Апостол Иоанн Богослов так описал этот вечный День: 22-й стих: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» – то есть реален будет только Бог и то, что в Нем и с Ним. 23-й стих: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» – то есть только причастные свету Христову смогут войти в этот таинственный, никогда не прекращающийся 8-й День. 24-й стих: «Спасенные народы будут ходить во свете его…» – то есть представители самых разных наций наполнят Новый Иерусалим – город, сходящий с Неба, как описывает его апостол Иоанн Богослов ( Откр.21:22–24 ). И далее апостол Иоанн, так описывает сие чудное место: 25-стих: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» – то есть это будет невечерняя слава вечного Дня. И далее: 26-й стих: «И принесут в него славу и честь народов» – то есть каждая поместная церковь украсит своим национальным колоритом индивидуальности и святости, этот удивительный Город ( Откр.21:25–26 ). Но вернемся к апостолам, которых Господь Иисус Христос возводит на Фаворскую гору. Во 2-й части 1-го стиха 17-й главы Евангелия от Матфея мы читаем: Мф.17:1 . «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних». Здесь возникает вопрос: почему Сын Божий желает преобразиться перед таким малым числом людей. Ответ очевиден: толпа именно нравственно не способна пребывать в богообщении. О явлении Бога на Синае сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх.20:18–19 ). То есть грех и святость есть понятия, не только не соединимые, но и не могущие пребывать хотя бы в некоем общении. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «На высокую гору возводит их, показывая, что кто не возвысится, тот не достоин таковых созерцаний. Делает это Христос особенно потому, что Он имел обыкновение величайшие Свои чудеса совершать втайне, чтобы, видимый многими, как Бог , не считался ими человеком, как привидение» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В день памяти святого пророка Илии в храмах Москвы пройдут архиерейские богослужения 31 июля 2009 г. 13:15 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в московских храмах в честь святого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоятся архиерейские богослужения. В храме пророка Илии в Обыденском переулке богослужение возглавит архиепископ Истринский Арсений . В храме пророка Илии на Новгородском подворье богослужение возглавит епископ Красногорский Савва . В храм пророка Илии в Черкизове богослужение возглавит епископ Дмитровский Александр . Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с Ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707898.htm...

В исступлении ужаса они и не заметили, как подошол к ним Иисус и говорит: встаньте, не бойтесь. Подняв очи, теперь они ничего уже не увидели, что минуту тому назад видели. Ясно ли, что хочет сказать неверие таким не обяснением, а затемнением светлого преображения Господня? Не было ль оно совершенно естественным происшествием? Возможно ли, чтобы действительно являлись из загробного мира Моисей и Илия? Возможен ли, был ли действительно этот громовый глас Отца небесного, из обыкновенного облака? Кто видел это видение? Не был ли видевший в состоянии самообмана? Кто свидетельствует о событии, очевидец ли? Вообще достоверный ли свидетель? Чувствуете ли вы, что в этих суемудрых пререканиях заключается вся сила возражений, какие только делаются суемудрием неверия против действительности евангельской истории в ее таинственной стороне? К душевному нашему упокоению и отраде, в событии преображения, в способе исторической передачи его потомству, мы имеем поразительнейшее доказательство действительности как самого преображения, таинственнейшего в евангельской истории события так и всей евангельской истории. Вы слышали сегодня на литургии апостольское чтение. Оно имеет своим предметом именно событие преображения Господня. Кто свидетельствует об этом событии? Святый первоверховный апостол Петр. От других ли он слышал о событии, или сам был очевидцем? Если слышал от других, то опять от очевидцев ли, от верных ли свидетелей? Не был ли этот слух не более как басней, и басней хитросплетенной в известных видах убеждения других во лжи? Вы слышали, что св. апостол Петр отвечает именно на эти вопросы. Мы возвестили вам, – пишет он, – силу и пришествие Господа нашего, не хитросплетенным 6асням последуя, но сами быв очевидцами Его величия. Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. И сей глас, принесшийся с небес, мы сами слышали будучи с Ним, Господом Иисусом, на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). И так сам св. апостол Петр видел преображение Господне, сам слышал глас Бога Отца, сам был на святой горе преображения с преобразившимся Господом, о чем сам же и свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В Послании есть единственное внеевангельское свидетельство о Преображении: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Пет.1:16-18 ). Призывая к святости и благочестию, ап. Петр ожидает новый миропорядок: «…нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). От нас зависит ускорить молитвой и усилием жизни «скорее быти желающим» ( 2Пет.3:12 ) наступления этого нового порядка. Из напряженности эсхатологического ожидания вытекает призыв к нравственной жизни: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» ( 2Пет.3:14 ). Из дальнейшего следует подтверждение учения апостола Павла, а также авторитетность и начало канонизации его Посланий. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех Посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:15-16 ). Неудобовразумительное – не значит неправильное, но требуещее правильного толкования. Послания Иоанна Автор 3х Посланий – известный апостол и евангелист Иоанн Богослов. Этого апостола называют апостолом любви, и не только потому, что тема любви доминирует в его священных произведениях, но и потому, что этим Божественным качеством пропитана вся его жизнь. Вот один характерный пример из его жития. «О последующей деятельности апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в Церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марий, дак человека, живущего с ними в мере. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился и отдыхал, и спал, и страшился, - и проливал пот, что было несвойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволи Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде воскресения Своего, для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцом и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы Его белы, как снег. Итак, для того Господь преобразился пред учениками Своими, чтобы показать им, как хочет придти Он в день последний, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, и чтобы уверить, что Он есть воистину Сын Божий и Бог. Но, братие, Своим преображением не показал ли Господь и Апостолам, и всем нам еще и то, что истинное счастье - блаженство наше не на земли, а на небе, и что все, мы призваны к наследию не земного, а небесного царства? Конечно, так! ибо на это отчасти указывают и Моисей и Илия, явившиеся во славе, а с другой стороны и св. апостол Павел, который говорит, что уничиженное тело наше Господь преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Наше житие на небесех есть, учит он, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Фил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Во время чинопоследования наречения ты просил меня и собратьев-архиереев вознести молитвы ко Господу, дабы Он помог тебе до последнего издыхания не ослабевать в святой ревности о спасении драгоценных душ человеческих . Сказанное тогда свершилось днесь: не только Патриарх, архипастыри и пастыри, но и все люди, во множестве собравшиеся под сенью сего величественного Преображенского собора, усердно молились о тебе в священный и трепетный момент епископской хиротонии, чтобы Господь сотворил тебя, явленного строителя архиерейской благодати, Своим подражателем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии). Верим, что Всемогущий Бог приклонил Свою милость, и ты принял необходимые для предстоящего служения дары. Но помни завет Спасителя, обращенный к Его ученикам и апостолам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Что же предстоит тебе совершить, дабы оправдать высокое доверие Церкви и по завершении земной жизни, представ непостыдно Престолу Царя славы, принять великую мзду , которую Бог уготовил любящим Его и пострадавшим за проповедь Евангелия ? (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии). «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» , — гласит 39-е Апостольское правило. Ты как архиерей и преемник апостолов призван и поставлен Богом на служение управления и учительства, а посему должен быть блюстителем чистоты веры и соборных постановлений, хранителем церковного единства и отеческих преданий, усердным молитвенником и благоговейным совершителем Таинств. Исполнение этой великой миссии связано с символами иерархического положения, со знаками особого почета и уважения. Однако тебе всегда следует помнить о том, что сущностью архиерейства являются не честь, не слава, не внешние атрибуты власти, но каждодневный труд и терпеливое несение креста в подражание Подвигоположнику и Основателю Церкви, Который «не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

http://patriarchia.ru/db/text/2420328.ht...

Вольное страдание Господа и Его крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право без оскорбления правосудия подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью. Событие смерти и страданий Спасителя стоит в центре христианской религии и всей мировой истории, в ходе которой развивалось домостроительство Божие о нашем спасении. Событие это настолько велико и всеобъемлюще по своему значению, что мы не можем понять и оценить его во всем объёме, особенно с его мистической стороны. Как говорит святитель Григорий Богослов , эту жертву «приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим. Таковы дела Христовы; а большее да почтено будет молчанием» (Творения святителя Григория Богослова . Книга V. Слово 45, на святую Пасху). Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением той же Голгофской жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинственно участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов и жизнь вечная. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – говорит Господь, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:54–57 ). Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом через вкушение Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви, глава которой – Христос, а тело – вся сумма верующих, объединенных единством веры, таинств, учения и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Вот, возлюбленные братья и сестры, о чем я хотел в сегодняшний день вам сказать. Хотел побудить к тому, чтобы каждый из вас посмотрел вглубь своего сердца и определил, какова у него почва для Божественного слова: пригодная или, быть может, каменистая или тернистая? У каждого из вас есть совесть, пусть она вам подскажет. Но только не думайте, что если ваша душевная почва каменистая, тернистая или придорожная, то она уже неизменяема! Нет, и камень можно раздробить, и терние выдернуть, и удобрить, сделать пригодной почву… Все можно изменить слезами покаяния и надеждой на Промысел Божий. Тогда и в нас произрастет семя и принесет добрые плоды. Имеющий же добрую почву — пусть хранит ее и воспринимает слово Божие, чтобы оно принесло плод если не в 100, если не в 60, то хотя бы в 30 крат. Итак, возлюбленные братья и сестры, положим благое начало в преображении своей души и да восшествуем спасительным путем, не ослабевая, ибо с нами Господь, и Ему подобает честь и слава во веки веков. Аминь. О пропасти Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В притче о богатом и Лазаре мы слышали, возлюбленные братья и сестры, что между раем и адом существует пропасть, так что «хотящие перейти» не могут этого сделать, по слову Господа. Либо рай, либо ад — вот два пристанища человеческие после его смерти. Куда же определит нас Господь по кончине нашей? Допустит ли в селения вечного блаженства или низвергнет во тьму кромешную, где вечный плач и скрежет зубовный? Либо рай — либо ад. Вот, возлюбленные чада мои, и весь наш выбор. Я не оговорился, сказав, что выбор предстоит сделать нам самим. Именно мы, своим волеизъявлением избираем себе вечное пристанище. Мы сами вершим над собой грядущий суд Господень еще здесь, на земле — либо созидая в своей душе райское блаженство, либо собирая горячие уголья грехов для мук адовых. Представ перед нелицеприятным Судией и Господом Иисусом Христом по кончине нашей мы услышим лишь подтверждение нашего выбора: рай — или ад. Спасение — или погибель. И услышав непреложный суд Божий над нами, мы уже никогда не сумеем изменить нашей судьбы. Ибо спасение наше происходит лишь в искреннем, нелицемерном раскаянии. А за гробом нет покаяния. Потому-то и существует непроходимая пропасть между раем и адом.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Вот пришла сюда старица с шестью юношами, которых я прежде видел, и, став позади меня, слушала, как я молился и исповедал Богу грехи свои. И, коснувшись меня, она сказала: «Перестань молиться только о грехах своих, молись и о правде, чтобы часть из нее получил ты для дома своего». Подняв меня с места и взяв за руку, она привела меня к скамейке и сказала тем юношам: «Идите и стройте». По отходе юношей, когда мы остались одни, она говорит мне: «Садись здесь». Я говорю ей: «Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры». «Я тебе говорю, – сказала она, – садись». И когда я хотел было сесть по правую сторону, она не позволила, но рукой показала, чтобы садился я по левую сторону. Когда я задумался и опечалился, что не позволила сесть мне по правую сторону, она говорит мне: «Что печалишься, Ерм ? Место по правую сторону принадлежит тем, которые уже угодили Богу и пострадали за имя Его. У тебя многого недостает для того, чтобы сидеть с ними. Но пребудь в простоте своей, как теперь пребываешь, и будешь сидеть с ними, равно как и все, которые, будут творить дела их и претерпят то, что они претерпели». II. Я говорю ей: «Госпожа, я желал бы узнать, что они претерпели». «Слушай, – говорит она, лютых зверей, бичевание, темницы, кресты ради имени Его. За это принадлежит им правая сторона святыни, и всякому, кто пострадает за имя Божие; а остальным – левая сторона. Но для тех и других, – и для сидящих по правую сторону, и для сидящих по левую, – одни и те же дары обетования; только сидящие по правую сторону имеют некоторую честь. Ты желаешь сидеть по правую сторону с ними, но у тебя много слабостей. Очисти себя от своих слабостей, и все недвоедушные должны очиститься к тому дню от своих слабостей». 803 Сказав это, она хотела удалиться, но я повергся к ногам ее и умолял ее Господом, чтобы показала мне обещанное видение. И она опять взяла меня за руку, подняла и посадила на скамейку по левую сторону, и, поднимая какой-то блестящий жезл, сказала мне: «Видишь ли большую работу?». Говорю ей: «Госпожа, ничего не вижу».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010