Что же это за Царство? О нем трудно говорить, потому что оно совершенно не похоже на земные царства, государства и империи. Царство это совершенно другого образа и другой природы, оно поистине не от мира сего, как сказал о нем Сам Христос. Оно не похоже ни на что на земле, и ничто в нашем мире не может сравниться с ним. Не напрасно говорит апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Царство Христово – это таинственное единство святых в Боге. Совершается это единство Самим Богом – Духом Святым. Поэтому тайну Христова Царства могут разуметь лишь те, кто сам принял в себя Благодать Святого Духа. Мы потому и понимаем плохо эту тайну, что в нас мало Благодати. Святым, в которых пребывала великая Благодать, эта тайна была открыта. Им Дух Святой показывал грядущую славу Царства Христова. И все они свидетельствуют, что эта слава превосходит всякий ум и всякое слово человека. Вернемся, однако, к сегодняшнему празднику. Смысл его как раз и заключается в том, что Господь входит в Свою столицу, Иерусалим, чтобы основать, чтобы открыть Свое Царство. В этом Он поступает, подобно обычным земным царям. Народу это было знакомо, и потому Его встречают с великим воодушевлением, с пальмовыми ветвями и криками «осанна». Но дальше Христос ведет Себя уже совсем не так, как земные цари, – Он не садится на трон земного царства, не делает то, чего ожидала от Него толпа, но идет совсем другим путем, путем не земного, а Небесного Царя. Христос идет чудесным и непостижимым путем Божественной любви – путем крестной смерти и Воскресения. Он не приемлет политического царства, проходит мимо него, отвергает его. Этим Он показывает, что Царство Его не от мира сего, что оно совсем другое. Какого рода это Царство, апостолы и ученики Христа начали понимать через несколько дней после Голгофы – когда Христос воскрес из мертвых. Ибо Своим Воскресением Он низложил главного и верховного властелина нашего мира – смерть, безраздельно царствующую над всеми царствами и властителями мира сего. Над Царством же Христа она отныне уже не имеет власти, и всякий, входящий в Его Царство, получает эту вожделенную в веках свободу, недостижимую ни в каком земном государстве, – свободу от смерти. И потому Воскресение Христа воистину есть Его воцарение, воистину есть открытие и явление Его Царства. И из Евангелия мы видим, что воскресшего Христа торжественно приветствовали и поклонились Ему, как Царю, Его ученики, ставшие первыми подданными, первыми гражданами Его ЦарстваЦарства, где нет смерти, но пребывает жизнь, не имеющая конца.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

В другом месте Господь называет место жизни праведников за гробом лоном Авраамовым ( Лк.16:22 ). Евреи были твердо уверены, что Авраам – друг Божий – живет в раю и что после смерти души праведников святые Ангелы относят на Небо. Это верование евреев Господь подтверждает в Своей притче о богаче и Лазаре. Быть и возлежать вместе с другом Божиим есть уже блаженное состояние для усопших. Господь Иисус Христос, говоря о блаженстве праведных в загробной жизни и как бы перечисляя добродетели, доставляющие праведникам блаженную жизнь за гробом, говорит, что нищие духом, а также и изгнанные за правду – это наследники Царства Небесного. Вот уже третье название места пребывания праведных душ в загробной жизни. Чтобы уничтожить гордое заблуждение иудеев, думавших, будто бы только они одни войдут в Царство Божие, а также те из язычников, которые примут их веру, Господь сказал, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Иногда же Господь место пребывания праведников на Небе называл Царством Божиим, например, в речи, обращенной к осужденным: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, u севера и юга, и возлягут в Царствии Божием ( Лк.13:28,29 ). И апостол Павел место пребывания святых называет Царством Божиим, когда говорит, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления ( 1Кор.15:50 ). В заповеди, данной христианам: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ), Господь призывает нас заботиться о том, чтобы ум и сердце были заняты небесным, вечным стремлением к приобретению Царства Небесного. Тогда при такой заботе о вечной загробной жизни, при таком усердии сделаться истинным членом Царства Божьего, Царства Христова, при таком старании удовлетворить прежде всего потребности души все земное приложится как бы само собой. Такому искателю Царства Небесного в награду дается все необходимое. Для ищущих Царства Божьего немного нужно на земле вещественного, они остаются довольны малым, и видимая скудость (по понятиям светского мира) является для них достаточной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога - никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней: Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [ 31 ]. Часть 2 Сыны Царства не должны быть двоедушными, не должны раздваивать свое сердце и служить двум господам, как сыны тьмы: Не можете служить Богу и маммоне [ 1 ]. Освобожденные от рабства сатане, сыны Царства должны теперь задуматься о возвращении в свой дом, к своему Отцу, Который ждет их с родительской любовью. Но с каким бы нетерпением Он их ни ждал, Он не примет тех, кто грязен, нераскаян, лицемерен, двоедушен и прилепился к земле. Потому Человеколюбец заповедует далее: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ 2 ]. Настоящий сын Царства трезвенно и сознательно забывает все, что было, и сосредоточенно смотрит только на Царя, Отца своего Небесного, и спешит в Его объятия, и украшает себя, и облачается во все добродетели, чтобы быть узнанным и признанным на пороге Царства Небесного, и потому ему некогда ни озираться на чужие пороки и беззакония, ни порицать и судить чужие проступки. Сыны Божии должны просить у Отца своего прежде всего Царства Небесного [ 16 ], то есть того, что есть наибольший дар Царя Бога, а если они просят наибольшего, то все остальное приложится им как довесок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, какое смысловое значение имеют слова о приближении Царства Небесного? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, кто говорит эти слова и с какой целью он это делает. В выше приведенных местах из различных Евангелий эти слова произносят Иоанн Предтеча и Иисус Христос . Эти слова обращены к древнееврейскому народу для того, чтобы оповестить его о том, что приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. И поэтому древним евреям следует покаяться. В выше приведенных цитатах из Евангелий понятия Царства Небесного и Царства Божьего употребляются для обозначения того, что сбылись предсказания пророков, и к древним евреям пришел обетованный Мессия, Сын Человеческий – Иисус Христос. Поскольку Иисус Христос представляет собой Второе Лицо Пресвятой Троицы и является Богом-Сыном, то вокруг Него, как вокруг Бога, и находится часть Царства Божьего, или Царства Небесного. Поэтому в Евангелиях и говорится о том, что с приходом долгожданного Мессии к земным людям приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. Это происходит потому, что Господь Бог , воплотившийся в человеческую плоть, пришел на землю к древним евреям. И с Его приходом Царство Небесное, или Царство Божье, пришедшее вместе с Ним и окружающее Его, приближается к людям. Именно такие представления и имели древние евреи о приходе обетованного Мессии. Поэтому в древнееврейском государстве о людях, веривших в приход Мессии, говорили, что они ждут прихода Царства Божьего. Об этом пишется в Евангелии. «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия» ( Мк.15:43 ). Под ожиданием Царства Божьего подразумевается ожидание прихода Мессии. Однако земной человек не может войти в это Царство, потому что грешен. Об этом в Библии пишется так: «Потому что все согрешили» ( Рим.3:23 ). «Нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ). Однако Господь Бог милостив к людям. И Он дал им возможность путем искреннего покаяния снять с себя свои грехи. Бог-Отец предоставил право прощать грехи Мессии. И об этом сказано так: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф.9:6 ). Поскольку Бог-Отец отдал власть прощать грехи Богу-Сыну, то люди и должны именно у Него, пришедшего к ним в виде Сына Человеческого, Мессии, и просить прощение своих грехов. И тогда прощенные Богом-Мессией люди сумеют войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

II) Второе основание из Евангелия, приводимое папистами, представляет дальнейшие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ). На основании этих слов Спасителя паписты заключают, будто апостол Петр был поставлен от Христа верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Означенное заключение папистов также неправильно и ошибочно. Мы уже показали, что слова Спасителя, хотя и были обращены к апостолу Петру, однако относились ко всем апостолам, так как все апостолы исповедали Христа Сыном Божиим. Теперь в доказательство своего положения, скажем еще, что вышеприведенные слова были Спасителем повторены и притом в такой форме, что отношение их именно ко всем апостолам более чем очевидно. В 18 главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные своим апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: " Иисус, – повествует Евангелист Иоанн, – дунул, и говорит им (апостолам): примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; но умолчание о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть ни более, ни менее, как образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких-то исключительных правах, которые в сравнении с другими апостолами якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком-то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Наконец, как на цель Своего пришествия, Иисус Христос указывает на основание царства Божия, проповедание Евангелия царства Божия: «И другим городам благовествовать Я должен царствие Божие, ибо на то Я послан». ( Лк.4:43 ). По евангелию, проповедь о царстве Божием составляет главное содержание благовестия и вообще учения Христа и Его апостолов; она выражает кратко сущность Его дела (см. Мф.4:17 ; Лк.8:1; 9:11 ; Мк.1:14 ср. Лк.9:2; 10:9 ). Итак, спрашивается, в чем же нужно видеть общую цель, которая объединяла бы все вышеназванные цели Христова пришествия? Не в чем ином, как в основании царства Божия или, по терминологии св. Матфея, царства небесного. Все прочее в отношении к этой цели является средством включительно до искупления ( Лк.19:12 ). Иисус Христос Сам называет Себя царем, напр. на суде у Пилата, в ответ на вопрос последнего: «Царь ли ты, или нет?» – «Я Царь... царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36–37 ). Далее Он называет —171— Себя царем в притче о страшном Суде ( Мф.25:34 ), царем называют Его ученики Его ( Ин.12:15 ; Мф.21:5 ср. Лк.1:32–33 ). Вообще Спаситель не отвергал веры в Него, как в Мессию, со стороны иудейского народа, а отвергал только ложные представления о Мессии и Его царстве. Торжественным и всенародным царским входом в Иерусалим Иисус Христос дал свидетельство миру о Себе, как Мессии, а Крестом отвергнул иудейское понимание Его царства 966 . Не силой, а правдой, не мечом, а Крестом пришел Спаситель основать Свое царство. Роковая ошибка иудейского народа заключалась в неправильном понимании царства Божия, возвещенного Иисусом Христом. Эта ошибка в разных формах повторяется даже доселе, когда достаточно выяснился характер царства Христова в человеческой истории. Ошибка эта пагубна для всей нашей веры, ибо она касается существа христианства, и в какой бы тонкой форме она ни возникала, ею в ничто превращаются все благословения Евангелия и наша вера во Христа-Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ожидая скорого открытия Царства Божия и представляя его подобным земным царствам, они заводили споры о том, кто из них займет первые, почетнейшие места в этом Царстве. Вразумляя их Господь говорил: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будут так, а кто хочет между вами быть большим, да будет всем слуга, и кто хочет между вами быть первым, да будет всем рабом: так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих ( Мф. 20:25–28 ). В другой раз ученики приступили к Иисусу и сказали: кто из них больше в царствии небесном? Иисус призвал дитя, поставил его посреди их, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное. И так, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царствии небесном ( Мф. 19:1–4 ). Здесь, очевидно, Господь ставит в образец для подражания детское незлобие, беспритязательность, искренность и простосердечие. Выше было замечено, что ветхозаветные пророки представляли Царство Мессии в полном идеальном совершенстве, не различая разных стадий его развития. В Евангелии ясно различаются периоды развития Царства Божия, во-первых основание этого Царства во время земной жизни Спасителя, во вторых пришествие Царства Божия в силе со дня пятидесятницы, и в третьих открытие Царства Славы по кончине мира, когда все враги Царства Божия, и грех , и смерть, и диавол будут окончательно побеждены, и будет Бог всяческая во всех. – Полагая основание своему Царству властною своею проповедию и сопровождавшими ее делами милосердия и могущества, Господь явственно предсказал апостолам, что Царство Его наступит в силе после вознесения Его на небо и по сошествии Святого Духа на апостолов. Это видно из следующего. За шесть дней до Преображения Он говорил своим ученикам: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Это пришествие Царствия Божия в силе можно приурочить только ко дню Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Оно здесь, на земле, становится достоянием людей. Еврейский народ был полон ожидания Царства Мессии, но он хотел видеть в Мессии земного царя, возрождающего политическую мощь еврейства. Такими же общееврейскими чаяниями были проникнуты ученики Христовы. Даже в день вознесения, после того, как Господь по воскресении в продолжение сорока дней неоднократно являлся ученикам, говоря о Царствии Божием, ученики спрашивали Его, говоря: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян. 1:6 ). Но Господь принес на землю не земное Царство. «Царство Мое,– говорил Он на суде у Пилата,– не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Оно «не пища и питие» ( Рим. 14:17 ); «плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия» ( 1Кор. 15:50 ). Когда искушающий дух предлагал Господу сделать камни хлебами, иначе сказать, дать общую сытость человечеству, Господь сказал: «Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Так же Господь отверг чудо как средство власти над людьми, равно отверг предложение всех царств мира и славы их. Казалось бы, при общей сытости человечества, при чуде как средстве власти над людьми можно иметь действительную полноту господства над царствами мира, но все это было отвергнуто Господом, как ложь, во имя того другого Царства, которое Он открыл на земле Своим пришествием. Но это не есть какое-либо земное благоустроенное государство, которое когда-либо будет основано Спасителем мира. Нельзя сказать про Царство Божие: вот оно здесь, или: вот оно там. Оно не придет человеческим приметным образом, «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Оно есть, прежде всего, достояние человеческой души, внутреннее сокровище человеческого сердца. Сердцем человеческим это Царство видится через внутренние очи веры, через веру сердца входят в это Царство, сердцем приемлют его и становятся обладающими богатством этого Царства. Поэтому можно быть около этого Царства, вблизи его, как бы соприкасаясь с ним и в то же время не видеть его или видеть, но не быть в состоянии войти в него, получить обладание им. Не может увидеть Царства Божия тот, кто не родится свыше ( Ин. 3:3 ), хотя бы был и вблизи этого Царства. Не может войти в Царство Небесное тот, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

«Суббота покоя» наступает вслед за вторым Пришествием Христа, когда Он повергнет в геенну огненную зверя из моря и зверя из земли, то есть лжепророка. В пророчестве Даниила о наступлении вечного царства Христа говорится так: « Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13,14)». Обратите внимание, вечная власть дана Христу сразу же вслед за сокрушением зверя, и это есть начало вечного царства. Давайте посмотрим предыдущие стихи – 11 и 12 – этой главы: « Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (Дан.7:11,12)». Мы видим, что сатана продолжает жить в «прочих зверях», хотя у него «отнята власть». Вот эти «время и срок» жизни «прочих зверей» и есть срок «тысяча лет»: вероятнее всего, это число символизирует какой-то необходимый для домостроительства период времени, а не точное число лет. Затем сатана, дух которого живет в «прочих зверях», освобождается на короткое время. Освобождение на короткое время сатаны – это не конец царства Христа, как мы видим из пророчества Даниила, но время, когда происходит последний кризис мира. То есть тысячелетие, о котором учили святые отцы, имеет начало, но не имеет конца. «Тысяча лет» есть начало вечного царства, период времени до последнего бунта сатаны против Бога. Если отрицать этот начальный период вечного царства, то надо ждать прихода царства Небесного «видимым образом», сразу же вслед за всеобщим воскресением и Страшным Судом. Святые отцы-хилиасты учили о «субботе покоя» как о «начале нетления». Как о неприметном начале проявления вечного царства Христа в мире. Да, Пришествие Христа со славою, но проявляют царство Христа, делают его видимым вместе с Христом воскресшие святые. В противном случае мы отвергаем синергию. Сам период тысячелетия есть «последний день». Здесь, пожалуй, заключается основная ошибка противников святоотеческого хилиазма. В «первый день» человеческого мира человечество умирает в Адаме. Последней «секундой» этого «первого дня» является потоп. В «последний день» мира оно воскресает во Христе. «Огонь с неба», всеобщее воскресение и Страшный Суд – последняя «секунда» «последнего дня».

http://bogoslov.ru/article/3328287

Мысль эта выражена Христом настолько ясно, что всякие недоумения по этому поводу прямо-таки непростительны. И эту мысль Господь не раз высказывал Своим ученикам и слушателям; и нередко Он облекал ее в форму притчей. Широки врата, сказал Он, и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; но вы входите тесными вратами; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь (то есть в Царство Небесное), и немногие находят их ( Мф. 7:13,14, 21 ). Несколько позже, подтверждая ту же мысль притчею, Господь сказал: Подвизайтесь (то есть старайтесь, употребляйте усилия) войти (в Царство Небесное) сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Многие пожелают войти в него, когда уже поздно будет думать об этом; и станут они стучать в двери и молить, чтобы им отворили их; но двери Царства Небесного не отворятся пред такими беспечными людьми; и услышат они страшные слова: Отойдите от Меня! не знаю вас, откуда вы! И станут стоящие у дверей ссылаться на свою веру в Господа, на знакомство с Его учением, с значением Его искупительной жертвы; но все это будет тщетно: они в жизни своей не подвизались, не употребляли усилий над собою, чтобы стать достойными Царства Небесного; они на деле ни в чем не проявили свою веру; они ограничивались лишь исповеданием своей веры, да надеждой на милость Божию. И за это врата Царства закроются пред ними, и услышат они грозный приговор: Отойдите от Меня все делатели неправды ( Лк. 8:24–27 ). В притче о десяти девах, ожидавших прихода жениха, Господь назвал таких беспечных людей неразумными. Пять беспечных дев понадеялись на свою веру и не запаслись добрыми делами, чтобы оправдаться ими на страшном суде; и закрылись пред ними врата Царства Небесного, и услышали они тот же приговор: Уйдите отсюда! не знаю вас ( Мф. 25, 1–12 ). В притчах о минах и талантах Христос разъяснил, что закроются врата Царства Небесного и пред тем, кто не воспользовался данными ему даже малыми талантами, то есть силами, чтобы подвизаться войти в это Царство; и закроются они пред ним, несмотря на то, что он веровал в Христа и называл Его своим Господом; и закроются за то, что он зарыл свой талант в землю вместо того, чтобы употребить его в дело как силу, открывающую врата Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010