Вот еще когда русское духовенство, знавшее Сибирь, говорило о государственных интересах на Дальнем Востоке и указывало меры усиления русского влияния в стране, на которой ныне сосредоточены взоры всего мира. Этими мерами было взаимная деятельность местной высшей церковной и государственной власти, в лице архиереев и губернаторов, открытие церковных приходов и назначение туда духовенства из лиц с образованием и достаточным правительственным содержанием, о чем писали все камчатские миссионеры. Прошло более двадцати лет после доклада Хотуцинского, Св. Синод в 1771 г. сам «вознамерился» учредить Камчатскую епархию, даже занялся собиранием сведений, но когда сведения были собраны, он остановился на мысли учредить епископию в Якутске, с отделением в ней части Тобольской и Иркутской епархий. 509 Все оказалось преждевременным, хотя в действительности, время уже было упущено. Ни на Камчатке, ни в Якутске тогда не было открыто архиерейской кафедры. В то время, как Хотунцевский писал свой доклад о назначении на его место в Камчатку пастыря с архиерейской властью, Св. Синод все еще не мог закончить с устройством центральных епархий, выделившихся из состава огромнейшей Синодальной, бывшей патриаршей области. Поэтому ему было не до отдаленной Сибири. Сибирской пастве еще целое столетие пришлось испытывать большие неудобства в церковном отношении при существовании только двух сибирских епархий, раскинутых на десяток тысяч верст в границах, даже расширенных в начале XIX в. к югу, сравнительно с теми, которые определились в начале 30-х годов XVIII века. Северо-западная русская окраина с вновь завоеванными землями всегда больше интересовала высшую государственную и церковную власть, чем северо-восточная, где жили полудикие инородцы и ссыльные. Сам Иоасаф Хотунцевский, видимо, предпочел Ревельское викариатство, Новгородской епархии, самостоятельной Иркутской епархии не такой уже бедной церквами, какой она поступила в ведение Иннокентия Кульчицкого. Об этом можно судить по числу духовенства в Иркутской епархии. 510

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1230–1240-х гг. Русь переживала период междоусобиц и раздробленности, в то время когда Новгород и Владимиро-Суздальское княжество приступили к активным действиям против крестоносцев на западе, с востока на Русскую землю вторглись полчища татар. Это дало возможность католической Церкви в Прибалтийском крае покорить местные племена. Историки отмечали также, что среди эстов, латышей и ливов не было единства в отпоре захватчикам, что их вооружение и воинская подготовка были слабее. Отдельные военные походы русских не могли привести к полному разгрому орденских войск, а только остановили движение крестоносцев на восток, к середине XIII столетия католицизм утвердился в Ливонии. Верховная власть в Ливонии принадлежала папе Римскому и германскому императору. Римской курии подчинялись Рижский архиепископ, местные епископы и Ливонский орден. На территории современной Эстонии образовались четыре независимых феодальных правителя, названные в источниках того времени ландесгеррами: на юго-востоке – Дерптское епископство, на западе и островах – Эзель-Викское (Сааре-Ляэнеское), во владениях датского короля на севере, в Гарриене (Харьюмаа) и Везенберге (Вирумаа), – Ревельское и в центральной части – Ливонский орден. Его магистр занял замок в Феллине. В границах современной Эстонии Ливонский орден имел больше земель, чем все три епископства, вместе взятые. Часть его наделов находилась даже на островах и в самом центре Эзель-Викского епископства. Между ландесгеррами на протяжении веков велись непрекращающиеся споры и борьба за территориальные владения и политическое господство в Ливонии. Ни один из претендентов, однако, не добился своей цели, в конце XIV и начале XV столетия Ливонский орден был на пороге установления своей полной гегемонии, но для этого ему не хватало поддержки не только в среде покоренных эстонцев и латышей, но и местного немецкого дворянства, в тот период Ливония по существу представляла собой немецкую колонию из отдельных земель, населенную разноязычными народами, порабощенными и эксплуатируемыми чужеземными феодалами, своеобразную феодальную конфедерацию отдельных суверенных церковных территорий с политически слабым центральным органом – ландтагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14) Коллегиум Шеутвельдский, близ Брюсселя, основан Феофилом Вербистом в 1863 году для питомцев Конгрегации непорочного сердца Марии (Congregatio а Corde Immaculato В. М. V.) с специально-миссионерским назначением. Главная цель его состоит в том, чтобы обращать ко Христу неверующих и в частности-китайцев. Области, в которых должны действовать питомцы этого коллегиума, суть следующие: Монголия, Конго л Китай. В настоящее время из питомцев этого коллегиума в указанных миссиях состоят 82 священника и 68 мирян. 15) Свято-Иосифовский коллегиум св. сердца основан бывшим епископом сальфордским, а потом архиепископом вестминстерским Гербертом Ваукганом, в 1866 г., в Милл-Гилле, близ Лондона, с специально-миссионерским назначением. В него принимаются молодые люди, без различия национальностей, для подготовления миссионерской деятельности среди негров Соединенных Штатов Северной Америки, в южной части Аукланда (в Новой Зеландии), в Ост-Индии, в Кашемире, на острове Борнео. 16) Семинария в Вероне основана монсеньором Даниилом Комбони в 1867 году для подготовления питомцев к миссионерской деятельности в центральной Африке, в Каире, Хелуане, Гезире и Суакине. Число питомцев не велико: 10–15 человек. 17) Польский Коллегиум или Первосвященнический Коллегиум (Collegio pontificio) основан папою Пием IX в 1865 году на щедрые пожертвования поляков и находится под покровительством Австрии. Его назначение, впрочем, не столько миссионерское, сколько политическое, потому что, при самом открытии его, папа сказал его польским воспитанникам: «так как родина ваша разделена теперь между державами, то я хочу быть вашим отцом». Тем не менее коллегиум этот немноголюден; в 1899 году в нем было лить 32 питомца. Богословские и философские науки они изучают в Римском Коллегиуме. Форменная одежда их: черный талар и зеленый пояс. 18) Collegio или Istituto della Scuola Gregoriana был открыт при немецкой церкви «Утешительницы скорбящих душ " . Прямой миссионерской цели он не имеет. Но окончившие в нем курс молодые люди часто встречаются в списках лиц, состоящих членами миссий и «апостольских викариатств».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Для нас не является самоцелью какое-то определенное число храмов. Поэтому, когда я стал руководителем Финансово-хозяйственного управления, я отошел от этой темы. То есть от постоянно повторяемого тезиса, что мы строим именно 200 храмов. Мне не нравится название «200 храмов», или «300 храмов», или еще что-то в этом духе. Цифра никого не вдохновляет. Нужно думать о конкретных людях, приходах. А какое количество получится — это вторично. — В каких районах Москвы уже достаточно храмов? Где, наоборот, не хватает? — В Центральном викариатстве достаточно храмов, и там нет необходимости в строительстве новых. В центре речь идет, скорее, о восстановлении исторических зданий. Если же говорить обо всех остальных округах, о новых районах, то храмов по-прежнему не хватает. В каждом административном округе есть ­районы, где вопрос решен, и районы, где по-прежнему нет ни одного храма на 100-тысячное население.  Можно отметить, что наиболее активно строительство храмов ведется в Южном, Юго-Западном, Западном и Северо-Западном викариатствах Москвы. — Вскоре в городе развернется масштабная программа реновации. Как вы думаете, на этапе проектирования перестраеваемых районов не стоит ли сразу предусмотреть храм? Или, например, здание заброшенной Ховринской больницы, имеющее дурную славу, — не стоит ли построить храм на ее месте? — Я считаю, что это должно зависеть от желания жителей. Надо смотреть, как близко или как далеко в таком районе расположены уже действующие храмы. То есть рассматривать каждый случай в отдельности.  Что касается Ховрино, то там уже есть два храма — один восстанавливается, еще один новый строится. Сомнительные оккультные собрания в заброшенном здании вряд ли могут стать серьезной причиной для строительства на этом месте православного храма. Но посмотрим, если будет необходимость и к нам будут поступать обращения от жителей, тогда и будем думать. Беседовала Антонина Мага PDF-bepcuя «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник

http://patriarchia.ru/db/text/5196022.ht...

И еще одна историческая вставка о зарождении колыбели Кубанского казачьего войска, города Екатеринодара. Известный краевед В.А. Соловьев в книге «Суворов на Кубани» писал: « 22 февраля 1778 года Суворов с отрядом… вышел к обрывистому руслу, по дну которого протекал ручей Карасун, получивший свое наименование от древней старицы Кубани, где он брал свое начало. Обогнув обрывы Карасунского Кута, ручей впадал в Кубань на месте нынешнего Затона. Оценив местность, Суворов принимает решение построить здесь укрепление, которое бы прикрывало местные броды. Оно получило наименование Архангельский фельдшанец…». Так начался Краснодар, так родилась Кубань. Обращение на губернатора (главу администрации) Краснодарского края Вениамина Кондратьева сформировано и направлено в его приемную 13 октября. Для запуска полноценной работы испрошено оказать содействие в создании на основе государственно-общественного партнерства с участием краевых общественных организаций рабочей группы при Комитете «Победа» по подготовке проведения Года Суворова на Кубани в 2028 году, посвященного 250-летию строительства Кубанской кордонной оборонительной линиии, а также реализации Комплексной программы «Суворовская десятилетка», подготовленной к встрече 300-летнего юбилея А.В. Суворова в 2030 году. Предложено среди прочего следующее: … 5. Разместить памятную доску с текстом первого разрешительного документа на прошение казаков о строительстве главного войскового града (Екатеринодара) на памятнике А.В. Суворову в Мариинском сквере Краснодара; 6. Создать походный лагерь с экспозициями суворовских музеев в Выставочном комплексе «Атамань» или на Фанагорийской суворовской крепости (ст. Тамань); 7. Обеспечить информационное сопровождение в СМИ проектов Суворовской десятилетки. И ряд других моментов, значимых для продвижения в народ, казачье войско и духовенство тактических навыков жизни в крепком суворовском духе воина и христианина. За истекшее с момента нашего обращения к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию время он решением Священного Синода от 11 октября сего года (журнал 91) назначен Управляющим делами Московской Патриархии и Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви с титулом «Воскресенский» с освобождением от управления Екатеринодарской епархией и Кубанской митрополией и выражением благодарности за понесенные труды. Также он понесет служения викарием Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющим Центральным викариатством города Москвы, секретарем Межсоборного Присутствия, председателем Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси, председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, и наместником московского Новоспасского монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

В период с 1880 по 1890 гг. произошло резкое увеличение численности приходского духовенства. Изменение численности священно- и церковнослужителей 1343 Протоиереев Иереев Диаконов Причетников 116 728 113 852 113815 115619 Таким образом, эта часть церковных реформ оказалась крайне непопулярной и в иерархии, и в белом духовенстве, и в народе, что и предрешило ее судьбу. Она так и осталась более на бумаге, чем в действительной жизни, но в то же время внесла свою лепту в отчуждение общества от Православия. 8. Церковная администрация и суд Изучение реформ Церкви останется неполным, если мы не обратимся к ряду перемен в ее управлении. Хотя они не вписываются в рамки программы Главного Присутствия, тем не менее тесно связаны с реформой. Центральный аппарат управления продолжал трансформироваться по подобию министерств. Так, 15 декабря 1865 г. получило утверждение мнение Государственного Совета об учреждении должности товарища обер-прокурора Синода с правами товарища министра 1344 . Претерпели изменения и структурные подразделения. В связи с реформой духовной школы, как отмечено выше, Духовно-учебное управление в 1867 г. преобразовано в Учебный комитет 1345 . А через некоторое время Контрольное отделение при Хозяйственном управлении выделено в самостоятельную единицу, напрямую подчиненную обер-прокурору 1346 . Наконец, в 1872 г. пересмотрены штаты канцелярий Синода и обер-прокурора, Хозяйственного управления и Контроля, со значительным увеличением оплаты труда чиновников 1347 . Эти штаты сохранялись до конца столетия. Серия изменений за годы реформ коснулась и епархиальной администрации. Они имели, главным образом, два направления: расширение полномочий архиереев и укрепление материальной базы консисторий и архиерейских домов. Посещая 3 августа 1865 г. Московскую духовную академию, Д. Толстой объявил, что «хочет несколько децентрализовать управление, передавая епархиальным архиереям больше власти. Царь в принципе согласен» 1348 . В 1865 г. волею обер-прокурора и Синода решился спор о целесообразности умножения викариев: архиереям позволили открывать викариатства, если изыщут на то средства 1349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда . В 2010 г. обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей , Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии . Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан : приняты его Устав и Внутреннее положение, образованы новые епархии в этой стране. В 2011 г. образован Среднеазиатский митрополичий округ . Принят ряд документов по социальной, миссионерской работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви. Совещание руководителей синодальных учреждений преобразовано в Высший Церковный Совет с подчинением этого органа Патриарху и Священному Синоду. Для координации деятельности епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, образованы митрополии. В Московской епархии созданы викариатства . В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

http://pravoslavie.ru/83730.html

Иначе покупатели отхлынут от наших магазинов и, готовые последнюю копейку отдать за духовное чтение, будут отданы на произвол духовно неразборчивых и некомпетентных торговцев, готовых под рубрикой “Православия” продавать очень многое из того, что под это именование никак не подходит». В связи с этим возникает вопрос о допустимости распространения при храмах хорошей классической художественной литературы христианского содержания, в том числе детской литературы, например — детских книг Клайва Стейплза Льюиса, которые для многих подростков 1990-х годов стали дверью в христианство. Считаю, что список допустимых к распространению при храмах классических книг, подчеркну — христианского содержания, следовало бы разместить на сайте Издательского совета, без формальной экспертизы и получения грифа, путем лишь утверждения списка коллегией по рецензированию согласно уже предложенной схеме. Поручаю Издательскому совету не позднее начала апреля следующего года решить поднятые вопросы. В связи с обсуждаемой темой о распространении книг при храмах традиционно хочу напомнить всем приходам о необходимости подписаться на получение официального издания Русской Православной Церкви — Журнал Московской Патриархии. Полагаю, что этот пункт нынешней повестки дня не нуждается в особом обсуждении. Замечу лишь, что упомянутое издание в последнее время выходит оперативно и отражает широкий спектр актуальных вопросов современной жизни Церкви. Кроме того, поскольку храмы обеспечивают распространение среди прихожан не только книг и периодики, но и церковной утвари, икон и свечей, напоминаю о неизменной важности активного взаимодействия с общецерковным Художественно-производственным предприятием «Софрино», которое, как известно, вносит немалый вклад в бюджет Московской Патриархии.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Досточтимые владыки, дорогие отцы! Один из благочинных Центрального московского викариатства в своих предложениях к епархиальном собранию свидетельствует о том, что «некоторые приходы жалуются на падение доходов в связи с обеднением населения в результате мирового кризиса».

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

В кон. XIX в. в К. усилилось недовольство засильем иностранцев, широко распространились антихрист. настроения. Положение заметно ухудшилось после гос. переворота (1898), отстранения от власти имп. Гуансюя и отказа имп. Цыси от политики модернизации. Власть решила использовать народные волнения, чтобы остановить иностранную экспансию без проведения реформ. Правительство не оказало противодействия сторонникам движения ихэтуаней (боксеров; букв.- отряды в защиту мира и справедливости), к-рые призывали изгнать иностранцев, убивали христиан и уничтожали миссии. Несмотря на усилия Фавье, в июне 1900 г. был издан имп. указ об изгнании или о казни всех иностранцев. Вступив в Пекин, мятежники разрушили церкви, резиденции миссионеров и дома христиан. В Северном храме под защитой небольшого отряда франц. и итал. солдат нашли убежище почти 4 тыс. чел., в основном женщины и дети. Успешная оборона Северного храма (14 июня - 16 авг. 1900), которой руководил Фавье, получила широкую огласку. В центральных и южных регионах К. власти предотвратили беспорядки, но в Чжили и в соседних провинциях погибли 46 католич. миссионеров и ок. 30 тыс. христиан (нек-рые из погибших канонизированы Римско-католической Церковью), были уничтожены мн. христ. селения и миссии. Восстание боксеров подавили при участии иностранного экспедиционного корпуса, в авг. 1900 г. была оккупирована столица К. Согласно Пекинскому (Боксерскому) протоколу (сент. 1901), правительство К. обязывалось наказать должностных лиц, виновных в преступлениях против иностранных граждан, а также выплатить компенсацию в размере 450 млн лянов. Из этой суммы католич. миссии получили ок. 6 млн лянов. Фавье заявил, что в Пекинском протоколе не были в достаточной мере учтены интересы миссионеров и кит. христиан, и призвал их договориться с местными властями о выплате дополнительных компенсаций (кит. власти поддержали это предложение, т. к. переговоры миссионеров и чиновников способствовали ослаблению франц. протектората). О величине дополнительных компенсаций не объявлялось, но, как правило, они превышали суммы, оговоренные в Пекинском протоколе. Выплата компенсаций привела к стремительному обогащению мн. католич. миссий, гл. обр. иезуитов и лазаристов. Вкладывая значительные средства в недвижимость, миссионеры добились финансовой самостоятельности. Так, в апостольском вик-стве Сев. Чжили (лазаристы) прибыль от инвестиций составляла 97% доходов, в апостольском викариатстве Цзяннань (иезуиты) - 82%.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Разумеется, я говорю обобщая, потому что есть ставленники, которые очень хорошо подготовлены, и наблюдать за ними во время практики очень приятно, потому что видно, что человек готовился и знает, что ему нужно. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать. Некоторые практиканты имеют награды за выслугу лет, например не так давно у нас появился священник, который прослужил диаконом 19 лет, и во время рукоположения Святейший возвел его в сан протоиерея. Я всегда говорю, что на практике все равны, а награды даются авансом, и в будущем священнослужитель должен оправдать доверие Патриарха. Наилучший способ сделать это быстрее окрепнуть в совершении тех или иных священнодействий. Много тех, кто готов и кто не готов к служению? Каков процент не скажу, но приходят священнослужители очень разного уровня. Все зависит от того, как сам человек относится к событию рукоположения, насколько серьезно к этому готовился. У нас в Центральном викариатстве принято, что кандидату в священнослужители до хиротонии дают наставника из числа членов Совета викариатства (раньше их выбирали из Епархиального совета). Это опытный священнослужитель, который помогает подготовиться к принятию сана, что-то разъясняет, обсуждает практические вопросы чинопоследование, порядок каждения, чтение Евангелия, произнесение возгласов, диалоги между священником и диаконом, проверяет, насколько кандидат готов к служению. Это дает свои плоды, потому что после нее священнослужители приходят более подготовленными. Если можно так выразиться, наставник дает кандидату знания в целом, а мы его «ставим на ноги» и совершаем тонкую настройку. Вы говорите о практике наставничества. Но раз она существует, значит, семинарского образования недостаточно для подготовки клириков? Значит, нет. Недавние инспекционные проверки Учебного комитета выявили, что студенты семинарий не очень хорошо знают литургику и чинопоследование богослужения. Вы и сами сталкиваетесь с недостатком знаний Ваших практикантов. Исходя из этих наблюдений, как Вы считаете, следовало ли бы что-то изменить в семинарской программе, чтобы уровень подготовки был более высокий?

http://patriarchia.ru/db/text/2931414.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010