Крóме посторóнних приключéний, у меня ежеднéвно стечéние людéй, забóта о всех церквáх. Кто изнемогáет, с кем бы и я не изнемогáл? Кто соблазняется, за когó бы я не воспламенялся? Éсли дóлжно мне хвалиться, то буду хвалиться нéмощью моéю. Бог и Отéц Гóспода нáшего Иисýса Христá, благословéнный во вéки, знáет, что я не лгу. В Дамáске областнóй правитель царя Арéты стерёг гóрод Дамáск, чтóбы схватить меня; и я в корзине был спущен из окнá по стенé и избежáл егó рук. Не полéзно хвалиться мне, ибо я придý к видéниям и откровéниям Госпóдним. Знáю человéка во Христé, котóрый назáд тому четырнадцать лет (в тéле ли – не знáю, вне ли тéла – не знáю: Бог знáет) восхищен был до трéтьего нéба. И знáю о такóм человéке (тóлько не знáю – в тéле, или вне тела: Бог знáет), что он был восхищен в рай и слышал неизречéнные словá, котóрых человéку нельзя пересказáть. Таким человéком могу хвалиться; собóю же не похвалюсь, рáзве тóлько нéмощами моими. Впрóчем, éсли захочу хвалиться, не буду неразумен, потомý что скажу истину; но я удéрживаюсь, чтóбы кто не подумал о мне бóлее, нéжели скóлько во мне видит или слышит от меня. И чтóбы я не превозносился чрезвычáйностью откровéний, данó мне жáло в плоть, áнгел сатаны, удручáть меня, чтóбы я не превозносился. Трижды молил я Гóспода о том, чтóбы удалил егó от меня. Но Госпóдь сказáл мне: «довóльно для тебя благодáти Моéй, ибо сила Моя совершáется в нéмощи». И потомý я горáздо охóтнее буду хвалиться своими нéмощами, чтóбы обитáла во мне сила Христóва. ( 2Кор 11:21–12:9 ) Аллилуиа: 1 . Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи. 2 . Бог прославляем в совéте святых. Святых Царственных Страстотерпцев 4/17 июля Прокимен: глас 4: Гóсподи, силою Твоéю возвеселится Царь/и о спасéнии Твоéм возрáдуется зелó. Стих: Желáние сéрдца егó дал еси Емý и хотéния устнý егó нéси лишил Егó. К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Éсли Бог за нас, кто прóтив нас? Тот, Котóрый Сына Своегó не пощадил, но прéдал Егó за всех нас, как с Ним не дáрует нам и всегó? Кто бýдет обвинять избранных Бóжиих? Бог опрáвдывает их. Кто осуждáет? Христóс Иисýс ýмер, но и воскрéс: Он и одесную Бóга, Он и ходáтайствует за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Не заботиться о завтра – это как? Евангелие от Матфея, глава 6 [Мф 6:22-33] . Комментирует епископ Феоктист (Игумнов) : [В Книге Притчей Соломона есть такое высказывание: Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою (Притч 28:19), а в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано так: Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего (Сир 7:15). Апостольские послания в этом смысле следуют за идеями Ветхого Завета, самое известное высказывание на тему труда принадлежит апостолу Павлу, и его слова довольно непросто соотнести с тем, что сказал Христос: Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес 3:10). Христову мысль о труде не стоит понимать в буквальном смысле, ее надо рассматривать через то слово, которое использовал в Своей речи Спаситель, и это слово — «забота». Господь не сказал о труде как о чем-то неподобающем, но Он сказал о приоритетах человеческой жизни. Любой труд может увлечь человека настолько, что станет самоценным, то есть трудом ради труда, о такой опасности предупреждал еще Екклесиаст: Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается (Еккл 6:7). Спаситель же призывает нас в первую очередь заботиться о душе, ко всему же прочему, в том числе и к нашему повседневному труду, Он настойчиво рекомендует относиться через перспективу пользы для души]. Фото Lane Jackman/Unsplash//Фома. - — ноябрь 2023. - С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). Дорога к храму : Храм на Крови: святыня на месте мученической  кончины семьи последнего Императора. [Вот уже два десятка лет доминантой и главной святыней Екатеринбурга по праву считается величественный собор — Храм-памятник на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Это место воспоминаний и скорби, переосмысления случившейся больше века назад трагедии — мученической кончины царственных страстотерпцев и их верных слуг. «Царские дни»: Каждый год в ночь на 17 июля — ночь убийства царской семьи — на площади перед Храмом на Крови проходит литургия.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Но именно этого не может простить нам неверующий мир. Он с удовольствием напомнит нам слова Самого Христа о том, что кесарево мы должны отдавать кесарю, стараясь ограничить нашу заботу о мире только материальной, или психотерапевтической помощью. В мире, ослепленном собой, христиане - глас вопиющего в пустыне о том, что приблизилось Царство Небесное. Как только мы теряем это отличие от мира, все дороги становятся одинаково хороши и бессмысленны. Чем больше мы сливаемся с миром, тем бесполезнее становимся ему. Почему праздник царственных страстотерпцев и новых мучеников и исповедников Церкви Русской не стал у нас государственным праздником, почему все более приучают нас к пропаганде растления и преступности как к нормальному явлению? На памятнике великой княгине Елизавете Феодоровне, родной сестре святой царицы, убиенной на следующий день после расстрела царской семьи, начертаны святейшие для христиан слова: «с покаянием», а что изменилось в нашей жизни? Словами, даже самыми высокими, не восстановишь попранную правду. «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши, - говорит Христос, - сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11: 47-48). Пока сердце не омоется покаянием, кроме надписи на памятнике ничего не будет, ни внутри нас, ни в обществе, - солью, потерявшей силу, будут эти слова, и они не откроют ни нам, ни другим Царства Божия. Церковь призывается к исповедничеству, если не к мученичеству в мире, где власть маммоны стремится получить полноту власти, прикрываясь святыней, чтобы творить беззаконие и уподобляется тем самым ангелу сатанину. Вот почему апостол Павел говорит, что сила сильных - ничто перед Богом, и что немощь человеческая, когда она с Богом, ее может всегда превозмочь. «Диавол солгал, сказав: " Вся власть предана мне, и я кому хочу, даю ее " , - писал во II веке святой Ириней Лионский. - Ибо не он управляет царствами в этом мире, но Бог. Власть установлена Им для пользы народов. Не диаволом, который никогда не знает покоя, и еще менее желает, чтобы народы жили в мире, но Богом, с тем чтобы они не пожирали друг друга, как рыбы, но противостояли многоразличной несправедливости мира, утверждая закон».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Царь — тот, кто мешает 16.07.2015 Рубрика: Царь Метки: Святые Царственные мученики Слово в день памяти Царственных мучеников и страстотерпцев Святой царь, подобно всем святым, мешал и мешает, как когда-то и теперь, их Учитель и Господь Иисус Христос. Свидетельство царя-страстотерпца о вере может мешать. Может даже вызывать презрение у тех, кто не хочет верить в любовь, в силу смиренной любви, у тех, кто провозглашает принцип «око за око» и «зуб за зуб» как высший закон жизни. И у тех, кто совершает самую гнусную жестокость и насилие в словах и делах как преимущественный способ решения всех проблем. Царь-страстотерпец мешает тем, кому нравится жить на пепелище лжи о недавнем прошлом России, в презрении ко всем, кто пострадал за свою веру и имел мужество жить по совести. Образ царя мешает тем, кто живет по «духу плоти», рабам своих страстей, неспособным поверить в свободу, которую принес Христос. Но заповеди блаженства — не утопия, не недостижимый идеал, превращающий в лжеца Того, в Чьих устах от века не было лжи, Того, Кто требует совершенства, которое возможно всем предающим себя водительству Духа Святого в этом исходе из нашего падшего, ожесточенного «я» в землю свободы чад Божиих, живущих в самоотдаче. Царь мешает также потерявшему соль теплохладному христианству. Образ царя — сильная проповедь христианства, ибо его жизнь, прожитая как самоотдача в служении ближним, является именно тем, что святые отцы называют решающим доказательством истинной веры. Это означает готовность умереть за Христа и правду Его. Ибо предмет нашей веры есть явление на Кресте самой великой любви Божией ко всем людям. Царь исполнил заповедь Христа, данную Его ученикам все оставить, чтобы стать рабом Божиим. Что означает это «царства земнаго лишение», о котором торжественно поет Церковь за богослужением? Ничего, кроме того, что жизнь и смерть государя стали сильным свидетельством ценности Креста. Он мог произнести как свои слова апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19—20).

http://moral.ru/tsar/

Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути правды. “Не нам, не нам, но имени Твоему”. В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь. Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очнитесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь — ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобою и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари — к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада и севера и моря и востока чада твои, в тебе благословящие Христа вовеки. Аминь» (из выступления на Всезаграничном Соборе Русской Церкви в 1938 г .). Прозорливец и молитвенник, пастырь Христов, душу свою полагающий за чад своих, и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком. В этой книге мы постарались представить различные ипостаси наследия святителя Иоанна: его основополагающую в споре с софистами работу «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь» (1928), проповеди разных лет из круга богослужебного, Слова, сказанные в память о мучениках пореволюционной скорбной поры — царственных страстотерпцах (многие из этих Слов прозвучали в храме, воздвигнутом его трудами в Брюсселе в память многострадального царя Николая исторические статьи и доклады, посвященные столь горячо любимой им Родине — России, обращения к сан-францисской пастве, архипастырские воззвания и указы. Завершает нашу книгу небольшой цикл «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», вобравший в себя бесценные крупицы богословских трудов святителя о высокой миссии Русской Церкви, хранении ее немеркнущих святынь, непреходящих ее заветов.

http://pravoslavie.ru/sm/060519101735.ht...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Среди опубликованных книг отца Михаила Труханова особенно выделяется «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни» и книга о нем «Не могу не говорить о Христе». Фотографии отца Михаила на обложках этих книг можно сравнить с фотографиями царственных страстотерпцев. На них можно смотреть без конца, потому что они как иконы. Вспоминается «Отечник»: «»Почему ты ни о чем не спрашиваешь меня? » — говорит авва. «Мне достаточно смотреть на тебя», — отвечает ученик». В книгах отца Михаила — детская вера в Бога и доверчивость во Христе к людям. Он предельно откровенно говорит обо всем, что с ним было, как будто боясь утаить даже малейшую подробность. Можно сказать, что это исповедь, похожая на исповедь древних христиан, когда исповедовались прилюдно. Но суть даже не в этом. Исповедание грехов и исповедание веры — не просто созвучные словосочетания. Одно без другого не существует. И мы вместе с отцом Михаилом, стоя как перед Крестом и Евангелием, постараемся не пропустить то, что Господь хочет сказать нам через Своего служителя. Потому что Господь привел нас в Церковь, чтобы мы стали святыми. Это главная проповедь отца Михаила, выстраданная им всей жизнью, с которой он непрестанно обращается к нам. Святость — это не только для избранных великих святых. Христос желает ее для каждого из нас. Бог — единый Святой, от Которого исходит всяк дар совершен. Все святые святы Христом, святостью Божией. Есть святые, которых мы знаем, благодаря Церкви, есть святые, которых знает только Бог. Это святые небес. Наша святость — с нами. В отличие от всего остального, что есть на свете, она не достигается ничем. Святость — великая и страшная задача нашей жизни. Если мы перестаем стремиться к ней, мы забываем о смысле нашей жизни. Помнить о святости — помнить о главном. Все определяет конец. Конец, ради которого мы созданы. Наша цель — небо. Небо — это Бог, являющий нам Себя, Он берет нас к Себе, дает нам видеть и любить Его в одно мгновение, длящееся всегда. «Сколько раз, — говорит Он, — хотел собрать Я вас, как птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф. 23, 37). И апостол Иоанн Богослов, любимый святой отца Михаила Труханова, утешает нас: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2).

http://moral.ru/fr_mikhail_trukhanov/

Часть видеообращений и комментарии к ним размещены здесь. В отличие от чиновников Московской Патриархии и администрации Президента их порыв в мою защиту был искренним и практически молниеносным. После была целая серия обращений от патриотически ориентированных общественных организаций и рядовых неравнодушных граждан, так и оставшихся без ответа или с полученными жалкими формальными отписками от должностных лиц явно не несущих в своих сердцах искру любви к своему Отечеству и тем, кто готов за Него отдать душу. Потому так показательна и уместна во вступлении и окончании публикации данного обращения реплика священника, проведшего десять с лишним лет в сталинских лагерях, отца Арсения, собирательного образа новомучеников и исповедников российских, в ответ на вопрос одного из заключенных того же «особого» лагеря, где они отбывали наказание за вымышленные партийной верхушкой и сотрудниками НКВД преступления, а по сути – стояние за веру и Отечество. Этот короткий, но емкий диалог поставлен выше третей цитатой. Однако, и тогда, и сейчас мы, как и они должны помнить наставление из Первого Соборного послания святого апостола Петра: « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.» (1 Пет. 2: 13-17). Правда, Царя-монарха, помазанника Божиего свергли и растерзали в начале прошлого века, за что русский народ так и не покаялся и продолжает нести свой терновый венец. За две недели до абсурдного задержания автор был на месте уничтожения останков царственных страстотерпцев. Такое оставляет неизгладимый след в памяти и заставляет о многом задуматься. В остальном Новозаветный призыв актуален по сей день для каждого христианина.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/27/...

Что превращает современный мир в страшного искусителя для Церкви? То, что он временные средства хочет сделать для нее главными. Они главные — для материального мира. Но они не главные для мира духовного. Об этой тайне Христа и Его Церкви мы не должны никогда забывать, прославляя подвиг преподобного Серафима, святого царя-страстотерпца и всех новых мучеников и исповедников Российских. Когда Давид решился выступить против Голиафа, он вначале примерил доспехи Саула, но они оказались слишком тяжелыми для него (1 Цар. 17, 38—40). Царь Давид, говорят святые отцы, — это царство духовное. Саул — представитель прежде всего земного царства, уповающего на земную силу. По-земному он царственно оснащен — в том числе, как ему кажется, для служения Богу и сражения с диаволом. И когда Давид стал царем, он согрешил в свой черед, совершив перепись населения, чтобы утвердиться в своей силе и опереться на нее. И Христос, «зная, что хотят придти нечаянно, взять Его и сделать царем», опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). Вот почему дана нам сегодня возможность стать причастниками Царства Небесного. Вот почему, прославляя святого царя Николая, мы благоговейно размышляем о том, что значит для него и для нас это «царства земного лишение». Господь постоянно повторяет Своим ученикам: «Многие последние будут первыми и первые — последними». Нет никакого сомнения, что место, которое должен занимать христианин, ищущий встречи с Господом, — последнее место. Когда откроется Царство Христово, пусть никто не удивляется, увидев все наши земные звания перевернутыми вверх дном. Потому что никто не устоит перед славой Божией, кроме тех, кто был немощен и безумен в глазах мира. Все увидят, что «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 28). И это последнее место, которое станет первым, — место Господа нашего Иисуса Христа и Его служение среди нас на земле. Чтобы спасти все человечество и вознести его с Собой на небо, одесную Отца, надо было Ему занять последнее место, оказаться исторгнутым из жизни человечества, до бездн смерти, откуда Он воскрес из мертвых и восшел на небо со славой. И вместе с Ним — все грешники, облагодатствованные Его любовью. Все святые, преподобный Серафим Саровский и святой страстотерпец царь Николай. Христос — первый из этих последних, которые стали первыми, Первенец из мертвых. Кто хочет быть там, где Он, тот должен прежде сойти до этого последнего места.

http://moral.ru/proslavlenie1903/

Таким образом, в отличие от канонизации подавляющего большинства новомучеников и исповедников, когда Синодальной Комиссии по канонизации святых приходилось лишь доносить до церковных людей и всего российского общества неведомую им ещё недавно правду об убиенных подвижниках Русской Православной Церкви ХХ века, при канонизации Царственных страстотерпцев Комиссия должна была наряду с донесением исторической правды о них попытаться помочь как воцерковленным, так и далеким от Церкви нашим соотечественникам преодолеть десятилетиями складывавшиеся у них «черные» и «белые» пропагандистско-идеологические мифологемы и стереотипы о последнем российском Государе и членах его семьи. А ведь именно убежденное в собственной правоте полу- или псевдознание является гораздо более трудным препятствием для любой просветительской деятельности, нежели простое, непредубежденное незнание. Ещё одним существенным обстоятельством, которое требовало нарочито деликатного отношения Комиссии к изучению вопроса о канонизации Царственных страстотерпцев, являлась канонизация Царской семьи, происшедшая в 1981 г. в Русской Зарубежной Церкви. При проведении этой канонизации в русском церковном Зарубежье возникла достаточно серьезная полемика, а некоторые особенности проведения этой канонизации, в частности, прославление Царской семьи вместе с убиенными придворными и слугами, в том числе с лютеранкой Е. А. Шнейдер и римо-католиком А. Е. Трупом, именно как мучеников, не могли считаться тогда историко-канонически обоснованными. Отправной точкой работы Синодальной Комиссии по канонизации святых по подготовке канонизации Царственных страстотерпцев стало определение Архиерейского Собора 31 марта — 4 апреля 1992 г., поручавшее Комиссии «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской семьи». Первоначальным этапом работы Комиссии над изучением вопроса о возможности канонизации Царственных страстотерпцев следует считать период, который продолжался до конца 1994 г., когда на Архиерейском Соборе 29 сентября — 2 декабря 1994 г.

http://pravmir.ru/istoriya-kanonizacii-c...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010