(утвержден Патриархом Московским и всея Руси 22 октября 1996 г.; изменения и дополнения: 23 декабря 1999 г., 23 мая 2005 г., 1 июня 2011 г.) 1. Общие положения 1.1. Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», именуемая в дальнейшем «Центр», является религиозной организацией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). (...) 1.11. Полное наименование Центра: – на русском языке – Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; – на английском языке – Scientific Ecclesiastical Center «Orthodox Encyclopedia». (...) 2. Цели, задачи и основные формы деятельности Центра 2.1. Основные цели деятельности Центра состоят в утверждении и распространении христианской православной веры и на этой основе, и в соответствии с канонами и традициями Русской Православной Церкви, осуществлении научно-исследовательской деятельности. 2.2. Главными задачами Центра являются: – осуществление научно-исследовательской деятельности по различным дисциплинам церковной науки; – осуществление благотворительной поддержки научных исследований и вовлечение в благотворительную деятельность православных религиозных и иных организаций Русской Православной Церкви; – привлечение к научным исследованиям в области церковной науки исследователей, научных организаций, образовательных учреждений, а также отдельных граждан и юридических лиц; – публикация результатов исследований. 2.3. Для реализации соответствующих целей и задач Центром осуществляются: – научно-исследовательская деятельность в общегуманитарной сфере; – издательская деятельность; – благотворительная деятельность; – музейная и библиотечная работа; – реализация литературы научно-религиозного содержания и предметов церковного искусства; – содействие православным религиозным и иным организациям Русской Православной Церкви в осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности; – деятельность по созданию и распространению религиозно-просветительских фильмов и телепередач;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Заканчивая Педагогический, я понимал, что пойду в армию, а после армии — во ВГИК. Готовился, портфолио собирал. Ходил туда, дружил с лаборантами, смотрел на все, снимки свои приносил. Мне говорили: «может, тебе лучше учителем быть?» А у меня была дерзость какая-то внутренняя. Портал «Правмир»  начинает цикл интервью с известными фотографами.  Выставка фотографий  священника Игоря Палкина “Радость простых вещей” откроется 16 февраля 2012 года в конференц-зале Татьянинского храма при МГУ. Большинство из представленных работ снято на 2-х-мегапиксельную камеру мобильного телефона и выведено на бромосеребряную фотобумагу с помощью оптической ручной печати с монитора. Накануне открытия выставки отец Игорь рассказал читателям «Правмира» о том, зачем ему понадобился этот эксперимент, о своем двадцатилетнем опыте работы фотографом и творческой философии.  Иерей Игорь Палкин Родился в 1973 году. Клирик храма мученицы Татианы при МГУ . Профессиональный фотограф. Сотрудничал с журналами «Фома», «Виноград», Церковно-научным центром РПЦ «Православная Энциклопедия» и др. Идейный вдохновитель и преподаватель фотошколы «Позитив». Священник Игорь Палкин. Фото Юлии Маковейчук Выставка-шутка — Отец Игорь, Вы — фотограф-профессионал и вдруг открываете выставку, полностью снятую на камеру мобильника. Расскажите, пожалуйста, что это за идея? — Да здесь все случайно, и никакой общей идеи при съемке не было, да и быть не могло. Можно сказать, что это выдержки из личного дневника. Выставка-шутка. На ней то, что спонтанно привлекло мое  внимание, доставило радость или по какой-то другой причине захотелось сохранить в памяти. Разве можно заранее спланировать то, что завтра увидишь? А 2 мегапикселя потому, что лень — двигатель прогресса. Ну не таскать же всегда студийную камеру? Поэтому и снимаю тем, что в кармане лежит. Было бы в телефоне 5 мегапикселей, снимал бы на 5. — Так Вы себя сознательно ограничили телефоном? — Да нет, ничем я себя сознательно не ограничивал. Но было бы странно, если бы я ездил и всегда с собой таскал большой фотоаппарат. На требы, к людям, в храм на службу. И везде носил бы его в кармане. Какой надо карман-то иметь?

http://pravmir.ru/fotograf-i-svyashhenni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Министерство обороны РФ продолжает возвращать Церкви ее историческую собственность 13.03.2015 В рамках исследования государственно-церковных отношений в современной России Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» был сделан запрос в Министерство обороны РФ относительно мер по передаче имеющихся в распоряжении министерства объектов религиозного назначения в ведение Русской Православной Церкви . В ответ на запрос из министерства была получена справка, в которой сообщалось о деятельности Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в качестве органа, уполномоченного осуществлять управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными министерству обороны организациями. В том числе департамент курирует несколько проектов по передаче ряда объектов их историческому владельцу — Русской Православной Церкви. Возглавляет ведомство Д.А. Куракин, его заместителем является Д.В. Суханов, под наблюдением которого и осуществляется реституция церковной собственности и передача Церкви иных объектов для использования в религиозных целях. В частности, летом прошлого года Департаментом имущественных отношений Минобороны России в собственность Мытищинского муниципального района Московской области передан земельный участок для строительства православного храма на территории недавно созданного Федерального военного мемориального кладбища. В период с 2012 по 2014 г. департаментом были возвращены исторически принадлежавшие Церкви объекты, которые передали в безвозмездное пользование Крутицкому Патриаршему подворью в Москве, Сестричеству милосердия св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы, Рязанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской и Омской епархиям Русской Православной Церкви. Министерством обороны были возвращены Церкви здания бывшего Архиерейского дома и крестовой церкви при нем во Владикавказе. Военные также возвратили верующим и здание Введенской церкви села Введенского Кстовского района Курганской области. Министерство обороны также выделило земельные участки Александро-Невскому Ново-Тихвинскому женскому монастырю в Екатеринбурге и Липецкой епархией Русской Православной Церкви — для строительства храма в честь иконы Божией Матери «Благодатное небо» в Липецке. В декабре 2014 г. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ и его руководители Д.А. Куракин и Д.В. Суханов совместно с представителями Русской Православной Церкви приняли решение разработать перечень недвижимого имущества. Также идет подготовка проекта изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. 234 в части исключения из моратория объектов религиозного назначения. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.03.2015 16:24:43

http://drevo-info.ru/news/18604.html

В МДА реформа в собственном смысле слова началась с введения отделений с целью специализации студентов. Необходимость в такой специализации появилась прежде всего по причине открытия духовных учебных заведений, у которых возникла острая потребность в преподавательских кадрах. В такой специализации нуждалась и церковная наука, фактически возрождавшаяся в этот период. На четырех открывшихся отделениях - богословском, библейском, церковно-историческом и церковно-практическом - пришлось срочно разрабатывать и вводить более двадцати новых учебных курсов и спецкурсов. Тогда же началась дискуссия о написании кандидатских диссертаций. Хотя в реформированной Академии право их написания сегодня предоставлено студентам, до сих пор раздаются голоса в пользу открытия при Академии аспирантуры. Иером. Адриан: Стоит ли вопрос об аккредитации духовных школ? М.С. Иванов: Положительно воспринятая Архиерейским Собором реформа системы духовного образования тем не менее не решила всех проблем, стоящих сегодня перед учебными заведениями Русской Православной Церкви. Одной из них до сих пор остаётся проблема аккредитации духовных школ и влияние последней на специфику богословского образования. Другую проблему может породить введённая в Европе, а в последнее время и в России так называемая Болонская система обучения. Как известно, переход светских вузов на эту систему вызвал настоящую полемику и породил множество сомнений и недоумений. Остаётся надеяться, что священноначалие Русской Православной Церкви проявит в этом вопросе благоразумную осторожность и духовную мудрость, органично совмещая идею совершенствования богословского образования с присущей Православию верностью духовным традициям обучения и воспитания. Итак, духовная школа, как и сама жизнь, не может стоять на месте. Как в любом здоровом организме, в ней должны проходить те или иные процессы и изменения, называть которые можно по-разному: преобразованием, развитием, реформированием, становлением, совершенствованием и тому подобное. Иером. Адриан: Расскажите о Вашем сотрудничестве с Церковно-научным центром " Православная энциклопедия " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Публикация новых святоотеческих переводов, архивных первоисточников, расширение раздела «Критика и библиография», привлечение, наряду с известными учеными, молодых исследователей, уже зарекомендовавших себя в качестве хороших специалистов, — все это говорит о том, что данное издание все более соответствует высокому статусу  центрального богословского издания нашей Церкви. В связи с этим в настоящее время прорабатывается вопрос о получении для «Богословских трудов» статуса ваковского издания. Одна из основных задач Издательского Совета — обеспечить всю Полноту Русской Православной Церкви богослужебными книгами. Продолжая традиции нашей церковной книжности и используя новейшие технологии, мы стремимся к тому, чтобы сформировать эталонную версию всего корпуса богослужебных книг Русской Православной Церкви в электронном виде, на основе которой, исходя из церковных потребностей, будут выходить в свет традиционные бумажные тиражи. Сейчас оцифровка всего круга действующих богослужебных книг нами практически завершена, идет филологическая и историко-литургическая проработка текстов. За последние четыре года мы, вслед за Типиконом и отдельными службами, выпустили новый Служебник (карманный и аналойный вариант), Псалтирь (также в двух форматах), Триодь постную, несколько новых книг серии «Праздники». Сотрудники Совета включены в работу по подготовке к публикации богослужебных текстов, не входящих в современные общецерковные издания, созданных в прошлые эпохи и создаваемых в наши дни. Издательский Совет постоянно согласовывает свои издательские труды со Священноначалием, с Председателем Синодальной библейской комиссии и с Синодальной богослужебной комиссией. Мы сотрудничаем с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», с Отделом религиозного образования и катехизации, поддерживаем тесные связи со светской научной общественностью — с Российской государственной библиотекой, Институтом русского языка и Институтом славяноведения РАН. Мы также сотрудничаем с церковными издательскими структурами Украины и Беларуси.

http://patriarchia.ru/db/text/427911.htm...

С другими религиозными организациями РПЦ находится в постоянном взаимодействии и диалоге. Последним крупным событием в этой области был Всемирный саммит религиозных лидеров, организованный по инициативе Патриарха Алексия и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа шейха Аллахшукюра Паша-заде (3-5 июля 2006 г.). Саммит собрал глав и представителей христианских церквей, исламских, иудейских и буддистских общин, посланников индуистской и синтоистской традиций из 49 стран мира. Подобные мероприятия, особенно такого уровня, строятся на уважении к убеждениям и традициям друг друга, демонстрируют приверженность его участников миротворчеству, вырабатывают нравственные устои, противодействующие религиозной и национальной розни, построению несправедливого мирового порядка, вырабатывают принципы искоренения в мире вражды, насилия, терроризма. В своей речи на саммите Патриарх напомнил участникам, что вековой опыт России свидетельствует о том, что люди разных вер могут жить вместе в мире, что в нашем регионе никогда не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармоничного существования разных религий и культур. В итоговом документе Всемирного саммита религиозных лидеров отмечалось, что «человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада. Ныне роль веры в современном обществе возрастает, и мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов». Одним из важных и уникальных проектов РПЦ последних лет стал выпуск многотомной «Православной энциклопедии», первый том которой вышел в свет в 2000 году. Это стало не просто одним из многочисленных церковных изданий, но научным центром, которому придан статус синодального отдела. «Православная энциклопедия» призвана объединить разрозненные силы церковной науки, впервые аккумулировать знания, накопленные всей многовековой историей Православия.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

В 1925 году вышел указ о присоединении города Оренбурга к РСФСР, а столицу Казахстана перевели в город Кзыл-Орду. Население Казахстана в то время было в своем большинстве неграмотным, поэтому при переводе столицы Казахстана из Оренбурга в город Кзыл-Орду большинству руководящих работников было предложено поехать работать в новую столицу. В. И. Рожкову также предложили поехать в Кзыл-Орду. Обсудив этот вопрос на нашем семейном совете, мы решили ехать. Тем более большинство наших знакомых также решили ехать. Работая в Кзыл-Орде в Госплане, В. И. Рожков одновременно является сотрудником московской газеты «Экономическая жизнь» и в своих статьях освещает хозяйственную и экономическую жизнь Казреспублики... Проработав в Кзыл-Орде определенное время, мы вернулись в Оренбург, и В. И. Рожков устраивается на работу в губернское земельное управление на должность старшего экономиста. Здесь он также участвует в издаваемом тогда в Оренбурге журнале «Сельское хозяйство губернии». В 1927 году пишет статью: «Эволюция сельского хозяйства в Оренбургской губернии». На какой бы работе не работал В. И. Рожков он всегда был очень дисциплинирован и исполнял ее честно, относясь к ней со всей душой и энергией. Всегда с удовольствием делился своим опытом и знаниями с другими. Почти от каждого учреждения, где он работал, он имеет хорошие отзывы. Видя его, такое сознательное, с любовью отношение к своим обязанностям, администрация Губземуправления посылает его в научную командировку в Москву, на курсы по повышению квалификации при экономическом факультете Тимирязевской сельскохозяйственной академии, выдав ему командировочное удостоверение с прекрасной характеристикой… По окончании курсов Рожкову от имени Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева было выдано удостоверение, где перечислены все дисциплины, проработанные на этих курсах. В 1928 году началась кампания по укреплению областных центров, и в конце этого года город Оренбург превратился в районный город, входящий в Средне-Волжский край, с центром в г[ороде] Куйбышеве. В. И. Рожкову было предложено переехать в Куйбышев научным сотрудником конъюнктурного бюро Крайплана, на что он согласился, и мы из Оренбурга переехали в Куйбышев.

http://sedmitza.ru/lib/text/5490228/

Особенную популярность подобные взгляды получили в связи с открытием и расшифровкой текстов других ближневосточных культур — вавилонской, ассирийской и т. д. Этот подход был связан также с поисками исторического Иисуса — реальной личности, стоявшей за новозаветными повествованиями, во многом, по мнению либералов, легендарными. Соответственно, подобный под­ход, например, у А. фон Гарнака приводил к тому, что в Евангелиях выделялась некая подлинная историческая основа, а всё остальное объявлялось позднейшей интерпретацией, а порой и домыс­лом. Иисус из Назарета таким образом оказывался исторической личностью, а вот Христос — объектом церковной веры, и один был далеко не тождествен другому. Попутно стоит заметить, что все основные течения внутри библеистики зарождались в протестантской среде, прежде всего либеральной. Католические, а затем и православные богословы могли перенимать (как правило, медленно, осторожно и лишь до некоторой степени) одни их идеи и отвергать другие, более радикальные, но их реакция была по преимуществу именно что реакцией на идеи протестантов. В современной же библеистике нечасто приходится слышать о конфессиональных границах: сторонники одной теории могут принадлежать к разным кон­фессиям или не принадлежать ни к какой, и внутри одной конфессии встречаются люди с очень разными взглядами. Но если говорить о возникновении новых идей, то первенство со времён Реформации остаётся за протестантским миром. Кроме того, стоит отметить, что вплоть до начала ХХ в. основным центром библеис­тики была Германия, а в течение ХХ в. эта роль отчасти перешла к Британии и США, впрочем, не в ущерб германским научным и богословским центрам. Таким образом, основной язык классической библейской критики — немецкий, основной язык современной библеистики — английский. Среди современных библеистов, пожалуй, невозможно найти таких, которые полностью следовали бы всем методам и выводам классической библейской критики. Однако в рамках этого направле­ния возникло несколько достаточно важных школ, дисциплин, методов анализа, которые мы и рассмотрим далее. На английском и немецком языках принято говорить о критике 6 : текста, источников, редакций и т. д., — однако по-русски слово “кри­тика” слишком тесно связано со значением полного отрицания, поэтому мы будем говорить скорее об анализе 7 .

http://azbyka.ru/istochniki-i-sostavnye-...

Помимо блж. Феодорита Кирского, утверждение о сохранении у евхаристических хлеба и вина их первоначальной природы и сущности содержится в сочинениях целого ряда несторианских богословов 17 . Так, Бабай Великий писал: «Как человечество Его [Христа] есть с Тем [с Божеством Сына] один Сын, так и хлеб [Евхаристии] понимается в том смысле, что через пришествие Духа он становится Телом Господа нашего через союз и благодать, не по природе» 18 . Эта же мысль содержится в несторианском толковании на литургию: «Хлеб и вино суть Тело и Кровь Христовы через союз и таинство, а по природе – хлеб и вино» 19 . Недаром некоторые творения блж. Феодорита были осуждены на Пятом Вселенском Соборе за несторианские тенденции. Помимо блж. Феодорита и автора «Послания к Кесарию», как сказано в отзыве на документ православно-лютеранской комиссии, представленном Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», «ни один из святых отцов не высказывался в пользу отрицания существенного изменения евхаристических Даров, и при этом весьма многие, напротив, прямо его подчеркивали» (Приложение 6. С. 14). Далее, о Евхаристии как о символе, или образе («иконе», εκν – ср. с процитированными выше словами блж. Феодорита), Тела Христова учили иконоборцы, опиравшиеся в этом, в частности, на факт использования термина «вместообразная» (греч. νττυπα) в анафоре Божественной литургии свт. Василия Великого . В отзыве на документ православно-лютеранского комиссии, представленном Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», об этом сказано следующее: «В ранней Церкви этим словом, действительно, могли называть уже освященные Дары [из чего, разумеется, еще не следовало их противопоставление истинным Телу и Крови Христовым] 20 . Однако уже k VI в. термин «вместообразная» оказался скомпрометирован – не потому, что он плох сам по себе, а потому, что мог использоваться для ложных интерпретаций Уже b Apophmhegmama Patrum среди изречений аввы Даниила Фаранского содержится рассказ о чуде, которое произошло со старцем, ошибочно утверждавшем, что Св. Дары – это не само Тело Христово, «но лишь ‘вместообразная’» [Apophthegmata Patrum. Авва Даниил 7] 21 . Прп. Анастасий Синаит в ответ на обвинения еретиков-гаинитов категорически отказывается от того, чтобы называть «вместообразными» уже освященные Дары [Путеводитель 23] 22 . Прп. Иоанн Дамаскин писал:

http://azbyka.ru/tajna-cerkvi-svyataya-e...

Выступления Святейшего Патриарха Алексия на совместном заседании Советов по изданию «Православной энциклопедии» 19 марта 2008 г. 23:35 В среду 19 марта в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Советов по изданию «Православной энциклопедии» . Вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия Многоуважаемый Дмитрий Анатольевич , избранный Президент Российской Федерации, многоуважаемый Юрий Михайлович — председатель Попечительского Совета, многоуважаемый Борис Вячеславович — председатель Общественного Совета, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Уважаемые члены Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов! Уважаемые члены Ассоциации благотворителей «Православной энциклопедии» и участники заседания! Прежде чем приступить к основной теме заседания, позволю себе от лица членов Советов и ассоциации благотворителей «Православной энциклопедии» и всех присутствующих поздравить Дмитрия Анатольевича с избранием на пост Президента России. Мы можем гордиться тем, что член Наблюдательного Совета Энциклопедии становится Президентом России, и мы благодарны, что Дмитрий Анатольевич сегодня с нами. Понимаем, что должность первого заместителя председателя Правительства и выполнение Правительственной программы по национальным проектам отнимает много времени, но за это время Дмитрий Анатольевич подробно познакомился с жизнью страны, с проблемами, которые существуют. Вы не всегда имели возможность бывать на заседаниях Советов по изданию «Православной энциклопедии», но мы всегда чувствовали Вашу поддержку и благодарны за нее. Мы надеемся, что на посту Президента России Вы и далее будете поддерживать это уникальное издание — фундаментальный свод не только церковных, богословских знаний, но и знаний в области истории, философии, искусства. То, что сегодня нашему вниманию предлагается уже 16-й том Энциклопедии, говорит о том, что работа, с Божией помощью, успешно продолжается, и библиотеки украшаются новыми томами великолепного издания, выпускаемого Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». Еще раз поздравляю Вас, и благодарю за то, что Вы сегодня с нами!

http://patriarchia.ru/db/text/382729.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010