17 ч. скончался в Сергиевом Посаде заслуженный профессор Московской дух. академии Егор Васильевич Амфитеатров (род. в 1815). По окончании в 1839 г. в С.-Петербургской академии курса с званием магистра, он назначен был баккалавром по классу Всеобщей литературы в Московскую академию, и здесь оставался до конца жизни. Это был один из даровитейших и влиятельнейших профессоров академии. Его лекции по эстетике и истории литературы производили на студентов какое-то чарующее впечатление. Эти лекции напечатаны, по смерти именитого профессора, в журнале «Вера и Разум» 1889 г. и сл. Но при жизни имя Амфитеатрова в печати мало было известно. Им напечатаны были только две небольших статьи в Прибавлениях к Твор. Св. Отцев: 1) в V т. 1847 г.: «общий характер священной поэзии у евреев, и 2) в XXV т. 1872 г.: «о существе и свойствах художественной деятельности». Биографические сведения о Е. В. Амфитеатрове , оценка его профессорской деятельности, кончина и погребение его – в журнале «Вера и Разум» за 1888 г., т. II, ч. 1, стр. 606–621. – Некролог в Прибавл. к Церк. Вед. 1888 г., стр. 651–54 и Моск. Вед. 1888 г. 142. 23 ч. Понедельник. Выехал в Нилову Пустынь на праздник преп. Нила, в память обретения мощей его, —472— 1888 г. 27 числа. Путь лежал чрез г. Торжок и Могилевскую пустынь. 25 ч. в 12 часов прибыл в Осташков и в тот же день переплыл на пароходе в Нилову пустынь. 26 и 27 в пустыни; торжество совершено было по прежним порядкам; но стечение богомольцев, по случаю неблагоприятной погоды, было меньше, сравнительно с предшествовавшими годами. 28 ч. Выслушавши раннюю литургию, осмотрел все монастырские церкви, больницу, трапезу и пр., в 5 часов переехал в город. 29 ч. Воскресенье. Служил в Житенном монастыре и у настоятеля игумена Алексия. 30 ч. обозревал городские церкви, был в духовном училище, в Знаменском женском обедал монастыре, осмотрел постройку церкви, рассмотрел приходо-расходные записи по этой постройке, посетил некоторых граждан. 1 июня. Отдание праздника Пасхи. Утреню и литургию слушал в городском Троицком соборе. В 6 ч. вечера всенощную отправлял с литиею и величанием в Знаменском женском монастыре, по случаю храмового праздника в честь Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это время при надломленных силах и болезни матушки Марии однако произведены были с помощью Божиею следующие работы в Богоявленском монастыре: 1) на соборном храме устроены были новые стропила; новая железная кровля; четыре главы обиты жестью; 2) на галерее, соединяющей собор с колокольнею, перекрыты и отштукатурены своды; кровля покрыта новым железом; устроены новые переплеты в окна; 3) колокольня возобновлена в прежнем виде; вместо сгоревшего осмигранного шатра на ней вновь устроен (стоимостью в 2548 р.) по прежнему плану новый крытый железом; большой растопившийся от пламени колокол заменен в 1888 г. новым в 200 пуд. 3 ф., отлитым в Москве с возобновлением прежней надписи на нем; 4) в сгоревшей Смоленской церкви сделана лестница, восходящая к чудотворной иконе Б. Матери, а в 1888 г. обгорелые стены этой церкви исправлены и скреплены новым кирпичом и цементом. Также здесь возобновлены некоторые жилые помещения; возобновлено в прежнем виде все внутреннее устройство в трапезном корпусе (стоило 12,393 руб.), а в 1888 г. пристроены в нем все сгоревшие разные хозяйственные холостые пристройки. Два каменных корпуса при Смоленской церкви и рядом с ним больничный покрыты железною кровлею. В просфоропекарне с жилыми при ней келиями вновь произведено все внутреннее устройство (стоило 3,296 руб.); вновь устроен крытый переход, соединяющий трапезный корпус с собором; в двух каменных сторожках при въездных воротах восстановлено (стоило 668 руб.) внутреннее устройство и обе покрыты железом; сделаны все потребные исправления в прачешной и бане; устроены три деревянные погреба и покрыты тесом. В 1888 г. на западной стороне в обгоревшем двухэтажном корпусе вновь устроены по прежнему плану жилые келии, больница с аптекою для сестер монастыря, баня, прачешная; еще восстановлена в прежнем виде обгоревшая башня на юго-восточном углу. В Крестовоздвиженском монастыре в сентябре 1887 г. построен был новый больничный барак (3,253 руб.) – 12 саж. длины и 6 саж. ширины, – деревянный на каменном фундаменте, крытый железом; в сгоревшем классном корпусе внутренне отделана и уже населена одна часть, а в 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

T.I-III, M.1882–1883. «Древне-славянский карпиский апостол XIII в. с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XII-XVII вв. с разночтениями греческими, заимствованными из «Нового Завета», изданного Рейнекцием в 1747 г. М.1885. «Сборник изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников с X по XV в., конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 по XVII в.» М.1885. «Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный с древним памятником Алексия, помещенный в его Новом Завете, с греческим текстом V в. из кодекса св. Ефрема Сирина », изд.Тишендорфа 1072 г., где недоставало в кодексе V в.» в изобр. М.1886. «Апокалипсис XIV в. исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному св.Алексием митрополитом», с картинками. М. 1887. «О древнем переводе Апостола – об исправлении его. Дополнение к описанию рукописей Охридского и Слепченского Алостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древне-славяно-греко-русский словарь, сравненный по древним памятникам». М.1888. Речь при наречении его во епископа Угличского, викария Ярославского. Труды с неизвестными датами их издания Стихи на страсти Господни. В «Ярославских Губерн.Ведомостях»· Стихи на богачей. В «Моск.Церк.Ведомостях». Приблиз.1888 г. Седмица крестных страданий Иисуса Христа, воскресение Его, вознесение и судьбы мира. Тифлис. 1904. Издал неизданные сочинения Дмитрия Митрополита Ростовского. Литература: «Церк.Вед.» 1888, 16, стр.79· -”- 1892, 20, стр.177. «Приб.к «ЦВ» 1888, 19, стр.506. «Прав.Собес.» 1897, 12, стр.17· «Церк.Вестн.» 1891, 33, стр.523. «Прав.Обозр.» 1888, май-июнь, стр.485· Булгаков, стр.1418. БЭЛ m.I, стб.638, 641. НЭС m.II, стр.452, дon.m.I, стр.105. «Сборн.ВДА» М. 1915, стр.284, 697· Денисов, стр.924. Поселянин Е. «Русская Церковь и русские подвижники XVIII в.» СПБ, 1905, стр.328. Ягич И.В. «Четыре критико-палеографические статьи». СПБ, 1884. «Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия, настоятеля Московского Данилова монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тем не менее та часть исследования, которая была уже пропущена цензурой, вышла в 1887 году отдельной книгой под названием « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа». Это событие было отмечено прогрессивной научной общественностью рецензиями в «Русской мысли» (1888. Кн. 2. Отд. 3. С. 71–74), «Русском вестнике» (1888. 4) и «Историческом вестнике» (1888. 6. С. 701–704). Травля Каптерева привлекла общественное внимание к его чисто научным трудам, взгляды Николая Федоровича получили, благодаря стараниям Субботина и К °, широкое распространение. Вполне определенным политическим жестом было присуждение в 1888 году малой Уваровской премии Академии наук предшествующей монографии Николая Федоровича: «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях». Полемизируя с избранным Каптеревым принципом систематизации архивного материала, официальный рецензент, известный историк церкви П. В. Знаменский признал выдающуюся эрудицию и замечательный ученый талант автора, подробно осветил сделанный им крупный вклад в историю православия. Изложение обширного отзыва Знаменского было опубликовано в популярном «Журнале министерства народного просвещения» (Ч. 260. 1888. Ноябрь. Отд. 4. С. 2–10); затем отзыв был дважды опубликован полностью. Несмотря на поддержку научной общественности и сочувствие большинства профессоров, Николай Федорович не мог защитить в качестве докторской диссертации в Московской духовной академии книгу, лишь наполовину (да и то по неразворотливости властей) пропущенную духовной цензурой. Правда, было много университетов, где его научные заслуги могли быть отмечены ученой степенью, но для Николая Федоровича было важно одержать победу в Alma mater. Он вновь направил свои стопы в архив, не отвлекаясь на развернувшуюся вокруг его взглядов полемику. В то время, когда самому Каптереву выступать по проблемам реформ Никона было высочайше запрещено, И. Т. Никифоровский издал монографию «Несколько слов относительно взгляда Н. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков» (Спб., 1891), расширявшую круг источников о древнерусской обрядности. Тогда и Н. И. Субботин собрал в единую книгу «О перстосложении для крестного знамения» (М., 1891) свои прежние статьи. Наконец, известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский вмешался в спор, опубликовав солидное исследование «К нашей полемике со старообрядцами» (М., 1892), в котором целым рядом новых данных подтверждал правильность взглядов Каптерева на старый русский обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А. Усова. «Древности Московского Археологического Общества», т. XI, вып. 3, (М. 1887), стр. XII–XVII. 37. Замечание о гривне кун. «Древности Московского Археологического Общества», т. XI, в. 3, (М. 1887), стр. 86 (протоколы), 38. Чья земля под городскими рядами на Красной площади? «Русские Ведомости» 1887 г. и отдельно М. 1887, стр. 1–12. 39. Содействие церкви успехам гражданского права и порядка. Речь, произнесенная на торжественном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1888 г. «Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1888». Прибавления к «Творениям святых отцов» 1888 г., кн. IV, стр. 5–36, и отдельно М. 1888, стр. 1–32. 40. Отзыв об наследовании С. Ф. Платонова: «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник» (СПБ. 1888). «Отчет о 31-м присуждении наград гр. Уварова» (СПБ. 1890), стр. 53–66 и отдельно, Спб. 1890, стр. 1–14. 41. По поводу заметки Д. Д. Голохвастова об историческом значении слова «кормление». Письмо к издателю. «Русский Архив», 1889 г., 5, стр. 138–145. 42. Состав представительства на земских соборах древней Руси. «Русская Мысль» 1890 г., 1, стр. 141–178; 1891, 1, стр. 132–147; 1892, 1, стр. 140–17?. Поправка, ibid., февраль, стр. 221–222. 43. Грусть. (Памяти М. Ю. Лермонтова † 15 июля 1841 г.). «Русская Мысль» 1891 г., июль, стр. 1–18 и отдельно. 44. Добрые люди древней Руси. Публичная лекция, читанная в пользу пострадавших от неурожая. «Богословский Вестник» 1892 г., 1, стр. 77–96 и отдельно; 2-е издание книгопродавца А. Д. Ступина, с рисунками. М. 1896; 3-е издание его же с рисунками, М. 1902. 45. Разбор исследования Н. Д. Чечулина: «Города Московского государства в XVI веке». «Отчет о 33-м присуждении наград гр. Уварова» (Спб. 1892) и отдельно, стр. 1–40. 46. И. Н. Болтин (6 ок- —23— тября 1792). «Русская Мысль» 1892 г., ноябрь, стр. 107–130 и отдельно. 47. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства. Речь, произнесенная на торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1888 году Донская духовная консистория по резолюции высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского, представила в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукописный «Акафист преподобному Арсению Великому », составленный помещиком села Высочиновка Змиевского уезда Харьковской губернии, губернским секретарем Андреем Феодоровичем Ковалевским для Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря Донской епархии, и просила разрешить его к напечатанию. Рассматривавший рукопись член цензурного комитета архимандрит Григорий донес комитету, что вновь составленный акафист прп. Арсению Великому по местам исправлен им и со сделанными исправлениями может быть одобрен к напечатанию. Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет 24 мая 1888 года за 533 сделал об этом донесение Святейшему Синоду. Святейший Синод 4 июня 1888 года за 3807 через г-на управляющего канцелярией Св. Синода Владимира Карловича Саблера препроводил акафист для рассмотрения преосвященному Александру, епископу Костромскому и Галицкому. Преосвященный Александр доносил В. К. Саблеру: «На отношение Вашего Превосходительства от 4 июня честь имею сообщить, что акафист преподобному Арсению Великому , составленный г-ном Ковалевским, и по мыслям, и по чувствам, и по выражениям заслуживает одобрения. Похвалы, восписуемые преподобному, вполне соответствуют обстоятельствам его святой жизни; мольбы, обращенные к избранному угоднику Божию и великому пустынножителю, проникнуты благочестивым стремлением предстательством преподобного стяжать веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну и благочестие непоколебимое, и все это изложено в выражениях ясных, точных и удобопонятных даже для людей совершенно некнижных». Святейший Синод от 8/14 июня 1888 года за 1279 определил: «Представленный Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом акафист преподобному Арсению Великому разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 15 июня 1888 года за 3890 266 . 100 Акафист св. чудотворцу Иоанну Воину

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

Страстная неделя на телеканале «Культура». Цикл программ, включающий записи шедевров русской духовной музыки в исполнении лучших отечественных хоровых коллективов (хоровой капеллы имени Юрлова, камерного хора под управлением Владимира Минина, хора имени Свешникова и др.)//Фома. - – апрель 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 7 телепередач апреля »). 1 полезный адрес: Всесоюзный детский лагерь «Богослово» действует при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва). Создан 16 лет назад по благословению настоятеля храма – протоиерея Димитрия Смирнова //Фома. - – апрель 2009. – С.92. – (рубрика «Путеводитель. 1 полезный адрес» ). 4 добрых дела: Тем, кто решил взять приемного ребенка, предлагают воспользоваться телефоном бесплатной «горячей линии» для консультаций по вопросам семейного устройства детей-сирот . На все вопросы ответят специалисты благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Требуется помощь Троицкой церкви села Головочёво. Церковь XVIII века, не закрывалась в советские времена. Находится в достаточно неудобном месте. Сейчас прихожан немного. Им не под силу самим восстановить храм//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Просьба поддержать строительство храма святой великомученицы Варвары (неподалеку от Санкт-Петербурга в поселке Рахья). На данный момент не завершена только внутренняя отделка. Настоятель храма – священник Илья Амбарцумов (автор многих комментариев в журнале «Фома»)//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Просьба рассказать друзьям о семейном телефоне доверия центра «Православная семья» (бесплатная анонимная квалифицированная помощь)//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Призыв спасти жизнь годовалого Максима Козки! Мальчик ждет операцию по трансплантации печени в московской клинике, но так как он «иностранец» (родился и заболел на Украине) – операция платная//Фома. - – апрель 2009. – С.93. - (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-72-a...

И этого самого не может он понять, что находится в числе гибнущих, так как это неведение то имеет свойство, что бывает каким-то густым покрывалом на умных очах души, и не дает им видеть ясно истину, когда любит мир и вещи мирские. Ибо поскольку ум удаляется от памятования о Боге, о смерти и о будущем суде и не помышляет о благах, уготованных праведникам, и о муках, ожидающих грешников, – вечном огне, кромешной тьме и скрежете зубов, но всецело весь предан бывает заботам житейским и призрачным благам мира, богатству, славе, утехам, всему прочему, что в мире люди считают славным и светлым, – поколику ум предан бывает всему такому, потолику он более и более грубеет, расстраивается, омрачается и некоторым образом весь покрывается непроницаемым покровом; следствием чего бывает выпадение из круга его познания заповедей Божиих и совершенное о них забвение (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 107–108). Великое зло, когда кто впадает в самомнение, думает, что знает, когда не знает, или что имеет, когда не имеет: ибо, думая, что знает или что имеет, не заботится уже познавать и стяжавать и остается ни при чем (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 244). Всякий, мнящийся быти мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 38). Равное зло есть и перед Богом, и перед людьми, во Христе живущими, как то, когда кто страстен делами, так и то, когда кто надменен в добродетелях духом самомнения (прп. Никита Стифат , 93, 92). Напыщенный и в самомнении умом прельщающийся никогда во свете смирения не улучит благодати умиления, ради коего даруется свет премудрости Божией тем, кои сокрушены сердцем, как написано: во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35, 10 ). Его покрывает ночь страстей, в коей расхаживают все дубравные звери человеческого естества и скимны самомнения, – бесы, говорю, тщеславия и блуда, рыкая, ищут, кого поглотить и воврещи в чрево отчаяния (прп. Никита Стифат , 93, 105). Для живущего по-человечески и увлекаемого духом самомнения жизнь настоящая бывает морем зол, погружая умную часть его души в море сластных утех и удовольствий, и троечастность его неистово поражая свирепыми волнами страстей, под действием духа злобы. Ему угрожает страшная опасность крайнего отчаяния, пока ладья его и кормило душевное сокрушаются сластьми плотскими и кормчий – ум остается во глубине греха и в смерти духовной; если море зол не укроет наконец волны свои в глубине смирения, море сластей не превратит своих течений в обильные дожди слез и не преложится в сладость светоносного умиления (прп. Никита Стифат , 93, 105–106). Если он , уразумев кознь вражью , укроется в крепость смирения, зазрев себя (или в чувстве презрения к себе), то избегает бедственности гордыни и вводится в пристань спасения (прп. Никита Стифат , 93, 136).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Таким образом, гнев и пожелание не первоначально суть страсти, но стали таковыми вследствие потери умом нашим здравия. От этого гнев стал бессловесным и пожелание бессмысленным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 219–220). Источник. Как слепой и не видящий света солнечного не может читать письмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтобы он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. И да не прельщает вас кто-либо из таковых! (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 228). Когда око твое, т. е. ум твой прост, т. е. светел, тогда и бестелесное тело твое, т. е. все части души твоей будут светлы; и наоборот, когда ум твой лукав, т. е. омрачен и погашен, тогда и вся душа твоя будет темна (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 69). ...Ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается, и потому называется умом Божиим... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 68). Источник. ...Око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 53). Когда ум преселится к вещам сверхчувственным, тогда чувства, состоя в своем чине, бесстрастно входят в соприкосновение с предметами страстей, исследуя лишь причины их и природу и верно определяя их действия и свойства, без пристрастия к ним и без склонения к ним желания против естества (прп. Никита Стифат , 93, 87). Ум, обуздавший свои страсти и ставший выше печали и радости, бесстрастен (прп. Никита Стифат , 93, 108). Кто пребывает в естественной уму деятельности и в достойном употреблении слова, тот чистым соблюдается от вещества и украшается кротостию, смирением, любовию и милосердием, и осияниями Святаго Духа просвещается (прп. Никита Стифат , 93, 148–149). Ум наш, будучи образом Божиим, имеет свойственное ему в себе, когда пребывает в сродной ему деятельности и не допускает в себе движений, далеких от его достоинства и природы. Почему охотно любит вращаться в том, что к Богу относится и с Тем ищет соединиться, от Коего получил начало, Коим движется и к Коему устремляется по естественным своим свойствам, и Ему подражать желает человеколюбием и простотою. Чего ради рождая слово, ум, как другие небеса, возустрояет души единоплеменных человеков, и твердыми их терпением деятельных добродетелей соделывает, и животворит их духом уст своих, подавая им силу против пагубных страстей. Таким образом, и он является устроителем мысленной твари, подражая Создателю великого мира, Богу, и ясно слышит такое к себе свыше слово: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Пер. 15, 19) (прп. Никита Стифат , 93, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010