Иисус взял хлеб, преломил его. И тут, когда Он дал им эти кусочки хлеба, то есть дал им Причастие – потому что в оригинале стоят евхаристические термины, – Он апостолов причастил. И тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но в этот момент Спаситель стал для них невидимым. «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил с нами, этот человек?» – сказали они. Они узнали, поняли, Кто был с ними, и, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов, бывших с Ним. И говорили о том, что Иисус воскрес воистину, рассказывали о происшедшем на пути и о том, как Он был узнан ими через преломление хлеба, то есть, через Причастие. Вот такой, достаточно аскетичный, скромный такой эпизод, рассказ. Дай этот рассказ современным журналистам, они бы, конечно, разукрасили его. Но в то время принято было изъясняться сдержанно, не многословить, особенно, когда речь шла о богословски высоких событиях. А рассказ в самом деле глубокий, очень многозначительный. Но давайте посмотрим на некоторые моменты, которые нам могут быть интересны. Первый момент – обратим внимание, что Иисус после Воскресения изменился. Не то, чтобы Он повстречался этим людям в сумерках, поэтому они Его не узнали. Он шел рядом с ними, они прекрасно Иисуса знали, но сказано, что глаза их «были удержаны». То есть, когда в Евангелии говорится о Воскресении Христовом, всегда подчеркивается, что, с одной стороны, Христос воистину воскрес, то есть на самом деле Он воскрес, не иллюзорно, но реально воскрес. Так воскрес, что Его можно было потрогать. Он с ними возлег ужинать и, возможно, ужинал, ел пищу, хотя здесь и не сказано об этом. Но в другом случае сказано, что Он ел и рыбу печеную со своими учениками, и пил мед. То есть, Он был абсолютно реален и телесен. С другой стороны, Его Тело, Его реальность была абсолютно другого порядка. Так что Иисус, с одной стороны, был, как настоящий человек, не призрак, а настоящий человек, с другой – – Он стал совершенно иным. Он мог быть не узнанным, Он мог исчезать и появляться, вот как здесь сказано.

http://azbyka.ru/propovedi/cikl-pasxalny...

С одной стороны, в воскресении Господа нашего Иисуса Христа открылась слава Его. Восторжествовав над смертью силой Своего могущества, Он показал всему миру, что Он Сын Божий, «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». ( Ин.10:17 ). Много чудес совершил Он в продолжение земной жизни Своей; но чудо воскресения Его есть венец всех чудес, главная опора нашей веры в божественное достоинство Его лица в учения. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:17 ). Через воскресение Он открылся во всей силе Сыном Божиим ( Рим.1:4 ). С другой стороны, торжество воскресшего Господа есть и собственное наше торжество. Ибо, по апостолу, «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). По такой чрезвычайной важности воскресения Христова, праздник во славу Воскресшего превосходит достоинством своим все другие праздники. Он есть «Царь и Господь в ряду воскресных дней, – праздник праздников и торжество торжеств» (Ирмос 8-й песни пасхального канона). Посему, если каждый праздник располагает нас к радости, то праздник Пасхи располагает к ней преимущественно – соответственно сему преимуществу, и поздравления с праздником Пасхи отличаются от поздравлений с прочими праздниками особенностями, свойственными только этому празднику. II. а) Приветствие с праздником Пасхи принято выражать так: «Христос воскресе», говорит один; «воистину воскресе», – отвечает другой. В Пасхальную седмицу это приветствие бывает особенно торжественно: святые храмы в эту седмицу многократно оглашаются восклицанием священнослужащего: «Христос воскресе!» и единодушным и единогласным ответом всех присутствующих во храме: «Воистину воскресе!» Освященное употреблением в церкви, это радостное приветствие повторяется в общежитии, при свиданиях с знакомыми и незнакомыми, в продолжение всех сорока дней празднественного воспоминания о Христовом воскресении. В первый раз приветствовал радостными словами «Христос воскресе» ангел жен мироносиц...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, Победную поющия: Х ристос Воскресе из мертвых! Пасха как переход Слова этого песнопения напоминают нам, что Пасха это переход или прохождение из одного места или состояния бытия в другое. Христос не умер на кресте в одно мгновение и не воскрес немедленно из мертвых. Некоторое время прошло между днем Его смерти и днем Его Воскресения. Именно это время мы и воспоминаем в Святую Субботу. По учению Церкви, Иисус Христос, Богочеловек, снизшел в глубины ада, в место пребывания душ усопших людей. Он снизошел в самую подлинную область смерти, управляемую князем тьмы и зла, и разрушил его власть и силу, ибо Божественная Жизнь оказалась сильнее смерти. Вот когда воистину началось Воскресение Христово. От смерти к жизни – Христос ведет нас “Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим”. Иисус Христос воскресил Лазаря из мертвых после того, как тот был мертв целых четыре дня. Он сделал это, чтобы показать, что обладает властью над живыми и мертвыми. Однажды, когда Христос придет судить всех людей, настанет всеобщее воскресение. Только в Евангелии от Матфея упоминается, что мертвые восстали из гробов своих после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И в этом был о знамение, что Сын Божий воистину обладает властью воскрешать мертвых и дарует вечную жизнь в сем, кто уверует в Него. Спаситель разрушил силу смерти Своею собственною смертью на Кресте. Он одолел смерть для того, чтобы даровать всем нам новую не оскудевающую жизнь. Великая и святая суббота Поклонение Плащанице Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши; души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Своим трудом и терпением превозмогайте временные (верим) трудности. Поздравляя нынче друг друга и радуясь со всей церковной полнотой этому историческому событию и необычайному чуду, еще более вдохновенно проникнемся духовной радостью, усилим наши труды и молитвы. Да просветит нас свет Христова Воскресения и даст нашей измученной Украинской Православной Церкви мир, а нам — чистоту и святость, долженствующие стать условием нашего во Христе воскресения. Христос воскресе! Воистину воскресе! Пасхальное послание Митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви, 1995 г.  Да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается. Тропарь 3й песни Пасхального канона Христос воскресе! Вот уже два тысячелетия мир оглашает это радостное и вечно живое пасхальное приветствие. Вот уже два тысячелетия Святая Церковь радостно и торжественно ликует и восхваляет Воскресшего из мертвых своего Господа и Спасителя — Христа Жизнодавца. Дорогие братья и сестры! Совершилось домостроительство нашего спасения. Своей крестной смертью и славным воскресением Сын Божий победил силу диавола, сокрушил врата ада и открыл нам двери Царства Небесного. Его Воскресение — это основание нашей веры и нашего упования. “…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Истинность этих слов апостола язычников подтвердила сама история. Воистину не тщетной была проповедь апостолов, они огласили словом евангельским весь мир и привели к подножию Креста Христова всю вселенную. Христос действительно воскрес, Он жив, и потому жива Его Святая Церковь. Его Воскресение — это залог и нашего воскресения, нашей вечности. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” ( Ин.3:3 ). И мы воспринимаем эту тайну верой, своим сердцем и приобщаемся к ней в таинстве Святой Евхаристии, становясь соучастниками смерти и Воскресения Христова, приобщаемся к жизни Церкви, единой жизни Единого Тела Христова ( Еф.4:3-6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Далее Христос поясняет, как же придёт Дух Святой и что должно случиться. Он говорит, что Он взойдет на небо, то есть воскреснет, но перед этим будет вознесён на небо. Вознесён подобно тому, как Моисей вознёс змия в пустыне. И это будет для того, чтобы вы все получили жизнь вечную. В древности, когда иудеи, совершали исход из Египта в Землю обетованную, которая стала таинственным прообразом рая и будущей жизни, они стали роптать, что лишились той пищи, которую имели, будучи в рабстве в Египте. И Бог , чтобы вразумить их, попустил множество ядовитых змей жалить иудеев, чтобы те вспомнили о своих грехах. Тогда Моисей прообразовательно изготовил медного змия, то есть изображение змея из меди, и вознёс его на особо устроенном шесте над главами иудеев. И вот Божия благодать сделала то, что всякий иудей, взиравший на этого медного змия, хотя он и был укушен ядовитой змеёй по попущению Божию, получал исцеление. Этот медный змий, вознесённый над главами иудеев, прообразовал распятого Господа Иисуса Христа. Так что мы, уязвлённые ядовитыми змеями, то есть нашими страстями и грехами, мы взираем на Христа распятого, принимая Его как Бога, получаем исцеление от наших грехов. Но получаем исцеление не просто от того, что Христос был распят, а от того, что Он воистину воскрес и попрал силу вражью. Такова была беседа Спасителя с праведным Никодимом. Мы слышали, что Христос сказал: «Для того Я вознесён на Крест, чтобы вы имели живот вечный». Будем в эти пасхальные дни молить Господа о том, чтобы Его распятие и воскресение не осталось вотще, то есть пустым для нас. Чтобы мы, взирая подобно древним иудеям на Его распятие, взирая как христиане на Его Воскресение, воистину уверовали в Воскресение Христа, то есть возродились от Духа Святого, снова родились свыше, как учил об этом Христос, и тогда получили бы вечную жизнь со Христом. Аминь. Христос воскресе! Святоотеческое понятие о евангельских птицах, которые не сеют, не жнут, и Отец Небесный питает их Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Исследование исторической истины воскресения И. Христа достаточно подтверждает то убеждение, что христианская церковь , с полным сознанием истины, громко может проповедовать воскресение своего Господа и Бога. Да! Иисус Христос воскрес из мертвых и есть первенец умерших. Его воскресение преобразовало мысли человечества, разорвало покров еврейского и языческого мира, указало нам за могилой – отечество славы и сделалось залогом прощения и спасения для блуждающего в темноте человечества. На краю гроба, из которого воскрес, силою Своего Божества, Спаситель наш, мы можем твердо повторять, вслед за апостолом: «еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Когда мы слышим торжественно-радостную церковную песнь, многократно воспеваемую в светлые пасхальные дни, когда мы слышим и поем эту великую песнь, выражающую всю сущность нашей веры: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав, – тогда все существо наше отзывается на нее невыразимо сладостным и трепетным предчувствием невечернего дня царствия Христова, вечной жизни в блаженном общении с Победителем и Упразднителем смерти. Как Христос воистину воскресе, так воистину воскреснем и мы. Воскресение Иисуса Христа засвидетельствовано достоверными свидетелями и свидетельствами; оно свидетельствуется непрерывно всею историею христианства. Как же неверующие говорят, что не будет воскресения мертвых? Христианство есть религия Воскресшего, Умертвившего смерть. Настоящая смерть есть только неизбежный переход к бессмертию: то, что ты сеешь не оживет, если не умрет ( 1Кор.15:36 ). Достоверность Евангельских сказаний Лекция, читанная в Кембриджеком университете Доктором Богословия В. Фарраром. Перевод Матвеева. «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет.1:16 ). Не ложными, мистическими, искусственно выработанными сказаниями более 1800 лет тому назад св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Удивительным образом это событие, которое никто не видел, в котором усомнились даже самые ближайшие ученики Спасителя (мы слышали в Евангелии от Матфея, когда Он призвал их на гору, и одни поклонились Ему, а иные усомнились), стало основой веры миллионов людей по всему миру. И эта вера продолжает расширяться, продолжает вдохновлять миллионы людей на жизнь на этой земле и открывать им путь в Царство Небесное. Всякий раз, когда в пасхальные дни мы собираемся в храме, и когда мы выходим за стены храма крестным ходом, и когда звучит древнее пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», тысячеголосый хор людей, собравшихся в храм или вокруг храма, отвечает: «Воистину воскресе!», потому что действительно в этом событии теперь никто не сомневается. Все мы и каждый из нас на своем собственном опыте познали силу Воскресшего Христа, и силу той веры, которую Он нам дал. Мы уверовали и познали, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, что Он открывает нам врата Царства Небесного, и это Царство Небесное не где-то далеко, а как Он Сам сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Мы ощущаем это Царство Небесное внутри нас, когда приходим в храм Божий в день Святой Пасхи, в воскресный день и в любой другой день, чтобы насладиться близостью Божией, принять участие в Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Мы слышали сегодня слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Действительно, Бог невидим. И именно потому, что Он невидим, многие люди вообще сомневаются в Его существовании, а другие говорят: «Да, конечно, наверное, существует какая-то добрая сила на небесах, но в нашей жизни она не участвует. Мы строим свою жизнь самостоятельно». Господь Иисус Христос открыл людям лик невидимого Бога, и мы созерцаем Самого Бога через человеческий лик Господа Спасителя.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

—126— сей сын Твой», – но: «Вот, Твой сын», или, как пересказывает Ориген : «Вот, сей есть рожденный тобой Иисус» 413 . Те, кто стоят у креста и не устыдились этого, обретают своей матерью Ее, воистину воплотившую эту плодоносящую, животворную верность, и сами они становятся сынами, как Христос Сам – Сын Божий, и обретают Христа, живущего в них. Итак, в описании Девы Марии, данном в Евангелии, наше внимание обращено не к Марии Самой по Себе, но к Ней, восприявшей Слово и родившей Христа, увещевающей нас также восприять слово, твердо стоять у креста и приобщиться Христу. Если мы обратимся к Посланиям святого апостола Павла, которые, как следует напомнить, по мнению ученых, предшествовали написанию четырех канонических Евангелий, то увидим, что и в них подчеркнута необходимость слышания и соблюдения слова. Обращает внимание явное отсутствие имени Божией Матери в Посланиях; хотя Павел и упоминает, что Христос «родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ) и что Христос из рода Давидова ( Рим.1:3 ). Однако и Павел, подобно Евангелию, говорит о восприятии слова и ношении Христа и придает этому величайшее значение. Он благовествует, что Христос умер и воскрес в согласии со Священным Писанием, дав рождение вере во Христа, вере, которая приходит от слышания ( Рим.10:17 ), перед ним стоит задача духовного вскармливания новых христиан. Он обращается к фессалоникийцам весьма мягко: «(Мы) были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Фес.2:78 ). —127— Далее он продолжает: «Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» ( 1Фес.2:1112 ). Он не только их кормилец, но и отец. А фессалоникийцы, в свою очередь, восхваляются за то, что они приняли проповедь апостола «не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» ( 1Фес.2:13 ). Их преданная восприимчивость – условие усвоения апостольского послания как слова Божия, каковым оно и является воистину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженное состояние! Сладкая и любезная рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Рабство Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своею Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана лестно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и избавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими. И мы при Крещении святом, когда вступали в христианство, отреклись от врага этого, от всей гордыни его, от всех злых дел его и обещали Искупителю нашему Иисусу служить. И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 )… О воистину великая цена, бесценная цена дана за нас! Воистину не свои мы, а купленные рабы Христовы! Христу, как Господу нашему, купившему нас, служить должны, волю Его творить и заповеди Его исполнять. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ). Говорит Господь: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ). Творящий блуд – раб блудной похоти; упивающийся и объедающийся – раб чрева, его бог – чрево ( Флп. 3, 19 ). Любящий серебро и золото – раб маммоны, маммоне служит ( Мф. 6, 24 ). То же думай и о прочих страстях. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Петр. 2, 19 ). Сколь же это тяжкая и мерзкая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и самому мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом диаволу. О, если бы эту работу бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и телесно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. По преступлении заповеди Божией в раю прародители наши и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками диавола, потеряли духовную свободу и царское духовное благородство, подпали греховному тяжкому рабству и попали под власть диавольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого рабства и диавольского пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий, искупил же не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию ( 1Петр. 1, 18–19 ); цену за нас, пленных драгоценной Кровью Своей подал, поэтому называется и есть Искупитель, Освободитель и Избавитель человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010