Верой мы познаем Бога и обретаем дарованную Господом правду. Любовью к Богу возрождаем из духовного небытия погрязшую в греховных беззакониях душу. Заповедь любви дал нам Господь наш Иисус Христос: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Но способны ли мы так любить? Есть ли в нас этот бесценный Божий дар? Святитель Василий Великий пишет: «Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Вот в чем суть! Бог создал нас любящими, умеющими преданно и искренне любить, но отягченное грехами, страстями и пороками человечество утратило эту способность. Господь научил нас любви и вновь открыл нам благодатную силу этого святого и чистого чувства. И теперь любовь к Богу есть то, что покрывает все жизненные невзгоды, врачует болезни, утешает скорби. В любви к Отцу Небесному черпаем мы нескончаемую духовную радость, дающую надежду и умиротворение настрадавшейся нашей душе. По словам святителя Иоанна Златоуста, любовь эта, «не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце». В каждом сердце, верующем в Бога, смиряющемся перед Богом, желающем и умеющем любить! Господь призывает людей к служению, зная, что в этом служении для нас нет особой тяжести. Он Сам свидетельствует о том: …иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф.11:30 ). Быть без Бога — трудно и горько, быть с Богом — светло и радостно. Ненавидеть и злобствовать — тяжко, ведь душа скорбит в муках ненависти, ей не свойственно зло как таковое. Любить же и желать всем добра — легко и радостно, ведь любовь наполняет душу неизреченным и благодатным светом мира и созидания, располагая дух наш наслаждаться Богом как высшим и совершенным благом. Сподобимся же, по милости Божией, послужить Творцу нашему, отзовемся на Божий призыв верой, надеждой и любовью, делами добра и милосердия. Ведь путь нам этот Господом указан ясно: …возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вероятно, в своем общении с язычниками апостол Павел неоднократно сталкивался с проявлениями чести и благородства. Об этом свидетельствуют и факты истории. Так, например, Сократ, из послушания властям, не желал бегством избежать смертной казни. При этом он руководствовался не Божественным законом, а нравственным. И настанет день, как пишет апостол Павел, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Все тайное, сокровенное, скрытое от посторонних глаз в глубине души, станет явным, открытым, подлежащем огласке. Пред Богом люди предстанут такими, как они есть; невозможно будет что-либо скрыть или как-либо слукавить. Страшный Суд будет равным для всех. Людям придется призвать на помощь весь свой разум и рассуждение, открыто осуждать себя в совершенных грехах, сознаваться в неблаговидных поступках и сетовать на то, что не слушались гласа совести. И справедливое правосудие будет производить Сын Божий, по учению апостола Павла, второй Адам, равно милостивый, как к иудеям, так и к язычникам. Потому что Спаситель наш Господь хочет, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины (ср. 1 Тим.2:4). Апостол Павел обращается к иудеям, которые успокаивают себя законом и хвалятся Богом. Много дано этому народу, они знают волю Бога, разумеют лучшее, научаясь из закона. Иудеи кичились своим исключительным преимуществом перед Богом, считали себя, по словам апостола, путеводителями слепых, светом находящихся во тьме, наставниками невежд, учителями младенцев. Так было потому, что в законе явлен был им образец ведения и истины. Но вполне резонно верный последователь Христов спрашивает у фарисеев и саддукеев, книжников и вождей иудейских: …как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Иудеи считали себя способными и достойными учить язычников и прочие народы, хотя слово их в огромной степени разнилось с делом. Похвальбы в том, что они есть народ Божий, не мешали иудеям совершать бесчисленные беззакония. Они непрестанно хвалились законом, а преступлением закона бесчестили Бога. Самое страшное в таком лицемерном поведении то, что оно становится соблазном для других и искажает величие Божественной славы. Хула на имя Божие возводится не только по незнанию, но и по недостойному поведению тех, кто на словах исповедует Господа, а на деле безжалостно предает. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда служители Бога становятся Его гонителями и поносителями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Весть о воскресении Христовом так поразила всех своею неожиданностью, что многие просто не хотели верить этому. Даже ближайшие ученики Христа, к которым Он неоднократно являлся, требовали особых доказательств. В последний раз Иисус Христос явился своим ученикам в сороковой день после воскресения и, беседуя с ними о Царствии Божием, направился к горе Елеонской. Многое им теперь стало понятным, и умственный горизонт их значительно расширился. По слову Божию в них забил источник света, но они еще не были согреты огнем благодати Духа Святого, в них еще не сгорели остатки иудейских предрассудков. Господи, – спрашивали они, – не в сие ли время восставляешь Ты царство Израилю? Потому Христос с решительностью ответил: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1, 7 ). При этом добавил, чтобы они никуда из Иерусалима не отлучались, так как скоро должны были получить благодать Святого Духа. Закончив Свою беседу с учениками, среди которых, по преданию, была и Пресвятая Дева Мария, Иисус Христос благословил сопровождавших Его и на глазах у всех, отделившись от земли, стал возноситься на небо, пока не скрылся в облаках. Долго они еще стояли, взирающе бяху на небо, и вот явились два светоносных ангела, которые сказали: мужи галилейские, Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим ( Деян. 1, 11 ). Тогда они, поклонившись до земли, возвратились в Иерусалим с радостью великой. Такова история нынешнего праздника. Итак, закончилась земная деятельность Иисуса Христа ( Ин. 17, 4 ), и Он возвратился туда, откуда приходил в образе истинного человека ( 1Тим. 2, 5 ). В день, Богом определенный, Христос снова придет, чтобы стязатися о словеси ( Мф. 25, 19 ), т. е. потребовать отчет, как люди воспользовались Его средствами для своего спасения. Воскресением Своим Иисус Христос разрушил заклепы адовы, «снишел в преисподняя земли» и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников, а вознесением Он, так сказать, прорвал небеса, «отверзл райския двери» и открыл доступ всем верным рабам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Видя порочную жизнь иудеев, язычники, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, неизменно говорили: «Ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» Отсюда идет законное сомнение в праведности Божественной истины. Вот чем страшно иудейское лицемерие! Иудеи превозносились тем, что придерживались определенной церковной обрядности, в частности обряда обрезания, о котором было столько споров в иудейской и христианской среде и который был предметом постоянного преткновения у язычников. Иудеи возражали апостолу, что они от Суда Божия застрахованы обрезанием. На что Павел однозначно сказал: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Кто лучше — человек, совершающий обряды, но попирающий закон Божий, или человек, обрядов не знающий, но живущий Богоугодно, согласно Божественному закону? На чьей стороне будет Справедливый Господь? Естественно, любое преступление наказуемо, никакое обрезание не может оградить от ответственности совершающих беззакония. Напротив, необрезанный по природе, в силу своего языческого происхождения, без всякой на то личной вины, более чист перед Творцом, если приносит Ему добрые деяния и светлые помыслы. В заключение апостол Павел говорит, что важна не буква Божественного закона, а дух его. Благодатью Святого Духа изменяется, преображается человек! Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Важно не внешнее, а внутреннее. Для Бога необходимо не соблюдение всех ритуалов и обрядности, а состояние человеческой души. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Только ли об иудеях и язычниках идет речь в сегодняшнем Апостольском чтении? Нет, конечно. Апостол Павел ведет разговор обо всех нас, христианах. Мы сами очень часто бываем то «иудеями», то «язычниками». Разумеется, в переносном смысле.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Визит высоких гостей в Кесарию выглядел как обычный визит вежливости, ведь именно так цари Иудейские приветствовали новых римских правителей. Хотя со стороны Ариппы он был также поводом упрочить свое положение на политической арене, так как Ирод Агриппа II являлся царем очень небольшой части Палестины — Галилеи и Пиреи, и владел всем этим исключительно по милости Рима: император его туда посадил, равно как и мог сместить в любое подходящее время. Естественно, Агриппа всеми силами стремился доказать свою верность кесарю. И опять Фест решает подстраховаться: И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Настоятельной необходимости в предложении царю Агриппе разбора дела апостола Павла не было. Но Фест не только хочет развеять тем его скуку, а как бы сложить с себя часть ответственности. Возможно, прокуратору казалось, что царь способен принять более правильное решение в силу своей осведомленности в области обычаев и законов иудейских. Обстоятельность рассказа Феста о деле Павла содержит не только стремление проявить свою компетентность, но и показать перед царем личную правдивость, честность и пунктуальность в ведении расследования: Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Никаких обвинений политического характера найдено не было, остальное все — не имело никаких доказательств. И посему слова прокуратора звучали как оправдание Павла. Нельзя было предать смерти апостола Павла за то, что иудеи имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Фест стремится выставить себя выше всех этих иудейских религиозных споров. Учению же Христову и словам Павла о Воскресении Господа он просто не верит, а потому и говорит о том с нескрываемой издевкой. В результате Агриппа из уст Феста получил обстоятельный и полный отчет о деле Павла, а Павел теперь имел возможность выступить перед царем и защищаться от выдвинутых против него обвинений. Так сбылось пророчество Господа нашего Иисуса Христа, Который говорил ученикам: …и поведут вас к правителям и царям за Меня.. ( Мф. 10,18 ). Но верный последователь Христов был готов и духовно, и морально предстать перед судом правителей, дабы и им проповедовать Правду вечной жизни и Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Внимая словам Спасителя, самарянка не осмеливается прерывать Его или что-то возражать, но вопрос о пришествии Мессии особенно волнует ее. Женщина решается спросить об этом незнакомого Пророка, говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Самаряне ждали такого Избавителя, Который явится не только как Учитель, но и как Царь земной, повелевающий всеми народами. Но вот Господь наш Иисус Христос говорит ей самые важные слова о том, что Он и есть ожидаемый Спаситель: это Я, Который говорю с тобою. Истина открыта! Слово Божие потрясает! Душа женщины, утомленная долгим ожиданием правды, возликовала и вострепетала, и женщина, что самое главное, сразу же поверила услышанному! Но разговор был прерван, потому что пришли ученики, удивившиеся, что Божественный Учитель ведет беседу с женщиной. По иудейским законам на дороге этого нельзя было делать. Но из почтения и смирения ученики не стали задавать никаких вопросов. Самарянка же, смущенная прибытием апостолов, даже забыв свой водонос, поспешила в город, возвещая людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Сама она, по сердечному смирению, обретенному в разговоре с Господом, не смела говорить, что общалась с Мессией. Тем не менее, она нисколько не сомневалась, призывая других самарян убедиться в том, что Спаситель уже пришел. Не стесняясь, кается женщина перед людьми в совершенных беззакониях и непотребном поведении. Ей не важно сейчас общественное мнение или то, что кто-то ее осудит. Лишь бы обратили внимание на ее благовестие, лишь бы поверили. Слова сама-рянки столь убедительны, что за ней устремилась целая толпа. Между тем разговор о Подателе жизни был продолжен Господом с Его учениками, принесшими пищу и предлагавшими Учителю ее отведать. Но Он сказал им: у меня есть пища, которой вы не знаете. Апостолы удивились: ведь они знали, что Иисус голоден, кто же мог накормить Его без них? На недоумение учеников Божественный Учитель сказал: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Этими словами Христос сообщает, что Он сейчас не нуждается в обыкновенной еде, что, совершая Божественную волю, духовной пищей Он удовлетворяет нужды духа, что гораздо важнее, чем потребности тела в еде. Для большей наглядности Божественный Учитель говорит апостолам о жатве. Но речь идет не о хлебе насущном, а о жатве духовной, в которой призваны участвовать все верные Христу. Самаряне, не просвещенные словом Божиим, представляют собой пока зеленую жатву, которую еще предстоит возделывать, но зато желанной и значимой явится награда: …жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Господь подразумевает под вечной жизнью усвоение истинной веры и благодать просвещения христианских душ.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостолы обращались к иудейскому народу, который совсем недавно по времени совершил тягчайшее в истории человечества злодеяние, распяв на Кресте безгрешного Господа. Но так как событие это было сотворено в неведении, то первые проповедники имеют право говорить о прощении и предупреждении. Господь наш Иисус Христос воскрес, преславным Своим Воскресением из мертвых утвердив преподанное Им учение. После этого никакое неведение не могло иметь более оправдания. Дальнейшее отрицание Иисуса Христа как истинного Мессии и Сына Божия не прощается Богом. Таким образом, на людей, познавших эту правду, возлагается колоссальная ответственность. Нет более оправдания дальнейшему распинанию Господа грехами в душах наших! И строки Святого Евангелия явно свидетельствуют об этом: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас ( Ин.9:41 ). Или: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем ( Ин.15:22 ). Ну и совсем уже касающееся нас с вами, братья и сестры: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ( Иак.4:17 ). Нам, христианам, предоставлена от Бога величайшая милость: духовно все мы можем узреть и почувствовать яркий свет Божественного Откровения, заключающийся в осознании и признании Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божим, истинным Богом и Спасителем рода человеческого. В вере этой — наша сила и величайшая привилегия. Что может быть радостнее, возвышеннее и светлее того, что «с нами Бог», всегда, во всем, во все дни жизни нашей?! Даже, быть может, оставленные всеми людьми, мы никогда не будем оставлены Богом, если верим, молимся, уповаем на Его помощь и неизреченную милость! Христиане возвеличены Самим Создателем через Господа нашего Иисуса Христа до подлинного Божественного родства и права называться чадами Божиими. Да, это наша привилегия, но вместе с тем и огромная ответственность, возлагаемая на всю нашу жизнь, мысли, дела, поступки, свершения, чувства и отношения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет числа тем благодеяниям, которыми Господь одарил род человеческий. Наступит срок, земля наша соделается способною стать Небом, тогда воскреснем, по милости Божией, обновимся телами и пребудем как Ангелы Божии на небесах в блаженной вечности вместе с Отцом и Сыном и Святым Духом, Пресвятой Богородицей, со всеми небожителями и святыми угодниками Божими во славу воскресшего Спасителя. Аминь. Христос воскресе! Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ( Деян.2:38 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.2:38-43 ) мы слышали продолжение повествования о том, как была основана на земле Церковь Христова. Именно этот день — день святой Пятидесятницы — когда на апостолов сошел, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, Дух Святой, Который преобразил их для благовестия Евангелия, считается днем рождения христианской Церкви. Мы слышали, как воодушевленные благими помыслами святые апостолы вышли к народу Израильскому. Апостол Петр, от лица всех учеников Христовых, обратился к людям с проповедью, и тогда души многих слушающих вострепетали от ужаса совершенного злодеяния — распятия на Кресте Спасителя. Почему они испугались? Потому что в одночасье им открылась собственная причастность к смерти Того, Кто пришел спасти род человеческий. Вполне возможно, что они не были в числе тех, кто среди злобной и оголтелой от ненависти толпы кричали: «Распни, распни Его!», но все равно в душе своей не принимали Господа нашего Иисуса Христа. Ведь этот Сын плотника из Назарета не просто проповедовал, но и говорил многие правдивые, но неприятные для них вещи, обличал, взывал к их сердцам и душам. Не поверили! Не услышали! Не поняли! Более того, возмутились и, подстрекаемые злым человеческим умыслом, коварством людским, предали невинного и безгрешного Сына Божия на позорную и страшную казнь, как последнего преступника. Но вот, что они слышат теперь? Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:36 ). Было ли для иудеев что-либо более страшное, чем Богоотступничество?! Слушатели умилились сердцем. И прозвучал из их уст закономерный вопрос: Что нам делать, мужи братия? ( Деян.2:37 )

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Принимая благодать Божию, молитвами Пресвятой Богородицы, обратим вечную жажду Богопознания и Богообщения в жизнь для Церкви Христовой и ближних по великой христианской любви. Не только услышим слово Божие, но и сподобимся его соблюдать! Аминь. Христос воскресе! Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ( Деян.3:6 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы с вами слушали Апостольское чтение (см. Деян.3:1-8 ) об исцелении хромого от рождения человека, просившего милостыню у Иерусалимского храма. В Деяниях святых апостолов повествуется о том, как Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Девятый час у иудеев соответствует нашему третьему часу пополудни. Это было время особой молитвы в храме. Считалось, что молитва бывает особенно действенной и сильной, если помолиться не дома, а в храме. Хотя специального указания на то не было, и человек мог молиться в любом месте по своему духовному стремлению и желанию. Для нас примечателен и значителен тот факт, что апостолы, исповедуя учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, соблюдали ветхозаветные традиции. Они в ни коей мере не противопоставляли себя другим иудеям, не отрицали то духовное богатство, к которому ревностно и трепетно относился иудейский народ. Ученики Христа понимали, что новая вера не противоречит старым, давно сложившимся установлениям. И Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (ср. Мф.5:17 ). Вот и теперь апостолы Петр и Иоанн спешили в храм в час девятый для того, чтобы совершить там молитву. Мы знаем из Святого Евангелия, что эти два ученика Господа повсюду являли дружбу и единодушие, помогали, поддерживали друг друга. Между ними была настоящая христианская любовь и взаимопонимание. И вот встреча: …был человек; хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Возмущенные христиане иерусалимской общины обратились к апостолам, как своим вождям и духовным руководителям, чтобы те навели порядок в сложившихся отношениях. Христиане не хотели жить в обстановке какой-либо конфронтации или недовольства, ведь они понимали, что человеческие чувства и желания могли затмить то высокое предназначение, к которому все они теперь Господом были призваны. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Давайте подумаем, почему так ответили святые апостолы? Господь наш Иисус Христос призвал апостолов на особое служение, сделав их обязанностью проповедование Святого Евангелия всем людям на земле. Они должны были в земной жизни своей учить, просвещать, наставлять в истинной вере, крестить род человеческий, поддерживать в исповедниках Христовых веру. Была ли легкой эта задача? Конечно же, нет! Что может быть тяжелее и ответственнее, чем спасение человеческой души?! Вот чему посвящали апостолы все время и отдавали все силы. Вопросы же мирские — как что распределить, кого чем накормить и так далее — были не первой обязанностью апостолов, но до некоторого времени также находились в их ведении, пока община была небольшой и единодушной. Со временем же, благодаря успешному апостольскому благовестию, умножились ученики. А поскольку хозяйственными делами апостолам заниматься не пристало, — просто жалко было отрывать и тратить время на то, что представляло собой не слишком большую значимость, — то они, отстраняя себя от второстепенных повседневных дел общины, собрали всех христиан и предложили им: Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. Казалось бы, облеченные первоверховной властью ученики Христовы могли сами назначить достойных на их взгляд людей, однако они предоставляют сделать необходимый выбор обществу христиан. Почему так поступают апостолы? Ясно, что они хотят, чтобы осуществленный таким образом выбор был в полной мере справедливым, непредвзятым, построенным на взаимном доверии.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010