по случаю 60-летия Архиепископа Макариоса произошел обмен телеграммами между Святейшим Патриархом Пименом, митрополитом Ленинградским и Новгородским Никоди-мом, митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием, с одной стороны, и Архиепископом Макариосом, с другой. Подобный обмен телеграммами был и к Дню независимости Кипра — в октябре 1973 г. Осенью того же 1973 г. на Кипре находился заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата епископ Зарайский (ныне архиепископ Виленскии и Литовский) Хризостом в составе делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Общества дружбы «СССР — Кипр». Епископ Хризостом нанес визит в Архиепископию, где епископу Саламинскому Варнаве передал послание Святейшего Патриарха Пимена, адресованное Архиепископу Макариосу (Архиепископ в то время находился в Эфиопии). В июле 1974 г. в связи с военным мятежом на Кипре Святейший Патриарх Пимен в специальном заявлении решительно осудил творящееся насилие «над волей кипрского народа», выразил согласие с позицией законного президента страны Архиепископа Макариоса, заявил «о своей солидарности со справедливой борьбой патриотов с путчистами», обратился с призывом ко всем главам Церквей, «к руководителям всемирных и региональных организаций, ко всем христианам» — «возвысить голос протеста против бесчинств, творимых на Кипре греческими офицерами, и усилить поддержку борьбы киприотов за восстановление прав своего законного правительства и мира на своей земле». «Мы, — говорится в заявлении, — глубоко сожалеем о неблаговидной роли, какую играют в этих событиях те церковные круги, которые некоторое время назад заняли раскольническую позицию против своего законного Первосвятителя, а ныне санкционируют и усиливают беспорядки» . Последовало также заявление и президента Христианской Мирной Конференции митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима . В сентябре 1974 г. в ответ на телеграмму митрополита Пафского Хризостома, призывавшего протестовать «против варварских и кощунственных актов на Кипре турецких захватчиков», Святейший Патриарх Пимен осудил «вмешательство извне» и сообщил митрополиту, что копия его телеграммы направлена во Всемирный Совет Церквей на имя генерального секретаря доктора Филиппа Поттера .

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

— «Гарри Поттер». Алхимия духовного роста — «Гарри Поттер». Магия, фэнтези и трансцендентное Гилберт Кит Честертон. «Что не так с этим миром» Наверное, вы удивитесь, что мы предлагаем вам в Рождественский пост прочитать отрывки из иронических статей Гилберта Честертона. Какая в этом польза православному человеку? Все дело в том, что Честертон всю жизнь тяжело болел, пережил войну и непонимание близких, но был благодарен Богу, родным и каждому встреченному человеку. Ирония его текстов часто направлена на иллюзорные взгляды людей, которые в погоне за идеалами не ценят того, что имеют. Такому взгляду на жизнь полезно поучиться каждому православному. Давайте посвятим наше время размышлениям о благодарности Богу за то, что у нас есть. И мягкая ирония Честертона нам в этом поможет. В нашей рассылке — эссе Честертона, недавно впервые увидевшие свет на русском языке в издательстве «Никея»: подписывайтесь и читайте прямо у себя в почте или — следите за обновлениями в блоге: — Требуется непрактичный человек Блог На земле мир, в человеках добрая воля Московская патриархия в защиту мира: 7 текстов. Этой осенью мы запустили цикл «Московская патриархия в защиту мира» — на Рождественский пост и Святки мы сделаем перерыв в этом цикле, но помня песнопения ангелов, славящих рождение Спасителя: «на земле мир, в человеках добрая воля» — мир на земле, люди доброй воли — это рождественские, ангельские «концепты», легшие в основу миротворческих дискурсов и практик — итак, помня эти ангельские рождественские песнопения, в начале Рождественского поста мы публикуем обзор всех на данный момент вышедших выпусков нашего цикла. Социальное служение христиан и богословие революции Последний в этом году текст в цикле «Московская патриархия в защиту мира» — «Социальное служение христиан и богословие революции» Германа Федоровича Троицкого (1934–1995) — кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии, вице-председателя Молодежной комиссии Христианской мирной конференции, главного редактора (1963–1966) журнала «Голос Православия» (немецкоязычное православное издание), многажды публиковавшегося в «Журнале Московской Патриархии». Как должно быть ясным из всех наших предыдущих выпусков, авторы ЖМП в своих текстах «в защиту мира» всегда развивали миротворческое богословие не само по себе, не абстрактно, как если бы вопросы войны и мира парили бы в каком-то вакууме, а конкретно — в широком социально-политически- экономическом контексте. Предлагаемый текст Троицкого ставит этот контекст в центр внимания; если авторы рубрики «В защиту мира» развивали миротворческое богословие как элемент системы социально-политически- экономического богословия, то в данном случае один из этих авторов, Г. Ф. Троицкий, занимается социально-политически- экономическим богословием как таковым. Цитаты:

http://blog.predanie.ru/article/molitva-...

Подобный обмен телеграммами был и к Дню независимости Кипра — в октябре 1973 г. Осенью того же 1973 г. на Кипре находился заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата епископ Зарайский (ныне архиепископ Виленскии и Литовский) Хризостом в составе делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Общества дружбы «СССР — Кипр». Епископ Хризостом нанес визит в Архиепископию, где епископу Саламинскому Варнаве передал послание Святейшего Патриарха Пимена, адресованное Архиепископу Макариосу (Архиепископ в то время находился в Эфиопии). В июле 1974 г. в связи с военным мятежом на Кипре Святейший Патриарх Пимен в специальном заявлении решительно осудил творящееся насилие «над волей кипрского народа», выразил согласие с позицией законного президента страны Архиепископа Макариоса, заявил «о своей солидарности со справедливой борьбой патриотов с путчистами», обратился с призывом ко всем главам Церквей, «к руководителям всемирных и региональных организаций, ко всем христианам» — «возвысить голос протеста против бесчинств, творимых на Кипре греческими офицерами, и усилить поддержку борьбы киприотов за восстановление прав своего законного правительства и мира на своей земле». «Мы, — говорится в заявлении, — глубоко сожалеем о неблаговидной роли, какую играют в этих событиях те церковные круги, которые некоторое время назад заняли раскольническую позицию против своего законного Первосвятителя, а ныне санкционируют и усиливают Последовало также заявление и президента Христианской Мирной Конференции митрополита Ленинградского и Новгородского В сентябре 1974 г. в ответ на телеграмму митрополита Пафского Хризостома, призывавшего протестовать «против варварских и кощунственных актов на Кипре турецких захватчиков», Святейший Патриарх Пимен осудил «вмешательство извне» и сообщил митрополиту, что копия его телеграммы направлена во Всемирный Совет Церквей на имя генерального секретаря доктора Филиппа В связи с национальным праздником Республики Кипр — Днем независимости — в октябре 1974г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Есть один элемент христианской культуры, нам всем дорогой, любовно выращенный в петербургский период нашей истории и теперь выкорчеванный без остатка. Это свобода, которая с таким трудом пробивалась в крепостнически-самодержавном царстве, но, наконец, сделалась неотъемлемой частью русской жизни. Эта свобода целиком выросла на почве западной культуры как результат сложного воздействия духовных сил. В византийско-московской традиции у нее не было никаких корней. В этом и состояла трагедия русского славянофильства и вообще русского национального свободолюбия. Вот почему с такой невероятной легкостью свобода могла быть выкорчевана из сознания русских масс, лишенных общения с внешним миром, принесших в марксистскую школу лишь древние инстинкты Московии. Коммунизм сгинет вместе со своими идеологическими катехизисами. Но Московия останется. Останется тоталитарное государство, крепкое не только полицейской силой, но и тысячелетними инстинктами рабства. Разбить его может лишь новый – столь же тоталитарный, то есть религиозный – идеал свободы, который некогда разложил и старую Московию. Но сейчас свобода жива лишь на христианском Западе и ведет отчаянную борьбу с обступившими ее силами тьмы. Война ведется не только на полях сражений, но и на всех участках культурного фронта: в искусстве, в философии, в теологии. От исхода этой борьбы зависит участь мира на много веков. От нее зависит и участь России. Судьбы России решаются на линии Мажино 2 , в Атлантическом океане, в снегах Финляндии. Странно, дико сложилась история. Русские войска умирают за свое собственное рабство. Финны сражаются не только за свою свободу, но и за свободу России. 1 Керр Филипп Генри, 11-й лорд Лотиан (1882–1940) – английский дипломат, посланник Великобритании в США (1939–1940), сторонник федерализации Европы. В 1916 году, будучи личным секретарём Дэвида Ллойда Джорджа, принимал участие в работе Парижской мирной конференции. В марте 1920 года был награжден орденом Кавалеров Почёта. В 1931 году на протяжении четырёх месяцев являлся канцлером герцогства Ланкастерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

... Александр Исаевич промолчал, чтобы не подставить под удар «Архипелаг ГУЛАГ». Александр Трифонович не промолчал, чтобы «спасти журнал». Владыка Никодим – чтобы не подставить под удар Церковь . И умалчивать об этом было бы неверно: ведь эти заметки – попытка нарисовать портрет владыки, а не икону; жизнь, а не житие. «Старая площадь» «ломала» не только Высокопреосвященнейшего, но и Святейшего. Из документов. Д-ру И. ГРОМАДКЕ, ПРЕЗИДЕНТУ ХРИСТИАНСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Дорогой д-р Громадка, мы только что получили пресс-бюллетень Всемирного Совета Церквей от 29 августа 1968 года, в котором с удивлением прочли, со ссылкой на Немецкую Евангелическую Службу Печати, об остром протесте «против незаконного вторжения советских и других восточноевропейских войск в Чехословакию», который издал будто бы 21 августа «Секретариат Пражской Христианской Мирной Конференции». По имеющимся у нас сведениям, это заявление было сделано в Праге двумя работниками аппарата Христианской Мирной Конференции, не обладающими на это правами и не могущими представлять своими особами ни Христианскую Мирную Конференцию в целом, ни какой-либо орган этой Конференции, правомочный делать публичные заявления. Это заявление уже 22 августа с. г. было опубликовано в Западной Германии и получило широкое распространение в международных церковных сферах. Такой поступок сотрудников аппарата ХМК требует, по нашему мнению, осуждения со стороны руководства Конференции, ибо мы знаем, что и многие члены Христианской Мирной Конференции не разделяют точки зрения авторов упомянутого заявления. В самом деле, неприложимо понятие «оккупация», которое употребляют авторы заявлений, в данном случае, когда армии пяти союзных с ЧССР стран защитили социалистический строй в Чехословакии, находившийся под угрозой, к чему привели разрушающие действия противо-социалистических сил. Мы убеждены, что временное вступление на территорию Чехословакии союзных с ЧССР войск предотвратило большое кровопролитие и, возможно, международный вооружённый конфликт.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Рассмотренные труды отличаются разнообразием содержания и глубиной богословской мысли. Некоторые из них имеют значение учебной литературы для духовных школ. Совет ЛДА постановил присвоить митрополиту Никодиму ученую степень доктора Богословия “honoris causa”.10 февраля 1975 г. Святейший Патриарх Пимен утвердил это постановление 7 марта того же года в Ленинградской Духовной Академии (ЛДА) состоялось вручение митрополиту Никодиму диплома доктора Богословия “honoris causa” Варшавской Христианской Академии. Таким образом были отмечены выдающиеся заслуги Владыки Никодима в экуменической и миротворческой деятельности Варшавской Академией. Почетной докторской степени он был удостоен Софийской Духовной Академией имени святого Климента Охридского. Митрополит Никодим являлся автором нескольких Последований святым угодникам Божиим. Получившие с 1958 г. развитие отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей (ВСЦ) в ноябре 1960 и марте 1961 г. завершились переговорами о вступлении нашей Церкви во ВСЦ. На Третьей Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 г. архиепископ Никодим возглавил делегацию Российской Православной Церкви (РПЦ). На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) он возглавлял делегации Российской Православной Церкви (РПЦ). С 1961 по 1975 г. он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ. В 1975 г. На V Ассамблее ВСЦ в Найроби митрополит Никодим был избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей. Исполняя заповедь Господа Иисуса Христа о миротворчестве (Мф. -5,9), митрополит Никодим много потрудился для становления и развития Христианской Мирной Конференции (ХМК). На I-V Всехристианских Мирных Конгрессах он возглавлял делегации Российской Православной Церкви (РПЦ). Митрополит Никодим был последовательно членом Рабочего комитета Христианской Мирной Конференции (ХМК), вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы Христианской Мирной Конференции (ХМК) и, наконец, на IV Всехристианском Мирном Конгрессе в октябре 1971 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

   В 1958 г. в Праге представители нашей Церкви вместе с богословами ФРГ, ГДР, Чехословакии, Англии, Франции, Нидерландов, США и др. приняли постановление об учреждении постоянно действующей Христианской мирной конференции. В июне 1961 г. в Праге состоялся I Всемирный общехристианский конгресс в защиту мира, организованный Христианской мирной конференцией. Делегацию Русской Церкви возглавлял архиепископ Ярославский Никодим, который выступил с докладом; основной доклад «Мир и земля» зачитан был профессором И. Громадкой, представлявшим евангелическую Церковь Чехословакии. Католическая церковь не участвовала в конгрессе; до II Ватиканского Собора позиция Русской Церкви по отношению к Римско-католической была достаточно жесткой, ее на конгрессе изложил архиепископ Никодим. Затем с докладами выступили доктор Р. Ульман, Я. Стефанс. Особое впечатление на участников конгресса произвел доклад доктора Нимеллера «Мир в век техники», с кратким выступлением на тему «Мир и христианская справедливость» к участникам конгресса обратился Патриарх и Католикос всех армян Вазген I. Был избран совещательный Комитет для продолжения работы Христианской мирной конференции. От Русской Православной Церкви в него вошли Патриарх Алексий I, председатель ОВЦС архиепископ Никодим (Ротов), епископ Среднеевропейский Иоанн (Вендланд), протоиерей В. М. Боровой, иеромонах Ювеналий (Поярков), профессор Л. Н. Парийский, А. Ф. Шишкин, А. С. Буевский, И. В. Варлаамов, В. С. Алексеев. Председателем избран был профессор И. Громадка, а одним из его заместителей архиепископ Никодим. В состав международного секретариата ХМК вошел А. С. Буевский. Обращение к христианам всего мира, принятое на конгрессе, было выдержано в достойном тоне и чуждо одностороннего поверхностного политиканства. В этом же году был образован Советский фонд мира, в который также вошли представители Русской Православной Церкви. Основной задачей его провозглашался сбор денежных пожертвований для финансирования общественных организаций, ставивших своей целью борьбу за мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дальнейшая история разрешения накопившихся проблем «ради пользы православия» хотя и хорошо известна, до сих пор не получила надлежащей оценки: это борьба за диаспору, вторжения во внутренние дела других автокефальных Церквей, самочинное признание англиканской иерархии, введение нового стиля и иные скороспелые «всеправославные» инициативы. Сопровождавшая действия фанариотов псевдобогословская риторика с избытком представлена в источниках того времени. Если обратиться, например, к протоколам заседаний Лозаннской мирной конференции, в той части, где обсуждался вопрос о судьбе Константинопольского патриархата, то обращает на себя внимание легкость, с которой политики оперировали экклезиологическими категориями. Константинопольский патриарх именуется здесь повсеместно «примасом» (primate) и «главой» Православной Церкви. Например, в заявлении греческой делегации говорилось: «Вселенский патриарх является примасом всех православных христианских Церквей. В этом качестве он сносится с главами автокефальных православных Церквей по всем вопросам, относящимся к области веры, христианской нравственности и церковного права. В этих вопросах мнения и авторитет Вселенского патриарха имеют преимущественное значение» . И хотя, по словам представителя греческой делегации, в церковных вопросах «решения политической конференции не могут иметь никакого юридического значения» , Константинополь до сих пор по инерции ссылается на протоколы Лозаннской конференции как на официальный документ, закрепивший за ним на международном уровне статус «центра мирового православия». Разумеется, не только политики в эти критические моменты «приукрашивали» положение Константинопольского патриарха в Православной Церкви. Из числа поступивших на имя президента Лозаннской мирной конференции протестов против возможного выдворения патриархата из Константинополя особенно выделялось послание митрополита Антония (Храповицкого), в котором, в частности, говорилось: [Константинопольская кафедра] по учению Христовой Церкви, изложенному в постановлениях семи Вселенских Соборов, признаваемых как всеми православными христианами, так и римско-католиками, не является только одною из церковных провинций, но мыслится как неизменный элемент полноты Православной Церкви, как инстанция, связанная не только со своим диоцезом, но и со всею Православною Церковью по вселенной, почему и именуется с V века кафедрой Вселенского Патриарха.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/26/pr...

8. Война Война есть существующий способ разрешения международных осложнений. Происхождение войны относится к тому далёкому варварскому языческому прошлому, когда в жизни господствовало право сильного. Как остаток язычества, когда не было никакого понятия о милосердии и гуманности, война ужасна по своему выражению и последствиям. Она несёт за собой нарушение мирной жизни, по крайней мере, двух воюющих народов, вырывает из среды населения тысячи неповинных жертв, оставляет за собой массу увечных, больных и несчастных вдов и сирот, расстраивает народное хозяйство, задерживает развитие торговли, промышленности, культуры. Вредоносность войны сознается всеми, и в душе каждого нормального человека живёт искреннее желание видеть человечество свободным от этого кошмара жизни. Предпринимаются миротворцами и попытки к приобретению нового способа прекращения международных споров, какова на нашей памяти была Гаагская конференция мира. Но, к сожалению, эти попытки доселе были неуспешны; война есть. Каждое государство поэтому старается запастись возможно большей вооружённой силой на случай войны, а услужливая техника изощряется в изготовлении губительных снарядов. – Факт существования войны есть ясное доказательство того, что человечество ещё далеко от Христа и Его заветов любви, всепрощения и нестяжательности, и что одно развитие наук и промышленности – культуры не в состоянии избавить жизнь от зла человеконенавистничества. Для прекращения войны необходимо самое широкое распространение словом и, главное, примером идеи братства во Христе всех народов, веры в Премудрость Промысла, Управляющего судьбами мира. Тогда не будет дипломатической хитрости и недоброжелательства в отношениях, не будет зависти к благополучию другого; не будет причин для войны. У истинных христиан войн не было и быть не может. Церковь Православная и молится всегда «о мире всего мира». Но, молясь о мире, Церковь благословением сопровождает воинов на поле брани, и воинство православное именует христолюбивым. Такое отношение Церкви к воинам объясняется тем, что она смотрит на них, как на выразителей любви к ближним, любви бескорыстной и самоотверженной. Да таковы они и есть. Ведь, благодаря воинам, жители страны получают возможность мирной жизни и продолжения своих занятий и во время войны. В противном случае, при отсутствии воинов, с началом войны должно бы было неизбежно прекратиться мирное течение жизни, и каждый из обитателей страны по инстинкту самосохранения и по любви к родине должен был бы, бросив свои обычные дела, встать в ряды сражающихся, как и было, например, у нас на Руси в Отечественную войну и в эпоху смутного времени. Далее, каждый солдат является на войне выразителем не своих личных чувств к врагу, а выразителем любви к отечеству. За отечество, за родину и ближних жертвует собой солдат; он душу свою полагает за других. Церковь и называет его христолюбивым за его готовность исполнить заповедь Христову о любви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Мы молимся о братском народе Социалистической Чехословакии и о всестороннем его развитии. С неизменной братской к Вам во Христе любовью АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ г. Одесса, Успенский монастырь, 14 сентября 1968 года 286 . Собкор «Известий» в Праге Владлен Кривошеев после 1968 г. потерял работу: «Антисоветчик!» Отказался писать, что благодарные чехи встречают нашу армию хлебом-солью. Вот его оценка тогдашней ситуации. Ноябрьский пленум – «пражская осень». Какой она была? Танки к тому времени уже вышли из Праги. Развёртывались гарнизоны. На низовом уровне (жизнь есть жизнь!) отношения налаживались: наши солдаты помогали чешским крестьянам, порой крутили романы с местными девушками. Доходило до свадеб... Дубчека и его соратников принудили к покаянию... Была боль, словно кто-то очень близкий, тот, кого всегда любил, уважал, вдруг ударил ножом в спину. Боюсь, это ощущение у чехов живо и ныне 287 . В то время митрополит Никодим был председателем Комитета продолжения работы Христианской мирной конференции (Прага), и при всем желании он не мог уклониться от изложения официальной точки зрения: «Московский Патриархат уполномочен заявить...» Из определений Священного Синода от 28 ноября 1968 года . Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, вице-президента ХМК, о совместном заседании Рабочего комитета и Международного секретариата ХМК в Масси, близ Парижа, с 1 по 4 октября с. г. Постановили. 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию представителей Московского Патриархата в ХМК, занятую ими при обсуждении участниками заседания событий в Чехословакии. 3. Указать представителям Московского патриархата в Христианской мирной конференции на необходимость и в будущем столь же принципиально отстаивать реалистическую позицию в вопросах сохранения мира в Европе и во всем мире 288 . Есть присловье: «Глас народа – глас Божий». Вспомним, что говорили в то время «на кухнях». – Приснился танк. К чему бы это? – К другу. – Что такое наручники?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010