прот. Константин Буфеев 2. О заботливом отношении Святых к животным 2.1. Пастушество «Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец ( Быт.4:2 ). Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле. Двадцать лет ( Быт.31:41 ) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль). Бытие, гл. 30 29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене ; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне ; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим. Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу. Исход, гл. 3 1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню , и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея. 1 книга Царств, гл. 16 11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Речи и гадания – в контексте содержания ирмоса, речи – это прямые, ясно выраженные пророчества о воплощении Сына Божия, а гадания, (по-гречески – энигмата) – провозвестия Его пришествия, скрытые в их загадочных видениях и образах. Само выражение заимствовано из книги Притчей Соломоновых (1, 6). Свет блистания Твоего. – Здесь перифразированы слова Песни пророка Аввакума: " В свет стрелы Твоя пойдут, в блистании молнии оружии Твоих. Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси» (Аввакум, 3, 11–13). Изречения пророка, которые, по обычному иудейскому восприятию, грозили гневом Божиим и бедствиями врагам Израиля, новозаветная Церковь осмыслила более широко. Она увидела в них прикровенное свидетельство о пришествии Господа ради спасения людей и о проповеди Евангелия по всей земле. В частности, «стрелы» и «молнии», согласно этому новому пониманию – это апостолы, облетевшие весь мир, и поразившие евангельским словом сердца народов. Свет, на основании слов Христа: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, 8, 12; 9, 5), означает просвещение людей познанием Бога, Отца небесного, через веру в Его Сына, пришедшего для их спасения. Слово «блистание» заимствовано прп. Козмою у пророка Аввакума не только ради поэтической красоты. Блистание, т. е. сияние ослепительного, нестерпимого для глаз света, дважды упоминается в Евангелии. Первый раз – в описании Преображения Господа на Фаворе, когда Он явил ученикам славу Своего Божества. Второй раз – когда в белом блистающем одеянии предстал перед женами-мироносицами Ангел, возвестивший им радость Воскресения Христова. Итак, под «светом блистания» можно понимать проповедь народам земли о воплощении Бога-Слова и о Воскресении Его из мертвых. Во свет языком. – Древним пророкам, жившим во времена, когда вера в Единого Бога была достоянием только одного Израиля, было открыто, что в будущем истинное богопознание будет даровано всем народам, и что это исполнит ожидаемый ими Помазанник Божий – Мессия. Особенно ясно об этом говорит Исаия: «Я, Господь, призвал Тебя в правду... и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия, 42, 6). Исполнение пророчества Исаии увидел праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои старческие руки Младенца Христа, принесенного в Иеросалимский храм Мариею и Иосифом: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лука, 2, 29–32). Этими словами Симеон ясно исповедал Младенца Исуса предреченным у пророков Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» митрополита Волоколамского Илариона Москва, 16 июня 2016 г.      19 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Съемки проходили в России, Израиле и Египте, сообщает сайт Отдела внешних церковных связей . Начало показа – в 8:00, повтор в 22:00. Фильмом «Троица» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 1-4). В праздник Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы, Православная Церковь прославляет чудо, которое Господь явил миру. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг., и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей. Далее в нынешнем году зрители смогут увидеть фильмы о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Фильм «Троица» доступен для онлайн-просмотра . 16 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94361.html

Внешний облик нашего храма традиционно складывается из сочетания разных по пропорциям объемов. Основной объем выделен по высоте и представляет собой трехмерный канонический куб мироздания. Он покрыт четырехгранной крышей, напоминающей шатер, являющей образ Небесного Царства. Центр основного объема увенчан большой главой с крестом, которая символизирует Главу Вселенской Церкви - Христа Вседержителя. В нашем проекте идея иерархического устройства мира поддержана также пропорциями и габаритами колокольни, которая возвышается над западной частью церкви, но ее маленькая главка ниже центральной главы. Не забыт и другой красивый символический смысл ярусной колокольни – образ Богородицы - Лествицы Небесной для нас, духовно возрастающих, и Лествицы, посредством которой на землю сошел Бог. Многогранная и низкая крыша алтаря зримо являет образ пещеры, где был погребен Христос - таков один из многих символических смыслов этой части храма. План нашей церкви представляет собой каноническую анфиладу помещений (крыльцо, притвор, предхрамие, средняя часть храма, алтарь), которая по горизонтали ведет верующего к иконостасу и раю-алтарю, от «мрака греховного» - к примирению с Богом. Благодаря боковым пристройкам-прирубам, средняя часть храма имеет в плане форму креста. Здесь по вертикальной оси наша душа взлетает навстречу Богу, милосердно нисходящему вниз, с небес. В интерьере высокого основного объема будет установлено подвесное «небо», на котором можно разместить образ Христа-Вседержителя в окружении Небесных Сил, отсюда вниз будет спускаться паникадило – образ Солнца Правды. Расположение окон и их величина в нашем храме тоже неслучайны. Главенство основного объема подчеркнуто окнами в верхней части сруба и большими окнами в боковых прирубах, благодаря чему это пространство будет иметь более яркое освещение, чем притвор, где маленькие окошки создают полумрак, символизирующий «мрак греховный» в душах людей, только вступающих на путь духовного пробуждения. Посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы определило особые нюансы его архитектурного образа. Согласно традиции, богородичные храмы всегда более изящны, легки по пропорциям. И в нашем проекте мы старались добиться динамичного и легкого силуэта, парящей композиции, поэтому отказались от единого, массивного объема здания, а выбрали более мелкий масштаб и многообразные сочетания геометрических форм. Разные наклоны крыш создают впечатление полета. Особенно изящной хотелось сделать колокольню, поэтому габариты ее ярусов уменьшаются по мере подъема вверх. Согласно канону, большая глава храма установлена на основании, символизирующем Закон Божий, но форма основания принята не квадратной в плане, а восьмиугольной, как напоминание о символике числа 8, традиционно характерной для образа Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07508

В церковн. архиве хранятся: 1) Метрич. книги с 1725 по 1800 год, не в полном числе; 2) Планы, межевые книги и выписка из межевых книг стольника Гура Украинцова, на церковную землю, в количестве 112 десятин, выданная сенатом в 1811 и в 1841 годах. Приведем несколько выражений: «Копия с копии: Смежевых книг стольника Гура Украинцова, каковы поданы в бывшую с.-петербургскую губернскую канцелярию к Копорскому погосту, которые сообщены, книгами землям города Копорья дачи кн. Меньшикова, и других погостов, прошлого 1715 года, августа первого числа написано: Погост Копорской кругом кладбища, по мере 142 сажени. Близ того погоста, попу, под двор и огород и гумно, три десятины; почин меже оного Копорского погоста церковной земле от столба, который поставлен вновь при дороге, что ездим из Высоцкой мызы к городу Копорью, в одной сажени, при той дороге, на правой стороне, на нем насечена грань, да сделана яма; в одной сажени вперед по меже направе (направо?) при том столбе, земля церковная Копорского погосту” и т. д. В конце выписки изложено, по какому случаю она выдана: «А прошлого марта 27 сего 1732 года бил челом в Государственной Юстиц-Коллегии, Копорского погоста, церкви Успения Пресв. Богородицы, священник Иев (Иов) Сидоров – в прошлом 715 году, августа в 1-м числе отмежевано стольником Гуром Украинцовым, в Копорском погосте, церковная земля и всякие угодья, о чем значится в тех его, стольника Украинцова, в межевых книгах, ему копии не дано, чтобы свыше показанных подлинных книг межевых стольника Гура Украинцова Государственной Устиц-Коллегии, за скрепою за секретарскою, для ведома дать ему копию, и сего же маия 12 дня 1732 года, по Ее Импер. Величества указу, и по определению Государственной Юстиц-Коллегии велено вышепоказанному просителю, Копорского погоста церкви Успения Пресвятой Богородицы священнику Иеву Сидорову, с показанных межевых книг стольника Гура Украинцова 715 г. для ведома, за секретарскою закрепою, дать точную копию, и по тому определению свыше показанных межевых книг стольника Гура Украинцова, для ведома, из Государственной Юстиц-Коллегии сия копия дана маия 15 дня 1732 г. У сей копии Ее Императ. Величества печать. Юстиц-Коллегии секретарь Павел Севергин. Печатных 1 р. 70 к. в Коллегию взято с 40 четвертей, Зюзин, по три копейки с четверти. Итого 1 р. 20 к.“

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сегодня храм Успения Богородицы является одним из бесчисленных памятников Галиции, где комплексно проявились архитектурно-отделочные тенденции галицкой школы церковного строительства начала ХХ века. К сожалению, внутренняя декорация церкви серьезно пострадала. Во Второй мировой войне был серьезно поврежден купол. После войны храм несколько лет так и стоял с пробитым перекрытием. Дождь, снег, ветер оказали негативное влияние на состояние сохранения стенописи и иконостаса. Только после ремонта купола и перекрытия, актуальной стала необходимость их неотложного обновления. Так были утрачены аутентичные росписи и иконы в иконостасе. Однако положительным остается тот факт, что сохранились старые фотографии, позволяющие воспроизвести первоначальный вид интерьера сооружения и проанализировать его в русле стилистических поисков монументального и станкового сакрального искусства начала ХХ века. Согласно этим фотоматериалам можем утверждать, что в современной записи (реставрационные любительские работы 1960-1970-х гг.), в основном сохранена авторская композиционная система изображений. Полностью перерисована лишь купольная часть храма. Что касается икон в иконостасе, то также заметна попытка повторить в записи авторский вариант изображения, с некоторыми отличиями. Резная отделка иконостаса потеряла свой первоначальный вид из-за покрытия масляной краской, глубоко проникшей в дубовую древесину. Как художник-модернист М.Сосенко мастерски оперировал орнаментальными мотивами, удачно, с тонким вкусом и чувством организовывал как большие, так совсем небольшие плоскости храма, при этом делал это в соответствии с символическим значением росписей в культовом сооружении. Колорит росписей мы, к сожалению, в данном случае, не можем анализировать, очевидно, он был иным, чем в нынешней полихромии. Сильное впечатление производят фрагменты авторских росписей даже в поблекших черно-белых фотографиях. Хотя стоит отметить особенности монументальной живописи М.Сосенко: в сохранившихся на сегодня храмах, где уцелели авторские росписи, также в эскизах к росписям из фонда графики Национального музея во Львове, художник презентуется как изысканный колорист, оперирующий сложными колористическими сочетаниями. Характерная для художника растяжка цветного спектра от холодных синих через зеленоватые и нежно желтые до горячих красных в орнаментах, или перламутровый нежный колорит в фигуративных изображениях, в основном с ощущением вплетенных в сложные орнаментальные композиции. Такое богатство мотивов — стилизованных растительных, плетенчатых в сочетании с насыщенным колоритом — удержать в сохранности в интерьере храма довольно сложно и достичь гармонии в решении такой сложной задачи мог только мастер с заглавной буквы, каким и был Модест Сосенко.

http://sobory.ru/article/?object=58839

к. следы обрушений свода и стен отсутствуют. Прочность стен на сегодняшний день достаточна и не внушает опасений. Песчаник не поддается процарапыванию без усилий. При среднем уровне организации работ пещера легко может быть раскопана для посещений паломников. Состояние церковного фундамента из гранита хорошее. Часть боковых камней осыпалась, часть находится в воде. Повсюду разбросаны кирпичи с маркировкой «ДПУЦ». Куда вывезена основная масса кирпичей сегодня не ясно, но их было несравнимо больше. Объем своза должен был быть изряден. Дно Долгой близ фундамента усеяно кирпичами и гранитными блоками. Оно должно быть безусловно вычищено. Это даст возможность беспрепятственно переходить брод и освободить доступ к следовику. В идеале реально соорудить хотя бы небольшой мостик на левобережье реки к руинам храма. От сооружений скита в наличии валунные фундаменты плохой сохранности и обломки истертого жернова. Культурные растения — сирень, яблоня, смородина. Близ скита сегодня карьер песка. Это дает удобный подъезд для автотранспорта. …В 2002 году 2 раза довелось побывать в Доложской пещере; один раз на день Успения. Безусловно пещера мала для массовых посещений. Встречное движение верующих крайне затруднительно. Местники рассказывали, что раньше поток шел вкруговую; очевидно, в левое ответвление. По некоторым сведениям в какой-то период в глубине пещеры был сделан колодец-накопитель Святой воды. Говорят, что в Пещере был плитняковый пол. А. Никандров, проникавший путем раскопа в левое ответвление, описывает там некую келью, из которой, якобы, был просвет на улицу. Один из местников рассказывал, что южнее колокольни Пещерской церкви была часовенка. Имеется ввиду левобережье. Там же от храма прослеживается заросший паломнический путь, который идет до взвоза на гриву «высокопесчаной скалы». Этот взвоз ведет к разрушенной сегодня мельничной плотине. Пещерская мельница находилась менее, чем в ста метрах от Пещеры, выше по течению. От нее сохранились: фундамент строения, руины плотины и два русла, уделанных валунами.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна. В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать. С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками.  Сейчас Центр археологических исследований проектирует музеефикацию фундаментов храма, а Управление охраны памятников занимается срочной постановкой памятника на госохрану.

http://sobory.ru/article/?object=20863

Здание имеет план в форме прямоугольника, сильно вытянутого по оси запад–восток. В центральной части его боковых фасадов выступают ризалиты в три оси, соответствующие повышенному поперечному четверику. Над алтарной частью и западным притвором возвышаются еще два невысоких четверика — первый служил основанием главы, второй — полуярусом колокольни. К последней с запада примыкает пониженный объем лестницы с закрытыми боковыми всходами. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута в декоре профилированным цоколем, доходящим до подоконников нижних окон, профилированной тягой в основании верхних окон, трехчастными карнизами в завершении и мерным ритмом проемов — невысоких, с пологими лучковыми перемычками в первом этаже и высоких арочных во втором. Аттиковая часть четверика на боковых фасадах украшена тремя крупными килевидными кокошниками, а четырехгранные объемы над алтарем и западным притвором — филенками, круглой в центре и прямоугольными по сторонам. Углы объемов и места примыкания внутренних стен отмечены филенчатыми лопатками. Окна второго этажа обрамлены узкими тягами, а на главном четверике, алтаре и западном притворе дополнительно подчеркнуты килевидными архивольтами. Наиболее наряден декор лестничной пристройки. Ее центральная часть выделена легким ризалитом, стороны которого в первом этаже подчеркнуты рустованными лопатками, а во втором кубышками. Над входом, акцентированным металлическим зонтом, помещены два арочных окна, освещающих площадку второго этажа, завершенную фронтоном из двух полуциркульных кокошников, соединенных щипцом. Аналогично завершены и боковые фасады лестничных всходов. Внутри поперечные стены делят каждый из этажей на пять основных помещений (западный притвор, трапезная, основной четверик, предалтарное помещение и алтарь), соединявшихся своеобразной анфиладой, образованной проходами из трех арок, расположенных по одной оси. Между собой этажи соединяются чугунной лестницей, фрагментарно сохранившей ажурное ограждение в духе эклектики. Перекрытия обоих этажей плоские, однако в предалтарном помещении видны срубленные пяты низких сводов — судя по размерам кирпича, эти своды относятся ко времени перестройки храма в 1764 г. В этой же части здания, в цоколе, встречается кирпич нач. 18 в.

http://sobory.ru/article/?object=30287

Одежды тонко выписаны, тщательно передана фактура шелка, парчи, что характерно для мастеров палехского круга. Колорит отличается гармонией и благородством цветовых сочетаний: вишнево-красных и темно-синих, мягкого охристого и ярко-голубого. Гризайльный декор выполнен в бело-серебристых тонах на золотисто-желтом и ярко-синем фоне стен и сводов. Широкий гризайльный антаблемент проходит под верхними окнами, такие же тяги создают сложную систему обрамлений оконных и дверных проемов, арок сводов, композиций на стенах и в простенках. Картуши, вазоны, гирлянды, а также имитация мраморной облицовки и рустовки дополняют декор. На стенах сюжетные композиции расположены в четыре яруса: в верхнем в люнетах изображены Богородичные иконы, в двух следующих - евангельские сцены и в нижнем - гризайльные драпировки. Выделяется центральная композиция " Успение " на западной стене. Ее окаймляют темно-вишневые драпировки; в насыщенном мягком колорите сочетаются оливковые, ярко-красные и голубые тона. В трапезной сохранились незначительные остатки масляной живописи 2-й пол. 19 в. Колокольня церкви Успения - выдающееся по высоте сооружение, которое отличается хорошими пропорциями и тонкой проработкой деталей. Интересно сочетание трех нижних ярусов, выдержанных в стиле классицизма, с двумя верхними, трактованными в духе псевдоготики. Первые три яруса, квадратные в плане, имеют проемы с полуциркульными завершениями (в первом и третьем - арки, а в среднем пониженном полуярусе - полукруглые проемы). Два верхних яруса в плане представляют собой восьмигранники, причем их основные грани прорезаны вытянутыми стрельчатыми проемами, а чуть более узкие диагональные - такой же формы нишами. Элементы тосканского ордера композиционно объединяют стилистически разнородные ярусы: нижний и третий украшены портиками с трехчетвертными колоннами и треугольными фронтонами; в четвертом на ниши диагональных граней наложены аналогичные сдвоенные колонки с общим фронтончиком; в верхнем ярусе подобной колонкой отмечен каждый угол.

http://sobory.ru/article/?object=11598

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010