Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя в Неделю о слепом 13 мая 2007 г. 17:02 13 мая, в 6-ю Неделю по Пасхе, которую также называют Неделей о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. По окончании литургии Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом. Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я поздравляю всех вас с воскресным днем. Сегодня — последнее воскресенье пасхальных праздников. В среду мы будем совершать Отдание Праздника Пасхи Христовой. Начиная со Светлого Воскресения, мы слышали пасхальные песнопения, которые утверждают нашу веру в Воскресшего Спасителя и свидетельствуют о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос победил смерть и даровал всем нам Жизнь Вечную: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Все эти дни мы приветствовали друг друга радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ жизнеутверждающее: «Воистину Воскресе!» Пасхальный период – особое время в круге богослужений нашей Святой Церкви, и всегда печально расставаться с ним. Никто из нас не знает, сподобит ли Господь дожить до Светлого Христова Воскресения в будущем году. Может быть, для кого-то из нас эта Пасха станет последней. Но будем надеяться на милость Божию, на то, что Господь продлит жизнь каждого из нас, дабы и в будущем, 2008, году все мы сподобились войти в светлую радость о Воскресшем Господе и Спасителе. О Воскресении Христовом, о том великом Крестном подвиге, который Сын Божий совершил нас ради человек и нашего ради спасения и Своим тридневным Воскресением даровал нам Жизнь Вечную, — обо всем этом Святая Церковь напоминает нам каждый воскресный день года. И поэтому светлой и всепобеждающей радости о Воскресшем Господе и Спасителе никто и ничто не отнимет от нас. Сегодня — Неделя о слепом, который обратился ко Господу с просьбой об исцелении, и Сын Божий исцелил болящего. Но любое чудо всегда вызывает сомнения. Люди стали спрашивать у родителей исцеленного, действительно ли их сын родился слепым? Потом повели бывшего слепца к фарисеям, которые, узнав о том, что исцеление произошло в субботу, выгнали его из сонмища. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 35-38). Сегодняшнее Евангельское чтение еще раз учит нас тому, что только вера в Господа дает нам возможность стяжать Его благодать, получить исцеления, укрепить силы и мужество совершать жизненный путь.

http://patriarchia.ru/db/text/239025.htm...

В это самое время пастухи близ города Вифлеема сторожили в поле свои стада. Вдруг им явился ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидовом (т.е. Вифлееме) родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». И внезапно явилось множество других ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они рассказали всем, что слышали от ангелов о Младенце. И все дивились их словам. Праздник Рождества Христова мы празднуем 25 декабря (7 января по н. ст.). 4. Сретение Иисуса Христа во храме (Лк. 2:22–32) В сороковой день после рождения Младенец Иисус был принесен из Вифлеема в Иерусалимский храм, где в этот день, по закону Моисееву, каждого новорожденного мальчика-первенца посвящали Богу и приносили жертву: богатые люди – теленка или ягненка, а бедные – двух голубиных птенцов, которых и принесла Богородица. В это время жил в Иерусалиме праведный и благочестивый человек – старец Симеон. Ему предсказано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Христа. И вот он, по внушению Божию, пришел во храм в тот самый день, когда Иосиф с Марией принесли туда Иисуса, встретил Его, взял на руки, благословил Бога и сказал, что теперь он может умереть спокойно, так как его глаза видели посланного Богом Спасителя, Который есть свет к просвещению язычников и слава Израиля 6 . Тут же встретила Христа старица, жившая при храме, Анна-пророчица. И она, подошедши к Нему, славила Бога и говорила о Нем всем ждавшим в Иерусалиме пришествия Спасителя. День Сретения, или встречи, Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалимском храме праведным Симеоном мы празднуем 2 февраля (15 февраля по н. ст.). Симеон, принявший Христа-Бога на свои руки, называется Богоприимцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Приближались дни страданий Христа Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подоит» к кресту или Святой Чаше. 25 апреля, 2013 Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подоит» к кресту или Святой Чаше. Приближались дни страданий Христа… В один из дней Он шел с учениками и говорил им, что надлежит Ему претерпеть мучения и умереть для спасения людей, а потом воскреснуть. Тогда подошли к Нему два сына Зеведеева, Иаков и Иоанн, и просили выполнить их просьбу. На Его вопрос, чего они хотят, они попросили Христа, чтобы Он позволил им сесть у Него по правую и левую руку во славе Его. Обличая их в стремлении стать первыми, Христос сказал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов, господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да будет не так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10:42-44). Эти слова Христа и этот случай, приводимый евангелистом, обличают и нас, дорогие о Христе братья и сестры… Ведь почти каждый человек, иногда даже не отдавая себе и этом отчета, из-за своего эгоизма стремится занять первое место везде, стремится к почету, к удобству, и это почти всегда в ущерб интересам других. Как Иаков и Иоанн просили у Господа первые места, пусть даже из похвального чувства любви к Учителю, но забывая обо всех остальных, так и мы стремимся к собственному благополучию, забывая обо всех окружающих. Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подойти к кресту или Святой Чаше. Христос, показавший пример смирения от яслей до Креста, обличает нас в нашем эгоизме. Разве все невзгоды земные, раздоры, драки и споры как в государствах, так и в семьях происходят не потому, что люди забывают эти слова Создателя и Спасителя: «Кто хочет быть большим, пусть будет всем слуга» и другие: «Возлюби ближней своего, как самого себя»?

http://pravmir.ru/priblizhalis-dni-strad...

Аминь. БЕСЕДА О КЛАДБИЩЕ И О КРЕСТЕ Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа   О названии кладбища и о кресте Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа. — Причина произнесения беседы вне города. — О том, как Христос победил смерть. — Чем победил дьявол, тем и сам побежден был. — Победа эта без нашего труда. — Почему разодралась завеса в храме? — О том, как должно приступать к св. причащению. — Призывание Св. Духа.   Ч АСТО я размышлял сам в себе, для чего отцы наши, обойдя молитвенные дома, находящиеся в городах, установили, чтобы сегодня собирались вне города, и здесь (совершали богослужение); не напрасно же и не без причины, кажется мне, они сделали это. Я доискивался причины, и по благодати Божией нашел причину справедливую и основательную и приличную настоящему празднику. Какая же это причина? Мы совершаем воспоминание о кресте; а распятый на кресте был распят вне города: вот почему выводят нас за город. За пастырем, говорится [в Писании], следуют овцы; где царь, там и воины, и где труп, там и орлы. Поэтому–то вне города [мы собираемся], — но лучше наперед докажем и из божественных писаний, что именно поэтому. Дабы вы не подумали, что это наша догадка, я приведу вам в свидетели Павла. Что говорит он о жертвах? « Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат » (Евр. 13:11–12). Выйдем же к Нему вне стана, перенося Его уничижение. Это сказал, повелел Павел; мы послушались и вышли. Итак, вне [города] мы собираемся поэтому. Но для чего именно в этом храме мучеников, а не в другом каком–либо? По благодати Божией наш город со всех сторон ограждается останками святых. Почему же именно здесь, а не в другом храме мучеников отцы повелели нам собираться? Потому, что здесь покоится множество умерших. Так как сегодня Иисус нисшел к умершим, то мы и собираемся здесь. Поэтому и самое место названо усыпальницею (koimhthrion), дабы ты знал, что скончавшиеся и лежащие здесь не умерли, но покоятся и спят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В восьмой день Божественный младенец по обычаю Иудейскому был обрезан (1 января) и наречён Иисусом, как назвал Его Архангел во время благовещения. 3. Сретение Господа нашего Иисуса Христа Лк. 2:22–39 В сороковой день по рождению по закону Пресвятая Богоматерь принесла своего Младенца в храм Господень. В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон . Ему Господь обещал, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя. Симеон встретил Божественного Младенца в храме. Он по откровению Божьему узнал, что этот Младенец и есть Спаситель мира, взял Его на руки 15 и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу (по слову) твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всхъ людей». В то же время была в храме ещё Анна -поророчица, которая в посте и молитве служила здесь Богу день и ночь, и она также славила Бога и говорила всем, что младенец Иисус есть обещанный Спаситель (Сретение, встречу, Господа в храме празднуем 2 февраля). 4. Поклонение волхвов; бегство Святого семейства в Египет; Избиение младенцев Мф. 2 глава Пока Иосиф и Мария с младенцем Иисусом пребывали в Вифлееме, пришли с востока в Иерусалим волхвы (мудрецы) и расспрашивали: «где родившийся царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Царь Ирод смутился, опасаясь лишиться царства. Он спросил у книжников: «где должно родиться Христу?» Ему ответили: «в Вифлееме, так написано Пророком». Царь сказал это волхвам и просил: «когда найдёте Младенца – известите меня чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они пошли, звезда опять шла пред ними. Наконец, звезда остановилась в Вифлееме над одним домом. В этом доме они увидели Младенца с матерью, поклонились Ему до земли и принесли дары: злато, ладан и смирну. В следующую ночь им во сне было откровение от Бога – не ходить к Ироду и – они ушли иным путём в страну свою. Когда Ирод узнал, что волхвы ушли прямо домой, весьма разгневался и послал избить в Вифлееме и около его всех младенцев до двухлетнего возраста. Он хотел тут и Христа убить, но Силы небесные хранили Его: ещё до прихода убийц Ангел велел Иосифу с Богоматерью и Младенцем удалиться в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ветхозаветную Церковь заменила основанная Господом Спасителем Церковь, Христос говорил, что Он пришел не нарушить «закон» Моисеев, но «исполнить» его, дополнить и окончить его ( Мф. 5:17 ). Во время пребывания Своего на земле, Христос Спаситель никогда не говорил, что храм не нужно почитать, как никогда не говорил и того, что священные изображения херувимов в храме (в Соломоновом храме и ковчеге завета) суть идолы и что их нужно выбросить из храма. Наоборот, известно, что Господь Иисус Христос, приходя в Иерусалим, проявлял большое уважение к храму ( Иоан. 2:14–17 ). Войдя торжественно в Иерусалим, Христос пошел в храм и там «осмотрел все». Осмотревши все, Он совсем не давал повеления выбросить из храма изображения херувимов, эти ветхозаветные иконы, но только, застав «продающих и покупающих в храме», изгнал их, вместе с меновщиками денег из храма, сказавши при этом: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:11,15–17 ). Из евангелия мы знаем, как враждебно относились ко Христу книжники и фарисеи, как они при всяком случае укоряли и обвиняли Его; однако из Св. Писания не видно, чтобы еврейские учители и книжники обвиняли Иисуса Христа в неуважении к храму Иерусалимскому и тем священным изображениям, которые находились в нем. Св. апостолы также нигде и никогда не учили нас не почитать изображений истинного Бога, в тех формах, в каких Он являлся людям, или вообще, какие напоминают о Нем, как и не учили они не почитать и изображений св. ангелов и угодников Божиих. По примеру, данному нам Спасителем ( 1Пет. 2:21 ), св. апостолы посещали храм Иерусалимский и поклонялись в нем ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:46, 3:1, 5:12, 22:17–19, 24:11 ). Произнося свою знаменитую проповедь в Афинском Ареопаге, апостол Павел говорил между прочим: «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17:23 ). И апостол хвалил афинян-язычников за то, что они почитали истинного Господа Бога, проявляя Ему свое почитание чрез видимый предмет – жертвенник. Показывая на этот жертвенник, апостол Павел говорит: «Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Разумеется, апостол истинным Богом называл не жертвенник, но только чрез него (жертвенник) свидетельствовал об истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Само собой разумеется, что Спаситель этим Своим повелением не запрещает молитвы за богослужением в храме или в других местах, кроме уединенной комнаты; ведь Он Сам ходил в храм иерусалимский для молитвы, молился при многочисленном собрании людей, например, пред насыщением пятью хлебами пяти тысяч человек, пред воскрешением Лазаря; Господь только желает, чтобы везде молитва была искренняя, а не напоказ, не для прославления. 101. Молитва Господня (Мф. 6:9–13) Чтобы люди знали, как нужно молиться и о чем в молитве просить Господа, Спаситель сказал людям: «молитесь так: Отец наш Небесный! пусть прославляется Твое Святое имя; пусть придет Твое Царство; пусть исполняется Твоя воля на земле, как на небе; дай нам сегодня пищи для пропитания; прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас; и не допусти нас до греха, но избавь нас от всего злого. Потому что Тебе всегда принадлежит царство и сила и слава во веки. Аминь» 14 . Как в молитве мы должны называть Бога? Как мы должны молиться об имени Божием? Что мы должны просить у Бога о Его Царстве? Как мы должны молиться об исполнении Его воли? Как мы должны молиться о пище? – о прощении наших, грехов? – об избавлении нас от всего худого? Почему мы можем надеяться, что Бог исполнит наши просьбы? Любовь и уважение к храму Изгнание торгующих из храма ( Ин.2:13–16 ). Научая людей молитве к Богу, Господь Иисус Христос учил, чтобы люди уважали и самые места молитвы или храмы. Однажды Иисус Христос пришел в Иерусалим на праздник Пасхи и вошел в храм. Там Он нашел большой беспорядок: во дворе храма, где народ молился и где приносили жертвы, в этот раз продавали волов, овец и голубей и сидели за своими столами меновщики денег. Тогда Иисус Христос разгневался на это, сделал из веревок бич и выгнал из храма всех торговцев с их волами и овцами, столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И продающим голубей сказал: «возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Дети! видите, как Господь Иисус Христос разгневался на то, что иудеи в храме вели себя очень худо, без уважения к храму. Поэтому мы должны в храме Божием вести себя хорошо: мы должны там усердно молиться, внимательно слушать службу, не разговаривать, не смеяться, не ходить без нужды с одного места на другое; все это грешно и неугодно Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И сбылось слово пророческое: храм Иерусалимский сделался колыбелью христианства. Здесь впервые раздалась весть о рождении Иоанна Предтечи и Крестителя Христова; здесь провела годы своего детства Божья Матерь; здесь праведный Симеон и пророчица Анна впервые объявляют всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме, что находящийся в храме Младенец – есть Спаситель Мира, свет к просвещению язычников и слава народа Израильского; сюда каждый год приходили родители Христа на праздник Пасхи, и Сам двенадцатилетний Отрок Иисус, бросив родителей, впервые воссел здесь среди учителей и слушал и спрашивал их, поражая всех разумом и ответами. Когда же раздался скорбный голос родителей: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя», Христос отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» – так ясно Христос указал на бывшее о Нем слово пророческое: «Вот внезапно придет в храм свой Господь, вот Он идет, и наполню Дом сей славою, и на месте сем Я дам мир» ( Малах. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ). «И каждый день сидел Христос в храме и учил, а ночи проводил на горе Елеонской, и весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» ( Лк. 19: 47; 21: 37–38 ; Мф. 26: 55). Слава, великолепие и достоинство «обители дома Господня и места жилища Его» ( Пс. 25: 8 ) были так близки сердцу Христа, что Он и Сам подавал на украшение храма статир (Мф. 17: 24–27) и особенно ценил тех, кои, ревнуя о славе храма, клали в сокровищницу его «от скудости своей все пропитание свое» ( Лк. 21: 4 ). С резкими обличениями выступил Христос против книжников и фарисеев, кои злоупотребляли самим словом «храм»: «Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Итак, клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23: 17–21), т. е. Господом ( Пс. 25: 8 ; 2Парал. 6: 2; Лев. 26: 11–12 ). И когда Христос нашел, что «в храме» продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег, Он, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул и учил их, говоря: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников?» ( Ин. 2: 14–15 ; Мф. 11: 17). Так «ревность по доме Господнем снедала Христа» ( Пс. 68: 10 ), пророческий взор Которого предвидел, что дом сей сделается святыней для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Образовался таким образом смешанный Самарянский народ и по племени, и по вере: «Самаряне чтили Господа и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили и богам своим они служили по обычаям народов, из которых выселили их» ... «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили» (4цар. 17:28–41). Для поклонения истинному Богу Самаряне выстроили храм на горе Гаразине, а истуканам поклонялись в капищах высот. Не удивительно, что иудеи, у которых во время пришествия Спасителя сохранялась истинная вера в Бога, бесконечно ненавидели самарян, как изменивших вере отцов своих. По убеждению иудеев, считалось грехом и осквернением даже прикоснуться к самарянину; почему Христос, решая вопрос, кто наш ближний, нарочно в известной притче указал иудеям, что и самарянин, которого они так сильно ненавидели, – их брат, достойный их внимания и любви. Вражда между иудеями и самарянами особенно усиливалась еще постоянными их спорами по вопросу о том, где истинное поклонение Богу? Самаряне утверждали, что у них, в храме на горе Гаразине, а иудеи говорили, что у них, в храме иерусалимском ( Иоан. 4:9 ). Теперь для нас станут понятны, как вся беседа Христа с Самарянкой, так и слова, сказанные ей Христом: «Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Самарянка не поняла учения Христа о «живой воде» (ст. 25), но все–таки, когда Он коснулся подробностей ее жизни (ст. 16–18) она увидела в Нем не обыкновенного человека, а прозорливца–пророка: «вижу, что ты пророк» (ст. 19), и сразу обратилась к Нему за разрешением того именно вопроса, который служил главным предметом раздора между самарянами и иудеями: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу» (ст. 20–21). Таким образом, Самарянка не об обрядах спрашивала Христа, не об обрядах Он и отвечал ей, а отвечал на вопрос, где должно поклоняться: в храме гаразинском или иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6 . Он был ребенком, поэтому Его нашли «посреди учителей», освящающего и наставляющего их. Он был ребенком, и потому Его нашли «посреди» них, не поучающего, а «спрашивающего их». Он задавал вопросы, так как это приличествовало Его возрасту, научая нас, как подобает вести себя отрокам, даже если они мудры и учены. Им, скорее, следует слушать своих учителей, чем стремиться поучать их и рисоваться перед ними. Как я уже говорил, Он вопрошал учителей не для того, чтобы узнать что-то, а чтобы, задавая вопросы, научить их. Мудрые вопросы и мудрые ответы проистекают из одного источника. Знать, о чем следует спрашивать и что отвечать, есть та же мудрость. Поэтому Спаситель сначала учится задавать учителям мудрые вопросы, а потом Он будет отвечать на вопросы в соответствии со словом Бога, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 20. Евангелие от Луки 2:49–51. На отрывок от слов: «Зачем было вам искать Меня» до того места, где сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». 1 . Мария и Иосиф искали Иисуса «между родственниками» и не нашли Его, искали Его между «знакомыми» и не могли найти Его. Они ищут Его в храме – и не просто в храме, но среди учителей и находят Его «посреди учителей». Где учителя, там и Иисус «посреди них», если только эти учителя сидят «в храме» и не оставляют его. Иисус приносит пользу Своим учителям и тем, кого Он, как кажется, спрашивая, научает, говоря «среди них». Он также определенным образом побуждает их искать то, чего они не знают, и стремиться отыскать то, чего прежде не знали и знать не могли, даже если им казалось, что они знают. 2 . Итак, Иисуса находят «посреди учителей», и Он говорит искавшим Его: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Прежде всего, чувствуя простоту изложенного в этом стихе, вооружимся против нечестивых еретиков, которые утверждают, что Творец, Бог закона и пророков, не является Отцом Иисуса Христа. Здесь Отцом Христа назван Бог храма. Валентиниане должны краснеть от стыда, когда слышат, как Христос говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Да постыдятся все еретики, которые принимают Евангелие от Луки и пренебрегают тем, что в нем написано. Это, как я уже сказал, есть простое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010