Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. Согласно заявлению, освобождён от управления Ирбитской епархией и уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 13. ФАОС дело 133. Кат-АМ 222. Кат-ЯВ 180. С. 86–87. Кат-ЕС С. 18, п/п 107. [Кат-ГУБ. С. 982.] [Левитин. С. 126, 279, 293.] Окончил в 1885 г. Пермскую духовную семинарию, а в 1889 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1890 г. – учитель Камышловского духовного училища, а с 1892 г. – помощник смотрителя этого училища. С 1895 г. – священник Рождествен- ско-Богородицкого храма. С 1897 г. – сверхштатный член Пермской духовной консистории. В 1910 г. – законоучитель пермской мужской гимназии и протоиерей Рождесгвенско-Богородицкой церкви. Овдовел. В 1922 г. – протоиерей Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми. С 1922 г. в обновленческом расколе. 30/XII-1922 г. хиротонисан во еп. Осинского, вик. Пермской епархии. С 31/ХII-1922 г. – еп. Екатеринбургский и Ирбитский. С 25/XI-1925 г. – архиеп. Ирбитский и Туринский. С 07/III-1930 г. на покое. Скончался около 1933 г. в г. Ирбите вне общения с Православной Церковью. [Лавринов. С. 157.] НИКИФОР (Богословский) Епископ Городпянский, викарий Черниговской епархии Хиротония после 1917 г. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАМ 1.С. 48. Кат-АМ 223. См. Мануил. 5.87. [Кат-ГУБ. С. 982.] У Губонина сведений об уклонении в обновленческий раскол нет. НИКОЛАЙ (Автономов Николай Петрович ]) Архиепископ Ивановский Родился 4/XII-1889 года. В 1909 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. Женат. С 1909 г. состоял псаломщиком в г. Лебедянки и там же священствовал. С 1920 г. священствовал в Сталинградской епархии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. С 1926 г. был уполномоченным ВЦУ по Сталинградскому округу. С 1927 г. «благовестник» в Таганрогской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

– еп. Кубанский. 13/IV-1932 г. возведён в сан архиепископа. С марта 1934 г. в сане архиеп. Тверской, управлял Сев. Кавказской митрополией. 5/ХII-1935 г. возведён в сан митрополита Сев. Кавказа и Ставропольского. В 1943 г. получил вторую панагию. Пребывал в обновленческом расколе до 1945 г. Принят через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году. 18/II-1946 г. рукоположен православными архиереями во еп. Казанского и Чистопольского, с назначением временным ректором Московской духовной академии и Московской духовной семинарии. Здесь он читал курс истории западных исповеданий. В 1948 г. на Пасху возведён в сан архиепископа. С 8–18 июля 1948 г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) О церковном календаре. По отзывам о нём в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, «был злейшим обновленцем». Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство. По совокупности трудов Преосвященного Гермогена, Совет Московской духовной академии присудил ему в 1949 г. учёную степень доктора богословия, затем перемещён на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку. За этот период своего служения он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 г. он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. А в 1953 г. он сопровождает делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу. Последним этапом церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной экзарха митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

ФАОС дело 11 д. Кат-АМ 48. Кат-ЯВ 31. С. 22. Кат-ЕС 1. С. 2, п/п 8. См. Мануил. 1.244. [Кат-ГУБ. С. 962.] После окончания в 1883 г. Курской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. АНДРЕЙ (Расторгуев [Андрей Иванович]) Архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии Родился в 1894 году. В 1914 году окончил Симбирскую духовную семинарию (по Кат-ЯВ), а по Кат-ЕС – Калужскую духовную семинарию и два курса Московской духовной академии. В 1917 году мобилизован в армию. С 1917 г. священствовал в Симбирской епархии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В 1928 г. рукоположен во епископа в Самаре в брачном состоянии. С 1929 г. еп. Сызранский, вик. Самарской (Куйбышевской) епархии. 1/IV-1931 г. возведён в сан архиепископа. С апреля 1935 г. – архиеп. Александровский, вик. Ивановской митрополии. 9/IX-1935 г. уволен от управления Александровской епархией ввиду выяснившейся неспособности управлять епархиальными делами, и назначен настоятелем собора в Орехово-Зуеве Московской епархии. С 9/ХII-1936 г. – архиеп. Калужский и Боровский. В 1939 г. осуждён за неуплату налогов к принудительным работам. С февраля 1941 г. уволен за штат и исключён из списков обновленческих иерархов. С 7/I-1943 г. вновь назначен архиеп. Ульяновским и Мелекесским. C 5/IV-1943 г. – архиеп. Звенигородский, временно управляющий Московской епархией. В 1943 г. принёс покаяние и принят в сане протоиерея, назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках. В 1944 г. награждён митрой и зачислен в число преподавателей Богословского института по древнееврейскому языку. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 12. ФАОС дело Кат-АМ 50. Кат-ЯВ 43. С. 22–23. Кат-ЕС 1.С. 10, п/п 53. [Кат-ГУБ. С. 962.] 1951–1954 гг. служил в Берлинской епархии. Затем вновь настоятель Воскресенского храма в Сокольниках и член Учебного комитета Св. Синода. Скончался 22/II-1970 г. в Москве. [ЖМП. 1971. 5. С. 20.] [Шкаровский. С. 51, 54, 57, 84, 86.]

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

[Лавринов. С. 150.] МАКАРИЙ (Знаменский) Епископ Васильсурский [Кат-ГУБ. С. 979.] МАКАРИЙ (Опоцкий [Николай Михайлович]) Епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. 14/IX-1922 г. хиротония православная во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. Из дела 117 известно, что хиротонисан 14/IX-1922 г. во еп. г. Крецов Новгородской епархии. 7/II-1923 г. уволен на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. По некоторым данным, известно, что принял хиротонию в марте месяце 1924 г. от обновленческих архиереев с назначением во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. В 1926–1927 гг. впал в догматическое расхождение с Православной Церковью, главным образом, по толкованию Символа Веры . Есть сведения, что он умер. Имел много почитателей. Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить. ЛИТЕРАТУРА Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 35; 15–16. С. 122. ФАОС дело 117. ФПС I 104. ФПС II. С. 7. ФАМ 1. С. 24, 29. Кат-АМ 192. См. Мануил. 4.247–248. [Кат-ГУБ. С. 979.] Родился 16/ХI-1872 г. в Псковской губернии. Кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Служил в сане протоиерея в г. Череповце Новгородской губернии. 14/IХ-1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями старого поставления во «еп. Крестецкого, вик. Новгородской епархии». 20/II-1923 г. за критику обновленческого движения уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении. 1924–1925 гг. – еп. Череповецкий, вик. Новгородской епархии. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён 25/VI-1926 г. к 3 годам заключения в концлагере. Наказание отбывал в Кемском лагере. 05/ХII-1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобождён досрочно. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры , за что группой православных иерархов был отлучён от Церкви. По освобождении изменил свои неправые взгляды и оставался православным епископом. В 1932 г. участвовал в православной хиротонии архим. Сергия (Васильева) во епископа. Умер не ранее 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С 1/I-1925 г. – еп. Боровичский, вик. Новгородской епархии. С 28/IV-1931 г. – архисп. Старорусский. С 15/VII-1931 г. – правящий Карельской епархией. В 1931 г. – правящий Владимирской епархией, Ивановской области. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 11, 21; 1931. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 5, 6, 7. С. 59. ФАОС дело 149. Кат-АМ 228. Кат-ЯВ 184. С. 89. Кат-ЕС 2. С. 14, п/п 79. IKam-ГYБ. С. 983.] НИКОЛАЙ (Гирченко) Епископ Камский Родился 6/VI-18X4 года. Окончил 4-х классную Иркутскую духовную семинарию. Женат. Приняв священство, служил в разных приходах Иркутской епархии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 13/III-1927 г. хиротонисан во еп. Сретенского, вик. Читинской епархии. С 1928 г. – настоятель церкви в г. Владивостоке. С октября 1930 г. – управляющий Владивостокской епархией. С августа 1932 г. – еп. Спасский, вик. Дальне-Восточной митрополии. 22/IX-1932 г. уволен за штат. С октября 1933 г. – правящий Канской епархии. 30/V-1934 г. уволен за штат и состоял настоятелем Нижнеудинского храма. 23/Х-1934 г. уволен от должности настоятеля с правом быть настоятелем вне пределов Сибири. С 1934 года два раза увольнялся за штат «для пользы обновленческого дела» и 21/II-1935 г. за упорную недисциплинированность и зазорное поведение запрещён в священнослужении и исключён из списков обновленческого епископата (позже запрещение было снято). 28/II-1935 г. вновь запрещён в священнослужении и исключён из списков обновленческого епископата. 5/ХII-1935 г. восстановлен в списках обновленческого епископата и разрешён в священнослужении. 27/XII-1935 г. утверждён на священническом месте в Троицком соборе г. Владимира Ивановской митрополии. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 7, 14. ФАОС дело 135. Кат-АМ 229. [Кат-ГУБ. С. 983.] НИКОЛАЙ (Елпидинский Николай Сергеевич]) Архиепископ Череповецкий Родился 30/ХI-1892 года. В 1914 г. окончил Олонецкую духовную семинарию, а в 1919 г. окончил медицинский факультет Томского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

«Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно. В этом – твое падение». «Как мертвец не есть, так и смиренный не может осудить человека, хотя бы даже видел его поклоняющимся кумирам (авва Лонгин)». О перенесении скорбей и болезней В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Ин 16,33 Земная жизнь каждого человека бывает переполнена множеством скорбей, но их нужно переносить с терпением. В Евангелии от Луки сказано: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк21,19 ). В письме к духовным чадам отец Андроник пишет: «Получил ваши письма, из которых узнал о ваших скорбях. Не скорбите, дорогие чада. Вы, отче И., продолжайте свое дело по-прежнему, и молитва вернется, а вы, о. М., почитайте акафист Божией Матери «Утоли моя печали», святителю Николаю сколько раз сможете, и все будет хорошо. Схиарх. Андроник». «...Дорогой мой сыночек о. И., если найдете возможность, то помогите мне сколько возможно, на ваше усмотрение, я нуждаюсь в поддержке... как можно чаще извещайте о себе, как ваше здоровье. Всегда любящий и помнящий ваш родной духовный отец Андроник». «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро еже всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии находиться и в непрестанной молитве... Поздравляю я вас с постом и преддверием праздника Рождества Христова и св. Богоявления. Дорогие мои сыночки, я очень давно получал от вас весточку. Прошу почаще вы мне о себе извещайте, как ваше драгоценное здоровье и как ваша учеба. Я все побаливаю: одна болезнь проходит, а другая приходит. С головой стало лучше, а ноги совсем от- казуются, пухнут, болят, другой раз даже до колодца иду с трудом, но на все воля Божия да будет. З/ХII-1964 г.». Из другого письма преподобного Андроника: «Мое состояние здоровья не блещет, хвалиться нечем, лежу, вот уже пошел четвертый месяц, на спине. Аппетит есть, но ножки еще ходить не хотят, да и рука левая по-прежнему как плеть, вялая. Не знаю, доколе это будет продолжаться. Только одно могу сказать: такова воля Божия!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д. Г. Рар читает годовой отчёт Братства за 2004 год: – 19.VII/1.VIII в Бад-Наугейме литургией отмечалось 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского . – 13/26.VIII состоялась встреча архиепископа Марка с Д. Г. Раром, на которой обсуждалось положение в братских храмах и отношении между Братством и Епархией. С 1.IX, иерей Валерий Михеев начал окормлять Киссинген, а иерей Александр Зайцев стал служить в Наугейме лишь по субботам и пятым воскресениям месяца. – В епархиальном съезде 15/28. – 17/30.ХII, во Франкфурте участвовал представитель Братства. – С Т. Бойком обсуждалась идея создания при гамбургском соборе музея с размещением в нем предметов и документов, напоминающих о прежнем братском храме. – В. В. Левин не исключает возможность вернуть в Наугейм икону Св. Пантелеймона и обещал передать, по крайней мере, копию иконы. Протоиерей Димитрий Игнатьев согласился вернуть в Наугейм книгу «Апостол». – Попечительство в Наугейме завершило ремонт купола и фасада колокольни; финансирование же дальнейшего ремонта крыши, окон и иконостаса пока неясно. – В Киссингене бургомистр затягивает создание попечительства. Вдоль дороги к храму были установлены перила, а вокруг храма устроены датчики с прожекторами. – Все квартиры Братства сдаются. Однако, потребовался капитальный ремонт домов на Hohmannstraße, для чего Общим Собранием и Правлением было решено взять кредит в размере 220000 евро в 2005 году. – Установлена связь с приходом в Тегеле, где требуется поддержка ремонта храма. – Ушедший на покой долголетний Председатель Братства Г. А. Рар согласился быть советником Правления и продолжать помогать Братству, в частности, поддерживая связь с Росс. Фондом Культуры по поводу Мемельского иконостаса, который после реставрации будет размещен в Храме Христа Спасителя в Королевце. 26.VIII/8.IX, Его Святейшество Патриарх Алексий II выдал благодарственную грамоту Г. А. Рару «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви». Скончались члены Братства: B. А. Кутше, княгиня Мария Илларионовна и Т. М. Гофман. – Вышли из Братства: А. А. Буданова, Ю. Я. Буданов, Г. А. Евграфов, Л. А. Ильинская, И. З. Клук, Е. И. Пахомова,

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Иоанн (Попов; 1669/1670–1737 гг.), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни. Старец первоначально был похоронен рядом с Преображенской церковью в Колтовской слободе. РГИА, ф. 472, оп. 50, д. 1606, л. 5. Машинописный подлинник. Подпись— автограф. На типографском бланке. Календарный штамп Канцелярии Министерства Императорского двора от 1 декабря 1916 г. В левом верхнем углу делопроизводственные пометы: «7996» (штампом)/«2566» (от руки). Слева от основного текста— рукописная помета (карандашом): «4/ХII— 916». Часть текста подчеркнута красным карандашом. С учетом датировки документа 4. ОР РГБ, ф. 369 (В. Д. Бонч-Бруевич), к. 256, ед. хр. 33, л. 1–1 об. Рукописный подлинник, выполненный красными чернилами. На типографском бланке. Рукописный делопроизводственный номер (карандашом): «Вх. 46». Помета неустановленного лица синим карандашом: «Свящ[енник] Михаил Галкин/Угол Дивинской(так в документе. —М. К.) и/Певческого, д. 8б/10/кв. 10/[P. S.:]/Автор хочет знать, будет ли он комиссаром или/нет. Просит ответа». Текст документа имеет механические повреждения. Опубликовано: Кравецкий А. Г. Указ. соч. С. 136–137 (извлечения); Отделение Церкви от государства и школы от I.23. С. 89. (с неправильной датировкой, неверным архивным шифром и многочисленными отступлениями от текста подлинника); Конфессиональная политика советского правительства... Кн. 2. 224. С. 275–276. (со значительными отступлениями от текста подлинника). См. публикацию, документ 26. Так в документе. См. публикацию, документ 5. Этот дом был приобретен в 1871 г. Ведомством православного исповедания в качестве квартиры для обер-прокурора Святейшего Синода. Синодальная типография, расположенная в Петрограде по адресу ул. Кабинетская (позднее ул. Правды), д. 15, до 1917 г. была крупнейшей в Ведомстве православного исповедания. Число трудящихся в типографии рабочих и «вольных мастеровых» в 1917 г. составляло около 350 человек. Здесь печатались главные синодальные издания: журнал «Церковные ведомости» и газета «Всероссийский церковно-общественный вестник». Бывшая Петроградская синодальная типография (3-я государственная) и книжный склад при ней перешли в конце 1918 г. в ведение Отдела печати Петроградского совета рабочих и крестьянских депутатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

С любовью, остаюсь Ваш друг и сомолитвенник недостойный М[итрополит] Нестор. 25/ХII–57 7/I-58 Д. 29. Л. 3. Подлинник. Машинопись и автограф. 27. 3 апреля 1958 г. Преосвященный дорогой Владыка Афанасий. Христос Воскресе! Приветствую Вашу Святыню радостно о Воскресшем Господе, даровавшем и нам надежду на спасительное воскресение. Примите братское целование. С огромной любовью недостойный Митрополит НЕСТОР Новосибирский и Барнаульский. Надеюсь, скоро смогу написать письмо. Просто не успеваю, виноват, а хочется побеседовать ужасно. М[итрополит] Н[естор]. Д. 32. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф. 28. 23 апреля 1958 г. Христос Воскресе! Паки приветствую Вас, Ваше Преосвященство, Пасхальным целованием. Совершенно присоединяюсь к Вашему новому разложению архиерейского отпевания (чина архиепископа Мануила). О торжествах 40-летия питаюсь пока только слухами. О[тец] Ректор Одесской духовной семинарии о[тец] протоиерей Николай Концевич 932 писал мне, что приглашается 80 человек гостей почетных (о[тец] ректор тоже член Собора 1917–18 гг.). Другой источник сообщает, что торжества будут в Москве, в Лавре, в Одессе и предполагаются 25 мая (?). Св[ятая] Пасха у нас прошла молитвенно и весьма многолюдно. Здоровьем не хвастаюсь – ноги болят. Погода неровная, происходит борьба между холодом сибирским и прорывающимся теплом Крымским. У меня установилась дружеская переписка с архиепископом Лукой Симферопольским 933 . Он весьма блаженный святитель и ученый муж, но страдает глаукомой и ослеп, бедняга, и письма диктует. В нашей епархиальной жизни, в некоторых приходах есть кляузницы – шумливые кликуши, действующие разлагающе. Как Ваше здравие и ноги? Спаси и сохрани Вас Господи. Если буду в Москве, то сообщу Вам. Я и о. Сергий просим Ваших святых молитв. Сердечно любящий и преданный Ваш собрат о Господе недостойный Митр[ополит] Нестор. 23/IV–58 мч. Терентия иже с ним Д. 32. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф. 29. 24 июля 1958 г. Ваше Преосвященство, дорогой, душевно близкий, любимый мой святитель, собрат во Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

б) Не обязательно его называть Семинарией или Богословским факультетом, так как выпускаемые кадры пойдут, может быть, на миссионерскую работу и без принятия сана, хотя и должны быть воспитаны в религиозном духе. в) Полезно взять в пример доброкачественные стороны образования и воспитания с «Лицея Св. Николая» и конвентов. 12 . В соответствии с изложенными выше целями предложить Харбинскому викарию дать соответствующие директивы по идеологии и направлению издательствам Журнала «Хлеб Небесный» и Братства Св. Иоанна Богослова. 13 . Предложить редакции [«]Журнала Московской Патриархии[»] высылать в 1946 г. в первую очередь и в достаточном количестве все свои издания в пределы Восточной Азии, по имеющимся в делах делегации адресам, с номинальной оплатой в китайских дензнаках, без перевода на курс. 14 . Считать необходимым добиться того или иного ответа в кратчайший срок на призыв Харбинских Архипастырей о воссоединении от еп[ископа] Иоанна Шанхайского и еп[ископа] Николая Японского , переслав и последнему их телеграмму (до сих пор еще не переданную) из Харбина от 26 октября с.г. 15 . Указ по настоящему докладу следует послать всем поименованным в выводах архипастырям (в Маньчжурии, Китае, Японии) и архимандриту в Корее. При настоящем докладе прилагаются документы 37 : 1 . Акт и протокол воссоединения с покаянным письмом. 2 . Послужные списки и автобиографии Харбинских иерархов, архимандритов и некоторых протоиереев. 3 . Доклады: Епархиального Совета, Богословского факультета и Духовной Семинарии, Братства св. Иоанна Богослова, приюта им. митрополита Мефодия и Дома Милосердия. 4 . История борьбы с поклонениями Аматерасу со всеми документами. 5 . Списки приходов и священнослужителей Харбинской епархии. н[иже]/п[одписавшиеся] 38 Епископ Ростовский и Таганрогский: Елевферий. Священник Московской Воскресенской церкви: Разумовский. 13/ХII – 1945 г. Копия верна: Разумовский 39 . ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 68–83. Заверенная машинописная копия. Подписи-автографы. По всему документу имеются подчеркивания карандашом, специально не отмеченные в публикации. Пометы: на первой странице сверху: «Копия 4». На последней странице: «Срочно», «От Николая Японского не следует ждать ответа, [одно слово неразборчиво] не следует и принимать его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010