По материалам канала TVGuberniya " Путь паломника " Проект реставрации фасада церкви Серафима Саровского при Шихобаловской богадельне выполнен архитектором Ю.И. Харитоновым. Информация с сайта В редакцию «Благовеста» позвонила Софья Поликарповна Бортник, единственная представительница в Самаре старшего поколения знаменитого купеческого рода Шихобаловых. «Считаю, что нужно восстановить крест домовой церкви богадельни и странноприимного дома Шихобаловых и открыть фрески с изображением Серафима Саровского», — сказала она. Речь идет о доме, который был построен в Самаре почетным гражданином города Антоном Николаевичем Шихобаловым в 1894 году на углу улиц Алексеевской и Уральской, ныне Красноармейской и Братьев Коростелевых. Последние четыре года это коррекционная школа-интернат «Преодоление». Софья Поликарповна рассказывает: «Шихобалов хотел, чтобы люди, идущие на богомолье, имели возможность в Самаре где-то остановиться на сутки или двое. Построил для них дом и сам содержал его. Но так как богомольцев было мало, то туда стали брать на постоянное жительство бедных людей, у которых не было жилья. Почти никто сейчас не заботится о бездомных, а обездоленных людей так много. Я воспитывалась по принципам семьи Шихобаловых, и мне очень жаль всех людей, брошенных сейчас. В одной из комнат домовой церкви на втором этаже сохранились фрески с событиями из жизни Преподобного Серафима Саровского, но они заклеены обоями и закрашены краской. Я ходила к директору школы, разговаривала с ней, она мне сказала, что ничего не может сделать, потому что у них нет средств, и она не знает, как посмотрят на это местные власти. В комнате, где фрески, сейчас спальня мальчиков, и можно было бы по христианскому обычаю открыть фрески. Над богадельней была колокольня и крест. Мое желание — восстановить этот крест и фрески». Вот что писалось о богадельне и домовой церкви в книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», Москва, 1912 г: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках — приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития.

http://sobory.ru/article/?object=27667

Самара. Домовая церковь Серафима Саровского при Православной классической гимназии. Бывшая домовая церковь при Шихобаловской богадельне Домовая церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1893 и 1903. Архитектор:Ю.И. Харитонов (реставрация) Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, д. 91 (в здании Самарской Православной классической гимназии) Координаты: 53.190518, 50.111277 Проезд:Остановка " ул. Братьев Коростелевых " (1,3,16,22 маршруты трамвая; 34 маршрут автобуса; 34,226 маршруты маршрутного такси) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здание было построено в XIX веке известными самарскими благотворителями Шихобаловыми, первоначально здание использовалось как странноприимный дом для отдыха паломников, совершавших пешеходное паломничество в Иерусалим. После того как паломничество в Иерусалим стало проходить через другие города, Шихобаловы открыли в здании богадельню, в которой проживали пожилые бездетные люди, здесь же была открыта аптека. В 1903 году при богадельне был открыт храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского - один из первых подобных храмов в России. Рядом с богадельней Шихобаловы построили Ильинский кафедральный собор (в последствии взорванный). В 1917 году храм Серафима Саровского и богадельня были закрыты, а с 1918 года в здании размещалась школа для обучения детей с нарушениями психики. В помещениях храма была закрашена вся стенная и потолочная роспись, которую в свое время сделали братья Белоусовы, расписавшие Грановитую палату в Кремле. После возвращения в конце 1990-х годов храма верующим, в нем долгое время проводились реставрационные работы, и только в январе 2010 года в храме было проведено первое богослужение. Сейчас ведется реставрация росписи храма, уже частично восстановлена роспись потолка, краски которой сохранили свою яркость, не смотря на многослойное закрашивание... В духе шихобаловских традиций при храме открыт медицинский кабинет, в котором оказывают помощь пожилым прихожанам.

http://sobory.ru/article/?object=27667

Самодеятельность крупнейших городов (особенно Москвы , Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова) достигла того, что в них дело помощи обездоленным было поставлено с размахом, поражая значительным количеством больниц, богаделен, приютов и других заведений, оборудованных первоклассным медицинским оборудованием. Основными источниками финансирования социальной сферы явились пожертвования крупных предпринимателей, сильные группы которых сложились в ведущих русских промышленных центрах. Наряду с крупными денежными пожертвованиями, в Москве приобрела распространение передача городу готовых зданий для медицинских учреждений. Торговец шерстью Каверин построил на свой счет гинекологический корпус в Старо-Екатерининской больнице. Александр Карзинкин в память об умершей сестре построил и оборудовал лечебницу для грудных детей с амбулаторией в Морозовской больнице. Биржевой маклер по хлопчатобумажной части Московской биржи Майтов передал в распоряжение Московской городской думы земельный участок в Алупке-Саре (Крым) для детского санатория " для переутомленных и больных детей беднейшего населения Москвы " . По примеру Москвы крупные денежные суммы и недвижимость передавались состоятельными людьми на развитие здравоохранения и в других городах. В Петербурге открылась " Еленинская " больница для бедных женщин, страдающих злокачественными опухолями. Она была создана на средства Елисеевых, владельцев сети гастрономов. Крупные, оборудованные по последнему слову медицины больницы возникали не только в столицах, но и в провинции. В 1898 году в Самаре была открыта городская Шихобаловская больница. Она была оборудована новейшими медицинскими аппаратами, - здесь были рентгеновский кабинет, кабинеты водолечения и электролечения (говоря современным языком, физиотерапии). При больнице была собственная электростанция. В крупнейшем российском текстильном центре Иваново-Вознесенске прославились фабриканты из династий Бурылиных и Гарелиных; они жертвовали на муниципальные больницы, приюты, богадельни, учебные заведения. В частности, на деньги миллионера Николая Бурылина была построена городская больница имени Куваевых в Иваново-Вознесенске. На средства Марии Гарелиной был устроен родильный дом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Глядково. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1826. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Глядково Координаты: 56.46524, 40.08714 Проезд: Из Владимира северный выезд в сторону райцентра Юрьев-Польский, через 36км правый поворот в селе Андреевское по указателю " Шихобалово 7км " . Проезжаем Шихобалово по дороге справа от кафе в центре села, выезжаем на зерноток, склады и поизводственную площадку сельхозпредприятия " Шихобаловский " . Две дор ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Владимира северный выезд в сторону райцентра Юрьев-Польский, через 36км правый поворот в селе Андреевское по указателю " Шихобалово 7км " . Проезжаем Шихобалово по дороге справа от кафе в центре села, выезжаем на зерноток, склады и поизводственную площадку сельхозпредприятия " Шихобаловский " . Две дороги, левая к Богдановскоскому рыбопитомнику, другая в Глядково и к границе Ивановской области. Выбираем правую, однако летом по острой щебенке и рытвинам никто не ездит, рядом с ней в пяти метрах отлично ровно накатанная грунтовая дорога дублёр, через четыре километра езды среди полей, в низине, примерно в километре деревья - бывшее село Глядково. Ни одного дома не осталось. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью На картах пяти-десятилетней давности Глядково ещё обзначено как жилое селение. Тем не менее сегодня здесь уже нет ни одного дома, и посреди бывшего села видны только руины церкви возле одной из запруд и пасётся скотина. Церковь Дмитрия Солунского в Глядково примечательна удачным двухтажным архитектурным решением своих объемов. И церковь хорошо смотрится в низине полей, и функционально удобно сочетаются теплый, хорошо протапливаемый, и холодный, залитый светом больших окон, яруса. В настоящее время доступ на второй ярус без приставной лестницы или других приспособлений невозможен. На западном фасаде видны следы примыкания колокольни. Судя по техногенным проломам апсиды, имели место планомерные попытки разобрать храм на кирпич. В настоящее время церковь не имеет чердачных перекрытий. Междуэтажное перекрытие выполнено бетонным по металлическим балкам.

http://sobory.ru/article/?object=02628

Центральный. Троицкий Шихобаловский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1898. Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, Богатовский район, . Центральный Координаты: 53.032639, 51.12025 Проезд: Из Самары на автомобиле: выехать через Зубчаниновку на трассу Самара-Кинель. Не доезжая Кинеля повернуть направо на село Богатое, двигаться до указателя поворота на поселки Восточный и Центральный. Проехать Восточный, в черте пос. Центральный выехать на ул. Центральную, проехать в конец улицы до зда ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выехать через Зубчаниновку на трассу Самара-Кинель. Не доезжая Кинеля повернуть направо на село Богатое, двигаться до указателя поворота на поселки Восточный и Центральный. Проехать Восточный, в черте пос. Центральный выехать на ул. Центральную, проехать в конец улицы до здания почты. Рядом находится бывший игуменский корпус, за магазином - здание бывшей монастырской школы. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь создан в имении самарского купца и благотворителя А.Н. Шихобалова, на средства которого возведены все монастырские постройки. Обитель открыта 4 окт. 1898. В 1901 указом Св. Синода община преобразована в Троицкий женский монастырь. После 1917 монастырь закрыт и продолжал существовать под видом трудовой артели " Пчёлка " , окончательно закрыт в 1920-х. На территории размещена колония для беспризорных. В 1930-х большинство построек разобрано, два келейных корпуса переданы под жилье. После Великой Отечественной войны монастырь передан заводу " Прогресс " для подсобного хозяйства, на основе которого впоследствии образовался посёлок Центральный. Блок В.С., Катренко К.А. " Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.) " . Самара, 2002, с. 80-81, 85 В Свято-Троицком Шихобаловском женском монастыре была одна деревянная двухпрестольная церковь с калориферным отоплением, построена по проекту губернского архитектора А.К. Левенштерна, строительство храма велось под наблюдением известного самарского купца, зятя А. Шихобалова, В.М. Сурошникова, принимавшего деятельное участие в строительстве.

http://sobory.ru/article/?object=43436

Самара. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли. На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

http://sobory.ru/article/?object=02061

Тума. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Церковь. Не действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) , Покрова Пресвятой Богородицы , Сергия Радонежского Год постройки:1815. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, Шихобаловский сельский округ, урочище Тума Координаты: 56.438964, 40.166523 Проезд: Из Юрьев-Польского по дороге Р74 на Владимир 27км до указателя " Шихобалово " , далее на восток по указателю 7км. При въезде на главную улицу пос.Шихобалово повернуть вправо и по ней выехать в поля по щебеночной дороге. Через 6км щебенка кончится развилкой на две грунтовых колеи, двигаться по левой вни ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Юрьев-Польского по дороге Р74 на Владимир 27км до указателя " Шихобалово " , далее на восток по указателю 7км. При въезде на главную улицу пос.Шихобалово повернуть вправо и по ней выехать в поля по щебеночной дороге. Через 6км щебенка кончится развилкой на две грунтовых колеи, двигаться по левой вниз к пойме р.Тумка 1,5км. Колея огибая край пашни приведёт к брошеной ферме, остатки церкви в прямой видимости на другом берегу запруды р.Тумки. Транспорт экстремальной проходимости, сезонные и погодные ограничения. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Уже лет 25 прошло, как Туму покинули последние жители. Добраться сюда теперь нелегко. Вместо села - заросшая кустарником и подлеском дикая природа, представляющая интерес в основном для охотников на уток, - река Тумка перегорожена плотиной, устроены пруды на её притоках. На высоком берегу р. Тумки сохранилась алтарная часть храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, построенного в 1815 году. До каменного храма здесь стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, упоминаемая в книгах патриаршего приказа в 1676 году. По материалам книги прот. О. Пэнэжко " Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района " . - Владимир, 2005 Тума отстоит от Владимира в 40 верстах, а от Суздаля в 12 верстах, расположено на речке Тумке. В книгах патриаршего казенного приказа под 1676 г. записана церковь Николая чудотворца. В настоящее время церковь – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, построена в 1815 г. тщанием прихожан, зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в холодной – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в трапезе теплой – во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=10214

Я лично знаю примеры подобного обучения. Мне доводилось встречаться с истинными учениками, которые совершенствовались в духовной жизни, не расспрашивая, как и что им делать, а пристально всматриваясь в поступки благочестивых подвижников, воспламеняясь всем сердцем к подражанию их доброму подвигу. Юношей мне приходилось общаться с ныне усопшей инокиней Февронией. Когда она поступила в монастырь (был такой Шихобаловский монастырь где-то, кажется, в Бузулукском или Самарском уезде), то ее сердце горело желанием подражать подвигам благочестивых монахинь. Была Феврония из простой крестьянской семьи, грамоты не знала, читать не умела, но душа ее стремилась к знаниям — не светским, разумеется, а к знаниям духовного делания. Однажды Феврония заметила, что некая инокиня этого монастыря совершает какой-то особый подвиг. Она уходила в отдельную келью, закрывалась и там совершала молитвословие со слезами и коленопреклонением. А Февронии все было интересно! Впрочем, это было не любопытство, а желание понять, как люди подвизаются, как они молятся, как прославляют Господа и умоляют Его благость? И однажды, заметив, в какой келье инокиня молилась, она тайно проникла вслед, спряталась и стала наблюдать, как подвижница благочестия совершает свой подвиг. Таким вот способом Феврония впитывала в свое сердце добрые навыки этой благочестивой инокини. Затем она училась благочестивому настроению у двух юродивых, живших в этом же монастыре. И неудивительно, что Феврония достигла такой высоты духовной, что стала воистину бесхитростной. Вот вам, возлюбленные братья и сестры, пример из наших дней, пример о человеке, которого я знал лично и с которым мне часто приходилось беседовать. Вот как нужно подвизаться, напитывая свое сердце не словами, а жаждой подражать доброй христианской жизни подвижников благочестия. Вы, конечно, скажете: ну а как нам поступать в современных условиях? Где найти таких людей, которым могли бы мы подражать? Есть такие люди, возлюбленные братья и сестры, есть! Даже среди здесь стоящих, несомненно, есть. Если бы их не было, то ни наш город, ни вообще отечество не стояли бы, потому что только благочестием людей содержатся грады Божий. Вспомним мы Содом и Гоморру. Вспомним, как вопрошал Авраам: «Господи, если в этом городе найдется 50 праведников — сохранишь ли Ты город?» И Господь возвестил: «Сохраню».— А если 45?» — «Сохраню».— «А если 40?» — «Сохраню».— «А если 30?» — «Сохраню».— «А если 10?» — «Сохраню!»

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Кафедральный Покровский собор (Самара) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Содержание История [ править править код ] Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли. На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский . Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии - и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_П...