Вся жизнь Христова на земле – битва против сил зла, совершенно пропитавших человеческую жизнь и все структуры мира. Но отношение Христа к бесовским силам иное, нежели у его современников. В древнем иудаизме бесы чаще всего рассматривались как отдельные существа, у каждого из которых было свое имя. Каждый бес имел свою специфику: один был ответственен за психические расстройства, другой – подкарауливал и пугал путников, и прочее. Соответственно евреи и заклинали бесов каждого конкретно. Бесов классифицировали, о них писали, знали их имена… Религия превращалась в какое-то бесо-ведение. Христос относится к бесам иначе. Он не называет их по именам – много чести будет, не заклинает по отдельности, не общается с ними корректно и интеллигентно. Он даже не слушает их, и когда бес, поселившийся в человеке, что-то пытается сказать – резко приказывает ему замолчать: «замолчи и выйди из него» . Спаситель подчеркивает связь бесов с сатаной — их вождем. Сатана, как говорит Христос, управляет огромным войском , царством , бесы – его солдаты . В Евангелии от Матфея Спаситель пользуется игрой слов, называя сатану начальником дома, которому подчиняется его челядь . «Таким образом, – отмечает И. Иеремиас, – мир зла рассматривается Иисусом не как множество независимых атомов, а как единое целое». Бесовщина, при таком взгляде, предстает не какой-то продуманной, идейной, антагонистичной Богу акцией, но… уродством мира, болезнью, поразившей творение. И никаких компромиссов, никакого уважения и снисхождения ему не будет. Спаситель объявляет сатане войну, но не идеализирует Свои усилия и усилия Своих учеников. Христос никогда и не говорил, что сатана будет побежден уже сейчас. Диавол, этот могущественный ангельский дух, не будет побежден до конца земной истории, он будет враждовать против мира и людей, а некогда, через неких злых людей, даже попытается встать на место Бога. Его агентом будет Антихрист. Можно представить себе ужас учеников от слышанного!.. Но Христос утешает: когда вражда диавола достигнет апогея, «в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего; и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» . Христос придет, чтобы расправиться с сатаною. Но это в будущем. Пока же – борьба. И в этой борьбе с сатанинскими силами Спаситель не собирается складывать оружия.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Другим аргументом сторонников разбираемого лжеучения является отсылка к словам Писания и Предания Церкви, в которых говорится о том, что Христос пришёл для спасения всех людей. В частности, любят приводить слова апостола: «Бог… есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим.4:10 ). Из этих слов и сходных святоотеческих выражений о том, что Христос пришёл ради всех людей, модернисты хотят сделать вывод, что таким образом можно говорить о спасении не только христиан, но и мусульман, буддистов, идолопоклонников и т.п. Вывод этот, между тем, неоснователен. Допустим, человек, идущий в храм, по дороге зайдёт в дом, где находятся его друзья и пригласит их присоединиться к нему. В результате некоторые пойдут в храм, а некоторые откажутся и останутся дома. Пригласивший пришёл в дом ради всех, но воспользовались его приходом только те, кто послушался и пошёл в храм. Именно так и объясняет слова апостола святитель Феофан: «Бог есть Спаситель всех человеков, – потому что всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ) – и не только хочет спастись всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и всегда сильный спасти и всякого, кто ни захочет воспользоваться им. Но почему Он есть Спаситель наипаче верных? Потому что спасительное Божие хотение и спасительное Божие устроение простираются на всех и для спасения всех довлетельны; но на деле спасаются только верные, то есть только уверовавшие в благовестие и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных. Μαλιστα – значит: так, именно так. Почему наипаче верных можно перевести: именно верных» 105 . Святитель Тихон Задонский прямо отвергает понимание модернистами этих слов: «На вопрос твой: «Неужели все и спасаются, если ради всех Христос пришёл в мир?» – отвечаю тебе кратко. Воля Божия хочет всем спасения, и Христос всех спасти пришёл, как я писал тебе, но не все спасаются. Христос Господь по воскресении Своём сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:15–16 ). Потому, кто Его верой принимает и крестится «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», тот спасается, а кто Его не принимает, тот погибает. Так не приняли Его иудеи, будучи Его народом, как пишется: Господь Иисус «пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Так не принимают Его магометане и прочие народы, и идолопоклонники, и ложные христиане, которые на языке веру имеют, но в сердце безбожие, о каковых апостол писал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит.1:16 )» 106 . 7.4. Мф.12:32–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Здесь Спаситель наш совершил Сам величайшее таинство, которое по Его повелению с тех пор совершается доныне за обедней, святое причащение. Накануне Своих страданий, в великий четверг вечером, Иисус Христос пошел с 12-ю учениками Своими в один дом на г. Сионе. В то время весь Сион находился внутри города. Здесь Он хотел в последний раз отпраздновать с ними праздник пасхи за день до наступления ее. Горница для Него заранее была приготовлена и украшена. В этой горнице Христос разделил с учениками Своими праздничную пасхальную трапезу, как указано было еврейским законом. После трапезы Иисус Христос показал ученикам Своим, как Он любил их, что готов Сам служить им, да вместе с тем и научил их, как они должны любить друг друга и всем служить. Он встал из-за стола, подпоясался полотенцем, взял воду в умывальнике и, подходя к каждому ученику, начал умывать им ноги и оттирать полотенцем. У евреев велся обычай – принимая гостей – умывать им ноги; но это было делом слуг, если делал это сам хозяин, значит, он показывал свое великое смирение перед гостем и уважение к нему, – сам становился слугой перед ним. Подошел Иисус Христос к одному ученику Своему Петру, чтоб умыть его ноги. Тот с удивлением сказал Спасителю: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» – Христос сказал ему: «Что Я делаю, ты пока не понимаешь, а сейчас поймешь». Когда кончилось умовение ног, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом и справедливо. Если же Я, Господь и Учитель ваш, умыл вам ноги, та и вы должны делать по Моему примеру». Это значит: никто не считай для себя унижением служить кому бы то ни было, хоть бы и низшему себя человеку. (Этот пример Христа изображается у нас в соборных церквах в великий четверг после обедни архиереем, который умывает ноги служащим с ним священникам). Потом Спаситель со скорбью сказал ученикам: «Один из вас предаст Меня». Спаситель хотел показать Иуде, что его замысел известен Ему, и этим привести Иуду к раскаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

( Мф.9:18–26 ; Мк.5:21–43 ; Лк.8:41–56 ) Только что Иисус Христос вышел из лодки на Галилейский берег, Его окружила густая толпа народа, желавшего послушать Его учение и получить исцеление от болезней. К Нему подошел начальник синагоги, по имени Иаир, упал к ногам Его и говорил: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Иисус Христос сжалился над несчастным отцом и пошел в дом его. По дороге Спасителя со всех сторон теснил народ. Здесь же была одна женщина, двенадцать уже лет страдавшая кровотечением. Много лечилась она, истратила на лечение все имение свое, но никто не помог ей в ее болезни. Она много слышала об Иисусе Христе и о Его многочисленных чудесах. У знав, что идет великий Чудотворец, она вмешалась в толпу, окружавшую Иисуса Христа, и тайно прикоснулась сзади к одежде Его, с верою говоря себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, – выздоровею». Едва она коснулась одежды Спасителя, тотчас же почувствовала себя здоровою. Думая, что никто не заметил ее прикосновения к одежде Спасителя, она хотела уже удалиться; вдруг Иисус Христос обернулся и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики сказали Ему: «Наставник, народ окружает и теснит Тебя, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус отвечал им: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Женщина, видя, что ей невозможно более скрываться, со страхом упала пред Ним на колени и при всем народе объявила Ему, с какою целью прикоснулась к одежде Его и как тотчас исцелилась. Иисус Христос сказал ей: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Когда Спаситель еще говорил с женщиной, один из слуг Иаира пришел к своему господину с печальной вестью: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя, идти в дом твой». Иисус, слыша эти слова и видя горе Иаира, сказал в утешение: «Не бойся, только веруй и спасена будет дочь твоя». Когда Спаситель пришел к дому Иаира, Он не позволил войти в дом никому, кроме родителей девицы и трех учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна. В доме Иаира собрались родственники и знакомые его, и громко оплакивали умершую. Здесь же находились и плакальщицы. Иисус Христос сказал им: «Не плачьте; девица не умерла, но спит». Все стали смеяться над словами Его. Спаситель выслал всех и с родителями девицы вошел в комнату, где она лежала, подошел к ней, взял ее за руку и сказал: «Девица, тебе говорю, встань». Умершая тотчас-же поднялась, и Спаситель велел дать ей есть для доказательства ее воскресения. Все были в изумлении от такого чуда Спасителя, и слухъ о воскресении девицы вскоре разнесся по всей стране. 36. Отправление двенадцати Апостолов на проповедь и наставления, данные им от Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Христос, действительно, был в аду, в преисподней: «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ). В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай: «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал ( 1Пет.3:18–20 ). Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя: «Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Христос был подобен нам по своей человеческой природе: Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:6–7 ). " Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» ( 1Кор.15:48 ). Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ). И наши души пройдут тот же путь, как душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния. А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему, Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» ( Лк.23:43 ). Мертвые живут сознательной жизнью: Спаситель говорил Иудеям: «Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Дни Страстей Господних Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. 1 апреля, 2009 Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. 1. Последние дни земной жизни Спасителя С овершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа. Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь.» Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно , — сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. — Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.» Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.

http://pravmir.ru/dni-strastej-gospodnix...

Думаю, первым, благочестивым воцерковленным христианам, Спаситель посоветовал не превозноситься над немощными братьями. Молиться за них, протянуть руку помощи, чтобы, если те захотят, они могли бы за что-то ухватиться. Радоваться над их обращением и не злорадствовать, когда те погрязают в грехах и проблемах. Вторых бы Спаситель не похвалил – за что их хвалить? Но, думаю, Он понял бы их. И предложил перестать валяться в параличном состоянии. Прощаю и исцеляю. И верю в тебя , – сказал бы Иисус этим людям.   Исцеление тещи Ап. Петра Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос ( Мк. 1:29-34 ). Спаситель в Капернауме. Христос жил здесь, и здесь же жили некоторые из Апостолов. Из Евангелий мы знаем, что Спаситель особенно выделял из других Ап. Петра. Собственно, Петр – это греческое имя, данное Апостолу впоследствии христианами, а изначально его звали Симон . Называл его так и Христос, впрочем, часто употреблял и другое имя – Кифа, которым Сам и нарек Симона. Кифа – значит «большой камень», или, точнее, «скала». Евангелия говорят, что такого имени Симон удостоился за то, что был верен Иисусу, даже когда другие колебались, и исповедал Его Мессией-Христом. Непросто было в Галилейском Учителе увидеть Посланника Божьего, но Симон это сумел. Итак, Иисус живет в Капернауме. Здесь же живут Симон и его брат Андрей, которого мы знаем с титулом Первозванный . Иисус – возможно, нередкий гость в доме Симона. Эта простая небогатая семья всегда радушна и хлебосольна. В эту субботу, после утренней молитвы в синагоге, Спаситель опять приглашен на обед в семью Симона.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Об идеальном совершенстве Своего внешнего вида засвидетельствовал и Сам Христос. Он Сам сказал о Себе, что Он есть образ Бога Отца, отражение Его вечной славы и всех Божественных совершенств, которые в своей совокупности представляют неизреченную Божественную красоту. На просьбу Филиппа – «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», – Иисус кротко, с нежным укором, сказал ему: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» ( Ин. 14:8–10 ). И если Сам Христос сказал о Себе – «видевший Меня видел Отца», то этим ясно указал, что совершенства Бога Отца отражались чрез плоть Христа во всем Его внешнем виде в идеальной Его красоте. Слова Христа поясняет нам и ап. Павел. Об Иисусе он говорит так: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). И в другом месте он говорит тоже о Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2:6 ). Значит, Он был не фиктивным, но реальным отражением славы Бога Отца, Он был «Бог во плоти» ( 1Тим. 3:16 ), а потому Он представлял Собою и по телу идеальное совершенство. И эта-то идеальнейшая Божественная красота Его внешнего вида была так ужасно попрана людьми и превращена в страшное безображие, так что все от ужаса отвращали лицо своего от Него, когда Он, обнаженный, стоял на Голгофе пред лицом всего Еврейского народа и человеческого рода! Божественная красота лика Христа Спасителя неизобразима человеческим искусством и неописуема творческим пером художника-поэта. Есть предание, которое ясно и определенно говорит об этом. Едесский царь Авгарь V был болен страшною болезнию синей проказы, ломотою в костях и расслаблением всех членов. Он слышал о необыкновенной доброте Христа и Его дивных делах милосердия. Он узнал, что Христос никому не отказывает из несчастных в их просьбе, – всем помогает, всех исцеляет. Веря в такую доброту и чудодейственную силу Христа, он желал видеть этого Великого Чудотворца и получить от Него исцеление. Но так как ему самому нельзя было отправиться в Иудею и, с другой стороны, он не надеялся, чтобы Иисус пришел к нему, то он послал искусного живописца Ананию и приказал ему снять портрет с Иисуса, чтобы видеть ему, по крайней мере, изображение лица Спасителя и облегчать свои страдания, взирая на него. Анания, исполняя приказание царя, уловил удобный момент, чтобы снять на полотно подобие лица Иисуса. «Он встал на камень и, смортя пристально на лицо Спасителя, старался изобразить Его на полотне. Но задача оказалась невыполнимою. Лишь только Анания переносил на полотно подобие Спасителя и снова взглядывал на Него Самого, то лицо Спасителя изменялось, и Анания должен был начинать снова; но снова происходило то же изменение Божественного лица, так что Анания, долго трудившись, не мог изобразить Его лица» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине художника показана сцена из Евангелия о беседе Спасителя с богатым юношей, повествующая о том, как во время странствия Спасителя к Нему подошел богатый юноша и спросил, что нужно сделать, чтобы спастись. Иисус ответил, что нужно исполнять для этого заповеди Господни. Молодой человек сказал, что исполняет все заповеди, и услышал от Христа следующие слова: « Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною » ( Мф.19:21 ). Слова эти обескуражили молодого человека и он отошел от Спасителя с большой печалью. Обладая богатым имением, он не смог с ним расстаться. Описание Художнику мастерски удалось передать беседу Спасителя с вопрошавшим его юношей, раскрыв во взглядах, жестах, позах героев движение души. Мы видим, что Христос, беседуя с молодым человеком, зная его богатство, указывает на двух бедных людей, которые с надеждой смотрят на молодого человека, ожидая от него помощи. Это женщина с пожилым человеком, вероятно ее отцом. Старик сильно изможден и не может ходить, женщина поддерживает его под руки, с надеждой ожидая милостыни от юноши. Но юноша не замечает этих людей, отвернувшись в другую сторону. Во взгляде Спасителя, в Его спокойном выражении лица, позе и жесте рук, указывающих на страждущих, передана любовь и сострадание к людям. В позе и выражении лица юноши видится глубокое сомнение — он явно не готов к призыву раздать свое богатство бедным. Фигура его несколько расслаблена, взгляд равнодушен. Привыкнув к богатству, прилепившись к нему всей душой, он не понимает подлинного сокровища – безграничной любви к людям, самоотдачи. Его исполнение заповедей оказывается бесполезным, чисто внешним: ни в чем не нуждаясь, он не ведает, что такое подлинное милосердие. Но именно к этому и призывает Христос – следовать за Ним может лишь тот, кто готов служить ближнему, кто не прилепляется к земным сокровищам, а стяжает подлинные – сокровища любви, которые невозможно приобрести за деньги.

http://azbyka.ru/art/hristos-i-bogatyj-y...

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: " истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием " . Никодим очень удивился, как может человек родиться снова. Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, то есть, - что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей - совершенно добрым и милосердным, и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею. Спаситель сказал Никодиму: " истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие " . Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять. Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест: " как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос - Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей. Никодим с этого времени сделался тайным учеником Иисуса Христа. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Иоанна, гл. 3, 1-21. Беседа Иисуса Христа с Самарянкою Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем). Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, патриархом Иаковом. Иисус Христос, уставши от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010