Какая цель служителей Церкви в исполнении их обязанностей и как продолжительно в ней это исполнение ими своих обязанностей? «...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…» (Εф.4:13). Единство веры полное и совершенное, исключающее всякое разномыслие между христианами и нехристианамиязычниками будет достигаться, созидаться, твориться другдругопреемственными иерархами Церкви до самого Второго Пришествия Христа и едва ли достигнется ( Ин.10:16 ; ср.: Лк.18:8 ). Познание Сына Божия «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» достигается или имеет достигаться и достигнется тогда, когда Христос Бог , Невместимый, поселяется в нас, живет в нас, если мы вкушаем Его Тело и Кровь ( Ин.6:56 ). В принятии Божественных Таин верующими совершается познание Сына Божия, богообщение. Такое познание Христа Бога, богообщение должно твориться до тех пор, пока не увидим Его лицом к лицу (1Kop.13:12; 2Кор.3:18 ) во Втором Его Пришествии и в Будущей славной Жизни. Частое, непрестанное богообщение верующих, членов Тела Христова – Церкви – доводит их до состояния святости, до состояния мужа, совершенного по уму, по воле и чувству 6 . Вот каково, по изображению апостола Павла, Тело Христово – Церковь . Она имеет апостолов и их преемников, пастырей и учителей, совершителей Божественных Христовых Таин, доводящих людей до святости, до познания Сына Божия, до состояния мужа совершенного, и будет иметь сих пастырей до Второго Христова Пришествия. Кто не состоит членом такого Тела Христова, тот младенец, колеблющийся и увлекающийся «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...» ( Еф.4:14 ). Апостол языков, избранный сосуд Божий, заклинает Господом верных членов Тела Христова поступать достойно своего звания, достойно члена Тела Христова. Кто же не состоит верным членом Церкви или выступит из нее, тот отчужден от жизни Божией, по причине своего невежества и ожесточения сердца, поступает по суетности ума своего, будучи помрачен в разуме ( Еф.4:1718 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Мы должны любить Бога всем существом, а ближнего только как самого себя (см. Мф. 22, 37-40). Насколько Бог выше человечества, настолько богообщение важнее общения с людьми. Иногда требуется даже «возненавидеть» человека, если любовь к нему мешает любви к Богу (см. Лк. 14, 26-27). Но для того, чтобы богообщение стало возможным, надо иметь чистое сердце и стяжать дух мирен (см. Мф. 5, 8-9). Это требует от человека подвига личного благочестия и поиска помощи Божией. Бог дает эту помощь, во-первых, только тем, кто ее ищет и просит; во-вторых, теми способами, которые Он Сам установил. Это и есть освящение, «ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Итак, на первом месте подвиг личного благочестия и благодатное освящение отдельно взятого человека, а единство членов Церкви - это результат богообщения каждого ее члена. Еще одна еретическая фраза Шмемана: «Член Церкви - это тот, кто причащается Церкви в таинстве Церкви». Странно читать такое в официальном церковном издании. Ведь каждый из нас причащается Святых Христовых Таин - Тела и Крови Христовых, «во оставление грехов своих, и в жизнь вечную» (из формулы причащения). То есть, я причащаюсь «во оставление грехов своих» - моих личных греховных недугов, ищу личного очищения и освящения. И еще одна фраза: «Никаких других (кроме крещения) условий причастия в ранней Церкви не было». Как не было? Требовалась свобода от лжи и лицемерия (пример: Анания и Сапфира и их смерть - см. Деян. 5, 1-5 и 7-10); свобода от надежды на всесилие денег (пример Симона волхва - см. Деян. 8, 13-21), а главное - готовность за Христа в любой момент идти на мучения и смерть. Даже бытовая жадность была препятствием к достойному причащению Святых Христовых Таин. Так, в Коринфе был непорядок на агапах: «всякий поспешает есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11, 2) - и это вызвало слова апостола Павла, являющиеся основой требований к причастникам: «Да испытывает...себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 28-31). Так что требования к причастникам были - и очень серьезные. Мы не знаем, как древние «судили сами себя». В наше время это делается при помощи исповеди. Думаю, что так же было и во времена апостолов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Великий пост призван напомнить нам и о том, что все ветхозаветное человечество жило ожиданиями пришествия в мир Господа Спасителя и Господь пришел для того, чтобы искупить все человечество и каждого человека. Своей смертью Он победил смерть, Своей победой над грехом Он победил грех в каждом человеке. Как мы услышим в молитвословиях Страстной седмицы, с тех пор, как Господь воплотился и стал Человеком, хоть грех царствует, власть его не вечна над родом человеческим. Мы сами так устраиваем свою жизнь, что грех становится для нас как бы печальной необходимостью, но он не может вечно преобладать над нами, потому что над нами вечнствует Сам Господь Иисус Христос. В дни Великого поста Господь через великопостные богослужения, через Литургию Преждеосвященных Даров дает нам возможность соприкоснуться с вечностью, для которой все мы созданы и для которой предназначены. В эти дни Святая Церковь также напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки. И как было невозможно для Адама и Евы вкушать одновременно от древа жизни и от древа познания добра и зла, так и для нас невозможно грешить и в то же время идти путем ко спасению. Поэтому мы всякий раз, когда согрешаем, нуждаемся в покаянии, и Господь дает нам это лекарство, которое мы принимаем через исповедь. Господь дает нам воссоединение с Самим Собой, которое мы принимаем через Причащение Христовых Таин, для того, чтобы вновь и вновь мы восставали от греха и возвращались на путь спасения. Во время Великого поста будем стараться по возможности приходить в храм не только по воскресеньям, но и в те дни, когда Церковь установила великопостные богослужения, особенно Литургию Преждеосвященных Даров. То, что она совершается вечером, дает возможность и тем, кто день проводит на работе, прийти в вечерние часы в храм, в покаянной молитве соединиться с Господом и через причащение Святых Христовых Таин получить новые силы на прохождение поприща Великого поста. Пусть Господь дарует нам этот Великий пост как время покаяния, время обновления, как духовную весну, которая очистит нас от всякой скверны плоти и духа и приуготовит к встрече с Господом нашим Иисусом Христом, Который был распят и воскрес нашего ради спасения. Аминь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Во второй главе рассматривается отношение к браку во времена древней Церкви и средневековья. Показывается положение брака согласно государст-венным законам. Третья глава посвящена гражданскому браку: причина возникновения гражданского брака и время его возникновения, а так же существующие формы брака согласно государственным законам разных стран. Заключение отвечает на основной вопрос работы: «Является ли гражданский брак блудом, можно ли причащать пары, состоящие в гражданском браке и нужно или необходимо их венчать?» В конце работы приводится список использованой литературы.   ВВЕДЕНИЕ   От начала же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их». Посему оставит человек отца своего и мать, и при-лепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10:6-9)   Предмет исследования Тема этой работы возникла не случайно. Мнение о том, что брак, не заключённый в Церкви по её правилам, не является браком как таковым, а считается блудным сожительством распространено как в среде русской эмиграции, так и в России. В статье архиепископа Аверкия (Таушева) «Вопросы и Ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения», читаем: «Допускать ли к Святой Чаше не живущих в церковном браке?» и ответ:  Православные христиане, являющиеся православными от рождения (выделено мною - Д.Л.), но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Святых Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение». Для православных христиан законным является только брак, заключённый в Церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием (выделено мною - Д. Л.), за которое они подлежат по канонам отлучению от причащения Святых Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.

http://bogoslov.ru/article/434998

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю всех вас, братья и сестры, с завершением первой седмицы Великого поста, а сегодняшних причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Многие из нас имели благодатную возможность в течение этой седмицы утром и вечером бывать в храме и участвовать в замечательных великопостных богослужениях. Кого-то не было в эти дни с нами по причине занятости на работе или неотложных семейных забот, но тем не менее сегодня и эти люди также пришли в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Богослужебный круг первой седмицы Великого поста построен таким образом, чтобы постепенно ввести человека в пространство подлинно духовной жизни, где ему предстоит молитвенно пребывать на протяжении всей Великой Четыредесятницы. Даже когда мы не до конца и не во всей полноте понимаем услышанное в храме, тем не менее слова великопостных молитв и псалмов, а также чтения из Ветхого Завета и Евангелия, которые мы слышим в эти дни, проникают в наше сознание отдельными фразами и мыслями, запечатлеваясь если пока что не в памяти умственной, то наверняка в памяти сердца. Ибо «благодать Всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца», — замечает святитель Иоанн Златоуст . И в самом деле, все верующие в Бога живут духовной мистической памятью, которая присутствует в Его Церкви. Это память особая. Она заключает в себе в первую очередь то, что совершил Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». Эта память свидетельствует нам о Его жизни, о Его учении, о Его страдании, о Его крестной смерти с последующим Воскресением и преславным Вознесением. Церковь же есть община веры, в которой Духом Святым это воспоминание оживает и оживотворяет всех нас. Сказанное мною сейчас — не метафора и не художественный образ, а факт религиозной жизни. Ибо силою благодати Святого Духа, Который живет и действует в Церкви, мы истинно становимся реальными соучастниками и свидетелями всего того, что совершил Христос в Своем земном житии. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19), — свидетельствует нам апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Глава 4 Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21) 1Кор.4:1–5 . Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих. «Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» ( οικονμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами ( Лк. 12:42 ). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам ( 1Кор.3:2 ). 1Кор.4:2 .  От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным. «Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь. 1Кор.4:5 .  Посему не судите никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога. Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11 ), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16 ). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Грубо и дерзко поступают наши сектанты, обвиняя нас в идолопоклонстве. Да знают они, да запомнят навсегда, что Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание и осудил всех называющих иконы идолами. А сектанты поносят святые иконы, называя их идолами, и нелегко им понять, о чем говорил я ныне. А вы, малое стадо Христово, не полагайтесь на свой разум, не рассуждайте сами дерзко и неверно о том, о чем рассудил Седьмой Вселенский Собор. А вы будьте послушными чадами Церкви и с радостным сердцем празднуйте нынешний праздник Православия. Слово в Неделю четвертую Великого поста. О Причащении Течет Великий пост . Вы во множестве говеете, а мой долг помочь тому, чтобы великое дело покаяния и Причащения Святых Таин было для вас делом не формальным только, а вполне сознательным. О покаянии я говорил вам в Неделю вторую Великого поста, а ныне, в Неделю четвертую, со страхом и трепетом буду говорить о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В молитве перед Причащением вы исповедуете: «... Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии. Только те, кто умалились как дети и без всякого рассуждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения Святых Таин жизнь вечную. А те внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершенно не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. О них сказал апостол Павел: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). А тайна Тела и Крови Христовых – величайшая тайна христианской веры. Об этой тайне так говорил Сам Господь наш Иисус Христос в синагоге Капернаумской: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною... Ядущий хлеб сей жить будет вовек ( Ин.6:51 , Ин.53: 56–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Истинное покаяние и новая жизнь во Христе Мария вновь искренне покаялась во всех своих грехах. Она купила три хлеба и направилась к Иордану. Поначалу она остановилась в монастыре и причастилась там Пречистых и Животворящих Таин Христовых. Переправившись через реку, она оказалась в пустынной местности. Сорок восемь лет провела она в дикой пустыне в непрестанной борьбе со страстными помыслами и желаниями. Противостоя многим искусительным воспоминаниям о прошлом, Мария трудилась над усовершенствованием своей духовной жизни, непрестанно молилась и питалась одними злаками. Первый человек, которого она встретила за все эти годы, был Зосима. Он увидел как во время молитвы она приподнялась над землею. Последнее причастие и смерть Мария умоляла Зосиму принести ей Святые Дары на следующий год. Через год он исполнил свое обещание. Вечером он пришел на берег Иордана и увидел ее подошедшую к дальнему берегу реки. Она сделала над водой крестное знамение и вдруг пошла по ней, словно по сухой земле. Причастившись, она попросила Зосиму не забывать ее и вновь прийти сюда ровно через год. Зосима выполнил обещание, но придя, нашел только ее мертвое тело, около головы которого лежала записка. Он прочел: «Авва Зосима, погреби на этом самом месте тело смиренной Марии. Предай прах праху. Я отошла первого апреля, в самый день Христовых страданий, после причастия Святых Таин. Таким образом, Зосима впервые узнал ее имя и сподобился похоронить тело великой святой. Она умерла в 530-м году и чтится Церковью как недосягаемый образец покаяния. 29. Пришел час Иисус Христос молится Отцу Иисус Христос знал, что конец близок. Он пошел в Гефсиманский сад, чтобы там помолиться. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью. Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира «. ( Ин.17:1–5 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда говорят, что Бог в сердце — что ж, замечательно, это состояние человека называется «святость». Наконец мы нашли святого человека! Жители США, протестанты, заявили так: у них каждый пятый — святой. Да, они про себя так и говорят: я святой. Они глубоко не копают. Если физически не изменяю жене, не ворую, соблюдаю законы своей страны, хороший отец семейства — все, значит, я святой. А мы, христиане, понимаем, что до святости нам очень далеко. Именно в храме происходит соединение с Богом, причем не только духовно, но и физически мы соединяемся с Господом через Причастие Его Тела и Крови Сам Христос в Евангелии говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни» (Ин. 6:53). Так какой же Бог в душе, если жизни нет? Живые люди делятся на две категории: те, кто действительно живы, и те, кто мертвы. Живые исполняют Закон Божий. Не дыхание и не движение делают человека живым. А что же? Приобщение Христовых Таин и дела милосердия, то есть жизнь по Закону Божию. А без этого человеку лишь кажется, что он живет, на самом деле он существует. Невозможно без храма, без богослужений стяжать Духа Святого. Цель человеческой жизни — соединение с Богом, это и называется стяжанием Духа Святого, то есть Его приобретением, единением с Духом Святым. Это еще называется спасением, обожением, приобретением Царствия Небесного — разными выражениями, суть которых одна и та же. Человек — это клетка церковного организма, которая для функционирования должна насыщаться кровью, и каждый из нас живет этой Кровью, когда мы причащаемся Христовых Таин. Мы называем друг друга братьями и сестрами, потому что мы действительно родственники, не только духовные, но и физические: в нашем организме одна и та же кровь, мы все соединены. Значит, мы должны чувствовать друг друга, переживать друг за друга, когда кому-то плохо, и наоборот, научиться радоваться, когда хорошо. Когда мы причащаемся, соединяемся не только между собой, но и с Божией Матерью, с первым человеком на земле Адамом, со всеми святыми…

http://pravoslavie.ru/97101.html

Некоторым уяснением сего могут служить слова Толков. Апостола: «Вседневная жертва на воспоминание страсти Господни, ибо иерей всегда жертвы причащается; прочии же, сущи при сем, умиленне страсть и смерть Господню воспоминающи, мысленне ея причащаются» (л. 547). Эти слова Т. Ап. между прочим некоторые беспоповцы по недоразумению приводят в свое оправдание, цепляясь только за последние слова: «мысленне причащаются». Но кто это и когда мысленне причащаются? – «прочии, сущи при сем», т. е. когда иерей совершает литургию и причащается тела и крови Христовых, у беспоповцев, какой иерей совершает литургию? В Б. Катехизисе мы видели, что причащение совершается благословением, а не чтением писания, то можно ли заменить чтением писания причащение? Сам Иероним в другом месте говорит: «Что важнее: молиться или принимать тело Христово? Конечно – принимать тело Христово» (ч. 2, стр. 35). 29) Беспоповцы дерзновенно иногда говорят, что они приобщаются во время вкушения обыкновенной пищи. Разбор: Это не что иное, как грубое кощунство и объясняется или невежеством или, скорее всего, дерзостью. Ведь пищу вкушают все, не исключая и бессловесных животных: неужели и они (да простит нас Господь за невольное уподобление) приобщаются? А беспоповщинское возражение к тому заключению и приводит. Св. апостол Павел пишет: «Далее вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню, ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих»? ( 1Кор.11:20–22 ). Различие между обыкновенной пищей и причащением св. таин указано и в Б. Катихизисе, л. 201: «Первие же поучаемся сим словом «дай», яко да без нашего смиренного прошения и без божественных молитв ничтоже приемлем. Не токмо ко причастию божественных таин или послушания божественных словес, ихже нарицает хлеб душевный, но и к сему хлебу временному, имже плоть питаем». В Кирилловой книге, л. 304: «Сего ради и святая соборная апостольская церковь прият черплющи причастие животворящего тела и крове Христовы во уста верным подавати не якο общее брашно и питие, егоже всяк кождо приимая вкушати обыкохом, но яко пречестное тело и кровь Христа Спаса нашего, от руки святительской, со страхом Божиим и с верою, во уста приимати подобает».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010