Андрей Кесарийский дает истолкование каждому камню: «Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное. “Второе – сапфир”. Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного “до третьего неба” ( 2Кор.12:2 ) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся. “Третие – халкидон”. Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом». И далее: двенадцать камней символизируют двенадцать апостолов Иисуса Христа. И посмотрите, все они не похожи друг на друга. Святые апостолы – это как бы разные драгоценные камни. Один имеет зеленоватый оттенок, другой розовый оттенок, синий оттенок, бирюзовый оттенок и так далее. Мы тоже все не похожи друг на друга, но в глазах Бога каждый является ценностью. Даже один драгоценный камень, если его чуть пововорачивать – будет менять цвет. Так и христианин – многообразно изменяется на протяжении своей жизни, и по-разному являет дары благодати Божией. Откр.21:21–27 . «А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» . Итак, как важно быть записанным в книге жизни! Как важно иметь эту удивительную небесную «прописку». Но ведь у нас есть даже документальное свидетельство о том, что мы имеем такую прописку. Это – «Свидетельство о Крещении. Да-да, «Свидетельство о Крещении». Может быть, у кого-то оно не сохранилось, но там, на Небесах, все сохраняется. Предание Церкви учит, что там, на Небесах, записывают каждого человека, который ходит в церковь . Ангел записывает, что сегодня вошел в Церковь такой-то. В памятную книгу Божию. Но главное, чтобы в нашем сердце была бы записана вера, прописана вера в Иисуса Христа как в нашего Спасителя. |
Эта антиномия веры снимается в образе апостола Иоанна — Возлюбленного, постоянно пребывающего “у груди Иисуса”, в евхаристическом единстве с Ним. 5. Последний вопрос Петра Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21). |
Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 . |
Как сказано, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:14–15 ). Это совершенно необходимо, особенно, если мы читаем Книгу Откровения, эту пророческую книгу. Если сказано, что «сидящий видом был подобен камню яспису» , это не значит, что Бог – камень. «Подобен» – то есть нам даются образы, символы, подобия которые мы должны постараться понять. Но что значить «видеть» Господа, ведь сказано: «Бога не видел никто никогда…» ( Ин.1:18 ). «Кто может подумать, что говорит что-либо по плоти (языком – О.С.) тот, кто описывает себя пребывающим в теле (с руками и ногами в – О.С.) Духе? Муж, в высшей степени испытанный Богом своим, ничего не воспринимает телесно, ничего земного не воспринимает. Но он был в Духе, так что мог видеть Господа величия, Которого он видит в Духе, но не созерцает во плоти» (Апрингий, IV век). Следующий стих: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца» ( Откр.4:4 ). Что это за старцы? Кто они такие? Интересный вопрос. С древних времен христиане учили, что двадцать четыре старца, которые сидят на престолах вокруг трона Господа, – это двенадцать патриархов еврейского народа, дети Иакова и двенадцать апостолов Иисуса Христа. Двенадцать патриархов символизируют собою ту полноту Богообщения, которой люди достигли в Ветхозаветной Церкви, а апостолы, двенадцать апостолов показывают нам на ту полноту Богообщения, которой мы можем достигнуть в Церкви Иисуса Христа. Почему я намерено, говоря об апостолах, сказал, что они символизируют то, что мы можем достигнуть в Иисусе Христе? Почему я не сказал, что это символизирует то, чего они сами уже достигли? Дело в том, что в Библии, особенно в Новом Завете, почти нет таких книг, в конце которых не было слова «аминь». Ну, встречаются такие книги в Писании, где в конце нет слова «аминь». Но почти везде в Новом Завете это слово есть. |
Апостол Павел писал ко христианам из Иудеев, наставляя их, не увлекаться различными учениями, ибо хорошо благодатью укреплять сердце, а не явствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими: «имамы жертвенник, от негоже не имут власти ясти служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Он дает нам понять сущность христианской церкви, имеющей в себе жертвенник духовный, на котором приносилась жертва духовная, повеленная Апостолам Спасителем Христом, ставшим Архиереем во век по чину Мелхисидекову, и поставившим Апостолов служителями Нового Завета, свидетельствуемого лучше Ветхого Завета, ибо: «Аще убо совершенство левитским священством было, кая же потреба, по чину Мелхисидекову иному востати священнику». Свидетельствуется ведь в псалме ( Пс. 109:4 ): «Ты иерей во век по чину Мелхисидекову». Следовательно, отмена бывает Ветхого, ибо «ничтоже бо совершил закон». Было же введение лучшей надежды, по которой мы приближаемся к Богу. Как Архиерей пребывает во век, освящающий приближающихся к Богу, причастившихся Ему через кровь Христову, так и Церковь Его, Церковь Нового Завета пребывает во век, чтобы освящать участников и ставших причастниками Завета Спасителя Христа, Который, духом вечным Себя принеся непорочного Богу, очищает совесть нашу от мертвых дел ко служению Богу живому, как и Апостол Павел учит нас, что Новый Завет имеет Церковь , и жертвенник, и священство по чину Мелхиседекову, которого Апостолы Спасителя первые стали служителями Нового Завета, Самим Спасителем поставленные таковыми, чтобы совершать учиненное новым служением и освящать верных, приносяще им тело и кровь Господни, под видом хлеба и вина, священнодействующе по чину Мелхиседекову во век, ибо Церковь Христова пребывает во век »и врата адова не одолеют ей». ( Мф. 16:18 ) 10. О святой Церкви Христовой, что она есть гора святая, вышний Иерусалим Святая Церковь есть гора святая, великая, высокая, град святой Иерусалим, нисходящий с Неба от Бога, имеющий «славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на вратах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот, и стена града имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца...» ( Откр. 21:10 ) Он есть Церковь , храм Божий, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм ее есть и Агнец, и град не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец, и народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою», и проч. ( Откр. 22 ) |
60. О гонении и притеснении, имеющих быть на Церковь со стороны противника, говорит также и Иоанн: “И видел я знамение, великое и удивительное: жену, облеченную в солнце; и вот луна, под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд; имея во чреве, она кричит от болей и муж рождения. И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времен и полвремени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошел, чтобы вступить в брань с остальными от семени ее, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса” (ср. Апок.12:1-6,13-17 ) 61. Под “женщиной, облеченной в солнце”, он самым ясным образом обозначил Церковь , облеченную в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о “луне внизу ног ее”, (он разумеет), что Церковь , подобно луне, украшена небесной славой. А выражение: “на главе ее венец из двенадцати звезд” — указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь . “Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения” — это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово, и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. “И родила — сказано — младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы” — это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рождает Церковь и (о Нем) учит она все народы. |
60. О гонении и притеснении, имеющих быть на Церковь со стороны противника, говорит также и Иоанн: " И видел я знамение, великое и удивительное: жену, облеченную в солнце; и вот луна, под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд; имея во чреве, она кричит от болей и муж рождения. И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времен и полвремени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошел, чтобы вступить в брань с остальными от семени ее, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса " (ср. Апок.12:1-6, 13-17) 61. Под " женщиной, облеченной в солнце " , он самым ясным образом обозначил Церковь, облеченную в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о " луне внизу ног ее " , (он разумеет), что Церковь, подобно луне, украшена небесной славой. А выражение: " на главе ее венец из двенадцати звезд " - указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь. " Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения " - это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово, и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. " И родила - сказано - младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы " - это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рождает Церковь и (о Нем) учит она все народы. |
Конечно, Православие никогда не спорило с тем, что Церковь призвана свидетельствовать о Христе. Но под Апостольством Церкви святые отцы имели в виду нечто иное, чем миссионерство. В Священном писании Нового Завета многократно говорится об апостолах. В начале Своего служения Христос посылает двенадцать учеников к погибшим овцам дома Израилева (см. Мф. 10, 1,5,6 ). Перед Вознесением Спаситель вновь подтверждает их посланничество словами: «идите, научите все народы, крестя их… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19-20 ). И действительно, апостолы были свидетелями Господними «даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). Итак, православное понимание Апостольства Церкви основывается на том, что Церковь существует непрерывно от времен апостольских, что наша Церковь истинно та, которая была вручена апостолам Самим Христом . Ап. Павел пишет: «Вы… сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…» ( Ефес. 2, 19-20 ). Апостол Иоанн Богослов так описывает Небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» ( Откр. 21, 14 ). Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих двенадцать колен, живущих на земле, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов («Подобия» 9). Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры с верой, врученной Христом апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна, и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности» . У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «…Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю , но, как ученик апостолов , становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины» . |
Как видно из контекста, сначала речь идет о том, как наставить брата, если он впал в согрешение, а затем говорится, что если будете о чем-то просить в молитве, то получите. Но если соберетесь «двое или трое» в молитве, то и Я буду посреди вас. Здесь речь идет о важности церковной, соборной молитвы и нет ни слова, что на этом основании будет устроена Церковь . Интересно заметить также в словах Христа учение о том, что Церковь видима: «если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 18 ). Это говорит о том, что Церковь видима. Иначе, как исполнить слова Христа «скажи Церкви». Церковь это не «двое, трое», потому что не сказано: «скажи двоим или троим», а «скажи Церкви». Церковь видима, иначе слова Господа невыполнимы. Если предположить, что Церковь невидима, то выходит, что необходимо прибегать к адвентистам, баптистам, харизматам и прочим конфессиям и выяснять, где у них невидимая церковь или невидимый остаток и как ее (его) увидеть, чтобы исполнить слова Христа «скажи Церкви». Получается какой-то абсурд. Церковь собрана и создана на земле Самим Христом и в никакую невидимость она не устранилась. Не достаточно одной веры, чтобы соединиться со Христом, как об этом пишет евангелист Иоанн Богослов: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» ( Ин. 2, 23–24 ). Кого же Он избрал и кому вверил Себя? «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк. 3, 13–14 ). «Не вы меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас» ( Ин. 15, 16 ). Таковыми избранными стали Апостолы. На основании исповедания Апостолом Петром, от лица всех собравшихся Апостолов: «Ты Христос – Сын Бога Живого» ( Мф. 16, 17 ), Спаситель произносит пророчество: «На сем камне (камне исповедания – А. С.) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» ( Мф. 16, 18 ). |
А отсюда не менее важно и прямо христиански необходимо, чтобы Церковь истинная действительно была апостольскою, ибо как израильтянином был лишь тот, кто происходил от того или другого из двенадцати родоначальников всей этой ветхозаветной Церкви – двенадцати сыновей Иакова, так и еще более нужно, чтобы члены новозаветной Церкви – Нового Израиля – происходили верою своею, учением и всем строем Церкви своей от двенадцати апостолов, которые отсюда и названы основаниями Церкви и ее драгоценными камнями. И потому-то и в нашем христианском богослужении мы постоянно слышим воспоминание св. апостолов, день же памяти каждого из них отмечается в богослужении нашем как праздник церковный. Каждые ворота, далее, представлялись в видении тайнозрителя состоящими из одной жемчужины, очевидно небывалой по величине и исключительной по своей ценности, подобно тому как в Евангелии Господь и все Царство Небесное уподобил одной жемчужине (см.: Мф.13:45–46 ). Несомненно, и здесь указанием этим символизируется исключительное значение для нас нашего вступления в Церковь Христову. «Каждый вход, каждая дверь или ворота в Царство Божие есть драгоценность, бесценная жемчужина, несравнимая ни с какими редкостями и драгоценностями земными. Ибо, переступивши шаг один за сии таинственные двери, праведная душа насладится всеми услаждениями блаженной жизни» (Яковлев) 405 . 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ; Ин.2:16 ). |
| |