Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван «Посланником (т. е. Апостолом) исповедания нашего» ( Евр.3:1 ). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Примите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ), – говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь «фундаментом» Христианской Церкви. В этом смысле Церковь и называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; и во-вторых, потому что сама Церковь , в её земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире.Православные христиане веруют в Церковь так же, как они веруют в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви – без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств. Церковь есть Божий подарок миру. Это – дар спасения, знания и просвещения, прощения грехов и победы над тьмой и смертью. Это – дар общения с Богом через Христа и Святого Духа. И дар этот даётся нам навсегда, без всяких условий со стороны Бога. Люди могут грешить и бороться против Церкви, верующие могут отпадать и отделять себя от неё, но сама Церковь – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ) – навеки остаётся непобедимой и несокрушимой, «и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ).Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. ( Еф.5:25–27, 32 ) … Исповедаю едино крещение во оставление грехов… В Христианскую Церковь вступают через крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 , чтение Евангелия во время Крещения). Славянское слово «крещение» несёт в себе сугубо христианский смысл, хотя обряд «омовения» существовал уже во времена Ветхого Завета и даже в некоторых языческих религиях как символ смерти и нового рождения. Поэтому крещение было неотрывно от покаяния («покаяние» – по-гречески «метания», что значит «изменение образа мыслей», перемена жизни), поэтому и Иоанн Предтеча «крестил» в знак покаяния и новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Церковь едина , потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной. 24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»? – Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа. 24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»? – Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)) .

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

     Апостольское чтение Пятидесятницы рассказывает нам, как в жизни первой христианской общины случилось событие, благодаря которому собрание учеников Христовых превратилось в Церковь Христову. Святой Лука, автор Книги Деяний, говорит об этом следующее. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–4). Вот тот момент, когда родилась Церковь Христова! Она получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Подобно тому, как человек, начав дышать однажды, всю жизнь дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Святым Духом, дышит полной грудью. И нынешний праздник по праву можно назвать началом качественно новой духовной жизни на земле, началом жизни в Духе. Говорить о Святом Духе трудно. Даже святые отцы мало проповедовали о Нем. По сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая особая тайна, открывающаяся в глубинах духовной жизни. Поэтому и мы с вами не дерзнем прямо и уверенно говорить на такую сокровенную тему. Однако мы можем обсудить некоторые мысли о действии Духа на христианина, которые предлагает нам Священное Писание Например, апостол Павел в одном из своих Посланий пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно сообщать нам чувство инаковости христианства по отношению к миру. Христианин – человек не от мира сего. Павел об этом пишет так: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14–15). Итак, не нужно удивляться, если мир не понимает нашего христианства. Христианин для мира всегда инородное тело. Чем лучше христианин, тем более он неприемлем миром. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена из глаза – так и настоящий христианин всегда будет в чем-то чужд для суетной жизни общества. Как Дух Святой не от мира сего, так и мы, принимая Духа в Таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность. Для церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом его – на небесах.

http://pravoslavie.ru/104078.html

Заканчивается молитва о Церкви. Эта молитва называется первосвященнической – в ней все описано. В этой молитве заключена вся Церковь . Понятие «Церковь» здесь максимально проявлено – это единство Троицы. Условие спасения – вера, соединенная со Христом. Как мы говорили, вторым условием спасения является соединение со Христом. Как это соединение совершается? Об этом говорит Господь: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 5 ). Пути человека, рожденного от Святого Духа непонятны и неизвестны, это тайные тропы, по которым Бог ведет людей. Именно у христиан могла возникнуть поговорка: «Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему про свои планы». Понимаете почему, потому что пути Духа они неизвестны, как дуновение ветра. Так и христиане, их путь неизвестен: сейчас он идет сюда, завтра туда. Куда ведет Дух, туда и идет Церковь . В этом путь христианина, путь рожденного от воды и Духа. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье – без крещения нет спасения. Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф. 2:8–9 ). Логика тут такая: добрые дела, кроме одного дела – дела веры, для спасения не нужны. Чтоб получить спасение. Но, чтобы усвоить спасение, нужны добрые дела. Так мы, крещеные уже спасены. Но в надежде, что не потеряем это. А вот сохранить спасение, не потерять, приумножить – это второй вопрос. Другое место о необходимости крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Что значит крещение? Крещение – это крещение водное, крещение по вере, крещение воспринимаемое как новое рождение. Те люди, которые не верят в то, что крещение дает новое рождение – разве они крещеные? Нет. Если крещение не понимается как Таинство, имеющее спасающую силу, значит человек таким таинством не спасается. Так человек может искупаться в источнике во имя Отца, Сына  и Святого Духа, но при этом крещеным не будет. Крещение предполагает веру в спасение. Крещением прощаются грехи: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Поэтому стяжание Духа Святого святыми добродетелями — это целая наука, жизненно преподанная святыми Отцами, особенно преподобным Серафимом Саровским. Святым добродетелям сопутствуют и все святые таинства. И если взыскуем мы Духа Святого святыми таинствами и святыми добродетелями, то Он в изобилии нам и подается (см. Лк.11:13). Нет здесь ни меры, ни границы: логосные, богочеловеческие бесконечности человеческого существа столь неизреченно велики, что практически мы никогда не можем наполнить их благодатью Святого Духа. Поэтому надо взыскивать Его неустанно. Отсюда и благовестие досточудного благовестника: Не мерою дает Бог Духа (Ин.3:34). Мера Его — безмерность. Ибо человеческая душа, человеческий дух присно алчет Духа Святого. В человеческом мире совершенная полнота Святого Духа и Его благодати — это Богочеловек, Владыка Христос, а также Его Богочеловеческое Тело, Церковь, и в ней святые таинства и святые добродетели (см. Ин.1:16; Еф.1:6—8). Поэтому из существа, принявшего Духа Святого и носящего Его в себе, истекают реки воды живой, то есть благодать Святого Духа и все Его бесчисленные дары, необходимые человеческому существу для вечной жизни на земле и на небе. Разумеется, Дух Святой принимается верой в Богочеловека и за веру в Богочеловека=верой в Церковь и за веру в Церковь (Ин.7:38—39).    Весь весьма сложный подвиг во-духовления и одуховления, во-троичения и отроичения подается в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершаемом Богочеловеческой Личностью и жизнью Господа Иисуса на земле, то есть Им как Церковью. Это благовестие, это все-благовестие, воскресший Господь сказует Своим ученикам и преемникам перед Своим Вознесением: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:18—20).    Богочеловек, Владыка Христос Собою как Церковью собирает и небо, и землю в единое Тело, в Тело Богочеловеческое; объемлет и все народы, спасая их Своим Евангелием: первым святым таинством — Крещением и остальными святыми таинствами и первой святой добродетелью — верой и прочими святыми добродетелями и подвигами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Так и со Христом: мало нам избрать Христа, нужно чтобы Он нас избрал, а избрал Он одну Церковь. Христос говорил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил...» (Ин. 15:16). Да, мы может и избрали Христа, но Он нас не избрал. Мы отвергли Его Церковь, Его крещение, Его пасторов, Его церковное устройство, сделали все сами и хотим заставить Христа пребывать в нашей церкви, но этого не будет. Нельзя Церковь родить и начать строить заново. Ее однажды основал Христос, и Она существует уже 2000 лет и не может быть разрушена, чтобы появилась нужда строить новую. 2. Разве мы не имеем Духа Святого, ведь сказано, что «...Отец небесный даст Духа просящему у Него» (Лук. 11:13), а мы ведь просили, неужели Он не дал? Вспомним уже приводимый пример о самарянах. Они уверовали, покаялись, крестились, но Духа не получили, п. ч. Он может быть дан Богом только в Церкви и Церковью. Апостолы верили во Христа, именем Его чудеса творили, исцеляли, проповедовали, но Духа не имели и получили его только в Пятидесятницу. Так же и Ап. Павел покаялся и уверовал, но получил Духа не сразу, а при рукоположении. Важно рассмотреть вот еще какое место. Христос говорил ученикам: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его; а вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17). Нельзя сказать, что протестанты совсем не причастны Духа Святого. Он может быть с нами, но между «с нами» и «в нас» есть немалое различие. Вообще, Духа Святого в себе хоть сколько-нибудь имеет каждый человек, ибо «мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). Если б человек совсем не имел Духа, он бы рассыпался, ибо только Духом Святым он живет, так как Бог вдохнул в него Свой Дух при сотворении, но это еще не Дух Церкви. Дух Святой работает с каждым человеком, ведя его к покаянию, к Богу. По отношению к каждому человеку действует так называемая общая и призывающая благодать Божия, иначе никакого обращения к Истине вообще быть не могло. В сердце каждого человека идет война: дьявол говорит одно, Дух Святой - другое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

271. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “ВОСТОЧНОЙ”? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь. 272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “АПОСТОЛЬСКОЙ”? Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф 2:19-20). 273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Ап. Павел говорит: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол 2:15). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся (Тит 3:10). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1.10-11). Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:17). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия, или священноначалие. 275. ОТКУДА НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Св. Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф 4:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

В.М. Чернышев О единстве церкви Единство Церкви является одним из основных догматов христианского вероучения. Иисус Христос основал на земле одну Церковь : «...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Таким образом, речь идет об одной Церкви, а не о многих. Господь также говорит о единстве верующих: «...и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10:16 ). Единство верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин. 17:11 ). Было установлено одно крещение и одно причастие. И опять акцент делается на одной Церкви: «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» ( Еф. 4:5 ). Апостолы заповедали на все времена: «сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 ). В связи с этим апостол Павел предупреждает: «...остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). О том же сказано и в слове Иоанна Златоуста : «Разрывать единство и полноту Церкви – есть не меньшее зло, чем создать ересь» (ЖМП, 1971, 8, стр. 10). Таким образом, Церковь – это живое тело Божественного Логоса, воплощенной второй ипостаси Святой Троицы – Иисуса Христа. И надо помнить, исходя из этого определения, что тело это растет и развивается, а стало быть, изменяется и совершенствуется. Мы святимся святостью Церкви, но сама Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо ее святость не от нас, а от Бога через Христа. Церковь Свята и Божественна потому, что освящена кровью Иисуса Христа и дарами Духа Святого, хотя дела церковных людей могут быть далеки от совершенства. «Воспринять Божество, – писал В. Соловьев, – человек может только в своей истинной целости, во внутреннем единстве со всем; следовательно, воистину обожествленный человек... непременно есть соборный или кафолический – всечеловечество или Вселенская Церковь . Человек, который сам по себе помимо Церкви хочет достигнуть Божественного значения, такой индивидуальный человеко-бог есть воплощение лжи, пародия на Христа, или антихрист... Так радиус круга один и тот же для всей окружности, одинаково определяет расстояние от центра люби из ее точек, и, следовательно, он сам по себе есть уже образующее начало круга, точки же периферии лишь в своей совокупности могут образовать круг. Вне этой совокупности, т.е. вне круга, отдельно взятые, они не имеют никакой определенности, но и круг без них недействителен. В человечестве такой круг есть Церковь » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Все это не есть Церковь Христа. Все мы исполняем на себе эти пророчества проклятия и отпали от Церкви. Здесь у нас сразу возникает много вопросов: а как же все то хорошее, что есть у нас? А измененные жизни? А плоды -разве у нас нет плодов хороших? Разве никто из нас не имеет Духа Святого? Меня самого эти вопросы долго волновали, поэтому давайте попробуем подумать над этим и рассмотреть все по порядку. 1. Разве нельзя строить новые церкви? Ведь сказано же: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный...», а также: «Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит» (1 Пет. 2:5; 1 Кор. 3:10), -вот мы, дескать, и строим, как Ап. Павел и говорил. Но здесь у нас происходит тончайшая подмена. Мы строим на Библии, т. е. на своем извращенном понимании Библии, но Ап. Павел дальше говорит, что «никто не может положить другого основания кроме положенного, который есть Иисус Христос» (11ст.). Библия не есть Иисус Христос, это очень важно! Церковь без Писания может жить, как жила Она первые и лучшие свои века. Без Христа же не может Она быть никак. Библия - это отвес, это канон, эталон, по которому строится Церковь, а Христос - основание. Мы же взяли этот отвес и положили его вместо основания, но Церковь не созидается на Библии, Библия была создана Церквью. «Церковь есть столб и утверждение истины», а не Библия, т. к. Церковь была раньше и Ею при водительстве Духа было написано Писание. Вот на что похожа наша попытка построить Церковь на Библии. Жил царь. У него были дети. При дворе его были дети придворных. Этот царь любил своих детей и учил их, как нужно вести себя, чтобы быть достойными своего положения царевичей. Он написал для них правила этикета и поведения: как одеваться, разговаривать, вести себя за столом и проч. Дети придворных завидовали детям царским и хотели быть похожими на них. Однажды они украли эти правила и стали их исполнять. Они выпросили родителей пошить им такую же одежду и стали вести себя точно так, как эти дети царя, и даже называли себя царевичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Скачать epub pdf (Начало) 1924 года, сентября 22 дня в Воскресенье мною проведена беседа с сектантами в храме с[ела] Ардабиева. Выступил Алексий из Лощинина и местные сектанты. Беседа об Иконах. По пропении молитвы “Отче наш” я сказал вступительное слово, приблизительно такого содержания: – Кто верит в Бога, тот должен быть в своей вере последователен. Веря в Бога, должен верить в Его слова, данные нам в Его Божественном Откровении и в особенности в Его словах о том, что истины, сообщенные Им, не оставлены на произвол судьбы, а вверены охранению особого общества людей, именуещегося Церковью . “Я создам Церковь Мою, сказал Спаситель, и врата ада не одолеют ея; и дам тебе ключи Царства Небесного”,– сказал Он апостолу Петру, а в его лице и всем Его [л. 1 об.] преемникам – епископам и пресвитерам, “и что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16. 28, 19 ). “Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается Пославшего Меня ( Лк. 10, 16 ). “Если кто не послушает Церкви, то да будет он тебе как язычник и мытарь” ( Мф. 18, 17 ). “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” ( Евр. 13, 17 ). Где же эта Церковь , которой Господь так решительно повелел повиноваться? Эта Церковь , основанная самим Христом и имеющая Его своей Главою, по сошествии Святаго Духа на Апостолов, стала распространяться во Святом граде Иерусалиме. Так в самый день Сошествия Святаго Духа “присоединилось душ около трех [Л.2.] тысяч” ( Деян. 2, 41 ), а потом “Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” ( Деян. 2, 47 ). Из Иерусалима Церковь стала распространяться по другим городам и весям. Так явилась она в Карфагене, Александрии, Антиохии, Риме, Константинополе, – а отсюда Греции, Сербии, Болгарии и к нам в землю Русскую. Действительно ли Церковь отвечает словам Спасителя? – Да, отвечает. Она так же создана Самим Господом нашим Иисусом Христом, и свое главное устройство получила от святых Апостолов, каковое поддерживалось и поддерживается преемниками Апостолов – епископами и пресвитерами, получившими дар священства преемственно от самих Апостолов. И наша Православная Русская Церковь , управляемая Свят[ейшим] Патр[иархом] Тихоном, есть та же Святая, Апостольская Церковь , сохранившая в неповрежденной чистоте учение Господа и Его [Л. 2 об.] святых Апостолов несмотря на то, что в жизни своей на протяжении многих веков она видела много всяких бурь и невзгод.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010