Однако со временем вырабатывается и приобретает повсеместное распространение вполне самостоятельная служба пасхальных часов, по составу своему почти не имеющая ничего общего с обычными повседневными часами. Преп. Никон Черногорец (XI в.) в своем Тактиконе предписывает соблюдать такой чин пасхальных часов: «на кийждо час, вместо Трисвятаго – Христос воскресе 3, и Воскресение Христово видевше, 3-жды, и паки Христос воскресе 3, и Аще и во гроб сниде безсмертне, и Господи помилуй 40; – тако бо поются часы новыя недели по уставу студийскому и иеросалимскому», – замечает он 370 . Еще проще состав пасхальных часов, положенных по Типикону Римской Барбериновской б-ки III 69, 1205 года. «На литургии, – по этому Типикону, – часы недели и всея светлыя седмицы, до самой субботы, поются так: Благословен Бог , – Христос воскресе, трижды, – Воскресение Христово видевше, трижды, – Господи помилуй, 30 раз, – и отпуст. Иные часы – св. Саввы», – те же, что ныне (л. 81) 371 . 15. Славянские памятники В наших древнеславянских рукописях приводится чин пасхальных часов, который значительно отличается как от краткого греческого чина, изложенного выше, так и от нынешнего, и до известной степени приближается к чину повседневных часов. Этот особый чин пасхальных часов мы находим в Уставе Новгор.-Софийской б-ки 1136 и друг. «А за час, – говорится в Соф. 1136 , – сице поеться: Христос воскресе, трижды, таж Веселитеся небеса, посем Слава, таж Аще и во гроб, И ныне – Что тя наречем; таж Святый Боже и Пресвятая Троице, и Отче наш, и Господи помилуй 12. Сим образом и за прочая часы поется». «Тем же уставом поют (часы) на всяк день тои недели – – до суботнаго вечера». Часы соединяются с особой пасхальной обедницей, а при ее посредстве – и с литургией 372 . По сравнению с чином повседневных часов, здесь отсутствуют только псалмы и молитвы. Еще более сближаются между собою пасхальные и повседневные часы в Соф. 1052 и в некоторых других рукописях, где указывается чтение особых молитв на пасхальных часах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Господи помилуй – 40. Молитва «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» – пс. 33: «Благословлю Господа на всякое время». Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (до «Честнейшую...»). Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Чтец: на «И ныне» – «Ослаби, остави…». По «Отче наш» – кондак предпразднства. Молитва «Всесвятая Троице». Не читается. Не читается. Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Практический порядок отправления великих часов Священник облачается в фелонь и надевает поручи для изнесения св. Евангелия, диакон одевает стихарь. Заранее поставляется аналой посреди церкви, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, со св. Евангелием в руках, диакон – с кадилом и свечой. Священник полагает св. Евангелие на аналой и творит начало по обычаю, т.е. возглас: «Благословен Бога наш...» (впереди аналоя с Евангелием ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой). Чтец (тоже на середине храма, поодаль от священника) начинает 1-й час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» и далее обычное начало. После возгласа: «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение по чину: св. Евангелия, алтаря, иконостаса, всего храма и народа. На 3-м и 6-м часе диакон до чтения Евангелия совершает каждение св. Евангелия, местных икон, иконостаса, настоятеля и предстоящих. На 9-м часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (в Уставе указано совершать каждение всего храма одному диакону). По прочтении св. Евангелия на 9-м часе священник в предшествии диакона со светильником уносит Евангелие в алтарь, предварительно оградив им народ крестообразно с амвона (согласно церковному обычаю). Диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть...», в практике, если царские часы совершаются в пятницу без литургии и вечерни, которая служится в свое время вечером, царские врата открываются, и священник творит отпуст. (После отпуста царские врата снова закрываются.) А в те дни, когда по прочтении царских часов совершается вечерня с литургией, то в таком случае отпуст бывает при закрытых царских вратах. Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Антифонное псалмопение ц. часов заключается прокимнами, которые по своему составу довольно часто совпадают с припевами; при этом есть последования, имеющие не один, а два прокимна на каждом часе (Святогроб. 1122 г., Триоди Ватик. 771, Хлуд. 133 и Орбельская). Наряду с беспрерывно меняющимися псалмами, тропари-стихиры обнаруживают удивительное постоянство, исключение составляют только последования грузинской рукописи Спб. 11 и Триодей Ватиканской 771, Хлудовской 133 и Орбельской (Спб. 102); но и здесь изменения касаются, главным образом, расположения тропарей, в самом же составе их все особенности сводятся к тому, что грузинская рукопись совсем опускает (быть может, даже случайно) один из нынешних тропарей («Емшым Тя»), а упомянутые Триоди, вместо тропарей «Страха ради» и «Законоположницы», приводят иные тропари (см. выше). Между прочим, эти же Триоди в числе часовых тропарей в. пятка указывают особые седальны с богородичнами. Разности в чтениях почти всегда сводятся к простому сокращению или удлинению нынешних чтений. Как более важную особенность, следует отметить двойное количество паримийных и апостольских чтений положенное на часах в. пятка по Святогробской рукописи 1122 г. и Ватиканской Триоди 771; добавочными чтениями здесь служат: на 1-м часе – Иса. 3:10–15 и Филип. 2:5–11 , на 3-м – Амос. 8:9–11 и 1Кор. 1:18–31 (Святогроб. – 2:2), на 6-м – Иса. 63:1–6 и Евр. 9:11–28 , на 9-м – Захар. 14:5–11 и 1Тим. 6:13–21 . Соответственно этому, каждый из отделов иерусалимской дневной службы в. пятка, по свидетельству «Паломничества» IV в., заключал в себе по два евангелия. Соединяясь с повседневным чином, царские часы заимствуют от него, между прочим, и молитвы; однако по смыслу эти молитвы можно считать вполне подходящими для одной только службы в. пятка, а не для всех ц. часов вообще. Пасхальные часы, как видно из их обзора, не только ограниченнее по объему и однообразнее по составу, нежели ц. часы, но значительно уступают им и по степени устойчивости молитвословий. Вся служба пасхальных часов могла состоять, напр., из повторения двух песнопений – «Христос воскресе» и «Воскресение Христово видевше» (Барберин. 69); безусловная же несменяемость свойственна одному лишь песнопению «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По Соф. 1052 , пасхальные часы совершаются так: «Господи И. Христе Боже наш, помилуй нас, аминь, – Христос воскресе 3, таж Веселитеся небеса, – Христос воскресе 3, таж Аще и в гроб, – Христос воскресе 1 («одиною»), Слава – тропарь [«вскресный»], И ныне – Что тя наречем; таж Святый Боже – Отче наш; таж молитву сию (см. ниже), таж Господи помилуй 12, и ту конець». – Это последование по началу своему отчасти напоминает песненный трехъантифонный строй, с припевом «Христос воекресе» на каждом антифоне. – После Отче наш, на 1-м часе положена молитва «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сподобил мя еси проити дни сия постьныя», на 3-м – «Господи Боже наш, пречистый и бесмьртный, обвеселивый святыя Своя ученики Духом Твоим Святым», на 6-м – «Владыко Господи, Иже Своим милосердием нас ради грешных смери Себе, до ада сшедый», на 9-м – «Боже всемогый, по человчьству яко же родися, тако же и распятся». – 1-й час при этом соединяется с утреней, а остальные вместе с обедницей составляют отдельное последование, которое озаглавливается: «сице пой часы» (Типогр. 134, л. 146 об.), или – «сиць пет обьдняя» 133), или – «чин обедния» 46). После обычного богородична 3-го часа делается замечание: «а Господь Бог благословен не пои», или – «не молви»; подобное замечание касательно соответствующих стихов повторяется и на прочих часах 373 . Изложенный чин пасхальных часов встречается в памятниках XII–XV вв. В позднейших памятниках (XVI–XVII в.) излагаются пасхальные часы, не отличающиеся от нынешних. Иногда, впрочем, после богородична «Вышняго освященное» делается вставка, заимствованная из вышеизложенного древнеславянского чина; а именно, читается Трисвятое – Отче наш, кондак пасхи, Господи помилуй 40, пасхальная молитва часа и Господи помилуй 3, затем – Слава и ныне, Честнейшую херувим, и заключительный возглас «За молитвы св. отец наших». В таком виде пасхальные часы в рукописных Уставах помещаются обычно в особом отделе «о останцех устава», под заглавием: «почасие оообное на святую пасху», и предназначаются для совершения «в светлую седмицу в келиях» 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя 307 : после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, на четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Вполне песненное последование царских часов, с тремя ектениями и священническими молитвами на каждом часе-антифоне, излагается в грузинском Типиконе Тифлисского церковного музея 193, XI в., переведенном с греческого знаменитым игуменом Афоно- Иверской Лавры св. Георгием II Мтацминдели († 1065 г.). По этому Типикону, царские часы совершаются в два срока: 1-й и 3-й – в начале 3-го часа, 6-й и 9-й – в начале 5-го. После обычного начала (на 1-м часе и на 6-м) и трех праздничных псалмов, диакон произносит ектению (великую), а священник читает молитву с возгласом, – и поются «тропари Софрония, патр. иерусалимского», по два раза каждый, с особыми припевами из псалмов; после трех (а на 1-м часе Рождества – четырех) тропарей, диакон (по богоявленскому чину): ,,Паки и паки» (малая ектения), священник – молитву и возглас, а затем следуют прокимен, паремия, апостол и евангелие; после евангелия, диакон: «Исполним молитву нашу Господеви» (просительная ектения), священник творит молитву с возгласом, потом народ: «Стопы моя направи» (стих часа), – и заканчивают 1-й час. Далее, священник: «Приидите, поклонимся», – и начинается 3-й час. В таком порядке совершаются все рождественские и богоявленские часы; в богоявленском чине в конце 6-го часа указан, между прочим, псалом 50-й. – К 9-му часу примыкают изобразительные. Изложение рождественских часов переводчик заключает таким обращением: «святые отцы, вышеприведенное последование часов в Греции очень разбросано; я же написал вместе, чтобы вы не затруднялись, ища его» (л. 89 об.). Вероятно, извлекая из нескольких книг отдельные части службы (которые могли быть «разбросаны» частью в Уставе, частью в Стихираре или Минее, частью в Часослове), переводчик и допустил случайно в составе тропарей те особенности, которые являются исключительной принадлежностью его перевода; а именно, в рождественской службе 1-го часа он, сверх трех обычных тропарей, приводит еще четвертый: «Веселитеся небеса и радуйся земля», а в богоявленской службе 6-го часа, вместо «Что возвращаеши», указывает тропарь: «Руце твои», – вероятно, нынешний последний – «Руку твою», вместо которого на 9-м часе положен тропарь «Днесь во Иордане крещается». – В остальном как рождественские, так и богоявленские часы очень мало отличаются от нынешних. В рождеств. часах, кроме особых припевов к каждому тропарю, положены еще два иных псалма: 134-й вместо 131-го и 84-й вм. 110-го, а на 3-м часе – иной апостол ( Евр. 4:14 : «Бр., имуще Архиереа велика»); в богоявлен. часах вместо псалма 22-го поставлен 12-й, на 6-м часе приведен прокимен, указанный в Евергетид. Типиконе, а на 9-м – указанное там же евангелие 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Часы (На практике часы вычитываются на проскомидии до встречи архиерея). Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят: южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной – чтец и становятся: первый – около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй – против него по левую, и после троекратного поклонения к алтарю одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: Ис полла: Священник говорит: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь. Начинается чтение часов. После каждого возгласа оба кланяются архиерею. Чтец: Именем Господним, Владыко, благослови. Священник: Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. На первом Трисвятом: из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред Царскими вратами, затем по возгласе священника: Яко Твое есть Царство: одновременно с ним и чтецом кланяются архиерею и, получив от него благословение, уходят и кадят Престол, жертвенник, алтарь, иконостас, праздничную икону, а затем, сойдя с амвона, архиерея трижды по трижды, священника, чтеца; снова взойдя на амвон, оба клироса, народ и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят Царские врата, местные иконы, архиерея трижды, молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй – левую. Вместе кадят Престол только спереди и сзади, Царские врата и архиерея. Когда читают Часы, архиерей сидит, востает же только на Аллилуиа: и на Трисвятое: и на Честнейшую: По окончании каждения иподиаконы выносят сосуд для омовения рук с лоханью и полотенцем ( пономарь с полотенцем на плечах находится между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к Царским вратам (вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, затем он вместе со вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и снова затем возлагает полотенце на плечи пономаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Стихи на «Бог Господь..» священник не произносил. Первые и последние песни канона пропевались красивой погласицей. Пономарь с помощью специальной палки, на конце которой была закреплена горящая свеча, ловко снимал лампады, поправлял фитили и снова подвешивал их на своё место. Перед пением «Честнейшую Херувим…» раздался краткий предупреждающий трезвон. Часы читали в храме (в греческих и сербских монастырях их часто читают по кельям). После третьего часа была небольшая пауза, во время которой все склонились в поясном поклоне. Видимо это связано с завершающими действиями проскомидии, совершаемой в алтаре. Каждения всего храма на шестом часе, как это обычно происходит, не было. Кадили только из царских врат (так происходит и по старому обряду). Кадил служащий очень «густо», медленно поворачиваясь по кругу у Царских Врат. Перед «Благословено Царство…» снова все склонились молчаливо в поясном поклоне. На великой ектенье царские врата закрыли. Пропели по несколько стихов первых двух антифонов и затем «Единородный Сыне». На заповедях Блаженств царские врата открыли в конце, ближе к «Славе». После малого входа они были снова закрыты.Кстати, и малый и великий входы совершались через средину храма. Евангелие читали лицом к народу. После Херувимской песни, которую пели несколько монахов, царские врата и завеса были закрыты вплоть до выноса чаши для причащения (так и по старому обряду). На великом входе, как мне показалось, поминали только «всех православных христиан». Во время пения «Тебе поем», когда совершается главный момент литургии – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, все благоговейно наклонили головы. Общего поклона, однако, после окончания пения не было (как и после «Достойно есть…»). «Верую» и «Отче наш» читал игумен. После призыва диакона или священника: «Главы ваша Господеви преклоните» и после возгласов на евхаристическом каноне пение не всегда покрывало чтение тайных молитв в это время. Причастников не было. Служащий сразу, осеняя крестообразно молящихся чашей, произнёс «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое» (в России по обычному чину священник на этих словах крестообразно осеняет молящихся рукой, а по старому обряду эти слова священник произносит лицом к престолу).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

39 В Неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный Устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если Неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. 40 Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IX-X в.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами). Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю. 41 Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час – 5, 89 и 100 псалмы; 3-й час – 16, 24 и 50 псалмы; 6-й час – 53, 54 и 90 псалмы; 9-й час – 83, 84 и 85 псалмы. 44 Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный...», Слава в вышних Богу...» и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются Престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон Престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010