«Нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ) и ( 3Цар. 8:46 ), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). «Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (20:9)? Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так об этом учат и св. Апостолы. Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, учить ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ) и ( 1Ин. 1:10 ). Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:10–17 ), ( Гал. 5:17 ); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом ( Евр. 12:22–23 ). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет. Только человек, впавший в духовную гордость и самообольщение, может говорить, что он без греха. Сектант: 4) Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращеннаго из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). Объяснения православного: 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще .могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша Церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, на днях отлучила бывшего профессора академии архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и других непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»:, но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк. 5:30–32 ) и ( Лк. 7:34–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

558 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 559 Мир не может принять Духа Божия, об этом сказано в Евангелии, а дух мира есть сатана и ангелы его. Бог возвестил не только, что Дух дышит где хочет, но и открыл, что мир не может принять Духа Божия. Весь мир, (вселенная) и даже бесы обязаны своим бытием Богу, но это не значит, что действие Духа Божия в мире может сравниться с Его присутствием в Церкви. Утверждения о действии Духа Божия в мире, не сопровождающиеся ясными определениями отличия от действия Духа Божия в Церкви, несут в себе соблазн и неверное протестантское учение. «... кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; ...» 560 Но, кто не верует в Христа, тот Его не любит и не придет к тому ни Христос, ни Отец, а Дух от Отца исходит. Проявление же любви, милосердия и примеров истинной нравственности возникают как следствие того, что душа каждого человека создана по образу Божию, в ней написан закон Божий в ее совести и проявления положительных нравственных черт являются следствием образа Божия в душе человека. К тому же нельзя говорить о полноте нравственности вне христианства или в еретичествующих исповеданиях, ибо там нарушается заповедь любви к Истинному Богу и отсутствует истинное почитание Бога: «... кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; ...» 561 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ...» 562 «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран – афа». 563 Утверждение «область Царства Божия шире, чем область собственной церковной жизни» требует уточнения, так как, безусловно, Царство Божие шире Церкви в ее земном аспекте (Церкви воинствующей), но Церковь воинствующая есть врата Царства Божия и иного входа в Царство Божие нет: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Замечание в изъяснение таинственного смысла третьего явления во втором действии. – В этом последнем отделе Песни Возлюбленная, т.е. Церквоь Христова из язычников, изображается в состоянии своего (своих членов) возможного совершенства на земле, именно: во-первых, она является «убеленною» (Песн. 8:5), или в одеянии белом, которое есть «праведность святых» Церкви (Откр. 19:8), в противоположность первоначального своего очернения (Песн. 1:4-5); измовенная, очищенная, освященная и просвещенная благодатью Христовою, она предстает теперь пред своим Женихом Господом «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но святою и непорочною» (см. Еф. 5:25-27); во-вторых, любовь ее к своему Возлюбленному Господу, прежде неопределенно-порывистая и колеблемая (см. первое явлен. в перв. действ.), теперь, очищенная всяческими искушениями (см. в 1 и 2 явлен. второго действ.) и воспламененная огнем Духа Божия (см. Иак. 4:1-5; ср. Песн. 8:6), возросла во всех ее верующих членах до того, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (см. Рим. 8:38-39; ср. Песн. 8:6-7); в-третьих, наконец, воспитанная благодатью и учением Христовым, Церковь, также в противоположность прежнему своему недостоинству и отчуждению от Возлюбленного Господа (см. Песн. 1 гл.), является, как живое тело Христа, а члены ее – от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:29-30), «полнотою () всех совершенств Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), и посему имеет подобно своему Жениху – Главе все владетельные, господственные права (Песн. 8:12-13). Затем восхождение Возлюбленной под руку с своим Возлюбленным «на горы ароматов» (Песн. 8:5, 14) знаменует шествие верующих в обитель Отца небесного, по обетованию Господа: «иду приготовить место вам; и когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2-3). В этом последнем явлении Песни изображаются последние подвиги Церкви воинствующей на земле, когда она готова будет приступить «к Иерусалиму небесному, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:22-23). Вместе с этим имеет совершиться последнее в муках духовное рождение Церковью Христа, т.е. представители церкви (иерархия), «снова и в последний раз будут в муках рождения чадами Божиими, доколе не вообразится в них Христос» (Песн. 8:5; ср. Откр. 12:1-2, 5 – 6; Гал. 4:19 и Флм. 1:10).

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

Какого исхода можно ожидать из всего этого? Мы, человеки, не ведаем этого – сие ведает Тот, Кто времена и лета содержит в Своей власти. Знаем только, что борьба добра и зла будет на земле до конца мира, что эта борьба усилится к концу, пред пришествием Господним. Ибо прежде сего пришествия имеет прийти на землю отец лжи: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол, – сказано в книге Откровений будущих судеб земли ( Откр.12:12 ). Знаем также, что в конце концов добро восторжествует над злом. Церковь Христова, как хранительница истины, редко наслаждалась миром, но больше вела брань за истину. Она и всегда будет борима, но останется неодолимой. Придет время, когда она из состояния воинствующей перейдет в состояние торжествующей, и никогда врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Здесь на земле она, Церковь , есть охранительница власти, от Бога учрежденной, и сама охраняется богоучрежденной властью. В этом союзе Церкви и власти заключается сила их. Когда разорван будет этот союз, когда у Церкви отнята будет союзница ее – власть или когда власть потеряет союз с Церковью, тогда явится возможность временного торжества зла над добром, тьмы над светом. Но это будет ненадолго, ибо после этого имеет быть конец всего. Это будет время, когда явится беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:9–10 ). Это – тот беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). После этого настанет торжество и слава Церкви; это состояние Церкви в Откровении изображается под именем брака Агнца, когда Церковь , как невеста, явится во всем своем благолепии ( Откр.19:7–9 ). Мы не знаем, какое значение имеет настоящая брань представителей смуты, лжи и нечестия с Церковью как носительницей мира, истины и святости. А также никто верно не может предсказать, чем должна кончиться эта борьба людей смуты и беспорядка с богоучрежденной властью, как покровительницей мира и порядка. Считать ли это началом последней борьбы зла с добром, или же думать, что это смутное время имеет значение временное, местное и кончится тем же, чем оканчивалось прежнее смутное время на Руси, то есть большим и большим распространением на русской земле добра, правды и ведения, общественного благоустроения, всеобщего довольства, высшего развития всех отраслей государственной жизни и теснейшего единения государства с Церковью? Кто даст ответ на этот вопрос? Правда, этот ответ дан уже, но он хранится в книге судеб Седящего на престоле, запечатанной семью печатями. И, как сказано, никто не снимет этих печатей, кроме льва от колена Иудова, Который в то же время есть и Агнец, Искупитель, в руках Которого судьбы мира и Церкви ( Откр.5:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Церковная мысль нашла себе правильное выражение в этом вопросе и у Оригена , не всегда в своих других суждениях строго православного. По его пониманию, отшедшие в небесную Церковь святые не прерывают своего общения с Церковью воинствующей, а напротив, более глубокое и деятельное участие принимают в ее судьбах, чем какое принимали во время земной жизни, как равно и о судьбах сей Церкви больше на небе знают, чем сколько знали, бывши на земле. Потому что все святые, живя в раю, как бы в некоторой школе, более и более усовершаются в знании не только прошедшего, но и будущего, открываемого им вездеприсущим Иисусом Христом, на что указывал апостол, когда говорил: «влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп.1:23 ), будучи уверен при этом в том, что, возвратившись ко Христу, он яснее узнает причины всего происходящего на земле, относительно ли человека, или души человеческой, или ума». «Апостол» – говорит Ориген , – «называет нас общниками и святых. И не удивительно. Ибо если говорится, что мы имеем общение с Отцем и Сыном, то как не имеем его и со святыми, не на земле только, но и на небе находящимися, когда Христос кровию Своею умиротворил небесное и земное, чтобы земное ввести в общение с небесным? Истину сего очевидно показывает Господь, когда говорит, что радость будет на небесах об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ). Если святые в будущей жизни видят лицом к лицу то, что в настоящей видели только «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), то нельзя допустить, чтобы они не на такой же степени стояли и в отношении к другим добродетелям, когда там они усовершаются в том, что стяжали в настоящей жизни. Одна же из главных добродетелей, по слову Божию, есть любовь к ближнему, которую, необходимо думать, усопшие святые имеют к подвизавшимся в настоящей жизни в большей степени, чем те, кои помогают немощным в борьбе, будучи сами слабы; ибо не здесь только исполняется посредством братской любви сказанное: «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ) – но и о любви отшедших из сей жизни должно сказать: «(у меня) забота о всех церквах: кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:28–29 ) 28 . Идея соборности Церкви в период Вселенских соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Введение. Понятие о церкви и определение задачи сочинения Понятие, означаемое словом « церковь », весьма растяжимо. Не говоря о том несобственном, переносном, которое подразумевается, когда говорят: «пойду в церковь », и взятое в собственном смысле, это слово заключает в себе несколько различных представлений. В самом широком смысле им обозначают, совокупность всех свободно разумных существ, не только верующих христиан, но и мир ангельский, мир всех святых небожителей. Действительно все разумно свободные существа, как творение Божие, для Бога составляют один нераздельный мир или одну Церковь , члены которой различаются лишь условиями жизни и степенями своего приближения к Богу. Жизнь разумных существ на нашей планете есть временная, даже очень кратковременная жизнь, отходя от которой, верующие уже причисляются к небожителям и по образу новой жизни в новых условиях становятся «равны ангелам» (σγγελο εσι, Лук.20:36 ) 1 . Но говоря собственно о Церкви Христовой, мы исключаем из нее не подлежащий искуплению мир ангельский и разумеем только верующих, искупленных кровью единородного Сына Божия ( Деян.20:28 ). Об этой именно Церкви говорит апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь (τν κκλησαν) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна или порока»... ( Ефес.5:25–27 ). И Сам Христос Спаситель, употребляя слово церковь ( κκλησα), разумел именно общество верующих в Него людей. «Создам Церковь Мою (μο τν κκλησαν) и врата ада (т. е. все зло этого мира, – соблазны, страсти, внешние преследования, а также смерть и власть дьявола в собственном смысле) не одолеют ее» ( Мф.16:18 ; ср. 18:17). А так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ), то Церковь Христову составляют не только все верующие, живущие в данное время на земле и стремящиеся к христианскому спасению, но и все наши братья во Христе, почившие в вере и покаянии, и даже ветхозаветные праведники, начиная с Адама, нашедшие себе вечное упокоение в Боге. Однако в отношении образа жизни мы разделяем эту Церковь на две половины: на «воинствующую» земную и «торжествующую» небесную. Как такая, Церковь собственно опять превращается в Церковь, взятую в указанном широком смысле. Ибо отошедшие от этого мира уже на самом деле «приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов» ( Евр.12:22–23 ) и таким образом сочетались с миром ангельским. Великое искупление кровью Христа Спасителя это и иметь в виду, т. е. «все небесное и земное соединить под главою Христом» и следоват. создать одну Церковь, «которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем» ( Ефес.1:5–10, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Закрыть Почему истинная Церковь всегда гонима? Слово духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука) 29.08.2018 1022 Время на чтение 5 минут «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью... Кто не любит Господа Иисуса Христа, - анафема, маран-афа» (1 Кор. 16:13-14, 22). Такие слова мы слышали, дорогие братья и сестры, в апостольском чтении. Во все времена эти слова звучат диссонансом с тем, что предлагает нам мир. В миру мы слышим постоянные призывы: расслабляйся, живи в свое удовольствие, бери от жизни все, то есть на первый план выдвигаются плотоугодие, служение своим страстям. Те пастыри и проповедники, которые призывают людей отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом, всегда оказываются изгоями общества и бывают гонимы. Об этом еще в IV веке говорил в одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст. Тем людям, которые сомневались, где подлинная вера - в Православной Церкви или у ариан, он твердо отвечал, что истинная Церковь всегда гонима.«И гонения, и скорби, и тесные обстоятельства, - говорит Златоуст, - не только не должны смущать вас, но еще (должны) радовать, так как через них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа, так сказать, изображаем (Его в себе)». И действительно, если рассмотреть историю Церкви, начиная с проповеди святого Иоанна Крестителя и заканчивая нашими днями, то во все времена против Церкви ведется если не открытая, то незримая борьба. Не случайно святые отцы земную Церковь называют воинствующей, а небесную - торжествующей. Многие из нас еще помнят гонения советского периода. И так как диавол постоянно совершенствует свое искусство обольщения, то что-то подобное, но в более утонченной форме, наметилось в наши дни. Обо всем этом Спаситель нас таинственно предупреждает в нынешнем евангельском повествовании, притче о злых виноградарях. «Некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (см. Мф. 21:33-39).

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/30/po...

«Всякий должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». ( 1Кор.4:1 ) (Ср. 2Тим.1:6 ; Деян.14:23 ). «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть». ( Еф.5:31–32 ; Ср. Мф.10:12;19:11–12 ; 1Кор.7:8–9 ). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». ( Иак.5:14–15 ). Изречения «Кто знает, сколько каждый, живущий на земле, оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какою таинственною цепью связана судьба человека с судьбою его детей, его потомства и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки». (Тургенев). «Легче испорченное возстановить, чем сделать новое из ничего; Господь совершил второе, ужели Он не совершит перваго?» ( Григорий Богослов ). «Чтобы сделать человека святым, необходима благодать; сомневающиеся в этом не имеют понятия ни о святости, ни о человеке». (Паскаль). «Раскаяние есть кровь души» (Бл. Августин). Одни таинства оно сопровождает (крещение, покаяние, приобщение и елеосвящение), другим предшествует (мирропомазание, священство и брак). И цель таинств – одна: теснейшее общение со Христом, приближение к Нему. По покаянному характеру и по цели родственны таинствам: посвящение в иноческий чин и погребение, знаменующее переход души из Церкви воинствующей к Церкви торжествующей. Кто один раз родился, дважды умрет; а кто дважды родился и остался верен второму рождению, умрет лишь однажды. Погружение при крещении – погружение в истину смерти Христовой, в любовь до смерти. (Архим. Феодор Бухарев). «Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, потом – на ушах, дабы получить вам слух слышания божественных тайн, после на ноздрях, чтобы облагоухались вы божественным мирром, далее на груди, да облекшеся в броню правды, станете противу кознем диавольским». (Св. Кирилл Иерусалимский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Как известно, в традиции Афона мощи - это именно чистые кости, в противном случае их опять зарывают в землю и начинают с большим усердием молиться за погребенного. Зачем и для чего в православной церкви принято совершать обретение святых мощей? Первое: мощи святых оказывают сильное нравственно – религиозное воздействие на верующего человека. Сказано в Новом Завете: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13, 7). Возможно, что созерцая святые мощи, мы сможем более осязаемо исполнить слова святого апостола Павла: «Поминайте наставников, взирая на кончину их». Сам факт, что через века и тысячелетия сохраняются останки угодников Божиих, может являться свидетельством исполнения следующих слов Писания: «Ибо … ты не дашь святому Твоему увидеть тления» (Пс. 15, 10). Сам Господь не стыдился называть Себя именами Своих угодников: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22, 32). Второе: почитание мощей имеет литургическое значение. С древнейших времен христиане совершали литургию в катакомбах на гробах мучеников. Таким образом верующие подчеркивали единство небесной церкви, торжествующей и земной, воинствующей. Читаем: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, записанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу...» (Евр. 15, 22-23). В память об этой древнейшей традиции православные совершают литургию на антиминсе, в который вшита частица мощей мучеников. Третье, на что надо обратить внимание, мощи источают благодать могущую исцелить человеческое тело и врачевать нашу душу. Не только тела святых источали исцеляющую благодать, но и вещи, которые соприкасались с ними. Читаем: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 11, 12 ).

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010