Естественно, это была среда весьма питательная для всякого рода религиозного вольнодумства и ересей. Масла в огонь подливали недовольные церковной властью и покинувшие свои приходы церковнослужители и монахи, которых там тоже было с избытком. Таким образом, юг Украины стал благодатной почвой для зарождения и развития еретических вероучений всех оттенков и мастей. Там и стали сеять немцы-колонисты первые плевелы, чтобы потом взойти им буйным чертополохом на теле Православия. О единстве Церкви Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Иисус Христос основал на земле одну Церковь: " ... Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Таким образом, говорится об одной Церкви, а не о многих. Господь также говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря: " ... и будет одно стадо и один Пастырь " (Ин. 10:16). Было установлено одно крещение и одно причастие. Единство верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем Первосвященнической: " Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы " (Ин. 17:11). И опять акцент делается на одной Церкви: " ... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех... " (Еф. 4:5). Апостолы заповедали на все времена: " ... стараясь сохранять единство духа в союзе мира " (Еф. 4:3). Апостол Павел предупреждает: " ... остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них " (Рим. 16:17); о том же и в слове Иоанна Златоуста сказано: " Разрывать единство и полноту Церкви — есть не меньшее зло, чем создать ересь " (ЖМП, 8, 1971. С. 10). Таким образом, Церковь — это живое тело божественного Логоса, воплощенного в богочеловеческой личности Иисуса Христа. И надо помнить, исходя из этого определения, что тело это растет и развивается, а стало быть, изменяется и совершенствуется. Мы святимся святостью Церкви, но сама Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо ее святость не от нас, а от Бога через Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

И Евангелист Иоанн учит: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти, не о том говорю, что бы он молился“ ( 1Иоан. 5: 16 ). Вот о ком из живых и умерших Церковь не молится: о явных хулителях Бога и Его Церкви, об отрекшихся от Христа, как Сына Божия, о непочитающих за святыню Кровь Завета, т. е. отвергающих догмат искупления Христом человечества, и о согрешающих грехом к смерти, т. е. согрешающих произвольно до самой смерти и не считающих грех грехом, что и есть хула на Духа Святого. Не может, конечно, молиться св. Церковь за тех умерших кто умирает, отвергая самую возможность молитв об усопших, а также и за сознательно, в здравом уме, лишивших себя жизни, как восставших против Творца своего, даровавшего им эту жизнь Начальника жизни. (Канон. ответы св. Тимофея: 14-й). О всех же остальных умерших Церковь всегда возносит молитвы к Богу, ибо верит непреложным словам Христа Спасителя, что всякий грех , кроме указанных, простится и в веке сем и в будущем. Но если бы мы молились о помилованных уже умерших или не заслуживающих поминовения, то не повредили бы этим ни им, ни себе, а лишь исполнили бы долг христианской любви к братьям нашим и заслужили бы благоволение в очах Божиих, согласно словам Спасителя: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него, если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится“ ( Мф. 10: 18 ); так и наши молитвы, если умершие не будут их достойны, возвратятся к нам, как и псалмопевец говорит о молитве за упорных грешников: «и молитва моя возвращалась в недро мое“. ( Пс. 34: 13 ). 12) Сектант: Если для умерших спасительны молитвы и милостыни, тогда все богачи могут спастись, оставив капитал для поминовения, а бедняки, ничего не имеющие, погибнут, ибо никто не будет даром за них молиться. Объяснения православного: Церковь одинаково молится и о богатых и о бедных, ибо она любящая мать тех и других: за всякой церковной службой она обращается к Богу с молитвой о всех «прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных“. На литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого возносятся молитвы «о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в верте скончавшемся, – за «всех усопших о надежди воскресения живота вечнаго“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

" и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих». Горлице уподобил святую Церковь , имея в виду разнообразные да­рования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: «дочери царей – в почете у Тебя, пред стала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная. " и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих» ( Пс.44:10 ; Пс.83:4 ), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: «знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь» ( Иер.8:7 ), называя горлицей всечестную Церковь , ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Ав­рааму: «возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» ( Быт.15:9 ). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: «голос горлицы слышен в стране нашей» ( Песн.2:12 ). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. «Голос горлицы слышен в стране нашей» днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива...; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» ( Песн.1:4–5 ). «Черна я, но красива». Я черна – по причине прежнего преступления, прекрасна – по причине скорого покаяния; я черна – от скорби о своем падении, прекрасна – сиянием, полученным при крещении. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. «Черна я, но красива» – Церковь из язычников. Не смот­рите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором гово­рится в Екклесиасте: «восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» ( Еккл.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Потому Он и говорил: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ); и еще: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). При начале мира от одного человека произошли многие, размножаясь по закону природы, и потому дело шло медленнее; а при апостолах общество умножалось не по закону природы, но по благодати, и потому вдруг в один день три тысячи, затем пять тысяч, потом бесчисленное множество, и наконец вся вселенная родилась славным возрождением, Церковь возросла, умножилась и самим делом доказала благословение, которое она получила, потому что ни от крови, ни от хотения плоти, но от благодати Божией родились ( Ин. 1:13 ). «Утверждает в пределах твоих мир» ( Пс. 147:3 ). Это преимущественно и в собственном смысле можно сказать о Церкви; и притом, что особенно удивительно, она наслаждалась миром в то время, как боролась с врагами, и наслаждалась безопасностью тогда, когда все строили ей козни. Потому и сказал Господь: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин. 14:27 ). И лучшею пшеницею насыщает тебя ( Пс. 147:3 ). И это можно в переносном смысле относить к Церкви и разуметь о духовной пище, о том хлебе жизни, который Он даровал нам (3). Говорят некоторые, что горлица привязана к мужу и целомудренна, так что если случится, что ее самца растерзает орел или поймает охотник, то она не сочетается с другим, но остается верной тому, ждет его и до смерти сохраняет о нем память. Послушайте, женщины, какое целомудрие, оказывается, у птиц! Итак, вы, имея пред глазами образ горлицы, подражайте ее целомудрию. Такое свойство отличает и честнейшую Церковь . Когда ее супруг, Христос, был распят на Кресте и вознесся на небо, она не сочеталась с другим мужем; но Его любит, Ему остается верна и, вспоминая Его, вместе с Ним умирает (3). Церковь утверждена больше неба. Язычник, может быть, обвинит меня в надменности; но пусть он подождет доказательства и познает силу истины, что легче погаснуть солнцу, чем уничтожиться Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Церковь является апостольской еще и потому, что она сохраняет апостольское учение и распространяет его в мире. Ни один человек не имеет права изменить это учение, сформулированное апостолами на основании слов Самого Христа Спасителя. Христианское богословие может развиваться и совершенствоваться, но в основе его всегда лежит учение Христа, как оно сохранено и передано апостолами. Крещение Символ веры включает исповедание «единого Крещения во оставление грехов». Крещение – то первое Таинство, с которого начинается жизнь христианина. Именно оно открывает двери в Церковь , дает допуск ко всем остальным Таинствам, делает человека членом Церкви. Крещение – это духовное рождение. Об этом сказал Сам Христос Никодиму, пришедшему к нему для беседы: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял слов Спасителя и спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:3–6 ). Крещение соединяет человека с Богом, дает ему силы противостоять диаволу, вести христианский образ жизни. Крещение не избавляет от болезней, но помогает преодолевать те духовные болезни, которые на христианском языке называются грехами и которые отрицательно влияют на весь духовно-телесный состав человека. Многие болезни являются прямым или косвенным следствием греховного образа жизни. Помогая человеку освобождаться от грехов, Церковь способствует его исцелению, тем самым укрепляя его и духовно, и телесно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Таинство Крещения Церковь верует, что в Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи. Что же касается грехов, которые он совершает после Крещения, то от них он может очиститься в Таинстве Покаяния (Исповеди). Эсхатология Слова Символа веры «чаю воскресения мертвых» указывают на христианское учение о том, что все люди воскреснут. Об этом воскресении говорит апостол Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, Спаситель неоднократно и определительно говорит об Иоанне как об Илии. Означает ли это прямое личное отожествление их? Но, помимо общих соображений, против этого достаточно свидетельствует ответ самого Иоанна посольству священников и левитов: «Что же – ты, Илия? он сказал: нет» (Ио. 1,21). Нужно помнить, что евангелист Иоанн уже имел пред собою рассказ синоптиков о свидетельстве Христовом об Иоанне как Илии. Иоанн не Илия, и, однако, «если хотите принять, он есть Илия», «Илия уже пришел, и не узнали его». Это, прежде всего, относится к сходству служений Предтечи и Илии, из которых первый предваряет первое пришествие Христово, а второй – второе, чего не различали Иудеи, сливавшие оба их воедино. ( Церковь воспевает Илию: «во плоти ангел пророков основание, второго предтеча пришествия Христова Илие славный» – тропарь.) В смысле сродства служения толкует это Златоуст 49 , и, вслед за ним, большинство толковников. Слова Спасителя, однако, содержат больше, чем простое сближение служений. В них указуется некая тайна личного соотношения Илии и Иоанна, для нас не раскрытая. Углубляться в нее нескромно, однако и не замечать ее неверно. Мы должны, разумеется, отстранить то грубое истолкование, которое дается сторонниками учения о личном перевоплощении. Но, помимо этого, грубого и нехристианского воззрения, могут быть и иные, доселе неведомые нам соотношения между душами, параллельные отношениям родства или происхождения. Связь Илии и Иоанна, столь непререкаемо установленная Спасителем, во всяком случае побуждает нас внимательнее всматриваться в черты сходства и различия обоих пророков. Илия и Иоанн оба являются проповедниками истинной веры и покаяния, а постольку и обличителями, с той разницей, однако, что образ Илии и в этом отношение является ветхозаветно суровым и грозным (история избиения жрецов Вааловых: 3Цар. 18, 40 , истребление пяти десятков Охозии, 4Цар. 1 ). Есть внешнее сходство в общей строгости жизни и в аскетическом облике обоих пророков, и оно, конечно, поражало народное воображение: Илия описывается, как «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» ( 4Цар. 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Некоторые люди ставят под вопрос право священника отпускать грехи, недоумевают, почему нельзя получить прощение грехов напрямую от Бога, просто каясь перед Ним. Ответ мы находим в Евангелии: прощать или оставлять грехи Христос поручил апостолам. И сменившим их преемникам — епископам и священникам. 6. УВЕРЕНИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ Что мы об этом знаем В Евангелии от Иоанна мы читаем, что после восьми дней с момента явления Господа в запертом доме апостолы снова собрались все вместе, на этот раз уже с Фомой. Он слышал от них о явлении живого Христа, но отказывался до конца поверить такому счастью: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И вот Господь вновь является ученикам и лично удостоверяет Фому в Своем Воскресении: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:26–29). Когда и где это произошло После восьми дней, начиная со дня Воскресения Христова, — это когда? По мнению Иоанна Златоуста, речь идет снова о дне Господнем, по-нашему — воскресном: «восемь дней прошло от одного дня Господня до другого». Счет дней здесь такой же, как и в случае с самим Воскресением: Господь воскрес в третий день, начиная с пятницы, когда Он был распят. И уверение Фомы произошло в восьмой день, начиная с того, в который Спаситель воскрес. Место было, очевидно, то же самое, в котором Господь являлся апостолам неделей прежде: так называемая Сионская горница, возможно, дом апостола Иоанна Богослова. Какое значение это событие имеет для нас Церковь отмечает Фомину неделю (тот самый день, когда Фома уверовал) в воскресенье, следующее за Пасхой, практически как самостоятельный Фомина неделя не входит в число 12 важнейших праздников церковного года, но по многим особенностям богослужения приближается к ним. Например, тропарь и канон на утрене поются не традиционные воскресные, а особые, праздничные. двунадесятый праздник. Чем же так важно это событие?

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

3 . (читай, сколько позволит время): «Господи! Ты со Своими учениками в Сионской горнице совершил Тайную Вечерю и причастил их под видом хлеба Пречистым Твоим Телом и под видом вина – Честною Твоею Кровию, и заповедал им творить сие в Твое воспоминание. Мы по заповеди Твоей собрались в храме сем и молим, и просим Тебя, Господи, соверши и с нами, как Ты совершил со святыми апостолами, Тайную Вечерю и ниспосли Духа Твоего Святаго на нас, собравшихся здесь во имя Твое, и на предлежащие Святые Дары сии: освяти их Духом Святым и преложи в Пречистое Тело Твое и Честную Кровь Твою, и преподай нам для жизни вечной с Тобой. Ты же Сам говорил: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день. Сделай, Господи, по слову Твоему, а слово Твое есть слово вечной истины. Господи! Ведь Ты же Сам сказал нам, что небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут. И да будет как Ты Сам учил: ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей в Пречистое Тело Твое. Аминь. А еже в чаше вино – в Честную Кровь Твою, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь. Господи! Пред Тобою с молитвами своими предстоит вся Святая Церковь , которую Ты на земле основал: торжествующая, прославленная на небе, и воинствующая, ожидающая от Тебе своего спасения. Ведь Ты есть Бог живых, но не Бог мертвых». После этой молитвы молящиеся пред Господом, в лице Его Пречистого Тела и Честныя Крови находящихся на престоле, должны помолиться за всю Церковь , торжествующую и воинствующую, и помянуть всех членов ее в следующем порядке: «Помяни, Господи, святаго славнаго Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, святых пророков: Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида и всех прочих святых пророков; святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, и всех прочих святых Твоих апостолов; святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Николая, Мирликийского чудотворца, и всех прочих святителей; первомученика архидиакона Стефана и всех прочих святых Твоих мучеников и мучениц;

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Блаженный Феодорит , объясняя ст. Рим.11:25:26 , пишет: «тайна есть то, что известно не всем, но одним доверенным. Посему, говорит апостол, хочу сделать для вас известным, какую тайну о предмете нашего рассуждения знаем мы, чтобы вы, почитая себя очень разумными, не составили оттого высокого о себе мнения... Апостол сказал: отчасти, давая знать, что не все не уверовали; ибо многие из иудеев уверовали. Советует же не отчаиваться в спасении и прочих. Ибо, по принятии проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в священном Евангелии: Илия должен прийти прежде и устроить все. 805 ( Мф.17:10–11 ). О пришествии пророка Илии пред концом мира и о его деятельности среди Израиля говорит пророк Малахия: «Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И от обратит сердце отцов к детям и сердца детей – к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:5–6 ). «Сказал: Вот Я пошлю к вам Илию пророка... – и, означая время, – замечает блаженный Феодорит , – присовокупил: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Так наименовал день второго пришествия; извещает же что сделает пришедший великий Илия. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их. И показывая цель, для которой придет Илия прежде, присовокупил: чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием. Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия придет прежде, возвестит вам о Моем пришествии и убедит вас, иудеев, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам и составить единую Мою Церковь . Отцами же называет пророк иудеев, как призванных прежде, а сынами – язычников, как спасенных после иудеев». 806 Иисус Христос имел в виду это пророчество, когда на вопрос учеников: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» – сказам им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все ( Мф.17:10–11 ). Святой Иоанн Златоуст , объясняя данное место, пишет: «Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия ( Мф.17:12 ), – называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. Α если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет, потому и сказал: Илия должен придти прежде и устроить все. Что такое – все? То, о чем сказал пророк Малахия ( Мал.4:5–6 ). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. Α чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином, 807 а Иоанн фесвитянином не был». 808 б) Явление антихриста. 809

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

На языке Церкви, на языке богословия таинством названо то богослужебное действие, в котором исполняется таинственное, мистическое участие Бога в человеческой жизни и реализуется участие человека в Божественном бытии. В первом из таинств, в Крещении, происходит наше рождение для жизни в Боге: человек входит в Церковь, человек получает дар духовной жизни. Богообщение, к которому призван в Церкви человек, реализуется затем и в других таинствах. И прежде всего, в полноте и в совершенстве, — в таинстве Причащения, ибо говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6: 56). И еще: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Сам по себе, без Бога, человек не обладает полнотой бытия и не причастен жизни вечной. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19), — сказал Господь о таинстве Причащения. Но если мы говорим о Боге, Который над временем и вне времен, «воспоминание» — не столько память о том, что было когда)то, сколько молитва и живое с Ним общение на Литургии. Полное название Литургии, на которой таинство Причащения совершается в большинство дней церковного года и на которой по преимуществу мы остановим свое внимание, — Литургия святителя Иоанна Златоуста. Мы знаем, что Господь предупреждал своих последователей: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15: 20). Именно так и произошло со святым Иоанном, епископом новой столицы Римской империи — Константинополя. Иоанн был столь ярким проповедником, что его назвали Хризостомом, то есть Златоустом. Он был необычайно популярен среди верующих, но призвание быть бескомпромиссным ревнителем правды Божией поставило его в противоречие с миром. Уже закончились гонения на Церковь первых трех веков, уже и сам император был христианином, но евангельская проповедь святителя Иоанна и бесстрашное обличение пороков властителей привели его к изгнанию. Святитель был сослан в отдаленный край империи — на Кавказ. 14 (27) ( 1 ) сентября 407 года, на пути в расположенный в Пицунде римский гарнизон, святой Иоанн Златоуст почувствовал приближение смерти. Он облачился в светлые одежды, помолился и предал свой дух в руки Божии со словами: «Слава Богу за все».

http://zavet.ru/a/rss_1296232697.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010