Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ I [Христодулидис или Мирианфевс; греч. Μακριος Α] († 4.08.1865, Никосия), архиеп. Кипрский (26 авг. 1854 - 4 авг. 1865). М. род. в нач. XIX в. в с. Продромос в долине Маратаса (визант. Мирианфуса), поэтому вместо фамилии Христодулидис использовал прозвище Мирианфевс. В 10 лет он стал послушником в мон-ре Троодитисса , обучался музыке в Киккском монастыре . В 1823 г. принял монашеский постриг, служил иеродиаконом Пафосской митрополии в 1823-1827 гг. и Архиепископии в 1827-1854 гг. Современники характеризовали его как «образованного, благоразумного, рассудительного и достойного священного звания» ( Θιλππου. 1975. Σ. 156). В начале своего правления М. попытался урегулировать конфликт между Пафосским митр. Харитоном и паствой, обвинявшей архиерея в плохом управлении епархией. Проблема разрешилась со смертью Харитона в 1854 г. и избранием в 1855 г. на его место деятельного архим. Лаврентия, односельчанина М. В связи с проводимыми в Османской империи реформами Танзимата в Никосии и др. крупных городах Кипра были образованы административный и судебный советы, в которых получили право участвовать представители от христиан, в т. ч. архиереи. М. стал членом итаре меджлиса (адм. совета) в Никосии. Греки могли выступать свидетелями в судах, а их имущество должно было описываться после смерти церковными греческими, а не тур. властями. М. использовал на благо Церкви возможность, возникшую в связи с изданием хатт-и-хумаюна (1856), для строительства новых храмов, школ и благотворительных церковных учреждений. Был возобновлен колокольный звон, иереев освободили от обязанности собирать саранчу в церковные праздники. При этом М. избегал конфликтов с тур. властями, напр. без их разрешения не позволил использовать колокол ц. Пресв. Богородицы Фанеромени. В 1858 г. представители Кипрской Православной Церкви были приглашены в столицу Османской империи для участия в Народном временном совете по церковным вопросам. Однако по неизвестной причине М. и представитель от мирян учитель О. Павлидис так и не отправились в К-поль.

http://pravenc.ru/text/2561418.html

VII в.), Григорий (после сер. VII в.), Аркадий II (ранее 680), Епифаний II (упом. в 680-681), Феодор (80-е гг. VII в.), свт. Иоанн I (ранее 691 - после 698), свт. Георгий I (упом. в 750-754), Феофан (после 754), свт. Дамиан (VIII в.), свт. Софроний I (VIII в.), Фома (VIII в.), Христофор (VIII в.), Константин II (упом. в 783 и 787), Иоанн II (кон. VIII - нач. IX в., упом. в 805/6 (?)), Алексий (упом. в 849), Василий I (упом. в 867), Епифаний III (упом. в 869-870), свт. Евстафий (888-?), свт. Евфимий I (кон. IX в., нач. X в. или кон. X - нач. XI в.), Иоанн III (X в.), аноним, возможно, Порфирий (упом. в 1054), аноним при Алексии I (упом. в 1094), возможно, он и Василий II (ранее 1106/07) - одно лицо, Николай Музалон (1106/07-1110/11, впосл. патриарх К-польский 1147-1151), Феодорит (после 1110/11-1152), Иоанн IV Критянин (1152-1174 (?) (не ранее 1170)), Варнава II (1174 - ?), Епифаний IV (2-я пол. XII в.), Софроний II (упом. в 1190/91 и 1196), Исаия (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222), Симеон (существование преемника Исаии по имени Симеон не признается совр. историками), Неофит (1220/21 - ранее 1251), Георгий II (избран в 1251, но не утвержден папой Римским), Герман I Писимандр (1254-1274), титул архиепископа Кипрского упразднен (1274-1571), неизвестный по имени серб (окт.-нояб. или дек. 1571), Тимофей (д " Акр; 1572-1587), Лаврентий (Палеолог, 1587 (?)), Неофит II (Урсиний Дукатарий, 1587-1592), Афанасий I (1592-1602), Вениамин (не позднее июня 1600 - 1604/05), Христодул I (Лузиньян?; 1606/07-1639; 1640-1641), Парфений (авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640), Никифор (не позднее июня 1641-1674), Иларион (Кигалас; 1674-1679), Христодул II (?), Иаков I (ок. 1679 - ок. 1689), Герман II (ок. 1690-1705), Афанасий II Даббас (1705-1707; патриарх Антиохийский Афанасий III 1685 или 1686-1694, 1720-1724), Иаков II (1707-1718), Сильвестр (1718-1733), Филофей (1734-1759), Паисий (1759-1767), Хрисанф (1767-1810), Киприан (1810-1821), Иоаким II (1821-1824), Дамаскин (1824-1827), Панарет (1827-1840), Иоанникий (1840-1849), Кирилл I (1849-1854), Макарий I (Христодулидис или Мирианфевс, 1854-1865), Софроний III (Финиевс, 1865-1900), кафедра вдовствует (1900-1909), Кирилл II (Пападопулос; 1909-1916), Кирилл III (Василиу; 1916-1933), кафедра вдовствует (1933-1947; местоблюститель Леонтий, митр.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Церковь Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии. 1872–1873 гг. Церковь Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии. 1872–1873 гг. Из-за преждевременной смерти архиеп. Кирилл не смог осуществить свое намерение создать на Кипре семинарию. Однако он устроил детский приют в Никосии и пожертвовал 5 тыс. гроссов на греч. приют в К-поле. Его сменил Макарий I (Христодулидис, или Мирианфевс; 1854-1865), также выбранный духовенством и представителями мирян, точное число которых неизвестно. Он пользовался уважением как греков, так и турок. В ходе реформ Танзимата христиане получили право свидетельствовать в судах наравне с мусульманами и проводить перепись имущества умерших христиан с помощью церковных представителей вместо османских чиновников. Новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн) 1856 г. разрешал свободное строительство новых храмов, школ и благотворительных церковных учреждений. В Никосии и в др. крупных городах были учреждены 2 совета, административный и судебный, в которых могли участвовать архиереи, а также созданы мэрии. В адм. совет Никосии (итаре меджлис) входило 13 членов, в т. ч. архиепископ и еще 3 христианина, избираемых жителями крупнейших городов. Христиане получали свободный доступ к гос. и общественным должностям. Вызвавшее в период Танзимата множество дискуссий намерение Высокой Порты ввести жалованье правосл. духовенству в Османской империи так и не было осуществлено. Православные осуждали Макария I за боязливое отношение к османским властям. Когда в ходе реформ был разрешен церковный звон, кипрский наместник Кани-паша не хотел допустить использования колоколов в Никосии из-за смешанного населения (1857). Архиеп. Макарий обратился в связи с этим к вел. везиру Аали-паше, но тот поддержал Кани-пашу. Эконом ц. Пресв. Богородицы Фанеромени попытался повесить колокол, но Макарий I, не желая портить отношения с властями, велел его снять (до 4 мая 1858). В сент. 1858 г. франц. консул П. Дарасс ходатайствовал о разрешении колокольного звона. Несмотря на обещание вел. везира франц. послу в К-поле, кипрский наместник бездействовал. Когда эконом решил установить колокол, архиепископ снова запретил это, приказав дожидаться разрешения наместника. Первый колокольный звон в столице раздался только 29 окт. 1858 г., когда зазвонил колокол кафедрального собора ап. Иоанна Богослова, вскоре - и колокол ц. Пресв. Богородицы Фанеромени.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей    Влияние поучений святого Космы на современни­ков было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты народом, но и получили практическое воплощение в жизни. Косма общался с людьми, про­поведовал и учил собственным примером. Именно по­ этому, чтобы понять масштаб его личности и оказы­ваемого влияния, мы обратимся к воспоминаниям лю­дей, следовавших за ним повсюду.    Куда бы ни приходил Косма Этолийский, «происхо­дило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, раз­бойников делал кроткими, жестоких и немилосерд­ых — милосердными, неблагочестивых — благочести­выми, неграмотных и диких научил священной гра­моте и приучил к божественной службе … грешников привёл к покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни воссиял новый апостол», — пи­сал ученик и один из первых биографов святого Кос­мы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по мас­штабам влиянии и распространении проповедей Кос­мы Этолийского не только в Греции, но и на всех Бал­канах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Дзонца (Zonza), пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. Венецианский военный и его свита, пере­одетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его по­следователей. По свидетельству Дзонца, святого Кос­му сопровождало около пятнадцати тысяч человек. «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто нахо­дились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно», — замечает венециан­ский информатор. 1. Рукописи с текстами проповедей святого Кос­ мы были хорошо известны ещё при жизни проповед­ника, а после его мученической кончины их распро­странение приобрело невиданные масштабы. «Мно­гие знают пророчества, чудеса и поучения свято­го Космы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей. Проповедь святого Космы (рисунок) Влияние поучений святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни народа. Косма общался с людьми не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом: устной проповедью и собственным примером. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его личности и влияния, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним. «Куда бы ни приходил» Косма Этолийский «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы,…грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол», писал ученик и один из первых биографов святого Космы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza , пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно». Автограф равноапостольного Космы Этолийского 1. Рукописи с текстами проповедей Космы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. «Многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к Святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали». Проповеди и письма Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах: «прошу вас, братья мои христиане, еще ненадолго остаться в храме, и не полениться послушать некоторые слова святого Космы, которые я вам скажу, проповеданные им в прошлые времена. Благослови владыко».

http://pravoslavie.ru/55900.html

О необходимости отказаться от работы в дни церковных праздников постоянно говорят и другие участники традиционно-просветительского движения 714 . Нам удалось найти свидетельство того, что их призыв был воспринят народом, продолжившим ориентироваться на традиционные ценности и спустя много лет после окончания их деятельности. 15 марта 1833 года королевским указом, под председательством Спиридона Трикуписа, была созвана «Церковная комиссия», с целью выработки программы по решению церковных проблем. В её итоговом докладе констатировалось: «Грек скорее предпочтёт умереть, чем хоть немного нарушить пост, и побираться, чем согласиться работать по церковным праздникам» 715 . Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек 716 . Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением святого и его последователей. Дзонца кратко, но очень ёмко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» 717 . Как видим, слова Сапфироса Христодулидиса, ученика и автора биографии Космы Этолийского , «диких усмирял, разбойников делал кроткими» находят конкретное подтверждение в других исторических источниках. Постепенно он приобрёл общенациональную известность: «Молва о Косме Этолийском распространилась по всей Греции, вызвала восторг и сильное желание во всех областях... принять его и выслушать его «Поучения». Так выходили все вместе с жёнами и детьми, молодёжь и старики...

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Первым биографом Космы Этолийского был не его ученик и соратник Сапфирос Христодулидис (как долгое время считалось) 41 , а выдающийся деятель традиционного направления Никодим Святогорец . В 1799 году в Венеции вышел его труд «Новый Мартиролог». Важно, что автор лично знал святого Косму и даже был очевидцем его поучения 42 . Никодим Святогорец собрал множество важных свидетельств и редких документов. В работе над своим фундаментальным трудом он использовал научные методы, в том числе и критический анализ источников. До нашего времени сохранилось сразу несколько биографий Никодима Святогорца , однако, наибольший интерес представляет жизнеописание, основанное на богатом фактическом материале его учеником Евфимием. Друг и соратник святого, он имел возможность ежедневно общаться с Никодимом, был посвящён в его издательские и просветительские планы. Более того, в жизнеописании, написанном Евфимием, собраны не только его личные впечатления и воспоминания, но и данные, позволяющие дать целостную картину жизни и просветительской деятельности Никодима Святогорца . Поскольку Косма Этолийский был проповедником, имевшим возможность вступить в непосредственный контакт с аудиторией, с его именем связана богатейшая устная традиция. Подобные источники отражают, прежде всего, его влияние на народные массы. Вплоть до середины прошлого века в регионе Парамифия ученики перед началом школьных занятий произносили молитву следующего содержания: «Воссиял небесный свет, так поклонимся Христу, честному Кресту и святому Косме, пострадавшему за нас. Да поможет он нашему учителю и родителям». Помимо молитв Косме Этолийскому , интересный тип устного источника – народные песни, так или иначе связанные с его именем 43 . В конце XIX века в одном из домов престарелых города Янина брали интервью у почти столетнего старца. Среди прочего журналисты спросили: «Каким было ваше самое сильное впечатление в жизни?». Тот, не колеблясь ни секунды, ответил: «Когда я, ещё маленьким мальчиком, услышал проповедь святого Космы и поцеловал ему руку» – и заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Arhiva Exarhul Patriarhal al Belorusiei o druit Mnstirii Vatoped o parte din moatele Cuvioasei Eufrosinia de Polok 17 noiembrie 2011 10:05 16 ноября 2011 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет принял в Минском епархиальном управлении игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема и сопровождающих его лиц, сообщает  официальный сайт   Белорусской Православной Церкви . В домовом храме епархиального управления в честь Собора Белорусских святых митрополит Филарет преподнес в дар Ватопедской обители частицу мощей святой преподобной Евфросинии Полоцкой и передал в библиотеку монастыря факсимильное издание Слуцкого Евангелия — памятника письменности XVI века. Во внимание к трудам на благо Православной Церкви Патриарший экзарх наградил игумена обители Ватопед архимандрита Ефрема, президента Центра греческой и православной культуры Фивоса Христодулидиса и президента Института преподобного Максима Грека Николаоса Гурароса орденом святителя Кирилла Туровского; настоятельницу Свято-Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга игумению Софию (Силину) — орденом преподобной Евфросинии Полоцкой; насельников обители Ватопед монаха Феодокса и иеродиакона Пахомия — медалью святителя Кирилла Туровского; члена Совета управления Центра греческой и православной культуры Екатерину Христодулидис и насельницу Свято-Воскресенского Новодевичьего монастыря послушницу Наталию — медалью преподобной Евфросинии Полоцкой. 17 ноября архимандрит Ефрем совершит Божественную литургию в Минском Суворовском военном училище и проведет пресс-конференцию для представителей белорусских СМИ, после чего ожидается отъезд греческой делегации в аэропорт. Игумен Ватопедского монастыря посещал епархии Белорусской Православной Церкви  по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 10 ноября. Отец Ефрем встретился с депутатами Национального собрания Республики Беларусь, насельниками Свято-Успенского Жировичского, Свято-Благовещенского Ляденского, Спасо-Евфросиниевского Полоцкого и Свято-Елисаветинского Минского монастырей, духовенством Витебской и Новогрудской епархий, руководством Министерства образования Беларуси, Белорусского государственного университета, преподавателями и учащимися Минских духовных школ . Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1678749...

Деревня Зитса была по тем временам крупным селением, именно её Косма Этолийский сделал своим «опорным пунктом». Там он отдыхал после своих путешествий, оттуда он начинал свой путь во внутренние районы Эпира. В Зитсе была основана школа, получившая название Дидаскалио. Она просуществовала вплоть до 1858 года, когда на её месте была открыта новая школа, получившая, однако, то же название 363 . До наших дней жители бережно сохраняют часть стены старой школы, название Дидаскалио также носит весь район, где она расположена. Продолжив свою деятельность в Феспротии, Косма основывает ряд школ в венецианских приморских городах. В городе Парамифиа он открывает школу при храме святого Николая. Как мы увидим дальше, анализируя его учение, такое сочетание школы и храма не было случайным – по мысли Космы, школа и храм были связаны и должны были дополнять друг друга как в образовательном, так и в духовном плане. Основав школы в Маргарити, Рапизе, Агие, Липуреси, он прибыл в центр этого находившегося под венецианским господством района город Парту. Перревос приводит обращение Космы к жителям этого города. Он побуждает их построить школу «ради сохранения веры и свободы Родины» 364 ’, подчёркивая при этом, что множество церквей само по себе не сохраняет и не поддерживает веру, при условии, если весь народ пребывает в безграмотности. В районах Парта и Фанари Космой были основаны школы в Пападатес, Фламбура, Лурос, Превеза, Мавро Мандили, Залогго, Парта, Агиа, Маргарити, Парамифиа, Филиатес, Керасово, Подогири. Оставив Южный Эпир, проповедник основал школы в Делвино и Берати. Интересно, что в Берати начальником школы впоследствии стал его ученик и биограф Сапфирос Христодулидис. Как было сказано выше, особое внимание Косма Этолийский уделил району Северного Эпира 365 . На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: «Во многих деревнях... процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата» 366 , «никто не заботился ни об их вере, ни о языке, или о национальном или социальном чувстве. Полнейшая безграмотность и дикость процветала в областях тех, там правили, словно мелкие тираны, местные беи и удельные князьки» 367 . Благодаря своей настойчивости и самоотверженности, проповедник смог переломить ситуацию. Он основал там множество школ и, что самое важное, обеспечил их в финансовом и кадровом отношении. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

К. Э. был связан дружескими отношениями и сотрудничал со мн. участниками «филокалического возрождения». Как и др. традиционалисты, он полагал, что только через возрождение Православия греки и др. правосл. народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения колливадов К. Э. выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась. К. Э. проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. четок и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»). Большое внимание К. Э. уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам более 400 тыс. косынок и платков). 24 авг. 1779 г. К. Э. принял мученическую кончину в сел. Муйяли (на территории совр. Албании) от рук приближенных Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову К. Э. была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через 3 дня иером. Марком из мон-ря Введения во храм Пресв. Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что К. Э. как живой стоит на воде. Иером. Марк перенес тело святого в свой мон-рь и похоронил за алтарем. У могилы произошло множество чудес. Почитание В разных источниках можно найти информацию о многочисленных случаях проявления благодатной помощи по молитвам к этому святому. К. Э. почитается народом как великий чудотворец. Житие К. Э. содержится в посвященном новомученикам сб. «Новый Мартирологий», который был составлен прп. Никодимом Святогорцем и издан в Венеции в 1799 г. В «Новом Мартирологии» Житие святого помещено под 4 авг., а не в день его кончины. Под этим же числом память К. Э. внесена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Венеция, 1819). Служба К. Э., написанная дидаскалом Сапфиросом Христодулидисом из Граменона, была опубликована в Венеции в 1814 г. и несколько раз переиздавалась. В ней празднование святому предполагалось совершать 24 авг. Позднее именно эта дата утвердилась в богослужебной практике. Офиц. прославление К. Э. К-польской Православной Церковью состоялось только в 1961 г. Он почитается Греческими Церквами как священномученик и равноапостольный. 20 марта 2008 г. память К. Э. в чине равноап. святого была внесена в месяцеслов РПЦ по благословению патриарха Алексия II.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

  001     002