Андрей Кесарийский дает истолкование каждому камню: «Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное. “Второе – сапфир”. Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного “до третьего неба” ( 2Кор.12:2 ) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся. “Третие – халкидон”. Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом». И далее: двенадцать камней символизируют двенадцать апостолов Иисуса Христа. И посмотрите, все они не похожи друг на друга. Святые апостолы – это как бы разные драгоценные камни. Один имеет зеленоватый оттенок, другой розовый оттенок, синий оттенок, бирюзовый оттенок и так далее. Мы тоже все не похожи друг на друга, но в глазах Бога каждый является ценностью. Даже один драгоценный камень, если его чуть пововорачивать – будет менять цвет. Так и христианин – многообразно изменяется на протяжении своей жизни, и по-разному являет дары благодати Божией. Откр.21:21–27 . «А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» . Итак, как важно быть записанным в книге жизни! Как важно иметь эту удивительную небесную «прописку». Но ведь у нас есть даже документальное свидетельство о том, что мы имеем такую прописку. Это – «Свидетельство о Крещении. Да-да, «Свидетельство о Крещении». Может быть, у кого-то оно не сохранилось, но там, на Небесах, все сохраняется. Предание Церкви учит, что там, на Небесах, записывают каждого человека, который ходит в церковь . Ангел записывает, что сегодня вошел в Церковь такой-то. В памятную книгу Божию. Но главное, чтобы в нашем сердце была бы записана вера, прописана вера в Иисуса Христа как в нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эта антиномия веры снимается в образе апостола Иоанна — Возлюбленного, постоянно пребывающего “у груди Иисуса”, в евхаристическом единстве с Ним. 5. Последний вопрос Петра Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Как сказано, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:14–15 ). Это совершенно необходимо, особенно, если мы читаем Книгу Откровения, эту пророческую книгу. Если сказано, что «сидящий видом был подобен камню яспису» , это не значит, что Бог – камень. «Подобен» – то есть нам даются образы, символы, подобия которые мы должны постараться понять. Но что значить «видеть» Господа, ведь сказано: «Бога не видел никто никогда…» ( Ин.1:18 ). «Кто может подумать, что говорит что-либо по плоти (языком – О.С.) тот, кто описывает себя пребывающим в теле (с руками и ногами в – О.С.) Духе? Муж, в высшей степени испытанный Богом своим, ничего не воспринимает телесно, ничего земного не воспринимает. Но он был в Духе, так что мог видеть Господа величия, Которого он видит в Духе, но не созерцает во плоти» (Апрингий, IV век). Следующий стих: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца» ( Откр.4:4 ). Что это за старцы? Кто они такие? Интересный вопрос. С древних времен христиане учили, что двадцать четыре старца, которые сидят на престолах вокруг трона Господа, – это двенадцать патриархов еврейского народа, дети Иакова и двенадцать апостолов Иисуса Христа. Двенадцать патриархов символизируют собою ту полноту Богообщения, которой люди достигли в Ветхозаветной Церкви, а апостолы, двенадцать апостолов показывают нам на ту полноту Богообщения, которой мы можем достигнуть в Церкви Иисуса Христа. Почему я намерено, говоря об апостолах, сказал, что они символизируют то, что мы можем достигнуть в Иисусе Христе? Почему я не сказал, что это символизирует то, чего они сами уже достигли? Дело в том, что в Библии, особенно в Новом Завете, почти нет таких книг, в конце которых не было слова «аминь». Ну, встречаются такие книги в Писании, где в конце нет слова «аминь». Но почти везде в Новом Завете это слово есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Апостол Павел писал ко христианам из Иудеев, наставляя их, не увлекаться различными учениями, ибо хорошо благодатью укреплять сердце, а не явствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими: «имамы жертвенник, от негоже не имут власти ясти служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Он дает нам понять сущность христианской церкви, имеющей в себе жертвенник духовный, на котором приносилась жертва духовная, повеленная Апостолам Спасителем Христом, ставшим Архиереем во век по чину Мелхисидекову, и поставившим Апостолов служителями Нового Завета, свидетельствуемого лучше Ветхого Завета, ибо: «Аще убо совершенство левитским священством было, кая же потреба, по чину Мелхисидекову иному востати священнику». Свидетельствуется ведь в псалме ( Пс. 109:4 ): «Ты иерей во век по чину Мелхисидекову». Следовательно, отмена бывает Ветхого, ибо «ничтоже бо совершил закон». Было же введение лучшей надежды, по которой мы приближаемся к Богу. Как Архиерей пребывает во век, освящающий приближающихся к Богу, причастившихся Ему через кровь Христову, так и Церковь Его, Церковь Нового Завета пребывает во век, чтобы освящать участников и ставших причастниками Завета Спасителя Христа, Который, духом вечным Себя принеся непорочного Богу, очищает совесть нашу от мертвых дел ко служению Богу живому, как и Апостол Павел учит нас, что Новый Завет имеет Церковь , и жертвенник, и священство по чину Мелхиседекову, которого Апостолы Спасителя первые стали служителями Нового Завета, Самим Спасителем поставленные таковыми, чтобы совершать учиненное новым служением и освящать верных, приносяще им тело и кровь Господни, под видом хлеба и вина, священнодействующе по чину Мелхиседекову во век, ибо Церковь Христова пребывает во век »и врата адова не одолеют ей». ( Мф. 16:18 ) 10. О святой Церкви Христовой, что она есть гора святая, вышний Иерусалим Святая Церковь есть гора святая, великая, высокая, град святой Иерусалим, нисходящий с Неба от Бога, имеющий «славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на вратах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот, и стена града имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца...» ( Откр. 21:10 ) Он есть Церковь , храм Божий, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм ее есть и Агнец, и град не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец, и народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою», и проч. ( Откр. 22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

60. О гонении и притеснении, имеющих быть на Церковь со стороны противника, говорит также и Иоанн: “И видел я знамение, великое и удивительное: жену, облеченную в солнце; и вот луна, под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд; имея во чреве, она кричит от болей и муж рождения. И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времен и полвремени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошел, чтобы вступить в брань с остальными от семени ее, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса” (ср. Апок.12:1-6,13-17 ) 61. Под “женщиной, облеченной в солнце”, он самым ясным образом обозначил Церковь , облеченную в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о “луне внизу ног ее”, (он разумеет), что Церковь , подобно луне, украшена небесной славой. А выражение: “на главе ее венец из двенадцати звезд” — указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь . “Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения” — это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово, и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. “И родила — сказано — младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы” — это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рождает Церковь и (о Нем) учит она все народы.

http://azbyka.ru/apokalipsis/o-khriste-i...

60. О гонении и притеснении, имеющих быть на Церковь со стороны противника, говорит также и Иоанн: " И видел я знамение, великое и удивительное: жену, облеченную в солнце; и вот луна, под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд; имея во чреве, она кричит от болей и муж рождения. И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времен и полвремени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошел, чтобы вступить в брань с остальными от семени ее, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса " (ср. Апок.12:1-6, 13-17) 61. Под " женщиной, облеченной в солнце " , он самым ясным образом обозначил Церковь, облеченную в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о " луне внизу ног ее " , (он разумеет), что Церковь, подобно луне, украшена небесной славой. А выражение: " на главе ее венец из двенадцати звезд " - указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь. " Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения " - это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово, и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. " И родила - сказано - младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы " - это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рождает Церковь и (о Нем) учит она все народы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

Конечно, Православие никогда не спорило с тем, что Церковь призвана свидетельствовать о Христе. Но под Апостольством Церкви святые отцы имели в виду нечто иное, чем миссионерство. В Священном писании Нового Завета многократно говорится об апостолах. В начале Своего служения Христос посылает двенадцать учеников к погибшим овцам дома Израилева (см. Мф. 10, 1,5,6 ).  Перед Вознесением Спаситель вновь подтверждает их посланничество словами: «идите, научите все народы, крестя их… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19-20 ). И действительно, апостолы были свидетелями Господними «даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). Итак, православное понимание Апостольства Церкви основывается на том, что Церковь существует непрерывно от времен апостольских, что наша Церковь истинно та, которая была вручена апостолам Самим Христом . Ап. Павел пишет: «Вы… сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…» ( Ефес. 2, 19-20 ). Апостол Иоанн Богослов так описывает Небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» ( Откр. 21, 14 ).  Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих двенадцать колен, живущих на земле, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов («Подобия» 9).  Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры с верой, врученной Христом апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна, и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности» . У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «…Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю , но, как ученик апостолов , становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины» .

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Как видно из контекста, сначала речь идет о том, как наставить брата, если он впал в согрешение, а затем говорится, что если будете о чем-то просить в молитве, то получите. Но если соберетесь «двое или трое» в молитве, то и Я буду посреди вас. Здесь речь идет о важности церковной, соборной молитвы и нет ни слова, что на этом основании будет устроена Церковь . Интересно заметить также в словах Христа учение о том, что Церковь видима: «если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 18 ). Это говорит о том, что Церковь видима. Иначе, как исполнить слова Христа «скажи Церкви». Церковь это не «двое, трое», потому что не сказано: «скажи двоим или троим», а «скажи Церкви». Церковь видима, иначе слова Господа невыполнимы. Если предположить, что Церковь невидима, то выходит, что необходимо прибегать к адвентистам, баптистам, харизматам и прочим конфессиям и выяснять, где у них невидимая церковь или невидимый остаток и как ее (его) увидеть, чтобы исполнить слова Христа «скажи Церкви». Получается какой-то абсурд. Церковь собрана и создана на земле Самим Христом и в никакую невидимость она не устранилась. Не достаточно одной веры, чтобы соединиться со Христом, как об этом пишет евангелист Иоанн Богослов: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» ( Ин. 2, 23–24 ). Кого же Он избрал и кому вверил Себя? «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк. 3, 13–14 ). «Не вы меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас» ( Ин. 15, 16 ). Таковыми избранными стали Апостолы. На основании исповедания Апостолом Петром, от лица всех собравшихся Апостолов: «Ты Христос – Сын Бога Живого» ( Мф. 16, 17 ), Спаситель произносит пророчество: «На сем камне (камне исповедания – А. С.) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» ( Мф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

А отсюда не менее важно и прямо христиански необходимо, чтобы Церковь истинная действительно была апостольскою, ибо как израильтянином был лишь тот, кто происходил от того или другого из двенадцати родоначальников всей этой ветхозаветной Церквидвенадцати сыновей Иакова, так и еще более нужно, чтобы члены новозаветной Церкви – Нового Израиля – происходили верою своею, учением и всем строем Церкви своей от двенадцати апостолов, которые отсюда и названы основаниями Церкви и ее драгоценными камнями. И потому-то и в нашем христианском богослужении мы постоянно слышим воспоминание св. апостолов, день же памяти каждого из них отмечается в богослужении нашем как праздник церковный. Каждые ворота, далее, представлялись в видении тайнозрителя состоящими из одной жемчужины, очевидно небывалой по величине и исключительной по своей ценности, подобно тому как в Евангелии Господь и все Царство Небесное уподобил одной жемчужине (см.: Мф.13:45–46 ). Несомненно, и здесь указанием этим символизируется исключительное значение для нас нашего вступления в Церковь Христову. «Каждый вход, каждая дверь или ворота в Царство Божие есть драгоценность, бесценная жемчужина, несравнимая ни с какими редкостями и драгоценностями земными. Ибо, переступивши шаг один за сии таинственные двери, праведная душа насладится всеми услаждениями блаженной жизни» (Яковлев) 405 . 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ; Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010