565 Кипр. карф. Пис. 25, 30, 47 и 56 (I ч. 161. 180. 267–270. 316 стр.). Сн. Пост. ап. VIII, 4, где изображается, как происходило избрание епископа в древности. См. также у Евсевия (Ц ист. VI, 29) об избрании римского епископа Фабиана, у Григория нисского в жизнеописании Григория Чудотворца (VIII ч 170–175 стр.) об избрании епископа Александра. 566 Об участии народа в избрании епископов в IV в говорят многие из отцев и писателей церковных, напр., Василий В. (VI т. 74 стр. по изд. 1892 г.), Сократ (IV, 2. 11 и др.), Созомен (VI, 24), Григорий Б. (Сл. 18, – II т. 133–134 стр. по изд. 1843 г.), Лев В. (Ер. 24 и 89), Амвросий мед. (Ер. 95) и др. См. о сем у проф. Лебедева. Духовенство древней всел. церкви 147 стр. и след. 567 В окружном послании всел. собора говорится: «по кончине кого-либо из епископов на его место может быть возведен и новообращенный, если только будет он того достоин, и народом избран”. Деян. всел. соб. в рус пер. I т. 79 стр. Изд. 2. В правилах собора иппонийского в Африке (в конце IV в.) говорится: «никто не должен быть посвяещаем, если за него нет ручательства народа”. (Hefele. В. II, 57). 568 Об этих беспорядках говорят отдельные отцы церкви, напр. св Златоуст (Сл. о священстве, III, 15), Григорий Б (Сл. 18 и 42; II т 133–134 стр. IV т. 43–44 стр), Сократ (VI, 11), и целые соборы, напр халкидонский (Деян всел. соб. IV т. 112–119 стр.). Раздоры иногда доходили до кровопролития, напр., при избрании папы Дамаса в IV в См у Лебедева. 153 стр. 569 Лаодик. соб. 13 пр ; «да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство”. 572 Литература. Лапина П. Собор, как высший орган церковной власти (Пр. Соб. 1906 г. I–III т.). Его же. Соборный принцип в восточных патриархатах (там же, 1908 г. 1–II т.). Остроумова М. А. проф. Очерк православного церк. права. Харьков 1893 г. § § 19–22. Павлова А. С. проф. Курс церк. права. Серг. пос. 1902 г. § § 82 и 90. Никадима, еп. Далматинского. Прав. церк. право. Рус. пер. Петрова. Спб. 1897 г. Поморцева А. свящ. Историческое обозрение соборов, бывших в первые три века христианства. Орел 1861 г. Заозерского Н. А. проф. О церковной власти. Серг. пос. 1894 г. Лебедева А. П. Духовенство древней всел. церкви. 191–202. 244–247 стр. Беляева А. Д. Вопрос о соборах в русской церкви. Бог. Вестн. 1892 г. май.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Р. Ц.”, VII, 2 (сказано, что церковь и монаст. учреждены только около 1460 г. при бывшем подворье); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., III, смесь, 10 (Послед. годы царицы Евдокии; на помин дано в м-рь Богоявлен., что на Троиц. подворье, по 10 коп. на брата), 124 (Ж. грам. 1752 г. Троиц. Серг. Лавре), 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1687 г. имел 232 двор. крест., в 1752 г. – 1876 душ); “Полн. собр. лет.”, V, 272 (в 1460 г. поставл. церк. Богоявл. на монастыр. дворе Сергеева м-ря на Троицком), VI, 184 (о том же), 233 (в 1482 г. залож. церк. кам. Богоявленье на Троиц. подворье), 266 (в 1533 г. крещен сын В. кн. Вас. Ив. Егорий, у Богоявл. на Троиц. подворье), VIII, 149 (в 1460 г. поставлена на Москве церк. кам. Богоявл. игуменом Тр. Серг. м-ря), 177 (в 1473 г. митр. Филипп за немощию отвезен в близ ту сущий м-рь к Богоявлению на Троицкой двор), 205 (в 1480 г. разобраша старую церк. на Троиц. дворе, бе бо трухла велми, и заложи новую на том же месте), 281 (в 1533 г. кн. Юрий Иван. крещен у Боявл. на Троиц. дво­ре игум. Асафом Скрипицин.); “Дворцов. раз­ряды”, I, 399 (в 1619 г. патриар. Филарет Никит. поселился на Троиц. подворье), III, 625 (8 июня 1666 г. ц. Алексей Мих. был у всенощного и у обедни на Троиц. подворье Богоявленского м-ря), 667 (25 сент. 1667 г. ц. Алексей Мих. слушал обедню), 755 (панихида и отпевание бояр. Ильи Данилов. Милославского 1668 г. 20 мая), 1169 (обедня 1675 г. 6 янв.), 1447 (обедня 1675 г. 8 июня); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 417 (прошение 1722 г. монаха Герасима на строителя Августа Старкова), III, 67 (в 1744 г. подворье назначено для пребывания в нем архим. Воскр. Истрин. м-ря Илариона), 132 (дело 1723 г. об отыскании бежавшего с монаст. ключами монаха пономаря Герасима), VII, 1727 г., 275 (архим. Гавриил Бужинский в 1722 г. само­вольно разобрал церковь во имя преп. Сергия, которая до литов. разорения за многие годы была создана каменная, изрядного мастерства с теплою трапезою, с папертьми и с колокольнею); “Русск. истор. Библиот.”, III, 258 (в 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Толстой , “Кн. глагол. опис. о Российск. св.”, 14 (св. Мартирий); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 79, 14; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 114 (Наказ 1660 г. Иверск. м-ря старцу Гермогену об управл. Ст. Русск. Спасск. м-рем и тамошн. солян. промыслами); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 48, 1358 (Перенесение иконы Бож. М. из Тихвина); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 77; IV, 206; VII, 488; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 390 (Купчая 1613 г. на двор в Новгороде; игум. Варлаам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 679 душ. крест.); 1868 г., I, смесь, 28, 64, 77, 126 (игум. Феогност 1459–1471 г.); “Полн. собр. лет.”, I, 221 (нападение Литвы 1234 г.); III, 20 (основ. м-ря в 1192 г.), 24 (залож. камен. церковь Преобр. в 1198 г.), 25 (в 1199 г. написана церковь), 49 (нападение Литвы 1234 г.), 114 (в 1442 г. Новгор. влад. Евфимий постр. церковь ), 216 (постр. церк. 1192 г.), 217 (игум. и строит. Мартирий в 1198 г. заложил церковь); IV, 30 (нападение Литвы 1234 г.); V, 169 (игум. Мартурий, с 1193 г. архиеп. Нов- гор.), X, 20 (игум. Мартирий залож. церк. Спаса в 1192 г.), 31 (в 1198 г. Мартирий архиеп. созда себе м-рь, и церк. в нем постави Преображ. Госп.): XV, 280 (в 1192 г. основ. м-ря), 281 (игум. Мартирий, с 1193 г. архиеп. Новгор.), 288 (в 1197 г. залож. церк. Спаса кам. 21 мая и освящена 15 августа), 362 (в 1234 г. разорен литовцами); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 504 (в 1723 г. при архим. Серапионе Аничкове за м-рем состояла в приписке Рдей- ская пустынь); VI, 490 (в 1725 г. владел пополам с Козмодемьян. Старорусс. м-рем соляною варницею); “Русск. истор. Библиот.”, II, 17, 18 (вкладная 1459–71 г. м-рю на 16 руб. при игум. Феогносте); V, 16, 7 (ц. грам. 1639 г. о разрешении братии м-ря ловить рыбу в оз. Ильмене и приставать к Ужину; игум. Тихон), 188, 73 (цар. грам. 1655 г. о приписке м-ря к Иверскому), 261, 90 (отписка архим. Ивер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 69; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 135; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 31 (Пустыни быв. во Влад. губ.); “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1231. Троицкая – Рубежская, мужская пустынь, ныне село Рубеж, Олонецкой губ., Вытегорского у., в 40 вер. к юго-вост. от Вытегры, при Мариинском соединительном канале, близ левого берега р. Вытегры. Она была приписана сперва к Муромскому, а потом к Александро-Свирскому мон., а в 1764 г., как безвотчинная и опустелая, обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 726; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 22. 1232. Троицкая – Ругойская – Новая, мужская пустынь, ныне село Ругой или Ругуй, Новгородской губ., Тихвинского у., Васильчиковской вол., в 45 вер. к юго-зап. от Тихвина, по дороге в Новгород, при рч. Ругуйчике. Делается известною в XVI ст., когда по описи 1583 г. значилось: «Монастырь Ругуя на речке Ругуя. А в нем церк. Живон. Троицы да другая церк. теплая Николы Чуд.; а в м-ре в келье игумен Изосим, да 4 кельи, а в них живут 5 братов, да 5 келей пустых», В записи о ружн. церкв. и м-рях 1577 – 89 г. сказано: «В м-рь Троицкий в Новую пустынь на Тихвинскую дорогу на ручаю, игум. Феодотию и 10 братам». В начале XVIII ст. была приписана к Трехвинскому Большому мон. и в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь св. Троицы построена в 1760 г. на место обветшалой. “Ист. Росс. Иер.», V, 727; “Ист.-стат. опис. Тихвин. Больш. мон.», 132; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 34; Строев, “Спис. иер. и наст.», 120, 81; “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.» во “Временн. И. Об. ист. и древн.», 1850 г., VI, 63; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 35; “Запись о ружн. церк. и м-рях», во “Временн. Общ.» 1856 г., XXIV, смесь, 35. 1233. Троицкая – Сарожская, мужская пустынь, ныне деревня Сарожа, Новгородской губ., Тихвинского у., Новинской волости, верстах в 25 от Тихвина. Уже существовала в 1642 г., когда в ней был игуменом Иона. В 1723 г. приписана к Тихвинскому Большому мон. и оставалась за ним до 1764 г., когда была обращена в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из Вульгаты спорные слова посредством перевода нашли доступ и в греческий текст, и стали появляться в печатных греческих изданиях (XV-XVI в.). В славянских переводах спорных слов не было не только в рукописях, но и в печатных изданиях XVI в. В первый раз они появляются на западе России – в Виленском Апостоле 1623 г. и Львовском 1639 г., а затем – в Московском 1653 г. Р.-католическая церковь вопрос о подлинности 1Uoah. V, 7 решила отрицательно. Постановление конгрегации инквизиции об этом состоялось 11 янв. 1897 г, а 15 января папа Лeb XIII решение это „approbavit et confirmavit“. См. у проф. Сагарды. 208 стр. 351 Исключение составляет в этом отношении только символ римской церкви. В нем опущено слово единого, что может быть объяснено неточностью при переводе общецерковного символа с греческого языка на латинский. См. Чельцова, Древн. формы символа, 34–37 стр. 352 Разумеется, без внесенных в него позднее еретических прибавок. Об этом см. у Чельцова, 55–51 стр. Здесь же и текст этого символа. Взгляд церкви на самый сборник, известный под именем „Постановл. апост.“, выражен отцами VI всел. соб. (2 прав.). В рус. переводе он издан в Казани, 1864 г. Подробнее о нем в курсах церк. права. См. напр. проф. Остроумова, Оч. прав. церк. права, § 17. 353 Тексты этих символов находятся: Иринея – в соч. Прот. Ересей, 1 кн. X, 1; ср. III к. IV, 2; Тертуллиана – Прот. Праксея, 2 гл.; О давности прот. еретиков (De praescript. adv. haeres.), 13 гл.; Оригена – О началах. 1 кн. Введение, 4. 354 Иустин. муч. Аполог. I. 61 и 65. Тертул. Прот. Пракс. 26 гл. кон. Прав. апост. 49 и 50. Пост. an. VII. 41. 355 О этих формах славословия см.: Васил. В. О Св. Духе, 25–27. 29 гл. Филосторг. Церк. ист. III, 13 (рус. пер. в Хр. Чт. 1854, I). Дамаск. Ер. de gymno trisagio, n. 6. Зигабен. Panopl. P. II, tit). XII, 29. 358 Васил. В. О Св. Духе, 29 гл. Из неё он приводит слова: „хвалим Отца и Сына и Св. Духа Божия“. 361 Таковы, напр., исповедания веры: священномуч. († 167 г., память его 23 февр.), лион. муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

XIV, 23; 1 Петр. V:1 – 4; 1 Тим. IV:14; 2 Тим. II:2; IV, 2 – 5; Тит. I:5 – 9), и везде производят сию власть от Бога и Христа и Св. Духа. Он поставил в церкви, пишет апостол, одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иних пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания тела Христова (Ефес. IV:11 – 13). Он дал нам служение примирения.... Мы посланники от имени Христова (2 Кор. V:18 – 20). Никто сам собою не приемлет сей чести (т. е. священства), но только призванный Богом, как и Аарон (Евр. V:II, сн. Рим. X:15). И к пастырям ефесской церкви говорит: Дух Св. поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян. Посвящения в разные степени священства с самых времен апостольских совершалось в церкви чрез рукоположение. Так совершалось посвящение в сан епископа (1 Тим. IV:14; 2 Тим. I:5), и в сан пресвитера (1 Тим. V:22; Тит. I:5), и в сан диакона (Деян. VI:6). И право рукоположения всегда принадлежало в церкви епископам („Апост. прав. 1 и 2; Антиох. 9; Всел. 1 го пр. 19“). Следуя той мысли апостола, что благодать рукоположения, раз сообщенная, обитает в душе рукоположенного (1 Тим. IV:14; 2 Тим. I:6), церковь постоянно защищала ту мысль, что рукоположение не должно быть повторяемо.    Столь высокое звание священнослужения требовало от избираемого особенных качеств души. Чтобы он мог и сам совершать свое дело с разумением веры и других руководствовать к вере, ему нужно образование ума по началам веры: он должен знать Св. Писание (2 Тим. III:15) , и должен быть учителем (1 Тим. III:2); еще более требуется, чтобы он был исполнен любви к Господу, так как он избирается в служители таин Его. Жизнь его должна быть непорочна (1 Тим. III:2, 6); но безженство священства еще на 1 всел. соб. названо игом неудобоносимым (Сокр. Церк. ист. 11 Созом. I, 23; Руф. I:17); напротив, избираемый хорошо должен управлять своим домом и детей содержат в послушании со всею честностию (1 Тим. III:4 – 5).    Главных степеней священства в Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Убегайте же, увещаю вас, сатанинских зрелищ и вредного посещения конских ристалищ; ибо по поводу тех, которые увлеклись и пошли по широкому пути, я и был вынужден сказать это, чтобы они, вразумившись, оставили этот путь и пошли путем тесным, т. е. путем добродетели, и таким образом удостоились, подобно Лазарю, лона Авраамова, и чтобы всем нам вообще избавившись от геенского огня, насладиться теми неизреченными благами, ” не видел того глаз, не слышало ухо » (1 Кор. 2:9), чего да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь ныне и всегда и во веки веков. Аминь. notes Примечания 1 Анфуса, мать св. Иоанна Златоустаго, овдовела на двадцатом году своей жизни. 2 Эгейское море между Грецией и Малой Азией и Тирренское между Италией и Сицилией известны своей бурностью и опасностями для мореплавателей. 3 Одисс. XII, 39–110. 4 Еврип — узкий пролив, отделяющий о. Еввею от Виотии и Аттики, в котором, вода, по сказанию греков, прибывает и убывает семь раз в день и семь раз ночью. 5 Валентиниан и Маркион — ересеначальники сект, известных под именами Валентиниан и Маркионитов — II–ro века; Савеллий и Павел Самосатский — ересеначальники Савеллиан и Павлиан (Самосаситов) — III–ro века; Арий — ересеначальник Ариан — IV–ro века по Р. Х. 6 Исократ и Демосфен — ораторы, Фукидид историк и Платон философ — аттические писатели, жившие в V и IV веках до Р. Х. 7 Флавиана, епископа антиохийскаго. 8 Св. Мелетия, предшественника Флавианова на епископской кафедре в Антиохии. 9 Епископ антиохийский Флавиан. 10 Вероятно, один из тех Феодоров, которых император Валент с 374 г. преследовал по подозрению в домогательстве верховной власти. Созомена, Церк. Ист. Кн. VI, гл. 35. 11 Св. Филогоний, 21–й антиохийский епископ, защитник православной веры против еретика Ария, ум. в 323 или 324 году по Р. Х. Память его празднуется 20 декабря. 12 Здесь смысл неясен, слав.: « и дам лукавые вместо погребения Его, и богатые вместо смерти Его». 13 Синод. перевод: « Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет ». 14 Синод. перевод: « Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу ». 15 В Синод. переводе последней фразы нет. 16 В Синод. переводе: « Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ». 17 В Синод. пере воде: « лучше кто–нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем ». 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

408 Я считаю, что термин «o arciereuj " " в Филад. IX,I обозначает скорее всего Христа или иудейского первосвященника. См. Р. Th. Camelot, «Ignace d " Antioche. Lettres», SCH. 10, Paris 1081, р. 150. 409 Филад. VII,2. 410 Смирн. VIII,1—2. 411 Филад, IV. 412 Смирн. IX,I. 413 Магн. VI,l. (20) W. Bauer (Rechtglaubigkeit, 77) высказал пРедположение, что Поликарп не упомянул епископа Филипп, т. к. он быд еретиком; на эта ии на чем не асдазаиа. 414 Ефес. III:2. 415 Ibid., VI,1. 416 Магн. III,1. 417 Смирн. VIII,l. 418 Ефес. III:2. 419 W. Bauer (Rechtgläubigkeit, 77) высказал предположение, что Поликарп не упомянул епископа Филиппа, т. к. он был еретиком; на эта ни на чем не основано. 420 В послании Смирнской церкви о мученичестве Поликарпа (XVI,2) он уже именуется «episkopoj thj en Smurnh kaqolikhj ekklhsiaj». 421 Надписание его Послания к Римлянам. 422 1-я Апология LXV,3. 423 Разговор с Трифоном, XXXIII,2. 424 Видение II,4,2—3;III,5,1; Подобие IX,27,2 и др. 425 Видение IV,3. 426 Евсевий, «Ц. Ист.», V,24. 427 Ibid. 428 Мученический Акт Поликарпа, XIV,3; Евсевий, «Церк. Ист.» IV,15,35. 429 Евсевий, «Церк. Ист.» V,24,2—8. 430 Евсевий, «Церк. Ист.» II,23,4—5. 431 Ibid. V, 24,3. 432 Против Ересей XXIX, 4. 433 De viris ill III,2. 434 F. Nau, «La didascalie des douze Apotres», Paris 1902. 435 Евсевий, «Ц. Ист.», IV,22,3. На это указывает употребленное Егезиппом слово «epoihsamhn- я составил». 436 Евсевий, «Ц. Ист.», V,24,14 437 Пр. Ересей, III,3,1. 438 Апостольское Предание III,4. Ср. Nicolas Afanassieff. Quelques réflexions sur les prières d " ordination de l " évêque et du presbytre dans la «Tradition Apostolique». dans La Pensée orthodoxe, n 1 (12). Paris, 1966. 439 a На этой идее о. Николай останавливается в своем неизданном труде. «Церковные соборы и их происхождение» 1936—1939 (готовится к печати). (От ред.). 440 Смирн. VIII,2: «’ Opou an fanh o episkopoj, ekei to plhqoj estw, wsper opou an h Cristoj‘ Ihsouj, ekei h kaqolikh ekklhsia». Я даю этот текст в русском переводе (Издание Казанской духовной Академии 1857 г., стр. 174), который я считаю наиболее правильным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

1979. 4. С. 57-58. Ист.: BHL, N 377; PL. 14. Col. 27-46; Paolino. Vita di Ambrogio/Ed. e trad. A. A. R. Bastiaensen//Vite di santi. R., 1975. Vol. 3; Rufinus. Hist. eccl. II 11, 15-16; BHG, N 67-70; Сократ. Церк. ист. V 11; Созомен. Церк. ист. VI 24; VII 13, 25; VIII 6; Феодорит. Церк. ист. IV 6; V 13, 17; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. T. 1. Σ. 27-88, 489-490 [греч. пер. VIII-IX вв.]; PG. 116. Col. 861-882. Лит.: Алексинский Е. М., прот. Амвросий, св. епископ Медиоланский//ПО. 1861. 4. С. 465-503; 5. С. 19-49; Поспелов П. Пастырская жизнь св. Амвросия Медиоланского. К., 1875; Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Х., 1878; F ö rster Th. Ambrosius, Bischoff von Mailand. Halle, 1884; Молоденский В., прот. «De officiis» Цицерона и св. Амвросия Медиоланского//ВиР. 1887. Т. 2. Ч. 2. С. 213-224, 267-287, 323-346; Van Ortroy P. Les vies grecques de saint Ambroise et leurs sources. Mil., 1897; Broglie J. V. A. de. Saint Ambroise. P., 1899, 19012 (рус. пер.: Брольи Ж. В. А. де. Жизнь св. Амвросия Медиоланского. СПб., 1911); Булгаков С. Учение св. Амвросия Медиоланского о Таинствах. Курск, 1903; Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Мотрохин А. Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum» в его отношении к соч. Цицерона «De officiis». Каз., 1912; Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Серг. П., 1915; Campenhausen H. von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. B.; Lpz., 1929; Palanque J.-R. St. Ambroise et l " empire romaine: Contribution à l " histoire des rapports de l " Eglise et de l " état à la fin du 4e siècle. P., 1933; Dudden F. H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. 2 vol.; Paredi A. La liturgia di s. Ambrogio//Sant " Ambrogio nel XVI centenario della nascità. Mil., 1940. P. 69-157; idem. Sant " Ambrogio e la sua età. Mil., 1941 (рус. пер.: Пареди А. Св. Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991); Сергеенко А., прот. Св. Амвросий Медиоланский о пастырском служении//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Трудности АПЦ не ограничивались богословскими противоречиями. Антиохия не раз терпела значительный ущерб от природных катастроф, особенно землетрясений в VI в. В 540 г. персид. армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан ( Procop. Bell. Pers. II 8. 20-35; 9. 14-18). Хотя имп. Юстиниан I отстроил город, дав ему новое имя - Феополь (Θεοπολις - Божий Град), сохраняющееся в титулатуре Антиохийских Патриархов, он так и не оправился от разгрома (в результате резкого сокращения населения было восстановлено лишь 20% прежней площади). В 541-542 гг. свирепствовала эпидемия чумы, эпидемии и землетрясения имели место в 557, 559 и 588 гг. Последовавшие затем затяжные войны с Ираном и араб. завоевания привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства. Шла постепенная аграризация городов Сирии. В 608 г., в самый разгар византино-персид. войны, имп. Фока начал преследование иудеев и насильственное обращение в христианство. Иудеи подняли восстание в Антиохии и избили христиан; от их рук принял мученическую смерть Патриарх Анастасий II. Тысячи беженцев устремились на территорию, уже захваченную персами. Городам наносили ущерб постоянные столкновения на конфессиональной почве, одно из к-рых произошло в Антиохии в том же году, что и иудейское восстание. В год восшествия на престол имп. Ираклия (610) персы под предводительством шаханшаха Хосрова II Парвиза предприняли новое наступление. Персид. армия во главе с полководцем Шахр-Варазом захватила Антиохию и Дамаск (613), затем и Иерусалим (614), откуда в Иран были вывезены христ. реликвии - Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом имп. Ираклий смог собрать мощную армию, отвоевать у персов вост. провинции и вернуть священные реликвии (628). Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон, и мир оказался весьма зыбким. Ист.: Iulii Africani Fragmenta/Ed. M. J. Routh//Reliquiae Sacrae. Oxonii, 1846. Vol. 2; Евсевий. Церк. ист.; Iohannes Chrysostomus. De S. Meletio Antiocheno//PG. 50. Col. 515-520; Jean Chrysostome. Discours sur Babylas/Ed. et trad. M. A. Schatkin e. al. Suivi de Homélie sur Babylas/Ed. et trad. B. Arillet, J.-N. Guinot. P., 1990. (SC; 362); Сократ Схоластик. Церк. ист.; Theodoretus. Hist. eccl.; Sophronius Hierosolymitanus. Epistula synodica ad Sergium Constantinopolitanum/Ed. R. Riedinger//ActaCO. Ser. 2. Vol. 2/1. P. 410-494; Прокопий. Войны; Евагрий. Церк. ист.; Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 19952; Chron. Pasch.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010