—123— Нашего 19-го февраля текущего года глава римско-католической церкви, папа Лeb XIII 1214 , праздновал пятидесятилетие своего епископства. Принимая во внимание высокое положение юбиляра в христианском мире вообще, в римско-католическом в особенности, необходимость для православного человека юбилейных подарков и празднеств, до сих пор не закончившихся, и, наконец, относительную редкость пятидесятилетних епископских юбилеев, считаем не лишним хотя кратко познакомить читателей «Богословского Вестника» с этим крупным церковно-политическим событием в современной жизни западного христианства. Западно-европейская, преимущественно итальянская, печать и многочисленые почитатели папы Льва XIII заговорили об юбилее весьма задолго до дня празднования его. Конец 1891-го года, весь 1892-й и особенно начало 1893 года прошли в самых деятельных к юбилею приготовлениях и, как всегда в подобных случаях бывает, в тревожных ожиданиях. Верные и горячо преданные папскому престолу католики опасались за жизнь юбиляра, которому 2 марта 1892 года исполнилось 82 года и который неоднократно в течении прошлого года подвергался приступам инфлюэнцы. Но папа всякий раз оправлялся от болезни и полагал конец подобного рода тревогам. Не были уверены затем в горячем сочувствии римско-като- —124— лического мира торжественному празднованию папского юбилея. Предполагали, что участие в последнем католических мирян и особенно французских аристократов, оскорбленных тем, что папа Лeb XIII признал законным существующий во Франции республиканский образ правления, будет весьма незначительное. В предупреждение такого нежелательного явления и для возбуждения должного внимания в католиках всего земного шара к пятидесятилетнему епископскому юбилею верховного вождя католицизма разными учреждениями и лицами были приняты различные меры. В самом начале 1892 года в Риме, под председательством папского тайного камергера Радини Тедески, составился комитет, который заблаговременно постарался наметить главные стороны предстоявшего юбилейного празднства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тяжкий недуг и так нечаянная смерть разрушили это предначертание: кто и когда восстановит это разрушение?! . —349— Довольно значительная масса изданных ученых трудов покойного содержит сравнительно ничтожную часть того необыкновенно обширного запаса знания, который он собирал в течении всей своей профессорской службы. Какой природный талант и какая мощная энергия требовались для накопления этого обширного ученого богатства! И кто теперь откроет для науки это сокровище, доступ к которому смерть замкнула как бы своим таинственным ключом! Да, наука православно-церковного права должна теперь признать, что она в лице покойного преждевременно лишилась такого же видного представителя своего, какого еще недавно лишилась она и в лице западно-европейского ученого юриста византолога Цахариэ фон Лингенталя. Сопоставляя это имя с именем покойного А.С. Павлова мы ни мало не опасаемся упрека в каком-либо преувеличении относительно ученого значения последнего по сравнении с первым. Совершенно наоборот. Мы не знаем и надеемся нам не укажут другого имени в области науки православно-церковного права, которое бы по характеру, методу ученых работ, энергии и таланту подходило ближе к имени нашего византолога канониста А.С. Павлова . Сходство и так сказать равносилие в научном отношении обоих ученых, связанных некогда личною ученою дружбою, обнаруживается из следующего сопоставления. Тот и другой работали по преимуществу в исторической области права: Ц. фон-Лингенталь в области византийского гражданского и церковного права, А.С. Павлов в области византийско-славяно-русского церковного права. Строго-научное критическое издание богато-комментированного текста дотоле неизданных или плохо прежде изданных памятников византийского и славяно-русского права – вот истинно великая и вечная заслуга того и другого! В какой мере наука обязана Ц. фон-Лингенталю такими классическими изданиями, как «κλογ» Πρχειρος Νμος и целое издание Collectio librorum juris graecoromani ineditorum; в такой же мере она обязана и такими классическими изданиями А.С. Павлову , как Номоканон при большом требнике (старое и новое издания), «Книги закон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пятилетнее пребывание на службе в Новороссийском университете представляет время энергичной ученой деятельности почившего. К этому именно времени, кроме целого ряда других весьма ценных ученых работ, относится издание им славянского «Номоканона при Большом Требнике» с греческим подлинником, открытым Алексеем Степановичем в Одессе и дотоле остававшимся неизвестным ученому миру. Это издание, впервые пролившее свет на историческое происхождение названного памятника, доставило имени А.С. Павлова почетную известность не в одной только отечественной, по и в западно-европейской канонической науке, которой не остался неизвестным «der von Pawloff herausgegebene Nomokanon». Оно же доставило Ал. Ст-чу (в 1873 г.) и высшую ученую степень доктора прав. В Новороссийском университете Ал. Ст. прослужил до июня 1875 г., когда последовал его переход на ту же кафедру церковного права в Московский университет. где он и состоял до конца своей жизни, с 1884 г. в звании заслуженного профессора. При вступлении на кафедру Московского университета Ал. Ст., как видно из вышесказанного, обладал уже прочною и почетною ученою репутацией, возвышению которой еще более содействовал длинный ряд новых ученых трудов, доставивших ему имя авторитетнейшего канониста и «одного из лучших знатоков канонического права в современной Европе» (слова проф. В. О. Ключевского в Прибавл. —338— к тв. св. оо., ч. 42, стр. 389). Обширная и плодотворная ученая деятельность Ап. Ст-ча доставила ему звание члена-корреспондента Имп. Академии Наук и почетного или действительного члена различных ученых обществ (Московского археологического, Юридического, Общества любителей российской словесности при Моск. университете, Общества Истории и Древностей российских, Общества любителей дух. просвещения, Историч. общества Нестора летописца при университете св. Владимира, константинопольского – λληνικς φιλολογικς Σλλογος, и др.), в которых он отнюдь не был лишь номинальным участником. В 1891 г. за свои многочисленные заслуги отечественной церковной науке Ал. Ст. был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии, а в 1893 г. и Московская Духовная Академия приняла его в число своих почетных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—78— 1 Принципиальная сторона закона и ее значение. Факторы, влиявшие на образование положенных в основание закона понятий. Римский Католицизм и вызванные им в Западной Европе отношения государства к церкви и направления в законодательстве. Влияние на это со стороны протестантства. Установление суверенитета государства в области религиозной. Образование вневероисповедного положения государства. Стремления создать единую государственную религию. Основания теории христианского государства и ее несостоятельность. Характерные явления в области религии. Отражение всего этого на понимании принципа свободы религиозной совести. Западно-европейские понятия и способы решения церковно-государственных вопросов не могут иметь общеобязательного значения. Обязанность законодателей считаться с реальными силами страны. Закон о старообрядческих общинах, принятый в мае 1909 года Государственной Думой и подлежащий теперь рассмотрению Государственного Совета, хотя и носит такое название, указывающее на его частный характер, но в действительности, в скрытом виде, он затрагивает важнейший современный государственный вопрос – об отно- —79— шении между Православной Церковью и государством в России. При обсуждении закона в Г. Думе на это именно обстоятельство не было обращено должного внимания. Кроме того самые прения создали атмосферу, затемняющую действительное положение дела, и, очевидно, сбили с толку многих. В речах большинства депутатов слишком чувствовалось влияние разных личных настроений и политических страстей, препятствовавших возможно широкому и беспристрастному уяснению и разрешению всех возникающих при этом вопросов, которые без вреда для жизни страны не могут быть игнорируемы людьми, призванными к участию в законодательстве. С вопросом о старообрядцах более, чем с каким- либо другим вероисповедным, соединена возможность подобных посторонних влияний. Поэтому государственной мудрости едва ли соответствовало начинать рассмотрение вероисповедных законов с закона о старообрядческих общинах и выхватывать его отдельно из группы других законов, с которыми он, однако, во многом, особенно с принципиальной стороны, тесно связан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, не говоря ничего о моём намерении и держа моё письмо Поттеру в кармане, я сказал митрополиту Никодиму: «Я думаю, что выраженные протесты против притеснений верующих и Церкви в России, как это имело место в Найроби, и вообще обсуждение положения Церкви могут быть только на пользу, не правда ли?» «Да, – ответил митрополит Никодим, – это так, но не от Вашего имени и не прессе. Поверьте, владыка, что здесь найдутся более сильные и влиятельные организации, чем Вы, чтобы этим заняться. Так что Вам нечего беспокоиться ». – «Вы имеете в виду Всемирный совет Церквей?» «Да в частности». – «Но их нужно на это толкать». – «Но не от Вашего имени и не в прессе». Для меня всё стало ясно: я понял слова митрополита Никодима как «зелёный свет» и отправил письмо Поттеру. Особых затруднений с митрополитом Никодимом по изданию нашего «Вестника ЗападноЕвропейского Экзархата» мы не имели, никакой предварительной цензуры или предварительного одобрения его содержания он не требовал. Впрочем, формально ему было бы даже трудно предъявлять такие требования, поскольку он не был Экзархом, им был митрополит Антоний Сурожский , а «Вестник» издавался Экзархом. Разногласия с митрополитом Никодимом по поводу содержания были, он хотел, чтобы «Вестник» был исключительно богословского содержания, а мне хотелось, чтобы сверх этого в нём уделялось место современным церковным вопросам, положению Церкви в современной России и, конечно, не в советском духе. Так, помню, мы поместили в 1963 году вывезенное из России «Открытое письмо б. священнику Дарманскому» священника Желудкова. Мы его напечатали анонимно, так как не знали, кому оно принадлежит. На следующий год я встретился с митрополитом Никодимом в Голландии, и он начал меня упрекать за помещение этого письма. «Вы знаете, кто такой Желудков, потом будете сильно жалеть, что напечатали». Я ответил, что письмо ярко изобличает атеизм в России и живо изображает борьбу безбожников с верою. «Вот Вы печатаете, а мне по шее попадает», – ответил митрополит Никодим и сделал соответствующий энергичный жест.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Парфения о распре между греками и армянами из-за св. мест занимают собой в книге г. Керамевса от 70-ти до 80-ти страниц каждый. И вместе с тем в книге этой мы —123— видим лишь первый из шести предложенных к изданию томов такого рода отрывков, а в предисловии (стр. 1) сам автор-редактор издания говорит, что таких отрывков он мог бы собрать и на 10-ть томов, и что ему лишь совестно было злоупотреблять великодушием Православного Палестинского Общества, принявшего на себя издержки по напечатанию предложенного (г. П.-Керамевсом) к изданию части описания рукописей Иерусал. Патриаршей библиотеки и по части этих νλεκτα. Издание 1-го тома сих последних также снабжено подробным указателем имён и предметов, исчислением разночтений текста отрывков и тщательным указанием вкравшихся при печатании ошибок; в предисловии же г. П.-Керамевс с возможной полнотой указывает литературу предмета до самого последнего времени, преимущественно западно-европейскую и греческую, но также нередко и русскую (напр., стр. 2–3:11:16:17 и др.) 2030 , причём в иных местах (напр. стр. 4:12:18 и др.) ссылается и на рассмотренный выше 1-й том своего описания рукописей Иерусалимской патр. библиотеки. Эти указания на литературу и ссылки на 1-й том описания рассеяны во многих подстрочных примечаниях и при самом издании текста отрывков. Труд г. Пападопуло-Керамевса столько же драгоценен для богословов, сколько и для филологов, как то очевидно уже из одного оглавления отрывков, нами сделанного выше. Ибо кто из богословов мог бы обойти вниманием таких церковных писателей, как св. Андрей Критский , Роман сладкопевец , Ириней Лионский и др.? Для филологов же труд г. П.-Керамевса открывает собой богатую сокровищницу языка и литературы древне-средне-и ново-греческой в различных её видах. Любопытнейший пример в доказательство нашей мысли можно видеть в сочинении патриарха Александрийского Кирилла, Лукариса (1616 г.) Διλογος βραχς (краткий разговор), в котором лицами разговаривающими являются: Ревнитель —124— (Ζηλωτς) и Любитель истины (Φιλαλθης), и которое написано на простонародном греческом языке того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хвостова К.В. Византинизм и “оправдание жизни” (проблемы византийской цивилизации)//Византийский временник. –  М.,  1994. – Т. 55 (80). – Ч. 1. Хоружий С.С. Аскетика православия и идея синергии//Вестник гуманитарного научного фонда. – М., 1996. Хоружий С.С. Григорий Палама//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.  Хоружий С.С. Исихазм//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Хоружий С.С. Исихазм//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.  Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: Исторические связи и антропологические проблемы//Страницы. – 1997. – 1. Хоружий С.С. Исихазм и история//Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. – М.: Изд–во гуманитарной литературы, 1998. Хоружий С.С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии//Совершенный человек: Теология и философия образа. – М.: Валент, 1997. Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. С.294–330. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1. Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.  Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. Христу П.С. Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании//Альфа и Омега. – М., 2001. – 3 (29). Церковные торжества в Фессалониках в память 600–летия со дня кончины св. Григория Паламы нояб. 1959 г.]//Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экхарзахата. –  Париж, 1959. 32. С. 277–282. Чернышева Л.А. Иерархия мудростей в христианской философии средневековья//Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. – М., 1986. – Ч. 2. Чистякова О.В. Концепция Богопостижения в восточной патристике: Экзистенциальный, сверхпонятийный и аскетический гнозис//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).  Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

http://bogoslov.ru/person/2710133

Поэтому чем меньше будет поводов к недовольству, тем лучше. Таким образом, вопрос о материальном обеспечении приходского духовенства в Болгарии является во всей своей жизненно практической принудительности и требует возможно скорого благоприятного решения. Разумеется, нельзя в общем не согласиться с его постановкой и оценкой в местной церковной печати и не признать, что болгарские священники ныне действительно находятся в тяжелых материальных условиях. Достаточно просмотреть официальный «Църковен вестник», где печатаются длинные списки пенсий для заштатных священников, для священнических вдов и сирот, из коих видно, каким скудным материальным обеспечением пользуются эти несчастные и бедные люди. Из сухого и официального перечисления левов для священнических вдовиц и для престарелых пастырей, прослуживших десятки лет «в учительстве и священнодействии», так и сквозит крайняя бедность и тяжелая нужда «енорийского» духовенства в Болгарии, которое в громадном своем большинстве, очевидно, расходует на повышающееся в цене содержание и на воспитание детей все свои доходы от прихожан и под старость или на случай смерти не может скопить ни себе, ни своим семьям никакого обеспечения. Понятна, значит, вновь усилившаяся просьба болгарского духовенства к церковной и гражданской власти страны относительно его материального от казны вознаграждения в интересах Церкви и государства. Скорбел я и за школу болгарскую. В настоящем году в Болгарии вводится в действие новый закон о народных школах. Его особенность состоит в том, что духовенство совершенно устранено от дела народного просвещения, а религиозное обучение совсем изгнано из народных школ. Нет нужды распространяться о вреде народного просвещения без веры в Бога и без нравственного воспитания, без развития религиозного чувства и вне всякого влияния Православной Церкви. Гибельные плоды такого обучения всем известны и по историческим массовым примерам, и по частным конкретным случаям. Надо лишь удивляться тому, что болгарское правительство и народное собрание, слепо подражая западно-европейским образцам, игнорировали заветы родной истории и не обратились за справками к прошлой просветительской деятельности болгарского духовенства.

http://pravoslavie.ru/5827.html

1969. Т. 29. С. 275–299. В XVIII в. России помогал Иерусалимский_патриарх Парфений; Панченко К. А. Иерусалимский патриарх Парфений (1737–1766) и Россия: непонятый союзник//Вестник церковной истории. 2010. 3–4. С. 271–285. 236 Захаров Н. А. Наше стремление к Босфору и Дарданеллам и противодействие ему западно-европейских держав. Доклад, читанный в петроградском клубе общественных деятелей 23 января 1915 г. Пг., 1916. С. 4. 237 Золотарев В. А., Козлов И. А. Российский военный флот на Черном море и Восточном Средиземноморье. М„ 1989; Дружинин Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). М., 1955. 238 О греческом проекте Екатерины II см.: История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 366–367; Маркова О. П. О развитии так называемого «греческого проекта» (80-е годы XVIII в.)//Вопросы методологии и изучения источников по истории внешней политике России. М., 1989. С. 5–46; Арш Г. Л. Предыстория греческого проекта//Век Екатерины II. Дела балканские.М. 2000. С. 209–213; Стегний П.В.Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России//Новая и новейшая история. 2002. 4. С. 100–118. 239 Китромипидис П. Эпоха просвещения в Греции. СПб., 2007. С. 35–44; Ва1аЫеп 5. Са!Ьеппе Из Сгеек Рге1а1е: Еи§епюз Уои1§апз ш Киззйа 1771–1806. Вои1бег, 1982. 240 По вопросу о проливах существует обширная литература, касающаяся главным образом второй половины XIX в.: Горяйнов С. Босфор и Дарданеллы. Исследование вопроса о проливах по дипломатической переписке, хранящейся в Государственном и Санкт-Петербургском главном архивах. СПб., 1907; Esperel I. В. La condition international des détroits Bosphore et des Dardanelles envisage du point de vue des droits et des devoirs des Neutres dans les guerres maritimes. Toulouse, 1907; Loze Ai. La question des détroits. Etude juridique sur la situation international du Bosphore et des Dardanelles. Paris, 1908; Гагарин С. Константинопольские проливы. Историко-политический очерк//Русская мысль. 1915. Апрель. С. 96–122; Graves P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но можно ли основательно изучить текст какого-либо одного песнопения без отношения к тому Богослужебному чину, в состав коего входит это песнопение? Можно ли проникнуться смыслом этого песнопения, не имея достаточных сведений о смысле всего Богослужебного чина, из которого взято это песнопение? Может ли, наконец, молитвенная настроенность, вызванная каким-либо отдельным песнопением, сравняться с высотой молитвенного настроения, полученного от тщательного изучения текста целого Богослужебного чина и проникновения в священный и таинственный смысл всего этого чина? Поставленные вопросы находятся в тесном соприкосновении с назревающей ныне, в сознании наилучших современных песнотворцев, потребностью – писать духовную музыку не на отдельные песнопения, а на целый ряд песнопений, составляющих содержание какого-либо отдельного Богослужебного чина, каковы: вечерня, утреня, Литургия, отпевание усопших, панихида, бракосочетание, молебствия и т.д. Сознание такой потребности впервые зародилось всего каких-нибудь двадцать лет назад; но мысль об этом была ясна у русских песнотворцев ещё в XVII в., когда появились музыкально-обработанные Богослужебные чины под названием: «служб Божиих». Однако весь XVIII век и XIX – до начала восьмидесятых годов совсем чужды были мысли о возможности музыкально-иллюстрировать целые богослужебные чины. Объясняется это – временной остановкой творческой производительности русского народного гения, – остановкой не только в области музыки, но и вообще во всём искусстве. С прорубкой Петром I окна в Европу наступила в России своего рода эпоха возрождения наук и искусств, или точнее – эпоха усвоения западно- —288— европейских наук и искусств. Период усвоения и органического претворения чужой науки и чужого искусства временно задержал прогрессивное развитие самобытной русской науки и самобытного русского искусства. Полагаем, впрочем, что период усвоения и переработки западноевропейской культуры заключился у нас с воцарением Императора Александра III, когда возродилось, после почти двухвекового забвения, истиннорусское самосознание, каковое всегда содействует возрождению национальной науки и искусства. С эпохи воцарения императора Александра III начинается эпоха народного русского церковного пения, понимаемого в смысле истинного искусства. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010