Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ ФИЛЕОТ [греч. Κριλλος Θιλετης] († 2.12.1110), прп. (пам. греч. 2 дек.). Житие К. Ф. написано его учеником и современником Николаем Катаскепином, гимнографом и автором неск. канонов (см.: Sargologos. 1964. P. 15). В каком мон-ре он подвизался при жизни К. Ф., неизвестно, но после 1145 г. Николай был монахом основанного имп. Мануилом I Комнином (1143-1180) мон-ря Пресв. Богородицы в Катаскепи, где и создал это Житие. Оно сохранилось в 3 рукописях: Ath. Karakal. 42. Fol. 47-203, 1341 г.; Marc. gr. II 104. Fol. 78-84v, XVI в. (фрагменты Жития), и Ath. Laur. H 191, XVIII в. Рукопись из афонского монастыря Каракал была впервые описана С. Ламбросом ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. Vol. 1. P. 132); текст Жития пересказал Х. М. Лопарёв ( Лопарев. 1897). Критическое издание текста на основе всех сохранившихся рукописей со вступительной статьей, с подробным комментарием и переводом на франц. язык было осуществлено Э. Саргологосом ( Sargologos. 1964). Согласно Житию, К. Ф. род. ок. 1015 г. во Фракии, в дер. Филеа близ Деркоса, у благородных родителей. Его мирское имя - Кириак. Он с детства был благочестив и смиренен. В юном возрасте был поставлен чтецом; на службу приходил раньше всех; когда молился, всегда плакал. Много времени проводил в молчании, воздерживаясь от общения даже со сверстниками. Многие хвалили юношу, однако он старался избегать похвал, чтобы не возгордиться. Его уговаривали принять священнический сан, но Кириак не считал себя достойным этого и оставался чтецом. В 20 лет он женился на благочестивой девушке, а после того как у них родился ребенок, убедил ее впредь жить в целомудрии (в этом месте Жития говорится об одном ребенке, однако далее из текста следует, что у святого было двое или даже трое детей - сын и дочь или сын и 2 дочери). Постепенно он все больше ограничивал себя в пище, полностью отказался от вина и во все дни, кроме субботы и воскресенья, не употреблял масла. Кириак много молился в течение дня, пел псалмы, плакал и бил себя по щекам в смирении. Супруга старалась подражать ему по мере сил.

http://pravenc.ru/text/1840451.html

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новосибирск. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты По приказу императора Александра Ш много храмов в Сибири сооружалось вдоль Транссибирского железнодорожного пути, основанного императором. Одним из них был храм Святого Александра Невского в Новониколаевске (так тогда назывался Новосибирск). Образцом зодчему Н. Соловьеву послужила центричная структура, известная по петербургским проектам многих храмостроителей. Но в отличии от известных прототипов. Архитектор увеличил диаметр центральной главы и приподнял ее над объемами окружавших с четырех сторон апсид несколько выше, чем было принято ранее в храмах этой типологической группы. Композиция церкви дополнялась звонницей над главным входом. В сибирском поселке появилось сооружение, построенное в «византийском стиле», гармоничное и пропорциональное, что выдавало принадлежность его автора к петербургской архитектурной школе. Закладка храма состоялась 15 мая 1897 года. Строительство продолжалось около трех лет, и 29 декабря 1899 года храм был освящен. Согласно установившимся канонам «византийского стиля», сначала предполагалось облицевать фасады рядами светлого и темного кирпича, что привело бы к значительному удорожанию строительства, и от этого пришлось отказаться. Все три престола посвящались покровителям императорской семьи. Главный – святому благоверному великому князю Александру Невскому, святому Александа Ш. Боковые – святителю Николаю Чудотворцу в честь святого покровителя Николая П и великомученику Георгию Победоносцу – в память наследника российского престола великого князя Георгия Александровича (1871-1899). Храм посвящался памяти Александра Ш, основателя Транссибирского железнодорожного пути. На строительство использовались средства фонда имени Александра Ш. которые предназначались для возведения церквей и учебных заведений на Транссибирской магистрали. Внутри храм был расписан художниками Томской иконописной мастерской. По книге: Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005

http://sobory.ru/article/?object=04430

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Кавсокаливия история Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в.     Кавсокаливия история подробно:   (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы.     Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.   В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита.     В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование К-польского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://isihazm.ru/?id=594

Песочное. Церковь Николая Чудотворца (старая). Церковь-школа во имя Святителя Николая Чудотворца при фарфоровой фабрике Кузнецова /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Примерно в верстах двадцати ниже г. Рыбинска по течению реки Волги, на правом её берегу, в прошлом находилась небольшая деревенька Песочное (Песошня). Здесь около 1880 года был основан небольшой фаянсово-фарфоровый завод купца В.А. Карякина, на котором работало до 150 человек. В начале 1894 года завод и земля были приобретены московским товариществом М.С. Кузнецова, в последующие годы численность рабочих постоянно увеличивалась и к 1900 году превысила 700 человек. Деревня Песочное издавна принадлежала к приходу церкви села Воскресенского, что на Сонохте, где обучались в церковно-приходской школе дети рабочих, позднее с увеличением количества фабричного населения появилась необходимость в создании школы при фабрике, и осенью 1896 года здесь было открыто приходское училище. Законоучителем был назначен священник приходской Воскресенской церкви, а учителем выпускник мужской учительской семинарии. На момент открытия училища в нем обучалось в утреннее время до 30 человек обоего пола, и кроме этого до 15 детей собиралось на вечерние занятия. Накануне воскресных и праздничных дней в помещении школы причтом Воскресенской церкви совершалось всенощное бдение. В 1897 году, когда фабричное население увеличилось до 500 человек, это школьное помещение оказалось уже не вмещающим всех желающих богомольцев, и, возник вопрос об устройстве при фабрике своего храма. Администрация фабрики обратилась с ходатайством к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Ионафану о разрешении устройства на средства рабочих и служащих церкви-школы. Дирекцией фабрики и лично её владельцем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым был пожертвован земельный участок на берегу реки Волги для устройства церкви-школы и выдана денежная субсидия, а также от рабочих и служащих фабрики поступили немалые пожертвования и, к декабрю 1899 года церковь-школа была устроена. Это было деревянное одноэтажное здание, выстроенное на каменном фундаменте, покрытие железом и украшенное одной главой. Над папертью была устроена небольшая звонница, все здание окрашено и, по свидетельству современников, " частью отделки производило приятное впечатление и много скрашивало фабричную набережную " .

http://sobory.ru/article/?object=39928

Письма Платона, Митрополита Киевского Достопочтенная Матерь Игуменья, Многоуважаемая сестра о Господе! Приношу Вам искреннюю благодарность за любезное письмо Ваше, которым Вы поздравили меня с Светлым праздником Воскресения Христова, а вместе прошу Вас извинить меня, что я доселе не отвечал Вам. Это произошло оттого, преимущественно, что я с самого приезда в Киев хвораю от разных недугов и доселе покашливаю от простуды. Прошу принять благосклонно посылаемый при сем фотографический портрет мой, обещанный в Москве. Взирая на него, помолитесь о мне, грешном. Болгарская Игуменья Зиновия, которая представит Вам портрет мой, нуждается в средствах к благоустройству ее обители. Поэтому благоволите рекомендовать ее тем добрым Вашим знакомым, которые могут оказать ей посильное пособие на святое дело. Она показалась мне умною женщиною и благочестивою инокинею. Еще прошу Вас кланяться от меня почтенному К. К. Прохорову и поблагодарите его за память обо мне. Я виноват пред ним, как и пред Вами, что доселе не отвечал на пасхальное приветствие его. Призывая благословение Божие на Вас и Ваших и общих наших знакомых в Москве, с чувствами глубокая уважения и совершенной преданности, честь имею быть Вашим усерднейшим слугою, Платон, Митрополит Киевский. Киев, 30 апреля 1885 года. Достопочтенная Матерь Игуменья, Возлюбленная сестра о Господе! Принося Вашему Высокопреподобию искреннюю благодарность за благожелание, выраженное в письме Вашем от 15-го ноября, спешу уведомить Вас, что я полагаю прибыть в Москву 26-го ноября, во вторник, в ½ 2-го часа пополудни, с почтовым поездом, и прямо с Курского вокзала намерен поехать на Сербское подворье (у Кир-Иоанна, на Солянке) для свидания с Высокопреосвященным Михаилом, Сербским митрополитом. Пробыв же у него около часа, должен буду немедленно отправиться на вокзал Николаевской железной дороги, дабы не опустить поезда, идущего в 3 ½ часа пополудни в Тверь, в которой мне нужно провести сутки. Поэтому я, к сожалению, в предстоящий мне проезд чрез Москву не могу посетить Вашей обители. Если же Вам желательно видеться со мною, то благоволите приехать на вокзал Николаевской железной дороги пред отходом почтового поезда в Петербург, или пожалуйте на Сербское подворье к 2-м часам пополудни (московского времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Принадлежащий проф. Менщикову перевод греческого жития св. Климента (Юбилейное издание Моск. Унив. Материалы для истории письмен, 1855 г.), перепечатанный проф. Лавровым (Книга для чтения по истории средних веков, вып. II, 1897 г. стр. 180–212) с одною только поправкой собственного имени 1 вполне справедливо «по точности считается одним из лучших; равным образом им вполне передается витиеватый, исполненный риторических украшений, стиль оригинала» 2 . Но все человеческое до бесконечности усовершаемо ( Мф. 5:48 ). Не говоря о немалозначительных и немалочисленных вольностях перевода (см. примеч. к переводу), в нем имеются: 1) Пропуски в тексте оригинала: в заглавии ( κυρου и χρηματσαντος), гл. III. § 17, V. 34. 2) Ненужные прибавления к тексту: гл. I. 4 («века» к «до скончания») III. 15, IV. 23 др. см. в примечаниях. 3) Не мало неточностей, напр.: чудесами просвещались вм: блистали- θαμασι λαμπρυνθναι, – представивши и (?) некоторые только черты – гл. 1, и др. мн. см. примеч. 4) Есть и неверности: плохие знатоки и слишком самоуверенные – κακς γε εδτες κενοι κα λαν πισφαλς – худо конечно и весьма нетвердо зная об этом (может быть смешивая с πασφαλς?) I гл., – μφιδξιοι – угодными вм. искусными гл. I, увлекался привычкою вм. охвачен был обычным состоянием (скорби по умершем брате)- σννηθεας λσιμς гл. ΙV, – предоставлю заведывание церковными делами по чину пресвитерскому вм: и церковь передам и церковное пресвитерство предоставлю, как то подобает – κα τν κκλησαν παραδσω κα τ τς κκλησας πιδσω, κατ τ εκς, πρεσβυτριον (смешивая с πρεσβυτερου или πρεσβυτερικν и не замечая τ пред τς κκλησας) гл. X кон., – даровано было от Бога, надо: получено было – δδεκτο – δχομαι – гл. XX, – к служению ( τ θεραπεα) стал прибавлять благодарение – вм: к лечению (исцеленного больного) стал прибавлять благодарение гл. XXVIII, – маслина, нимало не оскудевающая предвозвещенным у пророка туком – с неподходящими параллелями Пс. 62, 6 ,–35, 9,–127, 4, – τς το) προφτη προορισ& εσης (лучше вар: τροανσΡεης) μ λειπομνη – надо: предопределенной (лучше вар: провозглашенной) пророком ни мало не уступающая, – и парал. Ос. 14и Зах. 4:12 . и др., – все указаны в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Основные даты жизни и творчества А. С. Грина 1880, 11 (23) августа – В г. Слободском Вятской губернии у Степана Евсеевича Гриневского и Анны Степановны Гриневской (урожденной Лепковой) родился сын Александр. 13 (25) августа – Александр Гриневский крещен в Никольской церкви г. Слободского. 1881 – Семья Гриневских переезжает в Вятку. 1889, 16 августа – Александр Гриневский зачислен в приготовительный класс Вятского Александровского реального училища (ВАРУ). В октябре педагогический совет ВАРУ уведомляет С. Е. и А. С. Гриневских о плохом поведении их сына Александра. Александр Гриневский выбывает из 1го класса ВАРУ «по прошению отца». 1891, август – Александр вновь поступает в 1й класс ВАРУ. 1892, 15 октября – Александра исключают из 2го класса за сатирические стихи, высмеивающие учителей. 19 октября – Александра принимают в Вятское городское четырехклассное училище. 1894, осень – Ученик 3го класса Александр Гриневский уволен из училища на две недели за плохое поведение. 1895, 23 января – От чахотки умирает мать Александра Анна Степановна. Май – Отец Александра Степан Евсеевич женится на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Александра отселяют из семьи из-за конфликтов с мачехой. 1896, июнь – Гриневский заканчивает Вятское городское четырехклассное училище. 23 июня – Отправляется в Одессу поступать в Мореходные классы. Август – Принят учеником матроса на пароход «Платон». В октябре за неуплату денег на содержание высажен в Одессе. Осень – Поступает на службу матросом на шхуну «Святой Николай», идущую в Херсон. Не получив расчета, возвращается в Одессу. 1897, весна – Нанят матросом на пароход «Цесаревич», идущий в Александрию. На обратном пути уволен за конфликт с капитаном. Июль – Возвращается из Одессы в Вятку. Осень и зима – Служит в канцелярии Вятской городской управы, зарабатывает перепиской документов и ролей для актеров городского театра, играет «третьестепенные» роли, около недели посещает железнодорожную школу.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) мая Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Княгинин Дубенского уезда , а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе. Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря. 15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя. 16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.

http://fond.ru/foto/415/Aleksandr/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010