Накануне завоевания земли обетованной новому поколению евреев повторяются Десять заповедей , или Декалог (Втор 5. 6-21). Моисей опять напоминает о встрече народа с Господом и заключении завета на Хориве и о том, что евреям дано было увидеть Славу и Величие Бога и услышать Его глас (Втор 5. 22-32). Моисей провозглашает законы от имени Бога, что подтверждается и Богом, и народом, поэтому они должны считаться обязательными (Втор 5. 32 - 6. 3) для всех. Следующий раздел (Втор 6. 4 - 8. 20) начинается с заповеди, ставшей основополагающим принципом веры Израиля: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая...» (Втор 6. 4-7). Далее в наставлениях говорится о результате требуемой от Израиля верности завету: за исполнение предписаний избранному народу Господом обещано процветание в земле обетованной (Втор 6. 10-15; ср.: 7. 1-5, 17-26; 8. 7-20). Тема верности Израиля Богу остается центральной и в последнем разделе (Втор 9. 1 - 11. 30), где законодатель напоминает о неповиновении Израиля (поклонение золотому тельцу и др.- Втор 9. 6-29), говорит о благословении Господом в случае исполнения Его заповедей и о проклятии в случае их нарушения (Втор 11. 8-28). 2-я основная часть этого повторного обращения Моисея (Втор 11. 31 - 26. 19) содержит собственно закон, данный Господом. После краткого введения (Втор 11. 31 - 12. 1) Моисей провозглашает «постановления и законы». Их текст, составляющий главы 12-26, получил название Девтерономический кодекс и содержит законы, касающиеся богослужения , культовые установления, религ. обряды, гражданские и уголовные законы, а также ряд моральных норм. Согласно договору, заключенному на Хориве (Втор 5. 27-31), на этих предписаниях основывается завет, поэтому Израиль в земле обетованной должен их выполнять неукоснительно. Эти постановления и законы являются своего рода объяснениями и дополнениями заповедей Декалога. Части этого раздела вводятся формулами: «Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы» (Втор 12. 29; 19. 1), «Когда ты придешь в землю» (Втор 17. 14; 26. 1). 3 первых отрывка (Втор 12. 2-28; 12. 29 - 17. 13; 17. 14 - 18. 22) посвящены 1-й части Декалога (5. 7-15), 4-й (Втор 19. 1 - 25. 17) - соблюдению заповедей, касающихся отношений между людьми (ср.: Втор 5. 16-21).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Сообразно с поводом и целью послания, содержание его составляют: увещания к святой жизни, сообразной с величием дела искупления и высокого призвания христианского ( 1Петр.1:1–12; 1:13–2:10 ); правила поведения среди язычников ( 1Петр.2:11–4:19 ); увещания, относящиеся к церковно-общественной жизни христиан, готовых подвергнуться гонению ( 1Петр.2:11 – 4:1–19 ) и наконец некоторые особенные наставления пресвитерам ( 1Петр.5:1–5 ) и всем вообще членам Церкви ( 1Петр.5:6–11 ). Изображая величие христианства и счастье быть призванным в него, Апостол Петр говорит, что избрание это совершается по предведению Бога Отца, при освящении от Духа и через окропление Кровью Иисуса Христа ( 1Петр.1:1–2 ); что Бог возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, готовому открыться в последнее время (3–5). Далее он говорит, что к сему спасению относились предсказания пророков, и что в тайну спасения не могли проникнуть Ангелы (10–12). Воссылая за все это хвалу Богу (3), Апостол Петр приглашает христиан радоваться их великому счастью, несмотря на скорби от искушений, так как испытанная вера может привести их к большей чести и славе в явление Иисуса Христа (6–7), и потом заключает: «темже, возлюблении, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (13), и затем увещает пребывать в святости, как прилично христианам, детям Святого Небесного Отца и Судии (17), искупленным Кровью Христовой и возрожденным словом живого Бога, глагол Которого пребывает во веки (23–25). Во 2-й главе Апостол Петр также изображает высоту христианского звания и потом призывает к достойному прохождению его. Назвав христиан новорожденными от Бога младенцами, которым следует возрастать через потребное питание, Апостол говорит, что они, соединяясь со Христом, как живым камнем, который сделался главою угла, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Петр.2:2–8 ), и потом продолжает: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9–10 ). Выводя отсюда заключение, он взывает: «возлюбленные! прошу вас удаляться от плотских похотей и провожать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Случаем к написанию второго послания к солунянам послужило недоразумение или превратное изъяснение того, что Апостол написал в первом послании касательно второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Солуняне приходили в уныние, думая, что уже близок день сего пришествия. От сей страшной, хотя и ложной, молвы многие оставили свои занятия, проводили время в бесполезных толках и суетились. Чтобы успокоить умы солунян, Апостол написал к ним второе послание. После обыкновенного вступления, в коем излагается приветствие (1:1, 2), Апостол благодарит Бога за возрастание солунян в вере и любви и терпение в страданиях, за которые они удостоятся царствия Божия (1:3–5). Ибо праведно перед Богом оскорбляющим воздать скорбно, а оскорбляемым отрадою в день праведного воздаяния перед Ангелами силы в пламенеющем огне (1:6–10). Посему и молимся о вас всегда, чтобы Бог соделал вас достойными звания и совершил в вас всякое благоволение благости и дело веры в силе (1:11–12). В рассуждении пришествия Господня не спешите колебаться умом а смущаться, как будто уже наступает день Христов (2:1, 2). Ибо прежде сего дня придет отступление, откроется человек греха, выдающий себя за Бога (2:3–5). Тайна беззакония уже в действии; но откроется только тогда, когда недопускающего теперь не будет на свете (2:6,7), Сего беззаконника, имеющего явиться по действию сатаны, со всякою силою, знамениями и чудесами ложными для обольщения погибающих, самопроизвольно отвергших истину, Господь сразит духом уст Своих (2:8–12). А мы должны благодарить Бога, избравшего нас ко спасению через освящение Духа и веру истине (2:13,14). Посему будьте постоянны в принятом учении (2:15). Сам же Господь да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2:16, 17). Молитесь и за нас, чтобы слово Божие распространялось и нам избавиться от злых людей (3:1–5). Завещаваем вам, братия, удаляться от всякого брата, поступающего беспорядочно, не по преданию, которое приняли от нас (3:6). Вы должны подражать нам и трудиться согласно оставленному вам завещанию: если кто не хочешь трудиться, тот не ешь (3:7–10). Тех, которые среди вас поступают беспорядочно, ничего не делают, а только суетятся, убеждаем работать в безмолвии для своего пропитания; неповинующихся сему увещанию удаляйте от братского общения, не считая врагами, но исправляя как братьев (3, 11–15). Сам Господь да дает вам мир во всех отношениях (3:16). В заключении Апостол изъясняет, что отличительным признаком его посланий служит приветствие: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами (3:17, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287)), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:22-24). Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2 Петр. 1:13-14). Что мы можем узнать из этих стихов? После смерти души христиан отправляются на небеса (понятно, имеются в виду небеса как духовная, а не астрономическая реальность) (2 Кор. 5:1), где оказываются со Христом (Флп. 1:22-24; см. также Ин. 14:3) и предстают перед Его судом (2 Кор. 5:10), чтобы в результате этого суда или получить награду, или потерпеть ущерб (1 Кор. 3:10-15). Причем даже те, чьи дела будут найденными подобными соломе (1 Кор. 3:15), будут спасены, хотя и " как бы из огня " . Апостолы говорят как о чем-то твердо известном, что наше жительство — на небесах (2 Кор. 5:1; Флп. 3:20), что мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:2). Ап. Павел твердо уверен, что после смерти будет со Христом (Флп. 1:23), что ему готовится венец правды (2 Тим. 4:8), и не только ему, но и всем, " возлюбившим пришествие Его " . Итак, Апостол ожидает смерти с радостной надеждой и поощряет к тому же своих адресатов. При рассмотрении новозаветных свидетельств об исходе души из тела неизбежно возникает вопрос: как совместить свидетельство Апостолов с теми описаниями посмертного опыта, которые можно найти в средневековой византийской литературе? Книгу " Мытарства преподобной Феодоры " можно найти почти в каждом церковном киоске, многие люди начинают свое знакомство с Православием именно с нее. Пытаясь разобраться в отношении уверенности в спасении, мы не можем обойти вопрос о мытарствах. Несомненно, многие мудрые, благочестивые и лично святые люди верили — и продолжают верить — в существование мытарств, то есть испытаний, в ходе которых бесы указывают на грехи, совершенные человеком при жизни, и заявляют свои права на его душу, ангелы же, со своей стороны, указывают на его добрые и благочестивые дела и оспаривают притязания бесов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Вот изложение этой проповеди: апостол Павел исповедует Христа, который был обещан Богом «в святых Писаниях…. Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (1:2–4); он исповедует в Иисусе Христе своего «Господа» (1:4), «через Которого» он «получил благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (1:5). Молитва. 1:8–15. Апостол Бога за римлян, вера которых, говорит он, известна во всем мире, и выражает желание когда-нибудь их посетить. Первая часть. 1:16 – 4:25 а. 1:16–17. Оправдание Основная тема первой части кратко изложена в строках 1:16–17: здесь утверждается, что Евангелие, то есть Благая Весть, принесенная Христом, относится ко «всякому верующему, во-первых, Иудею», но не только к нему также и к язычнику. Отныне предвечная правда Божия открыта верующему. б. 1:18 – 3:20. Грехи язычников и иудеев В этом длинном фрагменте апостол Павел говорит о грехах язычников (1:18–32) и иудеев (2:1–3:8). Он рассуждает об этом так долго, чтобы доказать, что, в конечном итоге, все виновны (3:9–20). Следовательно, иудеи в такой же мере, как и язычники, нуждаются в том, чтобы быть оправданными Христом (3:21–31). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (3:23–24). 1:18–32. Язычники Итак, вначале, апостол Павел говорит о язычниках. Он сразу же обращается к понятию «естественного откровения». Язычники оказались лишены Божественного откровения, дарованного избранному народу; тем не менее, отмечает апостол, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им»; в самом деле, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (1:19–20). Следовательно, язычникам нельзя извинить (1:20) их грехи, длинный список которых апостол приводит (1:21–23). 2:1 – 3:8. Что же касается иудеев, у них есть Закон (с большой буквы, то есть Закон Моисеев). Этим законом они гордились тем более, следовало его выполнять, потому что «не слушатели Закона праведны перед Богом» (2:13). «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом» (2:17), а ты лишь «наставник невежд» (2:20), раз «уча другого, не учишь себя самого» (2:21). «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (2:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

В самой жизни первохристианской Церкви Дух является реальностью, которую христиане испытывают ежедневно: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте ( 1Сол.5:19–20 ), «исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ). Дух Святой для апостолов – настолько близкая и конкретная реальность, что они даже не уточняют Его имени. Дух Христов, или Дух Божий, или просто Дух – Лицо знакомое и близкое: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 , см. Рим.14:17 ). Апостол Павел многократно говорит об опыте жизни Церкви в Духе: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Восьмая глава Послания к Римлянам описывает новую жизнь христианина в Духе: «Мы живем не по плоти, а по Духу» ( Рим.8:4 ). Помышления духовные есть жизнь и мир ( Рим.8:6 ). «Если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете, ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:13–14 ). «Вы приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий» ( Рим.8:15–16 ; ср. Гал.4:6 ). В недрах нашей обновленной личности, нашего духа, Сам Дух Святой действует, говорит, воздыхает, молится: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Читая писания апостола Павла, мы часто бываем поражены необычайным характером явления Духа в христианских общинах: будь это у христиан Галатии ( Гал.3:2 ), или Ахаии ( 1Сол.1:5 ), или Коринфа ( 1Кор.2:4 ; 2Кор.12:12 ). Создается впечатление, что обращение апостола Павла ко Христу и его проповедь Евангелия сопровождается осязаемыми знамениями Духа ( Гал.3:5 ). Но, как это подчеркивается в отрывке вышеупомянутого Послания к Галатам (5:22), новая жизнь в Духе и Духом кажется важнее преходящих событий, даже чрезвычайных. Восторженный энтузиазм не дает достаточных гарантий подлинных духовных даров. Решающим критерием духовного суждения и различения является исповедание Господства Иисуса Христа: «Никто, говорящий Духом Божьим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12 3, ср. 1Ин.4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010