25. Как воспевал прежде Псалмопевец: «В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева» ( Пс. 67:27 ). Но после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь , о которой сказал Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16; 18 ). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой, отверженной: «Возненавидел я сборище злонамеренных» ( Пс. 25:5 ), так и о второй, созидаемой, в том же псалме говорит: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего» (8); и вскоре за этим: «В собраниях благословлю Господа» (12), ибо как скоро отвержена единая в Иудее Церковь , в целой уже вселенной множатся церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149:1 ). А согласно с этим и Пророк сказал иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель» ( Мал. 1:10 ); и вскоре после сего: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: «чтобы, зная, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). 26. Поскольку же именование церковь (собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: «Сказав это, он распустил собрание» ( Деян. 19:40 ); и сборища еретиков маркионитов, манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковью лукавствующих, то поэтому самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ , чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и не просто также: где Церковь ?,– но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, ибо написано: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ); имеет же образ и подобие вышнего Иерусалима, «который свободен: он – матерь всем нам» ( Гал. 4:26 ). Она прежде была неплодна, а ныне многочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3. Научение Церкви Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией. Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение. Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь : «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ). Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). «Дух истины наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ) Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь : «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины« (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь ) ( 1Тим.3:15 ). Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь : «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь , чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию ( Деян.9:10 ; Деян.22 ). Учение Церкви сохранилось в Священном Писании и в Священном Предании. Писания – наследство от Ветхого Завета: Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель ( Лк.24:25–27, 44–45 ; Ин.5:46 ). Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

б)Лютеранская или Протестантская Церковь , отделившаяся от Западной в пятнадцатом столетии, признает только два таинства: крещение и причащение. Единственным источником вероучения признает Священное Писание , отрицая Священное Предание; учит, что оправдание приобретается только верой, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах святых и поминовения усопших. В одно время с Церковью Лютеранской возникла Реформатская церковь , основанная в Швейцарии Цвингли и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве причащения совершается не таинство Тела и Крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение и проч. (Библейская энциклопедия архимандр. Никифора, вып. IV, стр. 16). II. Основания из Священного Писания для православного учения о Церкви Христовой Св. учение и все благодатные средства, необходимые для спасения, вручены Господом Церкви: Еф. 3:10 . Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. 1 Тим. 3:15 . Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. Церковь Христова Им Самим и основана: Мф. 16:18, И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И будет Церковь Божия существовать до скончания века: Мф. 28 : 20 . Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В свете такого понимания Церкви становятся понятными вес ее основные свойства. Святость – непогрешимость. Церковь свята не святостью людей в нее входящих, хотя бы и праведников, но святостью своей Главы (мс метафорической или образной, по действительной) Христа, с Которым они составляют один организм. Христос чужд греху. Божество не может иметь в Себе греха, следовательно Церковь , как организм богочеловеческий, соучаствующий в жизни Божественной, не может иметь в себе греха, как пишет об этом ап. Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее, чтобы представить Ее Себе славною Церковью , не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, по дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Святость же людей, входящих в Церковь , нужна для них, потому что только святостью люди могут войти в Церковь , в которой не может быть ничего нечистого, ибо она – одно тело со Христом. Всяким грехом человек отпадает от Церкви! Покаянием же восстанавливается в ней, пока после смерти не сделается он или совершенно причастным Церкви, не отпадающим от нее, наследником Царства Божия, которое ли есть Церковь ; или совершенно чуждым ей сыном погибели. Без святости не может быть причастности к Церкви. Не об исключениях, но о всех христианах говорит ап. Петр: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: Будьте святы, ибо Я свят»( 1Пет.1:15 ). Всех нас призывает Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен». И ап. Павел разъясняет: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Бога, плод ваш есть святость, а конец (как следствие) жизнь вечная, то есть жизнь в Церкви»( Рим.6:22 ). Если мы согрешаем, ты тотчас же можем и встать через покаяние, снова согрешив, снова каяться, хотя бы седмижды семь раз в день, не уставая, не ослабляясь в покаянии, потому что оно есть дверь в Церковь . «Примири и соедини его святой Твоей Церкви», – говорит священник в молитве на Таинстве покаяния, разрешая отъединившегося грехами, но покаянием возвращающегося в Церковь грешника. Не грешить – свойство ангелов; грешить и каяться – свойство человеческое: грешить и не каяться свойство бесовское – учат нас св. отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Ее сила и благодать раскрываются в жизни Церкви земной. Земная Церковь возникает и существует потому, что Церковь существует и пребывает в плане божественном, надчеловеческом. В пределе, в метаистории, оба они так же едины и неделимы, как и в основании. Церковь есть горний Иерусалим, имеющий сойти на землю. Небесная Церковь призывает к себе земную, как жених зовет невесту, а земная Церковь, как жена, ждет схождения возлюбленного своего Небесного Агнца, Который устроит брак их навеки. Но до скончания мира, пока идет процесс мировой истории и земная Церковь находится в становлении, в приготовлении к встрече Небесного Жениха, Христос не оставляет ее Своим попечением. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), искупил ее, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ), «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:29 ). Церковь есть предмет таинственной и дивной любви Божественной. Но первенствующая ипостась Церкви, ее личное средоточие есть Пречистая Дева Мария. И любовь Христа к Церкви раскрывается прежде всего как Божественная любовь к Невесте Неневестной, Пресвятой Богородице. Этим устанавливается связь между экклезиологией и мариологией. «Полнота богообщения... открывается для Церкви в образе Богоматери, ибо Пресвятая и Пречистая Дева – Матерь Божия, принадлежа по своей природе нашему миру и человечеству, в Успении своем является прославленным Христовым человечеством и есть поэтому сердце Церкви – ее личное воплощение и явление. Почитание Богоматери является поэтому необходимым постулатом не только правильного учения о Богочеловеке-Христе, но и о Его теле – Церкви. Экклезиология невозможна без мариологии» 437 . Дева Мария есть личное воплощение полноты и совершенства Церкви и в этом отношении Она превыше не только всего человеческого рода, но и ангельского чина. Как Матерь всего человеческого рода, Она непрестанно молится и ходатайствует за весь мир, и ничто в Церкви не происходит без Ее участия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Если же Церковь Христова, которая была вначале, не пала, но и доныне пребывает целой и невредимой, то ваша церковь , противники, которую вы называете обновленной, не является Церковью Христовой, и вы напрасно похваляетесь, что стали обновителями «падшей» Церкви Христовой. УКРЕПЛЕНИЕ: Столп и утверждение истины пребывает вовеки, как и сама истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ). Но Церковь Христова есть Столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Поэтому Церковь Христова пребывает вовеки, особенно имея неложное обетование Христово: Не оставлю вас сиротами ( Ин. 14, 18 ). И еще: и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). ЗДЕСЬ КРИЧАТ ПРОТИВНИКИ: Иудейская синагога многократно отпадала от веры. ВО-ПЕРВЫХ: Во времена Моисея, когда Аарон со всем народом поклонился тельцу ( Исх. 32 ). ВО-ВТОРЫХ: Во времена Илии, который говорил: остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее ( 3Цар. 19, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Во время Исаии и Иеремии, когда все отступили от Бога. Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет ( Ис. 1, 3 ). И Иеремия говорит: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер. 2, 13 ). И в Книге Паралипоменон пишется: Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона ( 2Пар. 15, 3 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Во времена Христа, когда изменилась вся синагога, со всеми своими порядками и чиноправлениями. Если же Иудейская синагога отпадала от веры, то и Церковь Христова может отпасть, и отпадет. Мы же ее обновили. ОТВЕЧАЮ: Между синагогой и Церковью огромные различия. ВО-ПЕРВЫХ: Если за крепостью синагоги нет обещания Божия, то Церковь имеет обещание Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). ВО-ВТОРЫХ: Если Церковь свободна, то синагога раба. Церковь знаменовала Сарра, жена Авраама, синагогу же знаменовала Агарь, раба. Но именно Агарь была отпущена и изгнана, а не Сарра. Так и синагоге подобает быть отпущенной и изгнанной, а не Церкви. Здесь надо рассмотреть вопрос об отпадении синагоги. ВО-ПЕРВЫХ: Не все поклонились тельцу: ни Моисей, ни левиты, ни священники этого не сделали ( Исх. 32 ). Так что не все отпадали от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них. Есть и другие заповеди, которые к «общечеловеческим» отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22:19-20). Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14:15). Да, любовь ко Христу, как Он сам ее определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А еще она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее «догматическим» — только связанным с другими догматами. В последнее время надо отметить и другое недоразумение, связанное со словом «любовь», недоразумение, когда саму Церковь объявляют не только чуждой, но и враждебной любви силой. Собственно, нет ничего необычного в том, что популярные философии и просто настроения масс, политические и религиозные движения ищут способ либо уничтожить Церковь, либо переделать под себя. Церковь есть скала, о которую постоянно с ревом бьются волны — так было в I веке, так остается и в XXI. В разные эпохи это совершалось под разными лозунгами — Церковь атаковали во имя отеческих богов, во имя разума и науки, во имя крови и расы, во имя справедливости и светлого будущего, теперь мы видим, как Церковь атакуют, по словам нападающих, во имя любви. Традиционные Церкви не рукополагают женщин во епископы? Они поступают так из ненависти к женщинам! Церковь рассматривает аборт как грех? Где же любовь к несчастным жертвам обстоятельств? Церковь не рукополагает в священный сан и не венчает между собой тех, кто упорно привержен содомскому греху? Церковь должна покаяться в ненависти к сексуальным меньшинствам!

http://pravoslavie.ru/37065.html

И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания. Есть и другое обещание, которое дал Господь. Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Господь не только обещает, что сама по себе Церковь будет устойчива, Он обещает, что Сам будет с Церковью Своей во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или, тем более, по XIX век. Уверения протестантов, что Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат библейским словам. И апостол Павел со своей стороны пишет, что Богу будет воздаваться «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф.3:21 ). То есть созданная Христом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Уверения протестантов в том, что эта Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат этим библейским словам. Также стоит напомнить, что Христос обещал апостолам дать Духа Святого и сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ), «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Когда пришел к апостолам Дух Святой, мы знаем – в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Церковь . Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Поэтому апостол Павел и называет Церковь «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ). Потому что Дух истины наставляет ее и Сам Христос, Который есть Истина ( Ин.14:6 ), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. Еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2Пет.2:1 ; Гал.1:6–9 ). Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение – такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Итак, говорит здесь Церковь , что виноградник был у Соломона. Соломон – миротворец, это имя Христа Самого. был в Ваал-Гамоне, и он отдал этот виноградник сторожам. Кто эти сторожа? Это апостолы и их преемники. «Каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников», то есть каждый был должен приносить плоды, полноту серебра духовного. «А мой виноградник при мне», – Господь говорит, что, хотя я и отдал виноградник сторожам, но, тем не менее, Я Сам его не покинул, до сих пор продолжаю его охранять. Церковь предана наследникам апостолов – епископам, но при этом Господь не ушел из Церкви, он сам следит за своей Церковью , сам управляет ею. Это и видно, потому что бывали случаи, когда Бог сам вмешивался лично в жизнь Церкви. Это бывало очень часто, когда Господь спасал Церковь не через епископов, а через других людей. Но никогда Господь не разрушает начальной иерархии, Он сам продолжает охранять свой виноградник, Он не полагается просто на людей, Он до сих пор хранит Свою Церковь. «Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его». То есть, цель – когда приносят плоды епископы, они зарабатывают себе награду, и апостолы, хотя, конечно же, они должны служить Богу. И дальше обращается к Невесте: «Жительница садов! [райских садов] товарищи внимают голосу твоему...» – твои небесные товарищи, ангелы, внимают голосу твоему, потому что через Церковь ангелы узнали о Боге то, что они не знали никогда раньше. Церковь является учительницей в том числе и ангелов. «…дай и мне послушать его». – Дай и мне послушать голос Бога, – обращается автор этой книги, Соломон, да и мы тоже обратимся к этому: «Дай и мне, Церковь , услышать голос Бога, дай мне услышать голос возлюбленного, который любит тебя и который влечет нас к Себе». А Церковь что отвечает? Она говорит: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!» ( Песн.8, 14 ). На горах ароматных. Итак, Церковь говорит: «Беги, возлюбленный мой, стремись всегда, влеки нас за собою, беги сюда». Эти слова очень похожи на слова, которыми оканчивается Библия . Помните слова, которыми оканчивается Библия? – «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр. 22, 20 ). Иди, Господи Иисусе, к нам, влеки нас, будь подобен серне быстроногой или оленю, который уничтожает змей духовных на горах ароматных, на горах бальзамических. И дай нам бежать за Тобой всегда. Влеки нас от радости к радости, и пусть этот бег никогда не закончится. Пусть мы вечно бежим за Тобою, и пусть этот бег никогда не прекратится в Твоем Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но вера в Церковь возлагает также на нас и важные обязанности. Мы должны именно быть всегда и беспрекословно послушными Церкви, не должны нарушать ее заповеди и установления, но должны чтить таковые. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законам, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Так же точно и мы не должны подчиняться иным установлениям, кроме тех, которые действуют в Церкви. Господь говорил ученикам Своим: «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается». То же нужно сказать о важности Церкви Христовой. Кто слушает ее, тот слушает Самого Господа, и кто отвергается ее и не повинуется ей, тот отвергается от Самого Господа. Поэтому будем всегда послушны всем заповедям и уставам святой православной Церкви, помня строгий суд Господа на всех непокорных Церкви Его: «если и Церкви не послушает (кто), то да будет он тебе, как язычник и мытарь». На эту важную обязанность нашу указывает катехизис, когда на вопрос: «что значит веровать в Церковь ?», отвечает: «веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной Главы ее, Господа Иисуса Христа». Что есть Церковь ? Как можно веровать в Церковь, когда вера есть уверенность в невидимом? Как можно доказать, что Церковь , будучи видимой, есть в то же время и невидима? Как можно доказать, что в ней пребывает всегда благодать Божия? Какое утешение доставляет нам вера в Церковь? Какую обязанность возлагает на нас эта вера? 8. Церковь есть едина Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Ин.17:21 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Еф.4:4 –6. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3:11 . Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф.4:1 –3.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010