Глава св. Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция) В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна. Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын - Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей. В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна. После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор. В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать. Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый - в Амьене, второй - в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

Кроме того, в сноске указаны три других местонахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена уже из Амьена. Более подробно судьбу лицевой части честной главы, оказавшейся в Амьене, мы можем проследить по западным источникам. В 1204 году под натиском крестоносцев пал Константинополь. Его святыни и богатства в течение нескольких дней были разграблены. В безликой массе грабителей для нашего повествования важна фигура каноника ( Канноник — член капитула. В Католической и Англиканской церквях капитулом называется совет из духовных лиц, участвующих в управлении епархией или в католических орденах коллегия руководящих лиц. ) Валлона де Сартона (Wallon de Sarton ) из Пикинии ( Picquigny ). 14 апреля 1204 года он оказался в развалинах одного из дворцов, где обнаружил футляр, содержащий серебряное блюдо. На блюде под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица без нижней челюсти. Над левой бровью был видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое острым предметом. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что это — часть мощей святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной главе святого Иоанна. В этом месте стоит сделать отступление, чтобы сказать несколько слов о судьбе тех, кто был причастен к убийству Иоанна Крестителя: тетрарха Ирода, Иродиады и ее дочери Саломии. Их жизненные пути неведомым судом Божиим тоже пролегли через Францию. Спустя некоторое время после убийства Иоанна Крестителя Ирод был обвинен в заговоре против Рима и со всем своим семейством отправлен в заточение сначала в Лугдун Галльский (современный Лион во Франции), а затем в Илерду — испанскую крепость ( Жития святых по руководству Четьих – Мминей святителя Димитрия Ростовского. 29 августа. Кн. 12. М ., 1911.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

В 1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы, новые границы которой были определены МКАД. В 1971 году здесь началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились, а сами сельчане переселялись в новые столичные микрорайоны. Уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи остался единственным строением, которое радовало глаз на фоне панельных коробок. Вплотную к ограде храма пролегла новая улица Сталеваров, а Святой колодец был засыпан. Маленький кладбищенский храм продолжал оставаться единственным местом молитвы для тысячи жителей микрорайона, а также быстро разраставшегося подмосковного города Реутова. Священники жили при церкви в небольшом одноэтажном бревенчатом доме, который сохранялся до 1990-х годов. В 1990-92 гг. началась реконструкция храма с целью увеличения его площади. К колокольне сделаны пристройки, за счёт одной из которых была расширена трапезная часть, а в другой разместилась ризница. Капитальной реконструкции подверглись стены и кровля. В 1991 году состоялась закладка фундамента нового церковного дома: рядом со старым бревенчатым срубом - бывшем домом причта, возник целый комплекс из крестильного храма с мраморной купелью и обширного здания, где разместилась Воскресная школа. Неузнаваемо изменился внутренний облик церкви: на стенах появилась новая роспись, пол, прежде крытый плитами жёлто-серого песчаника, был выстлан серым гранитом. Не нарушая целостности исторического облика церковного здания, старые окна и двери в нём сменили на новые, герметичные, одновременно наладив современную вентиляцию и теплоснабжение. В 1997-98 гг. ввиду тесноты при богослужениях левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесён в новопостроенный крестильный храм, а правый в честь вмч. Георгия Победоносца перенесён приставным престолом в главный алтарь. Засиял золотом новый иконостас, куда помещены отреставрированные и отчищенные от копоти старинные иконы. 9 марта 1991 года на празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 июля 2013 года в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи церковь в Ивановском посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавил Богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=03359

Новые колокола заказали в Тутаеве - на известном заводе Шувалова. Эти инструменты считаются одними из лучших по звучанию. Первые семь колоколов были готовы уже осенью 2016 года. Масса самого маленького из них составляет шесть килограммов, самого большого - двести. Отец Алексий надеется, что колокольня в скором времени приобретет свой исторический вид. А началось все с восстановления сгнившей лестницы на колокольню. Ее заменили металлической и стали проводить экскурсии - таким образом удалось собрать необходимую сумму для приобретения первой партии колоколов. «Колокольня - это в первую очередь звонница, и только во вторую - смотровая площадка, - отмечает настоятель собора. - Нам очень не хватало на Пасху колокольного звона! В Воскресение Христово, когда со всех окрестных церквей был слышен праздничный перезвон, мы шли крестным ходом с песнопениями, с хоругвями, но без колоколов, хотя у нас самая высокая и самая красивая колокольня в Татарстане». «Колокола наконец-то зазвонили. Долгое время колокольня молчала, но сейчас она выполняет свое предназначение - благовестит о Христе и призывает верующих в храм Божий», - сказал 18 января после всенощного бдения в Богоявленском соборе митрополит Феофан. 20 января 2022 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Богоявленской колокольне, расположенной на центральной улице города Казани, состоялось освящение Иоанно-Предтеченского храма. По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла богослужение совершил епископ Елабужский Иннокентий. После освящения викарий Казанской епархии возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. В 30-годы ХХ столетия колокольню хотели уничтожить в первую очередь. Но, по всем расчётам, при взрыве она упала бы как столб, раздавив соседние дома. Поэтому и была сохранена. В новейшее время в колокольне располагался выставочный зал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В 2013 году был подписан документ о совместном использовании Богоявленской колокольни музеем и Казанской епархией. С этого момента в здании колокольни стали совершаться воскресные и праздничные богослужения. 20 января 2014 года, в праздник Собора Иоанна Предтечи, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий совершил малое освящение храма в честь обретения главы Иоанна Предтечи в колокольне Богоявленского собора.18 января 2017 года на Богоявленской колокольне были установлены новые колокола

http://sobory.ru/article/?object=25605

Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Праздник молебен Честная Церковь сей, Предтече, светло совершает,/главу твою чтущи и обычно зовущи:/отец наших Боже, благословен еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Провозвестил еси Слова страшное пришествие Божественными игрании,/возвещаеши твоея главы обретение, пророче,/неложными усты тя желающему тепле священнодейственному пастырю.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Девство и рождество паче естества и слова в Тебе стечеся,/Бога бо воплощенна родила еси несказанно, Богородице,/Емуже поем: отец наших Боже, благословен еси.  Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/Богочестивым неистовно разжже/силою же лучшею спасены, сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Креститель и Предтеча, земный Ангел, беззакония известный укоризник,/Троицы явление прежде видяй, третие являет главу свою всем, любовию поющим:/священницы, благословите, людие, превозносите Христа во веки.  Припев: Святый великий Иоанне, Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас. Сретает усердно тебе царь кротчайший вкупе со христолюбивыми людьми, прехвальне,/пастырей же первейший простирает руце к тебе,/и, свои прилагая перси, играет с веселием, и вопиет благодарно:/людие, превозносите Христа во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Паче злата глава твоя просиявши, Предтече,/сокровиществованна в сребренных сосудех,/яко богатство многоценно, Царскому граду дадеся./Тоя даровании богатея Божественными, усердно поет:/священницы, благословите, людие, превозносите Христа во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чреве носимому, всяческая носящему,/блаженне Иоанне, поклонился еси, радуяся,/во чреве крыем неплоднем, прехвальне./Егоже, рождшася от Святыя Девы, Агнца Божия проповедая, благочестно возопил еси:/людие, превозносите во вся веки.  Песнь 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-na-tr...

4. Пономарь Василий Нечаев. Метрические книги 1880-1890-го гг. фиксируют следующие изменения в составе причта. Запись на 1880 год заверяет уже не Василий, а Рафаил Стрельцов. Совершенно другой почерк свидетельствует, что это не иеромонашеское имя отца Василия, но совершенно иной человек, установить родство которого по отношению к отцу Василию, не удалось. В 1886 году Никольский уже числится, как полноправный псаломщик; в том же году переводится в псаломщики и Нечаев. В 1887 г. подпись отца Рафаила встречается в последний раз: его сменяет, по-видимому, молодой священник Сергий Румянцев, который и служит в этом храме до начала 1930-х годов. Последним выркинским настоятелем перед закрытием храма в 1937 году стал священномученик Иоанн Тарасов (1867-1937). Служил отец Иоанн недолго – с августа 1937 г. по 26 октября того же года. Расстрелян в Бутово 8 декабря 1937 года; прославлен в сонме Орехово-Зуевских священномучеников в 2004 году. Храм был вновь открыт для верующих вскоре после победы в Великой Отечественной войне. Церковный Архив хранится в ЦИАМе (ф. 203, оп. 780 – консисторские копии метрических книг 1870-1917 гг, ф. 203, оп. 747 – исповедные ведомости конца XIX в. – 1865 гг, ф. 2127 – подлинные (церковные) экземпляры метрических книг 1826-1836 гг). Е.В. Старшов, пресс-секретарь Орехово-Зуевского благочиния,  Источник: сайт 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Существующая церковь Рождества Богородицы на Выркинском погосте строилась с 1847 по 1849 гг. на средства прихожан архитектором П.А.Елецким по " образцовому " проекту. Боковые престолы во имя Третьего Обретения Главы Иоанна Предтечи (Усекновения Главы Иоанна Предтечи ?) и Николая Чудотворца были освящены в 1854 г., главный престол в 1865 г. В 1937-1945 гг. храм не функционировал. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с.Нестерово Орехово-Зуевского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г.

http://sobory.ru/article/?object=06322

5) Сретение Господне во храме Симеоном, в сороковой день по рождеству Христове (2-го февраля). 6) Крещение Господне от Иоанна на реке Иордан (6-го января). 7) Преображение Господне на горе Фавор (6-го августа). 8) Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, неделя Ваий, или Вербное Воскресенье (за шесть дней до Пасхи). 9) Вознесение Господне на небо в 40-й день после воскресения (в четверг, на 6-й неделе после Пасхи). 10) Пятидесятница в память сошествия Св. Духа на апостолов, в 50-й день по воскресении Христовом, и вместе во славу Пресвятой Троицы (в 8-е воскресенье по Пасхе). 11)Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа) 12) Воздвижение Честного Креста Господня, обретенного царицею Еленою (14-го сентября). Кроме сих праздников, с особенным торжеством отправляются в Церкви: 1) Рождество Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы (24-го июня). 2) Усекновение главы Иоанна Предтечи Иродом (29-го августа). 3) День верховных апостолов Петра и Павла (29-го июня). 4)Св. Николая чудотворца (6 декабря). 5) Храмовые праздники. Посты православной церкви 1) Великий пост , или св. четыредесятница, важнейший из годовых постов, продолжается сорок дней в воспоминание и по примеру сорокадневного поста Господа Спасителя. Преимущественно в этот пост христиане говеют – ходят в церковь , исповедают грехи свои и причащаются св. Христовых тайн. Великий пост бывает перед Пасхою, и за ним следует Страстная неделя в память страданий Христовых. 2) Рождественский (или Филипповки) начинается 15-го ноября и продолжается сорок дней – до Рождества Христова (для приготовления к этим великим дням). 3) Успенский пост – перед днем Успения Пресвятой Богородицы – с 1-го по 15-е августа. 4) Петров пост (или Петровки) начинается чрез 7 дней после Пятидесятницы и продолжается до 29-го июня, то есть дня апостолов Петра и Павла, и потому, когда Пасха бывает ранее, – пост продолжительнее, а когда Пасха бывает позже, и Петров пост короче. Дни постные 1) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14-го сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возблагодарив Господа за очевидное дело его дивного милосердия, предки наши – туляне, по обычаю древности, здесь, на месте наибольшего кровопролития, против юго-восточной стены кремля (по-тогдашнему, «в деревянном городе»), на костях падших в битве и похороненных здесь граждан и бояр, в память «дивного дела милосердия Божия», решили воздвигнуть монастырь во имя Третьего Обретения честныя главы св. Иоанна Предтечи, имени которого был тезоименит Московский Государь – царь Иван Васильевич 4 . Предтечев монастырь, первоначально деревянный, потом каменный, существовал до самого начала нынешнего столетия. Но когда в 1799-м году последовал указ Св. Синода о перенесении из Коломны в Тулу архиерейской кафедры и образовании тульской епархии, то Предтечев монастырь повелено было упразднить и обратить в архиерейский дом. В 1800–1801 годах это и было окончательно выполнено первым епископом Тульским Мефодием. Памятником же Предтечева монастыря осталась только так называемая «трехглавая» церковь во имя Похвалы Пр. Богородицы, что и ныне существует на архиерейском дворе, служа его наилучшим украшением, – как неувядаемый цвет веры тульских граждан, их благочестия и геройского мужества, споспешествуемого милосердием Божиим, как цвет славы Божией, превосходящий всякий «цвет сельный», украшающий землю и быстро превращающийся в прах вместе со всякой земной славой. Так древле предрек о сем еще Св. Исайя в пророчестве о Предтече Господнем: «И явится слава Господня, – благовествует пророк, – и узрит всяка плоть спасение, яко Господь глагола…. Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки» ( Ис. 40:5–7 ). Памятником исполнения этих слов пророчества служит доселе храм Богородицы, который и при упразднении Св. обители Предтечи остался от предков в наследие их отдаленным потомкам: он и доселе гласит о том, как явилась слава власти и силы Божией на месте сем – как погибла слава силы и власти царя татарского, – как «оружием благоволения Божия» – русским мечем был подкошен здесь яркий цвет крепкого татарского воинства 5 . – Благочестивые граждане Тулы всегда хорошо памятовали и памятуют о бывшем здесь монастыре и в достопамятные дни праздников Св. Иоанна Предтечи и Смоленской иконы Богоматери – Одигитрии (имени которой здесь был храм) и др. собирались и собираются сюда в значительном множестве. А Преосвященные Архипастыри, во храме Похвалы Пр. Богородицы, 29-го августа, в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи, совершали литургию, а пред литургиею служили панихиду о всех православных воинах, за веру и отечество на брани убиенных 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя - прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь - «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой - молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа/8 сентября.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010