И думали они, что за такой-то пост они и получат от Бога все милости. Но Бог не слушал их. И возвестил чрез пророка Исайю, что такой пост Ему не угоден, если в другое время Его люди угождают своим прихотям и мстят другим за всякие обиды, если не творят милостыни голодным, бедным и странникам ( Uc. LVII, 3–5 ). Евреи не были скупы на жертвоприношения. Они приносили Богу в жертву скот откормленный, в обилии проливали пред алтарем кровь тельцов, агнцев и козлов. Евреи, кроме субботы, уважали и другие свои праздники. Что же Господь сказал им? К чему Мне множество жертв ваших? Впредь не носите… даров пустых, т. е. без сердца, согретого любовью к Богу и ближним; курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний ваших не могу терпеть. Празднование у вас в то же время и беззаконие. И когда вы простираете на молитве руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, не послушаю вас. Ваши руки исполнены кровей. Очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость, восстановите угнетенного, защитите сироту, разберите дело вдовицы ( Uc. I, 11–17 ). Православные! Нет ли и в христианской вообще, и, частнее, в нашей православной среде тех же дел закона благовидных, но не полезных душе и не спасительных? К сожалению, есть, и как их еще много! Например, к чему нужно ханжество, лицемерие на молитве, длинные стояния на ней, если человек устами только чтит Господа ( Uc. XXIX, 13–14 ; Mф. XV, 8–9 ; Mk. VII, 6–7 ), а сердце его далеко от Него? К чему изнурительные посты постника или постницы, когда, вкушая мало хлеба и воды, не укрощают языка, ворчат, брюзжат на людей, не прощают им, а иногда положительно вредят им? Разве такой пост полезен? «Многие, – пишет св. Тихон Задонский , угодник Божий, – не едят рыбы, масла, молока и прочих снедей, которых Бог не запретил, но паче благословил верным с благодарением принимать, но пожирают людей слабых. Многие не подают делами своими соблазна, хорошо сие и похвально, но языком разносят соблазны и с места на место переносят зло, как зараженные заразу и ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И св. апостол Павел чрез Христа получил свободу от прежних пороков, неуместной ревности, и вышедший на прямой, светлый путь к небу, даже принявший за веру Христову удары и язвы, ничем прошлым не хочет хвалиться, как только Крестом Христовым. Через Крест Христов мы, грешные, примирены с Богом Отцом, правосудие Его пременилось в милость, сила греха ослаблена, враг спасения попран, нам открыт легкий способ, прямой путь к блаженству, даны спасительные средства в Православной Церкви для более удобного очищения себя от грехов, для благочестивой жизни в Христе Иисусе. Чрез Крест Христов мы сделались наследниками Богу, сонаследниками Христу. И св. апостол, объятый неизреченною любовью к нам Богочеловека, навсегда отдался Ему, возлюбил Его всею душою, всем сердцем и всем помышлением своим. Для него жизнь только со Христом и во Христе. Он оставил дом, род, ни во что вменил свои труды и подвиги. Он для мира распят, мертв, глух к похвалам от людей, к блаженству, к родственникам. Он только и жил одною верою в Иисуса Христа, возлюбившего его и предавшего Себя за него (Тал. II, 20). Ради Христа страдания, узы, побои Павлу были радостны. Язвы, которые он носил на теле своем, были ему знаками чести и радостным воспоминанием о том, что он не вотще трудился. Он подвизался… подвигом добрым. Он был в больших трудах, безмерно в ранах, много раз в темницах и многократно при смерти. От евреев пять раз дано… было ему по тридцати девяти ударов треххвостной плетью. Три раза… били его палками; однажды камнями побивали; три раза… терпел кораблекрушение… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в бедах от разбойников… от единоплеменников… от язычников; был в опасностях в городе… в пустыне… на море… между лжебратиями, в труде… в изнурении, часто в бдении, голоде… жажде; часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у апостола было ежедневно большое стечение людей и забота о всех им сооруженных Церквах ( 2Kop. XI, 23–28 ). И при всем том апостол не хвалился собою, а указывая на свои немощи, он прославляет только дивную благодать Божию, проявляющуюся в немощах его ( 2Kop. XII, 9 ). Как храбрый воин, принявший при защите отечества раны, увечье, хвалится ими как свидетельством своей верности отечеству, так и св. Павел свидетельствует свою верность и любовь ко Христу язвами, носимыми им на теле за имя Его. Какое смирение! И в то же время, какая высота, величие духа в святом апостоле!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И такую сверхъестественную способность сообщает нам христианство с избытком, поскольку мы научаемся преодолевать жизненные скорбные обстоятельства с радостью. Конечно, в совершенстве такой способностью овладевают только святые. Жития всех святых содержат примеры подвижнического несения креста скорбей во Имя Христово и во славу Божию. (Св. преподобный Леонтий Михайловский, прошедший долгие годы мучительных испытаний в лагерях и ссылках, говорил: «… я в раю был, а не в тюрьме»). Любовь ко Христу даёт силы верующему христианину воспринимать в любой скорби – и большой, и малой – благостную отраду, которая соделывает эту самую скорбь радостотворной и желаемой. Христианин ценит человеческое страдание прежде всего как возможность проявить верность и любовь к Богу. Именно любовь к Богу определяет в нас богоподобие, а значит, благостное терпение скорбей является нашей жизненной задачей: «Горестей на земле более, чем радостей; – пишет св. Феофан Затворник, – то и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, все устрояющему, для подаяния повода явить мужество и терпение во славу Божию и другие высокие добродетели» . Крест страданий христианина даёт ему возможность стать соработником Христу Спасителю. И, конечно, никакая скорбь, перенесённая со смирением и радостью, не остаётся без внимания Бога – этот труд получит достойную награду: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. 3:1-5). Однако Бог вознаграждает верующих за благодушное терпение скорбей и в земной жизни. Часто мы живём, не претерпевая скорби, а лишь в ожидании этих скорбей; причём парадокс состоит в том, что само ожидание страданий становится мучительным и скорбным! Мы не замечаем и не хотим замечать дарованной нам благодати – в мире, тишине и спокойствии, в счастье общения с родными и близкими, в обилии «земных плодов», которые питают нас.

http://bogoslov.ru/article/5425661

И Христос достиг всего, чего восхотел. Мы прощены – грехи людей заглаждены, забыты ради крестных заслуг Христовых; мы оправданы – за нами не считается никаких пороков, долгов, так сказать, недоимок. Ст. 1. Да, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Ст. 2. Через Него мы и получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, т. е. надеждою получить славу от Бога в вечном Его Царстве. Но что же требуется с нашей стороны для того, чтобы воспользоваться правом на доступ в благодатное общество, близкое нам? Ужели всякий безусловно, без участия сердца, может наслаждаться благами Царства Христова, свободой от ответа за прежнюю жизнь, миром с Богом, блаженствами рая? Если бы так было, тогда правосудие Божие было бы стеснено безразличным отношением к каждому человеку – к доброму и дурному, как к ленивому, так и к усердному. Да, Бог несказанно милосерд. Но Он и различает людей, Он ожидает от нас и от нашего сердца покорности, послушания Его воле, Его учению, – одним словом, Он требует от нас веры, доказываемой добрыми делами. Кто уверует и, крестившись, будет жить по вере, тот спасется ( Mk. XVI, 16 ). Кто отдаст свое сердце и ум Богу, тот получит оправдание от Господа и действительно, имеет доступ к Нему и наслаждениям благами от воскресшего Христа, нам уготованным. Насильно в рай не вводят. Как слепой или закрывший глаза не может в известную минуту чувствовать красоты и разнообразия цветов и видов в мире, так и грешник, не принесший покаяния и веры, не может оценить доступ к Царству и восчувствовать блаженство в Царстве Небесном, в христианской благочестивой жизни, в благодатном общении с небесными Силами. И много ли от человека на первый раз требуется? Только вера, т. е. отречение от своих ложных убеждений и усердное принятие учения и даров Христовых. И за такую веру человек так много получает от Бога! Но беда наша в том, что мы бываем очень упорны в своих мнениях, с большою неохотою подчиняемся чужому убеждению, тем более, верованию. Оттого-то перемена ложного мнения на истинное учение и верование или вообще доверие истине и составляют заслугу для человека. Праведный Авраам веровал Богу, когда Господь от него, столетнего, обещал произвести потомство, и притом многочисленное; он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере… что Бог силен и исполнить обещанное. Потому вера и вменилась ему в праведность, в заслугу, как высокая добродетель ( Puм. IV, 20–22 ). Впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вера вменится в заслуги и нам, истинно верующим в Бога Отца, Сына Его и Святого Духа ( Puм. IV, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И этот человек восхищен был до третьего неба, т. е. до рая, еще живя здесь на земле. Ст. 4. Да, он, т. е. сам апостол, был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Следовательно, для участия в блаженствах рая нужны для нас другие условия: отрешенность от теперешнего тела, свобода от забот житейских, особенное душевное настроение – именно, высоко благочестивое, а иначе сам себе скажешь: Друже, кто вошел еси семо не имый одеяния брачна ( Mф. XXII, 12 ). Господи! кто может пребывать в райском жилище Твоем? кто может обитать на святой высокой, надземной горе Твоей? – спрашивал в свое время древний пророк. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего ( Nc. XIV, 1–3 ). Значит, чистые сердцем узрят Бога ( Mф. V, 8 ) и сподобятся небесных видений еще здесь, на земле, каких удостоился св. апостол. Таких видений удостаиваются и ныне избранники Божий. Так, св. Тихон, новоявленный угодник Божий, в 1770 году удостоился видеть Христа, грядущего к нему; в 1778 году он удостоился узреть Пречистую Богородицу на облаках и около нее свв. апостолов Петра и Павла. Не нам, грешным, описывать это восхитительное, восторженное состояние душ праведных, еще при жизни предвкушавших блаженства рая. Сам Боговидец Павел признал невозможным пересказать слышанное и виденное им. Но мы не можем при этом не благоговеть пред смирением великого подвижника – первоверховного апостола. Он, рассказавши о видении, прибавляет: (ст. 5) а я собою и при этом не похвалюсь; могу похвалиться разве только немощами моими, только указать на мои недостатки. Ст. 6. И я удерживаюсь от правдивого самовосхваления, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. Ст. 7. Да к тому же, продолжает апостол, чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы удручать меня, чтобы я не превозносился.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

- Иди, — сказал Господь, — ибо сей человек есть Мой сосуд избранный и понесет имя Мое к народам и царям, и сынам Израилевым. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Тогда Анания пошел и, найдя Савла, возложил на него руки и сказал: «Брат Савл, Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня, чтобы ты прозрел и получил Духа Святого». При этих словах, как будто чешуя спала с глаз Савла; он принял крещение и стал проповедовать в синагогах, что Иисус есть Сын Божий. Удивлялись все, знавшие, что он был самый ревностный гонитель учения Христа. Иудеи, в ярости на него, решились его убить; но верующие, узнав об этом, помогли ему удалиться из города Дамаска; они спустили его ночью в корзинке из дома его. Савл некоторое время пробыл в Аравии и через три года после своего обращения пришел в Иерусалим. Он захотел пристать к ученикам; но они чуждались его, помня, как он гнал Церковь Христову. Наконец, один из учеников, Варнава, давно знавший Савла, потому что, как полагают, учился вместе с ним у Гамалиила, рассказал всем о чудесном обращении Савла и о том, как он проповедовал в Дамаске. Тогда ученики приняли его с любовию. Он везде безбоязненно говорил о Христе и много состязался с Еллино-Евреями. Понятно, что Иудеи возненавидели его, теряя в нем сильного и ревностного союзника; они и тут покушались убить его. Тогда ученики проводили его в Тарс. Сам Господь повелел Савлу удалиться из Иерусалима; Он явился ему и сказал, что здешние не примут свидетельства его. «Поди, — прибавил Господь, — Я пошлю тебя далеко к язычникам». Впрочем в это время Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались ( Рассказы из истории Христианской Церкви. М., 1884 г. стр. 35 ). Обращение Павла (37 г.) В. Михайловского (из Шаффа).   На пути в Дамаск случилось то самое чудо благости, вследствие которого дышущий гневом Савл стал молящимся Павлом, самонадеянный фарисей превратился в смиренного христианина, самый опасный враг Церкви сделался самым деятельным и сильным Ее апостолом и к своим богатым природным дарованиям воспринял обильные дары Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

иеромонах Иов (Гумеров) Эти слова были высказаны А.С. Пушкиным в заметке «Александр Радищев», посвященной его книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. 3 апреля 1836 г. СПб.» (ПСС, т.7, Л., 1978. С. 246). Гениальный поэт поэтической интуицией приблизился к библейскому пониманию этой темы. Древнееврейское слово эмэт (истина) этимологически связано со словом эмуна. Оба они означают также веру и верность, которые, в свою очередь, находятся в тесной связи с понятиями милость и праведность. Эти важнейшие добродетели, в свою очередь, являются гранями и проявлениями царицы добродетелей – любви. В Священном Писании понятие истина часто передается словом свет, а ложь и неведение – словом тьма. Не имеющий любви, не имеет и истины. Все, что основано на гордыне, самомнении, злобе, предвзятости, холодном расчете и эгоизме, искажает внутренний взор и не приводит к истине. Об этом говорит святой апостол Иоанн Богослов: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин. 2: 9–11 ). Как прокомментировать с точки зрения православной духовности образ юродивого в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина? иеромонах Иов (Гумеров) Бориса Годунова А.Пушкин начал в ноябре-декабре 1824 г. в Михайловском по прочтении X и XI томов Истории государства Российского Н.М.Карамзина , а закончил 7 ноября 1825 г. Четыре года спустя в набросках Предисловия к Борису Годунову он писал: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Имея в виду таких-то лжеучителей, горделивых, поклоняющихся Ангелам и унижающих Христа, св. апостол и написал в Колоссы послание. В нем он раскрывает учение о лице Иисуса Христа и спасительных для нас действиях Его – страдании и смерти. Именно Христос у апостола Павла изображается в послании выше всего мира, Существом, Которому поклоняются все небесные силы – все Ангелы. Христос есть Творец мира, Бог и Человек; Он – Глава Церкви, Источник всякой мудрости и знания; Он не стесняет Своих верующих, подобно лжеучителям, какими-нибудь одними, обязательными для всех, внешними обрядами вроде того, до чего в иной день можно дотронуться, а до чего нельзя; Он от тленных благ мира ведет верующих постепенно к высшему совершенству. Следовательно, только Ему и Его Отцу, а не Ангелам подобает высшее поклонение. Следовательно, мы, христиане, должны слушать Его учение, повиноваться Ему и постоянно иметь к Нему живейшую благодарность за все милости Его к нам. Об этом и увещевает нас ныне св. апостол. Гл. I, ст. 12. Братия, благодаря Бога и Отца за то, что Он призвал нас к участию в наследии святых людей в Его обителях во свете, т. е. в светлом Царстве Небесном. Ст. 13. Будем благодарить Его и за то, что Он избавил нас от власти тьмы, т. е. от темной, нечистой силы – от сатаны, и ввел в Царство возлюбленного сына Своего, т. е. в Его Церковь . Ст. 14. В ней-то, в Его Церкви, мы только и получаем спасение, в ней мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов. Христос так возлюбил Церковь , т. е. общество людей с верою, что Себя предал за нее, чтобы освятить ее, чтобы она была свята и непорочна ( Eф. V, 25 ). Таким образом, спасение наше совершено ни кем-либо из сотворенных существ, например Ангелов, но Самим Сыном Божиим, Ст. 15. Который есть Образ Бога Невидимого, Который рожден предвечно, прежде всякой твари. Он, будучи безначален, Сам вечен, дал жизнь всему. Ст. 16. Им создано все, что на небесах, т. е. мир духовный и светила, и все, что на земле и в земле, все видимое и невидимое; весь духовный мир, состоящий из девяти членов или разрядов, как-то: ближайшие к нам – Ангелы и Архангелы, и ближайшие к Господу – Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы, Херувимы и Серафимы; все Им и для Него создано.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

( Ин.17 ). Беседуя дорогою в последний раз пред страданиями Своими, Христос спустился с горы, на которой стоит Иерусалим, и пришел к тенистому, глухому ручейку Кедрону, отделяющему гору Масличную от Сионской. В этой долине на ручейке Кедронском, Христос, возведши к Небу Свои очи, молился о Себе и Своих учениках всех времен, – о неизменном господстве в них истины и любви. «Прославь Меня, Отче! пришел час. Прославь Сына Твоего у Тебя Самого (на небе) славою, которую Я имел у Тебя прежде сотворения мира. Я прославил Тебя на земли. Я открыл Имя Твое людям; они были Твои (они предались Тебе). Отче Святый! Соблюди их, чтобы они были едино, как и Мы. Освяти их истиною Твоею, – словом Твоим; Оно есть истина. (А теперь) Я за них посвящаю Себя (в жертву), чтобы и они были святыми служителями (и твердыми исповедниками) истины. Отче Мой! хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Иисус Христос в саду Гефсиманском Иисус Христос молится в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. ( Ин.18:1, 2 ; Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ; Лк.22:40–46 ). По окончании Своей молитвы, Христос перешел с учениками Своими через ручей Кедронский. За этим ручьем, при подошве горы Масличной, расположена была деревня Гефсимания с садом, в который, как известно было и Иуде предателю, Христос нередко, особенно в последнее время, приходил со Своими учениками. Христос пришел в сад. При самом входе в сад Христос оставил восемь учеников Своих: Он сказал им: «Посидите здесь, пока Я помолюсь там». А остальных трех Апостолов: Петра, Иакова и Иоанна взял с Собою в самый сад. Здесь Он начал тосковать и скорбеть. И говорит трем Своим ученикам: «побудьте здесь в бодрственном состоянии (не спите), прискорбна душа Моя даже до смерти». Отошедши от них на небольшое расстояние, Спаситель наш в тяжкой скорби преклонил колени Свои, пал на лицо Свое и молился: «Отче мой! Если возможно, да идет мимо Меня чаша сия» (предстоящее множество страданий). «Впрочем да будет воля Твоя!» с преданностью Христос кончил молитву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010