«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним». Мы слышим прощальную беседу Господа перед лицом Его Крестной смерти – с теми, кто будет основанием Церкви. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Господь знал, что эта пасха – преддверие Его Крестных Страданий, и потому желал ее – ради славы Отца Небесного и искупления человека. Он не будет больше есть этот хлеб и пить это вино здесь, пока не придет Царствие Божие. Это исполнилось, когда Христос, наша Пасха, стал жертвой за нас. И мы причащаемся Пречистого Тела и Крови Христа распятого и Воскресшего. И это исполнится, когда наступит вечная Пасха, пир небесной любви, в Царствии Божием. Этот Хлеб, ломимый ради нас, из-за наших грехов, дается как пища нам – всем алчущим и жаждущим правды. Мы должны принимать ее в воспоминание того, что Он сделал для нас, умерев за нас, и в напоминание того, что мы делаем, причащаясь Ему, соединяясь с Ним в вечном Завете. Это вино, эта Кровь Его под видом вина – цена Нового Завета и утверждение всех обетований Возлюбившего нас и Предавшего Себя за нас. «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», – говорит Господь. Господь предается по Превечному Совету и предведению Божию, и вольно принимает Страдания. Но это не умаляет нашей ответственности: «Горе тому человеку, которым Он предается». И это – предупреждение всей Церкви. Участие за трапезой Господней не может быть гарантией хранения от неверности и апостасии. И вопрошание апостолов друг друга должно быть и вопрошанием каждого из нас: «Не иду ли я сегодня вслед Иуды?» «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Только что они спрашивали друг друга, кто из них будет предателем, а теперь – кто займет первое место. Как противоречиво и обманчиво сердце человеческое! Господь показывает им безумие этого соперничества. «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются», но быть подлинно добрым и делать добро – больше, чем выглядеть великим. Путь к истинному величию человека – в делании добра, в служении Богу и людям. Всем известно, что тот, кто восседает на трапезе, больше того, кто прислуживает. Но Господь являет Свое царственное достоинство в том, что Он является Слугой. Хотя в Евангелии от Луки нет описания умовения ног учеников Спасителем, как это мы находим в Евангелии от Иоанна, но здесь есть самое существенное. Служение, которое совершает Христос, – это отдача Им Своей жизни, это Кровь Его, изливаемая за спасение многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И опять он говорит: «сердце мое, как воск, растаяло во внутренности моей и рассыпались кости мои» ( Пс 21:15 ). И опять он говорит: «избавь меня от меча и пригвозди плоть мою 45 , ибо сонмище злых выступило против меня» ( Пс 21:21,17 ). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит тоже к народу следующим образом: «и жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и будешь трепетать днем и ночью и не будешь уверен в жизни твоей» ( Втор 28:66 ). 80. Опять Давид говорит: «они смотрели на Меня, они разделили между собою Мои ризы и об одежде Моей бросали жребий» ( Пс 21:19 ). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадёт, и получил бы его (сравн. Ин 19:23 →). 81. И опять пророк Иеремия говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь» (Иерем 32:6→; сравн. Мф 27:9–10). Ибо Иуда, который был из учеников Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (сравн. Ин 12:4 →, Мф 26:8–16), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повысился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф 26:14→, 27:3→). 82. И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (сравн. Мф 27:34), и это именно сказано было Давидом: «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили Меня уксусом» ( Пс 68:22 ). 83. А что Он, воскреснув из мёртвых, вознесётся на Небо, об этом Давид говорит так: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшёл на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс 67:18– 19 ). Под пленёнными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от Земли на Небо. Ибо он говорил: «Господь восшёл от Сиона». Ибо по Своём воскресении из мёртвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к Царству Небесному; и здесь они видели, как Он вознёсся на Небо и как отверзлись Небеса и приняли Его (сравн. 1:4–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

и шествующего по облакам небесным». 65Тогда первосвященник разорвал на себе одежды и сказал: «Он изрек богохульство! Для чего нам еще свидетели? Вот, теперь вы слышали богохульство; 66что вы решите?» Они же сказали ему в ответ: «Он должен умереть!» 67Тут они стали плевать Ему в лицо и бить кулаками; а иные, ударяя Его по щекам, 68приговаривали: «Изреки нам пророчество, Христос: кто Тебя ударил?» 69А Петр сидел снаружи, на дворе; и подошла к нему одна служанка со словами: «Ты тоже был с Иисусом Галилеянином!» 70Но он отрекся перед всеми, говоря: «Не знаю, что такое ты говоришь». 71А когда хотел он выйти из ворот, увидела его другая служанка и говорит тем, что были возле: «Вот этот был с Иисусом Назореем!» 72И снова отрекался он под клятвой, что, мол, не знаю я такого человека. 73А немного спустя подошли стоявшие и сказали Петру: «Вправду ты из них! Вот и по говору можно распознать». 74Тут Петр принялся клясться самыми страшными клятвами, что-де не знаю такого человека; и тотчас запел петух. 75И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: что прежде, нежели запоет петух, ты трижды отречешься от Меня. И, выйдя со двора, он горько заплакал. 27 А ранним утром все первосвященники и старейшины Израиля совместно приняли решение против Иисуса, чтобы предать Его смерти; 2и Его, связав, отвели и выдали Пилату, римскому наместнику. 3Тогда Иуда, предавший Его, видя, что Он осужден, раскаялся и отнес тридцать серебряных монет первосвященникам и старейшинам, 4говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». А они сказали: «Что нам до того? Это уж твоя забота». 5И он, кинув монеты в Храме, ушел и удавился. 6А первосвященники, взяв монеты, сказали: «Нельзя приложить их к храмовым пожертвованиям, ибо это цена за кровь». 7Посовещавшись, они решили купить на эти деньги поле горшечника, чтобы погребать там чужестранцев. 8Потому поле это и зовется до сего дня Полем Крови. 9Тогда исполнилось реченное через пророка Иеремию, который сказал: «И взяли они тридцать серебренников, цену Того, Кто был оценен,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ибо подошли Симеон, и Дан, и Гад к Иосифу, чтобы убить его, и он говорил им со слезами: 2. «Помилуйте меня, братьи мои! пожалейте внутренности Иакова, отца нашего! Не налагайте рук ваших, чтобы пролить кровь невинную, потому что я не согрешил против вас. 3. Если же и согрешил, наказанием накажите меня, братья мои, руку же вашу не поднимайте для убийства брата вашего ради Иакова, отца вашего». 4. Когда же он говорил, рыдая, слова эти, я, не вынося воплей, начал плакать; и печени мои излились, и весь состав внутренностей моих расслабел. 5. Плакал же я с Иосифом, и трепетало сердце мое, и суставы тела моего дрожали, и я не мог стоять. 6. Видя же Иосиф меня, соболезнующего ему, и их, подходящих убить его, забежал за меня, прося защиты за него. 7. Став же промежду, Рувим сказал: «Послушайте, братья мои, не будем убивать его, но бросим его в один из тех сухих колодцев, которые выкопали отцы наши и не нашли воды». 8. Ибо для того воспрепятствовал Господь забить воде в них, чтобы он стал спасением для Иосифа. 9. И сделали они так, пока не продали его измаильтянам. Глава 3 Ибо в цене его я не имел части, дети мои. 2. Но Симеон, и Дан, и Гад, и дети, взяв цену его, купили обувь себе, и женам своим, и детям своим, говоря: 3. «Не будем съедать ее, потому что это цена крови брата нашего, но попранием будем попирать ее за то, что он сказал, что он будет царствовать над нами; и мы увидим, что такое сны его». 4. Ради сего в писании закона Моисея написано: у нежелающего восставить семя брату своему (должно) снять обувь его и плюнуть (ему) в лицо. 5. И братья Иосифа не желали (сохранить) жизнь брата своего; и Господь снял у них обувь, которую они носили против Иосифа, брата своего. 6. Ибо, пришедши в Египет, они были разуты рабами Иосифа вне врат, и таким образом преклонились пред Иосифом по образу царя Фараона. 7. Но не только преклонились пред ним, а и были заплеваны тотчас, как только пали пред ним, и были посрамлены от египтян. 8. Ибо они слышали, сколько они оказали ему злого. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Когда Иуда Искариот увидел, что Иисуса, избитого и осужденного на смерть, выводят из дома первосвященника, он понял, до чего довело его сребролюбие. Терзаемый совестью, он поспешил к старейшинам: « Согрешил я, предав кровь невинную ». Но старейшины и первосвященники, уже получившие то, что хотели, оставили его скорбь без внимания: « Что нам до того? смотри сам » (Мф.27:4). Тогда Иуда бросил к ногам первосвященников тридцать сребреников, выбежал вон и от охватившего его отчаяния и неверия в милосердие Божие повесился (Мф.27:3–10). Первосвященники, не желая отдавать храму брошенные Иудой деньги, так как это была « цена крови », купили на них у горшечника участок земли для погребения странников. На суде у Пилата (Мф.27:1–31; Мк.15:1–15; Лк.23:1–25; Ин.18:28–19.16) Понтий Пилат ненавидел Иерусалим и иудеев, его правление сопровождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами. Чтобы добиться от Пилата утверждения смертного приговора Христу, члены Синедриона сговорились привести к Нему Христа как политического преступника, так как богохульство могло показаться римскому правителю недостаточной причиной для казни. Перед лицом Пилата иудеи обвинили Спасителя в том, что Он возмущает народ, запрещает давать подать кесарю и провозглашает Себя царем. Все это имело политической характер, поэтому Пилат повелел ввести Обвиняемого в судебную палату и спросил Его наедине: « Ты Царь Иудейский ?» (Мк.15:20). « От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне ?» (Ин.18:34) – спросил его Христос. На это Пилат с пренебрежительной гордостью римского гражданина заметил: « Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал ?» (Ин.18:35). Тогда Христос сказал Пилату, что Он действительно Царь, но Царство Его не от мира сего, но что Он пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Видя, что Христос является только религиозным проповедником и неопасен для Рима, Пилат скептически спросил: « Что есть истина ?» (Ин.18:38). Не дождавшись ответа от Того, Кто Сам является Истиной, Пилат вышел к народу и сказал, что не нашел вины в этом Человеке. Пилат не хотел продолжать суд, так как понял, что иудеи предали Христа по зависти (Мф.27:18). Узнав, что Христос из Галилеи, Пилат приказал воинам отвести Иисуса на суд во дворец Ирода Антипы, правителя Галилейской области, чтобы тот, как человек, более сведущий в религиозных вопросах, разобрался в деле Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Кратко сказать: кто нарушает Христовы заповеди любви, добра – тот – плотской человек, кто исполняет их, – тот духовный. – Мы с этим очень даже согласны, заявили мне мои слушатели – молокане. – Вот что, бр., обратился я к ним: „хотите вы говорите, ходите молчите – воля ваша; а я – по моему долгу – предложу вам некоторые вопросы. Не пожелаете отвечать на них – Господь с вами! – принуждать вас к ответу я не могу, не желаю и не буду. Скажите: апостолы – были мирские, плотские люди, или духовные? обратился я к молоканскому „старцу“. – Известное дело, – духовные, – ответил тот. – Подражайте, братия, мне и поступайте по образу, какой имеете в нас ( Флп.3:17 ), пишет Апостол. Должны мы подражать апостолам? – Должны. – Апостолы были духовные и мы, если желаем быть духовными, должны поступать так, как и они. А кто не поступает по-апостольски, кто отвергает их учение и дела, тот – плотской, тот даже отлучён от св. Церкви. – Тот отлучён, повторил старик. – Скажите: у апостолов было крещение в натуральной воде и преломление видимого хлеба и вкушение вина, как Тела и Крови Христовых, в церкви? – Было, без колебания сказал сектант. – Ау вас это есть? – У нас нет. – Значит, вы поступаете не по-апостольски? – Значит, – не по-апостольски, машинально повторил старик и глаза его замигали. – Значит, вы – и не духовные и не христиане, – продолжал я. Старик опомнился. – ...Нет, мы – христиане! – настойчиво сказал он. Заговорили и другие молокане. – Нам Иваново крещение не требуется! – громко сказал один из них. Когда мои собеседники стихли, я сказал: апостолы крестили в воде не Иоанновым крещением, а Христовым. Вот что читаем мы в 19 главе книги Деяний апостольских: „во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхния страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса“ ( Деян.19:1–5 ст.). И это крещение во имя Господа Иисуса, как мы видим из крещения Апостолом Филиппом евнуха ( Деян.8:38 ), совершалось в чувственной видимой воде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто живет и ходит верою и по вере, в общении любви и добродетели, тот поистине ходит во свете Божием, и свет величия Божия отражается в общении любви со всеми верующими. При этом свете все верующие соединены, или имеют общение, и с апостолами, и со всеми святыми, живущими на земле и обитающими на небе; так как один и тот же Дух Божий сообщает духовную жизнь всем святым — и человекам, и Ангелам. — И кровь Иисуса Христа и проч.: ходящий во свете имеет общение со всеми святыми, так как все имеют один источник спасения — кровь Иисуса Христа, которая очищает всех от всякого греха. Такова связь понятий. При представлении о хождении во свете и братском единении во Христе со всеми верующими, взор Богослова устремляется к тому величайшему и безмерному дару милости и человеколюбия Божия, силою которого мы только и можем ходить во свете Божием и иметь общение со всеми святыми, — к искуплению всего мира страданиями и крестною смертию Сына Божия. Если мы живем свято и праведно, то мы имеем общение со всеми, ибо Сын Божий пострадал и умер за грехи всего мира, смертию Своею примирил весь мир с Богом, и потому сила заслуг Его, или цена крови Его, покрывает все наши грехи, соединяя всех искупленных в одно святое общество, или тело Его — Церковь. «Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со Светом, мы должны себя поставить непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязали уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровию Его, пролитою за нас» (Феофилакт). — Кровь очищает: пролитою на кресте кровию Господа Иисуса Христа, Сына Божия совершилось примирение всего мира с Богом (Евр. 9:14), и потому она имеет очистительное для всего мира значение. Только ценою страданий и смерти Спасителя мира человечество освобождается от первородного греха и осуждения за грех, очищается верою от всех грехов, соделанных до возрождения в крещении, получает прощение и тех грехов, которым человек подвергается по немощи своей природы после крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Молитва после святого (Sanctus) 1235 Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2, 14 ); ибо приблизилось наше искупление. Тот, Которого народы ожидали от начала, пришел; обетованное воскресение мертвых наступило; и мы видим воссиявшим то, чего блаженные постоянно ожидали, – через Господа нашего Иисуса Христа, Который перед тем днем, когда Ему надлежало принести Себя в жертву за спасение всех, Священник взял хлеб, благословил его, † преломил его, дал его ученикам Своим, говоря: «примите и ядите, сие есть тело Мое, за вас предаваемое». Священник поднимает хлеб и изображает крест, говоря: «Всякий раз, когда вы будете есть его, творите сие в Мое воспоминание». Также после вечери Он взял чашу, говоря: «сия чаша † есть чаша Нового Завета в Моей Крови, за вас и за многих проливаемой в оставление грехов». Священник поднимает Чашу и изображает крест, говоря: «Всякий раз, когда вы будете пить из нее, творите сие в Мое воспоминание». Священник громким голосом: Всякий раз, когда вы будете есть от этого хлеба и пить из этой Чаши, будете возвещать смерть Господню. В воспоминание света, † который пришел к нам с небес! Хор Аминь. Молитва после тайнодействия (post secrela) 1236 Мы веруем в пришествие Твое, Господи, воспоминаем страдание Твое. Тело Твое преломлено было в оставление грехов наших; Кровь Твоя пролита была, как цена за искупление наше, о Ты, живущий и царствующий во веки веков. Призывание (invocatio) 1237 Боже всемогущий, молимся, да снизойдет святое Слово Твое на эти Дары, которые мы приносим Тебе; да низойдет (на них) Дух недостижимой славы Твоей; да низойдет дар древнего милосердия Твоего, чтобы приношение это было духовной жертвой, приемлемой как приятное благоухание, и чтобы непобедимая десница Твоя хранила нас, рабов Твоих, Кровью Христовой 1238 . Молитва Господня 1239 . Священник громким голосом: Отче Святой, не на свои заслуги надеясь, но единственно повинуясь повелению Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, мы дерзаем говорить: Хор Отче наш, Сущий на небесах и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подумай, возлюбленный: то, что случается с нами здесь, хотя прискорбно, однако же, кратковременно; а блага, ожидающие нас там, бесконечны и вечны. " Ибо видимое " , говорит (апостол), " временно, а невидимое вечно " (2Кор.4:18). Перенесем же благодушно временное и не уклонимся от подвигов добродетели, чтобы насладиться вечными и неизменяемыми благами, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 26.   " И вспомнил Бог о Ное, и обо всех зверях, и обо всех скотах, и обо всех птицах, и обо всех гадах пресмыкающихся, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились " (Быт. 8:1)   Благодеяния Божие человеческому роду и благотворность памятования об этом. Жертвоприношение Ноя и причина допущения Богом жертвоприношений и установления обрезания. Высокая цена доброго расположения. Божественное обетование Ною, наго, родоначальнику человечества, и заповедь о невкушении крови. Увещание к исправлению, покаянию и прощению обид.   1. В прочитанных теперь словах открывается великая и несказанная любовь и безмерная благость, которую Бог являет не только этому разумному животному, то есть, человеку, но и всем бессловесным животным. Будучи Создателем всего, Он и благость Свою простирает на все Свои создания, всячески показывая нам, сколь великое имеет Он попечение о человеческом роде, и что искони и изначала все делал для нашего спасения. Итак, бьет ли Он, наказывает ли, то и другое делает по одной и той же благости. Наказания насылает Он, но по страсти и гневу, но из желания пресечь нечестие, чтобы оно не распространилось очень далеко. Вот и теперь, как слышите, Он навел потоп не почему-либо другому, как по заботливости о предавшихся столь великому нечестию. Какая же, скажешь, заботливость в том, что все погибли под водой? Не говори необдуманно, человек, но благопокорным умом принимай соделываемое Господом, и тогда познаешь, сколько попечительности даже и в этом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Предполагают, что псалом написан по поводу восстания Авессалома. В стихах 2–5 все народы приглашаются слушать изречения мудрости. «Слушайте меня все народы; – взывает псалмопевец, – внимайте сему все живущие во вселенной, – и простые и знатные, богатые равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знания...». В стихах 6–11 говорится о том, что не следует бояться преследований со стороны нечестивых, потому что все люди умрут, и нет никого, кто бы мог избежать смерти. Нечестивый человек называет земли своим именем (Ст. 12). Однако он не избегнет смерти и заключения в преисподнюю. 197 Но душа праведника будет избавлена от этого. Автор призывает не бояться при виде увеличения силы и славы нечестивого. «Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» (Ст. 20). В псалме есть мессианские места. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (ст. 8–9). Святитель Василий Великий , толкуя это место, говорит: «Итак, не ищи брата для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу измену за всех нас, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его ( Рим.3:25 ). … Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и куплени ценою (ср.: 1Кор. 6, 20 )». 198 Стих 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Василий Великий говорит, что здесь псалмопевец «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого Пророка, чтобы она не оставалась во аде». 199 «Здесь содержится пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были в аде. Бог, говорит, избавит душу мою от ада, когда через воплощение сделает человеческое существо своим жилищем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010