Почему же она Невеста, если она Мать? А вот почему. Божия Матерь – это Церковь, и Она первая Церковь, которая являет идеал совершенства; смотрите, Она вся освящена Божеством; Ей сказал Архангел Гавриил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ); и тот же Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная…» ( Дк.1:28 ). И действительно, Божия Матерь неотделима от Бога. Она – Церковь, потому что в ней обитает Пресвятая Троица. Но в то же время Она – и Невеста. И еще в Ветхом Завете прикровенно и символически Она так называется. А Святые Отцы толкуют, что те ветхозаветные выражения, где говорится о Невесте, относятся и к Церкви, так что Божия Матерь и Церковь – это нечто так тесно связанное, что до образования нашей Святой и обширной Церкви только Божия Матерь была истинной Церковью. Но обратимся к текстам Ветхого Завета. В книге Песнь песней Соломона есть такие слова: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4:7 ). Это Христос обращается к будущей своей Матери. А потом Христос обращается к Церкви: «Со мною с Ливана, Невеста!» ( Песн.4:8 ); «Запертый сад – сестра моя, Невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн.4:12 ). А она – Божия ли Матерь одна, или вся Церковь – отвечает Христу на это: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» ( Песн.4:16 ). Плоды Божией Матери – это совершенная непорочность и всесовершенная святость –заключены не только в Ней Самой, но и простираются покровом на весь мир, так что действительно Она Заступница наша Усердная. И вот еще в другом месте Пророк Исаия возвещает: «Радость буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Но желание Божие заключается не только в том, чтобы один человек – Пресвятая Богородица – была такая святая. Желание Божие заключается в том, чтобы всех привлечь к Себе ( Ин.12:32 ). И вот эти все откликнувшиеся на желание Божие и принявшие Святое Крещение составляют ту Церковь, к которой мы сегодня принадлежим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2013 г. 20:50 28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора Московского Кремля. Но одновременно сегодня во многих городах, во многих монастырях празднуют этот день как престольный праздник, потому что именно в честь Успения, в честь смертной славы Пресвятой Богородицы, названы многие главные храмы городов и обителей Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие явлена нам самая суть служения Пресвятой Богородицы.  Ведь о Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалим и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы. И с того мгновения, с того самого события и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение. Чтобы понять смысл служения Богоматери, остававшейся, как я уже сказал, в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2:5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.  О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия. 

http://patriarchia.ru/db/text/3192774.ht...

“Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий… Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная” (I Иоан. 5:4–5, 19–20). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе. Предлагаемая вашему вниманию работа святителя Игнатия (Брянчанинова), должна восполнить этот досадный пробел. Большинство вопросов, поднятых владыкой Игнатием во второй половине прошлого столетия, не утратили своей актуальности и в наши дни, а некоторые из них звучат сейчас еще более остро. Действия, существенно нужные для Российской Церкви Дух времени таков и отступление от Православно-христианской веры начало распространяться в сильно, безнравственность так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представляется невозможным: “Е сли мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи” (Евр. 10:26), — сказал Апостол Иудеям, принявшим христианство и от потом от него отпавшим. …. При всех возникавших в Церкви затруднительных вопросах веры и нравственности, начиная со времен Апостольских, Церковь для разрешения их постоянно созывала Соборы: на соборах рассматривались недоумения и поверялось состояние Церкви . По настоящему затруднительному положению Всероссийской Церкви созвание Собора сделалось решительной необходимостью. Вместе с этим созвание Собора, по духу времени, невозможно без известного приготовления к столько святому начинанию. Необходим Собор правильный, на всех правах прежних Соборов, а Собор самочинный, руководствующийся не правилами Церкви, только повредит делу, еще более поколеблет Церковь Всероссийскую, положение Ее сделает еще более запутанным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

ВОПРОС: В чем видел батюшка причину неудачной войны с Японией в 1905 году? ОТВЕТ: Да, эта причина в нас. Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий, вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие, продажность, холодность к Церкви Божией. – Бог карает нас за грехи, Владычица не посылает нам руку помощи. Проснемся, наконец, очувствуемся, смиримся пред Богом, праведно наказу ющим и вразумляющим нас. От Бога отступили мы, и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле – и скоро увидим, к чему она приведет или вела уже. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, – говорит Слово Божие, то – берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал.5:15 ). Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), – говорит Господь. Но да не будет этого. Еще есть верные и избранные в России праведники. ВОПРОС: Какая благодать дана нам в праздник Рождества Божией Матери? ОТВЕТ: С рождением Ее воссияла чудная заря спасения человечества, отверзлись заключенные двери рая, разрушен ад и смерть исчезла для верных, и всем дана благодать на благодать, ибо людям дарован Сам Сын Божий, а с Ним всякая благодать ко спасению и христианскому совершенству: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:17 ), – благодать, очищающая грехи, возрождающая, обессмертствующая и обоготворяющая. Эта благодать просвещает наши сердечные очи и дает нам видеть все наше греховное растление, всю немощь нашей греховной, падшей природы, и всю нужду в благодати и милости Божией. ВОПРОС: Как понимал о.Иоанн слова Господа касательно пребывания Иоанна Богослова до Второго пришествия ( Ин.21:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По выражению апостола, благодатная вера дается Духом 64 в святых таинствах Церкви, но действенно открывается в верующем не всегда тотчас после таинств, чаще всего он должен предварительно много потрудиться в борьбе с личными страстями и показать опыты верного исполнения Божией воли, лишь тогда в нем начинают обнаруживаться признаки необычайной силы веры. При этом уверенность его в Божией любви, небесном Промысле лично над ним и в Божием содействии ему делается какой-то удивительно крепкой, дерзновенной и, если можно так выразиться, сыновне смелой пред Богом. Означенная сверхъестественная и богоданная сила уверенности в Боге есть наиболее яркий признак чудотворной веры, которую Спаситель назвал верой с горчичное зерно 65 . Она – плод Святого Духа и делает слова и действия человека чудесными. От сердца благодатно верующего через слова веры истекают реки силы Божией, или воды живой, и окружающие чудотворца воочию видят славу Божию 66 , дознают верность его ясновидения 67 Бога и чудес. Духодвижимая вера – изгонительница бесов, врач больных, властительница над явлениями видимой природы и сверхъестественный путь к научению новым языкам 68 . Ей, как сорастворенной с Божией силой, подчинены самые законы окружающей нас природы. Она может приостанавливать их действия, направлять по своей воле и изменять. Носителям чудотворной веры за их безграничную преданность Богу Господь как бы уделяет часть Своей Божественной власти и силы, чтобы они по своему усмотрению применяли ее к нравственной пользе тех или иных людей. Призывая апостолов к такой вере, Спаситель сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» 69 . Благодатная сила, неотлучная от свято живущих, сообщает их вере непоколебимость, пламенность и христоподражательную действенность. Так, апостол Петр в Иерусалимском храме чудесно исцелил некогда хромого от чрева матери. Объясняя происхождение упомянутого чуда, он сказал народу, собравшемуся около исцеленного: «Сего (человека] укрепило имя Иисуса Христа ради веры во имя Христово... Вера, которая от Иисуса Христа, даровала ему исцеление это пред всеми вами« 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

III. Жизненный путь человека. Освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей §15 Земной путь человека – если он достигает своего естественного завершения – начинается с момента зачатия в утробе матери, простирается из детства в зрелость и, наконец, завершается сном телесной смерти. Однако этапы человеческой жизни для каждой души различны, и каждый путь, избираемый человеком по собственной воле или нет, ведет к возможностям либо святости, либо духовного рабства. И возможности аскетического самоотречения в служении Божией любви и делу преображения творения в каждой жизни уникальны. Надлежащее завершение всякой достойно прожитой жизни – это «видеть Бога лицом к лицу» (1 Кор. 13:12), в обожении (теозисе): «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Однако путь, который каждый человек проделывает в жизни, отягощен также искушениями, в особенности соблазном следовать за тем, что ведет только к личной выгоде или самовозвеличиванию, а не к проявлениям любви к Богу и солидарности с ближним. Церковь стремится сопровождать душу христианина на протяжении всего ее земного пути, давая не только советы, но и средства для достижения святости. И на каждом этапе Церковь предлагает различные образы жизни во Христе, различные призвания для христианской жизни, и все они заключены в одном высшем назначении – искать Царства Божия и правды его. §16 Благоговение Православной Церкви перед образом Божиим, даже в самых малых из нас, выражается не только в крещении младенцев, но и в их безотлагательном допуске к Евхаристии. Это является наибольшим тáинственным подтверждением Христова призыва, обращенного к апостолам, находить истинный образец жизни в Царстве Божием в невинности детей (Мф. 19:14; Мк. 10:14–16; Лк. 18:16–17). Сам Христос вошел в этот мир через утробу Матери и прошел через младенчество и детство, «преуспевая в премудрости и возрасте» (Лк.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

IV, гл. 26, §§ 2, 4, 5) Величие Божией Матери утверждено на первых страницах св. Евангелия и соответственно, является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует св. евангелист Лука, послан был от Бога в Галилейский город Назарет к Деве Марии и «войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога» ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: «Господь с Тобою», – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева и эти слова записал св. Евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Ее! Святой евангелист Лука оставил и еще весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. «Одна женщина, – пишет св. Евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эти евангельские слова, Рязанский митрополит Стефан Яворский , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим еще более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Ее, когда сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». Обе сии похвалы или лучше блаженства, по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы не зачала Его верой» (Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану Яворскому . M., 1887, сс. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В тропаре праздника Преображения мы воспеваем, обращаясь к Богу: Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе . Человеку надо преобразиться. Ему нужно увидеть этот Божественный Нетварный Свет и приобщиться к нему, насколько он может Его вместить. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: Вы – свет мира… Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14-16 ). Церковь очищает сердце человека от страстей, уча его исполнять волю Божию, преобразуя весь его внутренний мир, всю душу человеческую. На десятый день после Вознесения Бог посылает Духа Святого. Основывается Церковь, чтобы мы – члены Церкви – этим Духом исполнились, освящались и шли ко спасению. Благодать Духа Святого – эта «закваска», от которой преображается весь внутренний мир человека, он становится богоподобным. Цель ниспослания Духа Святого – приведение человека ко святости. Поэтому воскресение после празднования дня Святой Троицы посвящается празднованию памяти всех святых. Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Лике Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим … Она – Богородица – стала выше всех сил ангельских. В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божию человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы-Матери приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого интимного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк.2:51 ). В Богородичные праздники на литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие ! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27-28 ). Вот в чем великая тайна приближения к Богу – слушать, как Пресвятая Богородица, слово Божие – Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их!

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен. И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах. Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны. Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ( Агг. 2, 3–4 ). Молитва святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» 1 Житие новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. М., 1911, с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Видите ли, что собственная наша духовная польза необходимо требует прославления святых Божиих, тем паче прославления и благодарения нами Самого Бога, бесконечно много и непрестанно нам благодеющего, нас сохраняющего, спасающего, исцеляющего, милующего, оживляющего, любящего, прославляющего! . Женские врата – царские. 11-го декабря Ранняя обедня (сорокоустная) в думской церкви. Убил меня во время обедни сатана из-за пустого случая: диакон не поцеловал руки служащего иерея не один, а два раза, – потерял дерзновение, смутился, уязвился глубоко, поражен, потерян я был, слов не мог выговаривать; помрачился, ужасы напали на меня, и всю обедню после того не имел я дерзновения, хотя после диакон целовал уже руку. Это смущение, вероятно, произошло от вчерашнего ужина: ухи и рыбы с черным хлебом, а может быть и оттого, что я вчера в одном доме пил вино и ел сласти, хотя немного, и оттого, что к утрене не ходил, а дома читал молитвы ко причащению. Диакон тут не виноват – виноват я, что из-за таких пустяков я смутился сильно. О, как вредно пресыщение! Ужинать никак не должно, один чай. До сих пор я чувствую излишество в боках своих и гной там, рожны острые. Рыбы есть не надо – она крепит. Часто поминаем Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу, как чада ласкаясь к Матери, как рабы верные прославляя достойную всякой похвалы и высшую всех похвал Царицу и Владычицу. Да святится имя Твое... Но желаешь ли действительно, искренно, чтобы чрез тебя и в тебе прославлялось имя Божие? Не хулится ли оно тобою? Да приидет Царствие Твое – а желаешь ли его искренно? Да будет воля Твоя – а хочешь ли в самом деле исполнять волю Божию? Не свои ли прихоти предпочитаешь воле Божией, и так далее? Храм – место твоего возрождения, миропомазания, покаяния, причащения. Как не любить этого места, в котором сообщаемы такие дарования? Место просвещения, [умиления]. Кто не собирает со Мною, не молится в храме Моем, тот расточает [ Мф. 12, 30 ]. В Церкви всё премудро, свято, боголепно, животворно, поучительно, – тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить? Аще земные матери, зли суще, умеют даяния благая даяти чадам своим и чужим, кольми паче Мати Божия дает блага просящим у Нея [ср. Мф. 7, 11 ]. 12 декабря Благодарю Господа всем сердцем за благопоспешество при служении Божественной литургии и за неосужденное, премирное, преблаженное, всеспасительное причащение Божественного Тела и Крови Его. О, любовь! О, снисхождение! О простота, о премудрость! О, всемогущество Бога моего! Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010