Потом я поняла, что для некоторых этот самый триптих — просто некий бесплатный бонус, который будет где-нибудь пылиться, как старая фотография. И семьям с 2-3 детьми 5 триптихов тоже не так уж необходимы, кто-то брал только пару штук детям. Поэтому я ввела для себя систему «взаимозачетов»: кто-то не взял — могу отдать другому. Но желающих было слишком много, и я не выдержала — попросила у своего куратора дать мне другое задание. «Иди, поешь. А если не очень устала, то подожди минут 40 — придет смена» — сказал Юра. Смотрю на часы: ого, уже 3 часа! Первая смена начинается в 7 утра. Волонтеров встречает у метро руководитель группы и отводит в храм Христа Спасителя. Восемь часов пролетели незаметно. Восемь часов на ногах. Время здесь течет иначе. Пришло подкрепление, и утренняя смена поднимается в лифте наверх. По дороге парень, который направлял народ словами: «Проходите, пожалуйста, берите подарки!», признается, что совсем «зарапортовался»: — Хотел сказать: «Слава Богу!», а получилось — «Проходи, Господи!» В «волонтерской» веселый гам — первая смена общается с вновь прибывшими. Кто-то давно знаком, да и с незнакомыми людьми разговор завязывается на удивление легко. Нас кормят гречневой кашей с мясом, есть чай. Потом ведут приложиться к святыне. Я еще долго не могу уйти. Выясняется, что это присуще всем волонтерам. Поработал, устал, но уйти невозможно. Чем больше работаешь, тем больше сил. Наконец выхожу их храма. По дороге непрестанно раздается «С Праздником! С Рождеством!» В дверях немного мешкаюсь — впереди меня довольно медленно идет мужчина на костылях. Сначала я приняла его за ребенка, но когда предложила помощь, увидела серьезное лицо человека, прожившего долгую жизнь. От помощи он отказался, а по дороге мы разговорились. — Неужели вы всю очередь стояли? — Да нет, для инвалидов 1-й группы отдельная очередь . Так, часа 2 шел. Я же медленно... — Тяжело? — Тяжело было, когда не понимал, что так и должно быть. А как поверил, ощутил Божию помощь, сразу стало легко. Когда вся жизнь — одно мгновение, что значат 2 часа?

http://pravoslavie.ru/67721.html

Прибегоша же послании в царствующии град Москву от царя Шихалея и приидоша в полату пред царя Ивана Васильевича. И, падше, поклонишася ему и поставиша пред него златый ларец. Царь же роспечатав ларец и отверзе его и пойде с ним в ложницу 40 свою з дядею своим Никитой Ивановичем Романовым. И изем образ писанный, его же Шихалей-царь прислав из Златые Орды, царевны Марии Теврюговны. И удивися доброте ея и лепоте лица ея. И рече дяде своему Никите Ивановичу: «Видиши ли лепоту и доброту сию пресветлую? В выборе у меня велможских детей – благообразных дев больше 100 было, а ни одна не судит 41 половиною сицевыя красоты и доброты, никоторая из них не судит!» Посем разогнув ширинку и виде в ней вещи зело мудры и дивны. И удивися зело сицевому премудрому делу царь и, на многия часы розмышляя, в недоумении велицем бе камению драгому и жемчугу крупному. И повеле изнести из сокровищ своих драгия своя вещи и камения многоценныя и повеле с ними сложити – и не обретеся не един противу присланных, еже царь Шихалей присла из Астракани 42 . И посем царю Ивану Васильевичу в похотение приде, еже пояти за себе великую государыню Марию Теврюговну. И посла по митрополита Филиппа всея Росии, да приидет к нему в полату. Митрополит же Филипп скоро прииде к нему. И советовав с ним царь много, и поведа хотение свое, рече: «Благослови мя, честный отче». Митрополит же повеле по воле его быти и благослови его честный крестом маия в 7 день в 3 час дни 43 . Царь же митрополиту великии духовный праздник сотвори и угости, и дары великия даде, и с честию его проводи в патриархию его. И скоро повеле воеводам своим и князем пред собою стати. И избра от них 12 и воинства 24 тысящи московских стрельцов 44 и девиц благообразных 24, и жен велможских 30, и княгинь, и вдов избра 50. Воеводам же даде одеяние злато и девицам, и вдовам, и женам летники 45 златыя, и всему воинству одеяние цветное, и просто реши – всех наряди в золоте. И посла их к Шихалею, царю касимовскому, в Астракань в самый день аггела своего мая в 8 день на память святаго апостола Иоанна Феолога 46 . И твердо им заповеда, да в 6 недель от Москвы станут в Астракани. На Коломне же стругов взять повеле 120, уготованы бо быша повелением царевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы...» «И ныне» Богородичен часа: «Что Тя наречем...» После Богородична тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». «Стопы моя...» «Да исполнятся...» (без пения). По Трисвятом кондак Триоди и прочее по обычаю. Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует...» (святые храма и рядовой не поминаются). 1 Часы и литургия. Часы 3-й, 6-й и 9-й 2 обычные, простые, без кафизм. Тропарь: «Егда славнии...» Кондак: «Хлеб прием...» Изобразительны поскору, без пения. По «Отче наш» кондак: «Хлеб прием...» «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...» и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» Литургия святителя Василия Великого начинается вечерней . Возглас: «Благословено Царство...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш...» «Царю Небесный» и прочее обычного начала. Псалом 103-й. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 2. Стихиры на «Господи, воззвах» на 10. «Слава, и ныне», глас 6: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...» Вход с Евангелием. «Свете тихий...» «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость, вонмем». Чтец: Прокимен, глас 1: «Изми мя, Господи, от человека лукава и мужа неправедна избави мя». После прокимна царские врата закрываются. Читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7: «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя», 2-я паримия и 3-я. После 3-й паримни открываются царские врата. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси. Боже наш...» Трисвятое. «Вонмем». «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Священник: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 7: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Апостол к Коринф., зач. 149-е. «Аллилуиа». Евангелие от Матф., зач. 107-е: «Весте, яко по двою дню Пасха будет...» Далее по чину литургия свт. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Объясн. Слова эти не опровергают богослужения православной Церкви, так как во всякой из служб церковных непременно бывает хвала Богу: песнопение, плод уст, назидание и утешение. Здесь не говорится о том, что богослужение должно состоять из одних песнопений и что обряды не нужны. Согласно наставлению и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах, или храмах. Лк.24:53 ; Деян.16:13:20, 20:7–8 , где всё должно быть по чину: 1Кор.14:40 . Еф.5:19 . «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Объясн. Здесь указание на древний обычай христиан в своих собраниях (храмах) воспевать духовные песни Богу: 1Кор.14:26 . Во всякой из служб православной Церкви непременно бывает хвала Богу, песнопением, назидательным чтением и др., причём, согласно наставлению и примеру святых апостолов, православные христиане для богослужения собираются в определённых местах – храмах: Лк.24:53 ; Деян.16:13:20:7 , в известные часы: Деян.3:1 , во главе с предстоятелями: 1Фес.5:12 ; где всё должно быть по чину и благообразно: 1Кор.14:40 . Молитвенных подвигов Бог требует Ин.5:41 . «Не принимаю славы от человеков»... Объясн. Здесь слава понимается в смысле достоинства – сидение одесную Отца: Пс.109:1 ; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она даётся только от Бога: Флп.2:9–10 . Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18 ; 1Кор.10:30–31:6:20 ; Кол.3:17 ; 1Фес.5:17 . Пс.49:14:50:19 . «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои... Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Объясн. Православные христиане верят, что искреннюю и истинную молитву Господь услышит, как бы она ни была выражена, тихо или громко, устами или умом; и следует припомнить иерихонского слепца и друг., громко взывавших к Богу, и, кроме того, Сам Спаситель с апостолами дали пример молитву сопровождать пением: Мф.26:30 , и чтением Слова Божия: Кол.4:16 , а потому как угодно Богу исполнение обетов, наблюдение за путём своим, дух и сердце сокрушённое, так угодны Ему и чистосердечные, громкие богослужебные молитвы: Пс.150:4–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Я помню, как однажды узнал, что владыка приходит в часовню, где по утрам молятся семинаристы, чтобы помолиться вместе с ними. Думаю, он хотел таким образом сделать им сюрприз. Было 6 часов утра. Он вошел и тут же вышел обратно, потому что там никого не было. Все еще спали. Я видел, как он был грустен: ведь предполагается, что семинаристы молятся в часовне, а потом идут на литургию. А они все еще оставались в постелях и даже не подозревали, что митрополит приходил помолиться с ними. Но он ничего никому не сказал – я просто лично был свидетелем этой ситуации совершенно случайно. И могу предположить, что он часто приходил в часовню. Бывали ситуации, как эта, когда владыка огорчался. Но я ни разу не видел, чтобы он кого-то наказывал. Обычно, когда между семинаристами или монахами происходили какие-то разногласия, владыка просто смотрел на них с большой горечью и продолжал молиться по четкам. Только однажды я помню, как он потребовал от одного из монахов извиниться перед семинаристом. Этот священник довольно жестко обошелся с учащимся в алтаре, и владыка очень тихо сказал: «Отец, ты должен попросить прощения». Очень многому я научился, когда одновременно занимался в семинарии и готовился стать иеродиаконом, а потом иеромонахом. Признаться, для меня это был физически очень непростой период: 40 дней подряд я ежедневно вел богослужения. А потом – еще 40 дней. Представьте себе – мне нужно было каждый раз в 3 часа ночи приходить в церковь, чтобы совершить свои молитвы и прочитать десятки и десятки помянников. Потом мы начинали полунощницу, литии по усопшим, затем – часы, после чего была литургия. По окончании литургии все семинаристы немедленно отправлялись в трапезную на завтрак. Это было около 7:15 утра. Но поскольку я был единственным священником, мне нужно было потребить Святые Дары, все поставить на место и убраться в церкви. Я завершал все это часов в 8, когда в трапезной уже ничего не оставалось. Мне приходилось немедленно бежать в семинарию, где уже начинались занятия. Я постоянно туда опаздывал минут на 10–15.

http://pravoslavie.ru/152479.html

без конца; конец последования ко Святому Причащению (264–268); 43) молитвы по Святом Причащении (269–271 об.); 44) подобает ведати яко преж канона причастного и молитв поются часы и на часех от кануна «Блаженна», апостольское и евангельское чтения (271 об.–273); 45) краткие святцы, текст обрывается на первых числах августа (273–276). 862. Требник , в четвертку, без начала и конца, 184 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Нет нескольких листов между листами: 141 и 142, 147 и 148, 153 и 154. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 59, 119, 143. На полях внизу листов 1–7 приписки скорописью: 1) «Сия книга Требник церкви Николая чудотворца что в Зыкове», 2) «Писал грешный Иван Клементиев лета 7122 (1614)». Состав: 1) чин малаго пострижения, без начала (1–7), 2) чин на пострижение черницкое вели образа ангельского (7 об.–23 об.), 3) последование о усопших иноких (24–55), 4) чин на погребение мирским человеком (55 об.–71), 5) последование святаго масла, творение святаго Арсения (71 об.–119), 6) последование Просвещениа Святаго Богоявления (119 об.–130); 7) последование освящения воде в 1 (день) августа месяца (130 об.–141 об.), без конца; молитвы: 8) храму в нем же дитя роди (142– 143), та же, что в 867 на 99–100 лл.; 9) младенцу в 8-й день (143–145), , что в 868 на л. 194 об.; 10) жене по дитяте (145–146), те же две, что в 868 на лл. 195 и 195 об.–196; 11) дитяте по 40 день (146–147), две: а) первая – та же, что в 868 на лл. 196–196 об.; б) вторая: «Боже, Отче, вседержителю проповедавый нам всегласным пророком Исаием единочадаго Сына твоего и Бога нашего»; 12) над оглашенным, без конца (147 об. и, та же, что в 867 на лл. 103 об.–104; 13) конец чина венчания (148–152); како подобает благословити двоеженца или треженца (149); молитва благословити царя и князя (149 об.–150 об.); сице молвити тропари князю младому (150 об.–151); молитва венчальная после октении великиа понеже в ряду не писана (151–152). Начало: «Боже вечный всего созданиа содетелю»; 14) чин Причастие в борзе дати (152 об.–153 об.); 15) чин исповеди, без начала (154–175 об.); 16) последование Святыя Пятидесятница, свершаемо в неделю Святого Духа, с коленопреклонными молитвами (175 об.–184); третья молитва без конца. 863. Требник , в четвертку, 119 лл., без конца, полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с кожею переплете, разбит. Нет нескольких листов между листами: 8 и 9, 33 и 34, 41 и 42, 49 и 50, 82 и 83, 89 и 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 17 Телефоны: +7 (909) 620-40-94 Электронная почта: voskresgost@gmail.com Сайт: Дом паломника Паломническая гостиница при Михаило-Архангельском храме, г. Сергиев Посад Православная гостиница в г. Сергиев Посад находится в церковно-приходском доме, примыкающем к зданию храма Архангела Михаила. Храм и гостиница располагаются в десяти-пятнадцати минутах ходьбы от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приход храма Архангела Михаила оказывает паломникам услуги гостеприимства, основываясь на том, что православное паломничество является составной частью духовной деятельности Русской Православной Церкви. Гостиница предназначена для проживания православных паломников, прибывающих в Сергиев Посад. В ней могут остановиться все, кто желает поклониться святыням Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и получить духовное окормление у насельников этой древней обители. В гостинице имеются десять комнат, рассчитанных на тридцать пять мест. Величина пожертвования за проживание не велика. Есть трапезная и душевые. Туалеты в коридоре. Каждому паломнику выдается свежее постельное белье и полотенце. Прием паломников осуществляется до 23 часов. Адрес: Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Березовый пер., 21. Телефоны: +7 (496) 540-25-49. Электронная почта: kellia@kellia.orthodoxy.ru Сайт: Гостиница для паломников при храме Архангела Михаила г. Сергиев Посад Паломническая гостиница при Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, г. Дзержинский Паломническая гостиница Николо-Угрешского монастыря с радостью встретит всех прибывающих на Угрешу путешественников. Гостиница единовременно готова принять 120 паломников. Адрес: Россия, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д.1 Телефоны: +7 (926) 693-88-02 Сайт: Паломническая гостиница при Николо-Угрешском мужском монастыре Паломническая гостиница при Свято-Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре, г. Видное Монастырь предлагает паломникам уютное размещение в гостинице паломнического корпуса. В паломническом корпусе есть многоместные и двухместные кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Часы заезда с 10:00, а выезда до 12:00. Обед отдельно по желанию. Для проживающих есть бесплатная парковка для автотранспорта на территории монастыря. Группы паломников принимаются по предварительной договоренности.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Подготовка к параду велась в сжатые сроки. Оркестр пришлось собирать «с бору по сосенке» и репетировать в условиях секретности. О самом параде военным объявили накануне в 23-00, а представителям трудящихся и того позднее — в 5-00. В параде участвовало 28 467 человек, в том числе: 19 044 пехотинцев, 546 кавалеристов; 732 стрелка и пулеметчика , 2165 артиллеристов, 450 танкистов, 5520 ополченцев (20 батальонов). В параде на Красной площади участвовало 16 тачанок, вооружение и военная техника были представлены 296 пулеметами, 18 минометами, 12 зенитными пулеметами, 12 малокалиберными и 128 орудиями средней и большой мощности, 160 танками (70 БТ-7, 48 Т-60, 40 Т-34, 2 КВ). В воздушном параде предполагалось и участие 300 самолетов. Однако из-за сильного снегопада и пурги воздушный парад был отменен. Парад начался ровно в 8:00 7 ноября. Вот как описывала его начало газета «Вечерняя Москва: «Часы Спасской башни гулко бросили на площадь восемь ударов. — Парад, смирно! Из ворот Спасской башни на добром, горячем коне выезжает заместитель народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Союза тов. Буденный. Навстречу ему скачет командующий парадом генерал-лейтенант тов. Артемьев. Приняв рапорт, тов. Буденный в сопровождении генерал-лейтенанта объехал войска, выстроенные к параду, и поздоровался с ними. Бодрым «ура» отвечали бойцы на приветствие Маршала Советского Союза. Закончив объезд, товарищ Буденный подъехал к Мавзолею, легко соскочил с коня и поднялся на трибуну. Оркестр подал сигнал «Слушайте все!» На Красной площади воцарилась полная тишина, и с короткой речью к войскам и народу страны обратился Председатель ГКО, Верховный Главнокомандующий и нарком обороны СССР И.В. Сталин». В речи Сталина следует выделить два момента. Первое — то, что он, поздравляя с революционным праздником, использовал революционную риторику по самому минимуму и свел всю гражданскую войну к победе над интервентами. И напротив, напомнил о великих именах русской истории великокняжеского и царского периода, которые осмеивались и оплевывались в 1920-е и в начале 1930-х годов: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Здесь трудно не увидеть пересечения с обращением патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: «Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину». Те русские православные люди, которые слушали парад или читали о нем, особенно глубоко переживали восстановление патриотизма и произнесение святых имен русских вождей главой государства. Весть о параде в осаждённой Москве быстро облетела буквально весь мир.

http://pravoslavie.ru/98433.html

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (с 18 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симеону Псково-Печерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3103686.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софии, кн. Слуцкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3481130.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/440 ). 3 При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010