое померкнет, есть Христос. И еще выслушай, что говорит Господь: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ), потому что создания не одинакового достоинства с Владычным словом. 4. Поэтому прейдет видимое и придет ожидаемое, лучшее видимого. Но никто да не любопытствует о времени. Ибо сказано: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Не смей решительно говорить: это будет тогда-то и не предавайся также беспечному сну. Ибо сказано: «Бодрствуйте, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24, 42. 44 ). Но поскольку надлежало нам знать признаки кончины и поскольку ожидаем Христа, то, чтобы не умереть нам в обольщении и чтобы не ввел нас в заблуждение лживый антихрист, апостолы, по домостроительству подвигнутые Божественным изволением, приходят к истинному Учителю и говорят: «Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия и кончины века» ( Мф. 24:3 )?Мы ожидаем, что приидешь Ты опять, но сатана преобразуется в ангела света, поэтому предохрани нас от того, чтобы вместо Тебя не поклонились мы иному. И Господь, отверзши Божественные и блаженные уста Свои, говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (4). И вы, слушатели, как бы видя Его теперь умными очами, слышите, и вам глаголет Он тоже самое: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Всех вас призывает слово внимать сказанному. Ибо это есть не повествование о прошедшем, но пророчество о будущем, о том, что несомненно будет. И мы не от себя пророчествуем (потому что недостойны), но износим на среду сказанные и написанные признаки. Сам наблюдай, что уже исполнилось и чему остается еще исполниться и оберегай себя. 5. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят» (5). Это исполнилось отчасти. Ибо говорили это уже Симон волхв и Менандр и иные некоторые из безбожных ересеначальников; другие же скажут в наше время или и после нас. 6. Второй признак: «также услышите о войнах и о военных слухах» (6). Что же? Идет теперь или нет война у персов с римлянами в Месопотамии? Восстает или нет народ на народ и царство на царство? «И будут глады, моры и землетрясения по местам» (7). Это уже было. И еще: «и ужасные явления и великие знамения с неба» ( Лук. 21:11 ). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В следующем, третьем, стихе Возлюбленный Отрок называется Рабом Иеговы потому, что, исполняя всесвятую волю Владыки Отца, и Своей личностью и Своей деятельностью служит одной высочайшей цели – бесконечному прославлению бесконечного Господа. В силу этого Иегова говорит Своему Рабу: в Тебе Я прославлюсь». Называя Отрока Своим Рабом, Всевышний именует Его еще Израилем, самым почетным наименованием, и непосредственно прибавляет: в Тебе Я прославлюсь“. Ясно, что быть идеальнейшим Израилем значит служить высочайшему делу прославления Иеговы. В сознании новозаветного христианина выражение воспроизводит известные слова Сына Божия: прииде час, да прославится Сын человеческий» ( Ин. 12:23 ), или же другие: Отче, прииде час, прослави Сына Твоею, да и Сын Твой прославит Тя» ( Ин. 17:1 ). В четвертом стихе 152 первая половина: Аз же рекох: вотще трудихся – представляет поразительное сходство с начальными словами 21 псалма: Боже мой, Боже мой, Вскую оставил мя ecu» и восклицанием висящего на кресте Мессии-Христа: Или, или, лима савахвани? еже есть, Боже мой, Боже мой, Вскую мя ecu оставил?» ( Мф. 27:46 ). В процессе логической последовательности мыслей настоящие слова образуют как бы переходную ступень по отношению к дальнейшему стиху, где говорится о призвании ко спасению только лучшей части еврейского народа и всего языческого мира. Прямым ответом на неизбежный вопрос о судьбе остальной, притом большей, части избранного народа и служит выражение: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою“. Отсюда с несомненностью вытекает заключение, что поприщем бесплодной деятельности Раба, с точки зрения пророческого откровения, являлась жестоковыйная и вероломная часть израильского народа. Прекрасным подтверждением этой мысли могут служить: 6 стих данной главы, где, читаем: ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля», первые три стиха 53-й главы: Господи кто поверил слышанному от нас?.. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» ..., 3-й стих 3 главы пр. Малахии: И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде“ ( Мал. 3:3 ). Все приведенные цитации определенно свидетельствуют, что мысль об отвержении Мессии евреями была далеко не чужда ветхозаветному откровению 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Слышать можно, неразумные судят и о сем по-своему, говоря: с тех пор, как пророки возвещали об этом, прошла не одна тысяча лет, а кончины мира и доныне нет, потому будет ли еще?.. Что сказать на это? Одно должно быть известно нам, что небо и земля прейдут, а слова Господни не прейдут, чтобы не исполнились во всей силе. Если и не скоро они сбываются, хотя указывают на скорое исполнение, то причина одна, – что пред очами Господними и тысяча лет яко день един ( Пс.89:5 ). Пророки же предсказывали не от своего ума, но просвещаемые Божиим Духом, они возвещали то самое, чему учит и Господь наш. Те люди, которые верят откровениям Господним, всегда ожидают исполнения их, те не постыдятся, как и сказано, и мыслящие просветятся, аки светлость тверди, – и аки звезды вовек ( Дан.12:3 ). Потому Писание говорит нам: делайте дело ваше, и Господь мзду вашу во время свое ( Сир.51:38 ). Есть наследие служащим Господеви ( Ис.54:17 ), – сказал и пророк Исаия, – есть воздаяние праведным за скорби и злострадания их в веке сем. И иже приложищася ныне работати Господеви, и любити имя Его, введу их, – Господь сам говорит, – в гору святую Мою и возвеселю их в дому Моем. Се Аз творю веселие и радость людем Моим, и к сему не услышится в них глас плача, ни глас вопля; забудут бо печаль свою первую, и не внидет и на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдет на сердце их; но радость и веселие обрящут на ней ( Ис.56:6, 7; 65:16–19 ). Итак, никто пусть не говорит: суетен работаяй Богу ( Мал.3:15 ); что более, яко сохранихом повеления Его и идохом молитвенницы пред лицем Господа Вседержителя. Господь Сам о них возвещает: изберу их, им же образом избирает человек сына своего, добре работающа ему и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему. Елицы изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем места, и имя вечное дам им ( Вар.3:14, 17, 18 ; Ис.56:4, 5 ). Господь говорил ученикам своим: бодрствуйте, ибо не знаете, в которой час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого ( Мк.13:37 ; Лк.21:36 ). Вам известно, – говорил Он еще ученикам своим, – если бы знал хозяин дома, в какое время ночи придет к нему вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете придет Сын человеческий ( Мф.24:43, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

  Послание к Ефесянам, глава 4 На церковнославянском языке 7 же комýждо нáсъ дадéся благодáть по дapobáhiя Христóва. 8 глагóлетъ: воз­шéдъ на высотý, и дадé 9 А éже, чтó éсть, móчiю и прéжде въ дóлнсйшыя 10 Сшéдый, тóй éсть и воз­шéдый небéсъ, да испóлнитъ 11 И тóй дáлъ éсть ýбо апóстолы, же прорóки, же же пáстыри и 12 къ cobepшéhiю въ cлyжéhiя, въ coзuдáhie Христóва, 13 дóндеже въ co­eдuhéhie и noзháhiя Бóжiя, въ мýжа совершéн­на, въ вóзраста ucnoлhéhiя Христóва: (Еф 4:7-13) На русском языке 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» чтó означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Молитва Единство веры и познания Сына Божия, о которых говорит апостол Павел, настолько важная цель для нас, что церковный устав предполагает молитву об этом каждые три часа. На 1-м, 3-м, 6-м и 9-м часе, на повечерии и на полунощнии то есть изначально в 7 утра, 9 утра, 12 и 15 часов дня, после ужина и среди ночи. Вот эта молитва: На церковнославянском языке Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-po-bogo...

Здесь Пилат сделал последнюю попытку: «И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» ( Ин. 19:4–16 ). И затем, пока Его вели к лобному месту, пока распинали между двух разбойников, пока бросали жребий и делили одежды, пока Он вновь подвергался поношениям – исполнился час шестой и наступила тьма. 47 . Итак, пусть прекратят нечестивое упорство и веруют, что Господь Иисус Христос в третий час был распят словами иудеев, а в шестой – руками воинов. Марк же, наибольший из всех (евангелистов) сторонник краткости (изложения), пожелал только указать волю Пилата и его попытку (спасти) жизнь Иисуса. Действительно, Марк говорит (об этом) куда меньше, чем Матфей; Матфей – меньше, чем Лука; Лука же – меньше, чем Иоанн; но и Иоанн приводит далеко не все события, происшедшие у Пилата. Поэтому разумно и благочестиво веровать, что в этом промежутке прошло два с небольшим часа. 48 . Но кто-либо может сказать, что Марк, говоря о третьем часе, просто имел в виду, что он уже истек (то есть речь могла идти о любом часе после третьего). Но тогда почему бы ему не сказать, что иудеи сами пригвоздили Иисуса к кресту? Такой толкователь позволяет себе толковать слишком вольно и (как бы) предписывает законы повествования об истине. Так он мог бы говорить только в том случае, если бы сам повествовал об этом, предпочитая свое намерение намерению евангелиста Марка. Но ведь воспоминания евангелистов направлялись рукою Того, Который управляет водою, – как написано, – как Ему угодно. Итак, если эти святые и правдивые мужи написали (нечто) якобы случайное, то не следует искать здесь заблуждения или ошибки. И апостол говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» ( 2Кор. 4:3 ). И еще: «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» ( 2Кор. 2:16 ), т.е. кто способен понять, как было бы лучше. И Господь говорит о том же: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин. 9:39 ). Ведь в этом и состоит высшее богатство премудрости и познания Божия, по которому из одной и той же глины делается один сосуд для почета, а другой -для поругания; а плоти и крови говорится: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20–21 ). Так кто же познал мысль Господа, кто был Ему советником, когда Он (именно) так направил сердца вспоминающих евангелистов и в вершине здания Церкви возвел их до столь высокой степени значения, что даже и тем, что в их писаниях может показаться противоречивым, многие, преданные по справедливости похотям сердец и превратному уму, освобождаются от слепоты. В самом деле, пророк говорит Господу: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того» ( Пс. 91:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010