Упоминание о нахождении в монастыре мощей прп. Константина содержит месяцеслов Новгородских святых 1816 г. (РНБ. Тихан. 775. Л. 9 об.— 10): «Преподобный Константин игумен, ученик Варлаама Хутынского, мощи под спудом. А от Старой Руссы три поприща в Косинском монастыре, приходскою церковию...». Прот. Г. Краснянский в Месяцеслове (1876), ссылаясь на известный ему рукописный сборник сказаний о Новгородских святых из б-ки Новгородской ДС, сообщил, что мощи прп. Космы «почивают под спудом в бывшей Косиной, или Косинской, обители под крытою папертью, соединяющею церковь св. Николая с колокольнею», а мощи прп. Константина — под алтарем Никольской ц.; в тех же святцах указана дата преставления этого святого без указания года — 29 июля. В 1873 г. были проведены реставрационные работы в Никольской ц., вместо деревянной гробницы над мощами святых поставили металлическую посеребренную раку. В 1880–1881 гг. построили более просторную ц. во имя Варлаама Хутынского, к-рую освятили 12 сент. 1882 г. Сбором средств на ремонт и реставрацию активно занимался А. А. Усинин (буд. архим. Арсений); все его печатные работы содержат призыв к жертвователям помочь в восстановлении мон-ря. В 1885 г. в обители устроили жен. богадельню с домовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (освящена 22 сент. 1886), а в 1896 г. был открыт жен. общежительный мон-рь (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 110). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Серафима (Горшкова). В 1913 г. в обители находились 9 монахинь, 19 послушниц, 30 чел. проживали по паспортам, 10 размещались в богадельне. 23 марта 1919 г. в ответ на декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожане Никольской ц. постановили на собрании: «Косинские храмы, как принадлежащие нам с давних пор и нами построенные и созданные на наши средства, мы передавать никому не желаем...» (ГАНО. Ф. 735. Оп. 2. Д. 47. Л. 58–58 об.). В 1920 г. мон-рь закрыли, храмы остались в ведении местной общины. Богослужения в косинских церквах были запрещены в 1938 г., церковные здания использовались под школу и музей. Во время Великой Отечественной войны они были повреждены обстрелом. В 1946 г. жители дер. Косино Старорусского р-на Новгородской обл. просили открыть один из храмов для богослужения и возобновить жен. мон-рь, однако ходатайство было отклонено решением исполкома Новгородского обл. совета со ссылкой на то, что «помещение частично занято учительским скотом» (Там же. Ф. 4110. Оп. 2. Д. 2. Л. 14–16). В 90-х гг. XX в. отреставрирован Никольский собор. В 2006 г. обитель возобновлена как женский мон-рь, настоятельница — Надежда (Чанова).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

В результате управление сев.-зап. епархиями было разделено, и 21 нояб. 1892 г. архиепископом Новгородским и Старорусским поставлен Феогност (Лебедев ; впосл. митрополит). Одновременно было упразднено Старорусское вик-ство, вместо к-рого создавалось Кирилловское викариатство , резиденцией викарного епископа оставался Хутынский монастырь близ Новгорода. Архиеп. Феогност развернул активную деятельность в епархии. Он заботился о расширении программ, об улучшении преподавательского состава духовных учебных заведений, изыскивал средства для постройки и ремонта их помещений, устройства церквей, общежитий, больниц при учебных заведениях. Способствовал организации просветительских братств, проповеднических комитетов, открытию церковноприходских школ и школ грамоты, развитию миссионерской деятельности. Учредил епархиальные комитеты для рассмотрения катехизаторских поучений, слов, произносимых духовенством в церквах. 12 дек. 1893 г. архиепископ открыл жен. Успенскую общежительную Рдейскую пуст., основанную на месте одноименной муж. пустыни, упраздненной в 1764 г. В 90-х гг. XIX в. под наблюдением В. В. Суслова в Новгороде была проведена реставрация Софийского собора. В 1900-1910 гг. Н. и С. е. находилась под упр. архиеп. Гурия (Охотина) . В июне 1902 г. он совершил обозрение 46 церквей и 6 мон-рей Новгородского, Тихвинского, Устюженского и Боровичского уездов, в мае 1904 г. посетил Череповец, Кириллов и 30 мая служил литургию в Благовещенском храме Ферапонтова мон-ря. Архиеп. Гурий завершил начатое архиеп. Феогностом восстановление этого мон-ря: решением Синода от 10 дек. 1903 г. на месте упраздненного в 1798 г. муж. Ферапонтова мон-ря был учрежден жен. мон-рь. В 1906-1911 гг. экономом архиерейского дома состоял архим. сщмч. Иона (Лазарев ; впосл. епископ). 3 сент. 1907 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода об учреждении в Н. и С. е. на епархиальные средства 2-го, Тихвинского викариатства , при этом 1-м викарием стал именно епископ Тихвинский, резиденция к-рого находилась в Хутынском мон-ре. Епископы Кирилловские отныне имели местопребывание в Кирилловом Белозерском мон-ре, к-рым они управляли на правах настоятеля. 14 марта 1908 г. на викарную Тихвинскую кафедру назначен еп. сщмч. Андроник (Никольский ; впосл. архиепископ), прослуживший в епархии 5 лет ( Королёв В. А. Простираясь вперед: Жизнеописание архиеп. Пермского Андроника в док-тах. Пермь; М., 2013. С. 143-408).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

(ПЭ. Т. 6. С. 80), но еще не упомянутом в 1582 г. Важным свидетельством существования в 1-й пол. XVII в. единоличных изображений И. (возможно, писавшихся для Боровичского мон-ря раздаточных икон) служит опись Хутынского мон-ря 1642 г., согласно которой в ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на новгородском подворье обители находился образ И. со Спасом «во облаце» ( Макарий (Миролюбов) , архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря, 1642 г.//ЗОРСА. 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 551), т. е., очевидно, типичная для своей эпохи композиция с фигурой святого в молении. Следует отметить, что в опубликованных описях храмов и мон-рей Новгородской епархии кон. XVI-XIX в. изображения И. почти не упоминаются. По-видимому, почитание И. долгое время ограничивалось Боровичским мон-рем. Однако к кон. XVI - нач. XVII в. оно получило относительную известность и за пределами новгородских земель, в среде заказчиков, проявлявших особое внимание к новоявленным рус. чудотворцам. Уже в 1603 г. И. был изображен на складне, вложенном Н. Г. Строгановым в ц. Похвалы Богородицы Орла-городка - центра пермских владений Строгановых (ныне с. Орёл Усольского р-на Пермской обл.; ПГХГ - Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. C. 77-78, 198-201. Кат. 75). Наиболее раннее известное изображение Боровичского чудотворца включено в иконографическую программу типичного строгановского складня: средником служит Владимирский образ Божией Матери в окружении праздников, на створках представлены святые, распределенные по ликам святости (среди них заметное место занимают рус. чудотворцы). И. изображен на правой створке в составе лика блаженных вместе с пустынниками и юродивыми, в верхнем ряду, непосредственно за блж. Иоанном Устюжским, с к-рым он часто сравнивался в подлинниках. Подобно проч. святым, И. представлен в повороте к центральному образу с воздетыми в молении руками. Поскольку он показан в виде обнаженного отрока в набедренной повязке, складень служит важным свидетельством того, что уже в нач.

http://pravenc.ru/text/200241.html

(ГРМ) В. Х. представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, графическими прорисями, гравюрами, отразившими общерус. характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства. В иконографической традиции В. Х. можно выделить неск. основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ В. Х., восходящий к не дошедшему до наст. времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского мон-ря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые - на печати игум. Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток (?) (ГИМ, ГЭ). Очевидно, иконы с изображением святого писались в Новгороде еще до освидетельствования архиеп. Евфимием мощей В. Х. (1440), поскольку вышеупомянутый игум. Варлаам, став архимандритом Юрьева мон-ря, уже в 1410 г. построил в Лисицком мон-ре надвратную ц. во имя В. Х., где рядом с царскими вратами должны были поместить его образ. Поскольку в это же время (между 1408 - 1422 и 1438) возникает 2-я редакция жития святого, обычно сопровождавшаяся написанием иконы и возложением покрова на гробницу, следует предполагать более древнее сложение иконографии В. Х. К самому древнему иконографическому типу В. Х. относятся его изображения на шитых покровах, известные нам по памятникам XVI в. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский мон-рь в 1579 г., на к-ром В. Х. представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (НГОМЗ; более ранние покровы из Хутынского мон-ря известны по описанию ( Макарий (Миролюбов), архиеп. Археол. описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2. С. 305 - 308). К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста.

http://pravenc.ru/text/154255.html

15. Антониев – Дымский , мужской, заштатный, Новгородской губ., Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который, в 1243 г. сделан игуменом Хутынского мон. Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 году грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по-прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. В “Ист. Рос. Иерар.” и у Ратшина Антониев-Дымский мон., кроме настоящего описания, упоминается также под именем „Вырдомская Антония Дымского пустынь”. “Ист. статист. опис. Дымского м-ря с изложением подвижнич. жития начальника оного преп. Антония”, составлено иеромон. Иоанном, С.-Пб., 1861 г.; 1874 г., изд. 5-ое; 1888 года, изд. 8-ое; “Тихвинские монастыри”, изд. 1854 г., 101–110; “Ист. Росс. Иер.”, III, 630; IV, 71; Ратшин, 387, 403; “Словарь ист. о свят. в России”, 34; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Внутр. Д., 1841 г., отд. I, 47; “Крат. ист. опис. свят. Новгор.”, 67; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, отд. II, 61; “Акты истор.”, V, 214; “Опис. монаст.”, 1817 г., 40; “Остр. Валаам и тамош. мон.”, 30; “Олонец. губ. вед.”, 1850 г., 42 (Список с писцовых книг о вочтин. Антонова мон., в Никольском Оштинском погосте); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г, 84 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.: сказано, что основ. в XII ст., без доказательств); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в м-рь ко Антонию что на дымях 5 руб.); “Пут., по св. мест. Русск.”, II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 32; Толстой “Книга глагол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1721-1725 гг. Новгородскую кафедру занимал архиеп. Феодосий (Яновский). В 1722-1724 гг. архиеп. Феодосий проводил через Синод многие опередившие свое время идеи императора, в т. ч. по борьбе с суперстициями (предрассудками). В сент. 1722 г. архиепископ распорядился передать «малобратственные монастыри как в городах, так и в уездах… во всякое ведение и смотрение» настоятелям «степенных» мон-рей, имевшим сан архимандрита. Через месяц он распространил это правило и на жен. обители, определив «в приписку» к Сыркову мон-рю кроме 6 мон-рей Новгорода и окрестностей «ис Старой Русы Вознесенской да ис Порхова Рож[д]ественской» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 94. Л. 35-36). «Укрупнение» мон-рей епархии с определением белых священников к церквам тех из них, откуда выведено братство, получило санкцию Синода (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 732), однако в 1726-1727 гг. положение малобратных мон-рей было восстановлено. В 1722-1723 гг. мон-ри епархии осматривались на предмет выявления резных колод, положенных в раки, как того требовал указ Синода от 15 марта 1722 г. Сохранились рапорты архимандритов Александрова Свирского мон-ря Кирилла и старорусского Преображенского мон-ря Варсонофия о результатах осмотров (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 72); до наших дней дошли подлежавшие изъятию резные образа сер. XVI в.: свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (с крышки его раки в Софийском соборе; ГРМ), прп. Антония Римлянина (с крышки его 1-й деревянной раки 1573; ГРМ), прп. Варлаама Хутынского (с крышки реликвария из Димитриевской ц. Новгорода; НГОМЗ). В 1723-1725 гг. викарием Новгородского владыки был Корельский и Ладожский еп. Иоаким (впосл. архиепископ), «сведенный» с Астраханской кафедры по воле имп. Петра I. 9-10 сент. 1723 г. Иоаким встречал в Новгороде мощи св. блгв. кн. Александра Невского во время их перенесения из Владимира в С.-Петербург. В 1722 г. в Новгородской епархии было 1282 церкви ( Здравомыслов. 1897. С. 53), в число к-рых входили 19 приходов Ржевского у., возвращенных в 1721 г. из Патриаршей области (после низложения архиеп. Феодосия Синод взял их в свое ведение; ОДДС. Т. 1. 238); реестр 1741 г. содержит сведения о 1308 церквах, 112 мужских и 27 женских монастырях (ОДДС. Т. 21. 495; рост числа церквей по сравнению с 1722 г., очевидно, связан с более точным их подсчетом, а не с открытием новых приходов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

По царскому заказу был построен Троицкий собор Клопского мон-ря (видимо, 1569) - 4-столпный 3-апсидный 3-главый храм, имевший сложные композицию и объемно-пространственное решение. К основному четверику с 3 сторон примыкали пристройки: с запада - паперть, с севера и юга - сдвоенные приделы, с юго-запада - колокольня с шатровым приделом. Образцом для композиционного решения Троицкого собора, вероятно, послужила новгородская ц. вмч. Никиты. Соборы Сыркова и Клопского монастырей, ц. вмч. Никиты могут быть рассмотрены в контексте московского зодчества этой эпохи, они мало связаны с новгородской традицией. Общим для этих памятников является ряд конструктивных и декоративных черт: палаточное покрытие, килевидные формы завершения арочек и ниш, 8-угольные ниши на фасадах, аркатура на апсидах и др. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Новгороде и на Новгородской земле были построены трапезные палаты с каменными храмами: Троицкая ц. Духова мон-ря (вероятно, 1557), Воскресенская (Никольская) ц. Воскресенского мон-ря на Красном поле (сер. XVI в.), ц. прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре (1550-1552). Это сложные по плану и объемно-пространственному решению многоэтажные постройки, в к-рых крупная трапезная палата, часто имевшая дополнительные пристройки (келарскую палату, сени), была соединена с отдельным церковным объемом. В сер. XVI в., вероятно, была основательно перестроена звонница Софийского собора, возведенная, видимо, в 1439 г. (здание сохр., но было реконструировано в кон. XVII в.). На подворьях мон-рей и в частных усадьбах в Новгороде были возведены неск. каменных палат, они не сохранились и археологически не изучены. В эти годы возводили церкви и на Новгородской земле, о чем свидетельствует ряд сохранившихся или исследованных археологами построек (ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в урочище Каменные Поляны 50-60-х гг. XVI в., собор Рождества Пресв. Богородицы Коневского мон-ря 3-й четв. XVI в. и др.). Особый интерес представляет строительство в Соловецкой обители; мастера из круга новгородских зодчих в 1552-1557 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010